bigpo.ru
добавить свой файл
1
На правах рукописи


Теунаева Земфира Новзалиевна


РАЗВИТИЕ СФЕРЫ ТУРИСТСКО - РЕКРЕАЦИОННЫХ УСЛУГ


ЮГА РОССИИ НА ОСНОВЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ


Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством:

экономика, организация и управление

предприятиями, отраслями, комплексами

(сфера услуг)


АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук


Ростов – на – Дону – 2009


Диссертация выполнена в Федеральном государственного образовательном учреждении высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»


^ Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор

Тамбиев Абубакир Хасанович


Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

^ Колесников Юрий Семенович


кандидат экономических наук

Синская Ольга Александровна


Ведущая организация: Сочинский государственный

университет туризма и курортного

дела


Защита состоится 28 апреля 2009 г. в 1400 часов на заседании диссертационного совета Д 212.208.30 по экономическим наукам в Южном федеральном университете по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Соборный, 26, ауд. 307.

С диссертацией можно ознакомиться в зональной научной библиотеке ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148.


Автореферат разослан 26 марта 2009 г.



Отзывы на автореферат, заверенные печатью, просим направлять по адресу: 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Горького, 88, экономический факультет ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет», а. 210. Ученому секретарю.


Ученый секретарь

диссертационного совета, к.э.н., доцент Гунина Е.Н.


^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования. Процесс сложных социально-экономических преобразований в современном российском обществе среди ряда проблем усиления социально-экономической дифференциации регионов выдвинул на первый план задачу поиска новых инструментов эффективного реформирования региональной экономики. При этом поиск путей развития экономики опирается на обоснование преимуществ региона, способных послужить основанием эффективного развития. Применительно к Северному Кавказу многими авторами упор делается на благоприятные экологические и рекреационные возможности.

На сегодняшний день является актуальным вопрос создания в регионах ЮФО современного высокоэффективного и конкурентоспособного рекреационного комплекса, в рамках которого возможно предоставление широкого диапазона туристско-оздоровительных услуг и достижение мультипликативного эффекта на его основе. Учитывая то, что развитие туризма оказывает огромное влияние на такие ключевые секторы экономики, как транспорт, строительство, связь, торговля, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, стимулирует внешнеэкономическую деятельность, можно утверждать, что развитие туристско-рекреационного комплекса субъектов ЮФО создаст условия для повышения уровня полной занятости населения, роста его доходов, увеличения доходной части бюджетов регионов.

Важнейшим условием формирования в регионе высокоэффективной и конкурентоспособной туристской индустрии, обеспечивающей широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных туристских услугах, является создание на уровне субъектов ЮФО межрегиональной туристско-рекреационной системы.

Сутью создания межрегиональной туристско-рекреационной системы является объединение в единый комплексный туристский маршрут разно-тематических маршрутов нескольких регионов Юга России. На основе предлагаемой в работе межрегиональной туристской системы возможно формирование комплексных туристических маршрутов «Золотого кольца Кавказа» («море-горы», «степь-горы-море»). Предлагаемый в работе проект носит комплексный характер и призван интенсифицировать туристскую индустрию ЮФО. Реализация проекта позволит возродить такие известные курорты как Кавказские минеральные воды, Домбай, Красная поляна, Приэльбрусье, туристский потенциал которых еще используется недостаточно.

^ Степень разработанности проблемы. В последние годы в России возрастает внимание к исследованию особенностей формирования рынка услуг вообще и туристского рынка, в частности, к поиску новых направлений его развития и механизма регулирования.

Разноплановому решению текущих вопросов и перспективных задач непосредственно в сфере туристских услуг посвятили свои труды ученые А.М.Бабич, Е.В.Биндиченко, Н.А.Восколович, Е.В.Данилова, А.Н.Дегтярев, Е.В.Егоров, Л.И.Ерохина, Е.Н.Жильцов, В.М.Зуев, Г.П.Иванов, С.М.Иовчук, В.Н.Казаков, В.В.Котилко, В.А.Лазарев, Р.Г.Маннапов, А.Г.Новицкий, Н.А.Платонова, Р.Ю.Попова, Д.Г.Родионов, И.А.Рождественская, И.И.Санин, Н.З.Солодилова, Л.Б.Сульповар, В.Ф.Уколов, Я.С.Ядгаров и др.

Наибольший интерес в области исследования особенностей формирования рынка туристских услуг представляют работы В.И. Азара, А. М. Бабича, Ю.К. Байназарова, М.Б. Биржакова, Е.А. Джанджугазовой, В.Г. Гуляева, Е.В. Егорова, Е Н. Жильцова, И.В. Зорина, Н.Д. Закорина, Д.К. Исмаева, В.А. Квартальнова, А.Л. Лесника, М.Э. Немоляевой, Ю.С. Путрика, А.А. Романова, В.С. Сенина, А.В.Чернышева, А.Д.Чудновского и др.

При исследовании факторов, проблем и структурных особенностей экономики регионов ЮФО, а также ролевых функций в системе Юга России, учитывались фактологические сведения и обобщающие выводы, изложенные в работах Дягтеревой И.Н., Иншакова О.В., Кетовой Н.П., Керейтова А., Ломовцевой Р., Тамбиева А.Х. и др.


Изучением вопросов повышения эффективности управления на микро и мезоуровне, целеполагания и стратегического управления занимались такие зарубежные авторы как Д. Гэлбрейт, П. Друкер, Й. Шумпетер, Г. Кунц, С. О'Доннел, М. Мескон, М. Фалмер, и др. Вопросы развития сферы туристских услуг затронуты в работах Р.А. Браймера, Дж. Боуэна, Ф.Котлера, Дж.Уокера, М. Портера, И. Трайба, Э. Хансена и ряда других.

Дискуссионность проблематики, актуальность, недостаточная глубина раскрытия вопросов развития сферы туристско-рекреационных услуг Юга России предопределили выбор темы исследования. Анализ литературы показал, что концепция развития рынка туристско-рекреационных услуг на основе межрегиональной интеграции на региональном уровне в научной литературе не представлена.

^ Цель диссертационного исследования. Цель диссертационной работы заключается в разработке институционального подхода и механизмов реализации межрегиональной интегрированной модели развития рынка туристско-рекреационных услуг Юга России.

Достижение поставленной цели предполагает решение ряда взаимосвязанных задач:

  • раскрыть теоретические подходы к определению сущности и особенностей туристских услуг;

  • обобщить международный опыт функционирования и тенденции развития рынка туристско-рекреационных услуг;

  • провести оценку ресурсного потенциала сферы туристско-рекреационного комплекса Юга России;

  • раскрыть инвестиционный потенциал развития сферы туристско-рекреационных услуг регионов Юга России и определить перспективы межрегионального сотрудничества;

  • исследовать институциональные инструменты межрегиональной интеграции на рынке туристских услуг;

  • обосновать функциональные механизмы формирования и реализации межрегионального туристско-рекреационного комплекса Юга России;

  • предложить схему совершенствования организационно-экономических факторов развития туристско-рекреационного комплекса отдельных субъектов ЮФО на межрегиональном уровне.

^ Объектом исследования является рынок туристско – рекреационных услуг Юга России как инструмент межрегиональной интеграции.

Предметом исследования выступают институционально-экономические механизмы стимулирования межрегиональной интеграции как основной меры развития рынка туристско – рекреационных услуг Юга России.

^ Теоретико-методологическую базу диссертационного исследования составляет диалектический подход к изучению конкретных явлений, событий, фактов на базе применения основных теоретических положений рыночной экономики, современных теорий маркетинга, концепций регионального и синергетического развития, базисных положений теории полюсов роста. Основу исследования составляют труды российских и зарубежных экономистов, работы научно-исследовательских институтов в сфере туристских услуг, отражающие конкретные разработки в сфере формирования программ развития туристско-рекреационного комплекса, законодательные акты Президента и Правительства России, формирующие «юридическое поле» для привлечения инвестиций в развитие туристской отрасли.

^ Инструментарно - методический аппарат исследования базируется на применении, в рамках системного подхода, общенаучных методов анализа и обобщения информации, концептуальных положений современной теории управления, статистического и структурного анализа, концепции принятия решений, методов современной теории риска, массового обслуживания, а также методов стоимостного и сравнительного анализа, представленных в работах российских ученых, а также зарубежных исследователей в области экономико-организационных и технологических процессов стимулирования развития сферы туристских услуг.

Использовались методы логического, статистического и ситуационного анализа. В работе нашли конкретное применение методы экспертных оценок, анкетирования, наблюдения, интервьюирования, группировок, сравнения. Эти инструменты использовались в различных комбинациях на разных этапах проведения исследования, что определялось поставленной целью и задачами работы.

^ Информационно – эмпирическая база исследования формировалась на основе официальных данных Федеральной службы государственной статистики и ее территориальных органов в регионах ЮФО, статистических сборников, ежегодников, методические и справочные материалы Международной организации труда (МОТ), Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Всемирной туристской организации (ВТО), данные, полученные через Интернет, а также результаты собственных исследований автора. Репрезентативная совокупность использованных статистических данных, соответственно обработанных, проанализированных, обобщенных, экономически интерпретированных и прокомментированных, обеспечила достоверность результатов исследования и аргументированную обоснованность выводов в диссертационном исследовании.

^ Нормативно-правовой базой работы явились законодательства РФ и ее субъектов, указы и нормативные акты Президента РФ и Правительства России, регулирующие вопросы развития рекреации и туризма, а также регионального социально-экономического развития, а также постановления Администраций субъектов ЮФО.

^ Рабочая гипотеза диссертационного исследования заключается в совокупности положений, в соответствии с которыми реализация конкурентных стратегий развития региональных туристско-рекреационных кластеров в условиях императивов глобального рынка услуг предполагает формирование интегрированных межрегиональных курортно-рекреационных систем и соответственно, воспроизводство единого межрегионального интегрированного курортно - рекреационного продукта.

Одному и даже ряду мощных инвесторов не под силу возродить курорты всех регионов Юга России, наладить экономические связи, довести уровень обслуживания в санаторно-курортных учреждениях и туристских объектах до мирового стандарта, создать и поддержать вспомогательные инфраструктуры. И в тоже время, концентрация финансовых ресурсов в наиболее перспективных, регионально интегрированных курортах реально позволит создать инфраструктуру высочайшего уровня. Необходимо формирование межрегиональной туристско-рекреационной системы «Золотое кольцо Кавказа» на основе развития опорных туристских центров в нескольких регионах ЮФО, объединенных едиными туристскими маршрутами, обеспечивающими комфортность передвижения туристов на большие расстояния (особенно с использованием автотранспорта).

^ Положения диссертации, выносимые на защиту:

  1. Cоциально-экономический феномен туризма как услуги, заключается в следующих основных аспектах, обуславливающих его специфические особенности, таких как использование в процессе обслуживания туриста разнообразных природных и антропогенных туристско-рекреационных ресурсов, интеграция деятельности предприятий различных отраслей народного хозяйства, обеспечение необходимой инфраструктурой для удовлетворения комплекса потребностей туриста, выявление взаимосвязи развития туризма и его взаимодействия с экономическим ростом, научно-техническим и культурным прогрессом.

  2. Развитие рекреационного хозяйства в ЮФО может значительно снять социально-экономическое напряжение в регионе, способствовать его экономическому росту и поступательному развитию проводимых в экономике макрорегиона трансформационных преобразований. Развитие туризма в южном макрорегионе, имея значительный природный и экономический потенциал, сдерживается вследствие неразвитости туристской инфраструктуры и низкого уровня сервиса.

  3. Интеграция на межрегиональном уровне создает ряд позитивных эффектов для экономик регионов ЮФО: устранение фрагментарности регионального хозяйства, улучшение сбалансированности, пропорциональности и сопряженности между секторами и отраслями; расширение границ экономической эффективности новых технологий и прогрессивных форм организации труда; рост диверсифицированности региональной экономики за счет более интенсивного развития сферы услуг; повышение конкурентоспособности экономики макрорегиона.

  4. Стратегия развития туристско-рекреационного комплекса субъектов ЮФО, основанная на создании межрегиональной туристско-рекреационной системы, способна обеспечить поэтапное развитие и наращивание туристско-рекреационного потенциала всего Юга России при достаточно ограниченных единовременных вложениях с относительно небольшими сроками окупаемости.

  5. Создание межрегиональной туристско-рекреационной системы целесообразно осуществлять путем формирования базовых элементов системы – множества туристско-рекреационных комплексов, под которыми понимаются объекты туристского интереса, рекреационные объекты и зоны, объекты размещения и питания, элементы транспортной инфраструктуры, сформированные вокруг опорных туристских центров с последующим объединением этих комплексов едиными туристскими маршрутами.

  6. В условиях глобализации мировой экономики и внедрения международных туристских компаний на российский рынок межрегиональный туристско-рекреационный комплекс субъектов ЮФО будет более конкурентоспособным в случае формирования межрегионального стратегического альянса предприятий туристско-рекреационного комплекса, инфраструктурных учреждений и органов государственной власти таких регионов как Краснодарский и Ставропольский края, Карачаево-Черкесская и Кабардино-Балкарская Республики.

  7. При формировании стратегии развития курортов Ставропольского и Краснодарского краев, Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республик в рамках межрегиональной туристско-рекреационной системы необходимо разработать единую систему маркетинга межрегионального турпродукта и сформировать туристский брэнд курортов, входящих в альянс, как туристских территорий, предлагающих услуги высочайшего уровня. При этом в рамках предлагаемого в данном диссертационном исследовании стратегического альянса необходимо определить превалирующую специализацию каждого курорта, что обеспечит комплексное развитие всей туристско-рекреационной системы.

^ Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке инновационных форм межрегионального сотрудничества в области развития туристско-рекреационного комплекса субъектов ЮФО на основе использования кластерного подхода и формирования единой маркетинговой стратегии регионального турпродукта. Отдельные элементы научной новизны состоят в следующем:

  1. Разработана организационно-правовая схема формирования межрегионального стратегического альянса с участием органов государственной власти отдельных субъектов ЮФО, предприятий сферы туристских услуг и организаций сопутствующих отраслей. Основной целью альянса является создание и развитие в рамках единого экономического пространства Юга России современной конкурентоспособной индустрии туризма;

  2. Сформулированы такие стратегические направления развития курортов Юга России как создание межрегиональной туристско-рекреационной системы; создание единой системы территориального маркетинга; решение общих экологических проблем территориального туристского комплекса;

  3. Доказано, что создание совместного инвестиционного проекта межрегионального развития туристско-рекреационных услуг отдельных субъектов ЮФО предоставляет следующие преимущества: укрепление рыночных позиций туристских организаций макрорегиона; автономия партнеров; обратимость принятия партнерами стратегических решений; снижение остроты конкурентных отношений между туристскими организациями Юга России; возможность широкой диверсификации деятельности предприятий туристско-рекреационного комплекса; снижение трансакционных издержек; возможности получения синергетического эффекта;

  4. Разработан проект создания межрегионального туристского консорциума на основе использования маркетингового и кластерного подходов, что подразумевает включение в его состав организаций туристкой сферы и организаций сопутствующих отраслей, участвующих в формировании инфраструктуры курорта, объединенных единым названием, едиными стандартами качества, расположенных в курортно–рекреационных районах регионов Юга России;

  5. Разработана схема взаимодействия участников межрегионального туристского консорциума, в соответствии с которой руководство консорциума вкладывает средства в формирование стратегии, фирменного стиля организации, в развитие наиболее капиталоемких инфраструктурных проектов. В тоже время менее капиталоемкие инвестиционные проекты на конкурсной основе передаются частным инвесторам, с которыми консорциум заключает договор франчайзинга;

  6. Показано, что использование договоров франчайзинга в деятельности межрегионального туристского консорциума позволит привлечь средства малого бизнеса в развитие туристской сферы. Так, в рамках франчайзингового сотрудничества, предприниматель должен получать комплексный пакет сопутствующих услуг.

^ Теоретическая значимость определяется актуальностью поставленных задач и состоит в предложенной организационно-правовая схеме формирования межрегионального стратегического альянса в сфере туристских услуг, разработке совместного инвестиционного проекта межрегионального развития туристско-рекреационных услуг отдельных субъектов ЮФО, проект создания консорциума на основе использования маркетингового и кластерного подходов. Концептуальные положения диссертации могут быть использованы в образовательных учебных курсах: «Государственное управление», «Экономика отрасли», «Экономика туризма», «Менеджмент туризма», «Маркетинг».

^ Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что научные положения, выводы и рекомендации диссертации обладают практической ценностью и могут быть использованы органами государственного управления при выработке и реализации системы мер по стимулированию инвестиционной активности в развитие сферы туризма. Разработанные методики могут быть использованы в практике деятельности региональных туристских организаций при построении перспективных и развитии существующих региональных туристско-рекреационных систем в соответствии с требованиями современного этапа развития сферы туристских услуг.

^ Апробация результатов диссертационного исследования проведена в форме публикаций и докладов на международных, всероссийских, региональных, межвузовских и вузовских научно- практических конференциях в гг. Ростов-на-Дону, Краснодар, Ставрополь, Пятигорск, Черкесск (2001-2008гг.).

Основное содержание диссертационной работы и результаты проведенных исследований изложены в 13 научных публикациях автора по данной проблеме, изданных отраслевыми научными издательствами, в научно-практических сборниках и материалах конгрессов и конференций. Общий объем научных трудов, представляющих личный вклад автора, составляет 3 печатных листа.

^ Логика и структура диссертационной работы: Диссертационная работа состоит из введения, трех разделов, включающих 9 подразделов, заключения, списка использованных источников (204 наименований), 18 рисунков, 9 таблиц. Объем диссертации составляет 184 страниц.


^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Во введении обоснованна актуальность темы диссертационной работы, ее теоретическая и практическая значимость, освещена степень разработанности избранной проблематики в научной литературе, сформулированы цели и задачи исследования, его методологическая и теоретическая база, приводятся положения и выводы, содержащие элементы научной новизны и выделяются основные положения, выносимые на защиту.

В первом разделе – «^ Теоретические основы исследования процессов организации, функционирования и развития рынка туристско-рекреационных услуг» - излагаются системные представления о различных подходах к планированию и прогнозированию процессов развития и функционирования национального и регионального туризма с учетом тенденций развития мирового туристско-рекреационного рынка.

Именно выявление и научный анализ тенденций развития мирового туристско-рекреационного рынка делает возможным прогнозирование и планирование процессов развития и функционирования национального и регионального туризма, их учёт при разработке концепций и программ формирования конкретных туристско-рекреационных систем. Ряд проведенных исследований свидетельствует об общности процессов, происходящих в сфере услуг развитых стран, что делает важным изучение зарубежного опыта для применения его в отечественных условиях.

Следует отметить, что сегодня индустрия туризма развивается гораздо быстрее, чем прочие отрасли экономики. Среди традиционных видов услуг туризму принадлежит одна из ведущих ролей.

В индустрию туризма включаются отрасли, выпускающие характерные для туристского потребления продукты. При этом продукция считается характерной, если выполняется два условия.

Во-первых, данный вид товаров и услуг должен иметь существенный удельный вес в общем объеме туристского потребления, либо туристское потребление должно иметь существенную долю в общем объеме выпуска этого вида продукции. С этой точки зрения ряд отраслей традиционно включаются в индустрию туризма большинством стран.

Во-вторых, важным критерием является непосредственный контакт отрасли с потребителями в лице визитеров. Это требование играет важную роль для производства товаров, поскольку непосредственные производители товаров редко прямо контактируют с потребителями. Исключением являются только кустарные производители некоторых специфических товаров, которые могут продаваться туристам прямо в мастерских.

Поэтому в туристскую индустрию, как правило, включаются не производители определенных товаров, а предприятия розничной торговли, обслуживающие визитеров. Выпуск этих предприятий, который, собственно, только и учитывается в составе выпуска индустрии туризма, сводится к торговой наценке на данные виды товаров. Впрочем, предприятия, специализирующиеся на производстве туристского инвентаря и других характерных товаров, могут, конечно, рассматриваться особо.

Услуги могут оказываться производственными единицами любых институциональных секторов. Важно отметить, что, например, сдача квартир визитерам в частном секторе может являться таким же элементом индустрии туризма, как предоставление мест в специально построенных отелях.

По оценкам российских экспертов, в состав индустрии туризма могли бы быть включены следующие отрасли:

1. Розничная торговля, обслуживающая визитеров;

2. Общественное питание;

3. Размещение и проживание;

4. Транспорт и связь;

5. Туристские фирмы;

6. Учреждения культуры и образования, связанные с туризмом;

7. Учреждения здравоохранения, связанные с туризмом;

8. Спортивные учреждения, связанные с туризмом (туристские базы, пункты проката туристского инвентаря, услуги инструкторов и тренеров);

9. Страхование визитеров и другие услуги финансового характера;

10. Другие связанные с туризмом виды деятельности (обеспечение безопасности, сопровождение, перевод, бизнес-услуги).1

Туристско-рекреационный комплекс (ТРК) должен рассматриваться как экономическая категория, выражающая совокупность взаимосвязанных отраслей и производств национальной экономики, единой функциональной задачей которых является деятельность, направленная на удовлетворение разнообразных и постоянно растущих потребностей людей в различных видах отдыха и путешествий в свободное время при рациональном использовании всех имеющихся туристских ресурсов.

Для наиболее полной характеристики туристско-рекреационного комплекса целесообразно выделить его четыре структурных разреза:

  • функционально-отраслевую структуру - как совокупность отраслей и видов деятельности, выполняющих определенные функции и интегрируемые в его рамках для достижения конечной цели - удовлетворения потребностей населения в туристских услугах;

  • организационно-управленческую структуру - как систему организационных форм и органов управления, иерархически сопряженных, обеспечивающих целенаправленное и взаимосогласованное развитие всех звеньев туристско-рекреационного комплекса;

  • социально-экономическую структуру - как совокупность общественных и социальных групп населения, занятых в различных отраслях и сферах туристско-рекреационного комплекса, а также совокупность различных типов предприятий и организаций сферы туризма;

  • территориально-производственную структуру - как совокупность территориальных туристских комплексов. По территориальному признаку можно выделить туристский комплекс области, края, района, отдельного города.

Национальный туристско-рекреационный комплекс как социально-экономическая структура, ориентированная на достижение общей цели деятельности, может быть представлен в виде синтеза отраслей национальной экономики, отнесенных к трем сферам (см. рис.1).




^ Рисунок 1. - Структура туристско-рекреационного комплекса2


К первой сфере следует отнести туристские фирмы - посредники, осуществляющие формирование и реализацию туристского продукта потребителям.

В зависимости от функций, выполняемых туристскими фирмами, согласно федеральному закону РФ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" их разделяют на туроператоров и турагентов, но, как показывает практика, большинство из них в своей деятельности совмещают функции и тех, и других.

Ко второй сфере относятся транспортные предприятия, обслуживающие туристов и обеспечивающие продвижение туриста от постоянного места жительства до туристского района и обратно.

К третьей сфере относятся предприятия "пребывания" в путешествии - это комплекс предприятий размещения (согласно классификации ВТО к ним относятся гостиницы, дома отдыха, санатории, кемпинги и т.п.), а также предприятия общественного питания, зрелищных услуг и ряд других.

Каждая из перечисленных сфер имеет то или иное отношение к конечной цели развития национального туристского комплекса. В целом их деятельность направлена на выполнение комплексом ряда функций, среди которых выделяются следующие:

  • воспроизводящая - суть ее в том, что, представляя собой вид отдыха, туризм способствует восстановлению сил и трудоспособности человека, т.е. дает возможность для обновления его внутренних ресурсов;

  • экономическая - дает существенные поступления в бюджет, стимулирует развитие отраслей, связанных с выпуском предметов потребления, обуславливает рост спроса на изделия местных промыслов и сувениров, способствует развитию социальной и производственной инфраструктуры, обеспечивает приток в страну валютных средств, является регулятором занятости населения и источником дохода для местного населения;

  • познавательно-образовательная - туризм способствует рациональному использованию свободного времени людей, позволяя совместить отдых с познанием истории, быта, культуры, традиций, обычаев своего и других народов.3

При формировании стратегии развития туристско-рекреационных регионов необходимо опираться на концепцию устойчивого развития, так как человечество, являясь частью живой природы, не сможет существовать без ее ресурсов, что говорит о необходимости разумного использования и сохранения природной ресурсной базы.4

Во втором разделе – «^ Потенциал межрегионального сотрудничества в сфере развития туристско-рекреационных услуг Юга России» - рассмотрены основные социо - экономические факторы, формирующие специфику экономик субъектов Северного Кавказа, проведена оценка ресурсного и инвестиционного потенциала развития сферы туристских услуг в регионе, определены перспективы межрегионального сотрудничества в сфере развития туристско-рекреационных услуг Юга России.

Среди внутренних проблем южных субъектов Федерации особо следует выделить те, решение которых может стать резервом обеспечения экономического роста в регионе, обеспечивая необходимый потенциал межрегионального сотрудничества:

  • высокий уровень занятости при низких среднедушевых показателях денежного дохода и доли в консолидированных бюджетах ведущих регионов, большой доле скрытой формы оплаты труда при недостаточном и непропорциональном платежеспособном спросе населения;

  • низкий уровень занятости в отстающих и стагнирующих регионах при высокой рождаемости, отсутствии достаточного роста рабочих мест, низкой оплате труда и среднедушевом обеспечении;

  • низкий уровень производительности труда;

  • распространение краткосрочной и неэффективной занятости молодежи при низком уровне интенсивной производительности труда;

  • необоснованное расширение прямых затрат себестоимости за счет непроизводительных, представительских расходов;

  • медленные темпы развития интеграции и диверсификации, специализации и концентрации, кооперации и комбинированного промышленного и аграрного производства, низкая доля услуг в ВРП в большей части регионов Юга, высокая монополизация и иммобилизация каналов обращения товаров и денег;

  • недостаточное замещение административных и политических мер экономическими методами и технологиями гражданского общества в управлении хозяйством всех регионов Юга;

  • несистемное использование источников финансового обеспечения роста, экономических инструментов, фрагментарность региональной части хозяйственного законодательства5.

ЮФО, особенно на фоне других макрорегионов, выделяется рекреационными ресурсами и обладает таким их набором, который нигде в стране больше не встречается. Наличие бальнеологических ресурсов и лечебных грязей предопределяет самую главную специализацию региона - лечебно-оздоровительную и, соответственно, одним из приоритетных направлений развития экономики здесь должна быть санаторно-курортная рекреация. Также имеются ресурсы для развития активного отдыха - альпинизм, скалолазание, горный туризм, горнолыжный спорт. Достаточно перспективным может стать развитие экологического туризма, который в свою очередь будет являться источником доходов заповедных зон и национальных парков. Дополнительным направлением и источником доходов может служить развитие делового, религиозного, этнического и событийного туризма.

Для интенсификации приема внутренних и иностранных туристов необходимо предусмотреть организацию регулирования направлений и интенсивности туристских потоков, в том числе и по тематической направленности, объединяющей объекты различных субъектов ЮФО.

На рисунке 2 представлена схема предлагаемой автором межрегиональной туристско-рекреационной системы (МРТРС), объединяющей туристско-рекреационные ресурсы Ставропольского края, Карачаево-Черкесской республики, Кабардино-Балкарской республики, Краснодарского края, как центров развития таких видов туризма как:

  • горнолыжный туризм;

  • историко-культурный туризм;

  • экстремальный туризм;

  • санаторно-оздоровительный туризм;

  • экотуризм;

  • морской туризм;

  • бизнес-туризм;

  • водный туризм (круизы, дайвинг, речные прогулки; сплав по рекам).

При этом создание межрегиональной туристско-рекреационной системы не является самоцелью - это одно из направлений социально-экономического развития, способствующее как устойчивой экономической и политической интеграции регионов Юга России, так и повышению уровня инфраструктурного потенциала туристско-рекреационного комплекса. Главная цель создания МРТС – формирование в регионе современных высокоэффективных и конкурентоспособных туристских комплексов, обеспечивающих широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных туристских услугах.

Концепция создания межрегиональных туристских комплексов в составе межрегиональной туристско-рекреационной системы должна учитывать и межрегиональный аспект, определяющий приоритетные направления, учитывать не только сохранение и возрождение памятников архитектуры, уникальных природных объектов, но и совершенствование инфраструктуры




^ Рисунок 2 – Подсистемы межрегиональной туристско-рекреационной системы6

туристских объектов до уровня международных стандартов, а также создание достойного туристского сервиса, в том числе и гостиничного.

Разработка программы создания межрегиональной туристско-рекреационной системы должна включать реализацию последовательных мероприятий, обеспечивающих поэтапное развитие и наращивание туристско-рекреационного потенциала при достаточно ограниченных единовременных вложениях с относительно небольшими сроками окупаемости. В соответствии с этим создание межрегиональной туристско-рекреационной системы целесообразно осуществлять путем формирования базовых элементов системы – множества туристско-рекреационных комплексов, под которыми понимаются объекты туристского интереса, рекреационные объекты и зоны, объекты размещения и питания, элементы транспортной инфраструктуры, сформированные вокруг опорных туристских центров с последующим объединением этих комплексов едиными туристскими маршрутами.

Автором предложено формирование программы по созданию межрегиональной туристско-рекреационной системы, объединяющей туристические объекты в четырех регионах ЮФО. В таблице 1 представлен список курортов, развивать которые предлагается в первую очередь, позиционируя их как полюсы роста соответствующих видов туризма.

Экономическим обоснованием предлагаемой межрегиональной туристско-рекреационной системы является то, что на сегодня отсутствует единая концепция развития туристско-рекреационного комплекса регионов Юга России. В ходе бесконечного лоббирования администрация каждого региона пытается провести через ту или иную целевую программу, интересы именно своего региона, что, конечно же, понятно. Однако это приводит к фактическому размыванию финансовых ресурсов, отсутствию грамотной политики продвижения регионального турпродукта.

Значительная роль в межрегиональной туристско - рекреационной системе, предлагаемой автором, отводится туристским объектам Карачаево-Черкесской Республики.

Таблица 1 – Специализация курортов ЮФО7


Регион

Курорты

Специализация

Ставропольский край

Ессентуки

Пятигорск

Кисловодск

Железноводск

Кавминводы

Лечебно-оздоровительный туризм

Историко-культурный туризм

Деловой туризм

Кабардино-Балкарская республика

Нальчик

Приэльбрусье

Горнолыжный туризм

Алпинизм

Лечебно-оздоровительный туризм

Экстремальный туризм

Историко-культурный туризм

Карачаево-Черкесская республика

Домбай

Теберда

Архыз

Горнолыжный туризм

Алпинизм

Лечебно-оздоровительный туризм

Историко-культурный туризм

Экстремальный туризм

Краснодарский край

Сочи

Адлер

Красная поляна

Морской туризм

Водный туризм

Горнолыжный туризм

Лечебно-оздоровительный туризм

Историко-культурный туризм

Деловой туризм


Перспективы развития туризма на территории Республики связаны, прежде всего, с углублением её наиболее выигрышной, соответствующей базовым конкурентным преимуществам и конъюнктуре рынка горно-спортивной (с акцентом на горнолыжные виды спорта) специализации, что ориентирует на строительство и эксплуатацию крупных современных горнолыжных комплексов, имеющих высокий уровень комфорта и обслуживания. Реконструкция и инфраструктурное обустройство традиционных курортов должны дополняться созданием новых туристско-рекреационных центров, обеспечением их устойчивого функционирования за счёт углубления санаторно-курортной специализации, экологического туризма, а также формирования комплексных туров «горы - море».

В современных условиях развития высококонкурентного рынка туристских услуг повысить уровень конкурентоспособности туристско-рекреационного комплекса южного макрорегиона можно только за счет более четкого и целевого инвестирования в развитие так называемых «полюсов (точек) роста».

Проведенный автором анализ инвестиционной привлекательности ТРК Юга России показал, что, несмотря на экономическое оживление, ожидаемый потенциал потепления инвестиционного климата в послекризисный период происходит медленно. Общая потребность в финансовых ресурсах на реализацию программных мероприятий и проектов по развитию рекреационного сектора оценивается в объеме 1387,496 млн. руб., в том числе на 2006 год – 459,969 млн.руб. Участие федерального бюджета в финансировании реализации Программы развития ТРК ЮФО составляет 258,957 млн. руб., или 18,7 %. Следовательно, 81,3 % средств - за счет отечественных и иностранных инвесторов. 8

Для выполнения намеченной программы необходимы новые подходы к финансовому и правовому ее обеспечению. Это может быть банковская экспертиза проектов, погашение средств полученных кредитов в банках (до 20%), за счет средств федерального бюджета, взаимодействие и привлечение средств Черноморского банка торговли и развития (ЧБТР).

Лимитирующим современное инфраструктурное обустройство Карачаево – Черкесской Республики (и особенно её рекреационных территорий) обстоятельством выступает бюджетно-финансовая ситуация с характерной для неё высокой степенью зависимости от безвозмездных перечислений из федерального бюджета. Для более обоснованного формирования комплекса мер по привлечению в регион инвестиций, автором был проведен анализ динамики инвестиционных потоков в регионах Юга России, который показал достаточно высокий инвестиционный потенциал экономики регионов ЮФО и благоприятные условия для прямых инвестиций и капитальных вложений в экономику макрорегиона. Так, на рисунке 3 наглядно представлена динамика инвестиций в развитие горного туризма в КЧР за последние годы.

Что касается субъектного состава инвесторов, то, как видно из графика, наибольший объем финансовых средств поступает из регионального бюджета, данные средства в первую очередь направляются на строительство канатной дороги в Домбае.

Анализ инвестиционной активности в сфере туризма позволяет также говорить о положительной динамике инвестиционных потоков, осуществляемых российскими инвесторами. Следует отметить, что большая часть российских инвестиций приходится на долю Правительства Москвы, курирующего строительство отдельных туристических объектов в Домбае.

^ Рисунок 3 – Динамика инвестиций из различных источников в развитие туризма в КЧР за 2003-2006 гг. (млн. руб.)9

Фактором, наиболее наглядно отражающим положительные сдвиги в развитии сферы горного туризма в регионе, является динамика иностранных инвестиций. Несмотря на существующее мнение об осторожности, проявляемой иностранцами при размещении инвестиций, ведущие иностранные компании начали вкладывать свои финансовые ресурсы в туристскую инфраструктуру республики. Однако объемы этих инвестиций пока не велики, но одно их наличие в регионе повышает инвестиционную привлекательность сферы горного туризма Карачаево-Черкесской республики.

При анализе инвестиционных вложений в развитие туризма в Карачаево-Черкесской республике следует отметить рост инвестиций со стороны местных жителей, организаций. Ведь именно они формируют предпринимательскую среду региона, создавая благоприятный инвестиционный климат, окружая прибывающих в регион туристов атмосферой доброжелательности и уюта.

В третьем разделе диссертации – «Институционально-экономические механизмы межрегиональной интеграции в сфере развития туристско-рекреационных услуг Юга России» рассмотрены институциональные инструменты и функциональные механизмы межрегиональной интеграции на рынке туристских услуг, включающие маркетинговые инструменты стимулирования развития сферы туристско-рекреационных услуг Юга России, определены пути совершенствования организационно-экономических факторов развития туристско-рекреационного комплекса субъектов ЮФО.

Стратегия развития регионального туризма, по мнению автора, должна определяться необходимостью повышения конкурентоспособности регионального турпродукта на основе использования межрегионального фактора, обеспечивающего дифференциацию туристских услуг и более высокое их качество за счет узкой специализации курортных организаций каждого региона ЮФО.

Стратегия развития курортов Юга России, по мнению автора, будет более эффективной при формировании на межрегиональном уровне стратегических альянсов региональных властей, туристских организаций и предприятий инфраструктурного обеспечения отрасли.

Стратегические альянсы, основывающиеся не на текущей, быстрой выгоде, а на крупных перспективных целях и интересах, способны обеспечивать эффективное функционирование и устойчивое развитие новых формирований, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Логика концептуального моделирования этого процесса предусматривает информированность потенциальных или реальных партнеров об их возможностях и состоянии внешней среды: уровне и динамике рынков, степени конкуренции, традициях и особенностях территориального хозяйствования.

Схема организационного формирования межрегионального стратегического альянса с участием региональных властей субъектов ЮФО, предприятий сферы туристских услуг показана на рисунке 4.





^ Рисунок 4 – Схема организационного формирования Межрегионального стратегического альянса развития туристско-рекреационного комплекса субъектов ЮФО10


Организующее начало в этом процессе должно принадлежать не только региональным органам власти, но и частному капиталу. Частно-государственный подход к формированию стратегии привлечения инвестиций в

развитие туристской отрасли, по мнению автора, является более эффективным, так как учитывает как интересы государства, так и потребности бизнеса.

Предлагаемый межрегиональный туристский консорциум, функционирующий в рамках туристско-рекреационной системы «Золотое кольцо Кавказа» должен стать единой туристской торговой маркой, объединяющей ряд различных туристских продуктов, программ и маршрутов регионов ЮФО, что впоследствии может позволить фирме использовать в своей деятельности франчайзинговые контракты. В работе представлена четкая схема взаимодействия основных участников Межрегионального туристского консорциума, при использовании в его деятельности франчайзинговых контрактов. В рамках предлагаемой автором схемы франчайзингового сотрудничества предприниматель, при заключении контракта франчайзинга с консорциумом, должен получать следующий пакет услуг: бизнес-план; дизайн зданий и архитектурный проект; обучение персонала; униформу, предметы обихода с логотипом консорциума; услуги связи; Интернет-сайт о подразделении; маркетинговое сопровождение деятельности; консультации специалистов.

При этом предусматривается, что франчайзи будет выплачивать в доход Межрегионального туристского консорциума франчайзинговые платежи, а также будет подвергаться периодическим проверкам качества услуг со стороны отдела контроля качества.

Формирование межрегионального туристского консорциума на основе использования кластерного подхода, по мнению автора, подразумевает, что в его состав необходимо включить организации туристкой направленности и организации сопутствующих отраслей, участвующие в формировании инфраструктуры курорта, объединенные единым названием, едиными стандартами качества, расположенные в разных курортно–рекреационных районах таких регионов Юга России, как Краснодарский и Ставропольский края, Карачаево-Черкесская и Кабардино-Балкарская Республики.

Каналы сбыта регионального туристского продукта разнообразны, некоторые из них хорошо разработаны, однако мощность и возможности ряда каналов используются недостаточно, и это, прежде всего, связано с отсутствием органичной стратегии продвижения. Разработка каналов сбыта регионального туристского продукта предполагает умелое сочетание традиционных каналов и новых информационных средств, основанных на современных Интернет-технологиях.

В этой связи автором предлагается для продвижения турпродукта Межрегионального стратегического альянса сформировать интерактивный web-сайт. При этом следует учитывать, что грамотно сформированные сайты должны давать возможность потребителям самостоятельно принимать решения в выборе нужной информации.

В заключении диссертационной работы обобщены результаты проведенного исследования и сформулированы основные выводы и предложения.

^ Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах автора.

Статьи, опубликованные в периодических научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

  1. Теунаева З.Н. Концептуальные основы исследования туристско-рекреационных услуг в современной экономике // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2006. - №4. - С. 242 - 246. (0,5п.л.).

  2. Теунаева З.Н. Функциональные возможности кластерного подхода при формировании и реализации межрегионального туристско-рекреационного комплекса Юга России // Экономический вестник Ростовского государственного университета .- 2008. - №2. - С.152-159. (0,7п.л.).

Статьи, опубликованные в других изданиях:

  1. Теунаева З.Н. Преимущества и перспективные направления развития туристического бизнеса // Ставропольский центр научно-технической информации, г.Ставрополь.- 2001 г.- С.1-3. (0,1п.л.).

  2. Теунаева З.Н. Современные проблемы туристического рынка Карачаево-Черкесской Республики // ГУ- Ставропольский центр научно-технической информации, г.Ставрополь.- 2001 г.- С.1-4.(0,1п.л.).

  3. Теунаева З.Н. Основные задачи развития туризма в Карачаево-Черкесской Республике // Наука обществу - информационные модели стратегического направления решения научно-технических и социально - экономических проблем: Сборник тезисов III научно-практической конференции, КЧГТИ, г.Черкесск. - 2001 г.- С. 38-39.(0,1п.л.).

  4. Теунаева З.Н. Вопросы развития коммерческой деятельности в туризме // Состояние и перспективы развития коммерческой деятельности в регионе: материалы межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, студентов, преподавателей вузов РФ/РГЭУ- г.Ростов-на-Дону, 2002 г.- С.41-43.(0,1п.л.).

  5. Теунаева З.Н. Организационные и финансовые проблемы обеспечения развития регионального туризма // Решение научно-технических и социально-экономических проблем современности: Сборник трудов IV научно-практической конференции, ч.I. - КЧГТИ, г. Черкесск. - 2002 г.- С. 75-76.(0,1п.л.).

  6. Теунаева З.Н. Организационное обеспечение туризма и проблемы финансирования развития туризма // Решение научно-технических и социально-экономических проблем современности: Сборник трудов IV научно-практической конференции, ч.I.- КЧГТИ, г. Черкесск. - 2002 г.- С. 76-78.(0,1п.л.).

  7. Теунаева З.Н. Стратегическое планирование развития туризма в Карачаево-Черкесской Республике // Проблемы и перспективы развития туризма в Северокавказском Регионе: Сборник материалов I региональной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития в Северокавказском регионе» посвященной 200-летию Кавказских Минеральных Вод. г.Пятигорск, 23-25 апреля 2003 г.- Пятигорский государственный лингвистический университет: Пятигорск 2003. - С. 89-91.(0,1п.л.).

  8. Теунаева З.Н. Маркетинговая деятельность в сфере туризма // Региональные проблемы развития товарного рынка в условиях формирования внешнеэкономической стратегии России: Материалы I международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, студентов, преподавателей вузов РФ, Украины, г. Ростов-на-Дону, 2003 г.- С.94-96.(0,1п.л.).

  9. Теунаева З.Н. Основные рекреационно-туристические зоны Карачаево-Черкесской Республики и перспективные направления развития турпродуктов // Экономика Северо-Кавказского региона на пути к устойчивому развитию в рыночных условиях: Сборник материалов первой региональной научно-практической конференции «Экономика северо-Кавказского региона на пути к устойчивому развитию в рыночных условиях», г.Краснодар 27-28 февраля 2003 г.- Краснодар: ИМСИТ, 2003. – С.158-161.(0,3п.л.).

12. Теунаева З.Н. Предпосылки развития курортного и оздоровительно-туристического потенциала Карачаево-Черкесской Республики // Экология, управление и развитие курортно-рекреационных регионов: проблемы и перспективы. Материалы IV международной конференции. г.Пятигорск, 27-30 апреля 2005г. / Под ред. Я.Б.Дынилевича.- С-Пб. ОЭЭП РАН, 2005.- с.43-44.(0,2п.л.).

13. Теунаева З.Н. Институциональные инструменты межрегиональной интеграции на рынке туристских услуг // Материалы III Международного конгресса «Стратегия и инновационные факторы развития рекреационных территорий» в 4-х томах. Том 2. «Экономические и социально-политические аспекты формирования экономической безопасности туристско-рекреационных регионов», Пятигорск, 23-26 апреля 2008г. / Под ред. Я.Б.Данилевича. - Ессентуки: издательство СКНЦ ИПРЭ РАН, 2008г.- с.158-165.(0,5п.л.).


_____________________________________________

Печать цифровая. Бумага офсетная. Гарнитура «Таймс».

Формат 60×84/16. Объем 1,3 уч.-изд.-л.

Заказ №1191. Тираж 100 экз.

Отпечатано в КМЦ «КОПИЦЕНТР»

344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Суворова, 19, тел. 247-34-88

_______________________________________________________

1 Бухтоярова И.В. Статистический анализ рынка туристских услуг в России : Дис. канд. экон. наук : 08.00.12 .-М.: РГБ, 2003 (Из фондов Российской Государственной библиотеки)С. 31

2 Составлено автором по результатам исследования

3 Розанова Т.П. Организационно-экономический механизм интенсивного развития туризма в Российской Федерации: - М.: РГБ, 2002 (Из фондов Российской Государственной Библиотеки) С. 25

4 Джанджугазова Е.А., Формирование стратегии развития регионального туристско-рекреационного комплекса: Автореферат дис. д-ра экон. наук : 08.00.05. М.: РГБ, 2006. С. 16

5 Иншаков О.В. Цель и основные направления стратегического развития ЮФО. Материалы Всероссийской научной конференции Этноэкономика Юга России: концепции, параметры, механизмы. Пос.Домбай. 2005.С.54.

6 Составлено автором по результатам исследования

7 Составлена автором по результатам исследования

8 Научный отчет по проекту: Экспертиза условий наращивания рекреационной активности и обоснование перспективных площадок для создания туристско-рекреационных особых экономических зон в регионах Северного Кавказа ООО «ГОРСТРОЙ» Карачаевск. Изд-во «Домбай». 2006

9 Составлен автором на основе сбора данных из различных источников (Газета «День республики» №31 от 18.02.2006., Научный отчет по проекту: Экспертиза условий наращивания рекреационной активности и обоснование перспективных площадок для создания туристско-рекреационных особых экономических зон в регионах Северного Кавказа, а также на основе официального ответа на запрос автора в Агентство по статистике КЧР)

10 Составлен автором по результатам исследования