bigpo.ru
добавить свой файл
1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Воронежский государственный педагогический университет»


АННОТАЦИЯ


РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Опасные ситуации социального характера и защита от них


Уровень основной образовательной программы: бакалавриат


Направление подготовки: Педагогическое


Профиль: Безопасность жизнедеятельности


^ Форма обучения: очная


Кафедра: Безопасности жизнедеятельности и медицинских знаний


ФИО разработчика Т. В. Зязина


Трудоемкость дисциплины (модуля) 8 зачетных единиц

Количество часов 288

В.т.ч. аудиторных 126; внеаудиторных 162


Формы отчетности зачет, экзамен

г. Воронеж – 2011 г.


    1. ^ ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Целями освоения дисциплины «Опасности социального характера и защита от них» являются:

Цели образовательной деятельности направлены на формирование способности:

-оценивать и анализировать опасности социального характера и использовать данные анализа в профессиональной педагогической деятельности;

-выявлять в образовательной среде угрозы возникновения опасностей социального характера и разрабатывать на их основе мероприятия по снижению риска их проявлений.

^ Цели воспитательной деятельности направлены на формирование способности:

-осознавать ценностный и мировоззренческий потенциал дисциплины, необходимость учета социальных опасностей в профессиональной деятельности

^ Цели развивающей деятельности направлены на формирование способности:

- изучать социальные процессы, анализировать их динамику для личного и профессионального самосовершенствования

^ В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

  • способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

  • способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

  • готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);

  • готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (Ок-13);

  • готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14).

^ Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

  • готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

  • способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

  • готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);

  • решение задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12).

Выпускник должен обладать следующими специальными компетенциями (СК):

  • способен ориентироваться в теории и стратегии развития безопасности жизнедеятельности человека (СК-1);

  • способен выявлять отклонения от функционального состояния и нормальной жизнедеятельности обучающихся (Ск-2);

  • владеет методиками сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирования идеологии здорового образа жизни; готов формировать культуру безопасного поведения и применять ее методики для обеспечения безопасности детей и подростков (СК-3);

  • владеет знаниями о системе и методах обеспечения национальной безопасности и навыками, необходимыми для участия в обеспечении и защиты личной, общественной и государственной безопасности (Ск-5);

  • готов организовывать и поддерживать взаимодействие с ведомственными структурами (МО, МВД, МЧС, ФСБ, ГИБДД) по вопросам безопасности жизнедеятельности (СК-6);

  • способен определять признаки, причины и последствия опасностей социального, техногенного и природного характера, применять методы защиты образовательного учреждения от опасных ситуаций (Ск-7).



^ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


п/п

Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)

Содержание раздела

в дидактических единицах

1

Теоретические основы изучения опасностей социального характера

Понятие опасной и чрезвычайной ситуации социального происхождения. Классификация опасностей социального характера по площади распространения и природе возникновения.

2

Опасности политического характера

Феномен политики в социумах. Опасные ситуации политического характера. Современные политические опасности России. Методы обеспечения политической безопасности. Обеспечение политической безопасности страны.

Запрещенные политические партии в России. Всесоюзная Коммунистическая партия большевиков. Национал-большевистская партия. Авангард красной молодёжи. Российский объединённый трудовой фронт. РНЕ.

Внепартийные деструктивные молодёжные движения и организации.

Политические движения фашистского толка и их деструктивная деятельность.

3

Локальные и региональные вооруженные конфликты, массовые беспорядки.


Сущность и характерные черты локальных и региональных вооруженных конфликтов и массовых беспорядков. Понятие конфликта. Вооруженный конфликт. Локальная война. Стратегия поведения и способы защиты. Чрезвычайное положение. Военное положение.

4

Религиозные идеологии

Традиционные религии. Традиционалы и ортодоксы. Деструктивные особенности ортодоксальных течений. Религиозные секты в России, в том числе запрещенные и их деструктивная деятельность. Богородичный центр. Секта «Семья». Белое братство. Мормоны. Секта Виссариона. Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат». Свидетели Иеговы. Межрегиональное общественное объединение «Духовно-Родовая Держава Русь».

Общие деструктивные черты религиозных культов. Правила вербовки адептов в секту. Способы воздействия на сознание адептов секты. Психосоциальная реабилитация адептов секты.

5.

Деструктивные коммерческие культы

Организации, работающие по принципу финансовой пирамиды или многоуровневого (сетевого) маркетинга. «Гербалайф», «Цептер», «Эмвэй» и «Орифлейм».

Характерные особенности и деструктивные черты коммерческих культов. Принцип пирамиды. Истинные цели коммерческих культов.

Характер экономической деятельности коммерческих культов: предпринимательская деятельность без регистрации и лицензий, уклонение от уплаты налогов, мошенничество. Правила вербовки адептов в сетевую организацию. Способы воздействия на сознание. Психосоциальная реабилитация пострадавших.

6.

Экстремистская деятельность

Понятие экстремизма. Антисоциальная сущность экстремизма. Юридические аспекты понятия. Федерального Закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

Экстремистские организации и течения, запрещенные в России. «Национал-большевистская партия», Православная Славянская община «ВЕК РА» (Ведической Культуры Российских Ариев). «Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь». «Нурджулар». «К Богодержавию». «Русское национальное единство». "Национал-социалистическое общество".

Основные принципы противодействия экстремистской деятельности. Направления противодействия экстремистской деятельности.

Профилактика экстремистской деятельности. Международное сотрудничество в области борьбы с экстремизмом

7

Межэтнические противостояния в России

Понятие межэтнического конфликта. Этническая идентичность. Непринятие этнокультурных традиций чужой культуры. Особенности межэтнических противостояний в России. Крупнейшие межэтнические столкновения в России. Этнополитический конфликт. Этноконфессиональный конфликт. Межконфессиональный конфликт. Этнотерриториальный конфликт. Экономические, социальные и политические меры по предупреждению меэтнических противостояний.

8

Деструктивные социальные явления в России формирующие разрушающее воздействие на личность и ее здоровье.

Наркомания. Наркотрафик. Социально-экономические и политические причины неэффективности мер по борьбе с наркотрафиком. Основные страны – поставщики наркопродукции в Россию. Уголовная ответственность за торговлю наркотическими веществами. Наркомания как заболевание. Психосоциальные механизмы формирования алкогольной зависимости. Социальная реабилитация наркозависимых.

Алкоголизм. Социальные причины алкоголизации населения в России. Механизмы формирования алкогольной зависимости.

Амфетаминовая зависимость. Механизмы формирования.

Профилактика алкоголизма и наркомании в образовательных учреждениях.

9

Методология исследования опасных процессов социального характера.


Социальный мониторинг. Исторический метод. Метод сравнения. Системный подход. Структурно-функциональный анализ. Метод картографических экспертных оценок. Метод моделирования. Тестирование. Анкетирование. Социологический опрос. Группа бихевиористских методик. Теория групп. Метод коммуникации. Теория игр и метод принятия решений. Генетический метод .


^ 3. Образовательные технологии



п/п

Виды учебной работы

Образовательные технологии

1

Лекция

Проблемная, визуализация

2

^ Практические занятия

Деловая игра, разбор конкретных ситуаций, практическая работа технология критического мышления;

технология «Дебаты»;

case-study;

авторская мастерская;

технология развивающей кооперации

3

Коллоквиум

Тестовый опрос, собеседование

технология «Дебаты»;

case-study

4

Реферат, презентации

Практическая консультация, информационная, проблемно-поисковая


^ 4. 4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4.1. Основная литература

1. Григорьев А. И., Зязина Т. В., Лобачев Чрезвычайные ситуации социального характера. – Воронеж: ВГПУ, 2005. – 219 с.


^ 4.2. Дополнительная литература

1. Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. – Нижний новгород «Христианская библиотека». – 2007. – 813 с.

2. Лисецкий К. С., Литягина Е. В. Психология и профилактика наркотической зависимости. – Издательство Бахрах-М, 2008. – 224 с.

3. Митрохин Л. Н. Религиозная ситуация в современной России // Социологические исследования. 1995. № 11. С. 79-81.

4.3. Интернет-ресурсы:

http://www.i-u.ru/biblio/archive/pashenko_modelirovanie/- библиотека РГИУ

http://www.websib.ru/noos/sociology/leisure/2.html - Свободное время подростков: социализация или девиация

http://ru.wikipedia.org/wiki/Тоталитарная_секта - тоталитарные секты

http://www.minjust.ru/ru/activity/nko/perechen/ - данные юстиции о запрещенных экстремистских организациях

http://lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dvorkin/sects/19.html - Сектоведение