bigpo.ru
добавить свой файл
1

Утверждаю


Согласовано

Директор

с МО

средней школы №3






Муниципальное образовательное учреждение средней образовательной школы №3


Рабочая программа

по литературе

(10 класс).



Тишакова В.И.

2006г.



Пояснительная записка.

Предмет литературы входит в образовательную область «филология». Всего на изучение отводится 136 часов, из них на р.р. – 15.

Главная цель школы – подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности, которая может быть плодотворной только тогда, когда ее реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире.

Цель литературного образования – способствует духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы.

Учащийся должен сформировать представления о художественной литературе, как искусстве слова, освоить теоретические понятия, которые способствуют глубокому постижению литературных произведений, воспитывать культуру чтения, сформировать потребность в чтении, совершенствовать устную и письменную речь.

Ученик, овладевая читательской деятельностью, осваивает определенные знания, умения, конкретные навыки. Логика данного процесса определяется структурой программы. Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельности самого ученика.

В 10 классе формируется представление об историко-литературном процессе в19 веке. В его связи с историческим и литературным процессами предшествующих эпох идет речь о таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, литературная критика и ее роль в литературном процессе, рассматриваются вопросы взаимодействия русской и зарубежной литературы, осуществляется интенсивное овладение разнообразными материалами из области гуманистических наук. При этом учитывая, что «культуру эпохи нельзя замыкать в себе как нечто готовое, вполне завершенное и безвозвратно ушедшее».

Содержание курса на историко-литературной основе предполагает знакомство с вершинными произведениями родной литературы, которое дает представление о судьбах литературы и родной культуры.

Понимание особенностей общечеловеческого и конкретно-исторического подхода к произведению искусства расширяет кругозор читателя, обращение к «вечным темам» дает возможность усилить нравственно-эстетическое воздействие курса.

Курс литературы включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития родной литературы.

Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными направлениями , литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.

Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть – текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним – основа литературного образования.

Программа предусматривает знакомство с зарубежной литературой. Изучение этих произведений помогает понять место отечественной литературы в литературном процессе, ее вклад в мировую художественную культуру.

В программе рекомендуется по мере накопления конкретных наблюдений и фактов формировать знания по теории литературы. Это необходимое условие углубленного восприятия художественного произведения и средство идейно-эстетического воспитания.

Большое значение имеет межпредметная связь, возможное обращение к другим литературным предметам. Особое внимание следует уделять осуществлению связей предметов эстетического цикла. Опираясь на имеющиеся у учащихся знания и представления, надо устанавливать взаимосвязи произведений искусства на основе общности их тематики, проблематики, идейно-эстетических позиций авторов (Русский язык, история, обществознание, изобразительное искусство, музыка).

Программа под редакцией Т.Ф. Курдюмовой предусматривает 136 часов на изучение произведений.

В работе использую «Русскую литературу XIX века» Ю.В. Лебедева, состоящую из двух частей. В учебнике сообщается о творчестве писателей, даны анализы художественных произведений, в конце главы вопросы и задания, материалы по теории литературы.

В работе применяю следующую методическую литературу:

  1. Ю.В. Лебедев, М.Б. Кузнецова «Литература» 10 класс, издательство «Просвещение», 2001 г. в книге методических рекомендаций содержится перечень основных проблем, необходимых при анализе программных произведений литературы 19 века. Каждая тема завершается вопросами и заданиями разнообразного характера, которые помогут выявить знания учащихся и стимулировать их творческий поиск.

  2. И.М. Скоркина «Литература» 10 класс. Поурочное планирование. Издательство «Учитель – АСАР», г. Волгоград, 2002 год.

  3. И.В. Золотарева, Т.И. Михайлова «Поурочные разработки по русской литературе», 10 класс в двух частях. Издательство Москва «ВАКО», 2004 год. Издание содержит подробный развернутый план урока, дополнено справочными и типовыми материалами, информацией и вариантами тем уроков.

  4. «Конспекты уроков для учителя литературы в 10 классе в двух частях. Издательство «Гуманитарный издательский центр» г. Москва. Книга содержит готовые к использованию разработки уроков, снабженная мемуарами и необходимой библиографией.

Программа Т.Ф. Курдюмовой предусматривает овладения знаниями, которые формируют культурного, подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова читателя.

Ученик должен знать:

  • логику развития историко-литературного процесса на материале русской литературы XII-XIX веков.

  • Основные литературные направления русской литературы XVIII-XIX веков.

  • Краткие биографические сведения об изученных писателях.

  • Содержание изученных произведений, отчетливо представлять себе роль и место изученного художественного произведения в литературном процессе.

Ученик должен уметь:

  • Определять как время изображенное так и время создания, а также время, когда происходит чтение.

  • Использовать рекомендованную литературоведческую и критическую литературу.

  • Давать доказательную и убедительную оценку самостоятельно прочитанному произведению.

  • Свободно и целесообразно использовать конкретные понятия теории литературы.

  • Ориентироваться в различных типах справочной литературы и активно ее использовать.



^ Календарно-тематическое планирование.




Разделы программы

Общее кол-во часов

Календарные сроки

I

Введение

3+0




II

  • Гаврил Романович Державин

  • Василий Андреевич Жуковский

  • Александр Сергеевич Пушкин

  • Михаил Юрьевич Лермонтов

  • Николай Васильевич Гоголь

Русская литература второй половины XIX века

  • Александр Николаевич Островский

  • Иван Александрович Гончаров «Обломов»

  • Иван Сергеевич Тургенев «Отцы и дети»

Из русской поэзии второй половины XIX века

  • Федор Иванович Тютчев

  • Афанасий Афанасьевич Фет

  • Николай Алексеевич Некрасов. Лирика. «Кому на Руси жить хорошо»

  • Николай Семенович Лесков «Очарованный странник»

  • Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин «История одного города», «Сказки»

  • Федор Михайлович Достоевский «Преступление и наказание»

  • Лев Николаевич Толстой «Война и мир»

  • Антон Павлович Чехов. Рассказы. «Вишневый Сад»

Из зарубежной литературы

  • Иоганн Вольфганг Гете «Фауст»

  • Оноре де Бальзак «Гобсек»

3+0

3+1

13+1

10+1

7+1

5+2


6+2


7+2

2+0

2+0

9+2


3+0

5+0

7+2


20+3


10+2


1+0

1+0




Всего на изучение

произведений 136 часов,

из них на развитие речи – 19часов.



Тематическое планирование.




Тема раздела

Кол-во часов

№ урока. сроки

Средства обучения

Формы текущего контроля

Формы входящего, рубежного, итогового контроля

Примеч.

I

Введение. Русская литература и русская история в XVIII-XIX веках.

  • Классицизм, сентиментализм и романтизм русской литературе. Творчество Г.Р. Державина и В.А. Жуковского.

  • Становление реализма в русской и мировой литературе. Вершинные произведения первой половины XIX века. Жанровое богатство и своеобразие (роман «Евгений Онегин» , «Герой нашего времени», «Мертвые души».

  • Зарождение и развитие русской профессиональной литературной критике. Теория. Романизм и реализм в русской литературе XIX века. Их развитие и взаимодействие.


3+0


1


1

1




















Знать:

  • Логику развития историко-литературного процесса на материале русской литературы XII-XIX веков.

  • Основные литературные направления русской литературы XVIII-XIX веков.

Уметь:

  • Определять к какому литературному направлению относятся изученные произведения.

  • Использовать рекомендованную литероведческую и критическую литературу.

  • Целесообразно использовать конкретные понятия теории литературы.




Гаврила Романович Державин. Лирика.

  • «Бог», «Ключ». Широта тематики и яркость мировосприятия в лирике Державина. Быстрота отклика на события окружающей жизни.

  • Державин «Снегирь», «Соловей». Классицизм и реализм в их взаимодействии. («Власть и судия», «Фелица», «Русские девушки»).

  • Державин «Памятник». Философская лирика и утверждение мира поэта.

Василий Андреевич Жуковский.

  • Певец во стане русских воинов». Личность поэта. Тема войны 18112 года.

  • Жуковский «Море», «Эолова арфа». Идеал и действительность в сознании писателя-романтика.

  • Жуковский «Песня», «Минувших дней очарование». Грусть о неосуществимости человеческих желаний.

  • р.р. Комплексный анализ одного из произведений Жуковского.

Александр Сергеевич Пушкин.

  • Лирика. Основные мотивы лирики. Философская лирика «Безумных лет угасшее веселье». («Элегия») «Брожу ли я вдоль улиц шумных». – личность поэта. Жизненный и творческий путь.

  • Пушкин. Тема поэта и поэзии.(«Поэту», «Пророк», «Осень»). Утверждение высокого предназначения поэта.

  • Пушкин. Лирика дружбы и любовная лирика. Совершенство пушкинского стиха. Активное слияние личной и гражданской тем.

  • Пушкин «Вольнолюбивые стихи» («Деревня», «Вольность», «Арион», «К Чаадаеву»).

  • Пушкин маленькие трагедии. («Моцарт и Сальери», «Каменный гость»). Нравственная проблематика трагедии. Талантливость и гениальность. Характеры, взгляды и поступки героев.

  • «Евгений Онегин». Творческая история романа. Своеобразие жанра: роман в стихах. Пушкинская эпоха в романе.

  • «Евгений Онегин». Онегин. Недюжинная натура героя, «русская хандра», трагические итоги жизненного пути, их личные и социальные причины. Онегин и автор, Онегин и Татьяна.

  • Татьяна – любимая героиня Пушкина. Цельность и благородная простота характера. Глубина и искренность чувств. Национальное начало в осмыслении жизненных ценностей.

  • Пушкин «Евгений Онегин». Автор в системе художественных образов романа. Лирические отступления. Особенности романа в стихах. Богатство и своеобразие языка. Онегинская строфа. Философские и нравственные проблемы.

  • р.р. Критика. В. Г. Белинский «Сочинения Александра Пушкина» ст.8 и 9 (в отрывках). Дом. сочинение.

  • Трагедия «Борис Годунов». Царь Борис. Его противники и приемники. Проблема народа и власти в трагедии.

  • «Борис Годунов». Композиция первой реалистической трагедии в русской литературе. Язык и особенности стиха трагедии. Критика.

Михаил Юрьевич Лермонтов.

  • Жизнь и творчество поэта. Формирование творческих взглядов поэта. Романизм в творчестве. Анализ стихотворений «Нищий», «Я не унижусь пред тобой…»

  • Основные мотивы лирики: чувство одиночества, философское осмысление трагичности бытия человека в окружающем мире, пафос вольности, любовь к Родине. Анализ стихотворений «Когда волнуется желтеющая нива», «Как часто пестрою толпою окружен», «Дума», «Поэт».

  • М. Ю. Лермонтов «Демон». Философское содержание поэмы. Два контрастных мира: холодного и потустороннего мира и мира земной радости и красоты природы.

  • Роман «Герой нашего времени». Необычность композиции. Сюжет и фабула социально-психологического произведения. Автор и его герои.

  • «Герой нашего времени». Печорин: одаренность натуры, противоречивость характера. Трагедия Печорина, его «двойники».

  • Максим Максимыч «Фаталист». Роль повести в композиции романа, в раскрытии авторской позиции и образа главного героя. Нравственные проблемы романа. Вопрос о смысле жизни, о социальной активности человека, об ответственности за свою судьбу и близких людей.

  • Женские образы в романе. Реалистическое и романтическое начала в романе. Психологизм в 1-ом психологическом романе русской литературы.

  • р.р. В.Г. Белинский «Стих Лермонтова», «Герой нашего времени», Д.С. Мережковский «Лермонтов. Поэт сверхчеловечества». Сопоставление позиции критика.

  • р.р. Сочинение по произведениям Пушкина, Лермонтова.

Николай Васильевич Гоголь. «Мертвые души», «Шинель».

  • Литература середины 19 века как эпоха «Гоголя». Очерк жизни и творчества писателя. Общая характеристика раннего творчества. «Вечера…», «Миргород».

  • Н.В. Гоголь «Петербургские повести» и «тема маленького человека». «Шинель». Роль повести в судьбе русской литературы.

  • «Мертвые души». История создания. Идейный замысел и композиция поэмы. Сюжет. Лирические отступления.

  • Особая роль Чичикова в поэме: Чичиков как новый герой эпохи.

  • Обобщающее значение образов поэмы. Приемы их сатирической зарисовки. Портрет, интерьер, пейзаж, диалог.

  • Пафос лирических отступлений «Живая Русь в поэме».

  • Образ автора. Единство сатирического и лирического начал как воплощение авторского замысла теория. Фабула, сюжет.

  • р.р. В.В. Набоков «Гоголь» (в отрывках).


3+0


1

1

1

3+1

1

1

1

1

13+1


2

1

1


1


2


1


1

1

1

1


1

1


10+1

1


1

1


1


1


1

1

1

1

7+1

1


1


1


1


1


1


1

1



















Знать:

  • авторов и содержание изученных произведений.

  • Содержание изученных произведений, отчетливо представлять себе роль и место изученного произведения в литературном процессе.

  • Тему, идею, художественный образ, героев изученных произведений, сюжет.

  • Основные особенности композиции, изобразительно-выразительных средств языка.

  • Характерные особенности индивидуального стиля писателя.

  • Основные теоретические понятия, предусмотренные программой.

Уметь:

  • Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.

  • Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное.

  • Давать устный и письменный отзыв о самостоятельно прочитанном литературном произведении.

  • Обосновывать свое мнение о произведениях и героях.

  • Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументированно их отстаивать.

  • Находить элементы сюжета (экспозиции, завязки, кульминации и развязки) и объяснять их роль в изученном произведении.






















Русская литература второй половины XIX века.

Александр Николаевич Островский «Гроза»

  • Русская литература второй половины 19 века. Роль литературной классики в жизни страны. Развитие литературного критического реализма. Жизнь и творчество драматурга Островского. Теория. Реалистическая драма. Речевые характеристики.

  • Островский «Гроза». Неравный и острый конфликт героини с «темным царством»

  • Борьба Катерины за право быть свободной в своих чувствах. Григорьев «После грозы».

  • Обличие самодурства и невежества.

  • Островский «Бесприданница». Лариса и ее трагическая судьба. Современная постановка пьесы.

  • р.р. Н.А. Добролюбов «Луч света в темном царстве», сочинение по произведению Островского «Гроза».

Иван Александрович Гончаров «Обломов» (главы).

  • Краткая биография писателя. Общая характеристика трех романов: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв».

  • «Обломов» - роман, утвердивший писателя как классика.

  • Обломов. Сущность характера героя, его мироощущение и судьба. Захар.

  • Обломов и Ольга Ильинская. Обломов и Штольц.

  • «Обломовщина» («Одно слово, - думал Илья, а какое…ядовитое»). Теория. Нарицательные образы – герои художественных произведений.

  • р.р. Критика Н.А. Добролюбов «Что такое обломовщина?», Писарев «Обломов», А.В. Дружинин «Обломов, роман Гончарова».

  • р.р. Сочинение по роману Гончарова «Обломов».

Иван Сергеевич Тургенев «Отцы и дети».

  • Очерк жизни и творчества. «Записки охотника».

  • «Отцы и дети». Острота и искренность отклика писателя на появление нового и значительного в русском обществе.

  • «Отцы и дети» конфликт отцов и детей или конфликт жизненных позиций.

  • Базаров в системе действующих лиц. Причины его конфликта с окружающими и причины его одиночества.

  • Оппоненты героя, их нравственная и социальная позиция. Социально-историческое обуслов. темы, идеи, образов романа.

  • Автор и герои романа. Полемика сторонников и противников позиции автора. Роль и место Тургенева в развитии русского европейского романа.

  • М.А. Антонович «Асмодей нашего времени», Д.И. Писарев «Базаров», Н.Н. Страхов «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Т. философские позиции героя.

  • р.р. Сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».


5+2

1

1


1


1


1


2


6+2


1


1


1

1


1


1


2


7+2

1

1

1

1

1


1


1

2



















Знать:

  • Авторов и содержание изученных художественных произведений.

  • Сюжет, особенности композиции.

  • Событийную сторону и героев изученных произведений в их взаимосвязи.

  • Основные признаки понятий: пейзаж, портрет, литературный герой.

  • Логику развития историко-литературного процесса на материале литературы 19 века.

  • Характерные особенности индивидуального стиля писателя.

  • Жанры всех трех родов (эпоса, лирики, драмы)

Уметь:

  • Определять как время изображенное, так и время создания.

  • Выделять элементы композиции изучаемых произведений, понимать их роль в произведении.

  • Характеризовать героев произведения, давать сравнительную характеристику и групповую.

  • Обосновывать свое мнение о произведениях и героях, находить элементы сюжета.

  • Свободно владеть монологической речью, высказывать свои суждения и отстаивать их.

  • Пользоваться справочным аппаратом.

  • Применять сведения по теории литературы в процессе обсуждения художественных произведений.






















Из русской поэзии второй половины19 века.

Федор Иванович Тютчев. Лирика.

  • Общий обзор лирики Тютчева. Любовь как поединок.

  • Тютчев – поэт – философ и певец родной природы. Раздумья о жизни, о человеке и мироздании. «Не то, что мните вы природа», «Еще земли печален вид», «Эти бедные селенья», «Как хорошо ты о море ночное…», «Нам не дано предугадать». К.Б.(«Я встретил вас и все былое…», «Чему бы жизнь нас не учила»).
^

Афанасий Афанасьевич Фет


  • Сочетание удивительной контрастности и точности в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных движений человека.

  • «Зоркость по отношению к красоте» окружающего мира, «умение ловить неуловимое». Волшебство ритмов, звучаний и мелодий. («Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега», «Сияла ночь. Луной был полон сад», «Шепот. Робкое дыханье…», «Заря прощается с землей», «Облаком волшебным», «На железной дороге», «Это утро. Радость эта…»).

^ Николай Алексеевич Некрасов.

  • Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали» (стих. «Я не люблю иронии твоей», «Зине», «Элегия»).

  • Гражданственность лирики, обостренная правдивость и драматизм в изображении жизни народа. («Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Пророк»).

  • Образы города и деревни. Художественные открытия Некрасова. Простота и доступность стиха, его близость к строю народной речи. Полемика вокруг поэзии Некрасова.

  • «Кому на Руси жить хорошо». Смысл названия. Путешествие как прием организации повествования.

  • Сюжет поэмы и авторские отступления.

  • Мастерство в изображении жизни России.

  • Многообразие народных типов в галерее поэмы.

  • «люди холопского звания» и «народные заступники». Проблемы счастья и смысла жизни в поэме.

  • Нравственная проблематика в поэме. Идейная позиция автора. Теория. Народность литературы.

  • р.р. Сочинение по произведениям Некрасова.



2+0


1


1


2+0


1

1

9+2


1

1

1


1


1


1

1


1


1


2



















Знать:

  • важнейшие биографические сведения о поэтах, важнейшие этапы жизненного и творческого пути.

  • Характерные особенности эпохи, отраженные в произведении.

  • Тексты художественных произведений, сюжет, особенности композиции, типическое значение характеров главных действующих лиц произведений.

  • Характерные художественные особенности.

  • Жанры всех родов (эпос, лирика, драма).

  • Знать отличие эпоса от лирики, их своеобразие.

  • Существенные признаки понятий: художественный образ, литературный тип, классовость, народность литературы.

  • Характерные особенности стиля писателя.

  • Основные теоретические понятия, предусмотренные программой.

Уметь:

  • Выделять элементы композиции и понимать их роль в произведении.

  • Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное.

  • Сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним.

  • Обосновывать свое мнение о произведениях и героях.

  • Определять принадлежность произведения к одному из литературных жанров.

  • Уметь анализировать лирическое произведение.

  • Находить изобразительно –выразительные средства языка, художественные приемы.

  • Различать эпические , лирические и драматические произведения.

  • Пользоваться справочным материалом и словарем литературоведческих терминов.

  • Привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения лирических произведений.

  • Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументированно их отстаивать.






















Николай Семенович Лесков.

  • «Очарованный странник». Обзорное изучение. Краткая справка о жизни и творчестве писателя. Лесков как мастер описания русского быта. Национальный характер в его изображении.

  • Напряженность сюжетов и трагизм судеб героев. Иван Флягин – один из героев-правдоискателей. Былинные мотивы в повести.

  • «Тупейный художник». Произведения «маленького человека» и его судьба. Манера сказа. Близость к народной речи и активное словотворчество. Роль Лескова в развитии русской литературы. Теория. Сказ в творчестве Лескова.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.

  • «История одного города». Очерк жизни и творчества писателя. Жизненная позиция писателя. «История одного города». Сатирическое изображение смены градоначальников. Градоначальники и народ.

  • Сказки злободневность, политическая острота сказок, «Медведь на воеводстве». Обличие самодурства, произвола, обывательщины.

  • Сказка «Вяленая вобла». Злободневность, политическая острота сказок. Прием гротеска в сатирическом произведении.

  • Литературная полемика вокруг творчества писателя. Роль гротеска в создании сюжетов и обрисовке героев.

  • Теория. Понятие об условности в искусстве (эзопов язык, гротеск). Тесты
^

Михаил Федорович Достоевский


  • Очерк жизни и творчества. Основные мотивы произведений. Острое чувство нравственной ответственности в произведениях писателя.

  • Поиски «человека в человеке» в его произведениях. Особенности творческой манеры писателя: психологизм, полифонизм, авантюрность сюжета, политическая направленность произведений.

  • «Преступление и наказание». Детективный сюжет и глубина постановки нравственных проблем. Социальный и философский бунт героя.

  • Смысл теории Раскольникова и причина его поражения.

  • Двойники Раскольникова (Лужин и Свидригайлов), их роль в романе.

  • Женские образы в романе. Т. Полифонизм.

  • Мрачный облик Петербурга в романе.

  • р.р. Сочинение по роману Достоевского «Преступление и наказание».
^

Лев Николаевич Толстой


  • Жизненный и творческий путь. Духовные метания в годы юности. Начало творческой деятельности.

  • Военный опыт писателя. Участие в обороне Севастополя. Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма в «Севастопольских рассказах». Автобиографическая трилогия (повтор).

  • «Война и мир». «Бородино» Лермонтова как зерно замысла романа-эпопеи. Художественные особенности романа-эпопеи: своеобразие композиции, особенности психологизма, «диалектика души».

  • «Мысль народная» в эпопее.

  • Герои романа-эпопеи в поисках смысла жизни. Идея нравственной ответственности человека не только за судьбы близких, но и за судьбы мира.

  • Различие путей нравственных поисков героев романа – Пьера Безухова и Андрея Болконского.

  • Женские образы романа – Наташа Ростова и Марья Болконская. Их роль и судьба.

  • Исторические личности в романе. Кутузов и Наполеон как личности и как полководцы. Смысл противопоставления этих героев. Взгляд Толстого на роль личности в истории.

  • Картины войны в романе. Осуждение войны. Война 1812 года как Отечественная война. «Дубина» народной войны – партизанское движение и его герои в романе.

  • «Роевая жизнь» крестьянства в романе. Внутренние противоречия среди крестьянства. Значение образа Платона Каратаева.

  • Толстой – классик и самобытный философ. Интерес к Льву Толстому в современной литературе. Л. Толстой и культура 19 века. Т. Роман-эпопея.

  • р.р. Составление планов по темам сочинения.

  • р.р. Сочинение по роману Толстого «Воина и мир».

Антон Павлович Чехов.

  • Общая характеристика жизни и творчества А.П. Чехова.

  • Ранние рассказы Чехова, своеобразие их тематики и стиля. «Мелочи жизни» в изображении писателя.

  • «Биография настроений» как одно из важнейших достоинств рассказов. Мастерство писателя: внимание детали, «импрессионизм», философская глубина, особое внимание «к миру всего живого» («Ионыч», «Дом с мезонином»).

  • Способность создания политического эффекта. Новаторство в изображении мира природы и его связи с духовным миром человека.

  • Чехов-драматург. Пьесы Чехова, их новаторство и художественное своеобразие. «Вишневый сад».

  • Ослабленность внешнего действия и внутренние психологические конфликты. Подтекст и его роль. Ремарки.

  • «Вишневый сад» как одно из наиболее характерных для Чехов-драматурга произведений. Символический смысл названия.

  • Сюжет и подтекст пьесы. Своеобразие жанра.

  • Герои пьесы и их судьбы. Жизненная неустроенность героев. Разлад между желаниями и реальностью их осуществления – основа конфликта пьесы.

  • Раневская и Гаев. Лопахин. Внесценические персонажи. Образ сада. Сценические судьбы пьес Чехова на сценах России и мира. Теория. Лирическая комедия. Своеобразие стиля Чехова.

  • р.р. Сочинение по произведениям Чехова.

3+0

1

1

1


5+0

1


1


1

1

1

7+2

1


1

1


1


1


1


1

2

20+3


1


1

1

1

1


4

3

4

1

2


1


1


2


10+2

1

1


1

1

1


1


1


1


1


1


2




















Знать:

  • краткие биографические сведения об изученных писателях.

  • Основные литературные направления русской литературы 18-19 веков.

  • Содержание изученных произведений, отчетливо представлять себе роль и место изученного художественного произведения в литературном процессе.

  • Иметь представление о богатстве и многообразии жанров.

  • Характерные особенности индивидуального стиля писателя.

  • Основные теоретические понятия и их соотношение, роды литературы (эпос, лирика, драма).

  • Тему, идею, художественный образ, сюжет.

  • Особенности композиции и своеобразие языка писателя.

Уметь:

  • Определять как время изображенное, так и время написания, а также время, когда происходит чтение.

  • Использовать рекомендованную литературу, литературоведческую и критическую литературу.

  • Давать доказательную и убедительную оценку самостоятельно прочитанному произведению.

  • Свободно и целесообразно использовать конкретные понятия теории литературы.

  • Ориентироваться в различных типах справочной литературы и активно ее использовать.

  • Комментировать изученные произведения и доказательно их оценивать.

  • Использовать специфику рода, жанра, тематики, авторской манеры и позицию автора при анализе и оценке произведения.

  • Активно и доказательно использовать другие виды искусства в процессе изучения литературы.

  • Составлять тезисы и компоненты работ (критических статей Добролюбова. Писарева и др.).

  • Писать рецензии на самостоятельно прочитанную книгу.

  • Создавать сочинения-рассуждения проблемного характера.

  • Создавать план собственного устного и письменного высказывания.

  • Определять роль элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка в их единстве.

  • Готовить доклад или реферат на литературную тему (по нескольким источникам).






















Из зарубежной литературы.

  • Иоганн Вольфганг Гете «Фауст». Обзор. Роль Мефистофеля как злого начала в судьбе. Фауст. Утверждение величия разума. Теория. Философская трагедия.

  • Оноре де Бальзак «Гобсек». Краткие сведения о жизни и творчестве. «Человеческая комедия» обзор цикла. «Гобсек». Концепция человека в европейской литературе 19 века. Изображение в повести губительной силы и власти денег. Проблема нравственной стойкости человека. Теория. Судьба реализма в литературе мира.

2+0


1


1




















Знать:

  • Основные особенности жизненного и творческого пути писателей.

  • Тексты художественных произведений.

  • Типическое (конкретно-историческое и общечеловеческое) значение характеров главных действующих лиц изученных произведений.

  • Сюжет, особенности композиции.

  • Важнейшие литературные направления, жанры всех видов, родов (эпос, драма, лирика).

  • Отчетливо представлять роль и место изученного художественного произведения в литературном процессе.

Уметь:

  • Владеть различными приемами изучения художественного текста как при классном анализе, так и при самостоятельном чтении.

  • Использовать биографические материалы, а также литературоведческую и критическую литературу.

  • Свободно и целенаправленно использовать конкретные понятия теории литературы.

  • Активно и целесообразно использовать различные виды справочной литературы.

  • Обращаться к различным формам монологической и диалоговой речи в процессе анализа и обсуждения произведения.






















Всего на изучение произведений 136 часов, из них по р.р. – 15.


^ Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе.

Оценка устных ответов учащихся.


Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетическоо содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрыть связь произведения с эпохой (8-11 класс); свободное владение монологической речью.

Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характеры, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются одна-две неточности в ответе.

Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; бедность выразительных средств языка.

Оценкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.

^ Оценка за сочинение.


оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Ставится за сочинение: глубоко и аргументированно, в соответствии с планом, раскрывающее тему, свидетельствующие об отличном знании текста произведения и др. материалов, необходимых для раскрытия, умение целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логическое и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию; допускается незначительная неточность в содержании, 1-2 речевых недочета.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная , или 1 грамматическая ошибка.

«4»

Ставится за сочинение: достаточно полно и убедительно, в соответствии с планом, раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения. Логичное и последовательное изложение содержания; написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более 3-4 речевых недочета.

Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

Ставится за сочинение: в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный но однотипный или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от темы или отдельные ошибки в изложении фактического материла; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владение основами письменной речи; в работе имеется не более 4-х недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок (в 5классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные), а также 4 грамматических ошибки.

«2»

Ставится за сочинение, которое: не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, не опирающихся на текст, характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями, отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

«1»

Ставится за сочинение: совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли; содержащее большое число ошибок, чем это установлено для отметки «2».

Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.