bigpo.ru
добавить свой файл
1


Муниципальное образовательное учреждение

Ростовская гимназия им. А.Л.Кекина

Города Ростова Ярославской области


Рассмотрена Утверждена

Заседание МО Приказ по гимназии №

Протокол № от «__» ______ 2010 г.

От «___» ________ 2010 г.


Рабочая программа

Предпрофильного элективного курса

«Подготовка учащихся к выполнению текстовых заданий государственной

итоговой аттестации по русскому языку на основе краеведческого материала»

для 9 класса


Авторы:


Г. Ростов, 2010

Пояснительная записка

Современные темпы развития всех сфер общества – производства, науки, культуры – требуют компетентных, конкурентоспособных специалистов, умеющих работать с людьми, вести конструктивный диалог, что предполагает владение умением видеть ситуацию во всём её реальном многообразии, в том числе учитывать позиции своих оппонентов, аргументированно доказывать свою точку зрения. А для этого необходимо уметь кратко, но ясно и точно, последовательно и логично излагать свои мысли. А тот поток информации, который буквально обрушивается на современного человека, требует умений разными способами обрабатывать эту информацию в соответствии с поставленной задачей.

Завершение 9 класса для школьника можно рассматривать как определенный рубеж в изучении курса русского языка. Объем знаний и круг умений, которыми должны овладеть учащиеся, зафиксирован в нормативных документах. На основании этих документов разработана новая форма экзаменационной работы для итоговой аттестации.

Экзаменационная работа состоит из трёх частей.

Первая часть работы – это написание сжатого изложения, т.е. информационная обработка текста. Ученик должен уметь выделить в тексте микротемы, определить в них главное, существенное, отсечь второстепенное. Иными словами нужно уметь связно и достаточно кратко передать полученную информацию.

Вторая часть работы включает задания с выбором ответа (А1-А7) и задания с открытым ответом (В1-В14). При этом буквенные обозначения связаны не с уровнем сложности самого задания, а с технологией его выполнения: в заданиях типа А необходимо выбрать один ответ из четырех предложенных, в заданиях типа В – записать найденный ответ цифрами или словами.

Третья часть работы содержит два альтернативных творческих задания (С.1 и С.2), из которых выпускник должен выбрать только одно. Оба задания одинаковы по уровню сложности, потому что сочинение на лингвистическую тему (С.1) не предполагает каких-либо узких тем и специальных знаний. Задание С.2 направлено на самостоятельную интерпретацию смысла одного из ключевых фрагментов текста.

Эти умения и навыки проверяются на итоговой аттестации.

Однако анализ результатов экзаменационных работ девятиклассников выявляет проблему недостаточной сформированности данных умений, необходимых для дальнейшего обучения и дальнейшего образования – как в области русского языка, так и в других областях. Судя по экзаменационным работам, неудачи у многих выпускников основной школы связаны с проблемой адекватности и глубины восприятия текста на слух. Девятиклассники не всегда представляют себе критерии выделения главной и второстепенной информации текста. Именно поэтому сокращения, которые они производят в исходном тексте, часто носят случайный, субъективный характер.

В связи с этим необходимо так помочь выпускнику подойти к ГИА, чтобы он ощутил не только уверенность в своих силах и способностях при выполнении тестовых заданий второй части, но и успешно справился с написанием сжатого изложения и сочинения-рассуждения по исходному тексту согласно предъявляемым требованиям и критериям оценивания.

Успешной подготовке девятиклассников способствует предлагаемый элективный курс «Подготовка учащихся к выполнению тестовых заданий государственной итоговой аттестации по русскому языку на основе краеведческого материала», предназначенный для учащихся 8-9 классов и рассчитанный на 35 часов.

Необходимость введения курса обусловлена еще и тем периферийным положением, которое занимает работа по обучению сжатому изложению в школе. Причём если в 5 – 7 классах такая работа ещё ведётся, то в 8 – 9 классах она, как правило, сводится к минимуму. Между тем именно в этих классах освоение умения обрабатывать информацию, воспринятую на слух, становится насущной необходимостью, поскольку готовит детей к дальнейшей учебной деятельности. Недостаточно времени уделяется и такому сложному виду работы, как сочинение - рассуждение. Особую трудность для девятиклассников при создании сочинения-рассуждения представляет аргументация их собственных умозаключений и выводов. Как правило, школьники не вполне ясно представляют себе, что такое аргумент и как он вводится в текст сочинения.

Все названные проблемы представляют собой разные аспекты одного явления – недостаточного уровня развития речи (в частности, письменной) выпускников основной школы.

Программа курса направлена на усиление практической направленности обучения русскому языку и соединение теории с практикой на основе многоплановой, системной и систематической работы с текстом. Многоплановая работа по переработке информации текста соответствует коммуникативно-деятельностному и практико-ориентированному подходам к современному обучению. Такая работа должна способствовать формированию самой значимой компетенции – коммуникативной.

Содержание программы элективного курса определяется следующими нормативными документами:

- Обязательный минимум содержания основного общего образования по русскому языку (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. №1236);

-  Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).

         Кроме того, при разработке данной программы учитывается содержание Примерной программы основного общего образования.

         В программу элективного курса включены темы и задания, формирующие

следующие виды компетенций:

лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;

коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

^ Основной целью курса «Подготовка учащихся к выполнению тестовых заданий государственной итоговой аттестации по русскому языку на основе краеведческого материала» является формирование коммуникативной компетенции, то есть владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь, обрабатывать информацию и создавать собственные высказывания и в конечном итоге – подготовка к успешной сдаче экзамена в новой форме – форме ГИА.

Наряду с этим данный курс решает следующие задачи:

  • закрепить и углубить знания о тексте, его признаках и строении;

  • научиться адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном и прочитанном тексте;

  • научиться выполнять информационную обработку текста (структурированное восприятия содержания текста, умение выделять в нём микротемы, определять в них главное, отсекать второстепенное).

  • формировать умение отбирать лексические и грамматические средства, позволяющие связно и кратко передать полученную информацию.

  • научить способам сокращения текста (исключение, упрощение, обобщение);

  • развивать навыки письменно передавать обработанную информацию и создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного текста;

  • углубить знания о таком типе речи как рассуждение, его строении;

  • воспитывать культуру доказательного аргументированного рассуждения;

  • развивать умения аргументировать свои мысли и утверждения, используя прочитанный текст;

  • отрабатывать навыки самопроверки и самооценки;

  • развитие у учащихся самостоятельности и способности к самореализации.

^ Краткое описание структуры программы


Курс состоит из введения и 4 модулей. Программа элективного курса строится с опорой на важнейшие принципы организации материала. Принципу системности соответствует подача материала в структурно организованном виде. Принцип преемственности проявляется в том, что теоретический материал постигается через опыт самостоятельного анализа текста. С целью предотвращения перегрузки учащихся используются тексты, которые характеризуются лаконичностью, доступностью, что соответствует принципу доступности.

Введение. Виды итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе. Общие методические подходы к работе с текстом в заданиях ГИА. Нормативные документы по ГИА.

1модуль. Текстоведение (целесообразно начать изучение курса с анализа текстов, определяя признаки текста, выделяя микротемы, абзацы, главную и второстепенную информацию).

2 модуль. Способы сокращения текста (девятиклассники учатся приемам сжатия текста (исключение, упрощение, обобщение) их уместному использованию и созданию сжатого изложения).

3 модуль. Особенности рассуждения (закрепляются знания о композиции рассуждения, развиваются умения грамотно аргументировать собственные умозаключения и выводы).

4 модуль. Редактирование (развиваются умения оценивать собственную работу, исправляя грамматические, логические, речевые ошибки).

Курс имеет практическую направленность. В практической работе по восприятию и самостоятельному построению текстов используются такие методы, как анализ текста, интерпретация текста, сопоставление, сравнение, эксперимент, моделирование (создание текста по определённым образцам и по заданным характеристикам).

На каждом занятии предполагаются развернутые ответы - рассуждения на поставленный вопрос (доказать, что перед вами текст; сравнить тексты; доказать принадлежность текста к определенному типу, стилю и т.п.)

К текстам предлагаются тестовые задания, особое внимание уделяется проверке знаний по лексике и синтаксису, так как именно эти задания вызвали наибольшие затруднения у девятиклассников.

Используются следующие виды деятельности:

•исследовательская (выделение отрывков единого текста из псевдотекста, анализ текста, его композиции, анализ выразительных средств языка),

•поисковая (самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование, отбор материала для сочинения),

•творческая (освоение информации и ее передача путем создания вторичного текста, сочинение - рассуждение, спор с предполагаемым оппонентом).

Курс создает условия для развития общеучебных умений: информационных (нахождение, переработка и использование информации); интеллектуальных (умение строить рассуждения - доказательства разных видов, приводить убедительные аргументы и примеры); коммуникативных (точно, логично и образно выразить свои мысли в письменном высказывании, соблюдая нормы языка); организационных (владение средствами самоконтроля и самооценки своей деятельности).

Программа предусматривает использование различных видов индивидуальных и групповых заданий, что направлено на формирование навыков не только самостоятельной работы, но и работы в группе.


^ В результате изучения элективного курса учащиеся должны уметь:

- выполнять информационную обработку текста;

- выделять в нём микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное;

- отбирать лексические и грамматические средства, необходимые для связной и краткой передачи информации;

- правильно использовать различные языковые приёмы сжатия исходного текста (исключение, обобщение, упрощение);

- строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи;

- аргументировать положения своей работы, используя прочитанный текст;

- уметь пользоваться словарями, извлекать необходимую информацию;

- владеть навыками самопроверки и самоконтроля.

Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью тестов закрытого и открытого типов, создания презентаций и буклетов по темам, письменных работ (сжатого изложения после изучения 2 раздела, сочинения - рассуждения после изучения 3 раздела), редактирования текста. После изучения всего курса проводится итоговая контрольная работа: сжатое изложение или сочинение-рассуждение (по усмотрению учителя, в зависимости от уровня подготовки класса)

Письменные работы оцениваются по критериям, предусмотренным для ГИА.

Кроме того, так как на каждом занятии предполагаются развернутые ответы - рассуждения, целесообразно использовать такие виды оценивания, как самооценка, взаимооценка по критериям, с которыми учащиеся знакомятся на одном из первых занятий.

Критерии оценивания устного ответа рассуждения:

  • правильность формулировки тезиса;



  • композиционная стройность;




  • логическая последовательность теоретических положений;




  • речевая связность, завершенность;




  • достаточность количества аргументов, их убедительность

  • соответствие нормам русского языка: орфоэпическим, лексическим, грамматическим, стилистическим.

Ожидаемые результаты

успешность проведения итоговой аттестации за курс основной школы;

  • повышение уровня коммуникативной компетенции девятиклассников;

  • осознанность выбора дальнейшего профилирующего направления собственной деятельности выпускниками основной школы.



^ Учебно-тематический план


Модуль

Темы занятий

Количество

часов

Содержание курса

Виды деятельности учащихся и формы контроля.

Введение

Виды итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе. Общие методические подходы к работе с текстом в заданиях ГИА. Нормативные документы по ГИА.

1 ч.

Познакомить учащихся с нормативными документами по ГИА, с общими методическими подходами к работе в заданиях ГИА.

Запись тезисов, составление памятки «Требования к сжатому изложению».

1.Текстоведение.

1.1.Понятие о тексте. Признаки текста.

1ч.

Закрепить основные признаки текста (последовательность, логичность, тематическое и смысловое единство, членение на абзацы)

Аналитико-синтетические упражнения, групповая работа, взаимооценка. Тексты-первоисточники, развернутый ответ-рассуждение.





1.2.Типы и стили текста.

1ч.

Отличительные признаки типов речи, структура рассуждения, умелое введение аргументации. Функциональные особенности стилей речи.

Создание сочинения-рассуждения.


Сравнительный анализ текстов.




1.3.Тема текста. Основная мысль.

1ч.

Сильные позиции текста, умение определять тему и основную мысль.







1.4 Микротема. Микротекст. Абзац.

1ч.

Композиционно-содержательный анализ текста, эксперимент, выделение абзацев. Исправленный текст; текст, восстановленный по ключевым словам. Выделение микротем, абзацев, основной и дополнительной информации.


Устный ответ-рассуждение, восстановление текста по опорным словам.




1.5. Виды и средства связи предложений в тексте

1ч.




Анализ текстов, игра, моделирование.




1.6. Урок-практикум

1ч.

Закрепление понятий тема текста, микротема, основная мысль

Анализ текста

2 Способы сокращения текста.

2.1. Современные подходы к написанию изложения. Основные требования к изложению. Виды изложений. Понимание и запоминание текста на основе воссоздающего воображения.

1ч.

Особенности сжатого изложения. Основные требования. Структурированное восприятия содержания текста, умение выделять в нём микротемы, определять в них главное, отсекать второстепенное.







2.2. Подробное и сжатое изложение. Анализ микротем. Способы сжатия текста.

1ч.

Первое прочтение: этап определения темы, идеи, структуры текста.

Второе прочтение текста: этап абзацного членения, определение микротем текста как частей общей темы;

моделирования сжатого изложения

Работа с текстом: определение темы, микротем, членение на абзацы.




2.3. Языковые приёмы сжатия исходного текста. Исключение.

1ч.

Обучить языковым приёмам сжатия исходного текста, воспринимать авторский текст, вычленять главное, сокращать текст способом исключения

Анализ примеров, конспект лекции учителя.




2.4. Языковой приём сжатия исходного текста. Упрощение

1ч.

Обучить приёму сжатия исходного текста-упрощение, точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
умение адекватно воспринимать авторский замысел;

Анализ примеров, конспект лекции учителя.




2.5. Языковой приём сжатия исходного текста. Обобщение.

1ч.

Обучить приёму сжатия исходного текста-обобщение, правильно, лаконично и точно излагать содержание текста;



Анализ примеров, конспект лекции учителя.




2.6- 7.Практикум. Применение способов сжатия.



Обучить находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания, сокращать текст разными способами;


Работа с текстом.




2.8-2.9.Практикум. Самостоятельная работа. Переработанный текст (черновик изложения).



Обучить приёмам компрессии, использовать их графическое обозначение: ____________- ключевые слова;

( ) - исключение слов, части предложения;

/ / - замена предложения с прямой речью на предложение с косвенной;

< >- передать смысл предложения, сохраняя ключевые слова;

[ ] - объединить несколько предложений в одно, сохраняя основную мысль;

O - однородные члены предложения заменить обобщающим словом;

+ - объединить простые предложения в сложное.  


Работа с текстом, нахождение и обозначение приёмов компрессии.

Создание презентаций и буклетов по теме «Приёмы сжатия текста».




2.10. Как писать изложение.

1ч.

Познакомить с алгоритмом работы над сжатым изложением .

Составление памятки «Как писать сжатое изложение».




2.11.Работа над изложением.

2ч.

а) Обучить выверять соотношение и взаимосвязь микротем в частях текста.

б) соотнесть смысл каждой части с общей основной мыслью, отраженной в одном из предложений.

в) делать окончательные исправления и дополнения (текстовые, лексические, стилистические).


г) Проверить черновик


Самооценка, самопроверка, самостоятельная работа над ошибками. Сжатое изложение.

















3. Особенности сочинения-рассуждения.

3.1- 3.2. Композиция рассуждения: тезис, аргумент, вывод.

2ч.

Обучить составлению схемы рассуждения, развернутому ответу на поставленный вопрос.

Анализ текста-рассуждения, поисковая работа.




3.3 – 3.4.Способы введения примеров-аргументов.

2ч.

Овладение письменной речью. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи, анализ языковых явлений речевого произведения.

Работа с текстом. Поисковая работа.




3.5 – 3.6.Роль знаков препинания на письме.

2ч.

Обучить развернутому аргументированному ответу, показать, что способы введения примеров-аргументов в текст сочинения связаны, прежде всего со способами цитирования, а также с применением вставных конструкций.


Составление таблицы, спор с предполагаемым оппонентом, работа над способами цитирования.




3.7-3.8.Обучающее сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.

2ч.

Обучение сочинению-рассуждению. Подбор аргументов в соответствии с собственными умозаключениями и выводами.


Работа над сочинением.

Создание презентаций и буклетов по теме «Особенности сочинения-рассуждения».




3.9-3.10.Контрольное сочинение-рассуждение.

2ч.

Проверка полученных знаний.

Самостоятельная работа.

4. Редактирование.

4.1-4.2. Типы грамматических ошибок

2ч.

Отрабатывать навык самопроверки и самооценки.

Анализ текстов изложений, взаимопроверка, редактирование текста.




4.3-4.4.Типы речевых ошибок.

2ч.

Отрабатывать навык самопроверки и самооценки.

Анализ текстов изложений, взаимопроверка, редактирование текста.




4.5-4.6. Контрольная работа.

2ч.

Вид и форму работы (сочинение или изложение) определяет учитель, учитывая типичные ошибки, уровень подготовки класса, целесообразность.







^ Методические рекомендации

Программа разработана с учетом типичных ошибок, допущенных девятиклассниками в условиях ГИА в 2009 году. Даются общие рекомендации, определено общее направление, в русле которого должны проводиться занятия. Приводятся типовые задания для практической работы, примерные темы творческих работ, предлагается дидактический материал (тексты для анализа разных стилей, тестовые задания). В приложении представлены презентации: «Текст. Признаки текста», «Типы речи», «Виды и средства связи предложений в тексте», «Способы сокращения текста: исключение, упрощение, обобщение», «Работа над сжатым изложением». Данный материал можно использовать практически на всех занятиях курса, что поможет обучающимся грамотно и правильно строить свои высказывания в устной и письменной форме. Кроме того, необходимо обеспечить учащихся критериями оценивания изложения и сочинения, разработанными для итоговой аттестации, чтобы девятиклассники учились самостоятельно оценивать свои работы. А также у каждого должны быть критерии оценивания устного ответа (см. Оценивание знаний и умений).

Тексты изложений и темы сочинений представлены текстами по краеведению. Эти работы проанализированы, выявлены типичные ошибки, и учитель сможет целесообразно организовать работу над выявленными пробелами. Кроме того, предлагаются тексты по краеведению В. Пескова, М Тюниной, Н.Б. Щапова, очерк ростовского краеведа В.А. Талицкого «Из истории Ростовской мужской гимназии, историческое эссе Н.Н.Визжилина «Ростов Великий», очерки и фрагменты из произведений светланы Мартьяновой. Практически на каждом занятии предусмотрена работа с высказываниями о языке мастеров слова, что должно способствовать осознанию учащимися значимости языка не только в учебной деятельности, но и вообще во взрослой жизни, в разных ее сферах.

Большое внимание уделяется работе над способами сжатия текста, над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему. Уделяется внимание лексической работе, так как лексические речевые ошибки встречаются в работах всех групп учеников – от получивших на экзамене отметку «2» до выполнивших работу на «отлично». Большая часть этих ошибок связана с неточным пониманием лексического значения слов, особенно многозначных, а также с незнанием норм лексической сочетаемости. Поэтому на каждом занятии предполагается работа со словом, работа с различными словарями.


Литература

1.Методическое письмо. Об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2008 году в преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях.

2. Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников IX классов общеобразовательных учреждений. Научный руководитель: к.п.н., Ковалева Г.С., заместитель директора ФИПИ. Авторы-составители: Л. С. Степанова, И. П. Цыбулько

3. Евграфова С.М. Секреты изложения // Русский язык, № 34/1999; № 10/2000; № 12/2001

4. Соболева О.В. Понимание текста: зачем, кого, чему и как учить? // Русский язык, № 23/2007.

5. Хаустова Д.А. Разные типы изложений // Русский язык, № 3/2006.