bigpo.ru
добавить свой файл
1
Работа с родителями учащихся.

Основные формы работы с родителями.


«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье» В.А.Сухомлинский

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Главными задачами классного руководителя в этом направлении являются способствование единению, сплочению семьи, установлений взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка.

Самое сложное в этой работе – посещение семей школьников. Особенно они актуальны, если мы берем новый класс. Конец августа и первое полугодие первого года работы с классом – наиболее подходящее время.

Дело это очень деликатное, поэтому следует тщательно все продумать и постараться предвосхитить любую ситуацию, которая может произойти. Дело в том, что не все родители бывают в восторге от таких посещений. Бывает, что некоторые стесняются показать свои жилищные условия, бедную обстановку. Случается, что один из домочадцев постоянно выпивает, - и это, по понятным причинам, также сдерживает гостеприимство родителей. Иногда нельзя встретиться из-за занятости родителей на работе. Встречаются агрессивно настроенные родители или родители, которые не видят и не хотят видеть в школе партнера и т.д. По всем этим причинам такую форму работы с родителями, как посещение семей, не всегда следует использовать, вернее, ее можно использовать в зависимости от ситуации.

Большинство родителей, как правило, приветствуют посещение классного руководителя, некоторые даже сами приглашают. Вот с этих семей и стоит начинать. Существует несколько правил, которые следует помнить во время таких посещений:

  1. Надо заранее договориться о посещении и не назначать на этот день больше ничего, чтобы не сидеть как на иголках, т.к. беседа может затянуться.

  2. Не планировать свой визит больше чем на час.

  3. Не беседовать у двери, на ходу. Сначала некоторые родители чувствуют себя неловко, забывают пригласить, здесь можно прийти им на помощь.

  4. Тон в беседе должен задавать классный руководитель. Тон должен быть дружелюбным и спокойным. От нас требуется максимум тактичности и выдержки. Дело в том, что родители могут принять оборонительный или снисходительный тон. Не стоит забывать, что они – дилетанты во многих вопросах, а вы – педагог. Но надо не поучать, а советовать родителям, больше задавать вопросов, но при этом не стоит превращать разговор в допрос.

  5. Желательно продумать предварительные вопросы или основные пункты разговора. Лучше всего пользоваться специальной картой – схемой. Вопросы этой схемы надо помнить, беседа должна быть естественной и непринужденной. Записи делать нежелательно. Однако после посещения надо записывать все услышанное, а также записать и выводы.

  6. Вести беседу желательно со всей семьей. Во-первых, вы сразу познакомитесь со всеми членами семьи. Во-вторых, сам ребенок должен участвовать в беседе, так как говорят все-таки о нем и, в конце концов, вы – его гость. Но есть моменты, когда присутствие ребенка исключено. Мы заранее обговариваем эти моменты, и родители под каким-либо предлогом отправляют ребенка из комнаты.

Надо помнить, что для ребенка ваш приход – это событие. Порой он совершает прямо-таки «революцию» в умах ребят. Разговоры о визите не смолкают долгое время, дети рассказывают все подробности, смакуя каждую мелочь, сваляться и зовут снова в гости.


^ Надо сказать, что после визита и родители, и дети смотрят на вас уже совсем иначе. Для них Вы теперь «свой».



Одной из важных форм установления контакта педагогов с семьями учащихся является родительское собрание. Главное его предназначение – согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка. Нередко родительские собрания используются и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, их активность в жизни класса, ответственность за воспитание учащихся.

Классное родительское собрание проводиться, как правило, один раз в четверть, но при необходимости может проходить и чаще. Его результативность во многом зависит от целенаправленности, продуманности и тщательности подготовительной работы учителя и членов родительского комитета. К основным элементам подготовки собрания родителей можно отнести следующие:

  1. Выбор темы собрания.

  2. Определения целей родительского собрания.

  3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.

  4. Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей.

  5. Определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников.

  6. Приглашение родителей и других участников собрания.

  7. Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям.

  8. Оборудование и оформление проведения родительского собрания.


Рассмотрим более подробно каждый из перечисленных элементов подготовительной работы.


  • Выбор темы собрания. Избираемая для обсуждения на родительском собрании тема не должна быть случайной. Ее выбор обусловливается целевыми ориентирами жизнедеятельности классного коллектива, закономерностями развития личности школьника, особенностями протекания процессов обучения и воспитания, логикой формирования педагогической культуры родителей, стратегией построения и совершенствования взаимоотношений школы и семьи. Опытные педагоги хорошо понимают, что разговор на родительском собрании не может быть ограничен рассмотрением лишь учебных дел школьников, поэтому они стремятся обсудить с родителями широкий спектр вопросов, затрагивающих различные аспекты интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития детей. Нередко классные руководители определяют тематику собраний не на один учебный год, а на 3-4 года и делают это совместно с членами родительского комитета. В некоторых школах составляется примерный перечень тем родительских собраний, который предлагается учителям в качестве методической подсказки. Вот один из них.




^ Тема собрания

Форма проведения

Кто проводит

Первый класс

Давайте познакомимся

Традиционное собрание с элементами тренинга

Классный руководитель, психолог

Адаптация учащихся к новым условиям обучения

Консилиум

Классный руководитель, психолог, учителя-предметники, валеолог

Роль книги в жизни школьника

Дискуссия

Библиотекарь, классный руководитель

Воспитательная система класса как условие успешного развития каждого учащегося

Деловая игра

Классный руководитель, замдиректора по воспитательной работе

^ Второй класс

Общение родителей с детьми-

Продуктивная игра

Классный руководитель

Поощрение и наказание в воспитании детей

Традиционное собрание

Классный руководитель

Здоровый образ жизни - основа успешной жизнедеятельности

Традиционное собрание

Классный руководитель

^ Третий класс

Роль семьи в воспитании моральных качеств личности

Традиционное воспитание

Классный руководитель

Контакты и конфликты

Психолого-педагогический всеобуч

Классный руководитель, психолог

Воспитание ненасилием в семье

Дискуссия

Классный руководитель, психолог, социальный педагог

^ Четвертый класс

Нравственные ценности семьи

Традиционное собрание

Классный руководитель, замдиректора по воспитательной работе

Положительная адекватная самооценка как условие развития личности

Психолого-педагогический всеобуч

Классный руководитель, психолог

Ребенок и закон

Круглый стол

Классный руководитель, инспектор ПППН, социальный педагог


В составленный на несколько лет перечень тем собраний, разумеется, ежегодно вносятся какие-то коррективы, но перспективное планирование помогает учителю системно строить взаимодействие с родителями и быть уверенными в том, что наиболее важные проблемы станут предметом коллективного рассмотрения и будут своевременно обсуждены. Повестка очередного собрания в большинстве случаев определяется учителем совместно с членами родительского комитета, при этом обязательно учитывается мнение и остальных родителей. Иначе откровенного заинтересованного разговора родителей на самом собрании может не получиться.


  • Определение целей родительского собрания. Целеобразование связано в выбором темы и вопросов для обсуждения на родительском собрании. Уже при выборе темы учитель отчетливо осознает, почему именно эту проблему в данный момент следует обсудить с родителями. В качестве целевых ориентиров организаторами программы могут быть избраны следующие:

  • повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе;

  • содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение пап и мам в жизнедеятельность классного сообщества;

  • выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности человека;

  • пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей;

  • подведение итогов совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей за полугодие или учебный год.




  • Изучение научно-методической литературы. Глубокое и детальное рассмотрение вопросов, включенных в повестку родительского собрания, невозможно без опоры на теоретические источники и накопленный опыт работы по решению похожей проблемы в других сообществах родителей и педагогов отсюда целесообразность обращения классного руководителя и родителей к научно-методическим публикациям, изучение которых помогает выделить ключевые аспекты рассматриваемой проблемы и предварительно наметить пути и способы ее решения. Особой популярностью у педагогов и родителей пользуются такие периодические издания, как «Первое сентября», «Семья и школа», «Классный руководитель», «Воспитание школьников». Квалификационные советы в поиске литературы организаторам собрания могут дать школьный библиотекарь, психолог, социальный педагог, заместитель директора по воспитательной работе, работники методических кабинетов и центров. Классный руководитель, как правило, первым знакомиться с публикациями, и лишь затем предлагает изучить некоторые из них родителям. Нередко эти публикации становятся основой выставки литературы для участников родительского собрания.




  • Проведение микроисследования. Оно необходимо для получения дополнительной информации о характере и причинах возникновения той или иной проблемы, возможных путях и способах ее решения. Чаще всего используются экспресс - методики, которые не требуют больших затрат времени и усилий для подготовки и проведения исследования, обработки и анализа его результатов. К таким исследовательским средствам можно отнести беседы с родителями и учащимися, заполнение ими простейших тестов и анкет с небольшим количеством вопросов и заданий. В некоторых случаях помощь классному руководителю в проведения микроисследования оказывают школьный психолог и социальный педагог. Опытные педагоги считают очень важным участие членов родительского комитета в организации и анализе результатов исследования. Часто им поручается изготовить бланки анкет и тестов, оформить диаграммы, схемы, таблицы с результатами исследования, подготовить информацию для участников собрания о полученных данных.




  • Определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов работы его участников. В методическом пособии «Работа классного руководителя с родителями» Р.М.Капралова называет и кратко характеризует следующие виды родительских собраний:

а) организационные, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей;

б) собрания по плану классного всеобуча родителей, являющиеся формой педагогического просвещения членов родительского коллектива;

в) тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся данного класса;

г) собрания-диспуты, нацеленные на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов;

д) собрания-практикумы, направленные на освоение родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания, оказания помощи детям в деятельности по самообразованию и самовоспитанию;

е) итоговые, имеющие целью показать учебно-воспитательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизни класса.

Не вступая в дискуссию с Р.М. Капраловой об отличиях вида и формы родительского собрания, подчеркнем лишь то, что составленный ею перечень может оказаться полезным для классного руководителя по планированию и подготовке родительского собрания.

Далее следует определить организационную форму родительского собрания. В практике творчески работающих педагогов и родительских комитетов используются такие формы, как: педагогическая мастерская, организационно - деятельностная игра, конференция, диспут, практикум. В соответствии с выбранной формой определяются этапы, способы и приемы работы участников родительского собрания. Правильно поступают те педагоги, которые стремятся разнообразить формы и способы организации мыслительной и практической деятельности родителей на собрании.


  • Приглашение родителей и других участников собрания. Родителей целесообразнее пригласить на собрание дважды: первый раз – за 2-3 недели до его проведения, чтобы они смогли заблаговременно спланировать свое участие в собрании, и второй раз – за 3-4 дня с целью подтверждения информации о дате и времени его проведения. Чаще всего соответствующие записи делаются учениками в своих дневниках, несколько реже используются изготовленные школьниками открытки-приглашения с текстом примерно такого содержания: «Уважаемые Николай Петрович и Наталья Николаевна, приглашаем вас принять участие в родительском собрании на тему: «О роли семьи в трудовом воспитании младших школьников», которое состоится 17 марта в 18 часов в учебном кабинете нашего класса. надеемся, что вы выскажете свое мнение по обсуждаемой проблеме. С уважением, Галина Прокофьевна и члены родительского комитета».

Заботясь об обеспечении явки родителей, нельзя забывать о своевременном приглашении других участников собрания, ведь в нем могут принимать участие представители администрации учебного заведения, учителя-предметники, школьный библиотекарь, психолог, социальный педагог, работники учреждений культуры, медицины, правоохранительных органов и др.


  • Подготовка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям. Решение – это обязательный элемент родительского собрания. Однако о его принятии педагоги и члены родительского комитета порою забывают. А ведь очень важно, чтобы каждое собрание имело последствие, направленное на совершенствование совместной воспитательной работы семьи и школы. В противном случае трудно получить эффект даже от собрания, прошедшего с высокой явкой и заинтересованным участием родителей. Поэтому классный руководитель и учитель должны за 2-3 дня до собрания составить проект его решения. Решение может иметь не только «классическую» форму (в виде планируемых действий и участников, ответственных за их осуществление), но быть представленным в форме рекомендаций или памяток для родителей. При их разработке целесообразно воспользоваться помощью социального педагога, психолога, логопеда и других работников школы.




  • Оборудование и оформление места проведения родительского собрания. Разумеется, собрание должно проходить в чистом, уютном и красиво оформленным кабинете. Об этом следует специально позаботиться учителю и его питомцам. В классной комнате размещаются выставки творческих работ учащихся (поделок, рисунков, фотографий, сочинений и т.п.) и научно-методической литературы по обсуждаемой проблеме. На доске цветными мелками пишется тема и эпиграф родительского собрания, изображаются таблицы и диаграммы с результатами проведенного в классе микроисследования, вывешиваются плакаты с памятками для родителей. В соответствии с избранной организационной формой собрания расставляются стулья и столы, на которые кладут бумагу для заметок, карандаши, ручки, фломастеры и нередко прикрепляют таблички с названием игровых групп.

Перечисленные нами действия по подготовке собрания позволяют учителю и членам родительского комитета быть более уверенными в том, что собрание состоится, успешно пройдет и окажется полезным для родителей и других его участников.


^ Родительское собрание можно условно разделить на три части - вступительную, основную и заключительную. Постараемся кратко их описать.

Вступительная часть. При входе в классную комнату учитель встречает родителей и предлагает им ознакомиться с выставками литературы и творческих работ учащихся. Затем родители занимают специально оборудованные для них рабочие места.

Родительское собрание открывает и ведет в дальнейшем, как правило, классный руководитель или председатель родительского комитета. Кто-то из них в своем вступительном слове объявляет повестку собрания, напоминает его цели и задачи, знакомит с порядком совместной работы его участников, представляет приглашенных на собрание, подчеркивает актуальность обсуждаемых вопросов. Это сообщение должно быть непродолжительным, но одновременно содержать достаточную информацию для формирования у родителей отчетливого представления о целевых установках и организационных моментах проводимого собрания. Важно, чтобы в первые минуты собрания родители были мобилизованы, заинтересованы и готовы к активному участию в нем.

Основная часть. Этот период связан с реализацией главного замысла организаторов собрания. Именно в данный период излагается важная информация, происходит коллективное ее обсуждение, осуществляется совместный поиск путей и способов решения рассматриваемой проблемы. Организация деятельности участников собрания строится в соответствии с правилами и требованиями, присущими избранной форме родительского форума. Понятно, что при проведении родительского собрания в форме педагогической мастерской, организационно - деятельностной игры или дискуссии используется совершенно разные приемы и методы. Однако в любом случае необходимо сделать все для того, чтобы на собрании царила атмосфера заинтересованности, доброжелательности, доверия, чтобы происходило обогащение теоретического и практического арсенала родителей, чтобы не допускалось публичное осуждение родителей, даже в виде мелких упреков, за неудачи их детей в учебе или нарушении ими правил поведения учащихся. Лучше обратить внимание мам и пап на эти недостатки в индивидуальной беседе или сделать им письменное сообщение.

Заключительная часть. Эта часть собрания включает в себя такие важные моменты, как принятие решения и анализ происшедшего на собрании. В данный период дорабатывается предварительно подготовленный проект решения собрания и затем оно утверждается с внесенными в него поправками. Очень важно, чтобы заключительный этап собрания стал прологом к дальнейшей совместной работе педагога и родителей по решению проблем, выявленных в ходе обсуждения. Формирования у мам и пап установки на тесное сотрудничество со школой, по мнению заслуженного учителя России В.Н.Щербаковой, происходит более успешно, если собрание завершается «минутами благодарности», во время которых классный руководитель благодарит родителей за успехи детей, отмечает тех из них, кто принимал активное участие в подготовке собрания и делился на нем опытом семейного воспитания.


^ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ:


  • Одна из форм родительских собраний – письменная форма, когда классный руководитель отправляет родителям некоторые документы, разработки, родители оценивают и вносят свои предложения.

  • Родительское собрание вместе с учащимися.

  • Родительское собрание в форме презентаций семей, их традиций, умений, отношений, взглядов на воспитание.

  • Родительское собрание в форме кафе.

  • Родительское собрание в походе у костра.

  • Родительское собрание в форме игры.

  • Родительское собрание в форме пресс-конференции, когда либо приглашаются специалисты, интересующие родителей, либо они оказываются среди родителей.

  • Родительское собрание в форме заранее создаваемых исследовательских групп, которые докладывают на собрании результаты своих исследований и опросов.

  • Родительское собрание мужчин.

  • Родительское собрание в форме обсуждения заранее написанных предложений и идей по улучшению организации жизни класса.

  • Родительское собрание в форме пресс-конференции учителей-предметников и последующего проведения индивидуальных консультаций.

  • Родительское собрание – спектакль, в котором выступают их дети.

  • Родительское собрание параллели для обсуждения важных проектов и программ, предлагаемых администрацией школы.


^ ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ:


  1. Классный руководитель, готовясь к родительскому собранию, более всего должен заботиться об эмоциональном уровне собрания.

  2. Если родители в большинстве своем на собрания не ходят, значит они не любят своих детей или они «голосуют ногами» против формы и содержания проводимых собраний.

  3. Лучше всего, когда в проведении собрания активную роль играют сами родители, если это необходимо, ученики и классный руководитель.

  4. Классному руководителю нужно перед зеркалом своей души научится вкусно, изобретательно и оригинально рассказывать о жизни в классе и о детях.

  5. У родителей тогда появляется любовь к школе и к классу, когда они много и по хорошему принимают участие в жизни класса.

  6. Родительское собрание всегда заканчивается индивидуальным консультированием родителей, которое проводят классный руководитель, психолог, социальный педагог, учителя-предметники.

  7. Родительское собрание – монолог классного руководителя – наименее удачная форма его проведения.

  8. Важно всегда помнить одну особенность всех собраний: о чем бы на них ни шла речь, как бы ни были бурны и шумны дебаты, однако после окончания собрания, то о чем так пылко спорили, тут же забывается. Нужно сразу же по ходу собрания каждую идею, каждое предложение, каждый совет, если они приняты всеми или большинством, в кратчайшие сроки, по свежим следам, совместно с наиболее заинтересованными родителями, разработать до уровня планового задания и приступить к реализации.

  9. Классный руководитель просто обязан выжать из родителей все их возможности, все их умения и знания на пользу коллектива.



^ Одним из разделов плана воспитательной работы классного руководителя является «Работа с родителями».


Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – эта важная и ответственная задача учителя. Решение данной задачи представляется возможной, если в плане работы найдут отражение следующие направления деятельности классного руководителя с родителями:

  • изучение семей учащихся;

  • педагогическое просвещение родителей;

  • обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе;

  • педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса;

  • индивидуальная работа с родителями;

  • информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.

Работа по каждому из перечисленных направлений складывается из определенной совокупности форм и способов деятельности. Выбор их обусловлен целями и задачами воспитательной работы, личностными и профессиональными особенностями классного наставника, традициями школы и класса, своеобразием состава учащихся и их родителей, тенденциями развития воспитательных отношений в классном обществе, принципами взаимодействия учителя и родителя.


^ Совет ученого. Профессор Н.Е.Щуркова советует классному руководителю строить взаимодействие с родителями на основе таких основополагающих идей-принципов, как:

  • обращение к чувству родительской любви и ее уважение;

  • умение разглядеть в каждом ученике положительные стороны, позволяющие давать характеристику детей с выдвижением предваряющей положительной оценки;

  • высокое уважение личности отца и матери, их родительских забот, их трудовой и общественной деятельности.



Какие формы и методы работы с родителями может использовать учитель? постараемся ответить на этот вопрос, учитывая ранее выделенные нами направления деятельности классного руководителя с родителями учащихся.

Изучение семей учеников позволяет классному руководителю лучше узнать детей и их родителей, понять стиль жизни семей, ознакомиться с домашними условиями развития личности ребенка. Это направление деятельности классного руководителя отражается в плане такими формами работы, как посещение семей учеников, анкетирование, сочинения о семье, конкурс творческих работ учащихся «Моя семья», тестирование, педагогические мастерские, деловые игры с родителями, формирование банка данных о семье и семейном воспитании.

Педагогическое просвещение родителей планируется в соответствии с возрастными особенностями детей, целями и задачами учебно-воспитательного процесса, конкретными проблемами, возникающими в ходе совместной деятельности учителя и родителей. Классный руководитель включает в план лекции по педагогике, психологии, праву, этике, физиологии и гигиене; родительские собрания; тематические консультации; педагогические практикумы по рассмотрению и анализу различных ситуаций воспитания ребенка в семье и школе; обзор популярной педагогической литературы для родителей; обмен опытом воспитания детей в семье; вечер вопросов и ответов; день открытых дверей и другие формы.

Обеспечение участия родителей в жизнедеятельности классного сообщества осуществляется классным руководителем с помощью включения их в такие виды взаимодействия, как совместное планирование воспитательной работы в классе; коллективные творческие дела; праздники, вечера, концерты, КВН; посещение театров, выставок, библиотек; прогулки, походы, поездки и путешествия; выставки творческих работ, дни здоровья; помощь в ремонтных работах и эстетическом оформлении классной комнаты; участие в оборудовании кабинета и изготовлении наглядных пособий; организация мини-кружков и клубов.

Педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса отражается в следующих пунктах плана воспитательной работы: выборы родительского совета, помощь в планировании и организации его деятельности, работа с социально неблагополучными семьями, установления связей с шефами, окружающим социумом, общественностью.

Индивидуальная работа с родителями позволяет установить непосредственный контакт с каждым членом семьи учащегося, добиться большого взаимодействия в поиске путей развивающего влияния на личность ребенка. Поэтому классный руководитель включает в план работы посещение семей учащихся, индивидуальные беседы с родителями, совместное определение перспектив и средств развития ученика, педагогические консультации, индивидуальные поручения.

Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся осуществляется классным руководителем с помощью тематических и итоговых родительских собраний, индивидуальных консультаций, проверки дневников учащихся, составления карт развития детей и таблиц результатов их учебной деятельности, ведение дневников наблюдения за процессом развития ребенка или тетрадей достижений учащихся, направление родителям писем-характеристик, записок-извещений, благодарственных и поздравительных открыток.

Раздел плана «Работа с родителями» учитель может оформить так:


Срок проведения

Наименование дел

Сентябрь

  1. Родительское собрание «Давайте познакомимся».

  2. Анкетирование родителей.

  3. Выборы родительского совета и планирование его деятельности.

  4. Формирование картотеки семей учащихся.

Октябрь

  1. Посещение семей учащихся.

  2. Собрание родителей и учащихся по планированию совместной деятельности «Наши общие дела».

  3. День открытых дверей. Экскурсия по учебным кабинетам школы «Знакомимся с нашими учителями».

  4. Педагогическая консультация для родителей «Как помочь ребенку хорошо учиться».

Ноябрь

  1. Анализ учебной работы за I четверть. Письма родителей о достижении детей в различных видах деятельности.

  2. Лекция психолога «Познавательные процессы личности и условия их развития».

  3. Посещение семей учащихся.

  4. Индивидуальные педагогические поручения отдельным родителям по подготовке к обмену опытом на родительском собрании по теме «Познавательные игры в семье».

Декабрь

  1. Родительское собрание «Развитие познавательных интересов детей в семье».

  2. Выставка для родителей и учащихся «Мы люди творческие».

  3. Коллективное творческое дело «Готовимся к Новому году».

Январь

  1. Посещение семей учащихся.

  2. Творческий отчет учащихся перед родителями по итогам II четверти.

  3. Лыжная прогулка за город вместе с родителями.

Февраль

  1. Тематическая консультация для родителей мальчиков «В семье растет сын».

  2. КВН мальчиков и отцов.

Март

  1. Праздник мам и бабушек.

  2. Тематическая консультация для родителей «В семье растет дочь».

  3. Совместное формирование программы кружка для девочек «Девицы-мастерицы» (ведут мамы).

  4. Посещение семей учащихся.

Апрель

  1. Создание экрана успеваемости учащихся.

  2. Выставка лучших работ учащихся, тетрадей, дневников.

  3. Лекция «Традиции семейного чтения».

  4. Обзор литературы для родителей «Домашняя библиотека».

Май

  1. Анкета для родителей «Планы на лето».

  2. Собрание родителей и учащихся «Итоги года».

  3. Подготовка благодарственных писем.

  4. Концерт для родителей.

Июнь

  1. Однодневный поход учащихся и родителей «Достопримечательности родного края».

  2. Благоустройство классной комнаты.


^ ПРАВИЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТАКТА В РАБОТЕ

С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ


В беседе с родителями учащихся

  1. Терапевтический момент: учтиво поздороваться, поинтересоваться, как идет жизнь в семье, все ли здоровы. От этого в значительной мере зависит содержание предстоящей беседы. Если учитель узнает, что в семье горе или серьезные неприятности, то он не станет говорить о негативных сторонах школьной жизни ребенка, предъявлять претензии родителям. Все это можно сказать при следующей встрече.

  2. Начать разговор о ребенке обязательно с хорошего. Уметь увидеть положительные стороны в характере и поведении даже самого «трудного» ученика. Только такое начало беседы может обеспечить ее продуктивный характер и положительный результат. Иметь в виду, что поток исключительно негативной информации о ребенке естественно вызывает у родителей неприязнь к собеседнику, гнев и обиду на школу.

  3. Терпеливо выслушать родителей. Особое внимание обратить на то положительное, что они рассказывают о ребенке и что не известно учителям. Ни в коем случае не прерывать рассказ родителей репликами типа: «Я тороплюсь», «Мне некогда» или «Да перестаньте защищать своего сына». Помнить, что именно мать и отец в первую очередь должны защищать своих детей, иное просто противоестественно. Гораздо хуже, если родители не видят в своем ребенке ничего хорошего, потеряли надежду на будущее.

  4. Корректно, спокойно, без пафоса и лишних эмоций скажите о недостатках школьника, что смущает учителей в его характере и поведении.

  5. С учетом индивидуальных особенностей ученика и его родителей, их семейно-бытовых условий выскажите свои соображения и педагогические рекомендации по развитию школьника, преодолению негативных сторон его личности.

  6. Беседа завершается терапевтическим моментом:: не забудьте вежливо попрощаться, передать привет знакомым членам семьи, наметить ориентиры следующей встречи, если она прогнозируема.


^ При подготовке и проведении

родительского собрания


  1. Каждое родительское собрание должно иметь конкретную тему и по своему содержанию быть коллективной педагогической консультацией по формированию и развитию личности детей. Не оправдывают себя и вызывают досаду большинство родителей собрания, на которых классные руководители говорят лишь об успеваемости и поведении каждого ученика.

  2. Не следует превращать родительское собрание в место «проработки» и суровой критики матерей и отцов «трудных» учащихся. Игнорируя это положение, мы отталкиваем от школы ту часть родителей, с которой больше всего и нужно работать.

  3. Обсуждая на собраниях актуальные вопросы развития учащихся, просите поделиться опытом семейного воспитания родителей хорошо воспитанных детей.

  4. Разнообразьте формы проведения родительского собрания, проводите встречи со специалистами (врачами, юристами, психологами), вечера вопросов и ответов, круглые столы с участием учителей-предметников, обзоры новой педагогической литературы по вопросам семейного воспитания.


^ При посещении семьи ученика


  1. Заблаговременно сообщите родителям о времени и цели своего визита. Иначе семья может оказаться неподготовленной (беспорядок в квартире, занятость бытовыми делами, сугубо домашняя, не для посторонних, одежда) и будет поставлена в неудобное положение. Тогда психологический микроклимат будет неблагоприятным, откровенный душевный разговор не получится.

  2. Не ходите в семью только с жалобой на ребенка.

  3. Не навреди! Обязательно думай о том, что будет в семье за закрывшейся дверью после ухода учителя. Визит оправдан лишь в том случае, если он способствует установлению в семье добрых взаимоотношений, согласию детей и родителей, применению правильных методов воспитания.