bigpo.ru
добавить свой файл
1 2
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Шняевская средняя общеобразовательная школа

Базарно – Карабулакского муниципального района Саратовской области»


Публичный доклад директора об учебной и хозяйственной деятельности школы

за 2009-2010 учебный го


Шняево - 2010 г.

Согласно закону «Об образовании», содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации и должно обеспечивать, в частности, «адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества...»

Главная задача современной школы – развитие школьника, причем не только развитие его мышления, а, в первую очередь, целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию за стенами школы. Необходимо создать условия для того, чтобы каждый учащийся мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности.

Исходя из поставленных задач, дальнейшее развитие получили такие важнейшие направления организации учебно-воспитательного процесса как создание комфортных и безопасных условий обучения, адаптация учебного процесса к особенностям различных групп учащихся, обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, развитие рационально-эмоциональной сферы личности учащихся, формирование системно-интегрального мышления, рационализация учебной деятельности. Комплексный подход позволил активизировать работу педагогического коллектива.

В 2009-2010 учебном году была продолжена работа по проблеме школы «Модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса». Работа методической службы была ориентирована на реализацию стратегических направлений развития школы, задач, определённых в качестве приоритетных в результате анализа предыдущего учебного года:

  1. Обеспечить научно – методическое сопровождение образовательных стандартов, профильного обучения.

  2. Способствовать созданию необходимых условий для разработки и введения в УВП педагогических инноваций, способствовать росту педагогического мастерства учителей, раскрытию их творческого потенциала в условиях инновационной деятельности, совершенствовать педагогическое мастерство учителей по овладению новыми образовательными технологиями.

  3. Совершенствовать приемы повышения педагогического мастерства через овладение новыми образовательными технологиями, в том числе здоровьесберегающими.

  4. Активизировать работу МО по повышению профессионального мастерства педагогов, обратить внимание на следующие умения: технология подготовки нетрадиционных форм урока, самоанализ, самоконтроль своей деятельности, активное использование передовых педагогических технологий их элементов в целях развития познавательного интереса учащихся, формирования предметных компетенций.

  5. Активизировать работу учителей по темам самообразования, способствовать распространению передового педагогического опыта, обобщению опыта учителей школы.

  6. Совершенствовать систему мониторинга и диагностики успешности образовательного процесса, уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов.



Для решения поставленных задач были созданы следующие условия:



1.

Составлен и утвержден учебный план, позволяющий заложить фундамент знаний по основам дисциплинам, обеспечить уровень усвоения стандартов образования.

2.

Утверждены учебные планы профильного образования (социально-экономический, агро – технологический и химико-биологический профили), позволяющие осуществить вариативность среднего (полного) общего образования.

3.

Составлены и утверждены планы работы методического совета школы, педагогического совета.

4.

Методические объединения работали по планам в соответствии с утвержденными методическими темами, проблемой школы.

5.

Создана система ВШК, как одно из условий эффективной работы.

6.

Создана система работы по обеспечению сохранности здоровья и здорового образа жизни учащихся.

7.

Проведены мероприятия по улучшению материально-технической базы кабинетов.



В соответствии с поставленными целями и задачами методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:

  • подбор и расстановка кадров;

  • работа с молодыми специалистами;

  • работа с методическими объединениями;

  • повышение уровня профессиональной подготовки учителей.

  • открытые уроки и их анализ;

  • взаимопосещение и анализ уроков



В 2009/10 учебном году в педагогический состав школы входило 16 человек. Из них высшее образование имеют 10 человек, среднее специальное – 6. Обучаются заочно 2 - Кулахметова А.Э. (ПисГУ, 4 курс , учитель начальных классов), Калашникова Л.М. (ПисГУ, 2 курс , социальный педагог) .

В школе первую квалификационную категорию имеют – 6 человек, вторую квалификационную категорию имеют – 6 человек.

В 2009-10 учебном году аттестационные испытания (подтверждение ) прошли: на 1 категорию – Енжаева Г.В. (учитель истории и обществознания), Москалева И.Л. (учитель математики); на 2 категорию – Колотырин П.В. (учитель физики).

Все учителя, заявившие на указанные кв. категории успешно прошли аттестацию в намеченные сроки, подтвердили соответствие требованиям, предъявляемым к заявленным категориям.

В целях оказания инструктивно- методической, консультативной помощи аттестуемым администрацией школы, секретарем аттестационной комиссии был организован и проведен ряд мероприятий (по плану аттестации), способствующих успешному прохождению аттестационных мероприятий учителями- предметниками.

В соответствии с утвержденным планом работы проведены следующие мероприятия:

-заседание школьной аттестационной комиссии ,знакомство с требованиями, предъявляемыми к квалификации педагогов,

- знакомство с положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников,

- знакомство с формами аттестации, порядком оформления портфолио,

- сообщение сроков аттестации.

По результатам проведенной экспертизы, членами экспертных групп районной аттестационной комиссии вынесены решения о соответствии вышеуказанных учителей первой кв.категории.

Трудностями в работе по повышению квалификации и аттестации педагогических кадров продолжают оставаться:

- эпизодичность эффективных, плодотворных периодов работы учителей предметников на повышение уровня пед. мастерства;

- низкая активность учителей в отношении обобщения актуального педагогического опыта;

- недостаточная активность педагогов в научно-методической работе .

Рекомендации:

1) В 2009-2010 учебном году продолжить работу по выявлению, распространению актуального педагогического опыта.

2) Стимулировать участие педагогов школы в программах по различным направлениям образовательной деятельности.

Анализ педагогического состава по педагогическому стажу:

До 2 лет – 1 человек (6 %)

От 2 до 5 лет – 1 человек (6%)

От 5 до 10 лет – 4 человека (25 %)

От 10до 20 лет – 3 человека (19%)

Свыше 20 лет – 7 человек (44 %)

Работающих на пенсии 1 (Гайдаенко В.Я.)

Енжаева Г. В. (директор школы) имеет звание «Заслуженный Учитель РФ» и является «Отличником Народного Просвещения», Карнугаева О.С. – «Почётный работник общего образования».

Курсы повышения квалификации в 2009-2010 учебном году прошел Колотырин П.В. как учитель физики и информатики на базе района. Карнугаева О.С. учитель музыки и рисования проходила курсы повышения квалификации на базе СарИПиКРО. Енжаева Г.В., Енжаев Е.В. проходили курсы повышения квалификации как учителя истории и обществознания.

Методическое объединение учителей гуманитарного направления – 4 человека, методическое объединение учителей начальных классов – 4 человек, методическое объединение учителей естественно-научного направления – 6 человек.

Важное место в системе методической работы занимали тематические педагогические советы, методические советы, заседания методических объединений, обсуждения открытых уроков и мероприятий, работа учителей над темами самообразования, анализы уроков, творческий отчет учителей-предметников, теоретические семинары. Их тематика определялась актуальностью проблем обучения и воспитания учащихся.

В 2009-2010 учебном году было запланировано и проведено 6 педагогических советов из них 3 тематических, тематика педсоветов была выбрана с учетом обозначенных проблем .



1.

Итоги работы школы за 2008-2009 учебный год. Традиции и инновации в жизни школы: направления деятельности на перспективу

2.

Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке как действенное средство повышения его качества. Работа с «одаренными» и создание условий на уроке для повышения уровня комфортности и удовлетворенности образовательным процессом.

3.

Развитие педагогического творчества в коллективе. Роль воспитательной программы классного руководителя в условиях реализации Программы развития школы.

4.

Качество образования и перспективные современные технологии.



В подготовке педагогических советов участвовали все методические объединения, выбравшие из своего состава преподавателей в инициативные группы, получившие необходимые рекомендации и список литературы от руководителя, ответственного за подготовку и проведение данного педсовета. Разработанный проект педсовета обсуждался на заседании творческой группы. Формы проведения педагогических советов были разнообразны. Наряду с традиционными формами, использовались такие активные формы, как деловая игра, работа в творческих группах.

Контроль за выполнением решений педагогического совета возлагался на администрацию, председателей методических объединений, классных руководителей. Результаты контроля обсуждались на совещаниях при директоре, административных совещаниях, заседаниях МО учителей-предметников. Выполнение принятых решений позитивно отразилось на качестве преподавания и результативности обученности учащихся.

В 2009/2010 учебном году было проведено 4 заседания методического совета. Тематика заседаний методических советов:

Сентябрь

Анализ методической работы за прошедший год. Основные задачи методического совета и школьных методических объединений на новый учебный год

Ноябрь

О подготовке школьников к участию в школьных и районных олимпиадах

Январь

Результаты аттестации учителей. Организация инновационной деятельности. Интенсификация подготовки к ЕГЭ и ГИА

Май

Результативность работы методического совета за год. Обсуждение плана методической работы на 2010/2011 учебный год.

В школе работали три методические группы: методическое объединение учителей гуманитарного направления (руководитель - Дуганова Т.А.), методическое объединение учителей начальных классов (руководитель – Андина Л.П.), методическое объединение учителей естественно-научного направления (руководитель – Колотырин П.В.).

Каждое методическое объединение имеет свой план работы, разработанный в соответствии с темой и целями и задачами методической службы школы. Проанализировав работу методических объединений, следует отметить, что все они работают над созданием системы обучения, обеспечивающей потребность каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Целенаправленно ведется работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения. Большое внимание уделяется формированию у учащихся навыков творческой деятельности, развитию общеучебных навыков, сохранению и поддержанию здоровьесберегающей образовательной среды. В методических объединениях успешно проводится стартовый, рубежный и итоговый контроль по всем предметам.

В методических объединениях каждый учитель работает над своей темой самообразования, с обобщенными результатами которой он знакомит своих коллег на заседаниях методических объединений .Кроме того, в тематике заседаний ШМО была отражена единая методическая тема школы.

Основными направлениями работы были:

1. Работа с новыми образовательными стандартами.

2. Методы работы по ликвидации пробелов в знаниях учащихся.

3. Организация творческой работы на уроке.

4. Формы и методы промежуточного и итогового контроля.

5. Формы организации самостоятельной работы учащихся на уроках и вне школы.

6. Отчёты учителей по темам самообразования.

Важнейшую  роль  играло  самообразование  учителей  как одна из важнейших форм методической работы, обеспечивающая их профессиональные устремления.

      В рамках методической работы использовались следующие  формы  самообразования:

– критический обзор периодической печати;

– критический обзор существующих форм ведения урока;

– анализ и учет в последующей деятельности ошибок, промахов, неудач.

В результате такого подхода к самообразовательной работе у педагогов приобретается уверенность в своих силах, происходит осознание своих истинных возможностей, проявляются ранее скрытые способности, усиливается  интерес  к  новому, передовому. Для реализации поставленной цели каждый учитель  определился с  методической темой, над которой работает, углубляя знания по ней и практически совершенствуя новые формы и методы работы. Каждая тема обсуждена и имела свой выход на открытом уроке, как на уровне школы, так и района, выступлении на школьном  МО, педсоветах,  открытых мероприятиях. Темы самообразования  отражают поиск новых технологий в образовании в сторону личности каждого ученика. Поэтому  важным  становится  инновационная методическая работа, цель которой – внедрение инновационных технологий через МО, проектирование инновационных идей, оценка уровня инновационного потенциала педагогов.  Учителя  нашей  школы  не  стоят  в  стороне  инновационных  процессов  в  обучении  и  воспитании,  они используют   элементы  современных  технологий (ИКТ). В целом следует отметить, что в школе учителями  ведется активная работа по изучению состояния преподавания дисциплин, отслеживается результативность образовательного процесса по предметам, идет освоение последних достижений в области методики преподавания предмета и обмен накопленным опытом, внеклассная работа по предмету носит неформальный характер.

Все  большее  распространение  получают  информационные  технологии  при  обучении  различным  предметам (учителя  истории  и  обществознания, физики, математики, биологии  и  экологии, иностранного  языка, химии, ОБЖ) с  использованием  имеющихся  в  школе  электронных  носителей  и  интернет – ресурсов. Методическая служба школы провела анализ, на основе которого был сделан следующий вывод: 80%  учителей - овладели навыками работы на компьютере

В связи с новыми формами итоговой  аттестации в 9, 11 классах (ЕГЭ) МО было принято решение осваивать новые подходы в контрольно-диагностической деятельности учителя. Были рассмотрены и обсуждены демонстрационные варианты  экзаменов по русскому языку  и  математике  в 9 классе по новой форме, демоверсии  ЕГЭ  по  различным  предметам  в  11  классе, проанализированы итоги прошлогодней  государственной (итоговой) аттестации  выпускников.

        Активно стали использоваться учителями тесты в качестве не только итоговых  экзаменов, но и   как форма проверки знаний по определённой теме, как форма обобщения материала.

      Поскольку многие проблемы учащихся по предметам различного  цикла связаны с низким уровнем общей культуры учащихся, определяемым социокультурными условиями проживания, большое значение для развития детей приобретает целенаправленная внеклассная деятельность по предметам. В истекшем учебном году под руководством учителей проводились внеклассные мероприятия, позволяющие повысить заинтересованность учащихся в изучении предметов. Активная внеклассная работа по предметам является продолжением урочной деятельности и содействует реализации воспитательных целей обучения.

Всеми методическими  объединениями  были  проведены  предметные  недели, которые  включали  в  себя  олимпиады,  конкурсы, викторины  для  разновозрастных  групп  учащихся, выпуск  газет, плакатов, утренники, вечера  и  т.п.

Предметные недели, проведенные в 2009-2010 учебном году явились одной из форм повышения педагогического мастерства педагогов, способствовали выявлению одаренных, талантливых детей и развитию их познавательных интересов. Кроме того предметные недели позволили как учащимся, так и учителям раскрыть свои творческие возможности, проявить организаторские способности.

Проведение недели русского языка и литературы было посвящено 65-летию Победы в Великой Отечественной войне:


Дата

Мероприятие

Участники

12.10.09

Открытие недели

Конкурс сочинений «Судьба семьи в судьбе страны»

5-11 классы

13.10.09

Урок внеклассного чтения «Память, солдатская память»

2-5 классы

14.10.09

«Строки , опаленные войной» конкурс чтецов

6-8 классы

15.10.09

Конкурс письма «Я тебе пишу с войны…»

9-11 классы



Для  примера  рассмотрим «Неделю  физики и математики», которая  проходила  с  15  по  19 марта 2010 г. :

. В рамках этой Недели прошли следующие мероприятия:

Дата

Мероприятие

Участники

15.03.10

«Открытие недели»

Конкурс стенгазет

5-11 классы

16.03.10

Математика, физика, информатика

(Своя игра - 2010)

9,10 классы

17.03.10

«Математики и физики в Великой Отечественной войне»

6-11 классы

18.03.10

Игра «Математическая летопись»

5-8 классы

19.03.10

Защита проектов

9-11 класс

Необходимо активизировать данное направление работы, более критически подходить к учителям нежелающих участвовать в проведении предметной недели, активизировать участие учителей в проведении предметных недель путем проведения семинара «Предметные недели как средство развития интересов учащихся и форма раскрытия творческого потенциала учителя».

В 2009-2010 учебном году учителя-предметники продолжили работу с одаренными детьми. Результативность работы учителей с мотивированными на учебную деятельность и одаренными детьми подтверждается ростом, год от года, участием нашими учениками на олимпиадах и конкурсах.


 Проведены школьные олимпиады практически  по  всем  предметам. Победители приняли участие в районной олимпиаде, где  Сафронова С.(110 кл.)  заняла  призовое  место по обществознанию. В этом году проводился традиционный конкурс «Русский медвежонок» - 2009 для 4-11 классов. Учителя-словесники активно включились в эту работу и провели конкурс в школе. Учащиеся нашей школы принимали активное участие в конкурсе по математике «Кенгуру», по  истории «Золотое  руно», «КИТ».

Количество  участников  данных  конкурсов  ежегодно  увеличивается, принимать  участие  в  них  начинают  дети  со  2-го  класса, а  результаты  становятся  лучше.

 В 2008 году по результатам участия в конкурсе-игре «КИТ - 2009» Пятаева Н. (7 класс) в регионе заняла 36 место, Романов А. (9 класс) занял 56 место в регионе, в конкурсе «Золотое  руно»  Ерусланов Р. (95 класс) занял 96 место в регионе. 


Результаты обучения в 2009-2010 уч.году:

  • Всего учащихся – 97

  • Аттестовалось – 88

  • Качество знаний – 50 %

  • Уровень обученности – 100%

  • Отличников – 14

  • Успевают на «4» и «5» –30

  • Оставленных на повторный год нет

Ученики 11 класса Сафронова С. И Юртаев Э.занимались в лицейском классе на курсах довузовской подготовки в МОУ «СОШ № 1» и получали углубленные знания по русскому языку, математике, химии, биологии для поступления в СГАУ.

Ученица 11 класса Сафронова С. за успехи в учебе была награждена серебряной медалью, а ученики 9 класса Ерусланов Р., Романов А. и Филькова О. получили аттестаты особого образца.

     В  школе  работает  методико-экспертный   совет  школы  в  составе  заместителей  директора  и  руководителей  цикловых  МО. Методический  совет  координировал  работу  школьных  МО  по  теме  школы, обобщению  и  распространению  передового  педагогического  опыта, по  оказанию  методической  помощи  нуждающимся  учителям. Проводил работу по совершенствованию форм организации предпрофильной подготовки в 9-ом классе, профильного образования в 10-ом классе. Отслеживание, корректировка и обобщение результатов внедрения предпрофильной подготовки свидетельствуют о том, что элективные курсы ориентационного, предметного, информационного содержания были востребованы нашими учащимися. Опрошенные девятиклассники считают прослушанные элективные курсы полезными в познавательном, профориентационном плане. Они отмечают так же практическую направленность курсов т.е. отдают предпочтение самостоятельной, проектной работе, выполнению рефератов, тестов, зачетов, экскурсиям, встречам.

    Для активизации профессионального самоопределения подростков была создана программа психолого – педагогического сопровождения, которая реализуется на основе  взаимодействия и сотрудничества учителей, классных руководителей, представителей школьной администрации, родителей. Одной из важнейших сторон работы классного руководителя было участие в профориентации и помощь учащимся в обоснованном выборе профессии. Все этапы предпрофильной подготовки девятиклассников сопровождались диагностикой: диагностика интересов, склонностей и способностей; диагностика готовности школьников к самостоятельному выбору предметов для дальнейшего образования. Использовались различные методики в работе по профориентации: анкетирование, наблюдение, беседы.

    Анализ результатов анкетирования готовности школы к выбору профиля обучения в 10-ом классе  свидетельствуют о том, что немногие учащиеся не готовы выбрать предметы для более углубленного изучения или их выбор находится в противоречии с их интересами, способностями. Они не могут принять адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования.

                Необходимо решать следующие задачи:

1.Совершенствовать систему дополнительного образования в рамках предпрофильного обучения .

2. Широко использовать принцип выборности ряда учебных дисциплин на основе возможностей вариативной части учебного плана.

3.Использовать оценку личных достижений учащихся с помощью порфолио.

4.Отслеживать образовательный рейтинг школьника в 9-ом классе

     Одно из важнейших направлений в работе  методического совета – создание условий для развития познавательных и интеллектуальных способностей учащихся через различные формы внеклассной работы. Основной упор был сделан на развитие у учащихся ключевых образовательных компетентностей. в частности такие компетентности, как информационная, коммуникативная и социально – трудовая которые успешно формулируются в результате проектной и исследовательской деятельности учащихся. Продолжена работа по организации внеурочной деятельности учащихся с «элементами школы полного дня», когда занятия на предметных кружках, кружках по интересам, проведение классных часов, а в конце года и консультации по подготовке к экзаменам, проводились на 5 уроке. Затем занятия продолжались в обычном режиме. Это позволило снизить утомляемость детей, вовлечь 100% учащихся занятиями внеурочной деятельностью и более организованно проводить дополнительное образование детей.

Особое внимание в работе школы уделяется совершенствованию форм и методов организации уроков. Работая над проблемой, данного учебного года, учителя школы проводили открытые уроки и уроки взаимопосещения.

Для каждого учителя урок является основной формой организации учебно-воспитательного процесса. У каждого предметника есть класс-кабинет, где имеется всё необходимое для проведения урока.

Внутришкольный контроль осуществлялся директором школы и завучем. В основу внутришкольного контроля школы закладывается педагогический анализ результатов труда учителя и состояние учебно-воспитательного процесса.

Цели:

1.Достижение соответствия функционирования и развития педагогического процесса в школе требованиям государственного стандарта образования, дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса в школе требованиям государственного стандарта образования.

2. Дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их интересов, состояния здоровья в школе.

Задачи:

-периодическая проверка выполнения требований государственных программ по предмету.

-формирование у учащихся ответственного отношения к овладению знаниями, умениями и навыками.

-оказание помощи учителям в учебно-воспитательной работе и совершенствование ими педагогического

мастерства.

-изучение опыта работы учителей

-совершенствование системы контроля за состоянием и ведением школьной документации.

Осуществление контроля велось по следующим направлениям:

  • состояние знаний, умений и навыков учащихся,

  • ведение школьной документации

  • выполнение всеобуча

  • состояние преподавания учебных предметов

  • работа по подготовке к государственной (итоговой) аттестации

  • профессиональная компетентность молодых специалистов

  • методическая грамотность учителей, работающих в 5 классе

  • создание условий для самовыражения личности и ее познавательной активности

  • освоение стандартов начального общего образования

  • индивидуальная работа с детьми по подготовке к экзаменам

  • активизация познавательной деятельности на уроках русского языка, математики

  • использование современных информационных технологий в процессе обучения.

Посещенные уроки показали, что в большинстве при этом отмечается:

1

владение преподавателями организацией учебных занятий в соответствии с современными требованиями;

2

владение программным материалом и методикой обучения различных категорий учащихся;

3

использование разнообразных структур урока в соответствии с его целями и задачами;

4

работа над формированием навыка самостоятельной работы учащихся на уроке и во внеурочное время;

5

формирование общеучебных и специальных умений и навыков;

6

умение создать психологически комфортный климат на уроке, производить отбор содержания и объема домашнего задания в соответствии с нормативными требованиями (по результатам микроисследований).



Серьезное внимание нужно уделить организации урока, его целям учителю русского языка и литературы -Дючковой Т.П.(молодой специалист); поощрять индивидуальные достижения учащихся, развивать коммуникативные качества учащихся- учителю начальных классов Крамсаковой О.А., учителю физики и информатики Колотырину П.В.обратить внимание на проверку домашнего задания, применять различные виды работ при опросе, проводить дифференцированную работу при закреплении темы.

Едиными замечаниями при посещении уроков выше обозначенных учителей-предметников явились: 1) однообразие форм подачи учебного материала - устная, с опорой на учебник, доску 2) злоупотребление самостоятельными видами деятельности учащихся на уроках, 3) преобладание фронтальных форм работы, 4) игнорирование индивидуальными, групповыми формами работы, 5) минимальное использование наглядности, технических средств обучения, 6) однотипность тренировочных упражнений, 7) однотипность используемых форм контроля нового материала, д/з.

Трудности учителей связаны с неумением создавать такие учебные ситуации, которые обеспечивали бы эффективную познавательную деятельность всех учащихся в меру их способностей и склонностей, умением комплексно применять различные средства обучения, в том числе и технические, направленные на повышение темпа урока и экономию времени для освоения нового учебного материала, сложностью формирования мотивов учения, возбуждения познавательного интереса учащихся к данному предмету. Причины этих трудностей кроются в увеличении информативности учебного материала и, вместе с тем, преобладании объяснительно-иллюстративного типа обучения на уроках, в силу недостаточной компетентности нет целенаправленной работы учителя над развитием творческих способностей учащихся.

При посещении уроков учителя старались показать такую организацию урока, которая обеспечивала не только усвоение учебного материала всеми учащимися на уроке, но и их самостоятельную познавательную деятельность. Они способствуют умственному развитию, создают в классе атмосферу заинтересованности к изучаемому материалу, достигают поставленной цели. Ярко прослеживается гуманная позиция на уроках истории и обществознания Енжаевой Г.В., когда учитель акцентирует внимание на позитивных личностных качествах учащихся, заинтересованно реагирует на мнение каждого ученика, видит эмоциональное состояние отдельных учеников и  реагирует на него. Разнообразие видов учебной деятельности, новизна, неожиданность – это методические приемы, исключающие перегрузку учащихся, всегда присутствуют на её уроках Уроки учителя начальных классов Андиной Л.П.проходят на высоком эмоциональном и интеллектуальном подъеме, умело принимает методы самоорганизации познавательной работы обучающихся, поощряет инициативу обучающихся, создает благоприятные условия для эмоциональной открытости.

Уроки математики Еруслановой Т.В. идут в оптимальном темпе, разнообразие видов учебной работы обеспечивает стабильность учебно-познавательной атмосферы, ученики готовы к проблемным ситуациям, охотно вступают в диалог, свободно владеют материалом урока.

На уроках Дугановой Т.А. иностранного языка (французского) достаточно свободно владеют материалом, речь выступает как одно из организующих начал продуктивного урока .Речевая деятельность школьников постоянно управляется и направляется учителем.

Уроки ОБЖ Енжаева Е.В. имеют практическую направленность, нужно обратить внимание на теоретическую базу знаний учащихся, на определение цели урока. Карнугаева О.С.. использует компьютер на уроках ИЗО для демонстрации учебного материала при проведении бесед по творчеству художников, экскурсии по музеям и выставочным залам. На своих уроках Карнугаева О.В. создаёт условия для использования информационных технологий в учебной, самостоятельной, исследовательской деятельности, конструирует уроки с использованием компьютера: показывает видеозаписи лабораторных работ, химических опытов, работы приборов, проводится тестирование учащихся.  Это повышает интерес учащихся к урокам химии. На уроках информатики Колотырин П.В. обучает ребят  2 -11 классов навыкам пользователя персонального компьютера. Ребята работают с программами, входящими в основной пакет программного  обеспечения компьютера. Енжаева М.А. на уроках биологии широко использует Интернет-ресурсы, что позволяет выйти за рамки учебника, расширить кругозор учеников. Хочется отметить творческую познавательную деятельность воспитателя группы продленного дня, Андину Л.П. На своих занятиях у учащихся вырабатывается познавательная активность, обучающиеся принимают творческие и проблемные ситуации, что свидетельствует о степени доверия между воспитателем и воспитанниками, Людмила Петровна поощряет инициативу учащихся, создает условия для эмоциональной открытости, доверия. Воспитатель и учащиеся совместно создают возможности для самореализации личности.

Учитель математики Ерусланова Т.В. заслуживает внимания разработкой календарно - тематического планирования, где присутствуют различные типы уроков: урок-практикум, урок-консультация, урок-семинар, уроки с использованием тестовой технологии.

По результатам посещения уроков отмечается высокое методическое мастерство учителей, а именно: 1) владение технологией проведения как традиционных, так и нетрадиционных уроков, 2) соответствие применяемых форм и методов работы содержанию урока, 3) владение технологией личностно-ориентированного, дифференцированного обучения, 4) владение приемами активизации познавательной деятельности учащихся, приемами повышения мотивации к изучению предмета, 5) систематичность, разнообразие, продуктивность используемых тренировочных упражнений, 6) владение разнообразными формами подачи нового материала, контроля знаний.

В основе своей педагоги хорошо владеют методикой проведения как традиционных, так и нетрадиционных форм уроков. Производят отбор содержания уроков с учетом индивидульно- возрастных особенностей учащихся, а также типов урока. Разнообразны формы работы на уроках: фронтальный опрос, беседа, постановка проблемного вопроса, самостоятельная работа, работа в больших и малых группах, проектные виды деятельности и т.д.

Однако следует отметить, что все еще недостаточно внедряются в практику компьютерные технологии, исследовательские виды деятельности учащихся на уроках. Учителя теоретически владеют технологиями проведения личностно- ориентированного, дифференцированного, проблемного обучения однако на практике эта работа осуществляется на надостаточном уровне. Слабо организуется работа на уроке с различными группами учащихся- индивидуальная, групповая работа со слабоуспевающими и одаренными учащимися. Учителя слабо владеют приемами коррекции знаний на основе диагностической деятельности, приемами повышения мотивации к обучению, приемами организации самостоятельной деятельности учащихся и самоконтроля

В основу внутришкольного контроля школы закладывается педагогический анализ результатов труда учителя и состояние учебно-воспитательного процесса.

Цели: достижение соответствия функционирования и развития педагогического процесса в школе требованиям государственного стандарта образования, дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса в школе требованиям государственного стандарта образования, дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их интересов, состояния здоровья в школе.

Задачи:

  • периодическая проверка выполнения требований государственных программ по предмету.

  • формирование у учащихся ответственного отношения к овладению знаниями, умениями и навыками.

  • оказание помощи учителям в учебно-воспитательной работе и совершенствование ими педагогического мастерства

  • изучение опыта работы учителей

  • совершенствование системы контроля за состоянием и ведением школьной документации.

Осуществление контроля велось по следующим направлениям:

  • состояние знаний, умений и навыков учащихся,

  • ведение школьной документации

  • выполнение всеобуча

  • состояние преподавания учебных предметов

  • работа по подготовке к государственной (итоговой) аттестации

Основные направления посещений и контроля уроков:

  • профессиональная компетентность молодых специалистов

  • методическая грамотность учителей, работающих в 5 классе

  • создание условий для самовыражения личности и ее познавательной активности

  • освоение стандартов начального общего образования

  • индивидуальная работа с детьми по подготовке к экзаменам

  • активизация познавательной деятельности на уроках русского языка, математики

  • использование современных информационных технологий в процессе обучения.

Кроме посещения уроков учителей-предметников, в конце каждой четверти, как в начальном звене, так и в среднем проводились итоговые контрольные работы, зачеты по устным предметам. В системе проводится мониторинг качества преподавания русского языка, математики. В школе проводятся начальный, промежуточный и итоговый срез знаний по этим предметам. Под постоянным контролем находится техника чтения со 2 по 11 класс. Кроме учителей предметников проверку техники чтения проводит библиотекарь. Результаты проверки показывают, что хотя динамика и положительная в течение года, однако норматив достигают не все учащиеся. Контроль читательских абонементов и дневников показывает, что дети мало читают, мало посещают библиотеки.

Итоги работы подводились на педсоветах, совещаниях при директоре.

По результатам наблюдений за деятельностью учителей и учащихся на уроках можно сделать вывод, что учителя успешно проводят работу по обучению учащихся, самостоятельному поиску дополнительных литературных источников и использованию их для написания докладов и рефератов, анализу возможных решений задач, выбору оптимального варианта решения. При этом мало уделяется внимания развитию учащихся самостоятельно разбираться в материале, который в классе не объяснялся учителем, подбирать свои примеры по пройденному материалу, составлять краткие планы прочитанного и пользоваться ими, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности, оказывать помощь товарищам. В основном уровень самостоятельных работ носит характер репродуктивный и совсем незначительная доля работ – частично поисковый.

Контроль ведения школьной документации осуществлялся не реже одного раза в месяц со следующими методическими целями:

1.Правильность оформления журнала;

2.Соблюдение единого орфографического режима;

3.Объективное выставление оценок;

4.Выполнение государственных программ.

Выявить:

а) систему работы учителя по опросу учащихся;

б) систему работы учителя с неуспевающими учащимися;

в) систему работы учителя с обучающимися, имеющими высокую и повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности.

Наиболее распространенными нарушениями, отличаемым в ведении школьных журналов является следующее:

  • недостаточная периодичность устных опросов учащихся ведет к малой накопляемости отметок;

  • в журналах не фиксируется повторение на уроке учебного материала (в начале учебного года, повторение к промежуточной и итоговой аттестации);

  • в журналах не всегда отмечается домашнее задание ;

  • не своевременно выставляются оценки за проведённые контрольные работы и диктанты;

  • в журнале присутствуют исправления.

Хочется отметить положительную работу со школьной документацией у Андиной Л.П., Еруслановой Т.В., Колотырина П.В., Енжаевой М.А. по своевременному и аккуратному заполнению и выставлению оценок, по выполнению программ.

В текущем учебном году проверялись дневники учащихся 2-11 класс с целью: выполнение требований к ведению документации, своевременность выставления отметок учителями и проверка дневников классными руководителями и родителями.

Анализ работы учителей с дневниками обучающихся показал положительную динамику по сравнению с прошлым годом. Но в ряде дневников учащихся 5, 8, 9, 11 классов отсутствуют записи домашнего задания, не всегда отслеживается подпись родителей. До сих пор не отработан навык правильного грамотного оформления первых страниц дневника (личные данные, Ф.И.О. преподавателей).

В течение года администрацией школы и учителями велась работа с родителями. Проведено два общешкольных собрания .

Каждую четверть проходили классные родительские собрания. Учителя посещали учащихся на дому. Велась персональная работа с родителями отстающих учащихся: Шентерякова А.,Карабашева А., Акчурина Н., Быкова Е. С этими родителями проводились индивидуальные беседы; они приглашались в школу для беседы..

Педколлектив старается идти в ногу со временем, т.е. устаревшие программы, методики, учебники заменяются новыми, боле интересными и эффективными. В выпускном классе ведутся элективные курсы по технологии ,биологии, химии с целью подготовки учащихся к профессиональному обучению. Для оказания помощи учащимся 9 кл. в выборе профессии, ведутся курсы по выбору профессии, знакомству с профессиями и учебными заведениями. Теперь учащиеся имеют большее представление в выборе профессии.

        Недостатки  методической  работы  школы  в  2009 – 10  учебном  году: не  в  полную  меру  использовалась  такая  форма, как  взаимопосещения  уроков, сократилось  количество  даваемых  учителями  открытых  уроков. Но  все  же  педагог занимает ключевую позицию в образовательном процессе, и от его квалификации,  его личностных качеств зависит, какой быть сегодня в целом системе образования.


Вывод:

План методической работы в МОУ «Шняевская СОШ» в основном выполнен удовлетворительно, создавались образовательные условия для самореализации личности обучающихся.


^ Задачи на 2010-2011 учебный год .


1. Создать условия для непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности учителей и совершенствования их деятельности с учетом основных направлений инновационной работы школы

2. Обеспечить научно-методическое обеспечение образовательных стандартов, создать необходимые условия для внедрения инноваций в УВП, реализации образовательной программы, программы развития школы.

3. Совершенствовать систему мониторинга и диагностики успешности образования, уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов

4. Обеспечить внедрение в УВП новых образовательных технологий, в том числе развивающих, здоровьесберегающих, информационных.

5. Привести в систему работу учителей по темам самообразования , активизировать работу по выявлению и обобщению актуального передового педагогического опыта.

6. Активизировать работу педагогического коллектива по организации исследовательской, проектной деятельности учащихся.

7. Создать условия для развития познавательных и интеллектуальных способностей учащихся через различные формы внеклассной работы по предметам. Повысить роль предметных недель в повышении мотивации к изучению предмета.

8. Продолжить работу по отработке навыков тестирования как одного из видов контроля над ЗУН учащихся, с целью подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ и ГИА.

9. Разнообразить формы работы с мотивированными учащимися, оживить практику проведения интеллектуальных марафонов, научно-практических конференций учащихся, активизировать работу по привлечению учащихся к участию во Всероссийских и Международных конкурсах, марафонах.

10. Продолжить работу по расширению образовательных услуг школы.


^ Целью воспитательной работы школы является:

создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации гуманной, свободной, социально мобильной личности, востребованной в современном обществе.

Исходя из стратегической цели воспитания и прогнозируемого результата, на каждый учебный год формулируются конкретные задачи.

В 2009-2010 учебном году коллектив школы решал следующие воспитательные задачи:

Участие в реализации национального проекта «Образование» через:

  • Создание условий для дальнейшего развития учащихся, их творческих способностей через развитие системы дополнительного образования в школе;

  • Совершенствование материально-технической базы школы;

  • Совершенствование института классных руководителей;

  • Совершенствование системы ученического самоуправления, способствующего сплочению школьного коллектива и реализации каждым школьником своей гражданской позиции;

  • Расширение информационного поля школы через реализацию программы информатизации школы.

А так же:

  • Формирование у школьников системы духовно-нравственных ценностей, готовности к самостоятельному нравственному выбору;

  • Формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания;

  • Развитие познавательной и социальной активности учащихся, воспитание ответственного отношения к учебе, сознательной дисциплины, потребности в самосовершенствовании и самореализации;

  • Формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений, развитие организаторских, партнерских и лидерских качеств, коммуникативных навыков;

  • Воспитание самостоятельности и инициативности, приучение к различным видам общественной деятельности, развитие творческой индивидуальности и креативности.

В воспитательной работе школы сформирована система социально - значимых традиций, определены приоритетные направления деятельности: «Здоровье», «Интеллект», «Общение», «Забота и нравственность», «Гражданин и профессия», «Досуг», «Семья», работа ведется так же по развитию ученического самоуправления, экологическому, трудовому, спортивно-массовому воспитанию, профилактике правонарушений, сохранению национальных традиций.

На основе выдвинутых задач были сконструированы воспита­тельные планы и программы:

  • Модель воспитательной системы школы «Я в мире – мир во мне»;

  • Программа «Здоровье»;

  • Программа по профилактике безнадзорности, предупреждению

правонарушений среди подростков «Оберег»;

  • Программа гражданско- патриотического воспитания «Память»;

  • Планы работ классных коллективов.

Решение вышеперечисленных задач должно было способствовать развитию воспитательной системы школы. В основе ее – совместная творческая деятельность детей и взрослых по различным направлениям:

  1. Учебно-познавательному;

  2. Лекционно-образовательному;

  3. Физкультурно-оздоровительному;

  4. Гражданско-патриотическому;

  5. Нравственно-правовому;

  6. Культурно-просветительному;

  7. Эстетическому;

  8. Развитию самоуправления.

Обозначенные направления реализовывались следующими средствами:

1. Учебно-познавательное направление через:

  • тематические классные часы и защиту в виде проектов;

  • предметные недели;

  • школьные и районные олимпиады;

  • научно-практические конференции;

2. Культурно-просветительное:

  • посещение выставок, музеев, цирка;

  • работа вокального, танцевального, кукольного кружков, хора;

  • работа школьного сайта, где отображается жизнь и деятельность нашей школы;

3. Гражданско-патриотическое:

  • мероприятия, посвященные 65-летию Победы в Великой Отечественной войне (по отдельному плану);

  • посещение музея Боевой Славы;

  • организация и проведение Дня Защитника Отечества;

  • организация и проведения митинга-праздника, посвященного 65- летию Победы для всех жителей сел Шняево и Белая гора.

^ 4. Эстетическое направление:

  • организация выставок рисунков и поделок учащихся;

  • проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;

  • работа кружков художественно – прикладной направленности «Палитра», «Золушка», «Соломка»;

  • участие в конкурсах, выставках детского творчества на уровне района, области;

  • введение курса МХК в 10-11 классе.

^ 5. Физкультурно – оздоровительное направление:

  • работа спортивных секций, туристического кружка «Следопыт»;

  • спортивные семейные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья»;

  • проведение внутришкольных соревнований, туриад, олимпиад, Недель Здоровья, Дней Здоровья;

  • динамические паузы, подвижные перемены;

  • проведение бесед с учениками по пропаганде ЗОЖ;

  • участие в спортивных соревнованиях на уровне района, области.

^ 6. Нравственно- правовое направление:

  • лекционно-предупредительная работа совместно с правоохранительными органами, медицинскими работниками по правовому и половозрастному воспитанию;

  • антиалкогольная, антиникотиновая пропаганда, профилактика наркомании;

  • деятельность Совета профилактики;

  • работа с социально-неадаптированными подростками и их семьями;

  • беседы и утренники по правилам безопасности дорожного движения.

^ 7. Лекционно – образовательное для родителей:

  • родительские собрания;

  • педагогический лекторий для родителей;

  • индивидуальная работа с родителями;

  • лекции по профилактики пьянства и наркомании среди подростков;

  • лекции по половозрастному воспитанию подростков;

  • встречи со специалистами ОППН и КДН.

Контроль за воспитательным процессом.

Контроль осуществлялся с помощью проверки рабочих документов классных руководителей (сентябрь, январь), посещения уроков учителей- предметников с целью выявления воспитательного потенциала (1-2 раза в неделю), посещения открытых воспитательных мероприятий (1 раз в месяц), проверки программ дополнительного образования, по которым работают руководители кружков (октябрь, январь), посещения занятий кружков с целью выявления воспитательного потенциала (в течение года). В своих отчетах все классные руководители отмечают, что сплочению класса способствуют классные часы, беседы, но больше всего походы на природу, коллективные дела, подготовка к общешкольным мероприятиям, уборка территории не только школы, но села, поэтому это необходимо учитывать при планировании своей работы с классом и стараться участвовать во всех школьных делах.

По работе с родителями можно сказать следующее, что классные руководители работают с родителями в частном порядке, проводят заседания родительского комитета и родительские собрания, тематические родительские собрания проводят все. Но все же работа с родителями продолжает оставаться на среднем уровне.

  Анализ системы внутришкольного контроля, рейтинга общественной активности классов, анкетирования учащихся показал, что наиболее эффективно в прошедшем учебном году проявили себя классные руководители: Андина Людмила Петровна (4 кл), Ерусланова Татьяна Владимировна (5кл), Кулахметова Альфия Эйюповна (1 кл).

^ Работа МО классных руководителей.

Главными задачами деятельности методического объединения классных руководителей являются следующие:

– совершенствование профессионального мастерства педагогов-воспитателей;
– освоение современных концепций и педагогических технологий;
– обобщение и распространение лучшего опыта воспитательной работы;
– поощрение стремления классных руководителей к повышению профессионального мастерства путем самообразования.

В качестве основных форм работы для реализации данных задач были определены тематические заседания методического объединения; участие в работе педсовета и совещаниях при директоре; рабочие совещания; смотр портфолио классных руководителей и классных коллективов; открытые воспитательные мероприятия; отчеты о работе; собеседование, знакомство с новинками методической литературы и другие.


В 2009–2010 учебном году на заседаниях методического объединения классных руководителей были рассмотрены следующие вопросы:

п/п

Тема занятия

Форма работы, дата

Ответственный

Задание для самостоятельной работы

Занятие №1 (сентябрь)

1.

Обсуждение и утверждение плана работы МО на год

Сообщение


Карнугаева О.С.

Подготовить вопросы требующие коллективного решения

2.

Анализ планов воспитательной работы на 1-е полугодие.

Сообщение


Карнугаева О.С.

Корректировка планов воспитательной работы классных руководителей

3.

Утверждение графика проверки проведения отрытых мероприятий

Сообщение

Карнугаева О.С.

Подготовить методический материал классным руководителям

4.

«Ознакомление с методическими рекомендациями по организации деятельности классных руководителей».

Информация, обзор новинок

Карнугаева О.С.

Подготовить методический материал

Занятие №2 (октябрь)

1.

«Профилактика негативных явлений в детской среде»

Доклад

Ерусланова Т.В.


Подготовить вопросы требующие коллективного решения

2.

«Теперь мы пятиклассники» (классный час)

Открытый классный час

Ерусланова Т.В.

Подготовка мероприятия

3.

«Диагностика воспитательного процесса».

Сообщение

Карнугаева О.С.




Занятие №3 (ноябрь)

1.

«Технология педагогической поддержки в учебно-воспитательном процессе».

Сообщение, обмен мнением

Карнугаева О.В.

Подготовка сообщения

2.

«Страна, в которой мне хотелось бы жить»

Открытый классный час

Карнугаева О.С.




Занятие №4 (декабрь)

1.

«Воспитание как поддержка в жизненном и профессиональном самоопределении школьников».

Доклад


Калашникова Л.М.





2.

Классный час – телепередача «Человек и профессия»

Открытый классный час

Калашникова Л.М.

Подготовка мероприятия

3.

Разное: нормативно-методическая документация, организация дежурства.

Сообщение

Карнугаева О.С.




Занятие №5 (январь)

1.

Анализ планов воспитательной работы на 2-е полугодие.

Сообщение


Карнугаева О.С.

Корректировка планов воспитательной работы классных руководителей

2.

Утверждение графика проверки проведения отрытых мероприятий

Сообщение

Карнугаева О.С.

Подготовить методический материал классным руководителям

3.

«Работа классного руководителя с родителями».

Доклад

Енжаева М.А.




Занятие №6 (февраль)

1.

«Использование дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек»

Лекция

Юртаева Н.В.




2.

«Настоящий мальчик, какой он?» (классный час для мальчиков)

Открытый классный час

Юртаева Н.В.

Подготовка мероприятия

Занятие №7 (март)

1.

«Классный час в системе личностно-ориентированного воспитания».

Доклад


Андина Л.П.





2.

«Твоя комната» (классный час для девочек)

Открытый классный час

Андина Л.П.

Подготовка мероприятия

Занятие №8 (апрель)

1.

«Использование системного подхода в деятельности классного руководителя».

Доклад


Кулахметова А.Э.





2.

«Занятие по правилам этикета»

Открытый классный час

Кулахметова А.Э.




3.

«О педагогике свободы»

Доклад

Ерусланова Т.В.




Занятие №9 (май)

1.

Итоговое заседание. Анализ работы МО за 2009-2010 учебный год

Сообщение


Карнугаева О.С.





2.

Перспективное планирование на следующий учебный год.

Сообщение

Карнугаева О.С.




^ В течение года для классных руководителей проводились консультации по темам: «Содержание деятельности классных руководителей», «Документация классных руководителей», «Организация работы с родителями», «Ученическое самоуправление в классе», «Классный час – это…»; пополнялся банк интересных педагогических идей, создавался банк данных по изучению уровня воспитанности учащихся, проводился обзор методической литературы по проблемам организации воспитательной деятельности, проводились открытые классные часы и мероприятия. На высоком методическом и организационном уровнях были проведены открытые воспитательные мероприятия: «Теперь мы пятиклассники» Ерусланова Т.В., «Страна, в которой мне хотелось бы жить» 9 кл. Карнугаева О.С.

^ На совещаниях при директоре рассматривались такие аспекты деятельности классных руководителей, как: «О корректировке портфолио учителя», «Новые требования к аттестации педагога» и другие.
^ Темами рабочих совещаний классных руководителей в 2009–2010 учебном году были:

– Отчет классных руководителей о содержании воспитательной работы за первое полугодие и за год.
– Об итогах проверки документации классных руководителей.
– О проведении открытых классных часов (воспитательных мероприятий).
– О мероприятиях, посвященных 65-летию Победы.
– Об эффективности взаимодействия с родителями в целях оптимизации учебно-воспитательного процесса в школе и многие другие вопросы.

Выводы: Таким образом все запланированные заседания МО и открытые мероприятия были проведены по плану, работа, проведенная методическим объединением классных руководителей в 2009/10 уч. году способствовала:

    • Повышению теоретического, научно-методического уровня подготовки кл. руководителей по вопросам педагогики и психологии, а также теории и практики воспитательной работы;

    • Разработке индивидуальных подходов к воспитанию, социализации и адаптации личности ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации;

    • Внедрению современных методов и подходов в организации досуговой деятельности классов.

На следующий учебный год поставлены следующие задачи:

  • Организация информационно – методической помощи классным руководителям.

  • Активное включение классных руководителей в научно-методическую, инновационную, опытно-педагогическую деятельность.

  • Продолжение пополнения информационно-педагогического банка собственных достижений, популяризация собственного опыта.

  • Развитие информационной культуры педагогов и использование информационных технологий в воспитательной работе.


^ Развитие системы дополнительного образования.


В прошедшем учебном году в школе было открыто 10 классов, количество учащихся на начало года составило 99 человек. Воспитательные планы работы в классах составлялись в единой концепции развития воспитательной системы школы и по тем же направлениям. Все классные руководители использовали различные методы и формы воспитательной работы, такие как: различные формы классных часов, коллективная творческая деятельность, экскурсии, «огоньки», индивидуальные беседы с детьми и родителями, родительские собрания, и пр., вели мониторинг успеваемости и воспитанности каждого учащегося, наполняли портфолио каждого учащегося. В воспитательной работе использовались в основном традиционные методы и формы работы, которые подбирались исходя из целей и задач каждого мероприятия, а также возможностей его организаторов. При проведении некоторых мероприятий использовались инновационные методы и формы работы: игровые (деловые игры, игры-путешествия, викторины), проблемно-поисковые, исследовательские и др.

Воспитательная работа в школе проводится в двух основных направлениях: воспитательная работа школы, в классах и дополнительное образование. В этом учебном году педагогический коллектив продолжил эксперимент по внедрению в воспитательный процесс элементов «Школы полного дня», когда вся внеурочная деятельность проводилась днем, после 4 урока. Работа коллектива школы, направленная на достижение поставленной цели, строилась на основе диагностики, коррекции деятельности, на отборе и реализации наиболее действенных форм воспитательной работы. Большая часть педагогического воздействия на ребенка – это профилактическая работа: вовлечение учащихся в кружки, секции, воспитание познавательных интересов учащихся, организация досуга детей. Кружковая работа оказывает большую помощь в воспитательной работе, в развитии творческих и индивидуальных способностей обучающихся. В 2009/10 учебном году в школе действовали 16 кружков. Охват учащихся кружковой деятельностью составил 100%. Все кружки и секции в школе бесплатные. Как показывает анализ, эффективной была работа кружка «Вокальный» (рук. Карнугаева О.С.) кружка «Хозяюшка» (рук. Карнугаева О.В.), с интересом учащиеся занимались исследованиями в кружке «Юный краевед» под руководством Калашниковой Л.М., кружка «Байтик» (рук. Колотырин П.В.), спортивных секциях (рук. Гайдаенко В.Я.).

Деятельность педагогического коллектива по развитию творческих способностей учащихся была реализована через работу следующих кружков, спортивных секций:

Кружки по интересам:



^ Название кружка

Ф.И.О. руководителя







художественно-эстетическое направление

1.

Акварель

Ерусланова Т. В.

2.

Вокальный

Карнугаева О. С.

3.

Кукольный

Карнугаева О. С.

4.

Золушка

Андина Л.П.







экологическое направление

5.

Юный эколог

Енжаева М. А.







туристко-краеведческое направление

6.

Следопыт

Енжаев Е. В.

7.

Юный краевед

Калашникова Л.М







технологическое направление

8.

Молоток

Дмитренко В. В.

9.

Хозяюшка

Карнугаева О. В.







естественно – научное направление

10.

Интеграл

Москалёва И. Л.

11.

Байтик

Колотырин П. В.

12.

Грамотей

Дючкова Т.П.







спортивное направление

13.

Баскетбол

Гайдаенко В.Я.

14.

Легкая атлетика

Гайдаенко В.Я.

15.

Волейбол

Гайдаенко В.Я.







военно – патриотическое направление

16.

Следопыт

Енжаев Е.В.



В течение учебного года администрация и педколлектив школы работали в тесном взаимодействии с библиотеками и СДК сел Шняево и Белая Гора. Руководители этих учреждений организовывали работу кружков, проводили беседы, мероприятия, встречи с интересными людьми. Ребята занимались в «Клубе любителей книги» (рук. Смолькина Г.Н. библиотекарь Шняевской сельской библиотеки, кружке «Умелые ручки» (Красильникова З.И. директор Шняевского СК, «Рукоделие» (Идобаева Т.А. библиотекарь Белогорской сельской библиотеки, в изостудии «Палитра» (Иванова Р.Н. директор Белогорского культурного центра).

Вывод: Условия, созданные в школе для внеурочной деятельности и организации дополнительного образования, способствуют развитию творческих способностей учащихся, их личному развитию и социализации. Повышение уровня самооценки, проявление инициативы – это тот результат, к которому мы стремимся.

Наши ребята участвовали в различных конкурсах, как в школе, так и на уровне района, области, показывая высокий уровень знаний, умений и творческих способностей.

Результатом работы педколлектива и учащихся явились следующие достижения:

сентябрь 2009:

1. 1 место в районном смотре-конкурсе летних оздоровительных лагерей.

2. 1 место в районном смотре-конкурсе производственных участков.

3. Поощрительный приз в номинации «Что в огороде, то нынче в моде» в районной сельскохозяйственной выставке-ярмарке «Земля заботу любит».

ноябрь:

В районном конкурсе детских рисунков «Восхождение к истокам» в номинации «Моя семья» 2 место Ерусланова Г. 5 кл., в номинации «Помнит мир спасенный» 2 место Юртаева М. 4 кл., 3 место Юртаева Д. 4 кл., в номинации «С чего начинается Родина» 3 место Некезова Е.

январь 2010:

1. Участие в математическом конкурсе «Кенгуру – выпускникам» 4,9,11 кл.

2. Участие в районных соревнованиях по лыжным гонкам.

3. Участие в районной «Зимней туриаде».

2. 1 место в районной игре КВН «Чудеса под новый год».

февраль:

1. Участие во Всероссийском конкурсе «Золотое руно».

2. Участие в «Лыжне России».

3. Участие в конкурсе, проводимом СГАУ.

март:

1. 1 место в районной конкурсной программе «М+Д» среди младших школьников.

2. 2 место команда девушек и 3 место команда юношей в зональных соревнованиях по волейболу.

апрель:

1. 2 место в районном смотре художественной самодеятельности среди работников образования и учащихся, посвященном 65-летию Победы и Году Учителя.

2. Грамота за оригинально представленный раздел «Национальные традиции района» в районной выставке детского творчества «Памяти павших будьте достойны».

3. Участие в областной олимпиаде по избирательному праву и избирательному процессу (Романов А. 9кл., Филькова К. 10 кл., Карнугаева А. 10 кл., Сафронова С. 11 кл.)

4. Участие в районном конкурсе строя и песни

май:

Победа (грант 30 000 руб.) в Восьмом областном конкурсе социальных и культурных проектов в проектной линии физкультура и спорт.

июнь:

1 место Смолькина О. 8 кл. в соревнованиях по дартсу, посвященных Дню России.

1 место команда юношей в соревнованиях по футболу, посвященных Дню России.

Для решения воспитательных задач:

В этом году уделялось большое внимание воспитательному потенциалу каждого урока с целью активизации познавательного интереса учащихся, воспитания. В школе традиционно проходят предметные недели, на которых дети раскрывают свой творческий потенциал. Декады русского языка и литературы, математики, физики, биологии и химии, истории проходили организованно, чему способствовала четкая ее спланированность, охватила более 90 учащихся школы, активных участников, и практически всех детей, принявших участие в разнообразных видах игр, интеллектуальных турниров, олимпиадах, праздников, открытых уроков и др. Реализовать творческие возможности и способности учащихся в рамках школы проходит при проведении следующих традиционных для школы праздников:

^ Праздник «День Знаний» – проходит традиционно во дворе школы, где на торжественной линейке присутствуют учащиеся всех классов. В этом учебном году этот праздник был юбилейным, так как зданию школы исполнилось 20 лет. Праздник для первоклассников готовят старшеклассники, в чем выражается шефская помощь, и реализация их творческих способностей.

День самоуправления и концерт, посвященный ^ Дню Учителя.

Проведение «Праздника урожая», «Причуды осени» для начальной и средней школы, и «Осеннего бала» для старшей школы проходил в очень теплой и дружественной обстановке.

Традиционными стали мероприятия, посвященные:

^ Всемирному дню отказа от курения - «Забава для…» школьный симпозиум по проблемам табакокурения

Дню толерантности - «Планета толерантности» круглый стол

^ Всемирному Дню ребенка - Встречи с тружениками тыла. Акция «Диалог поколений»

Эти мероприятия подготовили и провели сами старшеклассники, с использованием ИКТ и публикациями в районной газете «Вестник района».

^ Праздник мам, посвященный Дню матери проводили сами дети для своих мам и бабушек. На празднике звучали стихи, песни о мамах, а закончился праздник веселыми конкурсами, в которых участвовали и дети, и мамы.

^ Новогодние спектакли – проходят в нетрадиционной форме. Учителя, родители и старшеклассники участвуют в проведении младших елок.

Встреча выпускников. КВН.

В этом году традиционные праздники, посвященные ^ Дню защитника Отечества и Международный женский день прошли в необычной форме – в виде социо-культурного мероприятия, в рамках которого проводились спортивные соревнования по лыжам, настольному теннису, волейболу среди команд родителей и сельских жителей, учащихся и учителей, кулинарные конкурсы между организациями социо-культурной сферы, праздничные концерты: «Дорогами войны» и «Я верю, что все женщины прекрасны». Такие мероприятия позволяют сблизиться друг с другом, наладить дальнейшее сотрудничество и сделать школу социо-культурным центром на селе.


следующая страница >>