bigpo.ru
добавить свой файл
1
Педагог-психолог МДОУ № 18

Федотова Ю.А.


ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКА

КАК ОСНОВА ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ


Актуальность проблемы физического, психического, социального здоровья детей в современном обществе не вызывает сомнений. Однако, не смотря на систематически проводимые исследования в этой области, внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс, число отклонений в состоянии здоровья детей, особенно в нервно-психической сфере, увеличивается. По наблюдениям педагогов начальных классов, дети, приходящие в первый класс, оказываются все более подготовленными интеллектуально, и все менее эмоционально устойчивы и личностно благополучны. Болезненная ранимость и плаксивость, конфликтность и агрессивность, низкий уровень развития произвольности и одновременно высокая тревожность – это только часть психологических проблем, с которыми приходится систематически сталкиваться педагогу начальной школы. И вместо того, чтобы осваивать с детьми школьную программу, ему приходится постоянно заниматься психическим состоянием детей, успокаивая их или наоборот, стимулируя к деятельности; решать психологические проблемы, существующие в семьях, дабы помочь ребенку включиться в совершенно новые для него условия жизнедеятельности и выстроить отношения с одноклассниками; корректировать поведенческие реакции детей, обучая их правильно реагировать на возникающие трудности.

Весь этот комплекс проблем возникает у детей не в связи с поступлением в первый класс, а задолго до этого. Причины психологических проблем, мешающих не только школьному обучению, но и развитию личности ребенка в целом, общеизвестны. Во-первых, это дисгармония семейных отношений, которая провоцирует психофизическое напряжение, повышенную тревожность, различные страхи у детей. Во-вторых, это издержки воспитания (нарушения в сфере детско-родительских отношений), которые приводят к неуверенности ребенка в своих силах, подавленности, агрессивности, конфликтности и другим неблагоприятным проявлениям. В-третьих, это биологические факторы, такие, как неблагоприятно протекающая беременность, родовые травмы, которые приводят к различным нарушениям в сфере психического здоровья, таким как гиперактивность, эмоциональная нестабильность, возбудимость. Немалую роль в возникновении различных отклонений в сфере психического здоровья ребенка играют и социально-экономические факторы, такие так неудовлетворительные жилищные условия, постоянная занятость родителей.

Анализ психологических проблем детей дошкольного возраста, а также их причин свидетельствует о необходимости целенаправленной систематической работы по их профилактике и коррекции. Эта работа связана с целенаправленным воздействием на личность ребенка, обучение его необходимым психологическим умениям и навыкам, а также устранение или сглаживание причин, которые привели к некоторой дисгармонии в развитии дошкольника. Большинство из перечисленных проблем являются компетенцией психолога.

В школе, где подчас обучается до 1000 детей, у этого специалиста нет физической возможности проводить индивидуальную коррекционную работу. Поэтому очень важно уделять максимум внимания психологическому здоровью ребенка пока он находится в детском саду.

В наш коррекционный детский сад № 18 дети приходят по направлению ПМПК в возрасте 4-5 лет и обучаются 2 года. Перед психологом соответственно встает следующая задача: за этот промежуток времени максимально помочь каждому ребенку, а так же его родителям в решении вопросов, касающихся психического здоровья.

Для начала определимся, что включает в себя понятие «психическое здоровье». Это:

- адекватный возрасту уровень зрелости личностных сфер (познавательной и

эмоционально-волевой);

- способность к самоуправлению своим поведением;

- адаптивность в микросоциальных отношениях (умение общаться);

- соответствие субъективных образов отражаемым объектам и характеру

реакции (адекватность восприятия и реагирования).

Исходя из данного определения, каждый ребенок, поступающий в коррекционный детский сад, имеет нарушения в сфере психического здоровья. Именно поэтому в нашем детском саду психолог работает абсолютно со всеми детьми.

Работа ведется по нескольким направлениям:

1. Диагностика (выявление психологических проблем)

2. Коррекция (разработка и реализация коррекционных программ)

3. Психопрофилактика (обучение необходимым психологическим навыкам и

умениям)

4. Психологическое просвещение родителей.

На первом этапе психолог собирает информацию о ребенке, его семье. С этой целью проводится анализ той документации, с которой ребенок поступает в д/с. Он позволяет выделить проблемы, касающиеся биологических и биографических данных, а также те проблемы, которые выделили специалисты ПМПК. Далее проводится индивидуальная психологическая диагностика личностных особенностей ребенка. Эту информацию дополняют данные, полученные в результате анкетирования родителей. Таким образом, создается психологический портрет ребенка, со всеми проблемами, которые так или иначе касаются его психологического здоровья.

Обычно в результате диагностики вырисовывается следующая картина:

В группе детей, состоящей из 12 человек,

гиперактивных – 2-3 человека;

тревожных – 2-3 человека;

агрессивных – 1-2 человека;

застенчивых – 1-2 человека;

эмоционально неустойчивых – 1-2 человека.

Кроме того, практически все дети имеют низкий уровень произвольности и самоконтроля, плохо сформированные коммуникативные навыки.

В связи с этим, на втором этапе работы, реализуется коррекционная программа, по которой занимаются все дети. Эта программа была разработана специально для детей с задержкой психического развития. Каждое занятие программы – это известная детям сказка, которую рассказывает психолог. В повествование органично включены игры и упражнения, направленные на развитие тех психических функций, которые у детей с ЗПР нарушены более всего. Программа названа «Сказкотерапия», хотя в ней используются и арт-терапия, и музыкотерапия, и куклотерапия, словом, все те направления, которые оптимальны при работе с детьми с ЗПР. Программа направлена на решение следующих задач:

- расширение знаний и представлений дошкольника о мире;

- развитие произвольности;

- развитие коммуникативных навыков и речи;

- развитие навыков саморегуляции.

По программе «Сказкотерапия» дети занимаются 2 года.

Далее разрабатываются и реализуются индивидуальные коррекционные программы по следующим проблемам:

- снижение гиперактивности;

- снижение тревожности, снятие страхов;

- развитие коммуникативных навыков, коррекция застенчивости;

- коррекция агрессивности и конфликтности.

По индивидуальным программам дети занимаются по мере необходимости.

На следующем этапе проводится повторная диагностика, которая позволяет отследить насколько эффективно решаются психологические проблемы ребенка.

Кроме коррекции мы считаем возможным проведение с дошкольниками психопрофилактики. В промежутках между занятиями со всеми детьми проводятся релаксационные минутки, на которых психолог обучает детей снятию эмоционального и психофизического напряжения. Специально подобранная классическая музыка в сочетании с речевыми настройками помогают детям не только расслабиться, но и повысить настроение, уменьшить чувство тревоги и неуверенности.

Параллельно работе с детьми мы считаем необходимым проводить работу с родителями, потому что большая часть психологических проблем детей так или иначе связана с безграмотностью родителей в вопросах воспитания дошкольников. С целью психологического просвещения родителей был разработан цикл групповых консультаций на которых освещаются следующие темы: «Роль родителей в развитии личности ребенка», «Дошкольник и телевизор», «Игры и игрушки в жизни ребенка» и т.д.

Кроме того, каждый родитель имеет возможность прийти на индивидуальную консультацию к психологу с той проблемой, которую он считает актуальной. В особо серьезных случаях на помощь приходят невролог и детский психиатр, с которыми, при необходимости, можно побеседовать прямо в детском саду.

Весь вышеописанный комплекс мероприятий позволяет достигнуть следующих результатов:

- каждый третий ребенок, после двухлетнего обучения в коррекционном д/с

идет обучаться в обычную школу;

- уровень тревожности детей в целом снижается примерно на 30%;

- практически каждый ребенок осваивает основные методы саморегуляции;

которые помогают ему в последствии не только снимать напряжение, но и

быть более эмоционально устойчивым;

- существенно повышаются коммуникативные навыки детей;

- абсолютно всех детей удается избавить от страхов.

Таким образом, с детьми, приходящими в коррекционный д/с, за 2 года обучения и воспитания, проводится большая работа по профилактике и коррекции различных психологических проблем, что способствует в дальнейшем более гармоничному развитию личности ребенка, более успешной адаптации в школе и социализации в обществе.

В заключение хотелось бы дать родителям следующие рекомендащии, помогающие сохранить психическое здоровье дошкольника:

  1. Безусловно принимайте и уважайте своего ребенка.

  2. Можно осуждать действия ребенка, а не его чувства. Раз чувства у него возникли, значит для них есть основания.

  3. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие ребенка.

  4. Активно выслушивайте его переживания и потребности.

  5. Будте не рядом с ним, а месте с ним.

  6. Не вмешивайтесь в занятия, с которыми он справляется.

  7. Помогайте, когда просит.

  8. Поддерживайте успехи.

  9. Делитесь своими чувствами.

  10. Конструктивно разрешайте конфликты

  11. Обнимайте не менее 8 раз в день.