bigpo.ru
добавить свой файл
1
n=Проект~sz=198570;pg=1;te=В последние годы, в рамках модернизации российского образования, одной из главных задач является вооружение учащихся умениями и навыками самостоятельно добывать знания, развитие их познавательной самостоятельности и активности~cat=~t=~!~Утверждено

педагогическим советом

МОУ СОШ №54

протокол №___

от ______ 200__г


ПРОЕКТ

Формирование проектно-исследовательских навыков обучающихся.




Руководитель проекта:

Самохвалова Людмила Ивановна,

директор школы № 54 г. Томска

Разработчики:

Крылатова Наталия Николаевна,

учитель русского языка и литературы;

Злобина Анна Константиновна,

замдиректора по НМР


База проекта:


7Б, 8Г, 9Г, 10А, 11А - 120 обучающихся.


Сроки выполнения проекта

Начало: 2005г

Окончание: 2008г

Продолжительность: 3 года.


Томск-2005

^ Краткая аннотация проекта.


В последние годы, в рамках модернизации российского образования, одной из главных задач является вооружение учащихся умениями и навыками самостоятельно добывать знания, развитие их познавательной самостоятельности и активности.

Организация научно – исследовательской деятельности школьников и приобщение учащихся к научно – исследовательской деятельности является одним из наиболее важных путей решения указанной выше задачи. Обучение приёмам научно – исследовательской деятельности способствует развитию творческого склада мышления, творческого подхода к явлениям действительности, формированию умений давать объективную оценку этим явлениям и способности ориентироваться в дополнительных источниках знаний и ресурсов.

Отсюда чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребёнка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые ещё предстоит приобрести. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания иногда из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

В настоящее время научно – исследовательская деятельность становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть её остаётся прежней – стимулировать интерес учащихся к определённым проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний и через научно – исследовательскую деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного мышления. «Потребность в разрешении сомнения является постоянным и руководящим фактором во всём процессе рефлексии. Где нет вопроса, или проблемы для разрешения, или где нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей идёт наобум… Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления».1

Важно отметить значимость научно – исследовательской деятельности в личном самоопределении обучающегося. Ценностные основания, определяемые личностью как значимые, подвергаются проверке именно в процессе научно – исследовательской деятельности. Научно – исследовательская деятельность позволяет скорректировать профессиональные планы и личностную позицию, повысить активность, самостоятельность и ответственность участников проектной деятельности, сформировать навыки группового взаимодействия.


Приобщение учащихся к научно – исследовательской деятельности имеет такую цель как развитие навыков научно – исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использованию полученных знаний на практике. Данная цель решает как минимум четыре задачи:


  1. повышение уровня социальной адаптации учащихся (так как происходит развитие

одного из главных её компонентов – способности к рефлексии собственной

деятельности, формируется познавательная самостоятельность и активность);

2) создаются условия для личностного и профессионального самоопределения

(учащиеся определяют значимость и ценность данного вида деятельности для себя

и возможность её дальнейшего использования);

3) формирование умений и навыков планирования, организации и контроля

собственной деятельности;

  1. развитие навыков самостоятельной работы с научной литературой; обучение

методике обработки полученных данных и анализу результатов, составлению и

оформлению отчёта и доклада о результатах научно-исследовательских работ.


Для выполнения данных задач разработчики проекта предлагают ввести в базисный учебный план курс «Основы научно – исследовательской деятельности», который состоит из двух блоков и включает занятия, направленные на получение необходимых знаний обучающимися и формирование навыков в области научно – исследовательской деятельности, практические занятия по продумыванию и реализации собственной инициативы (проекта).

Курс «Основы научно – исследовательской деятельности» является школьным

компонентом учебного плана и будет внедрён на базе классов повышенного уровня:

с 7 по 9 кл. – в объёме 8 ч., в 10 – 11 кл. – в объёме 12 ч.

Кроме того, на базе 7 – 11 классов создаётся научное общество учащихся.

Занятия организуются с привлечением информационно – технических ресурсов школьной библиотеки и компьютерного класса: ознакомление и дальнейшее применение книжной и электронной базы библиотеки; использование компьютера, принтера, сканера, ксерокса и других технических средств.

В результате реализации новшества к 2006 г ожидается повышение уровня социальной адаптации у 50% учащихся, мотивации достижения у 50% учащихся.

Будет разработана и апробирована программа курса «Основы научно-исследовательской деятельности»; разработаны методические рекомендации по организации научно-исследовательской работы учащихся в условиях общеобразовательной школы.

Разработан и апробирован механизм организации одной из моделей школьного научного общества учащихся; создан банк тем научно-исследовательских работ учащихся.

100%учащимися овладеют навыками работы с различными информационными ресурсами; умениями представлять результаты научно-исследовательской деятельности.

Разработан механизм взаимодействия методических объединений, информационно-технических ресурсов школы и научного общества учащихся; подготовки и проведения научно-практических школьных конференций; системы оценки научно-исследовательских работ и экспертной карты для конференции по защите представленных материалов.

До 40 % учащихся примут участие в школьной научно-практической конференции.


^ Описание проекта и его обоснование.


Постановка проблемы.


В последние годы, в рамках модернизации российского образования, одной из главных задач является вооружение учащихся умениями и навыками самостоятельно добывать знания, развитие их познавательной самостоятельности и активности. В настоящее время научно – исследовательская деятельность становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть её остаётся прежней – стимулировать интерес учащихся к определённым проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний и через научно – исследовательскую деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного мышления. «Потребность в разрешении сомнения является постоянным и руководящим фактором во всём процессе рефлексии. Где нет вопроса, или проблемы для разрешения, или где нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей идёт наобум… Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления».2

Важно отметить значимость научно – исследовательской деятельности в личном самоопределении обучающегося. Ценностные основания, определяемые личностью как значимые, подвергаются проверке именно в процессе научно – исследовательской деятельности. Научно – исследовательская деятельность позволяет скорректировать профессиональные планы и личностную позицию, повысить активность, самостоятельность и ответственность участников проектной деятельности, сформировать навыки группового взаимодействия.


Приобщение учащихся к научно – исследовательской деятельности имеет такую цель как развитие навыков научно – исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использованию полученных знаний на практике. Данная цель решает как минимум четыре задачи:


  1. повышение уровня социальной адаптации учащихся (так как происходит развитие

одного из главных её компонентов – способности к рефлексии собственной

деятельности, формируется познавательная самостоятельность и активность);

2) создаются условия для личностного и профессионального самоопределения

(учащиеся определяют значимость и ценность данного вида деятельности для себя

и возможность её дальнейшего использования);

3) формирование умений и навыков планирования, организации и контроля

собственной деятельности;

  1. развитие навыков самостоятельной работы с научной литературой; обучение

методике обработки полученных данных и анализу результатов, составлению и

оформлению отчёта и доклада о результатах научно-исследовательских работ.


Научно – исследовательская деятельность, организуемая в образовательном процессе, имеет три функции: - образовательную,

- развивающую,

- диагностическую.


Образовательная функция выражается, во-первых, в активизации мыслительной

деятельности учащихся, во-вторых, в формировании самостоятельности и ответственности, в - третьих, в формировании умения планировать и организовывать свою деятельность.

Развивающая функция заключается в развитии творческого потенциала учащихся,

познавательных и личностных возможностей.


Диагностическая функция научно – исследовательской деятельности реализуется в

том, что ученик, осуществляя активную пробу сил, диагностирует наличие у себя способностей, интересов, умений и навыков.

Для выполнения данных функций разработчики проекта предлагают ввести в базисный учебный план курс «Основы научно – исследовательской деятельности», который состоит из двух блоков и включает занятия, направленные на получение необходимых знаний обучающимися и формирование навыков в области научно – исследовательской деятельности, практические занятия по продумыванию и реализации собственной инициативы (проекта).

Курс «Основы научно – исследовательской деятельности» является школьным

компонентом учебного плана и будет внедрён на базе классов повышенного уровня:

с 7 по 9 кл. – в объёме 8 ч., в 10 – 11 кл. – в объёме 12 ч.

Данный курс решает следующие задачи:

1) знакомство с принципами и правилами организации научно – исследовательской

деятельности;

2) формирование навыков поиска и работы с различными информационными источниками;

3) развитие познавательной самостоятельности и активности учащихся в процессе

проектирования;

4) формирование у обучающихся потребности к целенаправленному самообразованию;

5) развитие и закрепление навыка рефлексии собственной деятельности в процессе

овладения методами научно – исследовательской деятельности;

6) формирование навыков презентации и оценки результатов собственной деятельности;

7) ориентирование учащихся в предстоящем выборе профессии.


Кроме того, на базе 7 – 11 классов создаётся научное общество учащихся.

Занятия организуются с привлечением информационно – технических ресурсов школьной библиотеки и компьютерного класса: ознакомление и дальнейшее применение книжной и электронной базы библиотеки; использование компьютера, принтера, сканера, ксерокса и других технических средств.

^ Примерный перечень знаний, представлений и умений,

формируемых научно – исследовательской деятельностью.

Учащийся должен знать:

  • понятия: проблема, проект, цели, задачи, методы, план, ресурсы, фазы научно - исследовательской деятельности, виды научно – исследовательской деятельности;

  • правила и этапы организации, подготовки и реализации проекта.


Учащийся должен иметь представление:

  • о правилах организации и этапах проектной деятельности;

  • об эффективных способах презентации и оценки результатов научно – исследовательской работы.


Учащийся должен уметь:

  • находить информацию для решения выявленной проблемы, используя различные информационные ресурсы;

  • ставить цели и задачи научно – исследовательской деятельности;

  • подбирать методы научно – исследовательской деятельности, адекватные поставленным задачам;

  • сорганизовывать различные ресурсы для реализации идеи.


Учащийся должен иметь опыт:

  • работы с различными информационными ресурсами;

  • анализа собственной научно – исследовательской деятельности;

  • постановки проблемы, обоснования актуальности исследования;

  • определения целей и задач научно – исследовательской деятельности;

  • самостоятельной организации научно – исследовательской деятельности;

  • рефлексии собственной поисковой, организационной деятельности;

  • публичной защиты результатов собственной научно–исследовательской

деятельности.


Отсюда вытекает проблема: несформированность навыков научно – исследовательской деятельности у учащихся препятствует их социальной адаптации, так как не происходит развитие одного из главных её компонентов – способности к рефлексии собственной деятельности, не формируется познавательная самостоятельность и активность.

Чтобы устранить данное противоречие в школьный компонент вводится курс «Основы научно – исследовательской деятельности» и создаётся научное общество учащихся.


Цель проекта.

В течение 3-х лет повысить уровень социальной адаптации у 50% учащихся выпускных классов повышенного уровня за счёт формирования основ научно – исследовательской деятельности.


Задачи проекта.


  1. Создание необходимых методических, кадровых, организационных, материально – технических, нормативно – правовых условий введения новшества.

  2. Организация специальной работы методических объединений с целью определения тематики исследовательских работ и проведения консультативной работы с обучающимися, формирование состава «Научного общества учащихся».

  3. Организация работы психологической службы школы по изучению социальной адаптации выпускников.

  4. Организация работы библиотеки и компьютерного класса по использованию всех имеющихся ресурсов.

  5. Разработка курса «Основы научно – исследовательской деятельности» и его апробация в рамках деятельности школьного научного общества учащихся.

  6. Разработка программы занятий по основам научно – исследовательской деятельности.

  7. Организация научно – исследовательской деятельности на предметном материале.



Стратегия решения проблемы.


Задачи первого этапа (2004 – 2005гг.)



  • Создание необходимых методических, кадровых, организационных, материально – технических, нормативно – правовых условий введения новшества.

  • Организация специальной работы методических объединений с целью определения тематики исследовательских работ.


^ Задачи второго этапа (2005 – 2007гг.)


  • Организация специальной работы методических объединений с целью проведения консультативной работы с обучающимися, формирование состава научного общества учащихся.

  • Организация работы психологической службы школы по изучению социальной адаптации выпускников.

  • Организация работы библиотеки и компьютерного класса по использованию всех

имеющихся ресурсов.

  • Разработка курса «Основы научно – исследовательской деятельности» и его апробация в рамках деятельности школьного научного общества учащихся.

  • Разработка программы занятий по основам научно – исследовательской деятельности.

  • Организация научно – исследовательской деятельности на предметном материале.


Задачи третьего этапа (2007 – 2008гг.)


  • Ликвидация негативных последствий внедрения новшества и социализация полученных результатов.

  • Стабильное существование инновационного проекта в школе.


Методы решения проблемы.


Направляет внедрение новшества учебно – методический совет школы, курирует реализацию проекта заместитель директора по научно – методической работе Злобина Анна Константиновна.

Разработка курса «Основы научно – исследовательской деятельности» и организация работы «Научного общества учащихся» возлагается на учителя – Крылатову Н.Н.

Состав участников научного общества учащихся определяется учениками 7 – 11 классов. В комплектовании научного общества учащихся принимают участие руководитель научного общества учащихся и классные руководители.

Научное общество учащихся будет функционировать на протяжении учебного года с проведением заседаний не реже 1 раза в месяц.

Научного общества учащихся - это самостоятельная ученическая структура, имеющая Устав, Положение, План работы, символику, газету.

Результатом работы научного общества учащихся является проведение школьной научно – практической конференции. Реферативно-исследовательские работы учащихся представляются на внешкольный уровень. Лучшие работы учащихся пополняют библиотечный фонд школы.

Руководитель научного общества учащихся совместно с заведующей библиотекой и учителем ИВТ определяют время для занятий с использованием научно – информационно – технических ресурсов библиотеки и компьютерного класса.

В классах повышенного уровня (7 -11кл.) через школьный компонент учебного плана вводится курс «Основы научно – исследовательской деятельности»: 7 – 9 кл. – 8 часов;

10 – 11 кл. – 12 часов.

Курс делится на 2 блока: 1) теоретическая часть и 2) практическое применение на практике полученных знаний, умений и навыков на практике.

^ Первый блок – теоретическая часть включает в себя ознакомление учащихся с основными понятиями, характеристиками, признаками, целями и задачами, структурой и фазами научно – исследовательской деятельности. Результатом эффективного усвоения теоретических знаний будут являться понимание учащимися сути и содержания научно – исследовательской деятельности, готовность к выбору ими направления научно – исследовательской деятельности, определение рамок своей деятельности в предстоящем создании и реализации научных исследований.

Практическая часть проектной деятельности организуется на таком этапе учебно-воспитательного процесса, когда учащиеся демонстрируют достаточный уровень знаний в области научно – исследовательской деятельности. Практическая деятельность включает в себя два этапа.

^ Второй блок – практическая часть обучения научно – исследовательской деятельности – разработка и оформление собственного реферативного исследования, проекта, доклада и т.п., подготовка теоретического обоснования и практических рекомендаций по реализации проектного замысла. На первом этапе первым шагом является остановка проблемы, определяющей необходимость научно – исследовательской деятельности и её актуальность. Объективными свидетельствами того, что данная проблема существует и её важно решить, могут являться дополнительные источники информации (научные исследования, статьи в средствах массовой информации, статистика социологических опросов и т.д.)

^ Второй шаг – определение цели, на достижение которой направлена деятельность в рамках исследования. Обоснованием цели является определение средств проверки движения к цели, сбор данных, позволяющих измерять степень продвижения к цели. Третий шаг – формулировка задач через определение ожидаемых результатов. Здесь необходимо ответить на вопрос, какие конкретно изменения или улучшения ожидаются в результате выполнения проекта, какие свидетельства, данные и показатели подтверждают, что проект выполнил поставленную задачу. Четвёртый шаг – определение мероприятий, необходимых для осуществления проекта; обоснование необходимости выбранных методов. Пятый шаг – анализ возможных препятствий (внутренних и внешних) и продумывание способов их устранения и нейтрализации. Результатом работы первого этапа является заявка на научное исследование.

На втором этапе практической части происходит обучение деятельности, необходимой в процессе реализации научного исследования и собственно его реализация с последующей рефлексивной оценкой качества результата научной деятельности.

Результатом освоения курса «Основы научно – исследовательской деятельности» является наличие проектной работы.

Лучшие проектные работы будут принимать участие в школьной или внешкольной конференции.


^ Анализ результатов внедрения проекта в 2006 – 2007 учебном году

«Формирование проектно-исследовательских навыков обучающихся»


Цель проекта в течение 3-х лет сформировать проектно-исследовательские навыки у 50% обучающихся.

Проект реализуется 3-й год

Задачи проекта.

  1. Создание необходимых методических, кадровых, организационных, материально – технических, нормативно – правовых условий введения новшества.

  2. Организация работы методических объединений с целью определения тематики исследовательских работ и проведения консультативной работы с обучающимися, формирование состава «Научного общества учащихся».

  3. Организация работы библиотеки и компьютерного класса по использованию всех имеющихся ресурсов.

  4. Разработка курса «Основы научно – исследовательской деятельности» и его апробация в рамках деятельности школьного «Научного общества учащихся».

  5. Разработка программы занятий по основам научно – исследовательской деятельности.

^ Для выполнения первой задачи

В течение 3-х лет проведены:

  • 2006\07г семинар- практикум для педагогов МОУ СОШ №28 «Методика организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся». Цель семинара: обучение педагогов методам исследования, отработка ключевых фраз для написания исследовательских работ.

  • 2005\06г семинар- практикум для педагогов школы «Методика организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся». Цель семинара: обучение педагогов методам исследования, отработка ключевых фраз для написания исследовательских работ.

  • 2005\06г библиотекарем Лукъяновой Н.П. проведена консультативная работа по использованию книжной и электронной базы школьной библиотеки для членов НОУ ( в прошлом году для каждого МО учителей – предметников).

  • 2004\05г для педагогов школы проведён обучающий педсовет на тему «Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся», цель которого - знакомство с двумя формами исследовательской деятельности учащихся: 1) понятие о реферате и его структуре, содержание каждой его структурной части; 2) понятие о проекте. На педсовете рассмотрены требования к оформлению научно-исследовательских работ учащихся.

  • 2004\05г библиотекарем Лукъяновой Н.П. проведена консультативная работа по использованию книжной и электронной базы школьной библиотеки для каждого МО учителей – предметников;

    • деятельность регламентировалась нормативно – правовыми документами: «Положение о научно – исследовательской деятельности учащихся», «Положение о научном обществе учащихся», Устав научного общества учащихся «Искатели знаний» школы № 54».

    • разработаны критерии оценивания выступлений докладчиков на школьной конференции


^ Для выполнения второй задачи:

  • скорректирована тематика исследовательских работ, сформированная за 3 учебных года, МО учителей русского языка и литературы, истории (по русскому языку для 7, 8 классов; по литературе для 7, 8 и 10 классов; по истории с 5 по 7 классы); МО математики (с 7 по 11 классы); МО предметов естественного цикла (по географии для 7, 9, 10 классов; по ОБЖ для 9 и 11 классов; по физике для 7 и 10 класса; по химии для 10 класса); в данном учебном году добавлены темы по психологии и английскому языку, а также по русскому языку и литературе для 6 класса.

  • осуществлению консультативной помощи учащимся со стороны учителей – предметников в период работы над реферативным исследованием (учитель истории Батова Н.А. – 3 обучающихся; учитель физики Власова Э.А. – 1 обучающийся; учитель математики Чурсина И.А. – 2 обучающихся, учитель английского языка Мазаева Н.Н.. - 1 учащийся; учителя русского языка и литературы Першина Е.А., Крылатова Н.Н.– 8 учащихся). Впервые приняли участие в подготовке обучающихся к конференции учителя Гришаева З.А., Кутепова Т.А., Шмыга Е.Н.

  • по формированию состава научного общества обучающихся сотрудничали учителя: Батова Н.А, Першина Е.А., Крылатова Н.Н.

  • Разработан механизм взаимодействия с МО учителей-предметников. В план работы МО учителей –предметников включена организация исследовательской деятельности обучающихся, в рамках которого в сентябре определяются участники, темы, консультирующие учителя.


^ Для реализации третьей задачи организована работа по использованию материально-технических ресурсов.

Для оформления работ обучающихся используется орг.техника, имеющаяся в библиотеке, кабинете информатики, в кабинете заместителей директора:

  1. в библиотеке имеются условия для ксерокопирования, можно набирать на компьютере и печатать материалы для рефератов;

  2. в кабинете зам.директора (распечатывались и ксерокопировались материалы) ;

  3. в компьютерном классе школы (сканировались, набирались на компьютере и распечатывались нужные для реферата материалы, а также создавались мультимедийные презентации для иллюстрирования выступлений).

^ Вывод: все имеющиеся в школе ресурсы использованы полностью.


Для выполнения пятой задачи апробируется третий год курс «Основы научно – исследовательской деятельности». За счёт школьного компонента учебного плана проведены факультативные занятия в 6-7-х классах (в этом году в 7в, 6а по 18 часов).

^ Для отслеживания результативности внедрения курса «Основы научно – исследовательской деятельности» осуществлялась следующая система контроля:

  1. в конце каждого урока проводилась мини - проверочная работа для выяснения пробелов в знаниях, умениях и навыках обучающихся;

  2. для определения уровня сформированности у учащихся навыков исследовательской деятельности использовался метод анализа представленных работ учащихся, а также метод самодиагностики (представление учащимися рефлексивного отчета о проделанной работе).

При оценке исследовательских работ учащихся принимаются во внимание следующее:

  • соответствие содержания сформулированной теме, поставленной цели и задачам, структура работы;

  • наличие литературного обзора, его качество;

  • соответствие выбранных методик поставленным задачам, корректность методик исследования;

  • умение выделить и обосновать проблему, поставить цели и задачи исследования;

  • логичность и полнота доказательств;

  • соответствие выводов полученным результатам;

  • культура оформления материалов


Рефлексивный отчет учащегося о проделанной работе, который целесообразно проводить на этапах начальной и промежуточной диагностики предполагает освещение им следующих вопросов:

  1. Напишите тему вашего исследования. На каком этапе вы сейчас находитесь?

  2. Проблема исследования, цели и задачи работы.

  3. Предполагаемая форма и дата представления результатов?

  4. Имеются ли у вас затруднения? Если да, то какие?

Целенаправленно обращалось внимание педагога на сформированность у учащихся умения анализировать собственную деятельность (выделять результат, видеть сложности и затруднения).

В результате 35% обучающихся освоили успешно курс «Основы научно – исследовательской деятельности».

В работе научно-практической конференции приняло участие 17 школьников (в прошлом году - 15 школьников, в позапрошлом году – 16 школьников). Впервые, в работе научно-практической конференции приняли участие ученики 6 классов и заняли призовые места (рук. Першина Е.А., Шмыга Е.Н.). Впервые один из участников конференции – ученик 11 А класса - Олейник А. – выступал сразу с двумя исследованиями по разным предметам ( по биологии - рук. Гришаева З.А. и физике – рук. Власова Э.А.)

^ Для выполнения пятой задачи была разработан дидактического мультимедийный материал по организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся.

В течение следующего учебного года предстоит откорректировать и оформить наработанные материалы в виде методических рекомендаций.


Выводы

^ Положительным результатом внедрения проекта можно считат 5 призовых мест, которые заняли школьники на городской конференции «Юные дарования – Томску» (из 9 заявленных исследовательских работ):

    1. Олейник Александр (11А класс) занял I место по биологии, рук. Гришаева З.А;

    2. Петрова Любовь (11Б класс) заняла II место по ОБЖ, рук. Фролова М.М.;

    3. Хачатрян Татевик (10А класс) заняла III место по литературе, рук. Акулова Т.Л.;

    4. Олейник Александр (11А класс) занял IV место по физике, рук. Власова Э.А.;

    5. Тимофеев Александр (7В класс) выиграл номинацию за Лучшее исследование по русскому языку в этом году, рук. Крылатова Н.Н.

На восьмой региональной конференции – конкурса исследовательских работ старшеклассников «Юные исследователи - российской науке и технике» Олейник Александр (11А класс) занял I I I место по физике, рук. Власова Э.А.

В лицейских чтениях ученик 9В класса Шмыга Дмитрий занял IV место, рук.Батова Н.А.

Еще одним положительным эффектом можно считать увеличение количества педагогов, участвующих в подготовке обучающихся к написанию исследовательских работ (в прошлом году-6 педагогов, в 2006\07г -9 ).

За 3 года внедрения проекта проектно-исследовательские умения сформированы у 35% обучающихся.

1 «Метод проектов» Е.С. Полат, д.п.н., профессор.

2 «Метод проектов» Е.С. Полат, д.п.н., профессор.