bigpo.ru
добавить свой файл
1
Методы и приемы организации проектной деятельности по русскому языку обучающихся 5-6-х классов.


Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменения ни одну сторону учебного процесса. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь и новых методов обучения.

Школе потребовались такие методы обучения, которые:

  • формировали бы самостоятельную и инициативную позицию обучающихся в учении;

  • развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

  • формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения непосредственно связанные с опытом их применения в практической деятельности;

  • были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса обучающихся;

  • реализовывали принципы связи обучения с жизнью.


Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретически значимой проблемы.

^ Внешний результат можно увидеть, осмыслить. Применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат- опыт деятельности становится бесценным достоянием обучающегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.


На долю же учителя остается, пожалуй, самая трудная задача – выбрать проблему для проекта, а проблему эту можно брать только их окружающей действительности, из жизни. Тема проекта должна быть интересна ребенку, должна увлекать его, она должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.. Тема проекта должна быть такой, чтобы работа была выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т.е. долговременно, целенаправленно работать в одном направлении у младших подростков часто ограничена. Нередко можно наблюдать, что увлеченно начатая и не доведенная до конца работа, так и остается незаконченной. И еще одно замечание: тема должна быть доступной, но вместе с тем познавательной. Естественно, что проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это правило не столько касается выбора проблемы (темы исследования), сколько уровня ее подачи. Имеется в виду ее формулировка и отбор материала для решения. Одна и та же проблема может решаться в ходе собственной исследовательской практики разными возрастными группами на разных этапах обучения.

Следует учитывать сочетание желаний и возможностей. С выбором темы не следует затягивать. Большинство детей, за исключением одаренных, не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны, поэтому и действовать надо быстро, пока интерес не угас.

Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной не казалась бы она нам, взрослым, не даст должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска ребенок будет чувствовать себя вовлеченным в очередное « добровольно – обязательное» мероприятие. В этих условиях и думать нечего о том, чтобы увлечь его содержанием или процессом исследования. Подвести ребенка под ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, - задача сложная, но без ее решения работа теряет смысл.

На каких же предметах лучше всего «работает» метод проектов? Лучше всего проектная деятельность происходит во внеклассной работе, особенно в форме межпредметной. Низкую эффективность имеют предметы, где присутствует систематическое построение учебной программы, жесткий отбор форм и методов обучения, а это , в первую очередь, русский язык, литература, история, география, биология, физика, химия, математика.

Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, а иными словами с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся, поиска информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

Учебный проект имеет большое количество видов и разновидностей:

  • практико-ориентированный - такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию или полностью совпадающую с ним (аргументация актуальности принятой для исследования темы; определение проблемы исследования, его предмета и объекта; обозначение задач исследования; определение методов исследования, источников информации; выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения; обсуждение полученных результатов, выводы; оформление результатов исследования; обозначение новых проблем для дальнейшего процесса исследования). Все сказанное, разумеется, должно полностью соответствовать уровню языковой подготовки школьников определенного этапа обучения.

Информационный - этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, предмет информационного поиска, источники информации (средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, анкетирование, проведение «мозговой атаки» и т.п.); способы обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы, результат информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видеофильм); презентация (публикация, в том числе в сети Интернет, обсуждение на конференции). Данный тип проектной деятельности может быть с успехом применен для подготовки выступлений учащихся на научно-практических конференциях, гимназических чтениях и т.д.

Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.


Творческий - такие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и дальше развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, драматизации, ролевой игре). Это могут быть проблемы, связанные с содержанием какого-то произведения, статьи, фильма, жизненной ситуации.

Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и т.д.



^ Ролевой проект. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут проявляться лишь к его окончанию. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая. Вполне возможно применение данного типа проектной деятельности и на уроках русского языка. Так, например, при изучении частей речи в рамках программы 6-го класса можно определить группы учащихся по морфологическим признакам той или иной части речи, с тем чтобы они самостоятельно определили лексические значения или синтаксические функции в результате их взаимодействия в тексте.


Конечно, все перечисленные целевые направления деятельности учащихся-проектантов реализуются в каждом проекте. В этом смысле любой проект -исследовательский, точно так же, как любой – творческий, ролевой, практико-ориентированный или информационный.

Проекты могут различаться по характеру контактов между участниками. Они могут быть:

  • внутриклассными;

  • внутришкольными;

  • региональными;

  • межрегиональными


Отличаются проекты и по продолжительности:


- мини-проекты (один или два урока, например по теме «Фонетика» в 5-ом классе сочинение рекламы гласных и согласных звуков. На подготовку в группе отводилось от 7 до 10 минут, на презентацию по 2 минуте каждой группе. В 6 классе по теме «Словообразование» проведен был проект « Составление рекламы» по теме « Основные способы образования слов в русском языке» Здесь времени давалось немного больше ( до 15мин. )

  • краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по изготовлению продукта и подготовке презентации проводится во внеклассной деятельности.


^ Тема: « Званый ужин»

Учебные предметы: русский язык, технология.

Участники: ученики 5 –Б класса.

Продолжительность: 2 недели

Продукт: Создание рукописного сборника кулинарных рецептов.

^ Цель: Формирование навыка правописания глаголов повелительного наклонения через учебную игру.

Тип проекта по масштабности: классный, групповой, индивидуальный

^ Педагогические задачи проекта: формирование умения работать с популярной литературой, умения получать, отбирать информацию в соответствии с темой проекта, использовать её для достижения цели и собственного развития.


  • ^ Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает 30-40 часов и целиком проходит под руководством учителя. При данной форме проекта уместны как классные занятия, так и внеклассные: экскурсии, походы, посещение музеев и т.д. Все это в сочетании с глубоким «погружением» в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной деятельности.

  • ^ Годичные проекты могут выполняться как индивидуально, так и в группах. Они, как правило, проводятся в рамках ученических научных обществ.


Выбор формы продукта проектной деятельности - важная организационная задача участников проекта. От ее решения во многом зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – презентабельной и убедительной, а предложенные решения- полезными для решения социально значимой проблемы. Выбирать тему и даже собирать материал при правильной организации дела – занятие веселое и приятное. Значительно сложнее решить, что делать с представленной информацией, как ее проанализировать, обобщить, выделить главное и исключить второстепенное и, наконец, как ее представить, в каком виде. Здесь первое время никак не обойтись без деликатной помощи взрослого.

Наиболее известные виды продуктов проектной деятельности на уроках русского языка:

- атлас, карта (страна « Глаголия», карта « Местоимений»);

- выставка;

  • газета;

  • журнал;

  • оформление кабинета;

  • сборник лингвистических сочинений;

  • публикация в школьной газете;

  • сказка;

  • рисунок;

  • мультимедийный продукт;

  • учебное пособие; экскурсия


И, наконец, самое главное - презентация продукта, защита результатов исследования. «Обучая других, обучаешься сам»,- эта мысль Я.А. Коменского пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая эту закономерность, ребенок, изучивший что-либо, часто стремится рассказать об этом другим. Поэтому этап защиты проекта пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершенным. Защита - венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения. О выполненной работе надо не только рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование надо защитить. Естественно, что защита проекта должна быть публичной, с привлечением как авторов других проектов, так и зрителей (учителей, учащихся других классов, родителей). В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.

Обычно мы проводим защиту как праздничное мероприятие. Для оценки результатов и присуждения дипломов формируется жюри из учителей, родителей и самих учащихся.

Приобщение детей к исследовательской деятельности требует от педагога больших усилий. Известный специалист в области исследовательского обучения Д. Треффингер рекомендует педагогам, занимающимся выработкой у детей исследовательских наклонностей, соблюдать следующие правила:

  • не занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

  • не делайте скоропалительных выводов. На основе тщательных наблюдений и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей, не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми знаниями и навыками.

  • не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать ( или могут научиться делать) самостоятельно.

  • научитесь не торопиться с вынесением суждения.

  • научите детей прослеживать межпредметные связи.

  • приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.

  • используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач.

  • помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний

  • подходите ко всему творчески.

Учитывая интересы детей при определении темы проекта, педагог должен держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбирается, в которой чувствует себя одаренным. Помним, что увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам. Эта мысль всем хорошо известна и не требует доказательств.


^ Исследовательские умения, необходимые школьнику для написания научно-исследовательской работы.

Памятка.


Творческие проекты.


Тема: « Что в имени тебе моем?»

Учебные предметы: русский язык, литература.

Участники: ученики 6 –Б класса.

Продолжительность: 2 месяца

Продукт: Издание рукописного сборника, слайдовая презентация

Цель: Расширение познавательных интересов и развития исследовательских умений через изучение мира имен, их истории, значения и своеобразия в русском языке.

^ Педагогические задачи проекта:

- формирование умения работать с научно-популярной литературой;

  • умения получать, отбирать в соответствии с целями информацию, использовать её для достижения цели и собственного развития;

  • развитие коммуникативных навыков через организацию форм совместной деятельности;

  • создание условий для творческой самореализации .

Тип проекта по масштабности: внутриклассный, групповой, индивидуальный.

Предполагаемые формы деятельности:

  • поиск информации

  • анкетирование одноклассников

  • написание работы

  • презентация работ

  • создание сборника

  • выступление с докладами перед учащимися 6-х классов

  • создание слайдовой презентации


Ход работы над проектом.

Исследовательская проблема, лежащая в основе проекта, - возникновение имен в русской культуре, верования и обычаи древнего человека, связанные с именем, своеобразие древних русских имен, история имен некоторых учащихся класса. Информационный этап включал в себя знакомство с научно-популярной, художественной и справочной литературой, посвященной теме проекта. Был проведен опрос одноклассников: что обозначает твое имя, из какого языка оно пришло, почему именно так назвали тебя родители, как появилась и что может обозначать твоя фамилия. В целом работа заняла восемь недель.

Презентация: На презентации планируется представить рукописный сборник « Что в имени тебе моем?» Выступление на школьной научно-практической конференции с защитой проекта с использованием слайдовой презентации.