bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 3


ОРГАНИЗАЦИЯ

ОБЪЕДИНЕННЫХ

НАЦИЙ



EP









Distr.

GENERAL


UNEP/GC.22/2

28 November 2002


RUSSIAN

Original: ENGLISH


^

Совет управляющих

Программы Организации

Объединенных Наций по


окружающей среде















^ Двадцать вторая сессия Совета управляющих/

Глобальный форум по окружающей среде

на уровне министров

Найроби, 3-7 февраля 2003 года

Пункты 4 а) и 8 предварительной повестки дня

Вопросы политики: состояние окружающей среды

^ СОСТОЯНИЕ ГЛОБАЛЬНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ВКЛАД
ПРОГРАММЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ В УСИЛИЯ ПО РЕШЕНИЮ
ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ
^

Доклад Директора-исполнителя

Резюме


Настоящий доклад подготовлен во исполнение ряда решений двадцать первой сессии Совета управляющих, перечисленных во введении (Мандат) к докладу, и посвящен деятельности Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) в таких областях, как: экологическая оценка и информация, которая касается, в частности, процесса Глобальной экологической перспективы, вопросов Арктики, Азиатского коричневого облака и состояния окружающей среды на оккупированных палестинских территориях; а также разработка и осуществление программных природоохранных документов по следующим вопросам: деградация земель, регулирование химических веществ, использование свинца в бензине, биоразнообразие и биобезопасность, Проект по сохранению высших приматов (ГРАСП), ЮНЕП-Всемирный центр мониторинга природоохраны (ЮНЕП-ВЦМП), адаптация к изменению климата, Глобальная программа действий по защите морской среды от загрязнения в результате осуществляемой на суше деятельности, политика и стратегия ЮНЕП в области водных ресурсов, коралловые рифы и морские млекопитающие, глобальная оценка состояния морской среды, глобальные системы наблюдения; оказание поддержки Африки; и вклад ЮНЕП в проведение будущих сессий Комиссии по устойчивому развитию.


Содержание

Введение 4

Мандат 4

^ I. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА И ИНФОРМАЦИЯ 4

А. Процесс Глобальной экологической перспективы 4

В. Вопросы Арктики 5

С. Азиатское коричневое облако 6

D. Состояние окружающей среды на оккупированных
палестинских территориях 7

^ II. РАЗРАБОТКА И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОГРАММНЫХ
ПРИРОДООХРАННЫХ ДОКУМЕНТОВ 7

А. Земельные и почвенные ресурсы 7

В. Роттердамская конвенция о процедуре предварительного обоснованного
согласия в отношении отдельных опасных химических
веществ и пестицидов в международной торговле 7

С. Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях и
неотложные меры по решению проблем, связанных со стойкими
органическими загрязнителями 8

D. Основные результаты глобальной оценки ртути 10

Е. Использование свинца в бензине 10

F. Стратегический подход к международному регулированию
химических веществ 10

G. Биоразнообразие и вопросы, связанные с биобезопасностью 12

H. Проект по сохранению высших приматов 12

I. Всемирный центр мониторинга природоохраны 13

J. Адаптация к изменению климата 14

K. Межправительственная группа по изменению климата 14

L. Глобальная программа действий по защите морской среды от
загрязнения в результате осуществляемой
на суше деятельности 15

М. Политика и стратегия ЮНЕП в области водных ресурсов 16

N. Коралловые рифы и морские млекопитающие 17

О. Глобальная оценка состояния морской среды 18

Р. Глобальные системы наблюдения 18

^ III. ПОДДЕРЖКА АФРИКЕ 19

IV. ВКЛАД В РАБОТУ БУДУЩИХ СЕССИЙ КОМИССИИ
ПО УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ 19

V. ПРЕДЛАГАЕМЫЕ МЕРЫ СОВЕТА УПРАВЛЯЮЩИХ 22

ВВЕДЕНИЕ

Мандат

1. Настоящий доклад подготовлен во исполнение следующих решений Совета управляющих: 20/1 от 4 февраля 1999 года (Глобальная экологическая перспектива); 21/1 от 9 февраля 2001 года (Деградация земель: поддержка осуществления Конвенции Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке); 21/3 от 9 февраля 2001 года (Роттердамская конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле); 21/5 от 9 февраля 2001 года (Глобальная оценка ртути); 21/6 от 9 февраля 2001 года (Использование свинца в бензине); 21/7 от 9 февраля 2001 года (Рациональное использование химических веществ); 21/8 от 9 февраля 2001 года (Биобезопасность); 21/9 от 9 февраля 2001 года (Атмосфера); 21/10 от 9 февраля 2001 года (Глобальная программа действий по защите морской среды от загрязнения в результате осуществляемой на суше деятельности); 21/11 от 9 февраля 2001 года (Политика и стратегия ЮНЕП в области водных ресурсов); 21/12 от 9 февраля 2001 года (Коралловые рифы); 21/13 от 9 февраля 2001 года (Глобальная оценка состояния морской среды); 21/15 от 9 февраля 2001 года (Оказание поддержки Африке); 21/16 от 9 февраля 2001 года (Состояние окружающей среды на оккупированных палестинских территориях); 21/28 от 9 февраля 2001 года (Дальнейшая разработка и укрепление программ по региональным морям: содействие сохранению и устойчивому использованию морской и прибрежной среды, укреплению партнерства и установлению связей с многосторонними природоохранными соглашениями); а также SS.VII/3 от 15 февраля 2002 года (Стратегический подход к международному регулированию химических веществ); и SS.VII/7 от 15 февраля 2002 года (Экологическая ситуация на оккупированных палестинских территориях).

2. Эти решения были приняты по основным направлениям деятельности ЮНЕП, которые определены в решении SS.V/2 от 22 мая 1998 года. Кроме того, в докладе говорится об участии ЮНЕП в подготовке вопросов для рассмотрения Комиссией по устойчивому развитию на ее последующих сессиях.

^ I. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА И ИНФОРМАЦИЯ

А. Процесс Глобальной экологической перспективы

3. В ответ на решение 20/1 от 4 февраля 1999 года, в котором среди прочих мер Совет управляющих одобрил дальнейшее осуществление процесса Глобальной экологической перспективы и просил Директора-исполнителя подготовить третий доклад из серии "Глобальная экологическая перспектива" (ГЭП-3) для проведения обзора деятельности за 30 лет после Стокгольмской встречи на высшем уровне; доклад ГЭП-3 был опубликован в мае 2002 года. Глобальная презентация доклада для средств массовой информации была проведена в Лондоне, а одновременно с этим электронный вариант доклада был помещен на веб-сайт Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде. Представление ГЭП-3 на политическом уровне проходило на Бали, Индонезия, 6 июня 2002 года в ходе четвертой сессии Подготовительного комитета Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию.

4. После этого доклад был опубликован на пяти других языках Организации Объединенных Наций, представлялся в ходе многих других мероприятий в различных регионах и был широко распространен среди правительств и заинтересованных групп. Впервые ЮНЕП удалось опубликовать такой всеобъемлющий доклад, как ГЭП, на всех шести языках Организации Объединенных Наций меньше, чем за шесть месяцев.

5. ГЭП-3 состоит из следующих глав:

а) глава 1, "Интеграция окружающей среды и социально-экономического развития: 1972-2002 годы", - содержит обзор по вопросам окружающей среды и развития за последние 30 лет;

b) глава 2, "Состояние окружающей среды и ответные меры: 1972-2002 годы", - посвящена комплексному анализу основных экологических проблем на глобальном и региональном уровнях с точки зрения состояния окружающей среды и вопросов политики;

с) глава 3, "Уязвимость человека вследствие изменений окружающей среды", - здесь говорится о все большей уязвимости человека на фоне деградации окружающей среды и возникающих экологических бедствий;

d) глава 4, "Взгляд в будущее: 2002-2032 годы", - в ней на основе различных сценариев изложены четыре варианта развития событий в будущем; и

е) глава 5, "Варианты будущих действий", - здесь резюмируются основные междисциплинарные вопросы и предлагаются различные программные действия, направленные на усиление основополагающего компонента устойчивого развития, коим является экология.

6. Изложенные в докладе ГЭП-3 факты свидетельствуют о грандиозных изменениях как социального, так и экологического характера, которые произошли в мире за последние 30 лет. На фоне беспрецедентного за этот период роста численности населения мы стали свидетелями серьезного истощения природных ресурсов, которые используются для удовлетворения многочисленных потребностей человека. Во многих регионах сегодня мы имеем значительно более хрупкую и деградированную окружающую среду, чем в 1972 году. В докладе делается вывод о том, что на современном этапе в мире имеется четыре основных вида диспропорций, которые представляют серьезную угрозу для устойчивого развития, а именно:

а) "экологический разрыв" - заключается в том, что в одних регионах происходит стабилизация или улучшение состояния окружающей среды, в то время как в других регионах, главным образом развивающихся странах, отмечается ее деградация;

b) "политический разрыв" - некоторые регионы располагают соответствующим потенциалом как в области разработки политики, так и ее осуществления, при этом в других регионах все еще отсутствуют необходимые возможности и в том и в другом направлении;

с) разрыв с точки зрения уязвимости - растет внутри общества между странами и регионами в результате чего те из них, которые находятся в неблагоприятном положении, в большей степени подвержены рискам, связанным с экологическими изменениями и стихийными бедствиями;

d) различия в образе жизни - с одной стороны, мы имеем меньшинство, составляющее одну пятую мирового населения, для которой характерно избыточное потребление (до 90 процентов всего объема личного потребления), а с другой стороны, мы являемся свидетелями крайней нищеты, в условиях которой прожиточный минимум 1,2 млрд. человек составляет менее одного доллара в день.

7. На всех шести языках Организации Объединенных Наций и на японском языке была также опубликована брошюра объемом в 16 страниц, которая представляет собой резюме основного доклада. Брошюра, озаглавленная "Резюме ГЭП-3", распространяется среди членов Совета управляющих в качестве отдельного документа.

В. ^ Вопросы Арктики

8. Начиная с 1994 года ЮНЕП имеет статус наблюдателя в Арктическом совете и в предшествовавшем ему органе по Стратегии охраны окружающей среды в Арктике (СООСА) и признана в качестве основного активного партнера Арктического совета. Инарийская декларация Арктического совета является одним из примеров такого партнерства. Директор-исполнитель принимал действенное участие в мероприятиях Арктического совета и выступал в качестве основного докладчика в мероприятиях, посвященных десятой годовщине принятия СООСА, которые проходили в Рованиеми в 2001 году.

9. Постоянный комитет парламентариев стран Арктического региона (ПКПАР) также активно сотрудничал с расположенной в Арендале Глобальной информационной базой данных о ресурсах ЮНЕП (ГРИД) и сыграл ключевую роль в том, что по линии ЮНЕП/ГРИД-Арендал начала проводиться работа с коренными народами. Посредством ГРИД-Арендал ЮНЕП участвует в работе Совета стран региона Баренцева моря и ряда других форумов. Она принимает деятельное участие в мероприятиях рабочих групп Арктического совета, включая те из них, которые занимаются вопросами Арктической программы мониторинга и оценки (АПМО), сохранения флоры и фауны Арктики (СФФА) и устойчивого развития.

10. ЮНЕП/ГРИД-Арендал также тесно сотрудничает с постоянными представителями Арктического совета, особенно с Ассоциацией коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (РАКНС), Советом саами и Приполярной конференцией эскимосов (ПКЭ). При участии ВОЗ ЮНЕП сотрудничает с РАКНС в сборе, анализе и распространении региональной информации о здоровье населения и состоянии окружающей среды Арктического региона России.

11. ЮНЕП/ГРИД-Арендал отводится вполне определенная роль, особенно в том, что касается взаимодействия с Арктическим университетом. Арктический университет является одним из сопредседателей проекта по подготовке доклада о развитии людских ресурсов Арктики, и вполне очевидно, что в связи с реализацией этого проекта необходимо располагать соответствующей информацией и установить связи с сообществом Организации Объединенных Наций. В 2002 году ЮНЕП подписала с Университетом меморандум о взаимопонимании. В настоящее время директор Арктического университета работает в стенах ЮНЕП/ГРИД-Арендал, что дает ей возможность участвовать в проводимых исследованиях по вопросам устойчивого развития Арктики и пользоваться полученными результатами.

12. Предложение относительно разработки среднего по масштабам проекта ЮНЕП/Фонда глобальной окружающей среды (ФГОС) по содействию мерам адаптации к изменению климата и подготовке соответствующей документации, - с проведением работ под руководством действующей при Арктическом совете Рабочей группы по вопросам оценки последствий для арктического климата (ОПАК) - будет способствовать достижению прогресса в оценке и обобщении знаний об изменчивости и изменении климата, а также об ультрафиолетовом излучении.

С. ^ Азиатское коричневое облако

13. В последнее десятилетие мы стали свидетелями внушительных успехов, достигнутых в области экономического развития азиатскими странами, где проживает около 60 процентов мирового населения. На фоне таких темпов экономического развития возросли потребности в энергоресурсах, в мобильности и средствах связи. Связанные с этим экологические последствия с точки зрения их масштаба и силы воздействия имеют далеко идущий характер, особенно в том, что касается загрязнения воздуха на местном и региональном уровнях. Самым ярким примером того, что может произойти в результате загрязнения воздуха, является образование дымки, которая представляет собой коричневатый слой загрязняющих веществ и частиц, образующихся в результате сжигания биомассы и промышленных выбросов, - именно такой дымкой окутаны многие регионы в Азии. Результаты недавно проведенного международного исследования в рамках проекта "Эксперимент в Индийском океане" (ИНДОЭКС) свидетельствуют о том, что такая дымка переносится на большие расстояния от того региона, который является источником загрязнения, причем особенно активно этот процесс протекает в декабре и апреле месяце.

14. Доклад, содержащийся в документе UNEP/GC.22/INF/32, представляет собой первое полное исследование по изучению дымового загрязнения в Южной Азии и его влияния на климат. В нем довольно широко использованы в качестве основы результаты исследований, проведенных группой ИНДОЭКС в составе более 200 ученых из Европы, Индии и Соединенных Штатов Америки. В докладе кратко излагаются результаты проведенного в рамках ИНДОЭКС исследования по изучению обширного слоя коричневатой дымки и ее воздействия на радиационное нагревание атмосферы и поверхности Земли в Южной Азии и прилегающей акватории Индийского океана.

15. Хотя изложенные в докладе результате и носят предварительный характер, они указывают на возможность существенного изменения климатического сценария и соответствующих последствий даже с учетом влияния парниковых газов. Несмотря на достигнутые в рамках ИНДОЭКС успехи, существует еще немало научных вопросов, требующих своего разъяснения. В политическом плане факт переноса дымового загрязнения на большие расстояния осложняет разработку возможных методов решения этой проблемы, поскольку соответствующие меры должны быть согласованы суверенными государствами.

D. ^ Состояние окружающей среды на оккупированных палестинских территориях

16. Директором-исполнителем были должным образом выполнены мероприятия, предусмотренные в решениях Совета управляющих 21/16 от 9 февраля 2001 года и SS.VII/7 от 15 февраля 2002 года. Ввиду сложившейся в этом регионе ситуации мероприятия не были проведены с достаточным запасом времени, позволяющим отразить соответствующий отчет в настоящем документе. Однако Совету будут представлены добавления по этому вопросу к настоящему документу, а также информационный документ с изложением теоретического исследования по изучению состояния окружающей среды на оккупированных палестинских территориях, как только эти материалы будут окончательно подготовлены.

^ II. РАЗРАБОТКА И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОГРАММНЫХ ПРИРОДООХРАННЫХ ДОКУМЕНТОВ

А. Земельные и почвенные ресурсы

17. В настоящее время ЮНЕП разрабатывает усиленную политику в области земельных ресурсов, описание которой приводится в информационном документе UNEP/GC.22/INF/25 Совета управляющих. Цель подготовки этого документа - определить роль ЮНЕП в деятельности по регулированию земельных ресурсов и сохранению почв на основе функционального подхода, изложенного в решении 21/1 от 9 февраля 2001 года. В основе политики ЮНЕП в области земельных и почвенных ресурсов будет лежать экосистемный подход, в рамках которого, среди прочего, будет делаться акцент на непосредственной связи между аспектами экологически устойчивого использования земельных ресурсов и задачами устойчивого развития, включая сокращение масштабов нищеты. В настоящее время ЮНЕП также сотрудничает с партнерами в деле разработки стратегических ответных мер в связи с возможными последствиями изменения климата для использования земельных ресурсов, включая сельское хозяйство.

В. Роттердамская конвенция о процедуре предварительного обоснованного
согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и
пестицидов в международной торговле


18. Секретариат ЮНЕП был уполномочен Советом управляющих в его решении 21/3 от 9 февраля 2001 года участвовать в работе временного секретариата Роттердамской конвенции.

19. Восьмая сессия Межправительственного комитета для ведения переговоров состоялась в штаб-квартире Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО) в Риме 8-12 октября 2001 года, а его девятая сессия - в Бонне 30 сентября - 4 октября 2002 года.

20. Вторая сессия Временного комитета по рассмотрению химических веществ была проведена в штаб-квартире ФАО в Риме 19-23 марта 2001 года, а его третья сессия - в Женеве 17-21 февраля 2002 года.

21. Следующие химические вещества были включены во временную процедуру предварительного обоснованного согласия (ПОС), в результате чего общее число химических веществ составило 32: бинапакрил (пестицид), токсафен (пестицид), дихлорэтан (пестицид), окись этилена (пестицид) и монокротофос (пестицид). Кроме того, Межправительственному комитету для ведения переговоров удалось существенно продвинуться в подготовке первого совещания Конференции Сторон.

22. Была разработана программа проведения семинаров-практикумов, которая предусматривает практическое обучение использованию оперативных элементов временной процедуры ПОС. Были проведены следующие семинары-практикумы:

а) субрегиональный семинар-практикум для англоговорящих стран региона Латинской Америки и Карибского бассейна в Кингстоне, Ямайка;

b) субрегиональный семинар-практикум для франкоговорящих стран региона Африки в Дакаре, Сенегал;

с) региональный семинар-практикум для стран региона Ближнего Востока в Тегеране, Исламская Республика Иран;

d) субрегиональный семинар-практикум для стран Центральной и Восточной Европы в Киеве, Украина;

е) субрегиональный семинар-практикум для англоговорящих стран Африки в Виндхуке, Намибия, - запланирован на 17-21 февраля 2003 года.

23. Секретариат выпустил и распространил брошюру с текстом Конвенции на всех официальных языках Организации Объединенных Наций.

24. Создан и функционирует новый веб-сайт Конвенции по адресу www.pic.int.

25. По состоянию на 15 января 2002 года Конвенция насчитывала 35 Сторон. Она вступит в силу спустя 90 дней после сдачи на хранение 50-й ратификационной грамоты.

С. ^ Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях и неотложные меры
по решению проблем, связанных со стойкими органическими загрязнителями


26. Секретариат ЮНЕП был заранее уполномочен Советом управляющих в его решении 21/4 от 9 февраля 2001 года участвовать в работе временного секретариата Стокгольмской конвенции, если это будет решено Конференцией полномочных представителей по Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях, при условии, что предложенные механизмы участия будут удовлетворять Директора-исполнителя и что расходы будут покрываться за счет внебюджетных ресурсов.

27. Стокгольмская конвенция была принята 22 мая 2001 года на Конференции полномочных представителей, созванной для этой цели в Стокгольме. Конвенция была открыта для подписания с 23 мая 2001 года по 22 мая 2002 года, и за этот период ее подписало 151 правительство. Текст Конвенции содержится в добавлении II к документу UNEP/POPS/CONF/4.

28. Конференция полномочных представителей также приняла ряд резолюций (см. добавление I к документу UNEP/POPS/CONF/4), в том числе резолюцию о временных мерах. В пункте 3 резолюции о временных мерах Директору-исполнителю ЮНЕП предлагается созывать такие дополнительные сессии Межправительственного комитета для ведения переговоров, - которым была разработана Конвенция, - в период с даты открытия Конвенции для подписания и до открытия первого совещания Конференции Сторон, которые необходимы для наблюдения за ходом осуществления международных мер по охране здоровья человека и окружающей среды от стойких органических загрязнителей (СОЗ) в рамках Конвенции, и провести подготовку к Конференции Сторон и ее обслуживанию до конца финансового года, в котором состоится первое совещание Конференции Сторон. В пункте 12 этой же резолюции к Директору-исполнителю обращена просьба обеспечивать в переходный период оказание секретариатских услуг для осуществления временных мероприятий.

29. С момента принятия Стокгольмской конвенции секретариат ЮНЕП выступает в качестве ее временного секретариата. Первая сессия Межправительственного комитета для ведения переговоров, проведенная в переходный период (всего шесть сессий), состоялась в Женеве 17 21 июня 2002 года. Комитетом было принято 19 решений (см. приложение I к документу UNEP/POPS/INC.6/22). Комитет принял к сведению бюджет временного секретариата на 2003 год в размере 3 743 696 долл. США. Исходя из того, что в бюджете предусмотрена выплата ЮНЕП по накладным расходам в размере 13 процентов, Комитет призвал проанализировать возможность сокращения этих расходов или предоставления со стороны ЮНЕП в рамках этих ассигнований сотрудника по финансовым вопросам (см. пункт 51 документа UNEP/POPS/INC.6/22). По состоянию на 1 ноября 2002 года правительства выплатили или объявили о своих взносах в бюджет на 2003 год в объеме 150 000 долл. США.

30. Межправительственным комитетом для ведения переговоров была также создана Группа экспертов по наилучшим имеющимся методам и наилучшим видам природоохранной деятельности (см. пункт 75 документа UNEP/POPS/INC.6/22), проведение первого совещания которой запланировано на 10-14 марта 2003 года в центре научных исследований и разработок "Ресерч Траянгл парк" в штате Северная Каролина, Соединенные Штаты Америки.

31. Седьмая сессия Межправительственного комитета для ведения переговоров запланирована на 14-18 июля 2003 года в Женеве.

32. Швейцария выразила готовность обеспечить финансирование для покрытия всех расходов, связанных с проведением первого совещания Конференции Сторон Стокгольмской конвенции в развивающейся стране. На шестой сессии Межправительственного комитета для ведения переговоров представителями Швейцарии и Уругвая было сделано сообщение об осуществляемой подготовительной работе для возможного проведения первого совещания Конференции Сторон в Уругвае. Комитет с удовлетворением отметил новую информацию, полученную в ходе этих обсуждений.

33. ФГОС, будучи основным органом, выступающим в качестве временного механизма финансирования Стокгольмской конвенции, уже начал предоставлять финансовые средства правомочным странам для оказания им содействия в подготовке национальных планов осуществления. По состоянию на 1 ноября 2002 года было утверждено финансирование по линии ФГОС для 43 развивающихся стран или стран с переходной экономикой и еще 62 предложения относительно предоставления такой финансовой помощи находится на стадии рассмотрения. ЮНЕП была выбрана 60 странами в качестве учреждения-исполнителя для оказания им помощи в разработке своих планов осуществления для представления ФГОС. На второй Ассамблее ФГОС, состоявшейся в Пекине в октябре 2002 года, было решено внести поправку в документ о ФГОС, в соответствии с которой СОЗ выделяются в качестве одной из основных областей деятельности, а также была подтверждена готовность ФГОС выступать в качестве основного органа, которому поручено обеспечить функционирование механизма финансирования Стокгольмской конвенции. Информация об участии ЮНЕП в деятельности ФГОС содержится в документах UNEP/GC.22/3 и UNEP/GC.22/INF/10.

34. В соответствии с пунктом 13 решения 19/13С Совета управляющих секретариат ЮНЕП продолжил работу по осуществлению своей программы неотложных мер в отношении СОЗ. В течение 2001 и 2002 годов были проведены 32 региональных и субрегиональных рабочих совещания, выпущены и широко распространены 22 публикации по вопросам, касающимся СОЗ, включая 2 руководящих документа по альтернативным подходам к пестицидам, являющимся СОЗ, а также набор инструментальных средств для идентификации и количественной оценки выбросов диоксинов и фуранов. Правительства выделили около 2,5 млн. долл. США в поддержку этих неотложных мер, и были получены или объявлены взносы на сумму более 2 млн. долл. США по линии Канадского фонда по СОЗ, созданного Всемирным банком для содействия этой деятельности.

35. По состоянию на 15 ноября Конвенция насчитывала 23 Стороны. Конвенция вступит в силу спустя 90 дней после сдачи на хранение 50-й ратификационной грамоты.

D. ^ Основные результаты глобальной оценки ртути

36. Во исполнение решения 21/5 (Глобальная оценка ртути и ее соединений) ЮНЕП вела работу по осуществлению процесса проведения глобальной оценки ртути и ее соединений, в частности с помощью Рабочей группы по глобальной оценке ртути, которая была учреждена для обеспечения открытого, транспарентного и общедоступного характера этого процесса. Полный доклад Рабочей группы, которая провела свое совещание в Женеве 9-13 сентября 2002 года, предлагается вниманию Совету управляющих в качестве документа UNEP/GC.22/INF/2, а доклад о глобальной оценке ртути представляется Совету управляющих в качестве документа UNEP/GC.22/INF/3. Исходя из основных результатов, изложенных в докладе по оценке, Рабочая группа пришла к выводу о том, что, по ее мнению, имеется достаточно фактов значительного негативного воздействия соединений ртути в глобальном масштабе, которые дают основания для принятия международных мер по уменьшению рисков для здоровья человека и/или окружающей среды, обусловленных высвобождением ртути в окружающую среду. В соответствии с просьбой, изложенной в решении 21/5, Рабочая группа подготовила наброски возможных вариантов устранения этих последствий, включая ряд предложений относительно мер, которые могут быть приняты в неотложном порядке, для рассмотрения Советом управляющих. Подробная дополнительная информация, включая основные выводы и наброски вариантов, изложена в документе UNEP/GC.22/2/Аdd.1.

Е. ^ Использование свинца в бензине

37. ЮНЕП играет ключевую роль в деятельности по поэтапному прекращению использования этилированного бензина в глобальном масштабе, что является одной из конкретных целей, согласованных на Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию. Совместно с правительствами, частным сектором и организациями гражданского общества ЮНЕП возглавила работу по подготовке плана действий по поэтапному отказу от этилированного бензина в Восточной Африке, что способствовало переходу на экологически чистые вида топлива в этом регионе. Кроме того, партнеры по Всемирной встрече на высшем уровне решили развернуть глобальную партнерскую инициативу по экологически чистым видам топлива и транспортным средствам, направленную на улучшение качества воздуха в развивающихся странах. Партнеры заявили о своей поддержке ЮНЕП в создании секретариата по этому партнерству в рамках ЮНЕП с целью содействия осуществлению этой важной глобальной инициативы.

38. В 2002 году ЮНЕП провела обследование для анализа положения дел в том, что касается предпринимаемых правительствами усилий по поэтапному прекращению использования свинца в бензине. Согласно полученным результатам во многих регионах уже начато осуществление соответствующих мер и, за исключением большинства стран африканского континента, на мировых рынках наблюдается очевидная тенденция к использованию неэтилированного бензина. Меры, предлагаемые для принятия Советом управляющих, изложены в документе UNEP/GC.22/5.

F.


следующая страница >>