bigpo.ru
добавить свой файл
1
Авторская программа элективного курса

«Избранные вопросы физики»

(с использованием ИКТ – технологий)

11 класс

(68 часов)


Пояснительная записка


В настоящее время перед школой стоит задача реализации в образовательной практике личностно – ориентированных педагогических систем. Учитель становится не только источником знаний, но и организатором активной познавательной деятельности школьников. Поэтому необходимо модернизировать формы обучения, включать в практику преподавания такие способы деятельности учащихся, которые позволили бы формировать ключевые компетенции.

В современных условиях интенсивного развития информационных технологий возникает необходимость в создании иной образовательной среды. В настоящее время актуальным является вопрос использования программно – педагогических и телекоммуникационных средств в учебном процессе школы, в частности, при обучении физике.

Задача общего образования – обучение молодых граждан способам работы с информацией.

Путь решения задачи – использование новых информационных технологий (НИТ) в преподавании учебных предметов (физики).

Ключевым для продвижения формирования современного мышления школьников является изменение отношения к физической задаче и процедурам, связанным с ее решением. Это осуществляется за счет использования задач разных типов, включающих в себя разнообразные виды деятельности с использованием ИКТ – технологий.

В данной программе учитываются тенденции новых образовательных стандартов, связанных с личностно – ориентированными, деятельными и компетентностными подходами к определению целей, содержания и методов обучения физике. К традиционно задаваемым целям обучения добавляются такие, достижения которых без компьютера затруднено или невозможно.

Например, использование новых ИТ позволяет не только формировать у учащихся модельные представления, но и обучать их моделированию явлений природы в виртуальной среде и формировать умения выполнять модельный эксперимент. Компьютерные экспериментальные задачи позволяют формировать у учащихся исследовательские умения более эффективно, чем реальные, поскольку обеспечивает широкие возможности варьирования условий задачи, позволяет развить у учащихся информационную и коммуникативную компетентность.

С появлением компьютерного моделирования существенно меняются действия ученика (физические и мыслительные), меняются условия его деятельности – происходит изменение операционной обстановки, структуры деятельности. Внедрение новых технологий открывает новые возможности совершенствования новых предметных методик по физике, активизирует учебный процесс, повышает «КПД» процесса обучения физике, предоставляет широкие возможности для развития творческих способностей учащихся.

Современные мультимедийные компьютерные программы и телекоммуникационные технологии открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации – электронным гипертекстовым учебникам, образовательным сайтам, системам дистанционного обучения и т. п., это призвано повысить эффективность развития познавательной самостоятельности и дать возможность для творческого роста школьников.

Программа элективного курса «Избранные вопросы физики» (с использованием ИКТ – технологий) – программа нового поколения, нацелена на изменение деятельности учащихся, способствующей усвоению норм современного мышления и мировоззрения, обеспечения более глубокой дифференциации подготовки учащихся, более полно охватывает курс физики.

Применение современных ИКТ – технологий при обучении методам решения задач по физике позволяет:

  • Реализовать компетентностный подход в обучении;

  • Разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на ученика;

  • Выйти за рамки традиционного образования;

  • Приобретать учащимися опыта современных видов деятельности

  • Формировать глубокие, прочные знания по предмету


Общая характеристика программы:


  • Образовательная направленность, в рамках которой реализуется программа – физика;

  • Вид деятельности – элективный курс для учащихся 3 ступени обучения;

  • Срок реализации программы – 1 год



^ Актуальность программы и ее новизна:


Программа элективного курса с использованием ИКТ – технологий – программа нового поколения, нацелена на изменение деятельности учащихся, способствующей усвоению норм современного мышления и мировоззрения, обеспечения более глубокой дифференциации подготовки учащихся, более полно охватывает курс физики.


^ Ведущими идеями программы являются:


  • Приобретение навыков решения задач разных типов, включающих в себя различные виды деятельности с использованием новых ИКТ – технологий;

  • Изменение отношения к физической задаче и процедурам, связанным с ее решением;

  • Применение инновационных, активных методов решения задач с целью формирования глубоких, прочных знаний;

  • Приобретение опыта современных видов деятельности.


Программа данного элективного курса согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики. Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. В программе учтены тенденции новых образовательных стандартов, связанных с личностно – ориентированными, деятельными и компетентностными подходами к определению целей, содержания и методов обучения физики. К традиционно задаваемым целям обучения добавляются такие, достижения которых без компьютера затруднено или невозможно.

Средства и методы достижения цели программы, активные формы обучения, новизна подхода к отбору содержания изучаемого материала, использование современных технологий определяют пригодность программы для данного учебного заведения и для тиражирования в образовательной практике.


Первый раздел знакомит школьников с минимальными сведениями о понятии «задача», дает представление о значении задач в жизни, науке, технике, знакомит с различными сторонами работы с задачами. В частности, они должны знать основные приемы со­ставления задач, уметь классифицировать задачу по трем-четырем основаниям. В первом разделе при реше­нии задач особое внимание уделяется последовательнос­ти действий, анализу физического явления, проговариванию вслух решения, анализу полученного ответа. При повторении обобщаются, система­тизируются как теоретический материал, так и приемы решения задач, принимаются во внимание цели повто­рения при подготовке к единому государственному экза­мену. Особое внимание стараюсь уделять задачам, связан­ным с профессиональными интересами школьников, а также задачам межпредметного содержания. При рабо­те с задачами обращаю внимание на мировоз­зренческие и методологические обобщения: потребнос­ти общества и постановка задач, задачи из истории фи­зики, значение математики для решения задач, ознакомление с системным анализом физических явле­ний при решении задач и др.

В результате школьники должны уметь классифицировать предло­женную задачу, составлять простейшие задачи, последо­вательно выполнять и проговаривать этапы решения за­дач средней сложности.

При решении задач по электродинамике, электромагнитным колебаниям, по оптике, квантовой механике и физике атомного ядра главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной трудности. Развивается самая общая точка зрения на решение задачи как на описание того или иного физического явления физиче­скими законами. Содержание тем подобрано так, чтобы формировать при решении задач основные методы дан­ной физической теории.


Содержание программных тем состоит из трех компонентов:


  1. Определены задачи по содержательному признаку;

  2. Выделены ха­рактерные задачи или задачи на отдельные приемы;

  3. Даны указания по организации определенной деятельности с задачами.

Задачи необходимо подбирать ис­ходя из конкретных возможностей учащихся. Зада­чи подбираются из списка образовательных сайтов интернет, цифровых образовательных ресурсов технического, краеведческого содержания, занима­тельные и экспериментальные задачи с применение компьютерной лаборатории L – микро.


На занятиях применяют­ся коллективные и индивидуальные формы работы:

  • Постановка задачи

  • Решение и обсуждение решения задач,

  • Под­готовка к олимпиаде,

  • Подбор и составление задач на те­му и т. д.

  • Проведение исследования и эксперимента.

Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач.

В итоге школьники могут выйти на теоретический уровень решения задач: реше­ние по определенному плану, владение основными приемами решения, осознание деятельности по реше­нию задачи, самоконтроль и самооценка, моделирова­ние физических явлений и т. д.


Программа элективного курса

«Избранные вопросы физики»


Введение. Физическая задача. Классификация задач

( 2 часа)


Физическая теория и решение задач. Значение за­дач в обучении и жизни. Математический аппарат физики. Возможности применения компьютера для решения задач.


^ Методы и приемы решения физических задач

(2 часа)


Числовой расчет. Использование вычислитель­ной техники для расчетов. Анализ решения и его значе­ние. Различные приемы и способы решения: алго­ритмы, аналогии, геометрические приемы. Метод раз­мерностей, графические решения и т. д. Физическая теория и решение задач. Значение за­дач в обучении и жизни. Математический аппарат физики. Возможности применения компьютера для решения задач. Приемы решения задач на равноускоренное движение материальной точки


^ Содержание изучаемого курса

Электродинамика (13 часов)


Методы, примеры и приемы решения задач по теме. Задачи на применение закона сохранения электрического заряда и закона Кулона. Задачи на исследование электростатического поля: силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией. Решение задач на описание систем конденсаторов. Решение задач на описание поведения магнитного поля: магнитная индукция, магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца. Решение экспериментальных задач на исследование электрических и магнитных полей. Постоянный электрический ток. Ток в различных средах. Приемы решения задач на расчет сложных электрических цепей. Ознакомление с правилами Кирхгофа. Применение законов Ома, Джоуля – Ленца, законов последовательного и параллельного соединений для расчетов электрических параметров цепи.

Решение экспериментальных задач на определение показаний электрических приборов. Расчет параметров цепи, содержащих ЭДС.

Задачи на описания электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках. Конструкторские задачи на проекты: автоматических устройств, модели освещения, измерительных приборов.


^ Механические колебания и волны.

(4 часа)


Решение задач на вычисление физических параметров колебаний. Графическое представление колебательного процесса. Исследование явления резонанса. Механические волны. Способы решения задач на вычисление характеристик волнового процесса. Исследование звуковых явлений.


^ Электромагнитные колебания и волны

(10 часов)


Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции. Решение задач на переменный электрический ток. Задачи на исследование свойств электромагнитных волн. Задачи по геометрической оптике. Построение изображения в линзах конструкция оптических приборов. Задачи по волновой оптике. Исследование законов фотоэффекта. Классификация задач на СТО и примеры их решения. Решение экспериментальных задач, направленных на изучение свойств электромагнитных волн.

^ Оптика (15часов)

Скорость света. Законы отражения, преломления. Полное отражение. Линзы. Дисперсия света. Интерференция света. Дифракция света. Поперечность световых волн. Поляризация света. Элементы теории относительности. Излучение и спектры.


^ Квантовая физика (22часа)

Световые кванты. Фотоэффект. Фотоны.Давление света. Химическое действие света.

Атомная физика. Строение атома. Квантовые постулаты Бора Квантовая механика.

^ Строение атома и атомного ядра.

Расчет продукта ядерных реакций. Виды ядерного распада. Единицы измерения физических величин в ядерной физике. Вычисление дефекта масс. Решение задач на вычисление энергетического выхода ядерных реакций.

^ 11. Обобщающие занятия (2 часа)


Составление задач на заданные объекты или явления по различным темам. Взаимопровер­ка решаемых задач. Конструкторские задачи и задачи на проекты. Защита конструкторских и проектных задач.


Календарно – тематическое планирование элективного курса

«Избранные вопросы физики»

(с использованием ИКТ – технологий)

(68 часов, 2 часа в неделю)



занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Использование

ИКТ - технологий

Форма проведения

занятия




^ 1. Введение. Физическая задача.

Классификация задач. (2 часа )













Физическая теория и решение задач. Значение за­дач в обучении и жизни. Математический аппарат физики. Возможности применения компьютера для решения задач.

1

Презентация «Применение компьютера на уроках физики»

Лекция




Физическая теория и решение задач. Значение за­дач в обучении и жизни. Математический аппарат физики. Возможности применения компьютера для решения задач.

1

ЦОР «Библиотека электронных наглядных пособий»(«Дрофа»)

Лекция





^ 2. Методы и приемы решения физических задач. (2 часа)













Числовой расчет. Использование вычислитель­ной техники для расчетов. Анализ решения и его значе­ние.

1

программа «Калькулятор»

Вычислительный практикум




Различные приемы и способы решения: алго­ритмы, аналогии, геометрические приемы. Метод раз­мерностей, графические решения и т. д.

1

^ ЦОР «Электронное издание по дисциплине «Физика» для подготовки к единому гос. экзамену»(1С)

Практикум по решению задач




^ Механические волны (4часа)













Свободные и вынужденные колебания

1

Интерактивная доска

Практикум по решению задач




Динамика колебательного колебания

1

Лаборатория L -микро

Лабораторный практикум




Графическое представление колебательного процесса. Исследование явления резонанса.

1

Лаборатория L -микро

Лабораторный практикум




«Гармонические колебания» Тест ЕГЭ

1

Интерактивная доска

практикум




^ Электромагнитное поле

(13 часов)













Методы, примеры и приемы решения задач по теме.


1

ЦОР «Физика, 10 класс» («Физикон»)

Лекция




Задачи на применение закона сохранения электрического заряда и закона Кулона

1

ЦОР «Открытая физика 2. 5» («Физикон»)

Практикум по решению задач




Задачи на исследование электростатического поля: силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией.

1

ЦОР «Практикум. Учебное электронное издание «(«Физикон»)

Исследовательский практикум




Решение задач на описание систем конденсаторов

1




Практикум по решению задач




Решение задач на описание поведения магнитного поля: магнитная индукция, магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца

1

ЦОР «Открытая физика 2. 5» («Физикон»)

Практикум по решению задач




Решение экспериментальных задач на исследование электрических и магнитных полей

1

Лаборатория L -микро

Лабораторный практикум




Постоянный электрический ток. Ток в различных средах .

1

^ ЦОР «Физика, 10 класс» («Физикон»)




Практикум по решению задач




Приемы решения задач на расчет сложных электрических цепей. Ознакомление с правилами Кирхгофа.

1




Лекция




Применение законов Ома, Джоуля – Ленца, законов последовательного и параллельного соединений для расчетов электрических параметров цепи.

1

ЦОР «Открытая физика 2. 5» («Физикон»)

Практикум по решению задач




Решение экспериментальных задач на определение показаний электрических приборов.

1

Лаборатория L -микро

Лабораторный практикум




Расчет параметров цепи, содержащих ЭДС.

1

ЦОР»1С Репетитор»

Практикум по решению задач




Задачи на описания электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках.

1

Интерактивная доска

Лекция




Конструкторские задачи на проекты: автоматических устройств, модели освещения, измерительных приборов.

1

Лаборатория L –микро

Презентации

Семинар




^ Электромагнитные колебания и волны

(10 часов)













Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции

3

Ресурсы интернет

Лекция




Решение задач на переменный электрический ток

3

ЦОР»1С Репетитор»

Практикум по решению задач




Задачи на исследование свойств электромагнитных волн

4

Ресурсы интернет

Исследовательский практикум




^ Оптика (15)













Задачи по геометрической оптике

4

Лаборатория L -микро

Практикум по решению задач




Построение изображения в линзах

3

Интерактивная доска

Практикум по решению задач




Конструкция оптических приборов


2

ЦОР «1С Школа»

Семинар




Задачи по волновой оптике

6

ЦО «1С Репетитор»

Практикум по решению задач




^ Квантовая физика (22)













Исследование законов фотоэффекта

1

Презентация

Исследовательский практикум




Классификация задач на СТО и примеры их решения

1

Ресурсы интернет

Лекция




Решение экспериментальных задач, направленных на изучение свойств электромагнитных волн

4

ЦОР «Библиотека наглядных пособий» («1С: образование»)

Практикум по решению задач



















Расчет продукта ядерных реакций

4

ЦОР «Живая физика»

Практикум по решению задач




Ядерный распад. Вычисление дефекта масс. Единицы измерения в ядерной физике.

4

ЦОР «Библиотека электронных наглядных пособий» («Кирилл и Мефодий»)

Практикум по решению задач




Решение задач на вычисление энергетического выхода ядерных реакций

6

ЦОР «Библиотека наглядных пособий» («1С: образование»)

Практикум по решению задач




^ 11. Обобщающие занятия

(2 часа)













Составление задач на заданные объекты или явления по различным темам. Взаимопровер­ка решаемых задач. Конструкторские задачи и задачи на проекты

1

Интерактивная доска

Практикум по решению задач




Защита исследовательских и проектных задач


1

Интерактивная доска

Презентации

Конференция




Всего часов

68ч









^

Основные критерии сформированности умения решать физические задачи:





  1. Знание основных операций, из которых складывается процесс решения задач, и умение их выполнять.

  2. Усвоение структуры совокупности операций.

  3. Перенос усвоенного метода решения задач по одному разделу на решение задач по другим разделам и предметам.


^

Уровень сформированности:






Первый уровень: умение анализировать условие и кодировать его:

              

  1. Краткая запись условия задачи

  2. Выполнение рисунка,  чертежа по описанию условия задачи

  3. Оформление процесса решения задачи

  4.  Анализ условия задачи с выделением явлений, процессов или свойств тел, описанных в ней

  5.  Математическая запись соответствующего закона или уравнения

  6. Решение записанного уравнения относительно неизвестного

  7. Выполнение действия с наименованными числами

  8. Осуществление преобразований единиц измерения величин




Второй уровень:   умение решать, задачи   различных видов

владение   отдельными операциями,    общими для  большого  класса задач:


  1.  Применение вышеназванных  операций  для решения задач различных видов

  2. Овладение  методами   решения   некоторых классов задач (расчет теплоты на основе закона сохранения и превращения энергии, расчет электрических цепей)

  3. Осуществление проверки полученных результатов при решении задач методом сравнения с табличными данными, значениями физических постоянных; оценка достоверности полученного ответа; решение задачи другим способом

 



Четвертый уровень: овладение общим алгоритмом решения физических задач:

 

  1. Осуществление анализа условия задачи с выделением задачей системы, явлений и процессов, описанных в задаче, с определением условий их протекания

  2. Осуществление кодирования  условия задачи и процесса решения на различных уровнях:

а) краткая запись условия задачи;

б) выполнение рисунков, электрических схем;

в) выполнение чертежей, графиков, векторных диаграмм;

г) запись уравнения (системы уравнений) или построение логического умозаключения

  1. Выделение соответствующего метода и способов решения конкретной задачи

  2. Применение общего алгоритма для решения задач различных видов 





^ Пятый уровень: уме­ние переноса структуры деятельности  по решению  физических задач на решение   задач по другим предметам:


  1. Выделение структуры любой учебной задачи и процесса ее решения

  2. Определение метода и способов решения учебной задачи

  3. Выделение особенностей решения задачи конкретного предмета





Литература для учащихся

  1. Баканина Л. П. и др. Сборник задач по физике: Учеб. пособие для углубл. изуч. физики в 10—11 кл. М.:Просвещение, 1995.

  2. Балаш В. А. Задачи по физике и методы их реше­ния. М.: Просвещение, 1983.

  3. Буздин А. И., Зильберман А. Р., Кротов С. С.Раз задача, два задача... М.: Наука, 1990.

  4. Всероссийские олимпиады по физике. 1992—2001/

Под ред. С. М. Козела, В. П. Слободянина. М.: Вербум-М, 2002.

  1. Гольдфарб И. И. Сборник вопросов и задач по физике. М.: Высшая школа, 1973.

  2. Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Международные физические олимпиады. М.: Наука, 1985.

  3. Кабардин О. Ф., Орлов В. А., Зильберман А. Р.Задачи по физике. М.: Дрофа, 2002.

  1. Козел С. М., Коровин В. А., Орлов В. А. и др.Физика. 10—11 кл.: Сборник задач с ответами и реше­ниями. М.: Мнемозина, 2004.

  2. Ланге В. Н. Экспериментальные физические за­дачи на смекалку. М.: Наука, 1985.

  1. Малинин А. Н. Сборник вопросов и задач по физике. 10—11 классы. М.: Просвещение, 2002.

  2. Меледин Г. В. Физика в задачах: Экзаменацион­ные задачи с решениями. М.: Наука, 1985.

  3. Перельман Я. И. Знаете ли вы физику? М.: Нау­ка, 1992.

  4. Слободецкий И. Ш., Асламазов Л. Г. Задачи по физике. М.: Наука, 1980.

  5. Слободецкий И. Ш., Орлов В. А. Всесоюзные олимпиады по физике. М.: Просвещение, 1982.

  6. Черноуцан А. И. Физика. Задачи с ответами и решениями. М.: Высшая школа, 2003.


Литература для учителя

  1. Аганов А. В. и др. Физика вокруг нас: Качествен­ные задачи по физике. М.: Дом педагогики, 1998.

  2. Бутырский Г. А., Сауров Ю. А. Эксперимен­тальные задачи по физике. 10—11 кл. М.: Просвещение,1998.

  1. Каменецкий С. Е., Орехов В. П. Методика ре­шения задач по физике в средней школе. М.: Просвеще­ние, 1987.

  2. Малинин А. Н. Теория относительности в задачах и упражнениях. М.: Просвещение, 1983.

  3. Новодворская Е. М., Дмитриев Э. М. Мето­дика преподавания упражнений по физике во втузе. М.:Высшая школа, 1981.

  4. Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государ­ственный экзамен. Контрольные измерительные мате­риалы. Физика. М.: Просвещение, 2004.

  5. Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государ­ственный экзамен: Методические рекомендации. Физи­ка. М.: Просвещение, 2004.

  1. Орлов В. А., Ханнанов Н. К., Никифоров Г. Г.Учебно-тренировочные материалы для подготовки к еди­ному государственному экзамену. Физика. М.: Интел­лект-Центр, 2004.

  2. Тулъчинский М. Е. Качественные задачи по фи­зике. М.: Просвещение, 1972.

10.Тулъчинский М. Е. Занимательные задачи-парадоксы и софизмы по физике.


Цифровые образовательные ресурсы:


^ ЦОР «Библиотека электронных наглядных пособий »(«Дрофа»)


ЦОР «Электронное издание «Физика. 7-11 классы) («Физикон»)

^ ЦОР «Электронное издание по дисциплине «Физика» для подготовки к единому гос. экзамену»(1С)

ЦОР «Практикум. Учебное электронное издание» («Физикон»)

^ ЦОР «Физика 7-11 классы. Библиотека наглядных пособий »(«Дрофа»)


ЦОР «Открытая физика 2. 6» («Физикин»)


^ ЦОР «Физика, 10 класс» («Физикон»)


ЦОР «Физика, 11 класс» («Физикон»)


Лаборатория L –микро


ЦОР«1С Репетитор»


^ ЦОР «Физика 21 века»


ЦОР «Подготовка к ЭГЕ. Физика»

ЦОР «Библиотека электронных наглядных пособий »(«Кирилл и Мефодий»)


^ ЦОР «1С Школа»


ЦОР «Открытая физика 2. 5» («Физикон»)


ЦОР «Библиотека наглядных пособий» («1С: образование»)


^ ЦОР «Живая физика»



Рецензия

на программу элективного курса «Избранные вопросы физики»

для учащихся 11 класса.


Рецензируемая программа «Избранные вопросы физики» включает решение задач и направлена на решение проблемы профильного обучения школьников на старшей ступени общего образования.

Актуальность и важность этой программы не вызывает сомнений, т.к. она содействует созданию условий для реализации обучающимися своих интересов, способствует и дальнейших планов после школы.

Программа элективного курса «Решение задач по физике» представляет собой ориентиром для решения проблем профилизации старших классов, удовлетворяя запросы учащихся, нуждающихся в изучении физики на повышенном уровне, дополняя базовую программу.

Особый интерес и практическую значимость в данной программе представляет выполнение практических лабораторных и экспериментальных работ. Решение задач

Вместе с тем, программа нуждается в коррекции:

  1. Желательно составить связанную программу на 2 года (10,11 классы)

  2. Автору на занятиях представить учащимся задачи постепенно возрастающей сложности, после коллективного разбора 2-3 ключевых задач предложить комплект из 5-10 задач по данной теме для самостоятельной работы и при проверке наиболее трудных домашних задач полезна методика, используемая при проведении турнира физиков. (Одна группа рассказывает решение задач, вторая является оппонентом, третья – рецензентом).

  3. Данную программу можно использовать и при подготовке учащихся к ЕГЭ по физике.

В целом рецензируемая работа носит завершенный характер и может быть использована учителем физики.

Таким образом, данная программа соответствует требованиям к составлению программ элективных курсов и может реализоваться в жизни.


Дата: 29.08.2009г.


Руководитель

учителей естественно цикла: Арутюнова В.А.