bigpo.ru
добавить свой файл
1


Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия №1 г. Люберцы Московской области


ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ

ГИМНАЗИИ №1

НА 2005-2010 годы


2005 год

«Согласовано» «Утверждаю»

Начальник Управления образованием директор МОУ гимназия №1

администрации муниципального ___________З.И. Новичкова

образования Люберецкий район

______________Г.П. Тимофеева


ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ

ГИМНАЗИИ №1

НА 2005-2010 годы


2005 год


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение

  2. Информационная справка

    1. Историческая справка

    2. Общие сведения о гимназии и контингенте учащихся

    3. Организация образовательного процесса в гимназии

    4. Внешние связи гимназии

    5. Кадровые ресурсы гимназии

    6. Материально-техническая база гимназии

  3. Аналитико-прогностическое обоснование программы

    1. Результаты образовательного процесса

    2. Основные способы достижения результатов образовательного процесса

    3. Конкурентные преимущества гимназии

  4. Научно-методические основы программы развития

    1. Концептуальные идеи

    2. Организационно-управленческие идеи

  5. Приоритетные направления реализации программы развития

    1. Укрепление материально-технической базы

    2. Разработка презентационных методик

    3. Организация профильных элективных курсов

    4. Мониторинг психолого-педагогических особенностей обучающихся

    5. Профессиональное развитие и самовоспитание педагогического коллектива

  6. Ожидаемые результаты и критерии их оценки

  7. Приложения


1. Введение

Образование как часть духовной культуры общества является системой передачи молодому поколению культурных ценностей с позиций задач современности и установкой на будущее. ХХ век породил взрыв новой информации. Расширение пространства знаний, объём информации, её многоплановость и многоаспектность сделали очевидным тот факт, что всё знать и уметь – невозможно, однако возможно освоение, овладение, нахождение истины через смежные области, приход к цели через смежные знания. Таким образом, актуальность программы развития гимназии №1 (далее - Программы) обусловлена переходом системы образования от знаниевой к развивающей, личностно ориентированной гуманиститческой парадигме образования. На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения, умение рефлексировать, анализировать свою деятельность, сравнивать полученный результат деятельности с запланированным.

В свою очередь, иными становятся и задачи и функции учителя – не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестаёт быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.

Переход гимназии №1 в режим развития связан с необходимостью решить ряд противоречий управленческого, методического и психологического характера.

Во-первых, противоречие между потребностью общества в личностях, готовых к саморазвитию, интегрированных в национальную и мировую культуру, осваивающих её прошлое, настоящее и будущее, созидающих и творящих её, - и реальной ориентацией учебных программ, планов, учебников в основном на знаниевую парадигму образование.

Во-вторых, противоречие между идеалами гуманистического воспитания и педагогики ненасилия, традиционно исповедуемыми гимназией №1, - и влиянием негативных социокультурных факторов, пропаганда средствами массовой информации агрессивной жизненной позиции как условия достижения сиюминутного успеха в жизни.

В-третьих, состояние «информационного шока», в котором пребывают ученики, - и неумением их сделать осознанный жизненный выбор, стать творцом своей судьбы, стать деятелем, способным адекватно воспринимать и понимать окружающий мир, быть включённым в межличностную и международную коммуникацию.

Названные выше проблемы, а также социальный заказ родителей и учащихся позволили педагогическому коллективу гимназии №1 выдвинуть в качестве ведущей следующие стратегические цели развития образовательного учреждения:

  1. ^ Обновление содержания и форм образования

  2. Повышение показателей качества обучения и воспитания при всемерной заботе о физическом и нравственном здоровье обучающихся.

Реализация этой цели требует выполнения целого комплекса задач, среди которых основными являются:

  1. Управленческие задачи:

    1. Создание единой системы непрерывного образования через взаимную интеграцию всех образовательных программ.

    2. Развитие общеучебных умений учащихся и профессиональных умений педагогов с позиции непрерывного образования.

    3. Научное, учебно-методическое, кадровое обеспечение качественного непрерывного образования.

  1. Учебно-воспитательные задачи:

2.1. Повышение мотивационных механизмов обучения и воспитания.

2.2. Создание условий успешного обучения и воспитания.

2.3. Внедрение инновационных форм преподавания приоритетных дисциплин гуманитарного и естественно-математического цикла, которые реализуются в рамках креативного развивающего обучения и деятельностного подхода в формировании механизмов взаимодействия «учитель - ученик», «учитель - класс».

2.4. Формирование воспитательной системы, включающей в себя целостный учебно-воспитательный процесс (путём обеспечения интегрированности его важнейших составляющих – воспитания и обучения).

2.5. Предоставление учащимся реальных возможностей участия в управлении образовательным учреждением в деятельности различных творческих и общественных объединений.

2. Информационная справка

2.1. Историческая справка

Люберецкая гимназия №1 была открыта в 1918 году. Её первым директором был учитель физики Прохоров Николай Иванович. С момента своего основания гимназия вырастила и воспитала более 10 тысяч выпускников.

В 1936 году было построено новое четырёхэтажное здание, и в 1937 году среди первых выпускников были учащиеся, окончившие школу с золотыми и серебряными медалями. С первых лет своего открытия гимназия существует как учебное заведение, дающее высокий уровень образования.

Ученики гимназии героически сражались в годы Великой Отечественной войны. Школьный музей хранит дневники и письма своих выпускников, погибших на полях сражений и умерших после войны. Учителя первой гимназии всегда отличались своим гуманизмом и высокой культурой, интеллигентностью и неиссякаемой любовью к детям. В традициях гимназии – стабильность и высокий профессионализм педагогического коллектива.

В 50-ые годы школу возглавил Г.Н. Дранников. В эти годы большое распространение получило художественное воспитание. Гордостью школы был «живой уголок». Большой популярностью у учителей и учащихся пользовались смотры художественной самодеятельности «Музыкальная весна».

В 60-ые годы с введением профильного обучения в старших классах директором А.А. Селецкой была сформирована профильная школа. Особое внимание уделялось развитию детского технического творчества.

В 70-80-ые годы педагогический коллектив гимназии взял курс на развитие педагогических традиций школы.

В 1989 году впервые в районе в гимназии было введено обучение иностранному языку в начальной школе, а с 5 класса – изучение второго иностранного языка.

В 1990 году в гимназии начала работать первая в районе психолого-педагогическая комиссия, которая проводит исследования для составления карты индивидуального развития обучающихся, индивидуальные консультации обучающихся, работу с одарёнными детьми, оказывает помощь при подготовке детей для поступления в 1 класс, проводит консультации с родителями. Опыт работы этой комиссии переняли образовательные учреждения района.

С 1993 года учителя начальных классов работают по методике Л.В.Занкова, а с 2002 года – начальная школа работает в режиме экспериментальной площадки «Школа-2000».

2.2. Общие сведения о гимназии и контингенту обучающихся

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №1 получила статус инновационного учреждения в августе 1996 года, а в 2002 году подтвердила статус гимназии. По состоянию на 1 сентября 2005 года в гимназии обучается 841 ученик (34 класса-комплекта), из них:

в начальной школе – 344 ученика (14 классов);

в основной школе – 321 ученик (13 классов);

в средней школе – 176 учеников (7 классов).

В гимназии 7 сирот, 7 ребят под опекой, 6 инвалидов.

По материальному положению семьи обучающихся распределяются следующим образом:

семьи с низким уровнем дохода – 18%;

семьи со средним уровнем дохода – 72%;

семьи с высоким уровнем дохода – 10%.

Гимназия №1 функционирует как общеобразовательное учреждение двухуровневого образования: собственно гимназия и общеобразовательная школа.

Обучение проводится в две смены. Режим работы гимназии – смешанный: шестидневная учебная неделя в гимназических классах; пятидневная учебная неделя в общеобразовательных классах.

185 выпускников 9-х, 11-х классов выдержали итоговую аттестацию в 2004 – 2005 учебном году и получили соответствующий документ об образовании. Аттестаты особого образца получили 3 ученика основной школы, и 12 выпускников 11-х классов окончили гимназию с медалями (2 золотых и 10 серебряных).

Обучающиеся гимназии постоянно принимают участие в районных, областных олимпиадах и занимают призовые места (в 2002 году – 7 призовых мест, в 2003 году – 9 мест, в 2004 году – 19 мест, в 2005 году – 19 мест).

Набор учащихся в гимназию осуществляется из г. Люберцы и Люберецкого района (как из микрорайона расположения гимназии, так и из других микрорайонов), а также из других муниципальных образований. Популярность образовательного учреждения обусловлена тем, что гимназия №1, во-первых, - старейшее учебное заведение района; во-вторых, высоким профессионализмом и стабильностью педагогического коллектива; в-третьих, длительными традициями гуманистического образования и воспитания, благоприятным психологическим климатом.

Основная причина перехода учащихся в другие образовательные учреждения – перемена места жительства.

2.3. Организация образовательного процесса в гимназии

Учебный план гимназии №1 разработан на основе базисного учебного плана Российской Федерации, рекомендаций по реализации учебного плана в образовательных учреждениях Московской области, в соответствии с требованиями санитарных норм и концепцией развития гимназии, с учётом социального заказа родителей.

Учебный план скорректирован для углублённого изучения ряда предметов с сохранением эквивалентности образования. Учебный план ориентирован на уровневое дифференцированное обучение. В учебный план гимназии включены все предметы образовательной школы и предметы гимназического цикла: правоведение, словесность, риторика, мировая художественная культура, психология общения, второй иностранный язык (французский), народный сценический танец, основы православной культуры, основы театрального искусства.

Гимназия является творческой лабораторией, организующей поиск, разработку и внедрение нового содержания развивающего обучения, форм и методов его реализации.

С учётом общей гуманитарной направленности учебного плана в начальной школе гимназический компонент составляют следующие предметы: развитие речи (2 – 4 классы), английский язык (во всех классах), народный сценический танец (во всех классах), основы театрального искусства.

Гимназический компонент в основной школе представлен следующими предметами: риторика, словесность (9, 7 классы), мировая художественная культура (5 – 9 классы), народный сценический танец (5 – 6 классы), второй иностранный язык (гимназические классы), основы православной культуры (6 классы), психология общения (9 классы), правоведение (8 классы).

^ В средней школе завершается образовательная подготовка учащихся. Гимназия ставит задачу: достижение каждым выпускником функциональной грамотности и его подготовка к поступлению в вуз. В соответствии с тенденциями развития современного общества стало актуальным профильное обучение. В гимназических 10 «Б», 11 «Г» классах реализуется естественнонаучное направление, осуществляется довузовская подготовка по математике, физике, химии, биологии. Большое внимание в образовательном процессе уделяется экологизации знаний, установлению межпредметных связей естественнонаучных дисциплин.

Разработке и совершенствованию дидактических задач по развивающему обучению способствует гимназический компонент: риторика, словесность (10 «А», 11 «А» классы.), мировая художественная культура (10 – 11 классы).

Развитие вариативности образовательного процесса завершилось разработкой образовательных программ, учитывающих склонности, способности, подготовленность и интересы обучающихся.

Разноуровневый широкий спектр программ от гимназического до коррекционного полностью соответствует образовательным потребностям микросоциума гимназии.

Одним из инструментов вариативности является учебный план гимназии на основе муниципального, позволяющий через гибкое использование часов групповых и индивидуальных занятий, с одной стороны, оперативно ликвидировать пробелы в знаниях, с другой стороны, заниматься с одарёнными детьми, повышать качество знаний.

Обучение иностранному языку ведётся в гимназических классах по новым учебно-методическим комплексам, одобренным Министерством образования РФ, что даёт возможность осуществлять коммуникативную направленность в обучении иностранным языкам.

Учебный план даёт возможность для развития способностей каждого обучающегося.

2.4. Внешние связи гимназии

С 1994 года гимназия сотрудничает с вузами Москвы.

На базе Российского Государственного Медицинского Университета были сформированы медико-биологические классы, выпускники которых успешно поступают в университет.

С 1995 года гимназия начинает сотрудничать с Московским Педагогическим Государственным Университетом. Обучающиеся гимназии ежегодно принимают участие в семинарах, конференциях, организованных университетом, в международном фестивале «Учитель русской словесности». Преподаватели МПГУ ведут в гимназии факультативные курсы и привлекаются в качестве научных консультантов для разработки новых учебных программ.

С 2003 года гимназия сотрудничает с Московским государственным Областным Университетом, преподаватели которого являются научными консультантами экспериментально-исследовательской работы гимназии.

На базе гимназии №1 регулярно проходят семинары и мастер-классы для директоров, заместителей директоров и учителей школ города и района. В 2004-2005 учебном году педагогический коллектив гимназии провёл городской семинар по теме: «Творческий подход к развитию личности учащихся в условиях модернизации современного образования».

Гимназия сотрудничает с Британским Советом. Учителя английского языка регулярно посещают семинары, конференции, организованные Советом.

2.5. Кадровые ресурсы гимназии

Гимназия укомплектована кадрами полностью. В настоящее время в гимназии работают 67 педагогов, из них 2 совместителя. В их числе:

доктор наук – 1 человек,

кандидаты наук – 4 человека,

аспиранты – 2 человека;

Заслуженный учитель России – 1 человек,

награждены правительственными наградами – 6 человек,

награждены отраслевыми наградами – 10 человек,

учителя высшей категории – 40 человек.

Возрастной состав кадров:

до 30 лет – 10 человек,

от 30 до 55 лет – 48 человек,

старше 55 лет – 9 человек.


2.6. Материально-техническая база гимназии

Гимназия функционирует в одном здании постройки 1936 года, которое нуждается в капитальном ремонте. Гимназия располагает спортивным залом, расположенным в пристройке, спортивной площадкой, актовым залом на 1 этаже, столовой, медицинским кабинетом. Общее количество учебных кабинетов с учётом малых кабинетов для занятий по группам – 30. Библиотека обладает общим фондом 17466 единиц хранения.

Гимназия имеет компьютерный класс площадью 80 кв. м., оснащённый 14 персональными компьютерами. С 2000 по 2004 годы гимназия значительно расширила свою материально-техническую базу. Был произведён ремонт кровли здания по всему периметру, отремонтированы следующие помещения: столовая, медицинский кабинет, кабинеты и холл 4-го этажа, кабинеты физики, химии, географии, приобретены технические средства обучения (телевизоры, видеомагнитофоны, магнитофоны, мультимедийный проектор) и мебель.

^ 3. Аналитико-прогностическое обоснование программы

3.1. Результаты образовательного процесса.

За время своего существования (с 1917 года) гимназия завоевала значительный авторитет среди населения города и района. Многие её выпускники приводят в гимназию своих д етей и внуков, образуя многочисленные «школьные династии». Кроме того, 5 педагогов, включая директора, являются выпускниками гимназии разных лет, что свидетельствует о позитивном отношении обучающихся к своему образовательному учреждению.

С 2002 года гимназия ведёт мониторинг качества обученности по предметам, что даёт возможность получить объективную оценку результатов, определить пробелы в знаниях учащихся, спланировать последующие этапы учебного процесса и построить корректирующую работу.

Мониторинг проходит по нескольким направлениям:

  • 5-ые классы (преемственность и далее динамика качества знаний);

  • 8-9ые классы (склонности к тем или иным предметам для последующей профилизации);

  • 10-11ые классы (умение работать с тестами, подготовка к ЕГЭ);

  • 5-11ые гимназические классы (английский язык: проверка знаний по трём видам деятельности: чтение, грамматика, аудирование);

  • определение уровня воспитанности обучающихся 4-11х классов (оценка результатов воспитательной работы педагогического коллектива);

  • охрана здоровья (оценка состояния здоровья и выявление факторов, влияющих на него).

Для гимназии характерно высокое качество образования обучающихся. Степень обученности обучающихся за последние три года сохраняется на допустимом и высоком уровне, составляет по гимназическим классам от 60% до 70%. Анализ диагностических материалов показывает положительную динамику качества знаний по предметам за три года. Так качество знаний у обучающихся 5-7х классов по русскому языку повысилось на 12%, по математике – на 13%, по истории – на 18%, по природоведению – на 14% (см. Приложение №1).

Систематическая, планомерная работа учителей с тестами на старшей ступени обучения даёт положительные результаты: наблюдается положительная динамика качества знаний обучающихся в 10-11х классах; обучающиеся целенаправленно готовятся к сдаче ЕГЭ. Сравнение результатов обученности в 10-х и 11-х классах показывает повышение КЗ по русскому языку на 2%, по алгебре и началам анализа – на 16%, по истории – на 3%, по биологии – на 2%, по физике – на 5%, по химии – на 1% (см. Приложение №2).

Анализ результатов диагностических работ по английскому языку по трём видам деятельности: чтению, грамматике, аудированию – также демонстрирует положительную динамику качества знаний по предмету за три года. Так качество знаний по грамматике английского языка улучшилось на 19%, по чтению – на 6%, по аудированию – на 10% (см. Приложение №3).

Гимназия в течение пяти лет работает без второгодников. Качество знаний, показываемых выпускниками во время итоговой аттестации составляет от 95% до 100% (см. Приложение №4).

За последние три года из 261 выпускника 246 стали студентами высших учебных заведений.

За последние четыре года выпускники гимназии получили 14 золотых 28 серебряных медалей.

Ежегодно в предметных олимпиадах города и района участвуют обучающиеся гимназии и занимают призовые места: 2002 год – 7 призовых мест, 2003 год – 9 призовых мест, 2004 год – 19 призовых мест, 2005 год – 19 призовых мест.

В гимназии разработаны авторские учебные программы по изобразительному искусству, по риторике, психологии. Учителями гимназии разработаны компилятивные программы и элективные курсы по предметам, что позволяет обучающимся лучше сориентироваться в выборе профессии.

Уже два года в гимназии предметом исследования является восприятие и оценка условий обучения и воспитания в образовательном учреждении. Цель исследования – выявить личностное восприятие обучающимся гимназии, класса, учения, оценить общее психологическое самочувствие детей в гимназии.

Полученные в ходе исследования данные позволяют сравнить общую картину образования по трём блокам за два года. Мониторинг показывает, что происходят позитивные изменения в отношении обучающихся к гимназии (+ 9%), в отношении к классу (+ 10%) и, самое главное, в отношении к учению (+ 18%). (См. Приложение №5)

3.2. Основные способы достижения результатов образовательного процесса

На протяжении ряда лет в гимназии реализовывалась целевая комплексная программа освоения технологии развивающего обучения на начальной, а затем и на общей и средней ступенях образования. Исследовательская работа в гимназии началась в 1998 году и была обусловлена необходимостью решать задачи развивающего обучения, внедрения новых личностно ориентированных технологий учебной деятельности. С 1999г. по 2004 г. гимназия работала над темой исследования «Гуманизация содержания образования на основе применения современных технологий развивающего обучения в –образовательном процессе». Логическим продолжением этой темы стало новое направление в работе гимназии – «Развитие личности ученика и учителя в условиях реализации гимназического образования». В рамках этого исследования педагогическим коллективом гимназии ведётся работа по внедрению технологии уровневой дифференциации и деятельностного подхода в обучении, начата опытно-экспериментальная работа по теме «Взаимодействие организационных форм и технологий деятельностного подхода в обучении и воспитании в целях повышения качества образования и создания условий для личностного развития ребёнка». Коллектив педагогов-экспериментаторов ставит перед собой задачу дальнейшей разработки и освоения развивающих технологий обучения. В связи с этим учителя гимназии внедряют в практику работы деятельностный подход и метод проектов, ориентированные на личность ученика, оптимизацию и интенсификацию процесса образования. Внедрение деятельностного подхода позволило расширить диапазон результатов образования. К наиболее значимым из них следует отнести: повышение уверенности учащихся в собственных силах, развитие позитивного образа себя и других, более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей, повышение умения адекватно оценивать себя, развитие коммуникабельности, умения сотрудничать с разными людьми, обеспечение развития критического мышления ребёнка, умения искать путь решения поставленной проблемы, развитие исследовательских способностей, развитие абстрактного мышления, развитие креативности, творческого начала, осознание ребёнком себя как деятеля, субъекта учебно-воспитательного процесса.

В результате внедрения деятельностного подхода в обучения учителя начальной ступени, а также учителя математики принимают участие в эксперименте «Школа - 2000»и в данный момент работают по методике Л.Г. Петерсон. Дальнейшее внедрение деятельностного метода связано с работой методических кафедр учителей русского языка и литературы, английского языка, классных руководителей по специально разработанной экспериментальной программе.

3.3. Конкурентные преимущества гимназии

Анализ современного состояния образовательной системы гимназии позволил определить её основные конкурентные преимущества:

  1. Значительный авторитет гимназии в микросоциуме и среди образовательных учреждений Люберецкого района.

  2. Стабильный высококвалифицированный педагогический коллектив, мотивированный на работу по развитию образовательного учреждения; работа в гимназии преподавателей, имеющих учёные степени кандидата наук и доктора наук.

  3. Участие учителей гимназии в работе экспериментальной площадки «Школа-2000» под руководством Л.Г. Петерсон.

  4. Качественная начальная подготовка обучающихся, позволяющая им добиваться хороших учебных показателей на второй и третьей ступенях

  5. Преимущественно высокий уровень общеучебных умений и навыков выпускников гимназии.

  6. Качественное изучение обучающимися родного языка, углублённое изучение английского языка, возможность изучать иностранный язык, начиная с первой ступени, возможность изучать второй иностранный язык.

  7. Активное использование современных образовательных технологий (в том числе и информационных) по предметам, разработка педагогами собственных обучающих компьютерных программ по отдельным областям знаний, апробация на базе гимназии обучающих компьютерных программ аспирантами и докторантами Московского Государственного областного университета.

  8. Многолетнее сотрудничество гимназии с вузами Москвы: Российским Государственным медицинским университетом, Московским педагогическим государственным университетом, Московским Государственным областным–университетом.

  9. Впервые в районе созданная на базе гимназии №1 и активно работающая служба психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, осуществляющая мониторинг личностного развития обучающихся и ведущая активную работу с родителями.

  10. Благоприятный психологический климат в гимназии, бережное отношение к личности каждого ученика.

^ 4. Научно-методические основы программы развития

4.1. Концептуальные идеи

Гимназия №1 является адаптивным образовательным учреждением со смешанным контингентом учащихся. В ней учатся как одарённые, так и обычные дети. Гимназия стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями, с другой – по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды. Таким образом, концептуальными основами развития гимназии являются:

1. Паспортизация учебного и психолого-физиологического потенциала каждого ученика, проводимая в гимназии, способствует повышению качества обучения и воспитания в условиях адаптивной гимназии

2. Иерархичность в формировании целей обучения и воспитания (соположение «ближней» - и «дальней» перспективы в обучении) определяет стратегию развития образовательного учреждения гимназии №1.

3. Подтверждение статуса успешности в обучении через использование форм внеаудиторной работы и профильного обучения (циклы естественно-математических и гуманитарных дисциплин) направлено на создание положительной мотивации обучения в гимназии.

4. Соположение деятельности научно-творческих групп педагогов и обучающихся по дисциплинам приоритетного направления с индивидуально-адресным проектированием обучения (подготовка и проведение научно-практических конференций, публикация лучших научно-творческих работ учащихся) определяет перспективы индивидуального развития всех участников образовательного процесса гимназии.

5. Использование ресурсосберегающих методик (интенсификация обучения посредством индивидуальной, фронтальной и групповой деятельности при использовании возможностей новых информационных технологий) ориентировано на создание творческой, здоровьесберегающей атмосферы деятельности гимназии

Разработка и реализация идей осуществляется на основе обновленного федерального закона «Об образовании» от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ; Программы модернизации Российской школы под редакцией О.Е.Лебедева и В.М.Филиппова. ОИРШ, СПб. 2003г.; Практико-ориентированной монография «Управление качеством образования»/Под ред. М.М. Поташника.- М.,2000;


4.2. Организационно-управленческие идеи

1)Создание в гимназии пространства творческого самовыражения для педагогов и учащихся, характеризующегося налаженностью, согласованностью инновационных процессов в деятельности педагогов, комфортным психологическим климатом в жизни коллектива гимназии, наличие у всех участников образовательного процесса мотивации к личностному росту, саморазвитию – приоритетная позиция на этапе развития образовательного учреждения.

2)Опора на стратегию эволюции: опора на креативно работающих педагогов, уровень индивидуального развития учащихся.

3)Разработка механизмов запуска инновационных образовательных процессов, направленных на построение развивающего образовательного пространства.

4)Разработка (или адаптация) содержания инновационной педагогической деятельности: учебных планов, альтернативных образовательных программ, педагогических методик, техник и технологий, дидактического материала, сценариев уроков и воспитательных мероприятий и других научно-методических разработок, направленных на достижение поставленных задач.


  1. Приоритетные направления реализации программы развития

5.1. Укрепление материально-технической базы для осуществления многогранной учебно-воспитательной работы с использованием новых инфокоммуникационных технологий (использование возможностей компьютера. Интернет-ресурсов и др.)

Одним из ведущих направлений развития гуманитарного образования является создание модели преподавания иностранных языков с 1 по 11 классы. Согласно этой модели, с 1 по 7 класс проводится обязательная базовая подготовка по английскому языку. В 8-9 классах обязательная программа дополняется предпрофильными курсами нескольких направлений:

  • Введение в англо-американскую литературу.

  • Углублённое изучение грамматики английского языка.

  • Деловой английский.

С 5 класса вводится второй иностранный язык – французский. В 10-11 классах планируется переход к профильному образованию. Предполагается введение в учебный план гимназии учебных курсов по английскому языку для физико-математического, естественнонаучного, гуманитарного и других профилей в дополнении к уже существующим. Успешность освоения обучающимися иностранных языков во многом зависит от использования технических средств обучения. Имеющиеся в гимназии аудио-видеосистемы необходимо дополнить лингафонным кабинетом, позволяющим слышать речь носителя языка и анализировать результаты коммуникации; а также маркерными досками, интенсифицирующими работу школьников на уроке.

5.2. Разработка системного и функционального использования презентационных методик на уроках и во внеурочной деятельности – создание электронных практикумов по приоритетным дисциплинам и использование уже существующих учебных электронных пособий.

В рамках экспериментальной работы планируется создание текстовых, аудио-, видео-, мультимедийных разработок, что позволит гимназии создать собственные учебные пособия. Актуальным на современном уровне развития информационных образовательных технологий представляется работа с интерактивной доской, позволяющей оперативно осуществлять обратную связь, индивидуализировать и модернизировать учебный процесс.

5.3. Организация и написание профильных элективных курсов по приоритетным дисциплинам (естественно-математический цикл, цикл гуманитарных дисциплин, в том числе по русскому и иностранным языкам).

Систему дополнительного образования учащихся предполагается развивать через расширение спектра элективных курсов с учётом множественности вариантов профильной и предпрофильной подготовки. В систему элективных курсов включаются курсы этики делового общения, аудирования, подготовки к международным экзаменам; разрабатывается пакет программ.

5.4. Мониторинг психолого-педагогических особенностей обучающихся и их влияния на качество образования.

Предметом исследования является восприятие и оценка условий обучения и воспитания в образовательном процессе. Объектом являются дети младшего, подросткового и юношеского возраста. Задачами мониторинга являются:

  1. Создание условий для удовлетворения сознательных потребностей ребёнка.

  2. Осуществление преемственности между различными образовательными и возрастными ступенями обучения.

  3. Формирование стойких умений самообразования, потребности к продолжению образования.

  4. Формирование в гимназии эмоционального поля взаимодействий, обеспечивающих уважение к личности.

  5. Предоставление ребёнку реальных возможностей для самоутверждения в наиболее значимых сферах жизнедеятельности.

5.5. Профессиональное развитие и самовоспитание педагогического коллектива

Условием перехода образовательного учреждения в режим развития является непрерывный профессиональный рост педагогов, который создаёт базу для поисков и экспериментов. Гимназия планирует продолжить обновление кадрового потенциала за счёт прихода молодых специалистов, обучения педагогов в аспирантуре и привлечения высококвалифицированных преподавателей вузов в качестве совместителей и научных консультантов.

В содержании методической работы гимназии акцент смещается в сторону деятельности по усилению психолого- педагогической компетентности учителя. Методы поддержки педагога будут направлены на развитие его готовности к субъект-субъектному развивающему взаимодействию. В связи с этим задачей первостепенной важности становится развитие у учителя его профессионального самосознания, а на этой – определение путей и средств его профессионального саморазвития.

Совершенствование профессиональной подготовки учителей планируется достичь за счёт непрерывного и систематического повышения их профессионального уровня, которое представляет собой:

  • оказание практической помощи педагогам в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства со стороны методической службы гимназии, района, городской и федеральной систем повышения квалификации;

  • изучение, обобщение и внедрение в практику передового педагогического опыта, прежде всего связанного со способами взаимодействия с обучающимися, реализацией проектных методик, овладением новым содержанием образования;

  • овладение новыми формами, методами и приёмами обучения и воспитания детей;

  • включение в экспериментально-исследовательскую работу гимназии;

  • последипломное образование (в аспирантуре, докторантуре);

  • совершенствование уроков, занятий по проектированию, исследовательской деятельности обучающихся и других форм учебной и воспитательной деятельности;

  • работа над учебниками и учебно-методическими пособиями для новых курсов.

Кроме традиционных методических объединений и временных творческих групп в школе планируется создание профессионально-педагогических объединений, в которые будут входить учителя с близким уровнем профессионального развития и схожими профессиональными затруднениями.

Необходимым условием профессионального роста учителей должно стать овладение ими информационными технологиями на функциональном уровне.


^ 6. Ожидаемые результаты и критерии их оценки

Модель выпускника (по ступеням обучения)

Личностная модель выпускника первой ступени обучения


Развивающаяся личность, готовая открывать мир и открытая миру


Знания и умения

  • Достаточный уровень базовых знаний, необходимых для продолжения обучения.

  • Сформированная учебная мотивация (интерес к знаниям, интерес к добыванию знаний).

  • Владение устной и письменной речью.

  • Умение устанавливать межличностные связи.

  • Осознанность системы знаний; рефлексирование своей деятельности.

Познавательная деятельность

  • Владение познавательными умениями: сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное.

  • Развитые деятельностные умения: постановка цели, работоспособность, достижение положительного результата, понимание причин успехов и неудач, интеллектуальная активность.

  • Креативность.

  • Умение работать в коллективе: распределять роли, работать слаженно, результативно.

  • Эмоционально окрашенная речь.

Культура личности, жизненная позиция

  • Умение ориентироваться в социальной ситуации.

  • Стойкий интерес к мыслям, знаниям других людей.

  • Владение диалогическим общением.

  • Умение видеть состояние сверстника, самостоятельно приходить к нему на помощь.

  • Уважительное отношение к людям вообще, к родителям, учителям.



Личностная модели выпускника второй ступени обучения




^

Творчески развитая


личность,

способная к самоопределению


Знания и умения

  • Достаточный уровень базовых знаний, необходимый для продолжения обучения.

  • Умение передавать содержание учебного материала в графической форме и других формах свёртывания информации.

  • Владение умением ориентироваться в учебной, социальной ситуации на основе лично освоенных предметных знаний, культурного наследия, норм социального поведения и межличностного общения.

  • Умение систематизировать материал в пределах учебной темы.

Познавательная деятельность

  • Способность рассуждать.

  • Креативность.

  • Самосознание и адекватная самооценка, потребность в самопознании.

Культура личности, жизненная и нравственная позиция

  • Социальная взрослость, ответственность за свои действия.

  • Осознание собственной индивидуальности.

  • Потребность в общественном признании.

  • Достаточный уровень воспитанности.


Личностная модель выпускника третьей ступени развития.




Творчески развитая, социально ориентированная личность, способная к самореализации


Знания и умения

  • Достаточный уровень базовых знаний, необходимый для продолжения обучения.

  • Грамотное и свободное владение устной и письменной речью.

  • Знание способов рациональной работы, способность к самообразованию.

  • Целостное видение проблем, свободное ориентирование в знаниях на межпредметном уровне.

  • Умение переводить проблемы в плоскость практических решений.

Познавательная деятельность

  • Интеллектуальная готовность и способность к продолжению образования.

  • Осознанные познавательные интересы и стремление реализовать их.

  • Способность использовать знания на практике.

  • Рациональная организация труда, самообразования, исследовательской работы.

  • Осознание своих поступков и себя как части природы.

  • Способность к самостоятельной деятельности (умение ставить цель, выбирать способы деятельности, корректировать их, прогнозировать свои результаты), к самообразованию и саморазвитию, к получению и переработке информации, проектированию собственной деятельности.

Культура личности, жизненная и нравственная позиция

  • Правовая культура.

  • Коммуникативность, культура общения. Признание ценности гармоничных отношений между людьми.

  • Адекватная самооценка.

  • Честность, принципиальность, умение отстаивать свои убеждения.

  • Профессиональное самоопределение.

  • Достаточный уровень воспитанности.

Критерии оценки результатов реализации Программы

Диагностическим инструментарием реализации Программы являются решения педагогического коллектива (о начале работы по Программе, оценке промежуточных результатов, стратегии реализации и т.п.), приказы, распоряжения по гимназии, экспериментальные программы и методики, анкеты, интервью, тесты для учащихся, контрольные работы.

Результаты применения новых технологий и научно-методических разработок должны удовлетворять следующим условиям:

  • быть выше прежних результатов этих же педагогов;

  • быть выше результатов, типичных для образовательных учреждений данного региона;

  • быть оптимальными, т.е. максимально возможными для конкретных детей, что определяется по совпадению реальных знаний и умений, уровня развития учащихся с их учебными возможностями, определёнными в зоне их ближайшего развития.

При всей вариативности показателей нужно обязательно учитывать ведущие показатели, вернее, их динамику в процессе эксперимента:

  • уровень обученности;

  • уровень компетентности;

  • уровень воспитанности;

  • сдвиги в развитии мотивации, способностей, других личностных качеств;

  • сохранность здоровья и степень комфортности;

  • экономический и социальный эффект нововведений.