bigpo.ru
добавить свой файл
  1 ... 7 8 9 10
^

9. Этапы реализации программы



Реализация настоящей Программы включает следующие этапы:

  1. завершения формирования инфраструктуры развития ЮФУ (2011 г.);

  2. закрепление лидирующих позиций на российском и выход в мировое научно-образовательное пространство (2012-2015 годы);

  3. устойчивого развития в системе ведущих российских и мировых университетов (2016-2020 гг.).

На первом этапе планируется завершение работ по формированию институциональных, ресурсных и иных предпосылок модернизации образовательной, научно-исследовательской деятельности по приоритетным научно-образовательным направлениям, развитие их материально-технической базы и кадрового потенциала, реструктуризация вуза, создание современной системы управления и ее инфраструктурных элементов. Реализация этапа предполагает:

  1. Удержание завоёванных рыночных ниш и выход на новые сегменты рынка высшего профессионального образования за счёт существенного повышения качества и расширение спектра оказываемых образовательных услуг.

  2. Выявление приоритетов и формирование механизма повышения ориентации научно-исследовательской активности ЮФУ на решение социально-экономических и экологических проблем Юга России.

  3. Внедрение современных эффективных форм интенсификации и коммерциализации сферы НИР, её интеграции с образовательной деятельностью, поддержки и развития научных школ ЮФУ.

  4. Создание организационных, финансовых и иных предпосылок в интересах повышения квалификации и снижения среднего возраста научно-педагогических работников.

  5. Ликвидация основных «узких мест» в технической оснащённости подразделений университета.

  6. Формирование системы ресурсосбережения и бюджета развития ЮФУ.

  7. Выстраивание организационной структуры и системы управления в соответствии с приоритетом развития ЮФУ как единого научно-образовательного комплекса, действующего в формате автономного учреждения.

  8. Определение и развитие направлений, обеспечивающих диверсификацию источников финансирования университета.

  9. Выстраивание отношений со стратегическими партнерами, в т.ч., федеральными и региональными органами власти, общественными организациями, бизнесом.

На втором этапе предусматривается закрепление позиций университета среди лидеров отечественного образования и науки, развития новых научно-образовательных направлений, инфраструктуры образовательной, научной и инновационной деятельности, социальной сферы в соответствии с требованиями и императивами 21 века. Реализация этапа предполагает:

  1. Завершение формирования новой структуры Университета как автономного учреждения инновационно-предпринимательского типа.

  2. Расширение спектра образовательных услуг, переход на кредитно-модульную систему организации образовательного процесса, приоритетное развитие магистратуры.

  3. Введение в штатное расписание должностей научных сотрудников.

  4. Внедрение стимулирующей системы оплаты труда, которая приведет к существенному росту среднемесячной зарплаты научно-педагогических работников; восстановление эффективной возрастной структуры научно-педагогических кадров.

  5. Расширение приема иностранных студентов, внедрение образовательных программ на основных иностранных языках.

  6. Укрепление позиций ЮФУ как ведущего на Юге России научно-исследовательского центра, ориентированного на модернизацию региональной экономики; превращение университета в ключевое звено региональной инновационной системы.

  7. Активную интеграцию научно-исследовательских коллективов ЮФУ в систему глобальной науки, развертывание полномасштабной деятельности по включению университета в международные рейтинги.

  8. Преодоление основных дефицитов в развитии материально-технической базы университета, включая строительство кампуса и первой очереди технопарка.

  9. Формирование устойчивой многоканальной системы финансирования деятельности университета, диверсификация финансового портфеля.

На третьем этапе задачей университета станет инновационное лидерство в образовательной и научно-исследовательской сферах как в региональном (Юг России), так и общенациональном масштабе и на этой основе полномасштабное функционирование ЮФУ в сети ведущих мировых университетов. Реализация этапа предполагает:

  1. Расширение приоритетных областей научно-образовательной деятельности, реализация масштабных исследовательских и образовательных проектов в интересах социально-экономического развития регионов Юга России.

  2. Маркетинговое, кадровое, научно-техническое и иное обеспечение позиционирования ЮФУ на глобальных рынках образовательных услуг.

  3. Достижение реального билингвизма научно-педагогических кадров и на этой основе партнёрство ЮФУ с ведущими научно-исследовательскими и вузовскими центрами, включение университета в международные рейтинги лучших университетов мира по отдельным областям.

  4. Создание финансово-организационных механизмов в обеспечения увеличения оплаты труда работникам образовательных учреждений в зависимости от квалификации, качества и результатов их труда до среднемирового уровня.

  5. Выстраивание гибкой системы управления с учётом императивов интеграции науки и образования, наращивания регионального вектора в развитии ЮФУ и его включения в глобальное научно-образовательное пространство.

  6. Приближение к мировому уровню технической оснащённости подразделений университета; завершение строительства университетского кампуса, создание технопарка и научного парка ЮФУ.

10. Риски


Программа развития Южного федерального университета базируется на чётком видении сопутствующих рисков, приоритетности противодействия им на основе системных и адресных мер.

Источники рисков могут быть разделены на две основные группы в зависимости от их сферы влияния или возникновения: внешние (системные) риски, возникающие во внешней среде Университета, но оказывающие непосредственное влияние на его деятельность, и внутренние риски, возникающие во внутриорганизационной среде Университета.

К внешним рискам относятся экономические, социально-политические, юридические, рыночные, демографические, экологические риски, риски финансовых потерь из-за изменения цены на образовательные и другие услуги вузов, валютные риски, риск потери ликвидности и другие риски, которые могут возникнуть в результате нестабильности экономики, непредвиденных изменений законодательства, демографического кризиса, стихийных бедствий. К внешним рискам, безусловно, относятся сохраняющиеся угрозы, связанные с обеспечением безопасности и стабильности в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах.

Наибольшую опасность для полномасштабной реализации Программы представляют риски, вызванные внешними воздействиями, в первую очередь макроэкономической стагнацией и ухудшающейся (под воздействием демографического тренда и глобализации рынков образовательных услуг) рыночной конъюнктурой.

Наиболее существенны следующие риски достижения целей Программы:

  • возможный дефицит ресурсов развития, в первую очередь в связи с вероятным снижением дохода от платной образовательной деятельности. Это может быть связано как с прогнозируемой вплоть до 2020 года неблагоприятной демографической конъюнктурой, так и существенным обострением конкуренции на рынках образовательных услуг и НИОКР;

  • достаточно вероятная пролонгация стагнационных тенденций в макроэкономике может не позволить компенсировать выпадающие доходы из бюджета ЮФУ ни наращиванием дополнительного предложения на рынке образовательных услуг, ни научно-исследовательской активностью;

  • при неблагоприятном макроэкономическом сценарии проблематичным окажется и компенсирующий рост федеральных бюджетных субсидий, что потребует пересмотра Программы, её селекции с приоритетом малобюджетных мероприятий.

Комплекс мер по минимизации проявления и воздействия внешних рисков на деятельность Университета в процессе реализации Программы предусматривает:

  • регулярный мониторинг внешней среды, включая анализ внешних рисков, которые можно предсказать: изменение цен, усиление конкуренции на рынке, изменение курсов валют, изменения в налогообложении и т. п., с целью минимизации возможного ущерба от их наступления;

  • укрепление связи с федеральными и региональными органами власти, в том числе законодательными органами, использование при необходимости процедуры лоббирования, согласование развития Университета с планами и программами развития Ростовской области, ЮФО и страны, эффективная кадровая политика;

  • существенное расширение географических параметров рынка (за счёт активного привлечения в ЮФУ иностранных учащихся), а также приоритетное наращивание инновационной деятельности;

  • эффективный финансовый менеджмент на всех уровнях управления ЮФУ, а также внедрение идеологии и практики ресурсосбережения.

В целом воздействие внешних рисков минимизируется аналитическим прогнозированием неблагоприятных событий и принятием своевременных защитных мер для их преодоления на всех заинтересованных уровнях.

Ко второй группе – внутренним рискам – относятся риски, непосредственно зависящие от социально-культурного климата в коллективе, деятельности руководства Университета, участников Программы. К ним относятся операционные риски, среди которых выделяют организационно-управленческие, финансовые и проектные риски.

К организационно-управленческим рискам относятся, в частности:

  • формирование мероприятий по реализации Программы, не обеспеченных информационными, инфраструктурными и человеческими ресурсами;

  • преобладание интересов текущей деятельности над задачами развития;

  • недостаточная гибкость в управлении программой, не позволяющая оперативно реагировать на изменения внешней среды.

Серьёзную потенциальную опасность в условиях перехода ЮФУ в статус автономного учреждения таят финансовые риски и связанные с ними дисбалансы между доходами и расходными обязательствами Университета. Финансовые риски могут возникнуть в связи с нехваткой финансовых ресурсов на реализацию Программы в целом, неэффективным расходованием средств, перерасходом бюджета отдельных проектов из-за неправильных оценок, срывов сроков выполнения работ и т. п. Для их преодоления создана система контроля расходов и доходов со стороны внешних организаций федерального, регионального и муниципального уровней, система внутреннего контроля над расходованием бюджетных и внебюджетных средств, включающая открытую отчетность на всех уровнях Программы.

Возникновение проектных рисков может быть связано с неудачным составом исполнителей и неэффективной работой экспертов, отбирающих новые проекты и оценивающих их результаты; недостаточной обеспеченностью проектов необходимыми человеческими, финансовыми и материальными ресурсами, задержкой или отсутствием перевода результатов проектов в режим текущей деятельности. Минимизация проектных рисков будет осуществляться за счет вовлечения в проект ключевых специалистов заказчика проекта; тщательного отбора руководителей, исполнителей и инструментов выполнения проекта; контроля качества разработанных проектных решений независимыми экспертами; апробации проектных решений на прототипах и выполнения пилотных проектов.

Условия крупного федерального университета предполагают учёт рисков концентрации (полномочий, финансов и т.п.), преодолеваемых в рамках последовательной политики формирования в ЮФУ конкурентной среды, демонополизации приоритетных сфер деятельности и разумной децентрализации с учётом возможностей и интересов развития эффективных подразделений и научных школ.

Для минимизации проявления и воздействия внутренних рисков на деятельность Университета будет разработан следующий комплекс мер:

1) оптимизация системы управления, основанной на использовании современных технологий стратегического менеджмента, программно-целевого планирования, матричного управления, управления качеством и проектного управления. Особое внимание при этом будет уделяться постоянному повышению квалификации управленческого персонала всех уровней управления;

2) проведение активной кадровой политики, которая создаст позитивную мотивацию к достижению целей Университета. Элементами кадровой политики станут активное вовлечение персонала в процессы реформирования; прозрачная система мотивации; планомерное повышение квалификации всех категорий сотрудников в соответствии с новыми требованиями к должностям; формирование кадрового резерва;

3) повышение эффективности системы обратной связи и регулярное информирование сотрудников обо всех происходящих в Университете процессах и изменениях, включая публичное представление текущих результатов реализации Программы на университетском портале, в корпоративных газетах, привлечение широкого круга сотрудников для решения конкретных практических задач, регулярное проведение открытых конференций и семинаров по результатам Программы;

4) совершенствование системы регулярного мониторинга и оценки реализации Программы развития, обеспечивающей постоянный контроль и анализ выполнения запланированных мероприятий в ходе реализации Программы. Важной составляющей системы должна стать внутренняя и внешняя экспертиза реализации Программы развития на всех этапах, а также прогнозирование развития Университета как сложной динамической системы.

Риски получения плохого (некачественного) результата Программы связаны, в основном, с вероятностными отступлениями от принципа системности при её реализации (в том числе и в связи с дефицитом экзогенных и эндогенных ресурсов финансирования) и будут учтены в рамках выстраивания системы управления Программой, а также при формировании мониторинга и форсайта рынков образовательных услуг и НИР, позиционирования на них ЮФУ.

^

11. Управление процессом реализации Программы



Особенностью реализации Программы развития Южного Федерального университета является необходимость сочетания управления мероприятиями Программы развития и оптимизацией функционирования текущих образовательных, научных и административных процессов.

Управление программой будет осуществляться как управление ежегодно обновляемым набором проектов. В этом случае управление включает следующие ключевые процедуры:

  1. стратегическое планирование, технологический форсайт и управление;

  2. вовлечение ключевых заинтересованных игроков через соответствующие органы управления университетом в публичное обсуждение планов и результатов;

  3. непосредственное (оперативное) руководство мероприятиями Программы;

  4. разработка и осуществление конкретных проектов по основным мероприятиям реализации Программы;

  5. внутренний мониторинг, анализ и экспертиза процесса и результатов реализации Программы;

  6. внешняя экспертиза процесса и результатов выполнения программы;

Руководителем Программы является ^ Ректор Университета, который несет персональную ответственность за ее реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование финансовых средств, а также определяет формы и методы управления реализацией Программы (Схема структуры управления Программой развития Университета приведена на рисунке 11.1).

Для обеспечения открытости и общественного контроля над реализацией программы, получения обратной связи от заинтересованных игроков и экспертов создаются рекомендательные структуры – советы, а именно, Наблюдательный совет, Попечительский совет и Ученый Совет.

Управление Программой осуществляет специально формируемый и возглавляемый ректором ^ Управляющий комитет.

К его функциям относятся управление бюджетом Программы, человеческими, материальными и техническими ресурсами Программы; разработка ежегодного организационно-финансового плана; мониторинг реализации плана и его соответствующая корректировка; разработка внутренних нормативно-методических рекомендаций, руководств и стандартов; разработка целевых индикаторов и сметы расходов на реализацию мероприятий; осуществление сводного планирования и контроля реализации конкретных мероприятий Программы; управление рисками Программы и разработка мероприятий, направленных на их снижение; осуществление координации деятельности экспертных и консультационных органов Университета и подразделений, задействованных в реализации Программы; осуществление контроля над использованием средств, выделяемых на реализацию Программы; подготовка годовых отчетов о ходе реализации Программы и представление их в Наблюдательный и Попечительский советы, Ученый Совет Университета, публикация итоговых отчетов; обеспечение распространения отработанных в ходе реализации Программы практик и технологий; обеспечение информационного сопровождения реализации Программы.

Управляющий комитет рассматривает и утверждает стратегию реализации проектных направлений Программы, рассматривает заключения Экспертных советов по тематическим направлениям, принимает решения о подготовке регламентов, нормативные документы по управлению Программой, определяет и утверждает руководителей мероприятий Программы, заслушивает отчеты руководителей мероприятий о ходе выполнения Программы, отчеты о выполнении финансово-экономического плана Программы, материально-техническом обеспечении программы, выявляет содержательные и организационные проблемы в ходе реализации Программы, управляет изменениями в Программе, рассматривает результаты экспертизы проектов и мероприятий, предлагаемых для реализации в очередном финансовом году, в части их содержания и стоимости, обеспечивает взаимодействие в рамках партнерских сетей Университета.

При Управляющем комитете создается ^ Исполнительная дирекция Программы развития ЮФУ, на которую возлагаются функции мониторинга, анализа и экспертизы процесса и результатов реализации Программы и представления результатов текущего (еженедельного), периодического (месячного, квартального и годового) и целевого (по процессам, результатам, ресурсам и т.п.) аудита в Управляющий комитет, ректорат, а также внешние контролирующие органы (республиканские, региональные и иные органы).

Важным условием эффективности управления Программой является оценка ее мероприятий и результатов, что предполагает привлечение ко всем мероприятиям внешних и внутренних академических и практических экспертов, участие внешних специалистов в работе экспертных советов.

^ Внешний Экспертный совет состоит из представителей органов государственного управления, промышленности, бизнеса, специалистов ведущих зарубежных и российских университетов и научных центров.

Внутренние совещательные функции возлагаются на Внутренний экспертный совет, составленный из ведущих экспертов по основным тематическим направлениям Программы.




Рисунок 11.1 – Схема структуры управления Программой развития Университета

Университет представляет ежегодный доклад в Правительство Российской Федерации о ходе реализации Программы. Отчет о проделанной работе и планы выполнения мероприятий Программы на очередной год, включая соответствующий финансовый план расходов и доходов, ежегодно докладывается и утверждается на заседаниях Межведомственной рабочей группы по приоритетному национальному проекту «Образование». По результатам годового отчета могут быть приняты необходимые административные и ресурсные решения, требующиеся для обеспечения успешного выполнения мероприятий Программы.

Общий контроль выполнения Программы осуществляют: Министерство образования и науки РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития РФ, Министерство регионального развития РФ, Полномочный представитель Президента РФ в Южном федеральном округе, Глава администрации Ростовской области.

<< предыдущая страница