bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 9 10
Министерство образования и науки Российской Федерации

Южный федеральный университет


ПРОЕКТ


Программа развития

Южного федерального университета

на 2011 – 2021 гг.


Ростов-на-Дону – 2010

СОДЕРЖАНИЕ





стр.

Введение

3

1 Анализ социально-экономического развития субъектов РФ в составе Южного и Северо-Кавказского федеральных округов


5

2 Приоритетные направления развития Южного федерального университета

29


3 Миссия Южного федерального университета

32

4 Цели и задачи развития Южного федерального университета

33

5 Мероприятия Программы

43

6 Ресурсное обеспечение программы

101

7 Целевые показатели и критерии оценки эффективности деятельности федерального университета

107


8 Ожидаемые результаты и эффекты

111

9 Этапы реализации программы

116

10 Риски

119

11 Управление процессом реализации Программы

122



ВВЕДЕНИЕ


Программа развития Южного федерального университета (ЮФУ) до 2021 года реализуется в рамках национального проекта «Образование» и продолжает Программу развития федерального образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» до-2010 года.

Настоящая Программа разработана в целях дальнейшей реализации Распоряжения Правительства РФ № 1616-р от 23 ноября 2006 года. Его целью является создание на Юге России сильного в научном, методическом, имущественном, финансовом, управленческом, социальном и кадровом плане университета качественно нового типа, способного проводить новые решения проблемы модернизации системы высшего профессионального образования, обеспечить опережающий научно-технический задел для повышения конкурентоспособности ведущих отраслей экономики Южного федерального округа и подготовку высококвалифицированных специалистов, укрепление научно-образовательных и производственно-технологических связей с зарубежными странами.

Программа учитывает основные положения Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Национальной доктрины образования, Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу и целого ряда других нормативно-правовых документов. При формировании программы учтены положения «Стратегии социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года», программа социально-экономического развития Юга России, а также Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Структура и содержание Программы соответствуют требованиям Министерства образования и науки Российской Федерации и опираются на основные положения Концепции формирования и государственной поддержки развития сети федеральных университетов, разработанной Министерством образования и науки Российской Федерации и одобренной 22 сентября 2009 года Межведомственной рабочей группой по приоритетному национальному проекту «Образование» при Совете по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике при Президенте Российской Федерации

Раздел 1 содержит описание задач социально-экономического развития в масштабах Ростовской области, Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, в решении которых призван участвовать ЮФУ, анализ его сильных и слабых сторон, а также конкурентный анализ по сегментам рынков образовательных услуг и научных разработок.

В разделе 2 сформулированы приоритетные направления развития Южного федерального университета, увязанные с задачами социально-экономического развития субъектов и территорий в составе ЮФО и СКФО.

Раздел 3 презентует миссию Южного федерального университета, позиционирующую вуз в социально-экономическом пространстве, определяющую сферы деятельности и целевые группы, на которые ориентируется вуз.

В разделе 4 представлены цели развития ЮФУ, а также конкретизирующие их задачи.

Раздел 5 включает подробный перечень конкретных мероприятий Программы, представляющих собой систему конкретных согласованных по срокам проектов и действий, обеспечивающих решение сформулированных ранее целей и задач. Все мероприятия сгруппированы в комплексы:

  • модернизация образовательного процесса;

  • модернизация научно-исследовательского процесса и инновационной деятельности;

  • развитие кадрового потенциала и формирование качественного контингента обучающихся;

  • модернизация материально-технической базы и инфраструктуры;

  • совершенствование организационной структуры университета и повышение эффективности управления.

В разделе 6 представлено ресурсно-финансовое обеспечение Программы на основе системы многоканального финансирования. Здесь же дан финансовый план обеспечения Программы с разбивкой по годам реализации, по решаемым задачам, мероприятиям и источникам.

В разделе 7 приведён перечень показателей и критериев оценки эффективности деятельности Южного федерального университета.

В разделе 8 сформулированы основные ожидаемые результаты реализации Программы, а в разделе – 9 – её основные этапы.

В разделе 10 излагается характеристика основных рисков реализации Программы развития Южного федерального университета и мер по их преодолению, а в разделе 11 - механизм управления Программой.

^ 1. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ РФ В СОСТАВЕ ЮЖНОГО И СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГОВ


Превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор социально-экономической динамики и национальной конкурентоспособности требует модернизации фундаментальной и прикладной науки и профессионального образования, включая переход от системы строго регламентированного образования (характерной для индустриального периода) к необходимому для создания инновационной социально ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию, неразрывно связанному с мировой фундаментальной наукой и потребностями хозяйства и ориентированному на формирование творческой социально ответственной личности, способной решать проблемы финансового и экономического развития страны.

Проблематика модернизации и развития системы высшего профессионального образования и науки в особой мере актуальна для Юга России, высокопроблемного полиэтнического и поликонфессионального макрорегиона РФ, на территории которого образованы Южный (ЮФО) и Северо-Кавказский (СКФО) федеральные округа.

В постсоветский период российский Юг был включён в национальную экономическую систему преимущественно в качестве её ресурсно-сырьевой периферии. Концентрируя более 16,1 % демографического потенциала страны и 8,6 % стоимости её основных фондов, Юг России в настоящее время обеспечивает лишь 7,7 % общероссийского ВВП (в т.ч. ЮФО – 5,6 и СКФО – 2,1 %), 6,2 % объёма промышленного производства РФ и 3,8 % её внешнеторгового оборота. Среднедушевые денежные доходы населения в целом по южно-российскому макрорегиону составляют 73 % от среднего уровня по Российской Федерации (варьируя от 33 % в таких регионах как Ингушетия и Калмыкия до 80 % в экономически наиболее благополучных Краснодарском крае, Волгоградской и Ростовской областях). В конце 2009 года на Юге России насчитывалось 1357 тыс. безработных (22 % от их общего числа по РФ). Ни один из 13 регионов Юга (включая Ростовскую область и Краснодарский край) не дотягивает до среднего по России уровня экономического развития.

В отличие от «среднестатистической» России, Юг РФ в целом - менее индустриален, присутствие постиндустриальных видов экономической активности в его территориально-хозяйственной системе – фрагментарно. На Юг России приходится лишь 5,3 % всех общероссийских затрат на информационные технологии, 4,3 % персонала и 3,2 % внутренних затрат России на исследования и разработки, 6,5 % всех выданных патентов, 4 % от числа производственных новых технологий. Удельный вес занятых исследованиями и разработками в общей структуре занятости Юга России составляет лишь 0,4 % при средней по РФ величине в 1,2% (в Ростовской области – 0,9 %). В научно-технологическом плане регионы российского Юга выступают преимущественно как реципиенты инноваций, причём степень их использования существенно ниже общего «вклада» южно-российского макрорегиона в национальную экономику.

В сопоставлении с другими макрорегионами страны Юг России не располагает и сколько-нибудь значимым минерально-сырьевым потенциалом, что снижает его инвестиционную привлекательность для крупного российского и транснационального бизнеса. Сформированная ранее индустриальная база (представленная ТЭК, сельскохозяйственным, транспортным, атомным, энергетическим машиностроением, приборостроением, химической, пищевой и легкой промышленностью и др.) в последние годы восстановлена лишь частично и требует существенной модернизации. В целом туристско-рекреационная сфера всё ещё недостаточно конкурентоспособна на мировом рынке, а приоритетно развиваемый транспортно-логистический комплекс функционирует в ситуации возросших геополитических и геоэкономических рисков. Фиксируемое в последние годы углубление растениеводческой специализации в ведущих аграрных регионах российского Юга (Краснодарский край, Ростовская область, Ставропольский край) благоприятствовало закреплению статуса южно-российского макрорегиона в качестве основной сельскохозяйственной зоны Российской Федерации. Производительность труда в сельском хозяйстве российского Юга при этом ниже среднероссийской; в большинстве регионов доминируют его полунатуральные мелкотоварные формы.

Трудовые ресурсы российского Юга представлены 11,3 млн. экономически активного населения (в т.ч. 9,4 млн. заняты в экономике). Депопуляция в макрорегионе проявилась позже и протекает не столь интенсивно, как в среднем по стране, причём в ряде регионов (Северо-Кавказские республики, российское Причерноморье) численность населения продолжает увеличиваться. Только за последний год население Северо-Кавказского федерального округа выросло на 66 тыс. человек; в целом же за постсоветский период, несмотря на масштабный миграционный отток, население интегрированных в СКФО регионов увеличилось на 1612 тыс., или более чем на 20 %. Центр демографической репродукции Юга России всё ощутимее смещается на территорию северо-кавказских республик, обеспечивающих (в макрорегиональном масштабе) более 40 % всех деторождений. Демографический рост на большинстве территорий СКФО диссонирует с экономической ситуаций (душевой валовой региональный продукт в округе более чем втрое уступает среднему по России), продуцирующей масштабную безработицу (740 тысяч безработных, что превышает 16 % от численности экономически активного населения СКФО, в то время как в целом по России данный показатель вдвое ниже).

Сохраняющееся отставание регионов СКФО и в целом национальных республик по уровню социально-экономического развития, усугубляемое масштабным социальным расслоением, доминантой клановых политико-экономических интересов и теневой экономики, существенные различия в региональных моделях экономической активности, восприимчивости регионов к инновациям, инвестициям, экономике знаний – составляют важную проблему не только макрорегионального, но и российского масштаба. Занимая 31,6 % территории и концентрируя почти 31,3 % населения южно-российского макрорегиона, национальные республики продуцируют лишь 21,4 % от всего совокупного объёма его сельскохозяйственного и 8,5 % промышленного производства. На них приходится 22,2 % (от общего показателя по Югу России) инвестиций в основной капитал, 16,3 % - ввода жилья, 18,4 % ВРП, 12,4 % собственных доходов региональных бюджетов. В целом же по Югу России разрыв по душевому ВРП между регионами – лидерами (Астраханская, Волгоградская и Ростовская области, Краснодарский край) и регионами - аутсайдерами (Республика Ингушетия, Чеченская Республика) достигает 4-5-кратной величины, по объёму жилищного строительства на душу населения – 19-кратной величины и т.д. Федеральным и макрорегиональным приоритетом в этих условиях является наращивание межрегиональной интеграции, снижение экономических и социокультурных барьеров между группами регионов, в том числе и за счёт дальнейшего развития мощных, научно-образовательных центров федерального масштаба.

В последние два - три года благодаря селективной реиндустриализации, развитию рекреации и опережающему росту агропроизводства российский Юг несколько укрепил свои позиции в экономике РФ. На территории Юга России созданы условия для образования ряда технико-внедренческих и промышленно-производственных особых экономических зон, основой которых должны стать межрегиональные производственно-технологические кластеры, в том числе, в промышленности (топливно-энергетического, машиностроения, металлообработки, новых материалов, военно-промышленного и аэрокосмического комплексов), в аграрной сфере (зернового, производства и переработки семян подсолнечника, животноводческого и новых высокотехнологичных методов производства, в том числе, белоксодержащих пищевых добавок), в сфере услуг (курортно-рекреационного, информационно-коммуникационного, научно-образовательного).

Сохраняя исторически сложившуюся территориальную социально-экономическую асимметрию, южно-российский макрорегион в последние годы развивается по полицентрической модели, когда наряду с традиционно доминирующим в научно-образовательной, управленческой и торговой сферах Ростовом-на-Дону в качестве значимых полюсов роста всё в большей мере заявляют о себе Краснодар, Астрахань, Волгоград, Махачкала, Сочи и некоторые другие ведущие урбанистические центры. На этом фоне сохраняют актуальность многоаспектные усилия по «подтягиванию» экономик Ингушетии, Чечни, Дагестана, Карачаево-Черкессии и других регионов СКФО, приданию большего динамизма всем хозяйственным системам регионов российского Юга, в том числе и за счёт развития и модернизации системы высшего профессионального образования.

Продвижение Юга России по инновационно-ориентированному сценарию (нацеленное на превращение макрорегиона – инновационного аутсайдера в базовый для России ареал технико-технологического «прорыва» в сфере АПК, рекреации, логистики и др.) связано с интенсивными структурными сдвигами в пользу высокотехнологичного и информационного секторов, третичной сферы. Доминантной стратегией, обеспечивающей качественные изменения во всех сегментах жизни Юга России при этом должно стать опережающее (по отношению к общероссийскому тренду) формирование системы воспроизводства высококвалифицированных кадров, ориентированных на обеспечение единства страны и ее регионов, межнациональную и межконфессиональную толерантность, а также основ конкурентоспособной в национальном и глобальном масштабах макрорегиональной инновационной системы как совокупности взаимосвязанных структур, занятых производством и коммерциализацией знаний и технологий. Основу для развития высокопроизводительных отраслей новой экономики - информационных и биотехнологий, оказания инжиниринговых, финансовых и деловых услуг, проведения фундаментальных и прикладных научных исследований, призванных стать платформой инновационной экономики южно-российских регионов, способен обеспечить научно-исследовательский и образовательный потенциал ведущих урбанистических центров, в первую очередь Ростовской области.

Научные исследования и разработки на Юге России выполняет 321 организация (99 из них в Ростовской области). В научных исследованиях занято 33,6 тыс. чел. персонала или 4,4 % от РФ. Почти половина из них приходится на Ростовскую область (здесь же локализованы 27 % всех аспирантов и 36 % докторантов Юга России), занимающей на Юге приоритетные позиции в научно-инновационной сфере, в целом характеризуемой процессами «съёживающейся концентрации». Занятость в науке в южно-российском макрорегионе за двадцать лет сократилась в 1,6 раза; уменьшилось и число научно-исследовательских организаций. Существенный рост бюджетного финансирования науки в последние пять лет (за 2004 – 2008 гг. расходы федерального бюджета на науку выросли в целом по РФ в 3,5 раза) создал экономические условия для стабилизации и частичного восстановления научно-исследовательского потенциала, в том числе и ведущих вузов. Хронологически этот процесс совпал с формированием и развитием на Юге России структуры РАН (ЮНЦ РАН, созданной в декабре 2002 г.) с приоритетным базированием в г. Ростове-на-Дону.

Как это акцентировано в «Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года» благодаря естественным преимуществам (геополитическое и транспортно-географическое положение, природно-климатические и земельные ресурсы) и сформированным на предыдущих этапах развития территории заделам (административный статус территории, наличие крупнейшей на Юге агломерации, диверсифицированная структура экономики и др.), данный регион является одной из приоритетных для РФ территорий, обеспечивающих её включение в глобальную экономику. Это связано с его относительно высоким качеством среды обитания и человеческого капитала, развитой и динамичной инфраструктурой, концентрирующей значительную часть научного, индустриально-технического, финансово-инвестиционного и креативного потенциала как Ростовской области, так и Юга России в целом.

Реализация инновационного сценария опережающего социально-экономического развития регионов Юга России связана с интенсивными структурными сдвигами в пользу современных секторов и сфер экономики. Это потребует качественно нового «человеческого капитала», который должен быть восприимчив к новациям, иметь современную профессиональную подготовку, обладать компетенциями в сфере информационных технологий, экономики и менеджмента. Именно такие специалисты способны существенно повысить эффективность традиционных отраслей экономики и создать тот ресурсный потенциал, который необходим для актуальных структурных преобразований. Одновременно требуется опережающая подготовка кадров новой формации, в том числе и на основе модернизации узловых элементов системы университетского образования. Комплексное решение этих задач соответствует долгосрочным интересам России, которые состоят в создании экономики инновационного типа, интегрированной в евразийское экономическое пространство.

Развитие системы образования и науки в ареале влияния ЮФУ в последние два десятилетия характеризовалась противоречивыми процессами. С середины 1990-х гг. рынок услуг высшего профессионального образования на Юге России ускоренно развивался (по отношению к средней по России траектории), причём наиболее активно процесс протекал за пределами Ростовской области: в Краснодарском и Ставропольском краях, ряде республик Северного Кавказа. С 1990 г. набор в вузы вырос в Ростовской области в 2,6 раза, в Краснодарском крае – 4,6 раза, в Ставропольском крае – 5,6 раза, в Волгоградской области – 3,3 раза, в Республике Дагестан - 4,1 раза. Деконцентрация научно-образовательной активности к началу 2000-х (в условиях повсеместного роста спроса) слабо влияла на динамику крупнейших ростовских вузов. В настоящее время она приобрела облик доминантного фактора их развития и одного из внешних вызовов.

Расширение спроса на высшее профессиональное образование благоприятствовало развитию на Юге России сети вузов. За 1990-2009 гг. число вузов на Юге России выросло в 2,5 раза (в РФ в 2,2 раза, в Ростовской области – 1,6 раза). Сильные, доминирующие на «своём» региональном рынке высшие учебные заведения (Южный федеральный университет, Кубанский государственный университет, Кабардино-Балкарский госуниверситет, Ставропольский госуниверситет, Южно-Российский государственный технический университет, Пятигорский лингвистический университет, Кубанский государственный аграрный университет и др.) сформировались в большинстве регионов российского Юга. В настоящее время на территориях ЮФО и СКФО действуют 150 высших учебных заведений (в 1990 их насчитывалось 60, причём 17 приходилось на Ростовскую область), в числе которых 77 государственных  (12% общего количества государственных вузов страны), включая 12 классических университетов и 73 негосударственных. Кроме того, в южно-российском макрорегионе функционируют более 347  филиалов. В наивысшей мере «насыщены» филиалами Краснодарский край (94 филиала), Ростовская область (63 филиала), Ставропольский край (60) и Республика Дагестан (41). Наибольшее количество негосударственных вузов локализовано в Краснодарском и Ставропольском краях (23 и 15 соответственно). Расширение сети вузов Юга России во многих случаях не сопровождалось адекватными позитивными изменениями в кадровом и материально-техническом обеспечении системы высшего профессионального образования.

Подготовка специалистов в макрорегионе ведется по 42 направлениям, 220 специальностям, треть которых открыта в последние 3-4 года. В вузах Юга России обучается 993,3 тыс. чел. (15,4 % от этого числа – студенты негосударственных вузов) или 13,2 % всех студентов России (в 1990 г. данный показатель достигал 10,9 %). На каждые  10 000 жителей ЮФО приходится 434 места в вузах (в среднем по России –  529, в том числе без учёта Москвы и Санкт-Петербурга - 421), что позволяет оценить предложение на рынке высшего профессионального образования макрорегиона как в целом соответствующее среднероссийскому.

Для рынка высшего профессионального образования Юга России характерен больший (чем в целом по России) социальный спрос. Несмотря на свою насыщенность, рынок характеризуется делением на отдельные локальные сегменты, в которых действуют масштабные вузовские комплексы, и отчетливыми структурными диспропорциями по отношению к реальному экономическому спросу на специалистов. Устойчиво высокий конкурс в вузы региона обусловлен не столько запросами рынка труда, сколько спросом населения региона на образовательные услуги. Всё в большем числе регионов в последние годы формируются институциональные условия для относительно обособленного воспроизводства как специалистов с высшим образованием, так и научно-образовательных кадров высшей квалификации. При этом лишь ограниченное число вузов Юга (в их числе приоритетные позиции занимает Южный федеральный университет) располагают потенциалом реальной межрегиональной интеграции, выступают фактором формирования межрорегионального рынка образовательных услуг. Возможности Южного федерального университета на рынках регионов Юга России (вне Ростовской области) при этом существенно ограничены растущим потенциалом «местных» вузов, а также конкуренцией со стороны ведущих высших учебных заведений Москвы и Санкт-Петербурга, а также слабой инфраструктурой ЮФУ (общежития, спортивные сооружения, библиотеки).

В 2009 г. в вузы Юга России принято 212,7 тыс., в том числе 45,8 тыс. (21,5 %) на территории Ростовской области. Последняя цифра практически равна числу лиц, родившихся в Ростовской области в 1991 году (около 53 тыс., или 16 % от аналогичного показателя в целом по Югу России). В 1990 г. на долю Ростовской области приходилось 29,2 % всех студентов российского Юга, а в 2009 – 22,2 %, что иллюстрирует последовательный переход системы высшего профессионального образования в макрорегионе к многополюсной модели. Более 4,5 % от общего числа всех студентов Юга России и 20,5 % от аналогичного показателя по Ростовской области обучается в Южном федеральном университете, являющимся ведущим по числу студентов вузом южно-российского макрорегиона: 45050 студентов, в т.ч. по программам: бакалавриата –5029 чел, магистратуры – 1296 чел, специалитета – 38725 чел. По договорам обучаются 18289 студентов (40,6 %). В соответствии с лицензией, университет имеет право подготовки по 21 из 28 укрупненных групп специальностей и направлений ОКСО. В ЮФУ представлено 212 реализуемых основных образовательных программ (ООП), в том числе 51 по бакалавриату, 126 – специалитету и 35 – магистратуре. В 2009 году 36 подразделений Южного федерального университета реализовывали 150 дополнительных образовательных программ. 45 программ ПК и ПП реализовалось на бюджетной основе и 105 – на коммерческой основе. Обучение в магистратуре Южного федерального университета осуществляется по 183 программам 35 направлений. Формируя предельно диверсифицированное предложение на рынке образовательных услуг, ЮФУ по большинству позиций является лидером в масштабе региона, а по отдельным направлениям и специальностям подготовки (нанотехнологии и наноматериалы, геохимия и геоэкология, архитектура и искусство, социальная психология, филология и др.) может успешно конкурировать не только на внутренних, но и на международных рынках труда и образовательных услуг.

Образовательная деятельность ЮФУ с момента его создания в ноябре 2007 году определяется следующими обстоятельствами. В конце ХХ века развитые страны мира вступили в постиндустриальную эпоху, одной из отличительных черт которой является резкое увеличение информационных потоков. При этом наука вместе с новыми технологиями превратилась в главную производительную силу. Соответственно произошедшим изменениям появилось понятие «экономика, основанная на знаниях», что предполагает учебу на протяжении всей жизни, чтобы успевать за постоянно обновляющейся информацией об окружающем нас мире. В то же время в условиях глобализации резко усилилась конкуренция в сфере образовательных услуг. Отмеченные изменения предполагают поиски более эффективной образовательной политики и переход к гибким высокотехнологичным образовательным системам на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий. На это направлены и принципы разворачивающегося в Европе Болонского процесса, к которому присоединилась Россия.

Основной задачей ЮФУ является удовлетворение потребности Юга России в образовательных услугах, подготовка востребованных работодателями выпускников новой формации. Ее решение невозможно без совершенствования образовательного процесса с учетом современных тенденций преподавания и имеющегося мирового опыта.

Реализация приоритетного национального проекта «Образование» в 2007-2009 гг. позволила заложить фундамент для развития и системной модернизации учебно-научно-инновационного комплекса ЮФУ. Программа мероприятий на 2010-2011 годы предусматривает дальнейшую модернизацию образовательной деятельности университета, ориентированную на потребности общества с инновационной экономикой.

Сегодня эти потребности отражает концепция знаний как наиболее важного производительного ресурса. При этом особое значение придается «знающему работнику», задачей которого становится не только применение имеющихся, но и участие в производстве новых знаний на рабочем месте, что способствует повышению эффективности его деятельности. В то же время современный работник должен быть готов к выполнению руководящих функций, уметь определять цели и задачи развития в любой ситуации, определять эффективные стратегии достижения этих целей.

Модернизация образовательного процесса в ЮФУ включает:

- новый подход к планированию кредитно-модульной работы студентов и использование системы балльно-рейтинговой оценки, которая обеспечивает прозрачность контроля знаний и его объективность;

- индивидуализацию учебного процесса, выбор студентами необходимой образовательной траектории (асинхронное обучение), самостоятельную работу с учебными материалами, что способствует формированию конвергентного мышления, востребованного инновационной экономикой;

- использование новых образовательных технологий – электронных учебных материалов, образовательных порталов, он-лайн дискуссий, а также современных эффективных обучающих методик;

- изменение роли преподавателя – он должен быть не только источником знаний, преподаватель теперь должен выступать в роли руководителя и организатора процесса обучения; он обеспечивает студента методическими материалами для самостоятельной работы, мотивирует студента к учебе, выступает не только транслятором знаний, а сопровождающим и консультантом;

- компетентностную направленность образовательного процесса, обеспечивающую более тесную связь с работодателем, формирование у студентов умений добывать и анализировать информацию, самостоятельно и осознанно принимать решения, добиваться поставленной цели;

- развитие личности студента в дополнение к профессиональным компетенциям; необходимо помочь студенту раскрыть свои способности, подготовить его не только к своей будущей профессиональной деятельности, но и к жизни в современном обществе с высокой конкуренцией, борьбой за рабочие места, за профессиональный успех.

Одной из самых перспективных педагогических концепций, способных помочь ЮФУ решить задачи по модернизации образовательного процесса является концепция Управляемого самостоятельного обучения (УСО). Сегодня она широко используется в европейских университетах, а признанным лидером является Католический университет Лёвена (Бельгия), где создана своя версия УСО, позволяющая совмещать различные методы преподавания и изучения материала, не фокусируясь на одном единственном подходе (так называемая «открытая» концепция).

После внедрения системы «Образование для инноваций» в учебный процесс в 2010-2011 годах, предполагается ее распространение в вузах Юга России посредством системы обучающих семинаров.

Системе «Образование для инноваций» присуще усиление связи между учебным процессом и научными исследованиями и, соответственно, обеспечение качественного высшего образования, что предполагает:

- знание результатов научных исследований в избранной сфере деятельности;

- понимание процесса получения новых знаний;

- умение самостоятельно интерпретировать новую информацию;

- способность активно содействовать процессу развития знаний;

- умение формулировать собственное мнение, основываясь на критическом осмыслении информации, занимать активную профессиональную и социальную позицию.

Продолжается внедрение асинхронной модели обучения на факультете математики, механики и компьютерных наук, на факультете управления в экономических и социальных системах (Таганрогский технологический институт ЮФУ), на факультете лингвистики и словесности (Педагогический институт ЮФУ), на всех трех факультетах Института архитектуры и искусств ЮФУ. В ближайшей перспективе – внедрение асинхронного обучения на всех факультетах университета.

Технология асинхронного обучения предоставляет возможность каждому студенту строить свою собственную образовательную траекторию. В этом случае целью обучения студента на уровне бакалавра является сумма набранных кредитов, определяемая Государственным образовательным стандартом. При этом учебные курсы делятся на обязательные курсы, рекомендуемые и факультативные, которые студент имеет право выбирать из общего списка предметов университета, не привязываясь к избранному направлению подготовки.

В настоящий момент асинхронное обучение открыто для студентов третьего курса, которые уже получили определенную базовую подготовку. Теперь им в каждом семестре предлагает курсы не одна кафедра, а все кафедры факультета, и они со своими тьюторами осуществляет выбор из предложенного списка. В каждом семестре определен минимальный объем (не перечень) дисциплин, но студенты имеют право на асинхронность. Они могут превышать этот минимум, тогда в следующих семестрах увеличивается степень их свободы (фактически, для учебного процесса важна итоговая сумма в зачетных единицах; она должна быть не меньше, чем определено стандартом).

Асинхронное обучение предполагает существенные изменения не только в работе студентов. Для кафедр - это отказ от полного пакета спецкурсов и переход лишь к тем, которые выберут студенты, что является серьезной проверкой их актуальности и качества. Сделать выбор студенту помогает научный руководитель, который теперь превращается в тьютора. При этом преподаватель должен хорошо знать образовательный стандарт, чтобы выбор курсов не был случайным.

Первый опыт асинхронной организации учебного процесса привел к существенному улучшению успеваемости и её качества (процент отличных и хороших оценок), к повышению ответственности студентов за свою учебу (ведь они сами формировали образовательные траектории). В условиях конкуренции (студенты не выберут неинтересный и ненужный им курс) преподаватели стали больше заботиться о качестве своих курсов и их привлекательности.

Одновременно с работой по асинхронной организации учебного процесса расширяется спектр дисциплин по выбору студента на всех факультетах ЮФУ, что предполагает выход за пределы базовой специальности и факультета. Это существенно расширяет образовательные возможности студентов, позволяет корректировать заданную траекторию обучения. Элективные курсы теперь читаются в один день на всех факультетах университета, что делает реальной возможность выбора.

В рамках модернизации процесса обучения в ЮФУ также успешно реализуется инновационный образовательный проект - Программа междисциплинарного индивидуального гуманитарного образования (МИГО), созданная в целях повышения качества образования, индивидуализации учебных планов, внедрения асинхронных моделей организации учебного процесса и объединившая семь гуманитарных факультетов Южного федерального университета. В 2007 году этот проект получил поддержку программы TEMPUS как совместный с университетами Лидса (Великобритания), Линчёпинга (Швеция), Варшавы (Польша) и выполнялся в течение двух с половиной лет.

В рамках реализации Программы МИГО проводятся семинары по методологии междисциплинарных исследований, студенты разрабатывают индивидуальные или групповые исследовательские проекты с тем, чтобы, работая над ними, на практике осваивать междисциплинарные методы и подходы. Для обучающихся по Программе МИГО готовятся специальные учебно-методические пособия, аналитические обзоры публикаций, пакеты междисциплинарных учебных кейсов, предназначенных как для использования в рамках методологических семинаров, так и для самостоятельного изучения.

В рамках Программы МИГО проводится мониторинг выбора дисциплин студентами, на основе которого можно давать рекомендации по корректировке основных образовательных программ гуманитарных факультетов.

Реализация Программы МИГО позволяет радикально изменить образовательную траекторию на стадии перехода из бакалавриата в магистратуру, поскольку обучающиеся по ней студенты могут четче определить круг своих научных интересов и связанные с этим образовательные запросы. В итоге, уже на стадии бакалавриата они могут сделать осознанный выбор: либо продолжить образование в магистратуре по тому же направлению, либо посвятить себя иной отрасли знания. Помимо этого Программа МИГО позволяет существенно расширить номенклатуру магистерских программ, вплоть до введения таких междисциплинарных направлений, которые не реализуются на уровне бакалавриата.

За время реализации Программы МИГО подготовлены и получили международные сертификаты о повышении квалификации более 20 тьюторов.

Большое внимание в деятельности по модернизации образовательной среды ЮФУ уделяется внедрению в учебный процесс новых обновляемых контентов, ориентированных на задачи индивидуализации образовательных траекторий и обеспечение самостоятельной работы студентов. Особое значение придается при этом компетентностному подходу к организации образовательного процесса, блочно-модульному построению учебно-методических комплексов, их оснащению стандартизированными диагностическими материалами. Все это позволит осуществить переход к двухуровневой подготовке с приоритетом магистратуры, обеспечит асинхронность учебного процесса и академическую мобильность студентов.

Разработаны 195 модернизированных учебных планов бакалавриата и магистратуры с зачетными единицами, сочетающих фундаментальную и гуманистическую направленность с компетентностным подходом к организации образовательного процесса, более 1950 учебно-методических комплексов дисциплин, 747 тестовых заданий, проведен 71 сеанс тестирования 45 учебных групп (1486 тестируемых). Модернизированные рабочие учебные планы введены в действие с 1 сентября 2008 года.

Приоритетным направлением создания учебных пособий стала разработка электронных образовательных ресурсов, способствующих формированию внутренних мотиваций студентов к непрерывному профессиональному образованию. В результате подготовлены и изданы 189 учебников и 1127 учебных пособий, 150 электронных учебников, 1386 учебно-методических пособий на блочно-модульной основе с диагностико-квалиметрическим обеспечением, 395 семестровых курсов лекций, 785 презентационных материалов к курсам лекций, 250 практикумов или наборов лабораторных работ, 435 электронных учебных пособий, 80 решебников, 640 комплектов компьютерных тестовых заданий.

Одной их масштабных приоритетных задач создания ЮФУ стала организация «электронного университета». Закупки компьютерной техники и программного обеспечения (ПО) в 2007-2010 годах качественно изменили ситуацию (закуплено более 11 тысяч компьютеров). При этом приобреталась вычислительная техника, периферийное оборудование, мобильные комплекты мультимедийного оборудования, оснащенные лицензионным ПО, интерактивные доски. В настоящее время в ЮФУ функционируют 204 компьютерных класса, из них 177 оснащены презентационным оборудованием. Кроме этого было введено в эксплуатацию 27 аудиторий, дополнительно оснащенных средствами видео-конференц связи, произведен монтаж 26 интерактивных досок прямой проекции и 19 интерактивных досок обратной проекции.

Принципиальное изменение ситуации с компьютерной техникой позволило реализовать концепцию «Цифрового кампуса» - формирование образовательной социальной сети, выполняющей функции поддержки учебного, научного и управленческого процессов. Цифровой кампус позволяет на базе портальных технологий обеспечить возможность резкого повышения уровня информатизации всего вуза, используя в едином информационном пространстве весь огромный опыт и разнородные наработки всех подразделений ЮФУ.

В эксплуатацию введены такие важнейшие подсистемы «электронного университета», как электронная система разработки учебных планов, графиков учебного процесса, индивидуальных планов преподавателя, программное обеспечение (ПО) «1С. Зарплата и Кадры» (что позволило объединить в единое информационное пространство базы данных по штатному расписанию, заработной платы и кадровому учету, что позволило также успешно в декабре 2008 года перейти на новую систему отплаты труда), ПО проведения приемной кампании с применением системы распознавания текста и машинного ввода как анкет, так и результатов тестирования и экзаменов, система «Web-студент» и организация удаленного доступа к этой системе средствами интернет факультетов, институтов и филиалов, «Портал управления делами», на котором размещены различные организационно-распорядительные документы (приказы, распоряжения) и организован удаленный доступ к этой информации всех структурных подразделений университета, ПО для отправки информации в более чем 20 налоговых инспекций с использованием электронной цифровой подписи, ПО электронных отчетов в Пенсионный Фонд России с использованием ЭЦП информации о всех сотрудниках ЮФУ и т.п. Наконец, проведены мероприятия по подключению компонентов АПК «Электронная проходная» к электронной сети и сети обмена данными.

Формирование в России образовательной системы инновационного типа требует реализации программ партнерства высших учебных заведений и бизнес-сообщества с целью разработки тех компетенций, которые являются основными для работодателей и исходными для вузов.

В Южном федеральном университете 34 факультета и 233 кафедры, большинство из которых наработали полезные связи с различными предприятиями, структурами и учреждениями. Эти связи и контакты используются для поиска новых партнеров в деле трудоустройства студентов и выпускников.

В настоящее время ЮФУ имеет договоры на целевую подготовку специалистов с Министерством юстиции РФ, Главным управлением Федеральной регистрационной службы, арбитражным судом, министерством образования и прокуратурой Ростовской области, целым рядом производственных объединений и крупных промышленных предприятий Ростовской области и Южного Федерального округа.

В университете создан и успешно действует Единый Координационно-аналитический Центр развития карьеры ЮФУ, включающий в себя сеть Центров карьеры всех подразделений университета, который является оптимальным для решения задач, связанных с адаптацией выпускников на рынке труда, и позволяет эффективно управлять деятельностью по содействию трудоустройству выпускников. Помимо взаимодействия с работодателями, профориентационной работы, помощи в планировании карьеры и содействия в трудоустройстве, Центр предлагает набор различных услуг, включая дополнительные образовательные программы, стажировки и тренинги.

В силу ряда факторов Южный федеральный университет традиционно активен практически на всём Юге России. В ЮФУ имеется 18 филиалов: 8 находится на территории Ростовской области, 10 на территории других регионов Юга России (2 – в Республике Дагестан, 2 – в Карачаево-Черкесской Республике, 2 – в Ставропольском крае, 3 – в Краснодарском крае, 1 – в Республике Калмыкия).

Динамика спроса на образовательные услуги вузов в ближайшее десятилетие будет определяться прежде всего демографическим фактором, усиливающим региональную асимметрию в развитии системы высшего профессионального образования. Наиболее масштабным сокращение числа потенциальных абитуриентов ожидается в Волгоградской и Ростовской областях (уже к 2013 году численность выпускников средних учебных заведений на территории Ростовской области уменьшится более чем на треть, а к 2018 году составит лишь 64 % от уровня 2008 года, после чего начнёт медленно возрастать). В ряде северо-кавказских республик в среднесрочной и даже долгосрочной (до 2020 г.) перспективе положительная динамика рынка в целом сохранится. Весьма существенен потенциал роста регионального рынка высшего профессионального образования в Дагестане и, особенно, в Чеченской Республике (пока здесь 257 студентов на 10 тыс. жителей и стабильно высокий естественный прирост населения). Всё более существенным фактором спроса в экономически наиболее развитых регионах Юга будет выступать также рынок труда, трансформирующийся под влиянием модернизационных процессов и стимулирующий к получению «второго-третьего» высшего образования. Указанные факторы спровоцируют резкое обострение конкуренции среди учреждений высшего профессионального образования в борьбе за абитуриента (между государственной и негосударственной сферой, регионами, отдельными вузами), инициируют процессы концентрации и интеграции в системе высших учебных заведений, обусловливают необходимость акцента на стимулирование качественных изменений в ведущих (и претендующих на лидерство) вузах, в том числе и на основе опережающего наращивания их научно-инновационной деятельности.

В данной ситуации важным преимуществом ЮФУ будет его квалифицированный кадровый состав. В последние годы средний возраст ППС и сотрудников снижается, растет их остепененность. В университете проделана большая работа по повышению квалификации преподавателей, их ознакомлению с современными тенденциями в сфере высшего образования, обучению современным методикам и технологиям преподавания.

В 2006 – 2009 гг. в ведущих российских и зарубежных научно-образовательных центрах были реализованы разнообразные программы повышения квалификации сотрудников ЮФУ. Так, в 2007-2010 году количество кадровых сотрудников ЮФУ, повысивших свою квалификацию в России - 1134 чел., количество кадровых сотрудников, повысивших свою квалификацию за рубежом – 1286 чел., количество кадровых сотрудников, повысивших свою квалификацию по внутренним программам повышения квалификации – 3393 чел.

Наибольшее число научно-педагогических, административно-управленческих работников, инженерного и обслуживающего персонала приняли участие во внутривузовских программах повышения квалификации, которые были организованы по следующим направлениям: повышение уровня ИКТ-компетентности сотрудников ЮФУ в области информационных технологий и внедрение в учебный процесс созданных в рамках повышения квалификации мультимедийных ресурсов; подготовка преподавателей новой категории, способных осуществлять сопровождение индивидуальной образовательной траектории, способствующей мобильности студентов, преподавателей, административного аппарата путем разработки контрольно-диагностических методик и технологий тьютерского сопровождения; совершенствование подготовки в области иноязычных компетенций для ведения образовательного и научного процесса; разработка научного, организационного и методического обеспечения процесса повышения управленческой квалификации сотрудников, углубление знаний и развитие современных профессиональных и деловых навыков на уровне управленческого персонала; освоение современных подходов к обучению слушателей в системе ДПО.

В течение 2007-2010 года в ЮФУ для проведения занятий с различными категориями работников, проведения семинарских и практических занятий, мастер-классов были приглашены 170 визит-профессора, в том числе: Мукусев В.В. (Институт искусствознания); Глебова И.И. и Пивоваров Ю.С. (ИНИОН РАН); Лорендана Орхей (Университет Западная Темисоара, Румыния); Жан-Поль Ле Биан (Центр археологических исследований провинции Финистер, Франция) и Жан-Поль Гийоме (Европейский археологический центр, Бургундский университет, Франция) и др.

К сильным сторонам ЮФУ, важным для модернизации образовательной деятельности, следует отнести и развитие научных исследований. У Южного федерального университета здесь уникальная позиция, поскольку в 2006 году он объединил вузы с традиционно доминирующими в масштабе макрорегиона научно-исследовательскими комплексами общефедерального значения и в настоящее время является ведущим не только учебным, но и научным центром Юга России.

В состав университета входит 11 научно-исследовательских институтов, включающих в себя свыше 150 научных лабораторий (в том числе совместные с учреждениями РАН). Научные исследования ведутся также на 233 кафедрах, 12 из которых являются базовыми для ЮНЦ РАН. ЮФУ имеет развитую инновационную инфраструктуру: 6 конструкторских бюро, 2 опытных производства, 2 технопарка, включающих в себя около 70 малых инновационных предприятия (около 10 из которых созданы в соответствии с ФЗ 217) шесть бизнес-инкубаторов, центр трансфера технологий др. За 2007-2008 гг. в рамках национального проекта было приобретено современного учебно-научного оборудования на 2,5 млрд. руб., на базе которого создано 20 центров коллективного пользования уникальным оборудованием (таблица 1.1).

Таблица 1.1

Перечень центров коллективного пользования оборудования, действующих в Южном федеральном университете в 2009 году




следующая страница >>