bigpo.ru
добавить свой файл
1
Рабочая

учебная программа

по экономике

10 класс (35 часов)


Учебник «Экономика»

Под редакцией А.Я.Линькова

Издательство «Вита» Москва, 2001 г.


Составил Ваганов Валентин Юрьевич

учитель истории и обществознания

средней школы №1

города Гаврилов-Ям


Пояснительная записка:

Рабочая учебная программа по экономике 10 класс составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень)

Курс «Экономика» входит в образовательную область «обществознание», в 10 классе изучается отдельно по 1 часу в неделю.

Изучение экономики осуществляется при использовании учебника «Экономика», учебника под редакцией А.Я.Линькова, издательство «Вита», Москва 2001 год.
^

Общая характеристика учебного предмета


Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере. Основные содержательные линии:

  • человек и фирма;

  • человек и государство;

  • экономика домашнего хозяйства.

Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для социализации в экономической сфере.

Программа ориентирована на изучение российскими школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения прежде всего экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими разделами обществоведения, с курсами математики, истории, географии, литературы и др.


^ Цели

Изучение экономики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;

  • воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;

  • освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

  • овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.



^ Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования или раздела экономики в предмете «Обществоведение». Рекомендуется изучать экономику в X или XI классах в течение одного полугодия из расчета 2 учебных часа в неделю.

Примерная программа рассчитана на 35 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 4 учебных часов (или 11%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.


^ Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

  • применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

  • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

  • пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

  • владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

^ Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися


Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

  • работу с источниками экономической информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

  • критическое осмысление актуальной экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

  • освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (в школе, общественных местах и т.п.);

  • применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;

  • аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

  • написание творческих работ по экономическим вопросам.



Требования к уровню подготовки

В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

  • функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.

^ Уметь

  • приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;

  • описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;

  • объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • получения и оценки экономической информации;

  • составления семейного бюджета;

  • оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.




тема

Кол-во часов

Расчасовка в данной теме

Приемы и формы

Домашнее задание


^ Экономика и экономическая наука


2




  1. Что изучает экономическая наука. Потребности. Ограниченность ресурсов. Свободные и экономические блага.

  2. Выбор. Альтернативная стоимость. Факторы производства.





Школьная лекция


Школьная лекция


§1.1.


§1.2


Экономические системы


3




  1. Главные вопросы экономики. Разделение труда, специализация и обмен.




  1. Типы экономических систем. Собственность.




  1. Конкуренция, типы рыночных структур.





Школьная лекция с элементами беседы

Составление схемы и таблицы


Школьная лекция



§1.3


§6.1


Семейная экономика


3




  1. Семья, бюджет семьи. Рациональный потребитель. Источники доходов, расходы семьи.

  2. Реальный и номинальный доход. Неравенство доходов и их причины. Прожиточный минимум. Меры социальной поддержки.

  3. Защита прав потребителей





Беседа, практикум


Школьная лекция, работа с текстом


Практическая работа, работа в группах, работа с документом



§8.1,§8.2


§8.3. §8.4


§8.5


Рынок


4




  1. Субъекты рыночной экономики и их взаимодействие.

  2. Спрос и факторы на него влияющие

  3. Предложение и факторы на него влияющие

  4. Рыночное равновесие





Школьная лекция


Школьная лекция

Школьная лекция


Школьная лекция



§2.1


§2.2

§2.3


§2.4


Фирма


5




  1. Роль и цели фирм в экономике. Сколько выпускать продукции. Производительность труда.




  1. Исчисление издержек. Виды издержек.




  1. Предпринимательство и бизнес. Что должен уметь и знать предприниматель. Участники предпринимательской деятельности. Основные организационные формы бизнеса в России

  2. Менеджмент и его функции

  3. Маркетинг и маркетинговые исследования





Школьная лекция, работа с текстом, конспект

Школьная лекция

Решение задач


Школьная лекция


Школьная лекция

Беседа , работа в парах, практикум




§3.1, §3.4,§3.5


§§3.»,3.3


§§4.1-4.4,§4.5


§§5.1,5.2

§5.3


Роль государства в экономике


3




  1. Задачи экономической политики государства. Государственный бюджет.

  2. Функции государства в экономике. Виды налогов. Доходы и расходы государства.




  1. Бюджетный дефицит. Государственный долг. Основы фискальной политики государства.





Школьная лекция


Школьная лекция, анализ таблицы «Расходы госбюджета»

Школьная лекция


§§11.1,11.2


§§11.3,11.4


§§11.5, 11.6


ВВП, его структура и динамика


2




  1. Понятие ВВП и его структура

  2. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.





Школьная лекция

Школьная лекция

Составление таблицы



§10.1

§§10.2,10.3


Рынок труда и безработица


2




  1. Рынок труда. Предложение труда, факторы предложения

  2. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Безработица, ее причины и последствия.





Беседа


Беседа




§§7.1,7.2


§§7.4.10.4


Деньги, банки, инфляция


4




  1. Деньги и их функции




  1. Банковская система, роль Центрального банка. Основные операции коммерческих банков, процент.

  2. Инфляция. Виды, причины, последствия инфляции.




  1. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства.





Сообщения учащихся

Школьная лекция


Работа с учебником, беседа

Школьная лекция


§§9.1,9.2


§§9.3,9.4


§10.5


Элементы международной экономики


3




  1. Международная торговля.

  2. Государственная политика в области международной торговли.

  3. Валютный рынок, курсы валют. Глобальные экономические проблемы.





Школьная лекция

Школьная лекция


Школьная лекция




§12.2

§12.3


§§13.1,13.2


Основные проблемы экономики России


^ УРОК ПОВТОРЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ



3


1




  1. Эволюция экономических систем. Становление современной рыночной экономики России.

  2. Основные проблемы экономики и экономическое развитие регионов. Экономическая политика России.

  3. Россия в мировой экономике



Роль экономики в жизни людей




Школьная лекция с элементами беседы

Школьная лекция


Сообщения учащихся


Записи в тетради


Записи в тетради


Записи в тетради