bigpo.ru
добавить свой файл
1 2
«Музыкальное развитие обучающихся на занятиях вокального ансамбля»

Программа дополнительного образования детей 8 – 17лет

Срок реализации:

1-ая ступень (2-4 классы) – 3 года.

2-ая ступень (5-8 классы) – 4 года.

3-я ступень (9-11 классы) – 3 года.


Разработчик программы:
Кобзева Наталья Димитриос,

педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории


Волгоград – 2010


Пояснительная записка

Направленность образовательной программы «Музыкальное развитие обучающихся на занятиях вокального ансамбля»


по содержанию является художественно-эстетической;

по функциональному предназначению — учебно-познавательной;

по форме организации — кружковой;

по времени реализации — трехступенчатая система дополнительного образования детей:

1 ступень — младшая группа (начальная школа 2 — 4 классы)

1-я группа — 68 часов;

2-я группа — 68 часов;

3-я группа — 68 часов;

2 ступень — средняя группа (5 — 8 классы)

1-я группа — 68 часов;

2-я группа — 68 часов;

3-я группа — 68 часов;

4-я группа — 68 часов;

3 ступень — старшая группа (9 — 11 классы)

1-я группа — 68 часов;

2-я группа — 68 часов;

3-я группа — 68 часов.


Программа разработана на основе «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ» (Москва, издательство «Просвещение» - 1986 год), а так же с учётом личного опыта составителя программы.

При разработке программы за основу взяты требования районного, городского и областного уровня фестивалей и конкурсов.

^ Новизна программы

Анализ научных трудов Апраксиной О.А., Морозова В.П., Осенневой М.С., Самарина В.А., Уколовой Л. И., Попова В.С. Стуловой Г.П. позволил систематизировать и расширить разделы «Слушание музыки», «Музыкальная грамота» и «Индивидуальная работа». Программа дополнена новыми разделами: «Импровизации», «Игра и движение под музыку».

В программе выписаны методы, используемые педагогом на занятиях вокального ансамбля; репертуар; разнообразные виды деятельности детей на уроке. Дополнен планируемый уровень подготовки участников вокального ансамбля, расширен раздел «Учебно-тематический план» и «Содержание программы», каждый раздел которого представлен методами и компонентами.

Выписан новый музыкальный материал, дифференцированный по ступеням и годам обучения детей вокальному мастерству.

В приложении дан примерный календарно-тематический план для 3-х, 4-х, 5-х, 6-х классов (групповые и индивидуальные занятия) и 8-х классов (индивидуальные занятия).

1


^ Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время в нашем информационном мире потребность людей в творческом самовыражении возрастает. Детям, воспринимающим мир в художественных образах, легче раскрыть всю глубину своего потенциала в исполнительской деятельности. Поэтому в своей работе с детьми на занятиях вокального ансамбля я использую задания, развивающие их творческое начало в условиях процесса «погружения в образ» вокального произведения, «шаг в неведомое… позволяющий взглянуть на мир иначе, с новой точки зрения, с другой стороны…» (Савенкова Л.Г. Когда все искусства вместе – М,: Чистые пруды, 2007, с 4)

К числу наиболее актуальных проблем относится развитие художественно-образного мышления и творческой активности учащихся в процессе раскрытия художественного образа музыкального произведения средствами выразительности разных видов искусств. Это значит, что процесс обучения должен быть направлен не на передачу готового опыта музыкальной деятельности, накопленного в истории существования человечества, а на освоение способов быть сопричастным к этому опыту, самому осваивать, преобразовывать и пополнять его. На занятиях вокального ансамбля у певцов формируется «творческое отношение к действительности, где действительность предстаёт как система взаимоотношений с миром, с культурой» (Затямина. Т.А. Конструирование современного урока музыки. – М.: Глобус, 2007, с 12)


^ Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что каждый ребёнок воспринимает мир в художественных образах, поэтому целесообразнее формировать у обучающихся понятие о художественном образе в разных видах искусства и с помощью разных видов художественного творчества.

У первоклассников и второклассников доминирует наглядно-действенное и

наглядно-образное мышление, поэтому значительное место в работе над

«погружением в образ» занимает иллюстративный метод в сочетании с репродуктивным, когда педагог голосом показывает музыкальный материал, а дети воспроизводят услышанное по принципу подражания. Показ голосом для них более убедителен, нежели рассказ о том, как выполняется данное задание, т. к. этот приём в высшей степени нагляден, заразителен, доступен, заставляет интуитивно найти нужные приспособления.

На ученика воздействуют зрение, слух, эмоциональное возбуждение от услышанного хорошего звучания голоса педагога и помогают ему правильно спеть ту или иную музыкальную фразу. Непреднамеренное подражание свойственно детям. Именно поэтому на занятиях вокального ансамбля я предлагаю им выполнить творческое задание, в основе которого лежит принцип «пой так, как пою я» (итальянская школа). Подсознательно копируя манеру пения педагога, ребёнок не думает, за счёт каких действий, в какой части голосового аппарата он достиг необходимого звучания. Постоянное слушание в классе правильно поставленного певческого голоса педагога благоприятно отражается на формировании представления о верном звучании в сознании ребёнка, а копирование этого звучания способствует развитию необходимого голосоведения у младших школьников.


2

Известно, что ученики третьих и четвёртых классов в большей степени опираются на словесно-логическое и образное мышление, они предпочитают всё

осмыслить, понять, после чего – сделать. Именно поэтому на занятиях вокального ансамбля в работе над образом музыкального произведения им

предлагается творческое задание, основанное на логическом мышлении.

Чувство удовлетворения от проделанной работы порождает в детях желание добиться ещё больших успехов в овладении исполнительским мастерством, формирует потребность трудиться, настойчиво и целеустремлённо добиваться успехов в учёбе, что связано с проявлением волевого начала, самостоятельности, творческой активности.

Таким образом, творческие задания на занятиях вокального ансамбля стимулируют раскрытие детских спонтанных импровизационных проявлений посредством музыки, движения, вхождения в образ, а значит, способствуют общему творческому развитию личности ребёнка.


^ Цель: формирование культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры.

Задачи:

  • развитие музыкально – творческих и артистических способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, музыкальной памяти эмоционально – эстетического восприятия действительности;

  • воспитание слушательской и исполнительской культуры учащихся; способности воспринимать образное содержание музыки и воплощать его в разных видах музыкально – творческой деятельности; воспитание

ответственности и чувства коллективизма; устойчивого интереса к музыке,

музыкальному искусству своего народа и других народов мира; духовно-нравственное, музыкально-эстетическое и патриотическое воспитание; воспитание музыкального вкуса и экологической культуры учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании;

  • освоение вокально-хоровых навыков, элементарной теории, особенностей музыкального языка; фольклора, лучших произведений духовной музыки, классического наследия и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов;

  • формирование целостного восприятия окружающего мира и бережного отношения к нему; формирование национального самосознания в ходе изучения русской культуры и культуры разных народов мира;

  • овладение умениями и навыками самостоятельной музыкально – творческой деятельности.



^ Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что дети на занятиях вокального ансамбля не только развивают вокально-хоровые навыки, но и раскрывают свой внутренний творческий потенциал.

  • Освоение материала происходит в процессе практической творческой деятельности. Практические занятия по программе связаны с основным видом деятельности участников вокального ансамбля – пение.

3

  • В ра­боте над развитием вокально-хоровых навыков дети всегда должны

добиваться точного и чистого исполнения мелодии, ритмической фигурации, чёткой артикуляции, выполнения динамических оттенков, выделять композиционные части текста, способствующие более полному раскрытию основного содержания исполняемой песни, уметь пользоваться разными регистрами, тембрально раскрашивая мелодию. 

Для выполнения творческих заданий на уроке используются разные музыкальные инструменты.

В структуру программы входят 2 образовательных блока: теория и практика. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно - практического опыта. Практические задания способствуют развитию у исполнителей вокально-хоровых навыков и творческих способностей. Эти навыки формируются довольно медленно и разновременно, поэтому спецификой вокально-хорового обучения является постановка всех основных учебных задач с самого начала обучения с постепенным их усложнением и расширением, что влечёт за собой усложнение певческого репертуара.


^ Программа концентрическая.


Методы. На занятиях вокального ансамбля используются общедидактические методы: наглядный метод (слуховой и зрительный), словесные методы – беседа, обсуждение характера музыки, обобщения; введение новых понятий, специальной терминологии; образные сравнения, анализ недостатков и пр.

Наряду с общедидактическими методами на занятиях вокального ансамбля используются методы, отражающие специфику певческой деятельности: концентрический, фонетический, объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным, метод внутреннего пения (пения на основе представления), сравнительного анализа (эстетическая оценка вокального исполнения, самоконтроль)1.

Прохождение каждой новой теоретической темы предполага­ет постоянное повторение пройденных тем, обращение к кото­рым диктует практика. Такие методические приемы, как «забегание вперёд», «возвращение к пройденному» (Д.Б. Кабалевский), методы «размышления о музыке», «сопереживание» (Н.А.Ветлугина), «сочинение сочинённого» (В.О.Усачёва), с «полихудо жественным подходом» (Б.П.Юсов) способствуют фундаментальному освоению материала на занятиях вокального ансамбля.


Репертуар. Один из главных критериев в вопросе формирования репертуара – психофизиологические возможности детей той или иной возрастной группы. Репертуар соответствует исполнительским возможностям детей, индивидуально – возрастным особенностям учащихся, близок их интересам.

_____________________________

1 Методы взяты из учебного пособия: Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. – М,: Владос, 2002, с. 150.


Интересы детей в наши дни во многом определяются научно – техническим прогрессом. Однако с природой и животными сегодняшние городские дети соприкасаются значительно меньше. А ведь именно природа воспитывает в

человеке такие необходимые черты характера, как нежность, ласковость, доброта,

милосердие, мечтательность. Вот почему в репертуар в большинстве своем

включены экологические песни, а так же песни о дружбе, школе и музыке.

В настоящее время большое внимание в сфере воспитания уделяется поиску адекватных форм и средств духовно-нравственного воспитания.

Духовное становление человека невозможно без развития в нём чувства прекрасного. Духовные произведения и, в большей степени, музыкальные произведения о земной красоте и красоте взаимоотношения человека с природой не только воздействуют на сознание детей, но и формируют в детях душевную отзывчивость и эстетический вкус.

Патриотические чувства воспитываются на песнях военных лет и песнях о войне современных авторов.

Особое внимание уделяется изучению русских народных песен, песен о родном крае. Эти сочинения приобщают учащихся к интонациям родной музыкальной речи, прививают навык широкого дыхания, плавности звуковедения, что так важно для певческого развития.

Помимо изучения русских народных песен в репертуар включены и песни разных народов мира, развивающие у школьников интернациональные чувства и приобщающие к культуре других народов.

Для воспитания музыкального вкуса и формирования исполнительской культуры учащихся в программу включены лучшие образцы песен композиторов классиков и современных авторов.


^ Виды деятельности. На занятиях кроме пения используются и другие виды деятельности:

игра на простых музыкальных инструментах;

двигательно - ритмические упражнения, поддерживающие тонус и снимающие напряжение у детей;

музыкальные игры;

элементы актёрского мастерства, применяемые в процессе исполнения песни, слушание музыки;

музыкальная грамота;

движения под музыку;

певческая импровизация.

Использование учебно-тренировочного материала (вокальные упражнения и небольшие отрывки из песен) направлено на «разогревание и настройку голосового аппарата певцов…, развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов» участников вокального ансамбля. (Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. – М., 2002, с 120)

Для плодотворной работы на занятиях руководителю ансамбля необходимо создать доброжелательную атмосферу, которая мотивирует обучающихся на


5

включение в активную деятельность и сотворчество вместе с учителем.

Для формирования художественно–эстетического вкуса учащихся планируется посещение концертов, спектаклей, выставок.


^ Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от восьми до семнадцати лет.


Программа составлена с учётом возрастных особенностей школьников. Учащиеся разделяются условно на три возрастные категории:

1 - младшую

2 - среднюю

3 - старшую.

Обучающимся 7 – 8 классов в мутационный период уменьшается голосовая нагрузка. Для старшего возраста с неокрепшими голосами подбираются произведения с небольшим диапазоном, удобной тесситурой, без частых повторений самых высоких и самых низких звуков.


^ Сроки реализации образовательной программы

1-я ступень обучения (возрастная категория: младшая группа, 2-4 классы) – 3 года;

2-я ступень обучения (возрастная категория: средняя группа, 5-8 классы) – 4 года;

3-я ступень обучения (возрастная категория: старшая группа, 9-11 классы) – 3 года.

Количество часов за год на одну группу – 68 часов.


^ Формы занятий:


Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых материалов и иллюстраций для работы. Теоретическая часть занятий должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию по теме и предмете знания. 

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической части, причем большее количество времени за­нимает практическая часть.

Форму занятий можно определить как творческую деятельность детей. 


^ Режим занятий:


Занятия с одной группой «Вокального ансамбля» проводятся по 40 минут 1 раз в неделю. Наряду с групповой формой обучения проводятся и индивидуальные занятия с одним учеником 1 урок в неделю. В связи с тем, что на каждого ученика выделяется только 40 минут индивидуальных занятий, то целесообразнее заниматься сразу с 2-3 вокалистами одного возраста и уровня развития их голосов. Это даст возможность, не перегружая учеников, максимально использовать время, чередуя изучение теоретического материала и его практического применения.


^ 6


Первая ступень

возрастная категория - младшая группа.

Планируемый уровень подготовки участников вокального ансамбля.

Участники вокального ансамбля должны

^ Знать / понимать:

- возможности музыкального искусства в отражении жизненных явлений, о связи музыки с жизнью;

- основные дирижерские жесты: внимание, взятие дыхания, вступление, снятие, фермата;

- понятия: певческая установка, звукообразование, артикуляция, дикция;

- музыкальные средства выразительности: мелодия, темп, ритм, регистр, консонанс, диссонанс, форте, пиано;

- простые музыкальные формы: одночастная, двухчастная, трёхчастная и куплетная;

- основные жанры: песня, танец, марш;

- историю возникновения и особенности русских народных песен;

- авторов исполняемых произведений;

- о гигиене и охране певческого голоса.

Уметь:

- эмоционально – образно воспринимать музыку разных форм и жанров;

- соблюдать при пении правильную певческую установку;

- пользоваться мягкой атакой звука;

- делать вдох в характере исполняемого произведения;

- правильно формировать гласные и согласные звуки;

- разделять одинаковые согласные и гласные, встречающиеся в конце одного и в начале другого слова;

- чисто интонировать мелодию, сливаясь в унисон;

- выдерживать постоянный темп или, если это необходимо, одновременно выполнять ускорение и замедление;

- правильно и четко исполнять ритмический рисунок песни;


7


- находить кульминации в отдельных частях и в песне в целом;

- вместе начинать и заканчивать произведение или отдельные его части;

- постоянно следить за качеством звука;

- выразительно исполнять народные песни, духовную музыку, песни композиторов классиков и современных композиторов;

- оценивать характер музыки и определять её образное содержание;

- импровизировать в диалоге: «вопрос – ответ».


Учебно-тематический план для данной ступени по количеству часов и разделам един и формируется на основе музыкального материала соответствующего годам обучения данной ступени.


^ Учебно-тематический план

( количество часов на одну группу)





п/п

Раздел

Всего

часов

Теоретических

часов

Практических часов

1

Развитие вокально-хоровых навыков

28

3

25

2

Учебно-тренировочный материал

5

1

4

3

Импровизации

2

0,5

1,5

4

Слушание музыки

3

1

2

5

Музыкальная грамота

2

0,5

1,5

6

Игра и движение под музыку

10

1

9

7

Индивидуальная работа

16

2

14

8

Мероприятия воспитательно-познава тельного характера

2




2




Итого

68

9

59



8

^ Содержание программы:

  1. В начальном периоде вокально-хорового воспитания закладываются необходимые профессиональные навыки пения. На основе знаний о тембровых особенностях человеческого голоса, его разновидностях, понятий о высоких и низких звуках, а также понимания основных дирижёрских жестов, обучащиеся овладевают азами вокально-певческих навыков: правильная певческая установка, навык взятия и экономного распределения дыхания, пользование только мягкой атакой звукообразования, развитие звуковысотного диапазона и артикуля-ционного аппарата в процессе работы над дикцией, чистотой интонирования и точностью исполнения ритмического рисунка песен и упражнений, параллельно работая над динамикой, ансамблем, тембром, подвижностью голосов, развитием навыка чистого унисонного звучания.

Методы:

- стимулирования и мотивации учения - объяснение, соучастие;

- организации и осуществления учебных действий и операций – иллюстрация, репродуктивный;

- контроля и самоконтроля – контроль учителя и самоконтроль обучающегося.

Компоненты:

- средства – духовная музыка, народные песни и песни зарубежных, русских и советских композиторов;

- формы взаимодействия – групповые и индивидуальные;

- деятельные позиции – субьект-субьектные отношения1.

  1. ^ Учебно-тренировочный материал представляет собой небольшие по диапазону кантиленные упражнения на определённые гласные или слоги в восходящем и нисходящем движении на средней динамике, пропевание скороговорок; ритмические упражнения, включающие хлопки, движение по кругу в разном темпе с разнообразной динамикой.


^ Методы: объяснение, иллюстративный, репродуктивный, самоконтроль. Компоненты: фонопедические и ритмические упражнения, групповое и сольное пение.

  1. Импровизации: вокальные - сочинение и пропевание коротких мелодий, ритмические – выстукивание простейших ритмических фигураций в сиюминутном создании, литературные - подбор слов и сочинение фраз, служащих в дальнейшем для составления моделей ритмических фигур, простейших форм фольклора (пословицы, считалки, дразнилки).


^ Методы: импровизации, контроля и самоконтроля.

Компоненты: короткие вокальные, ритмические и литературные заготовки, сольное пение, пение с пластическим интонированием, отстукивание ритма, сочинение литературных фраз.

_____________________________

1 Методы и компоненты взяты из учебного пособия: Затямина Т.А. Конструирование современного урока музыки. С. 45-55.


9

  1. ^ Слушание музыки - умение слышать мелодическую линию и аккомпанемент, различать тембры в музыке, определять характер музыкальных произведений, размер, темп, ритм, лад, динамику, регистры, консонансы и диссонансы.


^ Методы: слушание музыкальных произведений, сравнение, анализ, контроль. Компоненты: музыкальные произведения, групповая и индивидуальная работа.

  1. ^ Музыкальная грамота – изучение основных средств музыкальной выразительности, простейших форм музыкальных произведений, трёх жанров, истории возникновения и особенностей духовной и народной музыки, фамилии композиторов изучаемых произведений.


^ Методы: объяснение, иллюстрация, сравнение, контроль, познавательные игры. Компоненты: таблицы, музыкальные произведения и песни, групповая и индивидуальная работа.

  1. ^ Игра и движения под музыку - исполнение несложных ритмических упражнений на ударных инструментах, двигательные упражнения и танцевальные движения, выполнение этюдов, инсценировка песен, ответы на вопросы (твои любимые герои, что ты видишь за окном, чем ты любишь заниматься?), сюжетные импровизации («Прогулка в лес», «Любимая сказка»).



^ Методы: музицирования, соучастия, «художественного движения», познавательные игры, викторина.

Компоненты: музыкальные произведения и песни, простейшие ударные инструменты, творческие задания, инструментальное музицирование, пение.


  1. ^ Индивидуальная работа – это работа руководителя ансамбля с 2-3 учениками или небольшой группой детей над совершенствованием вокально-хоровых навыков исполнителей.


^ Методы: объяснение, иллюстрация, демонстрация, репродуктивный, контроль и самоконтроль, поощрение.

Компоненты: музыкальный материал, наглядные пособия, сольное и групповое пение.


  1. ^ Мероприятия воспитательно-познавательного характера - выступление ансамбля в концертах, посвященных знаменательным датам, участие в празднике песни - фестиваль «Детские фантазии», в фестивале Духовного пения, в районном и городском фестивале «Толерантность – путь к культуре мира», в фестивале патриотической песни «Чтобы помнили…» и «Виктория».


^ Методы: соучастие в творческой работе, практическая деятельность, контроль и самоконтроль, сравнение, поощрение.

Компоненты: музыкальный материал, групповое или сольное пение, слушание музыки.


10

^ Вторая ступень

возрастная категория - средняя группа.

Планируемый уровень подготовки участников вокального ансамбля.

Участники вокального ансамбля должны

^ Знать/ понимать:

- основные понятия: певческая установка, звукообразование, артикуляция, дикция, певческая опора, атака звука (мягкая, твердая);

- музыкальные средства выразительности: мелодия, темп, ритм, регистр, динамика, форте, пиано, меццо форте, меццо пиано, крещендо, диминуэндо, кульминация, метр, размер;

- основные дирижерские жесты: внимание, взятие дыхания, вступление, снятие, фермата;

- музыкальные формы: вариации, рондо;

- основные жанры народной и профессиональной музыки;

- историческое значение народного творчества;

- характерные черты творчества композиторов на примере песен зарубежных, русских, советских и современных композиторов;

- о гигиене и охране певческого голоса.

Уметь:

- соблюдать при пении правильную певческую установку;

- пользоваться мягкой и твёрдой атакой звука;

- делать вдох в характере исполняемого произведения и спокойный, равномерный выдох при пении;

- правильно брать дыхание и рационально использовать его на более продолжительных фразах;

- исполнять фразы на цепном дыхании;

- петь на одном дыхании различные фразы звуковедением legato, non legato и staccato естественным звуком без напряжения;

- самостоятельно определять наиболее значительные по смыслу слова и выделять их во время пения;


11


- грамотно выполнять фразировку;

- четко, ясно произносить согласные, округленно формировать гласные, особенно в верхнем регистре;

- сохранять напевность при четком исполнении пунктирного ритма и синкоп;

- полноценно исполнять мелкие длительности в песнях быстрого темпа;

- находить и исполнять кульминацию свободным, ровным звуком в отдельных частях (местная кульминация) и в песне в целом (общая кульминация);

- чисто интонировать хроматизмы в упражнениях и песнях;

- точно выстраивать мелодическую и гармоническую линии, соблюдая при этом все виды ансамбля;

- менять по руке руководителя силу звука, темп, характер звуковедения, выравнивать строй;

- постоянно следить за качеством звука;

- смягчать звук в нижнем регистре и «прикрывать» верхние звуки;

- чисто интонировать мелодию своей партии в двухголосном и трёхголосном произведении;

- одновременно выполнять агогические отклонения;

- петь мелодии без поддержки инструмента, сохраняя чистоту интонации;

- эмоционально и выразительно исполнять разнохарактерные произведения;

- оценивать своё вокальное исполнение и исполнение других участников вокального ансамбля;

- импровизировать на стихотворный текст.


Учебно-тематический план для данной ступени по количеству часов и разделам един и формируется на основе музыкального материала соответствующего годам обучения данной ступени.


12


^ Учебно-тематический план

(количество часов на одну группу)




п/п

Раздел

Всего

часов

Теоретических

часов

Практических часов

1

Развитие вокально-хоровых навыков

32

4

28

2

Учебно-тренировочный материал

5

1

4

3

Импровизации

2

0,5

1,5

4

Слушание музыки

4

1

3

5

Музыкальная грамота

2

0,5

1,5

6

Движения под музыку

3

1

2

7

Индивидуальная работа

16

2

14

8

Мероприятия воспитательно - познава тельного характера

4

1

3




Итого

68

11

57



^ Содержание программы:

1. Развитие вокально-хоровых навыков – Закрепление вокально-певческих навыков, пройденных ранее, а так же работа над твёрдой атакой звука, кантиленным звучанием на цепном дыхании, звуковедением non legato и staccato, развитием звукового диапазона, фразировкой, подвижной динамикой, точным исполнением пунктирного ритма и синкопы, работа над мелкими длительностями и чистотой интонации хроматических звуков в песнях с быстрым темпом, работа над строем, ансамблем, выравниванием регистров, одновременным выполнением агогических отклонений, точным интонированием своей партии в двухголосном и трёхголосном произведении.

Методы:

- стимулирования и мотивации учения - объяснение, соучастие;

- организации и осуществления учебных действий и операций – иллюстрация, репродуктивный, самостоятельная работа обучащихся.

- контроля и самоконтроля – самоконтроль при пении и контроль учителя.


13

Компоненты:

- средства – духовная музыка, народные песни и песни зарубежных, русских

и советских композиторов;

- формы взаимодействия – сольные и групповые;

- деятельные позиции – субьект-субьектные отношения.


2. ^ Учебно-тренировочный материал – к распевкам, выученным ранее, добавляются упражнения с ритмическими группировками, в которых восьмые длительности сочетаются с шестнадцатыми, расширяется динамический диапазон за счёт введения в распевку подвижной динамики, а чистота интонирования в двухголосных и трёхголосных упражнениях отрабатывается на фермата.

^ Методы: объяснение, иллюстративный, репродуктивный, самоконтроль. Компоненты: фонопедические и ритмические упражнения, групповое и индивидуальное пение.

3. Импровизации: вокальные - сочинение и пропевание коротких мелодий, ритмические – выстукивание простейших ритмических фигураций в сиюминутном создании.

^ Методы: импровизации, контроля и самоконтроля.

Компоненты: короткие вокальные, ритмические и литературные заготовки, сольное пение, отстукивание ритма, сочинение литературных фраз.

4. ^ Слушание музыки - к полученным ранее знаниям и умениям добавляется формирование представлений об основных принципах развития музыки (повтор, вариационность, контрастность) и закрепляются знания о средствах музыкальной выразительности.

^ Методы: слушание музыкальных произведений, сравнение, анализ, контроль.

Компоненты: музыкальные произведения, индивидуальная работа.

5. Музыкальная грамота - закрепление знаний об основных средствах музыкальной выразительности, изучение музыкальных форм: вариации и рондо, характерных особенностей народной музыки.

^ Методы: объяснение, иллюстрация, сравнение, контроль, познавательные игры.

Компоненты: таблицы, музыкальные произведения и песни, индивидуальная работа.

6. ^ Движения под музыку - двигательные упражнения и танцевальные движения, выполнение этюдов, инсценировка песен.

Методы: музицирования, соучастия, «художественного движения», «музыкальный театр», викторина.

14

Компоненты: музыкальные произведения и песни, творческие задания, сольное и ансамблевое пение.

7. ^ Индивидуальная работа – это работа руководителя ансамбля с 2-3 учениками или небольшой группой детей над совершенствованием вокально-хоровых навыков исполнителей.

^ Методы: объяснение, иллюстрация, демонстрация, репродуктивный, самостоятельной работы учащегося, контроль и самоконтроль.

Компоненты: музыкальный материал, наглядные пособия, сольное и групповое пение.

8. ^ Мероприятия воспитательно-познавательного характера - выступление ансамбля в концертах, посвященных знаменательным датам, участие в празднике песни (фестиваль «Детские фантазии»), в фестивале Духовного пения, в районном и городском фестивале «Толерантность – путь к культуре мира», в фестивале патриотической песни «Чтобы помнили…» и «Виктория», посещение концертов духовной, классической и народной музыки.

Методы: соучастие в творческой работе, практическая деятельность, контроль и самоконтроль, познавательные, сравнение, анализ, поощрение.

Компоненты: музыкальный материал, групповое или сольное пение, слушание музыки.



следующая страница >>