bigpo.ru
добавить свой файл
1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. АКМУЛЛЫ


Социально –гуманитарный факультет



«Согласовано»


_________________

председатель УМК

И.Б.Цилюгина

«Утверждаю»


_______________

декан факультета

Бенин В.Л.



^ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


СД.Ф.04 ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ



  1. Цели и задачи дисциплины


Дисциплина «Информационно-аналитические продукты и услуги» является базовой теоретической и практической дисциплиной в цикле учебных предметов, обеспечивающих освоение методов и средств создания и поиска информации для квалификации «Референт-аналитик информационных ресурсов».

^ Цель дисциплины: овладение студентами процессами создания и использования различных видов информационно-аналитических продуктов и услуг.

Задачи: формирование у студентов знаний, раскрывающих:

  • предназначение информационного обслуживания как сервисной деятельности;

  • характеристику существующей в настоящее время информационной продукции, причины её разнообразия;

  • общие тенденции и специфические особенности в подготовке информационной продукции в универсальных библиотеках, службах информации и библиотеках предприятий, информационно-аналитических центрах;

  • критерии оценки и пути обеспечения качества информационной продукции.

развитие у студентов практических навыков:

  • в осуществления маркетинговых исследований для разработки ассортиментной, ценовой, сбытовой политики библиотек и информационно-аналитических служб;

  • создания информационной продукции, соответствующей потребительским требованиям различных категорий пользователей;

  • в налаживания делового сотрудничества в целях расширения ассортимента информационной продукции.


Дисциплина «Информационно-аналитические продукты и услуги» ориентирует студентов на профессиональную деятельность в сфере информационной и библиографической науки и практики.

Основные объекты профессиональной деятельности выпускника - документно-информационные ресурсы общества, различные группы потребителей информации.

Основные задачи профессиональной деятельности референта-аналитика - оценка современного состояния и выявление тенденций развития объекта на основе анализа и синтеза известной информации об объекте, создание информационных продуктов и услуг аналитического характера.


^ 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины


Студент, изучивший дисциплину, должен,

Знать: современное состояние и тенденции развития мирового и отечественного рынков информационных продуктов и услуг, ассортимента информационных продуктов и услуг отечественных библиотек и информационных центров

^ Уметь: ориентироваться в номенклатуре информационно-аналитических продуктов и услуг, принципах их соззания.

Владеть навыками профессиональной деятельности по следующим основным направлениям:

  • научно-исследовательская;

  • производственно-практическая;

  • методическая, информационно-консультационная.



^ 3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость

376

9,10

Аудиторные занятия

188

9,10

Лекции

86

9,10

Практические занятия (семинары)

102

9,10

Лабораторные работы

-

-

Самостоятельная работа

188

9,10

Курсовые работы/рефераты

-

-

Вид итогового контроля: экзамен/зачет




Экзамен/ зачет



^ 4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


4.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ





п/п


Тематический план


Лекции


Практические занятия, семинары

1

2

3

4

1

Сервисная деятельность. Современные представления

2

х

2

От библиотечно-библиографического обслуживания к информационному сервису: изменения в профессиональной деятельности

4

х

3

Особенности информации как товара

4

х

4

Соотношение терминов: «информационная продукция», «товар», «услуга»

4

х

5

Потребители как ключевое звено сервисной деятельности. Изучение потребителей

2

х

6

Основные процессы подготовки информационной продукции

2

х

7

Аспекты характеристики информационной продукции

2

х

8

Документальное обслуживание как база для подготовки аналитической продукции

6

х

9

Библиографическая информационная продукция

2

х

10.

Фактографическая информационная продукция

4

х

11

Информационные исследования. Общая характеристика

8

х

12

Обзорно-аналитическая информационная продукция

10

х

13

Информационная продукция, являющаяся результатом библиографических исследований

10

х

14

Информационная продукция, являющаяся результатом патентных исследований

6

х

15

Информационная продукция, являющаяся результатом маркетинговых исследований

2

х

16

Доклады для руководства как результат спичрайтерства

2

х

17

Информационная продукция, являющаяся результатом коммуникативного аудита

2

х

18

Комплексные информационные мероприятия

2

х

19

Консультационные услуги

2

х

20

Оценка качества информационной продукции

2

х

21

Маркетинговые исследования информационного рынка. Изучение производителей и потребителей информационной продукции

2

х

22

Разработка товарной номенклатуры

2

х

23

Формирование цен на информационную продукцию

2

х


24

Продвижение информационной продукции: интегрированный подход

2

х

ИТОГО:

86

102



^ 4.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ


РАЗДЕЛ I. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
КАК СЕРВИСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Тема 1. Сервисная деятельность. Современные представления


Сервисный подход к удовлетворению общественных и индивидуальных потребностей людей как философия современного общества. Применимость фундаментальных оснований
сервисной деятельности для информационного обслуживания: основной приоритет потребностей пользователей: направленность всей деятельности библиотеки или информационной службы на удовлетворение этих потребностей; необходимость
постоянного перепроектирования (реинжиниринга) технологических процессов для повышения качества обслуживания:

Обязательность обеспечения защиты прав потребителя и вытекающая из этого необходимость соответствия качества услуг принятым стандартам; разработка таких стандартов. Двойственный характер оценки потребителем качества обслуживания: оценка самой услуги и условий её предоставления (временных, психологических, этических, эстетических, технологических); обеспечение возможности участия пользователей в контроле и совершенствовании обслуживания, в управлении качеством услуг; обязательность в связи с этим выражения качественных характеристик услуг на языке, понятном потребителям; разработка регламентирующих документов (инструкций, положении и т.д.)

Значимость изучения информационного обслуживания как сервисной деятельности для обозначения перспектив развития библиотек и информационно-аналитических служб, Отличи­тельные черты информационного сервиса.


^ Тема 2. От библиотечно-библиографического обслуживания к информационному сервису: изменения в профессиональной деятельности


Ресурсная база, глубина аналитико-синтетической перера­ботки информации и информационные технологии как пока­затели уровня развития информационной деятельности.

Изменение ресурсной базы. Традиционное рассмотрение фонда конкретной библиотеки или информационной службы как основного ресурса обслуживания. Осознание невозможности удовлетворения информационных потребностей пользователей на базе одного отдельно взятого фонда. Усиление инфор­мационного взаимодействия и варианты его реализации на ведомственном и региональном уровнях.

Развитие информационных технологий и снижение влияния географических, ведомственных и других барьеров, стоящих на пути обеспечения доступности информации. Использование в процессе информационного обслуживания совокупных информационных ресурсов обшества.

Развитие приемов аналитико-синтетической переработки информации и поэтапный переход от библиографического описания к аннотированию — реферированию и синтезу нового знания. Использование в библиотечно-информационной сфере методов интеллектуального преобразования ин­формации.

^ Тема 3. Особенности информации как товара


Специфика информации как товара. Информация как средство реализации прав и свобод личности и необходимость обеспечения её доступности. Информация как объект собст­венности и продажи. Правовая и этическая регламентация ин­формационной деятельности в уменьшении противоречия ме­жду её общедоступностью и товарной сущностью.

Свойства социальной информации, учет которых необхо­дим при подготовке информационной продукции: содержа­тельность, наличие смысла, значения; целесообразность; цен­ность; относительная независимость плана содержания от пла­на выражения; старение; кумулятивность; неаддитивность социальной информации.

Превращение информации в товар в процессе её переработ­ки субъектами информационной деятельности и представле­ния в форме информационных продуктов и услуг. Свойства информации, влияющие на ее товарную сущность: неуничтожимость, возможность неограниченного тиражирования, со­хранение авторского права после продажи и др.


^ Тема 4. Соотношение терминов: «информационная продукция», «товар», «услуга»


Информационная продукция — документы, информацион­ные массивы, базы данных и информационные услуги, являю­щиеся результатом функционирования информационных сис­тем. Использование термина информационная продукция как родового по отношению к понятиям информационные продук­ты и услуги. Выделение в структуре информационной продук­ции информационных товаров (продуктов), представленных в материальной, овеществленной, форме (дайджесты, аналитиче­ские обзоры, библиографические указатели) и информацион­ных услуг, не имеюших вещной формы, материального носите­ля (устные справки, консультации библиографа, поиск в Ин­тернет и др.). Свойства услуг: неосязаемость, невозможность оценки качества до момента их использования, неотделимость от источника предоставления, непостоянство качества, несохраняемость и другие свойства, усиливающие риски производителя и потребителя при взаимодействии на рынке услуг, Преимущества использования опыта, накопленного в марке­тинге услуг, применительно к информационной деятельности.

Условность границы между информационными продуктами и услугами, проявляющаяся, с одной стороны, в направленно­сти услуг на предоставление пользователю информационных продуктов (завершение поиска в Интернет подготовкой распе­чатки найденных материалов), с другой, в повышении конку­рентоспособности товаров за счет сопровождающих и,\ услуг (обучение персонала работе с программным обеспечением, ак­туализация баз данных). Информационная продукция как ком­бинация осязаемых и неосязаемых компонентов (выставки, конференции, презентации и др.).

^ Тема 5. Потребители как ключевое звено сервисной деятельности. Изучение потребителей

Опыт изучения читателей, накопленный в библиотековедении. Методы изучения читателей: опрос, анализ читательских формуляров, наблюдение. Использование статистических ме­тодов (анализ числа читателей, количества посещений, объема книговыдач) и др.

Формирование представлений о сущности информацион­ных потребностей. Информационные потребности как соци­ально-психологическая категория. Их место в структуре по­требностей человека. Природа и механизм формирования ин­формационных потребностей. Соотношение понятий: мотивы деятельности человека, его интересы и информационные по­требности.

Понятие об общественных (объективных), коллективнывх и индивидуальных информационных потребностях.

Профессиональные информационные потребности. Особенности информационных потребностей различных категорий специалистов в зависимости от профессии, функциональных и должностных обязанностей, сферы научно-производственной деятельности.

Причины неопределенности профессиональных информационных потребностей и неточности выражения их содержа­ния и информационных запросах. Возрастание важности уточ­нения информационных запросов в условиях использования информационных технологий. Методика уточнения информа­ционных запросов.

Признаки информационных потребностей, существенно значимые для обслуживания: тематика (содержание, стабиль­ность, профильность); характер необходимых сведений; уро­вень информационной культуры специалиста; место специали­ста и процессах обмена информацией в профессиональном со­обществе.

Многообразие подходов к определению понятия и целей формирования информационной культуры (от освоения библиотечно-библиографических знаний до компьютерной гра­мотности). Понимание информационной культуры как эле­мента общей культуры личности, а цели её формирования как выработки установки на непрерывное образование, творческое развитие личности, развитие умений самостоятельно наращи­вать профессиональное знание.

Методы оценки уровня информационной культуры лично­сти. Проявление информационной культуры в информацион­ном поведении личности. Составляющие информационного поведения (мотивы обращения к информационным ресурсам; информационные потребности, как мотивационное основание информационного поведения; выбор каналов получения необ­ходимой информации; действия, осуществляемые в процессе поиска информации; самооценка рациональности и достаточ­ности избираемых путей разыскания информации; используе­мые способы фиксации, сохранения и кумуляции нужных сведений; приемы аналитической переработки информации; дей­ствия, предпринимаемые для распространения новой информации в профессиональном сообществе.

Усиление конкуренции на информационном рынке и необ­ходимость подготовки информационной продукции, отвечаю­щей потребительским требованиям. Важность изучения потребительских требований и предпочтений как к информационной продукции, так и к ком­фортности обслуживания в целом. Реализация потребительских требований как основная задача технологии подготовки информационной продукции


^ РАЗДЕЛ 2. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОДУКЦИЯ: ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ

Тема 6. Основные процессы подготовки информационной продукции


Информационное обслуживание как замкнутый цикл, включающий: выявление информационных потребностей; анализ ситуации обслуживания; выбор средств удовлетворения потребностей с учетом продуктов и услуг, предлагаемых на информационном рынке; уточнение запроса и формулировку по­искового предписания; поиск и отбор информации; её анали­тическую переработку; оформление результатов и предоставле­ние их потребителю; оценку качества информационной продукции и совершенствование на этой основе всего техноло­гического процесса. Значимость в рыночных условиях таких процессов как установление цены и продвижение информационной продукции.

^ Тема 7. Аспекты характеристики информационной продукции


Возрастание значимости классификации информационной продукции в связи с увеличением многообразия товаров и ус­луг, предлагаемых на информационном рынке. Преимущества многоаспектных классификаций информационных продуктов и услуг перед линейными.

Аспекты характеристики информационной продукции:

• характер предоставляемых сведений: полный текст доку­мента, библиографическая информация, фактографиче­ская информация, аналитическая информация, консуль­тации по самостоятельному поиску информации;

• ресурсы, привлеченные при подготовке информацион­ной продукции;

• особенности поиска информации и критерии её отбора;

• основания для подготовки информационной продукции:

индивидуальные запросы пользователей; повторяющиеся запросы; типовые запросы или меню; обслуживание по инициативе учреждения, предоставляющего услуги;

• периодичность предоставления информационной про­дукции;

• сервисные характеристики информационной продукции (место и способ её предоставления; возможность актуа­лизации сведений; режим доступа к информационной продукции: онлайн, оффлайн, диалоговый режим и др.). Представление о готовой (предлагаемой на информацион­ном рынке) и собственной (создаваемой силами библиотеки или службы информации) информационной продукции. Обу­словленность выделенных аспектов характеристики информа­ционной продукции содержанием потребительских требований к ней, Возможность их использования в целях: идентификации информационной продукции; описания ее потребительских свойств; гарантии качества определенного вида информацион­ной продукции; разработки типовых технологических процес­сов ее подготовки; мотивационного ценообразования; своевре­менного отслеживания новых видов информационной продук­ции и т.д.

^ Тема 8. Документальное обслуживание как база для подготовки аналитической продукции


Тенденции развития документального обслуживания и пути повышения его комфортности. Ориентация в обслуживании на совокупные информационные ресурсы. Обслуживание удален­ных пользователей. Использование полнотекстовых баз дан­ных. Электронная доставка документов. Изготовление цифро­вых и ксерокопий документов для передачи их в постоянное пользование.

Информационные услуги, связанные с установлением све­дений о конкретных документах. Адресные справки как средст­во определения места хранения документов в конкретном фон­де или базе данных. Электронные каталоги библиотек, поиско­вые средства и ресурсы Интернет как основа выполнения адресных справок. Уточняющие библиографические справки. Типовые ошиб­ки в библиографическом описании документов и пути их уст­ранения. Особенности выполнения уточняющих справок в условиях интерактивного доступа к совокупным информацион­ным ресурсам и возможности осуществления многоаспектного поиска.

^ Тема 9. Библиографическая информационная продукция


Особенности тематического библиографического обслужи­вания: важность уточнения и «развертывания» запроса, выяс­нения цели обращения к информации, хронологических, язы­ковых и видовых границ отбора; уровня информационной культуры потребителя. Тенденции библиографического обслу­живания. Особенности уточнения поискового предписания в условиях использования электронных сетей связи.

Виды библиографической информационной продукции. Методика подготовки и выполнения тематических библиогра­фических справок, списков, подборок, указателей новых по­ступлений, библиографических и реферативных обзоров, реко­мендательных (выборочных) и научно-вспомогательных биб­лиографических пособий, указателей трудов коллективов, списков цитируемой литературы и другой библиографической продукции. Традиционная и электронная форма предоставле­ния библиографической продукции. Электронные каталоги и библиографические базы данных как основа для подготовки информационной продукции.

Система ИРИ: общая характеристика, технология осущест­вления, тенденции развития.

^ Тема 10. Фактографическая информационная продукция


Преимущества фактографического обслуживания, приво­дящие к постоянному расширению номенклатуры фактогра­фической продукции. Тенденции развития фактографического обслуживания. Расширение круга организаций, предоставляю­щих фактографическую продукцию: телефонные справочные службы, агентства экономической информации, редакции средств массовой информации, новостные агентства и др.

Виды фактографической информационной продукции. Ме­тодика выполнения фактографических справок и подготовки фактографических досье (фирменных, профессиональных, досье на материалы и изделия, др). Фактографические справочники и базы данных как основа для подготовки информационной продукции. Дайджесты прессы, пресс-клиппинг.

Тема 11. ^ Информационные исследования. Общая характеристика

Соотношение понятий: концептографическое обслужива­ние, аналитическая деятельность, информационные исследо­вания. Интеграция процессов информационного обслуживания и экспертной деятельности. Результаты информа­ционных исследований при осуществлении консалтинговой деятельности, инжиниринге, деловой разведке, оценке бизнеса и т.д.

Предоставление потребителям характеристики состояния какой-либо предметной области, проблемы, явления или объ­екта, т.е. сведений, отсутствующих в явном виде в информаци­онном потоке, полученных в результате сбора, интерпретации, оценки, анализа и обобщения исходной информации

Рассмотрение информационно-аналитической продукции как результата деятельности: самих специалистов. Возможность обогащения методических приемов подготов­ки аналитической продукции за счет взаимоиспользования опы­та, накопленного при написании обзоров, проведении патент­но-информационных и маркетинговых исследований, подго­товке докладов для руководства и т.д. Важность унификации инструмента анализа для использования результатов изучения документального потока в различных целях.

^ Тема 12. Обзорно-аналитическая информационная продукция


Обзор как текстовое сообщение, содержащее сводную ха­рактеристику какого-либо вопроса или ряда вопросов, осно­ванную на анализе информации, извлеченной из некоторого

множества отобранных для этой цели документов за опреде­ленное время.

Представление в аналитических обзорах оценки состояния проблемы, тенденций развития определенного направления, различных точек зрения и подходов, выявленных лакун — за­дач, не получивших решения.

Виды обзоров и критерии их классификации: в зависимости от целевого назначения (обзоры-обоснования, итоговые и про­гностические обзоры); по охвату исходных документов (моно- и поливидовые обзоры); по способу распространения в обще­стве (опубликованные и неопубликованные, самостоятельные текстовые сообщения или части каких-либо документов).

Готовая обзорно-аналитическая продукция: обзоры, опуб­ликованные в виде отдельных изданий; периодические издания обзорного характера и статьи в научно-производственных про­фессиональных журналах, не специализирующихся на отраже­нии только аналитических материалов. Организации, специа­лизирующиеся на подготовке обзорно-аналитической продук­ции, характеристика их продукции.

«Собственная» обзорно-аналитическая продукция, подго­тавливаемая библиотеками и информационными службами. Регламент подготовки досье на материалы и изделия, др). Фактографические справочники и базы данных как основа для подготовки информацион­ной продукции.

^ Тема 13. Информационная продукция, являющаяся результатом библиографических исследований


Библиографические исследования как процесс получения нового знания на основе анализа документального потока от­раженного во вторичных изданиях. Соотношение понятий: библиометрические, наукометрические и библиографические исследования.

Отличие результатов библиографических исследовании от аналитических обзоров: рассмотрение не самого объекта или проблемы, а документированной информации о них; анализ вторичных документов — библиографических описаний, анно­таций, рефератов, а не текстов первичных документов; выявление тенденций развития научно-производственной деятельно­сти.

Сходство и различия обзорно-аналитической деятельности и библиографических исследований. Библиографические исследования как обязательный ком­понент аналитических обзоров, патентно-информационных и маркетинговых исследований.

Информационно-аналитическая продукция, являющаяся результатом библиографических исследований, методика подготовки.

Сетевые информационные ресурсы, библиографические и реферативные базы данных.

Расширение ресурсной базы библиографических исследо­ваний за счет анализа не только потока вторичных документов, но и фактических сведений, фиксируемых в справочных изда­ниях и фактографических базах данных. Объединение возмож­ностей анализа потока вторичных документов и фактических данных в целях осуществления информационной диагностики.

^ Тема 14. Информационная продукция, являющаяся результатом патентных исследований

Патентные исследования как исследования технического уровня и тенденций развития объектов хозяйственной деятельности, их патентоспособности, патентной чистоты, конкурен­тоспособности на основе патентной и другой информации. ГОСТ Р 15.011—96 «Патентные исследования. Содержание и порядок проведения». Патентные исследования в составе работ хозяйствующего субъекта. Самостоятельные патентные исследования. Испол­нители патентных исследований. Направления использования результатов патентных исследований. Содержание патентных исследований. Зависимость содержания патентных исследова­ний от характера проводимых хозяйствующим субъектом ра­бот, стадии жизненного цикла объекта техники, результата анализа деятельности хозяйствующего субъекта.

Порядок проведения патентных исследований: определе­ние задач патентных исследований, видов исследований и ме­тодов их проведения, разработка задания; определение требо­ваний к поиску патентной и другой документации, разработка регламента поиска; поиск и отбор информации в соответствии с утвержденным регламентом, оформление отчета о поиске; систематизация и анализ отобранной информации; подготовка выводов и рекомендаций. Специфика патентных документов и изучение динамики патентования. Отчет о результатах патентных исследований как вид ин­формационной продукции.


^ Тема 15. Информационная продукция, являющаяся результатом маркетинговых исследований


Маркетинговые исследования как процесс выявления опе­ративных данных, описывающих текущее или перспективное (прогнозное) состояние рынка, а также анализ и отражение данных в форме, необходимой для решения стратегических и тактических задач, стоящих перед организацией. Значение маркетинговой информации в деятельности организации. Ви­ды маркетинговой информации и источники её получения.

Основные направления маркетинговых исследований: изу­чение конкурентной среды, анализ потребительского спроса, выявление эффективности различных каналов маркетинговых коммуникаций и др. Основные этапы маркетинговых исследований.

Информационная продукция, являющая результатом мар­кетинговых исследований: отчеты о маркетинговых исследованиях, экспертные заключения, обзоры рынков, рейтинги, про­гностические обзоры, конъюнктурно-коммерческие справки и др.

^ Тема 16. Доклады для руководства как результат спичрайтерства


Спичрайтерство как направление деятельности служб ин­формации предприятий, заключающееся в подготовке исход­ных материалов для устных выступлений руководителей и так­же докладов, предоставляемых в высшие инстанции.

Общее в методике подготовки аналитических вы­ступлений для руководства и докладов. Важность этапов связанных с уточнением темы и разработкой плана - проспекта будущего документа.

Процесс подготовки материалов выступления, предпола­гающий: установление темы; цели, которую ставит перед собой руководитель; особенностей аудитории обращения (количества и состава присутствующих; их компетентности в данной облас­ти; отношения к организации и выступающему, в частости, наличие среди слушателей оппонентов): регламента вьступления; очередности выступления; тематики и последовательности других выступлений.


^ Тема 17. Информационная продукция, являющаяся результатом коммуникативного аудита


Коммуникативный аудит как процесс выявления и анализа, внешней и внутриорганизационной информации, прямо или косвенно характеризующей репутацию учреждения, его образ, сформировавшийся в представлении различных групп общественности и персонала.

Информационная база проведения коммуникативного ау­дита; внешние материалы, прямо или косвенно посвященные деятельности организации; статьи в газетах и журналах, тексты передач на радио и телевидении, сообщения, распространяе­мые по компьютерным сетям, материалы рейтингов; публика­ции, характеризующие работу аналогичных или близких по профилю учреждений, среди которых данная организация не упоминается для выяснения возможных причин подобного умалчивания; сообщения, распространяемые от имени органи­зации: информация, размещенная на сайте, рекламные материалы, имиджевые публикации, доклады сотрудников на различных конференциях и совещаниях, статьи в профессио­нальной печати и т.д.; внутри организационная информация — внутрифирменные газеты и журналы, кодексы чести, отдель­ные организационно-распорядительные документы; результа­ты опроса сотрудников.

Информационная продукция, являющая результатом ком­муникативного аудита; аналитические справки, отчеты, публи­кации для внутрифирменных изданий и др.

^ Тема 18. Комплексные информационные мероприятия


Особенности комплексных мероприятий как вида инфор­мационных услуг, функции, тенденции развития. Сочетание, в процессе подготовки и проведения комплексных мероприятий, задач удовлетворения информационных потребностей пользо­вателей и продвижения услуг библиотек и информацион­но-аналитических служб, формирования их имиджа.

Модульная структура комплексных информационных ме­роприятий (например, включение в программу выставки про­ведение презентаций, конференций, круглых столов). Расши­рение круга объектов выставочной деятельности. Ориентация на взаимодействие с другими организациями. Повышение тре­бований к уровню подготовки проводимых мероприятий, рас­ширение ассортимента сервисных услуг.

Выставки, дни информации, дни специалиста, дни кафед­ры, ярмарки идей, круглые столы, научно-технические семи­нары, симпозиумы, диспуты, бизнес-клубы, презентации. -Методика подготовки и проведения. Возможности использования информационных технологий. Виртуальные выставки, юле-конференции.

^ Тема 19. Консультационные услуги


Возрастание значения консультационного обслуживания в условиях расширения ресурсной базы обслуживания, распро­странения новых информационных технологий, появления но­вых групп пользователей — удаленных пользователей. Направ­ления консультационного обслуживания: обучение пользователей работе с СИФ и СПА, совместный поиск в сетевых ресурсах, обучение удаленных пользователей, подготовка путеводителей по традиционным и элек­тронным (в т.ч. сетевым) ресурсам.


^ Тема 20. Оценка качества информационной продукции


Требования стандартов ИСО серии 9000 к услугам. Неодо­лимость описания услуг с помощью характеристик, поддаю­щихся наблюдению и оценке потребителя. В том числе: коли­чественные характеристики оборудования, штата сотрудников, а также материалов; время ожидания услуги, её предоставления и время технологического цикла; характеристики безопасно­сти, надежности, точности и полноты исполнения услуги; веж­ливость. чуткость, компетентность и доступность персонала для клиентов, эффективность контактов: комфорт и эстетка места предоставления услуги. Комплексная оценка потребителем услуг как совокупности качества основной услуги, удобст­ва её использования, внимательности персонала и других ха­рактеристик.

Разработка регламента выполнения технологических про­цессов: приема запроса — его выполнения — предоставления услуги — выявления мнений пользователей. Создание доку­ментации системы качества, в которой язык требований пере­водится на язык технологии. Разработка стандартов предпри­ятия на информационную продукцию, отражающих как харак­теристику этой продукции, так и технологию её подготовки. Включение в стандарты следующих данных: название и описа­ние продукции; характеристика информационных ресурсов, ис­пользуемых при подготовке продукции; время подготовки про­дукции; профессиональный уровень сотрудников — создателей информационной продукции; условия предоставления; возмож­ные варианты сервисного сопровождения продукции после пре­доставления её пользователю (актуализация БД, дополнение указателя по уточненным запросам, расширение крута организаций, деятельность которых изучалась и т.д.). Необходимость выражения этих сведений на языке, понятном пользователю.

^ РАЗДЕЛ III. МАРКЕТИНГ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ


Тема 21. Маркетинговые исследования информационного рынка. Изучение производителей и потребителей информационной продукции


Значение маркетинговых исследований для разработки маркетинговых стратегий библиотек, служб информации пред­приятий или информационно-аналитических центров. Этапы маркетинговых исследований. Основные цели маркетинговых исследований. Выявление организаций, предоставляющих свою продук­цию на информационном рынке. Аспекты анализа их деятель­ности: профиль основной деятельности; сфера влияния (международные, национальные, цен­тральные, отраслевые, региональные и др.); форма собственности (государственные, коммерческие, отношение к созданию информационных ресурсов и др.

Фирменные досье как форма представления сведений об организациях.

Изучение потребительского спроса. Соотношение понятий «информационные потребности» и «спрос». Значимое п. изуче­ния потребительского спроса на информационную продукцию, Реальный и потенциальный спрос. Физические и юридические лица как потребители информационной продукции. Критерии сегментации рынка индивидуальных потребителей: географический (территориальный), социальный, демографический, экономический, поведенческий и т.д. Значение поведенческо­го критерия для сегментации рынка услуг (мотивы приобрете­ния услуг, искомые выгоды потребителей, интенсивное и, по­требления, степень приверженности услугам, степень готовности потребителя к восприятию услуги).

^ Тема 22. Разработка товарной номенклатуры


Рассмотрение товарного ассортимента как группы товаров, схожих по своим функциям, характеру потребительских нужд, для удовлетворения которых их приобретают, или по характеру каналов их распределения. Товарная номенклатура — весь спектр услуг, предоставляемых конкретной библиотекой или информационной службой. Описание товарной номенклатуры с точки зрения ее широты, насыщенности, глубины и гармоничности.

Необходимость учета при разработке и обосновании но­менклатуры услуг: специфики информационных потребностей своих пользователей; наличия готовой информационной про­дукции; ресурсных возможностей библиотеки или информаци­онно-аналитической службы (её сильные и слабые стороны); стадии жизненного цикла товара или услуги и других факторов.

^ Тема 23. Формирование цен на информационную продукцию


Особенности информационной экономики: оплата потре­бителем не самого товара, а степени свободы, приобретаемой в результате использования информации- Невозможность коли­чественного выражения меры ценности предоставляемой ин­формации. Цена информационной продукции как характери­стика выгоды, которую покупатель согласен оплатить.

Методы ценообразования: средние издержки плюс при­быль; анализ безубыточности и обеспечение целевой прибыли; установление цены на основе ощущаемой ценности товара в представлении покупателей; установление цены на основе уровня текущих цен.

Ценообразование в сфере некоммерческой деятельности. Бесплатные и платные информационные продукты и услуги. Условность подобного деления. Приобретение государством информационной продукции с целью её дальнейшего перерас­пределения и предоставления пользователям бесплатно или по льготной цене. Гибкая система цен и скидок, ориентированная на возможности потенциальных пользователей оплатить ин­формационную продукцию.

Основные этапы, обеспечивающие процесс ценообразова­ния: установление целей ценовой политики (повышение рен­табельности; увеличение рыночной доли; адаптация к рынку; максимизация прибыли: обеспечение «выживаемости» и др.); оценка спроса на информационную продукцию; анализ затрат; изучение цен и продукции конкурентов; выбор метода ценообразования; установление цены на товар или услугу (с учетом психологии ценовосприятия; стадии жизненного цикла информационного продукта или услуги; необходимости внедрения на рынок; возможности использования скидок).

^ Тема 24. Продвижение информационной продукции: интегрированный подход


Продвижение информационной продукции как комплекс мероприятий, включающий следующие блоки: реклама, паблик рилейшенз, стимулирование сбыта, прямой маркетинг.

Реклама информационной продукции: функции (информи­рование о новых информационных продуктах и услугах, под­держание интереса к существующим, формирование спрос;! на информационную продукцию и др.); специфика рекламы ин­формационной продукции, обусловленная особенностями ин­формации как товара. Средства рекламы информационной продукции. Методика подготовки рекламных сообщении с уче­том особенностей целевой аудитории.

Паблик рилейшенз. Формирование положительного образа библиотек или информационных учреждений как путь расшире­ния сферы их социального влияния. паблик рилейшенз. в деятель­ности библиотек и информационно-аналитических служб. За­дачи, направления деятельности. Средства паблик рилейшенз: публикация ежегодных отчетов, подготовка имиджевых сооб­щений в прессе, культурные акции, участие в некоммерческих проектах, презентации, выставки, «круглые столы», пресс-кон­ференции и т.д. Зависимость выбора средств паблик рилейшенз, от периода существования организации, её положения на рынке, аудитории и целей обращения к ней.

Стимулирование сбыта. Его преимущества в сфере марке­тинга информационных продуктов и услуг. Формы: предоставление дополнительных сервисных услуг, бесплатные раздачи образцов, купоны, экспозиции и демонстрации, выставки-про­дажи и др. Специфика стимулирования сбыта в области неком­мерческого маркетинга.

Прямой маркетинг, базирующийся на инициативном пред­ложении со стороны производителя (продавца) конкретного товара или услуги потенциальному потребителю. Использова­ние личных продаж для продвижения наукоемкой продукции, спрос на которую не очевиден и преимущества использования которой должны быть объяснены консультантом.

Преимущества использования интегрированною подхода к продвижению информационной продукции. Специфика фор­мирования брэндов в информационной сфере.


4.3. Лабораторный практикум НЕ ПРЕДУСМОТРЕН


^ 5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Рекомендуемая литература


ОСНОВНАЯ:



  1. Антопольский, А.Б. Информационные ресурсы России: науч.-метод. пособие / А.Б. Антопольский.- М.: Либерея, 2004. – 424 с.

  2. Брежнева, В.В. Информационное обслуживание: продукты и услуги предоставляемыми библиотеками и информационными центрами / В.В.Брежнева, В.А.Минкина; СПбГУКИ.- СПб: Профессия, 2004.- 304 с.

  3. Информационный рынок в России / Ю.М.Арский, Р.С. Гиляревский, В.С.Егоров и др. – М.:ВИНИТИ, 1996.- 292 с.

  4. Справочник библиографа / Науч. ред. А.Н.Ванеев, В.А.Минкина.- 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Профессия, 2003.- 560 с.

  5. Справочник информационного работника/ Под общ. ред. Р.С.Гиляревского, В.А.Минкиной- 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Профессия, 2007- 584 с.



дОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:



  1. Агратян, Е.А. Типологическая характеристика потребителей информации / Е.А. Агратян // Информационные ресурсы России.- 2005.- № 5.- С.34-36.

  2. Адрианова, Н.Е. Асинхронное и синхронное справочно-библиографическое обслуживание в Интернете / Н.Е.Адрианова // Библиография.- 2005.- № 4.- С. 78-81.

  3. Борхард, П.И. Концепция маркетинга для публичных библиотек / П.И.  Борхард и др.; пер. с нем. Е. Ястребовой. – М.: Библиомаркет, 1993. – 144 с.

  4. Жабко, Е.Д. Онлайновое СБО: особенности развития / Е.Д. Жабко // Библиография.- 2005.- № 3.- С.3-11.

  5. Качанова, Е.Ю. Инновации в библиотеках / Е.Ю. Качанова. – СПб.: Профессия, 2003. – 318 с.

  6. Кедровская, Л.Г. Номенклатура информационных услуг: хозрасчетный аспект / Л.Г. Кедровская, А.И. Мшведлидзе, Ю.Ю. Ухин // Науч.-техн. информация Сер. 1. – 1998. – № 10. – С.2-9.

  7. Клюев, В.К. Маркетинговая ориентация библиотечно-информационной деятельности. (Маркетинг в системе управления библиотекой): учеб. пособие для вузов и колледжей культуры и искусств / В.К. Клюев, Е.М. Ястребова; под общ. ред. В.К. Клюева; МГУКИ. – 2-е изд., дораб. и доп. – М.: Изд-во МГУКИ, 1999. – 144 с.

  8. Котлер, Ф. Основы маркетинга: пер. с англ / Ф. Котлер. – М.: Прогресс, 1990. – 736 с.

  9. Моисеева, Н.К. Информационный маркетинг: Учеб. по­собие / Н.К. Моисеева, Г.Д. Костина, М.В. Конышева: Под ред. Н.К. Моисеевой. - М.: МИЭТ, 2000. - 164 с.

  10. Моргенштерн, И.Г. Справочно-библиографическое об­служивание в библиотеках; Науч.-практ. пособие / И.Г. Мор­генштерн. — М.: Либерея, 1999. — 79 с.

  11. Романенко, В.Н. Сетевой информационный поиск: практ. пособие / В.Н. Романенко, Г.В.Никитина.- СПб: Профессия, 2004.- 288 с.

  12. Самохина, М.М. Интернет и аудитория современной библиотеки / М.М.Самохина // Библиография.- 2004.- № 4.- С.67-71.

  13. Стрелкова, И.А. Развитие российского рынка Интернет-услуг / И.А.Стрелкова // Информационные ресурсы России.- 2006.- № 4.- С.33-35.

  14. Суминова, Т.Н. Специфика и классификация информационных ресурсов художественной культуры / Т.Н. Суминова // Информационные ресурсы России.- 2005.- № 5.- С. 17-19.

  15. Яновский, А.М. Информация – товар рыночный / А.М. Яновский // Науч. и техн. информ. Сер. 1. – 1999. – № 6. – С. 12-14.




    1. ^ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:

Для организации эффективного изучения дисциплины «Информационные ресурсы» необходимы следующие вспомогательные средства: нормативные акты в сфере библиотечно-информационной деятельности в печатном или электронном виде (СПС «Консультант плюс»), специальная литература. профессиональные периодические издания.


^ 6. МАТЕРИАЛЬНО–ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для обеспечения данной дисциплины необходимы:

  • оборудованные аудитории (специальная мебель и оргсредства);

  • технические средства обучения: персональные компьютеры с подключением к сети Интернет;



^ 7. СОДЕРЖАНИЕ ИТОГОВОГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ

7.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

Семинарские занятия

Вопросы, вынесенные для обсуждения на семинарские занятия, освещаются в прилагаемом списке литературы.

^ Тема 1. Особенности информационно-аналитических продуктов и услуг как товара.

Цель семинарского занятия – углубить и закрепить знания студентов о специфике информационно-аналитических продуктов и услуг как товара.

План занятия:

  1. Социальное значение и свойства информации.

  2. Специфика информационной продукции как товара.

  3. Платность и бесплатность информации.

  4. Противоречие между общественным характером производства и частным характером потребления информации.


Тема 2. Создатели и потребители информационно-аналитических продуктов и услуг.

Цель семинарского занятия – углубить и закрепить знания студентов о специфике субъектов рынка информационно-аналитических продуктов и услуг.

План занятия:

  1. Методы сегментирования: априорный (по географическим, по социально-демографическим, по психографическим, по поведенческим признакам) и прямой (по выгодам).

  2. Стратегии удовлетворения информационных потребностей.

  3. Проблемы создателей информационно-аналитических продуктов и услуг на информационном рынке.

Практические занятия

Тема 1. Информационно-аналитические продукты и услуги: виды, потребительские свойства и требования, технология подготовки, калькуляция.

Задание 1. Составление технологической карты на следующие информационно-аналитические продукты и услуги: дайджесты, сценарии, пресс-клиппинг.


Занятие 2. Жизненный цикл товара.




^ Этап разработки товара

Этап выведения
на рынок


Этап роста

Этап зрелости

Упадок

Ассортимент товара

















^ Занятие 3-6. Сравнение классификаций «Виды информационных продуктов и услуг».

\№

Автор/статус классификации

Критерий классификации

^ Виды информационных продуктов и услуг

Достоинства классификации

Недостатки классификации




















Тема 3. Создатели и потребители информационно-аналитических услуг и продуктов.

Занятие 7-8. Переменные сегментирования

Разработать переменные сегментирования для детской библиотеки, для юношеской библиотеки, для публичной взрослой библиотеки, для научной библиотеки, для специальной библиотеки.


Тема 4. Маркетинг информационно-аналитических продуктов и услуг.

Занятие 9-11. 1) Используя предметно-деятельностный подход определить вид услуги: библиотечно-информационные; прибиблиотечные и сервисные; консалтинговые, образовательные; досуговые; издательско-полиграфические; рекламные, посреднические. 2) Установить необходимость бесплатности или платности предоставления услуги. 3) Предложить сервисное подкрепление к базовой услуге. 4) Определить в какой библиотеке востребована данная услуга (детской, юношеской, публичной взрослой, школьной, научной, специальной, национальной).


Контрольные задания для самостоятельной работы

  1. Информационная продукция ГОСТ 7.0-99. Информационные услуги. Информационные продукты. «Продукт-услуга» – взаимодополняющие элементы информационной деятельности.

  2. Три уровня производства товара. Пред- и послепродажные услуги.

  3. Потребительские свойства и требования к информационно-аналитическим продуктам и услугам: требования к информации, к оборудованию и технологиям, к производителю, к условиям предоставления услуги.

  4. Виды информационно-аналитических продуктов и услуг. Проблемы классификации. ГОСТ 7.0.-99, ГОСТ 7.73-96, ГОСТ 7.20-2000, классификации с позиции особенности предоставления читательских сведений или материалов, по предмету запроса пользователей, по охвату пользователей, по режиму обслуживания, по основанию для предоставления услуги, ресурсов и т.д.

  5. Проблемы создания единой классификации информационных услуг. Фасетный подход. Значение классификации для формирования ассортиментной политики в сервисной сфере.

  6. Типы информационных услуг и продуктов. Основные аспекты классификации: характер предоставляемых сведений, ресурсная база, особенности поиска информации, основание для осуществления обслуживания, режим обслуживания, место и способ предоставления информации.

  7. Разработка товарной номенклатуры. Широта, насыщенность, глубина, гармоничность товарной номенклатуры. Требования к библиотечно-информационной товарной номенклатуре.

  8. Жизненный цикл товара. Этап разработки и выведения его на рынок, этап роста, этап зрелости, этап упадка. Этапы жизненного цикла товара и номенклатура информационно-библиотечных услуг и продуктов.

  9. Ассортиментные группы услуг. Ассортиментная группа на основе предметно-деятельностного подхода и с учетом стадии жизненного цикла товара.

  10. Калькуляция. Влияние аспектов характеристики информационной продукции на ее стоимость. Сложность, эксклюзивность, периодичность, стадия жизненного цикла товара, психология восприятия – как составляющие стоимости информационной продукции.

  11. Проблемы восприятия «информации» как товара. Принцип собственности на информацию. Свойство расходования информации. Методы оценки информации. Проблемы измерения информации. Противоречие между пониманием информации как товара и социальным значением информации. Ценовая дискриминация.

  12. Проблема платности и бесплатности информационной продукции. Закон РФ «О библиотечном деле», Противоречия, связанные с общественным характером производства информации и частным характером ее потребления. Условия, необходимые для смягчения этих противоречий. Проблемы в определении экономического эффекта от использования информационных услуг и продуктов. Искомые потребителем выгоды.

  13. «Пользователи» информационных услуг и продуктов как субъекты рынка. «Свои» и «сторонние» пользователи.

  14. Степень охвата рынка. Недифференцированный маркетинг. Дифференцированный маркетинг. Концентрированный маркетинг. Рыночное окно.

  15. Производители информационных услуг и продуктов как субъекты рынка. Позиционирование. Варианты позиционирования. Рыночная ниша.

  16. «Производители» информационных Характеристика участников информационного рынка по профилю основной деятельности, по форме собственности, по сфере влияния, специализации, численности сотрудников, периода работы на информационном рынке и т.д. Электронные библиотеки. Коммерческие информационные агентства.

  17. Удовлетворение нужд и потребностей как основа маркетинга. Товар – средство маркетинга. Структура информационных потребностей. Общественные, коллективные и индивидуальные потребности. Тематика потребностей, время возникновения и период действия, профильность, уровень информационной подготовленности. Целевой маркетинг. Массовый маркетинг. Товарно-дифференцированный маркетинг.

  18. Ассортиментная политика и стратегия развития продуктовых изменений. Задачи ассортиментной политики. Конкурентоспособность. Диверсификация. Горизонтальная диверсификация. Сервисное подкрепление. Стратегия специализации. Стратегия дифференциации.



7.2 Примерный перечень вопросов к ЗАЧЕТУ/ экзамену

  1. Информационное обслуживание как сервисная деятель­ность.

  2. Изменения в профессиональной деятельности в процессе перехода от библиотечно-библиографического обслуживания к информационному сервису.

  3. Свойства социальной информации.

  4. Особенности информации как товара.

  5. Соотношение терминов «информационная продукция», «товар», «услуга». Условность границы между информацион­ными продуктами и услугами.

  6. Специфические особенности информационных услуг.

  7. Информационные потребности специалистов. Признаки потребностей, значимые для организации обслуживания. Пути изучения информационных потребностей.

  8. Информационные потребности и запросы: соотношение понятий. Возрастание важности уточнения информационных запросов в условиях использования информационных техноло­гий.

  9. Информационная культура личности, проблемы оценки уровня и пути формирования.

  10. Информационное поведение специалистов, пути изуче­ния.

  11. Потребительские требования к информационной про­дукции.

  12. Основные процессы подготовки информационной про­дукции.

  13. Многоаспектный подход к классификации информационной продукции.

  14. Документальное обслуживание как база для подготовки аналитической продукции.

  15. Библиографическая информационная продукция Об­щая характеристика. Виды. Регламент подготовки. Тенденции развития.

  16. Фактографическая информационная продукция. Общая характеристика. Виды. Тенденции развития.

  17. Фактографические справочники и базы данных как ос­нова для подготовки информационной продукции.

  18. Фактографические досье. Виды. Регламент подготовки и актуализации.

  19. Пресс-клиппинг (мониторинг прессы); тенденции раз­вития. Регламент подготовки дайджестов прессы.

  20. Фактографические справки. Регламент выполнения.

  21. Информационные исследования как база для подгоговки аналитической продукции.

  22. Обзорно-аналитическая информационная продукция. Виды обзоров и критерии их классификации.

  23. Готовая обзорно-аналитическая продукция. Виды. Ор­ганизации, специализирующиеся на её подготовке и предос­тавлении.

  24. Обзорно-аналитическая продукция, подготавливаемая библиотеками и информационными службами. Регламент подготовки.

  25. Информационная продукция, являющаяся результатом библиографических исследований. Общая характеристика. Ви­ды. Регламент подготовки. Тенденции развития.

  26. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения.

  27. Информационная продукция, являющаяся результатом патентных исследований. Общая характеристика. Виды.

  28. Информационная продукция, являющаяся результатом маркетинговых исследований. Общая характеристика. Виды. Регламент подготовки. Тенденции развития.

  29. Доклады для руководства как результат спичрайтерства. Регламент подготовки.

  30. Информационная продукция, являющаяся результатом коммуникативного аудита. Общая характеристика. Виды. Рег­ламент подготовки. Тенденции развития.

  31. Комплексные информационные мероприятия. Общая характеристика. Модульная структура комплексных информа­ционных мероприятий. Виды. Тенденции развития.

  32. Научно-технические конференции. Методика подготов­ки и проведения.

  33. Научно-технические выставки. Методика подготовки и проведения.

  34. День информации и День специалиста. Методика под­готовки и проведения.

  35. Презентации. Методика подготовки и проведения.

  36. Консультационные услуги. Основные направления. Ви­ды. Методика предоставления. Тенденции развития.

  37. Оценка качества информационной продукции. Созда­ние документации системы качества.

  38. Рынок информационно-аналитических продуктов и ус­луг. Современное состояние и тенденции развития.

  39. Информационное взаимодействие на рынке информационно-аналитических продуктов и услуг. Создание профес­сиональных ассоциаций. Кодексы профессиональной этики.

  40. Характеристика производителей информационной про­дукции.



^ 8. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


8.1 Методические рекомендации для преподавателей


Курс «Информационно-анаалитические продукты и услуги» является базовой теоретической и практической дисциплиной в цикле учебных предметов, обеспечивающих освоение методов и средств создания и поиска информации.

Дисциплина является базовой для квалификации «Референт-аналитик информационных ресурсов», органично продолжает формирование навыков поиска и свертывания информации, заложенных дисциплинами «Аналитико-синтетическая переработка информации», «Информационные ресурсы», «Информационно-аналитические технологии»

Успешное освоение учебной дисциплины предполагает знание мирового и отечественного рынков информационных продуктов и услуг, электронных и традиционных информационных ресурсов в различных отраслях науки.

При изучении дисциплины рекомендуется использовать следующие средства:

  • рекомендуемую литературу;

  • материалы настоящего учебно-методического комплекса;

  • контрольные задания для закрепления теоретического материала;

Для максимально эффективного усвоения студентами данной дисциплины рекомендуется изложение лекционного материала с элементами обсуждения.

В качестве методики проведения практических занятий можно предложить подготовку рефератов, основанных на обобщении теоретического материала и практических навыков, приобретённых студентами при прохождении практики или работы по специальности.

Кроме того, рекомендуется проведение письменного опроса (тестирование, решение задач) студентов по материалам лекций и практических работ. Подборка вопросов для тестирования осуществляется на основе изученного теоретического материала. Такой подход позволяет повысить мотивацию студентов при конспектировании лекционного материала.


^ 8.2 Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины


Основной формой работы студента является изучение конспекта лекций по дисциплине, рекомендованной литературы, активное участие в практических и семинарских занятиях. Но для успешной учебной деятельности, ее интенсификации необходимо учитывать следующие субъективные факторы, обусловленные психологической спецификой студента:

1. Наличие умений, навыков умственного труда:


а) умение конспектировать на лекции и при работе с книгой;

б) владение логическими операциями: сравнение, анализ, синтез, обобщение, определение понятий, правила систематизации и классификации.


2. Специфика познавательных психических процессов студента: внимание, память, речь, наблюдательность, интеллект и мышление. Недостаточное развитие каждого из них становится серьезным препятствием в учебе.


3. Хорошая работоспособность, поскольку обучение - это большой многосторонний и разнообразный труд. Результат обучения оценивается не количеством сообщаемой информации, а качеством ее усвоения, умением ее использовать и развитием у себя способности к дальнейшему самостоятельному образованию.


4. Соответствие избранной деятельности, профессии индивидуальным способностям. Необходимо выработать у себя умение регулировать свое эмоциональное состояние и устранять обстоятельства, нарушающие деловой настрой, мешающие намеченной работе.


5. Овладение оптимальным стилем работы, обеспечивающим успех в деятельности. Чередование труда и пауз в работе, периоды отдыха, индивидуально обоснованная норма продолжительности сна, предпочтение вечерних или утренних занятий, стрессоустойчивость на экзаменах и особенности подготовки к ним,


6. Уровень требований к себе, определяемый сложившейся самооценкой.


Адекватная оценка знаний, достоинств, недостатков - важная составляющая самоорганизации человека, без нее невозможна успешная работа по управлению своим поведением, деятельностью.

При обучении, огромное значение имеет организация внимания. Для того, чтобы организовать свое внимание, направить и удержать его на заданной теме, задаче, целесообразно придерживаться следующих рекомендаций:


1. Принимаясь за занятия, обозначьте тему, которую будете изучать или исследовать. Наметьте цель; что, как, за какое время должны разобрать, попытайтесь настроиться на эту тему, выделив хотя бы ряд вопросов. В ходе работы Вы уточните их, конкретизируете, частично отбросите и сформулируете новые.


2. Создайте для внимания благоприятные условия. Создайте в помещении рабочий порядок.


3. Научить отдыхать, так как отсутствие утомления - важнейшее условие внимания.


4. В процессе работы контролируйте себя, не допускайте ухода мысли в сторону от книги (лекции), бездумного смотрения в книгу (слушания лекции). Если внимание не удержать, сделайте небольшой перерыв.

Составной частью научной организации умственного труда является овладение техникой умственного труда. Любой предмет нельзя изучить за несколько дней перед экзаменом. Если студент в году работает систематически, то он быстро все вспомнит, восстановит забытое. Если же подготовка шла аврально, то у студента не будет даже общего представления о предмете, он забудет все сданное.

Всякое образование должно выступать как динамический процесс, присущий человеку и продолжающийся всю его жизнь. Овладение научной мыслью и языком науки является необходимой составляющей в самоорганизации будущего специалиста. Под этим понимается не столько накопление знаний, сколько овладение научно обоснованными способами их приобретения.

Специфика вузовского учебного процесса, в организации которого самостоятельной работе студента отводятся все больше места, состоит в том, что он является как будто бы последним и самым адекватным звеном для реализации этой задачи. Ибо во время учебы в вузе происходит выработка стиля, навыков учебной (познавательной) деятельности, рациональный характер которых будет способствовать постоянному обновлению знаний высококвалифицированного выпускника вуза.


Программа составлена в соответствии с Государственным

образовательным стандартом высшего профессионального образования

по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность»


Программу составил:







Якимчук Р.П. к. п.н., доцент БГПУ


Программа одобрена на заседании кафедры от _______________г.,

протокол №.________