bigpo.ru
добавить свой файл
1


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)


УТВЕРЖДАЮ

……………………………………………………………… Декан ФПСОР

……………………………………………………………________________Н.В. Жигинас

…………………………………………………………………….«_____»_______________2008г.


Программа дисциплины


ОПД. Ф.01.2 «ТЕХНОЛОГИИ В СВЯЗЯХ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ»



  1. Цели и задачи дисциплины


Курс "Технологии в связях с общественностью" имеет цель - сформировать у студентов системный комплекс знаний, практических умений и навыков в сфере современных “public relations”(PR).

Задачи дисциплины:

  • сформировать представления о функциях, задачах, сферах применения PR;

  • дать представление об основных направлениях работы PR-специалиста;

  • ознакомить с квалификационными характеристиками профессии;

  • раскрыть профессиональные и этические требования к специалисту по PR;

  • показать специфику работы подразделений по связям с общественностью в государственных структурах, общественно-политических организациях и в коммерческом секторе.



2. ТРебования к уровню освоения содержания дисциплины


В результате изучения курса студенты должны:

  • знать основные направления работы PR-специалиста;

  • уметь устанавливать и поддерживать связи со средствами массовой информации, рекламными агентствами, государственными и общественными структурами, партиями и движениями;

  • владеть маркетинговыми и социологическими методами исследования, постоянно изучать аудиторию, учитывать ее настроение;

  • уметь планировать и организовывать PR-кампании, разрабатывать PR-мероприятия;

  • владеть техникой проведения опросов общественного мнения; умением создать собственное публицистическое произведение, пресс-релиз; квалифицированно пользоваться компьютерной техникой;

  • знать основы и владеть навыками работы в кризисных ситуациях;

  • сформировать внутренний этический кодекс PR-специалиста.



3. объем дисциплины и виды учебной работы



Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

5

6

Общая трудоемкость

200

64

136

Аудиторные занятия

106

34

72

Лекции

53

17

36

Практические занятия (ПЗ)

-

-

-

Семинары (С)

53

17

36

И (или) другие виды аудиторных занятий

-

-

-

Самостоятельная работа

94

30

64

Курсовой проект (работа)

-

-

предусмотрена

Расчетно-графические работы

-

-

-

Реферат

-

-

-

И (или) другие виды самостоятельной работы

-

-

-

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)




Зачет

Экзамен



4. Содержание дисциплины

4. 1. тематический план


№ п/п

Разделы дисциплины

Лекции

Практические занятия или семинары

Лабораторные работы

1

PR-технологии как социально-коммуникативные технологии

2

2

-

2

Исследования и планирование - основа эффективных PR-технологий

6

6

-

3

Технологии взаимодействия со средствами массовой информации.

6

6

-

4

Технологии производства информационных материалов

7

7

-

5

Организация информационных поводов

2

2

-

6

Специальные мероприятия

6

6

-

7

Технологии в привлечении инвестиций. Спонсоринг и фандрайзинг.

6

6

-

8

Связи с общественностью в кризисных ситуациях

6

6

-

9

Процедурные технологии: фасилитация и медиация.

2

2

-

10

PR – технологии в Интернете

4

4

-

11

Технологии использования PR-методов в экономических, социальных и политических коммуникационных кампаниях.

2

2

-

12

Оценка эффективности PR-деятельности

4

4

-



4. 2. содержание разделов дисциплины


Тема 1. PR-технологии как социально-коммуникативные технологии.

Сущность и особенности технологий связей с общественностью. Понятия: социальные технологии, социально-коммуникативные технологии, PR-технология. Основные признаки и критерии СКТ (социальность, искусственность, целенаправленность, системность, планомерность, оптимальность, креативность, стандартизация). Принципы, установления и поддержания связей с общественностью. Социально-психологические основы PR-деятельности.


^ Тема 2. Исследования и планирование – основа эффективных PR-технологий

Значение исследовательского этапа в профессиональной деятельности специалистов по связям с общественностью. Общественное мнение как источник информации о потребностях и интересах социальных субъектов. Демографический, географический и психографический подходы к анализу общественного мнения. Характеристика познавательных возможностей методов изучения общественного мнения Классификация исследований по периодичности, по способу получения данных, по длительности отношения с респондентами. Первичные и вторичные виды исследования. Неформальные и формальные исследования. Использование статистики, документов и отчетов государственных органов, тематические и проблемные медиа-досье, анализ почты, анализ приема посетителей, анкетирование, «горячая линия», «case-study», социологические исследования аудитории, общественного мнения, контент-анализ. Качественные исследования, область применения. Метод глубинного интервью, фокус-групп. Основы количественных исследований Анализ понятий: генеральная совокупность, выборочная совокупность, репрезентативность выборки. Типы выборок и их связь с исследовательскими задачами. Объем выборки. Особенности выборки в опросах общественного мнения.


^ Тема 3. Технологии, взаимодействия со средствами массовой информации.

Виды средств массовой коммуникации, используемых в связях с общественностью электронные, технические, универсальные, комбинированные. СМИ: центральные, региональные, местные; общественно-политические, деловые, специализированные, профессиональные, научно-популярные. Информационные СМИ в Интернете. Преимущества и недостатки каждого вида средств массовой коммуникации с точки зрения связей с общественностью. Основные функции PR –специалиста, ответственного за связь с прессой. Сферы ответственности. Понятие «база данных целевых СМИ». Вертикальный и горизонтальный списки СМИ. Критерии отбора и оценки эффективности использования средств коммуникации для различных PR –мероприятий и программ.

Пресс-события. Пресс-конференция, пресс-брифинг, пресс-прием и пресс-тур Пресс-конференция, условия подготовки и проведения. Основные этапы пресс-конференции.

Информационные агентства. Ленты новостей. Молнии, экспресс-сообщения, расширенная и последняя версия новости. Внутренняя структура новостного блока. Российская система информационных агентств. Структура ИТАР-ТАСС.


^ Тема 4.Технологии производства информационных материалов.

Виды рабочих PR–документов, используемых в работе со СМИ, целевыми аудиториями и предъявляемые к ним требования. Классификация PR-документов. Оперативные рабочие информационные документы. Имиджевые документы компании. Брошюры и флаеры. Корпоративные документы: информационный бюллетень (newsletter), корпоративный бюллетень, газета, журнал; позиционная заявка. Типовая структура и принципы распространения корпоративных изданий.

Годовой отчет. Содержание, форма и выбор оформления (журнальный, альбомный, отчет-презентация, отчет-протокол, отчет-проспект). Выбор основной темы (финансовые показатели компании, социальная ответственность, технологичность, экологичность компании и др.). Подготовка годового отчета. Американский и европейский подход к составлению годового отчета.


^ Тема 5. Организация информационных поводов.

Информационный повод. Значимость информационного повода. Понятие новостей. Виды информационных поводов (циклические, новые, желаемые, обязательные). Типовые информационные поводы. Способы создания и раскрытия информационных поводов. Слабые информационные поводы и способы их усиления.


^ Тема 6. Специальные мероприятия.

Специфика проведения специальных мероприятий. Специальные мероприятия и паблисити. Виды специальных мероприятий: церемонии открытия, приемы, «круглый стол», презентации, конференции, дни открытых дверей и др. Церемонии открытия (нового бизнеса, становления новой услуги компании): цели, технология подготовки, составление программы и сценария. Презентации и приемы: цели, этапы. Технологии подготовки и проведения эффективных презентаций. Конференции: основные виды, этапы проведения. Организация дней открытых дверей, «круглых столов». Сценарий проведения мероприятия.

Выставки и ярмарки как средства PR во всем мире. Цели экспозиционной деятельности фирмы. Организация и оценка результативности экспозиционной деятельности. Модульные технологии в реализации PR-проектов общероссийского и международного значения.


^ Тема 7. Технологии в привлечении инвестиций. Спонсоринг и фандрайзинг.

Необходимость привлечения инвестиций в коммерческой и некоммерческой сферах. Благотворительность, меценатство, филантропия, попечительство, патронаж и. спонсорство. Спонсоринг. Мотивы, задачи и способы участия в благотворительной деятельности. Выбор приоритетов и планирование бюджета спонсорской помощи. Методы контроля расходования выделенных финансов. Оценка спонсорского предложения. Фандрайзинг. Источники финансирования. Работа со спонсорами. Спонсорский пакет и заявка. Правила переговоров с потенциальным спонсором. Целевые мероприятия по привлечению средств. Благотворительные акции. Гранты. Государственные, посреднические и частные фонды. Письмо-запрос и разделы универсальной заявки. Сбор частных пожертвований (ящики-копилки, рассылка писем, безадресное обращение, отчисления от заработной платы сотрудников, сбор средств через Интернет). Процесс фандрайзинга, его основные этапы.


^ Тема 8. Связи с общественностью в кризисных ситуациях.

Кризис: понятие и типология. Информационный кризис. Основные причины возникновения кризисных ситуаций на предприятиях и организациях. Кризис и его угроза как основа для организационных изменений и инноваций. Информирование о рисках. Нарушение информационной безопасности. Задачи и средства обеспечения информационной безопасности при осуществлении связей с общественностью. Прогнозирование и преодоление кризисных ситуаций. Понятие кризисного менеджмента. Цели кризисного менеджмента. Этапы процесса управления кризисом. Антикризисный план и команда экстренного реагирования. «Красная папка» и главные заповеди, обеспечивающие успех экстренных связей с общественностью. Роль коммуникации в кризисной ситуации. Специфика управления коммуникациями в условиях кризиса. Стратегии антикризисной коммуникации. Связи с общественностью как метод минимизации последствий кризиса.

Рекомендации по успешному преодолению кризиса.


^ Тема 9. Процедурные технологии: фасилитация и медиация.

Понятие фасилитации, групповая эффективность. Базовая и развивающая фасилиация. Модель групповой эффективности А.Чумикова. Этапы фасилитации. Понятие креатива в public pelations. Научные и псевдонаучные теории. Проблема творчества и науки в PR. Стереотип, логическая последовательность, нарушение непрерывности. Методика разрыва Ж.-М. Дрю. ТРИЗ в PR. Индивидуальные и коллективные методы принятия решений. Методы и приемы активизации совместной творческой деятельности. Метод «мозгового штурма» (brain-storming) А.Осборна, виды и основные этапы проведения. Методы синектики У. Гордона, морфологического анализа, фокальных объектов. Понятие медиация. Стадии процесса медиации.


^ Тема 10. PR в Интернете.

«Паблик рилейшнз» во всемирной компьютерной сети Интернет. Основные элементы проведения кампаний в Интернет. Системы и алгоритмы поиска информации. Новые технологии сбора и распространения информации. Справочные и информационные PR -службы: Lexis-Nexis, PR Newswire, RPRG, Integrum, What Papers Say. Конференции в режиме реального времени, брифинги, пресс-релизы. Модель корпоративного Web-сайта. Статичные, активные, интерактивные элементы информационного содержания сайта. Интернет-конференции, интернет-форумы, дискуссионные группы. Значение электронной почты в установлении и поддержании связей с общественностью. Блоги, блоггинг и корпоративные блоги. Новые электронные СМИ, электронные версии современных газет. Профессиональные газеты и журналы по связям с общественностью. Реклама в Интернете.


^ Тема 11. Технологии использования PR-методов в экономических, социальных и политических коммуникационных компаниях.

Формы работы с государственными и общественно-политическими организациями. Лоббизм. Политики, законодатели и лидеры мнений как PR-аудитория. «Реактивная» и «проактивная» коммуникация. Работа с местными органами госуправления и местной общественностью. Избирательный PR. Финансовый PR. Бизнес PR. PR для шоу-бизнеса.


^ Тема 12. Оценка эффективности PR-деятельности

Актуальность и принципы оценочного исследования в сфере PR. Оценка эффективности PR на этапе подготовки программы. Стандарты измерения и оценки промежуточных результатов PR деятельности. Методика оценки промежуточных результатов. Оценка эффективности PR-кампаний с помощью ЕАУ. Измерение эффективности PR: методика Г. Тульчинского. Методика оценки PR-последствий и итогов. Проблемные точки оценки эффективности.

Оценка осведомленности, обладания информацией, её понимания и осознания. Оценка сохранения/ воспроизведения полученной информации. Оценка отношений и предпочтений. Оценка поведения. Оценка результатов бизнеса организации. Интерпретация и использование результатов оценочного исследования. Модели для исследования и оценки в PR. Модель PII, пирамидальная модель (Pyramid Model of PR Research), модель эффективной базы расчета, непрерывная модель оценки, унифицированная модель оценки (Unified Evaluation Model 1999).


^ 5. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

Не предусмотрен.


6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1 рекомендуемая литература


а) основная

  1. Кондратьев, Э. В. Связи с общественностью: учебное пособие для вузов/Э. В. Кондратьев, Р. Н. Абрамов.-2-е изд., испр. и доп.- М.:Академический Проект,2004.- 430 с.

  2. Кузнецов, В. Ф. Связи с общественностью: теория и технологии : учебник для вузов/В. Ф. Кузнецов ; ИГУМО.- М.:Аспект Пресс,2006.- 299 с.

  3. Шарков, Ф. И. Паблик рилейшнз (связи с общественностью):учебное пособие для вузов/Ф. И. Шарков.-Изд. 2-е.-М. [и др.]:Академический проект,2007.- 303 с.


б) дополнительная

  1. Алешина, И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров./И.В. Алешина.-М.: ИКФ «Экмос», 2003. - 480 с.

  2. Буари, Филипп А. Паблик рилейшнз, или стратегия доверия/Ф. А Буари; [Пер. с фр. Н. С. Добробобенко].-М.:ИНФРА-М,2001.-177с.

  3. Василенко, А. Б. Пиар крупных российских корпораций: [Учебное пособие]/А. Б. Василенко.-2-е изд.- М.:ГУ ВШЭ, 2002.-304 с.

  4. Викентьев, И. Л. Приемы рекламы и Publik relations:Программы-консультанты: 400 примеров, 200 учебных задач и 20 Практических приложений/И. Л. Викентьев.-6-е изд., доп.-СПб.: Бизнес-пресса, 2004.- 378 с.

  5. Демин, Юрий Михайлович. Бизнес-PR/Ю. М. Демин.-М.:Бератор- Пресс,2003.-333 с.

  6. Гартон, Э. Паблисити: жми сюда=Press Here!:[Управление масс- медиа для создания паблисити]/Э. Гартон; [Пер. с англ. С. Ехиванова, А. Романченко].-2-е изд.-СПб.:Питер,2003.-266 с.

  7. Игнатьев, Денис Игоревич и др. Настольная энциклопедия Public Relations/Д. И. Игнатьев, А. В. Бекетов, Ф. В. Сарокваша.- М:Альпина Паблишер, 2004. - 227 с.

  8. Калиберда, Елена Геннадьевна. Связи с общественностью: Вводный курс/Е. Г. Калиберда.-М.:Логос,2002.- 118 с

  9. Королько, В. Г. Основы паблик рилейшнз: Учебник для вузов/В. Г. Королько; [Авториз. пер. с укр.].-М.:Рефл­бук,2003.-526 с.

  10. Кривоносов, А.Д. Основы спичрайтинга: Учеб. Пособие, СПб., 2003. 56 с.

  11. Моисеев В.А. Паблик рилейшенз - средство социальной коммуникации: Теория и практика. Киев: Дакор, 2002. – 499 с.

  12. Музыкант, Валерий Леонидович. Формирование брэнда средствами PR и рекламы [Текст]:учебное пособие/В. Л. Музыкант.-2-е изд., с изм.-М.:Экономистъ,2006.-606 с.:

  13. Ольшевский, А. С. Антикризисный PR и консалтинг/А. С. Ольшевский.-СПб.:Питер,2003.-426 с.

  14. Основы выставочно-ярмарочной деятельности [Текст]:учебное пособие для вузов/[Л. Е. Стровский, Е, Д. Фролова, Д. Л. Стровский и др.] ; под ред. Л. Е. Стровского.-М.:ЮНИТИ,2005.-287, [1] с.

  15. Санаев, Алексей. Русский PR в бизнесе и политике/А. Санаев.- М.:Ось-89,2003.-237 с.

  16. Связи с общественностью как социальная инженерия [Текст]:учебное пособие для вузов/[В. А. Ачкасова, М. Л. Бабочиева, Н. Н. Белянина и др.].-СПб.:Речь,2005.-349, [1] с.:

  17. Связи с общественностью. Составление документов:теория и практика : учебное пособие для вузов/В. В. Данилина, М. В. Луканина, Л. В. Минаева, Л. К. Салиева ; под ред. Л. В. Минаевой.-М.:Аспект Пресс,2006.-286 с.

  18. Уилкокс, Д. Л. Как создавать PR-тексты и эффективно взаимодействовать со СМИ/Деннис Л. Уилкокс ; [пер. с англ. И. В. Карцевой [и др.].-4-е изд.-М.:Консалтинговая группа "ИМИДЖ-Контакт" [и др.],2004.-759 с.

  19. Федотова, Л. Н. Паблик рилейшнз и общественное мнение:Учебное пособие для вузов/Л. Н. Федотова.-СПб.:Питер,2003.-352 с.

  20. Харрисон, Ш. Связи с общественностью:Вводный курс/ Ш. Харрисон; [Пер. с англ. под ред. Г. Е. Алпатова].-2-е изд.-СПб.:Нева,2003.-364 с.

  21. Хенслоу, Филип. Практическое руководство по паблик рилейшнз/Ф. Хенслоу; [Пер. с англ. под ред. А. Н. Андреевой].-СПб.:Нева,2003.-188, [2] с.

  22. Честара, Джон. Деловой этикет:Паблик рилейшнз для всех и для каждого/Д. Честара; [Пер. с англ. Л. Бесковой].-М.:ФАИР-ПРЕСС,2000 -333 с.

  23. Чумиков, А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью. Теория и практика /А.Н.Чумиков, М.П. Бочаров.-М.: Дело,2006. – 496 с.

  24. Чумиков, Александр Николаевич. Связи с общественностью:Учебное пособие/А. Н. Чумиков.-2-е изд., испр. и доп.-М.:Дело,2001.-295 с.

  25. Шарков, Феликс Изосимович. Паблик рилейшнз (связи с общественностью):учебное пособие для вузов/Ф. И. Шарков.-Изд. 2-е.-М.:Академический проект,2007.-303 с.

  26. Шомели, Жан, Уисман, Денис. Связи с общественностью=Les relations publiques/ Ж. Шомели, Д. Уисман; [Пер. с франц. П. В. Крылова].-9-е изд.-СПб.:Нева,2003.-122 с.


^ 6.2 СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Библиотечный фонд ТГПУ. Тестовые задания. Образцы PR-документов. Набор конкретных ситуаций (кейсы) из опыта практической деятельности российских и зарубежных PR-служб.


^ 7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Специализированная аудитория с мультимедийным комплексом: ноутбук, экран, проектор.


8.Методические рекомендации и указания по организации изучения дисциплины

8.1 Методические рекомендации преподавателю

Технологии в связях с общественностью - базовый курс специальности 350400 - "связи с общественностью". Он имеет общую основу с курсами «Введение в связи с общественностью» и «Риторика» и составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта ОПД.Ф.01 «Теория и практика связей с общественностью». Курс «Технологии в связях с общественностью» опирается на знания, полученные при изучении дисциплин «Основы теории коммуникации», «Психология массовой коммуникации» и «Социология массовой коммуникации».

Изучение курса должно дать развернутое представление о связях с общественностью как о профессии и бизнесе, о технологических основах связей с общественностью, о стратегии и тактике использования средств массовой информации. Особенность изучаемого курса состоит в привитии необходимых исследовательских и организационных навыков в проведении PR-мероприятий и составлении PR-документов. В этом контексте курс нацелен на подготовку специалистов, способных решать комплексные задачи организаций по установлению и поддержанию связей с общественностью. Особое внимание следует уделить изучению практического опыта российских и зарубежных компаний и организаций в реализации PR-технологий.

На достижение этих целей направлен лекционный курс, семинарские и практические занятия, самостоятельная работа студентов.

При чтении лекций необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Изложение теоретического материала важно сочетать с разбором конкретных ситуаций (кейсами), представляющих примеры практической работы PR-специалистов в коммерческих и общественных организациях, в сфере муниципального и государственного управления.

  2. Рассматривая российский опыт PR-деятельности, следует проводить сопоставление разных ситуаций, анализировать динамику развития данной области, выявлять специфику применения PR-технологий.

  3. Учитывая, что технологии связей с общественностью в настоящее время динамично развиваются, постоянно совершенствуются, для лекционного материала необходимо использовать аналитические и мониторинговые материалы периодических изданий, таких как «Советник», «PR в России», «Пресс-служба», а также интернет-сайты различных кампаний.


Семинар - один из основных видов учебных практических занятий, состоящий в обсуждении студентами предложенной заранее темы, а также сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам учебных исследований. На семинаре студенты учатся выступать, дискуссировать, обсуждать, аргументировать, убеждать, что особенно важно для будущих PR-специалистов. Планы семинарских занятий данного курса ориентированы на закрепление и конкретизацию лекционного материала, обеспечение адекватных установок для самостоятельной работы. Программа предполагает проведение семинарских занятий в следующих формах:

    • Диспуты, в ходе которых студенты обсуждают материал предварительно прочитанной лекции в свободной форме по перечню предложенных вопросов. Студенты приобретают навыки ведения дискуссии, аргументации выдвигаемых тезисов, анализе высказанных суждений. Диспут завершается обобщением основных позиций.

    • ^ Подготовка и презентация докладов. Студенты самостоятельно работают с первоисточниками, анализируют PR-кампании, проводят социологические и маркетинговые исследования и готовят доклады, которые обсуждаются в режиме «вопрос-ответ». Преподаватель делает анализ содержания и оценивает презентацию выполненных работ.

    • ^ Деловые игры, имитирующие реальную ситуацию в сфере PR-деятельности. В ходе курса предполагается проведение деловой игры, посвященной пресс-конференции. Студенты распределяют между собой роли ведущего, ньюсмейкеров, журналистов. Отрабатываются навыки публичного выступления, организации процесса взаимодействия с журналистами, техники ответов на сложные вопросы. В завершении игры участники оценивают свои действия, обсуждают ошибки и выделяют важные этапы проведения пресс-конференции.

    • ^ Обсуждение темы. Тематика семинаров соответствует содержанию дисциплины. Вопросы для обсуждения и список рекомендуемой литературы предлагается студентам заранее. В ходе обсуждения происходит углубление знаний за счет проблемной постановки вопросов и обмена знаниями: нередко при подготовке к семинару студентам удается найти исключительно интересные и познавательные сюжеты, что расширяет кругозор всей группы. Студенты, имея возможность на занятии обсуждать вопросы, высказывать и доказывать свою позицию учатся оперировать необходимой в будущей работе терминологией.


Практические задания и упражнения предполагают активную работу студента в решении проблем игровой или реальной ситуации, в процессе которой происходит формирование и отработка определенных умений. Исследование конкретных случаев (кейсов) позволяет включить творческое мышление студентов, ликвидирует разрыв между теорией и практикой.

Самостоятельная работа по дисциплине предполагает изучение литературных источников, выполнение индивидуальных домашних заданий (например «Разработка программы проведения коммуникационного аудита», «Составление базы данных СМИ»), подготовку рефератов.

Одной из форм самостоятельного изучения дисциплины является выполнение студентом курсовой работы, предусмотренной курсом. Курсовая работа позволяет судить о владении студентом теоретическим материалом и терминологией дисциплины. Студент должен продемонстрировать способность к самостоятельному анализу PR-технологий организаций, уметь определять целевую аудиторию, проводить PR-кампании. При написании курсовой работы развиваются навыки исследовательской и научной деятельности.

Курсовые работы выполняются в рамках следующих направлений PR-деятельности:

  1. Анализ (сравнительный анализ) присутствия в информационном пространстве внешних проявлений PR-активности российских или зарубежных компаний.

Современные PR-технологии и их использование в стимулировании продаж (на примере…)

Анализ PR-деятельности компании «…».

Сравнительный анализ PR-деятельности компаний «…» и «…».

Анализ рекламной и PR-деятельности компании «…».

PR-деятельность в России: анализ и тенденции развития.


  1. Специфика осуществления PR-деятельности в сфере …(например: страховом бизнесе, фармацевтической промышленности, строительстве и др.)

^ Особенности осуществления политики связей с общественностью (на примере …).

PR-деятельность в туризме (на примере туристической фирмы «…»)

Использование PR-технологий в предвыборной кампании (на примере выборов в г.Томске)

PR в коммуникационной политике российских компаний.

Паблик рилейшнз в коммуникационной политике строительных компаний.

PR-технологии в сфере игорного бизнеса (на примере …).


  1. Решение (содействие решению) экономической (социальной, политической) задачи PR-средствами.

^ Влияние изменений рыночной среды на рекламную и PR-деятельность компании.

Продвижение брэнда компании «…» методами PR.

PR-мероприятия по продвижению и укреплению имиджа газеты «…».

Определение целевой аудитории ТГПУ как коммерческой организации.

^ Исследование стереотипов восприятия ТГПУ среди целевой аудитории


  1. PR-подразделение в государственной организации: структура, особенности функционирования, взаимодействие с профессиональными PR-агетствами.

^ Деятельность отдела по информационной политике и общественных связей Государственной Думы Томской области.

Методы и формы организации работы службы по связям с общественностью в …

^ Структура и функции PR-подразделений в государственных организациях.


  1. PR-служба в коммерческой фирме: структура, особенности функционирования, взаимодействие с профессиональными PR-агетствами.

^ Формы и методы взаимодействия отдела по связям с общественностью со СМИ в фирме …

Особенности PR-коммуникации для агентства недвижимости

Организация PR-подразделений в сфере частного бизнеса.


  1. Организация и проведение PR-кампаний.

Организация и проведение PR-кампаний по продвижению имиджа ТГПУ.

Особенности PR-кампаний в современных условиях.

Организация PR-кампаний в …сфере.

PR-кампании: подготовка и проведение (на примере…)


  1. Проведение социологических опросов и маркетиновых исследований при оценке эффективности PR-кампаний.

Эффективность PR-деятельности и способы её оценки.

Оценка эффективности PR-кампаний (на примере…).

Анализ PR-акций в сфере туризма (на примере …).

Качественные исследования в PR-деятельности компаний (на примере …)

Проведение исследований в PR-кампаниях на примере фармацевтической промышленности.

Оценка эффективности публикаций агитационных материалов в СМИ.


  1. Организация специальных событий (информационный повод).

^ Организация PR-мероприятий по продвижению интенсивного бизнес-образования (на примере …).

Организация специальных событий в сфере частного бизнеса.

Организация и проведение выставок в деятельности компании «…».

Участие в экспозиционной деятельности как эффективный механизм формирования имиджа фирмы «…».

Организация специального события на примере проведения научной конференции «…».

^ Создание специального события. Презентация.

Работа специалиста по связям с общественностью при организации и проведении выставки.

Типология информационных поводов современной корпорации.

  1. Анализ томского рынка PR-услуг.

^ Современные подходы организации работы PR-агентств.

Основные направления работы PR-агентств (на примере …).

Особенности организации деятельности PR-агентств.


  1. Потребность в PR-услугах общественных организаций (в социальной сфере, в среднем и малом бизнесе и др.)

Каналы коммуникации, используемые при позиционировании организации ….

Исследование стереотипов восприятия компании «…» среди целевой аудитории Востребованность услуги формирования внешнего имиджа в среднем и малом бизнесе г.Томска.

^ Востребованность услуги формирования внешнего имиджа некоммерческих организаций г.Томска.

Необходимость использования PR –технологий в малом бизнесе (на примере…).


  1. PR-кампании в сети Интернет

^ PR-технологии в Интернете.

Web-сайт как базовая форма PR-представительства в Интернете.


  1. Корпоративное позиционирование различных аспектов (указать каких конкретно) деятельности компании во внешней среде.

^ Корпоративные связи с общественностью (на примере …)..

Корпоративные издания: цели, задачи, структура.

PR-технологии при формировании корпоративного имиджа компании «…».

Корпоративный имидж как результат позиционирования на рынке ….

^ Внутрикорпоративная культура компании «…»..


Перечень тем и основных направлений курсовых работ по дисциплине может быть скорректирован в соответствии с актуальностью той или иной проблемы, интересами студентов и возможностью приобретения ими навыков PR-деятельности в коммерческих компаниях и общественных организациях.

Результативность усвоения материала дисциплины проверяется посредством самоконтроля при ответе на вопросы самостоятельной работы, вопросы семинарских занятий и с помощью тестов. Тесты могут быть использованы для закрепления знаний, как по тематическим разделам, так и по дисциплине в целом.

Зачет в 5 семестре может проводиться в тестовой форме. При работе с тестовыми заданиями необходимо учитывать, что в гуманитарной области тест может показать усвоение лишь части материала (только фактов, терминов, дат, имен и т.п.), а способность студента мыслить, анализировать, доказывать, оперировать специальной терминологией остается за его пределами. Поэтому выполнение теста на «отлично» не гарантирует студенту такую же оценку на устном экзамене.

Обязательным условием допуска студента к зачету является выполнение и защита всех индивидуальных домашних заданий. Изучение курса завершается сдачей экзамена (6 семестр).


8.2 Методические указания для студентов

8.2.1 Материалы по организации самостоятельной работы

Основными формами изучения данной дисциплины являются лекции и самостоятельная работа студентов. Цель самостоятельной работы студентов заключается в глубоком, полном усвоении учебного материала и в развитии навыков самообразования.

Самостоятельная работа студентов обычно складывается из нескольких составляющих:

  • работа с текстами: учебниками, нормативными материалами, историческими первоисточниками, дополнительной литературой, в том числе материалами интернета, а также проработка конспектов лекций;

  • написание докладов и курсовых работ;

  • участие в работе семинаров, студенческих научных конференций, олимпиад;

  • подготовка к зачетам и экзаменам непосредственно перед ними.

Таким образом, самостоятельная работа студентов является необходимым компонентом получения полноценного высшего образования. В учебных планах всех дисциплин на нее отводится не менее половины учебного времени.


Семинары по дисциплине «Технологии в связях с общественностью» предназначены для более полного усвоения закономерностей и особенностей коммуникативного процесса, анализа эффективности PR-деятельности, а также приобретения опыта сравнительного анализа PR-кампаний.

К каждой теме семинарских занятий дается список обязательных вопросов, варианты ответов на которые студенты должны подготовить заранее. Подготовку к семинарскому занятию следует начинать с ознакомления с соответствующим разделом учебника и лекции. Во время чтения лекции необходимо составить краткий план-конспект будущего ответа на семинарском занятии, для чего целесообразно использовать специальную тетрадь для семинарских занятий. План ответа не должен представлять собой необработанную компиляцию учебной литературы; лучше, если он будет составлен в виде кратких, легко запоминающихся тезисов, которыми студент может пользоваться при ответе. Для того, чтобы ответ был четким, аргументированным, используйте материалы периодических изданий в сфере связей с общественностью и интернет-сайты, необходимо отметить в плане-конспекте адрес источника информации, где эти статьи содержатся. Свой ответ на семинарском занятии необходимо завершить выводом. Например: «Подводя итог ранее сказанному, следует отметить, что …». Так как дисциплина «Технологии в связях с общественностью» изобилует терминами, то целесообразно составить словарь.


Перечень контрольных вопросов для самостоятельной работы:

  1. Public relations - определения, содержание и функции.

  2. Хронология и динамика развития PR-деятельности.

  3. Функции специалистов в сфере связей с общественностью в коммерческих структурах, государственных организациях и общественно-политических объединениях.

  4. Общественность как объект public relations. Общественность и ее разновидности. Типологии аудиторий.

  5. Общественное мнение как объект public relations. Принципы управления общественным мнением. Стереотипизация и механизмы формирования общественного мнения

  6. Исследования в сфере PR

  7. Преимущества и недостатки видов СМИ с точки зрения PR.

  8. Использование базовых PR-документов в отношениях со СМИ.

  9. Пресс-служба. Типы, структура и основные направления деятельности.

  10. Функции специалиста, ответственного за связь с прессой

  11. Пресс- релиз, основные виды

  12. Сценография информационных поводов. Виды информирования

  13. Принципы подбора СМИ для PR-кампаний в различных секторах экономики, политики и общественной жизни

  14. Правила подбора оперативных информационных, служебных и имиджевых PR-документов для различных PR-кампаний

  15. Пресс-события: типология, методика организации и функции участников.

  16. Взаимосвязь понятий имиджа, репутации и паблисити. Имиджевые характеристики.

  17. Упреждающее управление проблемами в кризисном PR. Понятие и принципы управления проблемами.

  18. Прогнозирование кризисных ситуаций и планирование их предотвращения.

  19. Антикризисный план.

  20. Принципы коммуникации предкризисного периода.

  21. PR- стратегии и их этапы в условиях кризиса. Факторы, оказывающие влияние на кризис.

  22. Мотивы и способы участия в благотворительной деятельности.

  23. Российские фонды. Заявка на получение гранта.

  24. Реклама и PR в Интернете.

  25. Формы работы с государственными и общественно-политическими организациями.

  26. Лоббизм.

  27. Структура и особенности процесса оценки PR- деятельности.

  28. Применение метода контент-анализа СМИ для оценки эффективности PR- деятельности.

  29. Креатив и наука в public relations.

  30. Методы организации совместной творческой деятельности в public relations.

  31. Работа с органами госуправления и местной общественностью Томской области.

  32. Специфика проведения PR-кампаний в регионах.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Разработать программу для проведения коммуникационного аудита.

  2. Составить план проведения фокус-группы.

  3. Написать гайд к глубинному интервью.

  4. Проанализировать особенности PR-деятельности в организациях г.Томска (государственный, общественный или коммерческий сектор по выбору).

  5. Составить базу данных СМИ.

  6. Подготовить пресс-кит к пресс-конференции.

  7. Составить спонсорский пакет.

  8. Провести анализ PR-мероприятия.

  9. Определить типичные способы создания информационных поводов.

  10. Дать анализ информационной составляющей сайта крупной компании г.Томска.


Каждому студенту необходимо основательно закреплять полученные знания и вырабатывать навыки самостоятельной научной работы. С этой целью программа курса предусматривает выполнение курсовой работы.

Главная цель курсовой работы – собрать и творчески освоить разнообразный теоретический и эмпирический материал, умело использовать его для решения конкретных задач в практической деятельности. Курсовые исследования должны помочь студенту в подготовке и написанию в будущем дипломной работы, поэтому целесообразно так выбирать тематику курсовых сочинений, чтобы собранный материал логично укладывался в общую научную проблематику, и при желании его легко можно было структурировать в отдельные главы будущего дипломного сочинения.


Курсовое исследование должно продемонстрировать наличие у студента базовых умений самостоятельной работы, а именно:

  • тема курсовой работы выбирается студентом самостоятельно из рекомендательного списка, студент вправе предложить свой вариант темы, которые должны быть по согласованы с преподавателем.

  • в ходе работы над курсовым сочинением студент должен научиться самостоятельно находить, систематизировать и теоретически осмысливать научную литературу по выбранной теме;

  • в работе должно проявляться авторское видение логики ответа на поставленные вопросы;

  • выдвинутые в работе положения должны иметь убедительную и научно обоснованную аргументацию и сопровождаться выводами;

  • текст работы должен демонстрировать хорошее владение автором грамотным, научным стилем изложения и соответствовать библиографическим требованиям оформления сносок и списков литературы.


Логика построения курсовой работы обязательно должна включать следующие элементы: обоснование актуальности выбранной темы, постановка цели и конкретных задач, определение объекта и предмета исследования, выбор методов (методики) проведения исследования, постановка гипотезы, описание и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

Обоснование актуальности выбранной темы – это начальный этап работы над курсовым сочинением. Целесообразно брать для курсовой работы как можно более конкретные темы, поскольку только узкая тематика может быть проработана достаточно глубоко и детально в течение учебного года. Однако слишком узкая и специальная проблема может создать трудности для выполнения курсовой как квалификационной работы, а также для обоснования значимости темы в теоретическом и прикладном аспектах.

Освещение актуальности темы не должно быть многословным. Достаточно в пределах одной машинописной страницы показать главное – суть проблемной ситуации и какие последствия может принести ее разрешение.

Проблемная ситуация – это реально существующее в социальной действительности противоречие способы решения которого в настоящее время еще не известны или не ясны.

Объектом исследования является определенная сфера действительности, которая выбрана для изучения, предметом – конкретный аспект этой сферы, включает наиболее существенные признаки объекта, круг вопросов, непосредственно рассматриваемых в дипломной работе.

Цель исследования – это планируемый результат, модель ожидаемого решения проблемы, которая может быть достигнута только с помощью проведения исследования.

Задачи исследования представляют собой содержательную, методическую и организационную конкретизацию цели.

Задачи формулируются обычно в виде перечислений (изучить…, описать…, установить…, выяснить…, доказать… и т.д.). Определение задач следует производить как можно тщательнее, поскольку их решение должно составить основное содержание глав и параграфов курсовой работы.

Очень важным этапом исследования является выбор методов, которые служат инструментом добывания фактического материала, его систематизации и анализа. Студент должен самостоятельно обосновать применение тех или иных теоретических и эмпирических методов в своей курсовой работе.

Структура курсовой работы. Традиционно сложилась определенная композиционная структура курсовой работы:

  1. Титульный лист.

  2. Оглавление.

  3. Введение.

  4. Главы основной части (от 2 до 3 глав, которые обычно разбиваются на параграфы)

  5. Заключение.

  6. Список использованной литературы.

  7. Приложения.

Изложение материала в курсовом исследовании должно быть последовательным и логичным. Все разделы должны быть связаны между собой. Особое внимание следует обращать на логические переходы от одной главы к другой, от параграфа к параграфу. Изложение материала должно быть конкретным и опираться на результаты практики, при этом важно не просто описание, а критический разбор и анализ данных.

Требования к оформлению курсовой работы идентичны требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам, что формирует единый подход к написанию исследовательских сочинений.

Курсовая работа должна быть в обязательном порядке защищена в любой форме (на семинарском занятии, на научной конференции и т.п.). Результаты защиты курсовой работы обязательно учитываются научным руководителем при выставлении итоговой оценки.


Составление рабочего плана исследования и графика работы помогает студенту рационально организовать свою работу над курсовым сочинением и сдать его на проверку преподавателю в установленный срок – за месяц до начала летней сессии.

Как правило, рабочий план исследования включает:

  • разработку темы (формулирование гипотез, разработка структуры работы, составление плана конспекта и др.);

  • библиографический поиск литературных источников;

  • изучение ресурсов Интернета;

  • изучение литературы и отбор фактического (статистического и эмпирического) материала;

  • систематизацию и анализ собранной информации;

  • обобщение и формулировку выводов;

  • оценку общих результатов исследования.


Для лучшего усвоения материала базовых учебников студентам предлагаются тесты разной сложности. Для правильного ответа на вопрос необходимо детально проработать соответствующий раздел учебника или лекционный материал. Тесты составлены таким образом, что правильным является один из предложенных ответов. Примеры тестовых заданий приведены в учебно-методическом комплексе дисциплины.

8.2.2 ^ Материалы по реализации контроля

В качестве методической помощи студентам при подготовке к зачёту и экзамену рекомендуется перечень вопросов для итогового контроля.


Вопросы к зачету и экзамену:


  1. Сущность и особенности технологий связей с общественностью.

  2. Основные признаки и критерии социально-коммуникативных технологий.

  3. Общие принципы установления и поддержания связей с общественностью.

  4. Особенности деятельности и применения технологий PR-подразделений по специализациям.

  5. Неформальные исследования в сфере связей с общественностью.

  6. Вторичные исследования в сфере связей с общественностью..

  7. Формальные исследования.

  8. Классификация исследований по периодичности, по способу получения данных, по длительности отношений с респондентами.

  9. Качественные исследования, область применения.

  10. Основы количественных исследований.

  11. Методы количественных исследований.

  12. Количественные исследования, область применения.

  13. Метод фокус-групп.

  14. Организация работы фокус-группы.

  15. Функции модератора фокус-группы. Деструктивные и конструктивные стили ведения фокус-группы.

  16. Метод глубинного интервью.

  17. Mix –методики, область применения.

  18. Взаимодействие с прессой. Принципы и модели.

  19. Мероприятия, направленные на установление отношений со СМИ (пресс-тур, пресс-прием, пресс-пул).

  20. Организация и проведение пресс-ланча.

  21. Пресс-конференция и пресс-брифинг. Сравнительный аспект.

  22. Организация пресс-конференции.

  23. Функции специалиста, ответственного за связь с прессой.

  24. Преимущества и недостатки видов СМИ с точки зрения связей с общественностью.

  25. Понятие «База данных целевых СМИ».

  26. Информационные агентства.

  27. Информационная «площадка».

  28. Российская структура информационных агентств.

  29. Внутренняя структура новостного блока информационных агентств.

  30. Классификации PR-документов.

  31. Имиджевые PR-документы.

  32. Классификация PR- документов по А.Д. Кривоносову.

  33. Пресс-кит.

  34. Оперативные, рабочие информационные документы.

  35. Пресс- релиз, основные требования к содержанию и оформлению.

  36. Базовые документы при общении с партнерами и клиентами.

  37. Годовой отчет. Содержание и выбор оформления.

  38. Годовой отчет как способ коммуникации с инвесторами. Опыт компаний Европы и США.

  39. Базовые документы при общении с партнерами и клиентами.

  40. Типовая структура и принципы распространения корпоративных изданий.

  41. Понятие информационного повода. Способы создания. Типовые информационные поводы.

  42. Особенности раскрытия слабого или устаревшего информационного повода.

  43. Виды специальных мероприятий.

  44. Презентации.

  45. Выставки и ярмарки.

  46. Оценка результативности экспозиционной деятельности.

  47. Спонсоринг. Мотивы и способы участия в благотворительной деятельности.

  48. Задачи спонсоринга.

  49. Информационные спонсоры.

  50. Фандрайзинг. Источники финансирования.

  51. Спонсорский проект и заявка.

  52. Гранты и фонды.

  53. Обращение в фонды, содержание универсальной заявки

  54. Деятельность частных и государственных фондов

  55. Понятия «благотворительность», «меценатство», «патронаж». Основные направления благотворительной деятельности.

  56. Взаимодействие спонсора и фандрайзера.

  57. Целевые мероприятия по привлечению средств.

  58. Сбор частных пожертвований

  59. Процесс фандрайзинга, его основные этапы.

  60. Кризис: понятие и типология. Информационный кризис.

  61. Действия пресс-секретаря в кризисной ситуации.

  62. Кризисный план и команда экстренного реагирования.

  63. Работа с персоналом в кризисной ситуации.

  64. Прогнозирование и преодоление кризисных ситуаций.

  65. Специфика управления коммуникациями в условиях кризиса.

  66. Кризисные коммуникативные концепции. Сравнительный анализ.

  67. Деятельность команды антикризисного реагирования.

  68. Понятие фасилитации, групповая эффективность. Этапы фасилитации.

  69. Метод мозгового штурма. Современные модификации метода мозгового штурма.

  70. Методы разработки творческих решений (синектики, фокальных объектов, морфологического анализа).

  71. «Паблик рилейшнз» во всемирной компьютерной сети ИНТЕРНЕТ.

  72. Пресс-релизы в Интернете.

  73. Использование е-mail при организации связей с общественностью.

  74. Блоггинг. Корпоративные блоги.

  75. Реклама в Интернете.

  76. Позитивный облик Web-ресурса. Ключевые факторы успеха.

  77. Основные направления PR в сети Интернет.

  78. Основные элементы проведения PR-кампании в Интернете.

  79. Web-конференции, форумы, дискуссионные группы. Сходства и различия.

  80. Информационные возможности и особенности Интернета в PR-деятельности.

  81. Виды Интернет-представительств. Цели и задачи создания.

  82. Формы работы с государственными и общественно-политическими организациями.

  83. Специфика проведения PR-кампаний в регионах

  84. Технологии использования PR-методов в коммерческой сфере.

  85. Актуальность и принципы оценочного исследования в сфере PR.

  86. Количественные и качественные показатели эффективности PR-деятельности.

  87. Стандарты измерения и оценки промежуточных результатов PR деятельности.

  88. Модели оценки эффективности PR-деятельности.


Вопросы к зачету: с 1 по 30. Вопросы к экзамену: с 1 по 88.


Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 350400 «Связи с общественностью».


Программу составил

К.б.н., доцент кафедры

рекламы и связей с общественностью ______________________Черных Е. И.


Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры рекламы и связей с общественностью протокол №____ от «___»_______________2008 г.

Зав.кафедрой _______________________________________Булатова Т. А.


Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией ФПСОР ТГПУ,

Председатель методической комиссии ФПСОР, к.пс.н. кафедры психологии развития личности____________________________________ Гадельшина Т.Г.


Согласовано:

Декан ФПСОР _________________________________________Жигинас Н.В.