bigpo.ru
добавить свой файл
1
n=Программа дисциплины дпп. Ф. 10 Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир» Цели и задачи дисциплины~sz=248750;pg=1;te=Основная цель курса «Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир»» формирование теоретических знаний и практических умений, необходимых для планирования, разработки и реализации урочных и внеурочных форм обучения детей младших классов по дисциплине «Окружающий мир»~cat=~t=Программа дисциплины~!~ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)


УТВЕРЖДАЮ:

Декан ПФ

___________ Г.Ю. Титова

«___» __________ 2008 г.


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


ДПП.Ф.10 — Методика преподавания

интегративного курса «Окружающий мир»


1. Цели и задачи дисциплины


Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир» в начальных классах занимает особое место в системе подготовки студентов педагогического факультета в педагогических вузах. «Окружающий мир» как учебный предмет носит комплексный характер, так как, объединяя в себе знания многих наук естественного цикла (географии, биологии, экологии, физики и др.), обществознания, ОБЖ, преследует целью формирование целостной картины мира у учащегося начальной школы посредством его активной творческой деятельности, где немаловажную роль играет учитель. Поэтому необходимо усиление практической направленности курса «Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир», что выражается в особом внимании к педагогической практике, теоретико-практическом характере итогового экзамена, к различным видам творческой, самостоятельной работы – анализу различных программ, учебников; разработке наглядных пособий; ознакомлению с различными видами учебных занятий, планированию различных типов урока с последующим их проведением в аудиторных, классных условиях и самоанализом.

Основная цель курса «Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир»» - формирование теоретических знаний и практических умений, необходимых для планирования, разработки и реализации урочных и внеурочных форм обучения детей младших классов по дисциплине «Окружающий мир».

^ Задачи курса:

  • проследить зарождение, становление и развитие методики преподавания естествознания, обществознания как науки;

  • познакомить студентов с методами и структурой научных исследований в области «Методики преподавания интегративного курса «Окружающий мир»;

  • раскрыть образовательные, развивающие, воспитательные возможности школьного курса «Окружающий мир»; изучить содержание учебного материала, подходы, принципы его отбора, систему знаний в рамках дисциплины «Окружающий мир», последовательность изложения;

  • дать представление о вариативных программах по курсу «Окружающий мир»;

  • рассмотреть методы, приёмы, формы, средства обучения по учебному предмету «Окружающий мир»; способствовать формированию умений планирования, разработки, реализации уроков по «Окружающему миру», экскурсий, внеурочных, внеклассных занятий;

  • дать представление о возможных путях экологического образования;

  • учить использовать достижения педагогической науки и инновационного педагогического опыта для обогащения собственного педагогического опыта, самосовершенствования.



2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины


По окончании курса студенты должны знать:

- историю развития методики преподавания естествознания, обществознания;

- предмет, объект, задачи и методы исследования, применяемые в методике;

-образовательные, воспитательные, развивающие задачи школьного курса «Окружающий мир»;

- основные принципы отбора содержания природоведческого материала;

- пути формирования научных понятий и представлений;

- классификацию приёмов, методов, средств обучения «Окружающему миру» их особенности;

- специфику организационных форм обучения «Окружающему миру»; типологию уроков, их структуру, методику проведения; методику внеурочных, внеклассных занятий по естествознанию;

- особенности работы с учащимися младшего школьного возраста в малокомплектной школе в процессе преподавания «Окружающего мира»;

-особенности подходов, приёмов, принципов различных программ по «Окружающему миру».

^ Студенты должны уметь:

- формулировать и реализовывать образовательные, развивающие и воспитательные (нравственные, экологические, эстетические, санитарно-гигиенические) задачи;

- определять систему научных представлений и понятий по программе курса, раздела, темы, определённого урока «окружающего мира»;

- отбирать, логически выстраивать материал, учитывая индивидуальные особенности класса;

- определять типологию, структуру, методы, приёмы обучения «Окружающему миру»;

- использовать оптимальное сочетание методов, приёмов, средств формирования научных представлений и понятий;

- составлять тематические и поурочные планы различных типов уроков по «Окружающему миру»;

- организовывать исследовательскую работу учащихся: наблюдения, опыты, практические работы;

- применять готовые и изготавливать собственные средства обучения;

- организовывать и проводить с младшими школьниками различные виды внеурочной, внеклассной работы;

- ориентироваться в многообразии современных программ по «окружающему миру».

Одним из главных критериев освоения курса является умение студентов, полноценно используя весь объём полученных знаний, самостоятельно разработать классное занятие с сопутствующим отбором материала, созданием наглядных пособий и т.п. и подготовить его самоанализ.


^ 3.Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

6

Общая трудоемкость дисциплины

110

110

Аудиторные занятия

72

72

Лекции

36

36

Практические занятия

36

36

Семинары

-

-

Лабораторные работы

-

-

И (или) другие виды аудиторных занятий

-

-

Самостоятельная работа

38

38

Курсовой проект (работа)

+

+

Расчетно-графические работы

-

-

Реферат

-

-

И (или) другие виды самостоятельной работы

-

-

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

+

экзамен


^ 4.Содержание дисциплины


4.1.Разделы дисциплины и виды заданий


№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

Практич. занятия

Самост. работа

1.

Развитие методик преподавания естествознания в России.

4

4

4

2.

Материальное оснащение курса «Естествознание».

4

4

4

3.

Формы и методы преподавания «Естествознание».

6

6

6

4.

Уроки природоведения.

6

6

8

5.

Анализ типовых и альтернативных программ и учебников по природоведению для начальных классов.

6

6

6

6.

Методика работы по преподаванию курса «Окружающий мир».

6

6

6

7.

Экологическое воспитание на уроках природоведения и ознакомления с окружающим миром.

4

4

4




ИТОГО

36

36

38



^ 4.2.Содержание разделов дисциплины


Раздел 1. Развитие методик преподавания естествознания в России.

1. Методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир» как педагогическая наука Предмет методики преподавания интегрированного курса «Окружающий мир», её задачи. Методологические основы методики преподавания интегрированного курса «Окружающий мир». Связь дисциплины с другими науками. Методы исследования.

2. Становление начального естествознания как учебного предмета и методики его преподавания (Зарождение и развитие методики преподавания интегрированного курса «Окружающий мир» в России и за рубежом (Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, В.Ф. Зуев, К.Д. Ушинский, А.Я. Герд, Д.Д. Семёнов, Д.Н. Кайгородов, Д.И. Тихомиров, В.П. Вахтеров, Л.С. Севрук, И.И. Полянский и др.). Развитие методики преподавания интегрированного курса «Окружающий мир» в советский период (Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, М.Н. Скаткин, П.А. Завитаев, Л.Ф. Мельчакова, К.П. Ягодовский, К.А. и др.) и в настоящее время).

^ Раздел II. Материальное оснащение курса «Естествознание».

1.Материальное обеспечение при изучении естествознания. Значение материальной базы. Учебное оборудование при обучении «окружающему миру». Уголок живой природы. Краеведческий уголок. Пришкольный участок и географическая площадка.

^ 2. Классификация средств обучения интегрированному курсу «Окружающий мир».

Определение и классификация средств обучения. Вербальные средства обучения. Наглядные средства обучения. Натуральные и искусственные средства обучения. Учебники естествознания. Аудиовизуальные средства обучения. Вспомогательные средства обучения. Комплексное использование средств обучения.

^ Раздел III. Формы и методы преподавания естествознания.

1. Методы и методические приёмы обучения. Общая характеристика методов, их классификация. Организационные, логические, технические приёмы как составляющие метода обучения. Выбор и оптимальное сочетание методов и приёмов в обучении естествознанию. Специфичные методы альтернативных программ.

2^ .Словесные методы обучения в рамках интегрированного курса «Окружающий мир. Многообразие словесных методов, цель их использования. Рассказ. Инструктаж. Беседа. Методика работы с учебником. Использование на уроках научно- художественной детской литературы.

^ 3.Наглядные методы в обучении «Окружающему миру» в начальных классах. Классификация наглядных методов. Методика работы с картографическими пособиями (картой, планом, глобусом). Методика работы с наглядно-образными средствами обучения, с экранными пособиями.

^ 4.Практические методы в изучении интегрированного курса «Окружающий мир». Классификация практических методов. Самостоятельная работа, её значение, виды. Наблюдение, его виды, значение, требования к их проведению, этапы организации. Методика работы с индивидуальным фенологическим дневником наблюдений и календарём природы и труда. Опыты, требования к их проведению. Практические работы на уроках «Окружающего мира».

^ 5. Различные формы организации учебной деятельности в процессе изучения «Окружающего мира». Понятие «форма обучения». Классификация: фронтальные, индивидуальные, групповые формы работы, их сочетание на уроке. Урок – основная форма организации учебной работы. Требования к современному уроку «Окружающего мира». Подготовка учителя к уроку. Повторение и проверка знаний учащихся в процессе преподавания «Окружающего мира».

^ Раздел IV. Уроки природоведения.

1. Типология уроков. Классификация типов уроков, их специфика. Комбинированный, предметный, обобщающий урок, структура урока, этапы, условия эффективности. Уроки-экскурсии, значение, этапы проведения, структура урока, основные требования. Типы уроков и их структура в альтернативных программах.

^ 2. Внеклассная работа по природоведению. Значение внеклассной работы для обучения, воспитания, развития учащихся. Разновидности внеклассной работы, принципы её организации. Индивидуальная форма внеклассной работы: выполнение учащимися заданий по наблюдению за объектами живой и неживой природы, проведение опытов, различные виды коллекционирования. Групповая внеклассная работа: кружки, клубы, различные виды экскурсий. Массовая внеклассная работа, её виды.

^ 3. Внеурочная работа по природоведению. Значение внеурочной работы для обучения, воспитания и развития учащихся, её связь с урочной деятельностью по природоведению. Виды внеурочной работы в зависимости от места её проведения: в природе, на опытном участке, в уголке живой природы, в краеведческом уголке и т.п. Домашняя работа учащихся по естествознанию, классификация домашних заданий.

^ Раздел V. Анализ типовых и альтернативных программ и учебников по природоведению для начальных классов.

  1. Традиционная начальная школа. Клепинина З.А. «Окружающий мир», «Я и мир вокруг»

  2. Классическая начальная школа. Саплина Е.В.,  Саплин А.И. «Введение в историю».

  3. Планета знаний. Г.Г.Ивченкова, СаплинаЕ.В.   и др. «Окружающий мир»

  4. Перспективная начальная школа. О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова. «Наш мир»

  5. Начальная школа XXI. Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир»

  6. Гармония. Поглазова О.Т. «Окружающий мир»

  7. Программа Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова. Чудинова Е.В. «Окружающий мир»

  8. Программа Л.В. Занкова. Дмитриева Н.Я. «Мы и окружающий мир»

  9. Товпинец И.П.-Я и окружающий мир

  10. Школа России. Плешаков А.А. «Окружающий мир», «Мир вокруг нас»

  11. «Школа 2100…». Вахрушев А.А. «Окружающий мир»

  12. Данилов Д.Д., Данилов А.А.-«Человек и человечество», «Мое Отчество»

Содержание каждой темы: особенности концептуальных основ, содержания, структуры и построения, методики преподавания.

^ Раздел VI. Методика работы по преподаванию курса «Окружающий мир».

1. Теоретические вопросы методики обучения «Окружающему миру». Содержание и принципы отбора материала по «Окружающему миру». Подходы в построении курса «Окружающий мир» (экологический, географический, исторический). Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся.

^ 2. Воспитание и развитие учащихся в процессе обучения «Окружающему миру». Воспитание учащихся на уроках «Окружающего мира». Задачи и содержание экологического, нравственного, эстетического, трудового, санитарно-гигиенического воспитания, формирование научного мировоззрения. Развитие познавательных способностей, наблюдательности, внимания, логического мышления, речи, фантазии, раскрытие творческого потенциала детей в процессе обучения «Окружающему миру».

^ 3. Формирование и развитие природоведческих представлений и понятий. Определение научных представлений и понятий. Классификация научных понятий. Система научных представлений и понятий на уроках. Пути, уровни, условия их формирования.

4. ^ Особенности обучения интегрированному курсу «Окружающий мир» в малокомплектной школе. Особенности форм и методов преподавания природоведения в малокомплектной школе. Организация самостоятельной работы учащихся в малокомплектной школе. Значение игры в обучении школьников. Использование игровых приёмов и занимательного материала на уроке естествознания. Методика подготовки и поведения ролевой игры.

^ Раздел VII. Экологическое воспитание на уроках природоведения и ознакомления с окружающим миром.

История проблемы экологического воспитания в школе. Направления, формы экологического воспитания. Анализ программ по «Окружающему миру» для начальной школы с позиции реализации экологического воспитания детей.).

^ 5.Лабораторный практикум

Не предусмотрен.


6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины


6.1.Рекомендуемая литература


а) основная литература:

1. Аквилева, Г. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе : учеб. пособие / Г. Н. Аквилеева, З. А. Клепинина. - М.: Владос, 2006. - 240 с.

2. Козина, Е. Ф. Практикум по методике преподавания интегративного курса «Окружающий мир» : учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Козина. - М.: Академия, 2007. - 312 с.

б) дополнительная литература:

  1. Аквилева, Г. Н. Преподавание природоведения в малокомплектной школе : учеб. пособие / Г. Н. Аквилеева. - М.: Просвещение, 1990. - 98 с.

  2. Григорьева, Е. В. Методика преподавания естествознания в начальной школе : учеб. пособие / Е. В. Григорьева. - М.: Владос, 2007. - 260 с.

  3. Коваленко, Л. В. Изучение разнообразия природы России на уроках природоведения в начальной школе : учеб. пособие / Л. В. Коваленко. - М.: Слово, 2002. - 120 с.

  4. Миронов, Д. В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах : учеб. пособие для студентов пед вузов / Д. В. Миронов. - М.: Знание, 2002. - 168 с.

  5. Новиков, Ю. В. Экология, окружающая среда и человек / Ю. В. Новиков. - М.: Наука, 2002. - 86 с.

  6. Пакулова, В. М., Методика преподавания природоведения : учеб. пособие / В. М. Пакулова, В. И. Кузнецова. - М.: Просвещение, 1999. -240 с.

  7. Петросова, Р. А. Естествознание и экологическое воспитание в начальной школе : учеб. пособие / Р. А. Петросова. - М.: Слово, 2000. - 124 с.

  8. Сухаревская, Е. Ю. Интегрированное обучение в начальной школе / Е. Ю. Сухревская, - М.: Академия, 2003. - 68 с.

  9. Травникова, В. В. Биологические экскурсии / В. В. Травникова. - 2002.

в)Учебники и учебные пособия.

  1. Вахрушев, А. А. Окружающий мир : учебник-тетрадь для 2 класса / А. А. Вахрушев [и др.]. - Ч.1-4. - М.: Баласс, 2006.

  2. Вахрушев, А. А. Наша планета Земля : учебник-тетрадь для 2 класса / А. А. Вахрушев [и др.]. - Ч.1-4. - М.: Баласс, 2006.

  3. Вахрушев, А. А. Обитатели Земли : учебник-тетрадь для 3 класса / А. А. Вахрушев [и др.]. - Ч.1-4. - М.: Баласс, 2007.

  4. Вахрушев, А. А. Человек и природа : учебник-тетрадь для 4 класса / А. А.Вахрушев [и др.]. - М.: Баласс, 2007.

  5. Клепинина, З. А. Я и мир вокруг : учебник-тетрадь для 1 (2) класса / З. А. Клапинина. - Ч.1-2. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2000.

  6. Клепинина, З. А. Окружающий мир : учебник для 3 (4) кл. / З. А. Клапинина. - 5-е изд. - Ч.1-2. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2002.

  7. Плешаков, А. А. Окружающий мир : учебник для 1 класса начальной школы / А. А. Плешаков. - Ч.1-2. - М.: Просвещение, 2007. - 114 с.

  8. Плешаков, А. А., Окружающий мир : учебник для 2 (3, 4) класса начальной школы / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. - Ч.1-2. - М.: Просвещение, 2007.

  9. Трафимова, Г. В. Наш мир : учебник для 1(2,3,4) кл. / Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов О. Н. Федотова. - М: Академкнига, 2004.

  10. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир. Учебник для 1 (2,3,4 ) классов / Н. Ф. Виноградова. - Ч.1-2. - М.: Вентана-Граф, 2005.

  11. Поглазова, O. Т. Окружающий мир : учебник-тетрадь для 1 (2,3,4) классов / О. Т. Поглазова. - Ч.1-4. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2003.

  12. Чудинова, Е. В., Окружающий мир : учебник-тетрадь для 1 (2,3,4) класса начальной школы (Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова) / Е. В. Чудинова, Е. Н. Букварева. - 5-е изд. - Ч.1-2. - М.: Вита-Пресс, 2006.

  13. Дмитриева, Н. Я. Мы и окружающий мир : учебник для 1 (2,3,4) класса / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков - 3-е изд., испр. - Ч.1-2. - Самара: Федоров, 2004.


^ 6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины


Рабочие программы дисциплины, разработанные на кафедре ПиМНО. Дидактические материалы. Учебники по «Окружающему миру», методические рекомендации к программам по «Окружающему миру». Коллекции минералов и растений, таблицы, схемы, методические наглядные пособия.


^ 7.Материально-техническое обеспечение дисциплины


Аудиторный фонд ТГПУ. Компьютерные классы.


8.Методические рекомендации по организации изучения дисциплины


8.1. Методические рекомендации преподавателю


Основные формы организации обучения: проведение лекций (в виде традиционных и проблемных лекций); практических / семинарских занятий (в виде демонстрации и обсуждения разных типов уроков, деловых игр, работы по группам – решение методических задач, представление методических разработок, различные формы самостоятельной работы студентов, промежуточные аттестации студентов (в виде контрольных работ и тестирования), консультации, экзамен.

^ Самостоятельная работа студента предполагает различные формы индивидуальной учебной деятельности: конспектирование психолого-педагогической и методической научной литературы, ведение терминологического словаря, составление методической папки с разработками разных типов уроков «Окружающего мира» и внеклассных мероприятий, проектирование учебных заданий и методических приемов, выполнение тематических творческих заданий и пр. Выбор форм и видов самостоятельной работы определяются индивидуально-личностным подходом к обучению совместно преподавателем и студентом.


^ 8.2. Методические указания для студентов


Перечень примерных контрольных вопросов

для самостоятельной работы


  1. Методисты, разрабатывавшие проблемы преподавания естественных, общественных, исторических наук в дореволюционный, советский, современный период.

  2. Содержание учебных предметов «Естествознание», «Природоведение», «Окружающий мир» в различные исторические периоды.

  3. Содержание дисциплины «Окружающий мир» на современном этапе. Стандарт начального образования.

  4. Сравнительный анализ программ и учебников по «Окружающему миру».

  5. Межпредметные связи на уроках «Окружающего мира».

  6. Интегрированные уроки «Окружающий мир» + технология, «Окружающий мир»+чтение и др.

  7. Анализ программ с точки зрения реализации идей нравственного, эстетического, экологического, физического воспитания.

  8. Проблемный урок «Окружающего мира» в начальной школе.

  9. Составление схемы развития научного понятия. Выбор наиболее оптимальных средств для формирования научных понятий.

  10. Использование приёма “сказочной аналогии”: сочинение сказки о природном явлении (на выбор).

  11. Составление картотеки учебного материала природоведческого содержания из книг для чтения.

  12. Методика работы с научными текстами на уроках «Окружающего мира»

  13. Использование художественного и музыкального иллюстрирования на уроках «Окружающего мира».

  14. Составление усложняющихся алгоритмов по организации наблюдений от класса к классу.

  15. Организация опытов на уроках «Окружающего мира» начальной школе.

  16. Нестандартные уроки «Окружающего мира» в начальной школе.

  17. Проблема патриотического воспитания на уроках «Окружающего мира» в начальной школе.

  18. Определение форм, методов, приёмов, средств обучения в рамах заданной темы.

  19. Разработка заданий, дифференцированных карточек для повторения и проверки знаний учащихся.

  20. Организация экскурсий как формы изучения учебного предмета «Окружающий мир».

  21. Проблема формирования экоцентрического мышления младших школьников.

  22. Разработка конспекта урока с фиксацией используемых методов, приёмов, форм обучения.

  23. Подбор занимательного материала, дидактических, ролевых игр.

  24. Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности на материале «Окружающего мира».

  25. Составление конспекта внеклассного мероприятия по материалу «Окружающего мира».

  26. Изготовление натуральных, изобразительных средств обучения «Окружающему миру».

  27. Организация групповой работы на уроках «Окружающего мира».

  28. Методика работы с картографическим материалом на уроках «Окружающего мира».

  29. Методика работы учителя на предметных уроках «Окружающего мира»

  30. Методика работы над фенологическим календарем.


Примерная тематика рефератов, курсовых работ


1. Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках «Окружающего мира».

2. Реализация эстетического воспитания на уроках «Окружающего мира».

3. Альтернативные методики обучения «Окружающего мира».

4. Проблемы экологического в программах курса «Окружающего мира».

5. Групповая работа учащихся на уроках «Окружающего мира».

6. Дидактические игры младших школьников на уроках «Окружающего мира».

7. Дифференцированное обучение «Окружающему миру» младших школьников.

8. Игровые формы обучения «Окружающему миру» в начальной школе.

9. Организация проектной деятельности в уроках «Окружающего мира»

10. Изучение «Окружающего мира» в условиях проблемного обучения.

11. Интеграция предметов эстетического цикла на уроках «Окружающего мира».

12. Использование опорных сигналов при изучении курса «Окружающего мира»я.

13. Использование практических методов на уроках «Окружающего мира» в начальной школе.

14. Использование словесных методов на уроках «Окружающего мира» в начальной школе.

15. Краеведческие принципы в обучении «Окружающего мира».

16. Литературное творчество младших школьников на уроках «Окружающего мира».

17. Межпредметные связи курса «Окружающего мира» в начальной школе.

19. Методы организации исследований на уроках «Окружающего мира».

20. Многообразие современных традиционных и альтернативных программ «Окружающего мира».

21. Моделирование в курсе «Окружающего мира».

22. Нестандартные уроки «Окружающего мира».

23. Нравственное воспитание младших школьников на уроках «Окружающего мира».

24. патриотическое воспитание на уроках «Окружающего мира».

25. Организация проблемного обучения в начальной школе на уроках «Окружающего мира».

26. Особенности курса «Окружающего мира»А.А. Вахрушева и др. «Мир и человек».

27. Проведение опытов на уроках «Окружающего мира» в начальной школе.

28. Творческая деятельность младших школьников на уроках «Окружающего мира».

30. Реализация идей развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова / Л.В. Занкова ( на выбор).

31. Система научных представлений и понятий, формируемых на уроках «Окружающего мира».

34. Теория и практика урока «Окружающего мира» в условиях развивающего обучения.

36. Формирование целостной картины мира на уроках «Окружающего мира».

37. Формирование естественнонаучного мировоззрения младших школьников на уроках «Окружающего мира».

38. Формы внеклассной работы по «Окружающего мира».

39. Эстетическое воспитание младших школьников на уроках «Окружающего мира».

40. Эффективные формы организации деятельности учащихся на уроках «Окружающего мира».


Примерный перечень вопросов к экзамену


  1. Предмет, методологические основы и задачи методики преподавания интегрированного курса «Окружающий мир».Связь дисциплины «Методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир»» с другими науками.

  2. Методы педагогического исследования в методике преподавания интегрированного курса «Окружающий мир».

  3. Зарождение и развитие методик преподавания естественных наук, обществознания, истории за рубежом: опыт передачи опыта взрослых; идеи Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Песталоцци, Дж.Локка и др.

  4. Зарождение и развитие методик преподавания естественных наук, обществознания, истории в России: В.Ломоносов, В.Ф. Зуев, К.Д. Ушинский, А.Я. Герд, Д.Д. Семёнов, Д.Н. Кайгородов, Д.И. Тихомиров, В.П. Вахтеров, Л.С. Севрук, И.И. Полянский и др. Основные взгляды на методики преподавание естественных наук и истории в дореволюционной России.

  5. Развитие методик преподавания естественных наук, обществознания и истории в начальных классах в советский период (Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, М.Н. Скаткин, П.А. Завитаев, Л.Ф. Мельчакова, К.П. Ягодовский, К.А. и др.).

  6. Современные принципы преподавания «Окружающего мира» в начальной школе.

  7. Содержание дисциплины «Окружающий мир» на современном этапе. Образовательный стандарт начальной школы. Характеристика образовательной области «Окружающий мир».

  8. Значение материальной базы при изучении «Окружающего мира».Учебное оборудование при обучении младших школьников «Окружающему миру».

  9. Уголок живой природы в начальной школе. Требования к оформлению, особенности организации и содержания живого уголка. Краеведческий уголок и пришкольный участок в начальной школе. Организация работы с краеведческим материалом. Виды деятельности учащихся на географической площадке.

  10. Классификация средств обучения интегрированному курсу «Окружающий мир». Комплексное использование средств обучения «Окружающему миру» в начальной школе.

  11. Вербальные средства обучения школьников «Окружающему миру».

  12. Наглядные средства обучения школьников «Окружающему миру».

  13. Натуральные и искусственные средства обучения школьников «Окружающему миру».

  14. Методика работы с учебниками «Окружающего мира» в начальной школе. Виды текстов. Методика работы с текстами учебников в разных классах.

  15. Аудиовизуальные средства и вспомогательные средства обучения на уроках «Окружающего мира».

  16. Общая характеристика методов обучения «Окружающему миру», их классификации. Организационные, логические, технические приёмы как составляющие метода обучения «Окружающему миру».

  17. Выбор и оптимальное сочетание методов и приёмов в обучении «Окружающему миру». Авторские методы альтернативных программ по «Окружающему миру».

  18. Словесные методы обучения в рамках интегрированного курса «Окружающий мир». Использование на уроках научной и художественной детской литературы.

  19. Рассказ, его виды, требования к рассказу как методу обучения на уроках «Окружающего мира».Объяснение, инструктаж как методы обучения «Окружающему миру».

  20. Беседа, её значение и место при изучении природы, истории, обществознания, обж, требования к беседе. Методика организации и проведения диспута на уроках «Окружающего мира».

  21. Наглядные методы в обучении «Окружающему миру» в начальных классах. Классификация наглядных методов. Разработка и создание наглядных средств обучения.

  22. Методика работы с картографическими пособиями (планом, картой, глобусом).

  23. Методика работы с наглядно-образными средствами обучения, с экранными пособиями. Художественное и музыкальное иллюстрирование на уроках «Окружающего мира».

  24. Практические методы в изучении интегрированного курса «Окружающий мир».

  25. Классификация практических методов. Самостоятельная работа на уроках «Окружающего мира», её значение, виды.

  26. Наблюдения на уроках «Окружающего мира», его виды, значение, требования к их проведению, этапы организации.

  27. Методика работы с индивидуальным фенологическим дневником наблюдений и календарём природы и труда.

  28. Методика организации исследовательских работ на уроках «Окружающего мира». Опыты на уроках «Окружающего мира», требования к их проведению.

  29. Практические работы на уроках «Окружающего мира».

  30. Различные формы организации учебной деятельности в процессе изучения «Окружающего мира» (понятие «форма организации учебной деятельности», классификации форм). Урок – основная форма организации учебной работы. Требования к современному уроку «Окружающего мира».Подготовка учителя к уроку «Окружающего мира».

  31. Различные формы организации учебной деятельности в процессе изучения «Окружающего мира» (понятие «форма организации учебной деятельности», классификации форм).Фронтальные и индивидуальные формы работы, их сочетание на уроке. Организация работы в группах на уроках «Окружающего мира».

  32. Типы уроков «Окружающего мира»(классификация типов уроков, их специфика, структура).

  33. Комбинированный урок «Окружающего мира». Его основная цель, структура, ведущие методы, используемые средства.

  34. Предметный урок «Окружающего мира». Его основная цель, структура, ведущие методы, используемые средства.

  35. Обобщающий урок «Окружающего мира». Его основная цель, структура, ведущие методы, используемые средства.

  36. Уроки-экскурсии, их значение, этапы проведения, структура, основные требования. Экологическая направленность экскурсий в природу.

  37. Нестандартные уроки «Окружающего мира»

  38. Проверка и контроль знаний и на уроках «Окружающего мира». Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся. Оценка работы учащихся.

  39. Игровые формы обучения «Окружающему миру» (классификация игр, особенности их применения на уроках «Окружающего мира»).

  40. Проблемное обучение на уроках «Окружающего мира». Подходы к реализации проблемного обучения на уроках «Окружающего мира». Способы создания проблемных ситуаций.

  41. Внеклассная работа по «Окружающему миру». Значение внеклассной работы для обучения, воспитания, развития учащихся. Разновидности внеклассной работы, принципы её организации.

  42. Индивидуальная форма внеклассной работы: выполнение учащимися заданий по наблюдению за объектами живой и неживой природы, проведение опытов, различные виды коллекционирования.

  43. Групповая внеклассная работа: кружки, клубы, различные виды экскурсий. Массовая внеклассная работа, её виды.

  44. Организация работы учащихся в кружках, клубах, научных обществах. Планирование работы.

  45. Внеурочная работа по естествознанию. Значение внеурочной работы для обучения, воспитания и развития учащихся, её связь с урочной деятельностью по природоведению. Виды внеурочной работы в зависимости от места её проведения: в природе, на опытном участке, в уголке живой природы, в краеведческом уголке и т.п.

  46. Проектная деятельность школьников в рамках изучения дисциплины «Окружающий мир».

  47. Домашняя работа учащихся по «Окружающему миру», классификация домашних заданий.

  48. Клепинина. З.И. «Окружающий мир» «Природоведение», «Я и мир вокруг». концептуальные положения программы, особенности структуры содержания дисциплины «Окружающий мир», подходы к построению уроков, других форм занятий, специфика применения методов, авторские методы. Учебно-методическое оснащение.

  49. Плешаков А.А. «Зеленый дом» («Школа России»). Концептуальные положения программы, особенности структуры содержания дисциплины «Окружающий мир», подходы к построению уроков, других форм занятий, специфика применения методов, авторские методы. Учебно-методическое оснащение.

  50. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Данилов А.А. «Окружающий мир» («Школа2100…»): концептуальные положения программы, особенности структуры содержания дисциплины «Окружающий мир», подходы к построению уроков, других форм занятий, специфика применения методов, авторские методы. Учебно-методическое оснащение.

  51. Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» («Начальная школа XXI»). Концептуальные положения программы, особенности структуры содержания дисциплины «Окружающий мир», подходы к построению уроков, других форм занятий, специфика применения методов, авторские методы. Учебно-методическое оснащение.

  52. Поглазова О.Т. «Окружающий мир» («Гармония»). Концептуальные положения программы, особенности структуры содержания дисциплины «Окружающий мир», подходы к построению уроков, других форм занятий, специфика применения методов, авторские методы. Учебно-методическое оснащение.

  53. Федотова О.Н., Трафимова Г.В. и др. «Наш мир» («Перспективна начальная школа»). концептуальные положения программы, особенности структуры содержания дисциплины «Окружающий мир», подходы к построению уроков, других форм занятий, специфика применения методов, авторские методы. Учебно-методическое оснащение.

  54. Ивченкова Г.Г., СаплинаЕ.В.   и др. «Окружающий мир» («Планета знаний»). Концептуальные положения программы, особенности структуры содержания дисциплины «Окружающий мир», подходы к построению уроков, других форм занятий, специфика применения методов, авторские методы. Учебно-методическое оснащение.

  55. Дмитриева Н.Я. и др. « Мы и окружающий мир»/ Товпинец И.П. «Я и окружающий мир» (программа Л.В. Занкова). Концептуальные положения программы, особенности структуры содержания дисциплины «Окружающий мир», подходы к построению уроков, других форм занятий, специфика применения методов, авторские методы. Учебно-методическое оснащение.

  56. Чудинова Е.В. «Окружающий мир» (программа Д.Б.Эльконина В.В.Давыдова). концептуальные положения программы, особенности структуры содержания дисциплины «Окружающий мир», подходы к построению уроков, других форм занятий, специфика применения методов, авторские методы. Учебно-методическое оснащение.

  57. Развитие познавательных способностей (внимания, памяти, логического и образного мышления), наблюдательности, речи, раскрытие творческого потенциала детей в процессе обучения «Окружающему миру».

  58. Воспитание учащихся на уроках «Окружающего мира». Задачи и содержание нравственного и эстетического воспитания.

  59. Воспитание учащихся на уроках «Окружающего мира». Задачи и содержание трудового, санитарно-гигиенического воспитания.

  60. Формирование и развитие представлений и понятий в курсе изучения «Окружающего мира». Классификация понятий. Уровни, условия их формирования.

  61. Особенности обучения интегрированному курсу «Окружающий мир» в малокомплектной школе.

  62. Подходы к экологическому воспитанию в начальной школе.

  63. Программа составлена в соответствии с образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности - 031200 «Педагогика и методика начального образования».



Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 031200 – Педагогика и методика начального образования.


Программу составили:


К.п.н., доцент кафедры

педагогики и методики

начального образования Н.А. Семенова


Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры педагогики и методики начального образования


Протокол № ______ от «___» __________ 200 __ г.


Зав. кафедрой

педагогики и методики

начального образования С.И. Поздеева


Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией педагогического факультета ТГПУ


Председатель методической

комиссии педагогического

факультета Т.Н. Яркина


Согласовано:


Декан педагогического

факультета Г.Ю. Титова