bigpo.ru
добавить свой файл
1
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации

Государственный университет-

Высшая школа экономики


Отделение деловой и политической журналистики

Факультета прикладной политологии




Программа дисциплины

«Управление контентом в средствах массовой информации»


для направления 030600.68 «Журналистика»

подготовки магистра

Автор к.и.н. Шевелев Г.А.


Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании

«Журналистика» кафедры Деловой и политической

Председатель журналистики

Пенская Е.Н.___________ Зав. кафедрой

«_____» ________________ А.Г. Лысенко ____________

«____»__________________


^ Утверждена УС факультета

Прикладной политологии

Ученый секретарь

Орлов И.Б.____________

«_____» ______________


Москва


1. Тематический план учебной дисциплины

Дисциплина объемом 216 часов, 6 кредитов

№ п/п.



Наименование разделов


Всего

(часов)

Аудиторные занятия (час.)

Самостоятельная работа

лекции

практич.
1.

Программинг контента в телевизионном и радиовещании - фундамент деятельности телерадиоорганизации.
26

8

2

16
2.

Типология вещательных каналов. Понятие формата вещания.
26

8

2

16
3.

Контент вещания. Типология программного продукта.
26

8

2

16
4.

Телевизионная (радио)программа как способ организации контента и достижения максимального контакта с аудиторией. Сетка вещания.
26

8

2

16
5.

Методы программирования.
26

8

2

16
6.

Методы планирования вещания и организация работы программной службы вещательной телерадиоорганизации.
30

10

4

16
7.

Сопоставление и анализ структуры вещания телевизионных каналов. Практическое формирование вещательной сетки телевизионного или радиоканала.

30

10

4

14
8.

Опыт программирования на одном из телевизионных или радиоканалах канале. Зачетное занятие.

30

10

4

14




ИТОГО:

216

70

22

124



^ 2. Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки


Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

-Участие в обсуждении отдельных теоретических положений в лекционном курсе.-20%

-контрольная работа.-10%

-домашнее задание.- 20%

-Составление программной сетки вещания одного из каналов на основе опубликованных в печатных СМИ его программ передач-50%

-В конце модуля – письменный зачёт.-(20%+10%+20%+50%)


^ 3. Базовые учебники

Радиожурналистика: Учебник /Под ред. А.А. Шереля. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000.


4. Содержание программы

Введение



Учебный курс «Формирование контентом в СМИ» – специальный курс, подготовленный автором для отделения деловой и политической журналистики факультета Прикладной политологии.

Особенностью данного курса является его уникальность.

Парадокс ситуации в обучении специалистов для работы в современных электронных СМИ сегодня состоит в том, что в век, когда в конкуренцию вступают не отдельные теле - и радиопроекты, а вещательные каналы в целом, когда формат вещания, выработанный на основе изучения многих компонентов поведенческой ситуации аудитории, а также реалий рынка электронных СМИ, реализуется в программной политике вещателя, специалистов, способных грамотно реализовать эту политику, высшие образовательные учреждения не готовят.

Более того, при уже значительном количестве учебников, учебных пособий, специальных изданий по теории и практике журналистского труда, за последние годы не вышло ни одной печатной работы по проблемам формирования контента вещательного канала. В стороне от исследовательских интересов по-прежнему находятся формы и методы организации временного пространства телевизионного и радиоканалов.

Вместе с тем, практика вырабатывает всё новые и новые подходы в организации вещания для завоевания аудитории. Более того, формирование программной политики теле-, радиоканала и способов её реализации в современных условиях становятся неотъемлемой частью менеджмента теле-, радиоорганизации.

Автор курса, многие годы сам занимавшийся и занимающийся планированием и организацией вещания на телевидении и радио, на опыте крупнейших телерадиокомпаний страны представит основные закономерности и приемы взаимодействия вещательного канала с аудиторией через посредство специальным образом организованного контента в структурах вещательных сеток сезона, месяца, недели, дня.

Таким образом, основными целями курса являются:

  • знакомство студентов с теорией и практикой формирования вещательной политики теле-радиоканала,

  • первичное освоение приемов и методов формирования вещательной сетки.

^ Особенностью курса является то, что впервые в практике подготовки журналистских кадров будет сделана попытка дать системное представление будущим специалистам о теле-радиопрограмме как об определенном единстве всех жанровых компонентов, наполняющих вещательный день, неделю, месяц, сезон, о пространственно-временном характере организации контента вещания и его прямой взаимозависимости от аудитории.

^

Формы организации учебного процесса



Лекционный курс по теории программинга и вещательного контента сочетается с практическими занятиями, выполнением студентами письменных работ. Учебный процесс предполагает знакомство с работой программных служб телевидения 1-го канала, Российского телевидения, НТВ, Радио России, других телерадиокомпаний при участии руководителей программных служб.

Студенты самостоятельно анализируют структур контента и сетки вещания одного из телеканалов по их выбору. Пытаются сформировать собственную модель вещания теле-радиоканала.

^ 5. Темы разделов


Тема 1.

Программинг контента в телевизионном и радиовещании – фундамент деятельности телерадиоорганизации.

Занятие 1.Вводная лекция.

Сначала поговорим о том, что написано и опубликовано по этой теме.

Затем попытаемся понять, зачем тем, кто собирается работать в сфере электронных СМИ знать основы теории и практики программинга?

^ Зачем это знать журналисту?

Журналистское произведение – составная часть единого целого, которое называется «телевизионная (или радио) программа». Она имеет стилевое единство, нацелена на определенную аудиторию вообще и, в каждый конкретный отрезок времени, на конкретный сегмент этой аудитории. Каждому из программных отрезков присущи свои типологические особенности: тематические, жанровые, темпо-ритмовые и т.д.

Если добавить к этому форматность (этот термин может включать в себя всё выше перечисленное, то есть типологию вещания) или употребляется, как в данном случае, в узком смысле, характеризуя продолжительность телевизионного продукта, то станет очевидным, что работать журналисту в современных электронных СМИ эффективно можно лишь понимая закономерности построения электронного издания, с которым он собирается сотрудничать.

^ Зачем это знать продюсеру проекта?

Всё по тем же самым причинам.

Зачем это знать продюсеру по направлению вещания?

Специалист в этой должности с одной стороны участвует в формировании политики вещания, с другой - плотно зависит от неё. Не понимая общей концепции наполнения программным продуктом канала, не зная адресата своей продукции, не учитывая способы сочетания своих «эфирных линеек» с соседствующими передачами, он не обеспечит качественного заполнения эфирного времени.

^ Зачем это знать работнику финансовой службы?

Бюджет вещательной организации во многом строится исходя из тех задач, которые решает программинг. Что преобладает в вещании: информационная составляющая или развлекательные шоу? Собственное производство или заказная продукция? Какова доля кинопоказа - игрового или документального? От ответов на эти вопросы зависят принципы окупаемости вещательного канала и его доходности, построение бюджета вещательной организации в целом.

В свою очередь учет интересов финансовой службы – одна из задач службы программинговой.

^ Зачем это знать менеджеру по кадрам?

Кадровая политика вещателя также находится в прямой зависимости от задач, определяемых на основе анализа вещательной политики. Возрастной ценз персонала, соотношение творческого и технического персонала, соотношение менеджмента и создателей программ, доля тех и других в общей численности персонала, уровень квалификация коммерческой службы, и т.п. – всё это подчинено программной политики канала.

^ Зачем это знать техническому директору?

Не понимая содержательной стороны вещания, а программинг и есть суть содержания деятельности вещателя, невозможно грамотно экономично и эффективно сформировать техническую базу вещателя. Развитая информационная составляющая вещания, например, требует развитой выездной техники, как записывающей, так и передающей, как крупногабаритной, так и компактной, репортерской. Определение способа доставки сигнала потребителю также в определенной мере зависит от принципа организации программного продукта. Ставка вещателя на производство программного продукта собственными силами требует определения характера студийного оборудования, размера студийных площадей, светотехнического оборудования и др.

^ Зачем это знать партнерам вещателя?

Партнерам, создающим программы по заказам вещателя, – затем же, зачем это должен знать журналист, продюсер, продюсер по направлению вещания.

^ Зачем это знать заказчикам рекламы?

Коммерческим партнерам, рекламным агентствам, рекламодателям, спонсорам, заказчикам коммерческих программ полезно до контактов с вещателем понимать в какой мере предлагаемый ими рекламный продукт может вписаться в контекст вещания, в какой его части принесет наибольшую выгоду вещателю и заказчику.

И в заключение первой лекции определим основные понятия - термины нашего курса: «программинг», «контент», «телевизионная программа», «расписание передач».


Занятие 2. Программинг или вещательная концепция канала.

Создаем телевизионный или радиовещательный канал с нуля. Исходные позиции для формирования концепции вещания: социальный заказ, политический заказ, коммерческий интерес (телевидение, радио как бизнес), потребности аудитории, предложения на рынке электронных СМИ, творческий потенциал компании, её технические и финансовые возможности.

Вопросы, на которые следует дать ответы: для чего нужен этот медиаресурс? для какой аудитории организуется вещание? каков способ доставки сигнала? где географически будет возможность принимать передачи? каковы источники финансирования?

Определение понятия «программинг».

Программинг - «форма бытия» телевидения в обществе. Подчиненность всех производственных звеньев и управленческих механизмов телерадиоорганизации реализации вещательной концепции канала, его программной политики.

Программинг (вещательная концепция) как составная часть бизнес-плана вещательного канала. Лицензия на вещание и вещательная концепция.

^

Основная литература.


1. Радиожурналистика: Учебник /Под ред. А.А. Шереля. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000.

2. Телевизионная журналистика: Учебник. 4-е издание. М.: МГУ, Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2002.
^

Дополнительная литература.


1. Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов/ Я.Н. Засурский, М.А.Алексеева, Л.Д. Болотова и др.; под ред. Я.Н. Засурского.-М.: Аспект Пресс, 2003. -259 с.

2.Телерекламный бизнес (информационно-аналитическое обеспечение) / Сост. и общ. Ред. В.П.Коломиец – Международный институт рекламы, 2001

3. Федотова Л. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. М.:1996.
Тема 2.

Типология вещательных каналов. Понятие формата вещания.

Занятие 3.

Немого об истории. От однопрограммного телевидения – к двухпрограммному и многопрограммному вещанию в нашей стране.

От принципа «дополнительности» в организации телевизионного контента – к принципу «конкуренции» теле- и радиоканалов.

От «широковещательных» (нововведённый термин и достаточно не точный), для массовой аудитории, каналов – к узко направленным, «нишевым», каналам или каналам по интересам.

Опыт классификации вещательных каналов.

^ По принципу организации и способу вещания:

- по форме собственности,

- по способу финансовых отношений с аудиторией,

- по возможности приема сигнала на территории страны,

- по способу доставки сигнала,

- по организации процесса вещания.

^ Следующий блок классификации касается содержательной стороны вещания телеканалов:

- каналы, ориентированные в своей программной политике на самую широкую аудиторию,

- «нишевые каналы», которые также можно классифицировать по двум направлениям,

каналы, формирующие программный продукт по тематическому принципу,

каналы возрастных и социальных групп.

Современное понятие «формата» вещания.

Обзор и характеристика игроков на телевизионном рынке.

Цифровое телевидение и программинг.

^

Основная литература.


1. Радиожурналистика: Учебник / Под ред. А.А. Шереля. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000.

2. Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов/ Я.Н. Засурский, М.А.Алексеева, Л.Д. Болотова и др.; под ред. Я.Н. Засурского.-М.: Аспект Пресс, 2003. -259 с.

3. Телевизионная журналистика: Учебник. 4-е издание. М.: МГУ, Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2002.

4. Шерель А.А. Аудиокультура XX века. История, эстетические закономерности, особенности влияния на аудиторию: Очерки. – М.: Прогресс-традиция, 2004. -576 с., илл. Стр.: 155-175, 284-515.
^

Дополнительная литература.




1. Измерение аудиторий: ТВ, радио, Интернет. – М.: Медиакомитет, 2003

2.Телерекламный бизнес (информационно-аналитическое обеспечение) / Сост. и общ. Ред. В.П.Коломиец – Международный институт рекламы, 2001

3. Федотова Л. Социология массовой коммуникации: теория и практика. М.: 1993.

4. Федотова Л. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. М.:1996.

5. Шариков А.В. Ритмы городской телеаудитории России. – М., 1997

6. Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации (ред.-сост. А.Г.Рихтер) / Науч.-практ. комм. проф. М.А.Федотова. – М.: Центр «Право и СМИ», 1999.

7.Законодательство о средствах массовой информации: учебно-практические материалы (ред.-сост. А.Г.Рихтер). – М.: Центр «Право и СМИ», 1999.

8.Законы и практика СМИ в Европе, Америке и Австралии (сравнительный анализ). (Пер. с англ.). Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: «Галерия», 2000.




Тема 3.

Контент вещания. Типология программного продукта.

Занятие 4.

Телевизионная и радиопрограмма как единое целое, проявляющее свое содержание через частное. Понятие контента вещания. Соотношение понятий «контент» и «программинг».

Опыт создания «Классификатора программ» на факультете журналистики МГУ. То же самое - в номинациях ТЭФИ. Достижения и поражения на этом пути. Понятие «типологии контента».

Телевидение – журналистика… и не только.

Классификация программного продукта – вопрос теории, но и практики. Структура продюсерских служб на телеканалах. Типология контента по направлениям вещания. Структура контента внутри вещательных направлений. Специфика кинопоказа.

«Формат» канала и его «контент»

Источники программного продукта. Собственное производство, продюсерские службы и другие производящие подразделения теле-радиокомпаний. Заказная продукция. Покупная продукция. Архивные фонды.

^

Основная литература.


1. Радиожурналистика: Учебник / Под ред. А.А. Шереля. – М.: Изд-во Моск.ун-та, 2000.

2. Телевизионная журналистика: Учебник. 4-е издание. М.: МГУ, Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2002.

3. Шерель А.А. Аудиокультура XX века. История, эстетические закономерности, особенности влияния на аудиторию: Очерки. – М.: Прогресс-традиция, 2004. -576 с., илл. Стр.: 155-175, 284-515.

^

Дополнительная литература.


1.Борецкий Р.А. Телевизионная программа. М.: Комитет по радио и телевидению при

СМ СССР, Редакционно-издательский отдел; МГУ факультет журналистики, кафедра радиовещания и телевидения,1967.

2. Юровский А.Я., Борецкий Р.А. Основы телевизионной журналистики – М.: Изд-во Московского университета, 1966


Тема 4.

Телевизионная программа как способ организации контента и достижения максимального контакта с аудиторией. Сетка вещания.

Занятие 5..

Понятие телевизионной программы.

Программирование - способ отыскания наиболее прочных, наиболее действенных контактов телеэкрана и зрителя.

Телевизионная программа – суть единства частного и общего:

- предельная массовость объекта (аудитории)

- и также предельная индивидуализировнность, единичность (реальный «потребитель» телепрограммы – зритель, отъединенный от массы);

в тоже время:

- существенное множество программных элементов (фильмов, передач, трансляций и пр.)

- и единство, целостность всей программы вещательного дня, недели, месяца, сезона.

Телевизионная программа реализует мгновенную коммуникацию миллионов.

Телевизионная программа – единственный уникальный способ каждодневного, систематического влияния на массовую аудиторию не каким либо взятым в отдельности телевизионным или кинопроизведением, а совокупностью этих произведений, объединенных в телевизионную программу вещательного дня, недели, месяца, сезона и т.д. И если программинг – «форма бытия» телевидения в обществе, то телевизионная программа – способ материализации этого бытия.

Телевизионная программа есть органическое слияние отдельных элементов контента в единое целое при учете политических, эстетических, познавательных, образовательных, возрастных запросов и качеств аудитории. Следовательно, создание телевизионной программы есть процесс творческий.

Понятие «телевизионной программ» есть нечто общее по отношению к понятию «сетка вещания».

^ Сетка вещания есть некая компоновка программ, учитывающая многоуровневые задачи телевидения. Другими словами, сетка вещания - опредмеченная, конкретизированная в телевизионных произведениях вещательная политика канала, уложенная в определенные временные рамки. Под сеткой вещания часто понимают «расписание передач».

Отличие сетки вещания от публикуемой в СМИ Программы (расписания) передач. Построение сетки вещания. Горизонтали и вертикали сетки.

Сетка вещания и мониторинг аудитории.

Понятие стабильности сетки вещания.

^

Основная литература.


1. Брауна Дж. и Коула У. «Эффективный менеджмент на радио и телевидении»: В 2-х томах: Т.2. Пер. с англ.- М.: Мир, 2001 Стр. 5-146.

2. Галядкин Н.А. «Телепрограммирование в США: специфика и приемы». Учебное пособие. ИПК Работников телевидения и радио. М.:1997

3. Радиожурналистика: Учебник / Под ред. А.А. Шереля. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000.

4. Телевизионная журналистика: Учебник. 4-е издание. М.: МГУ, Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2002.

5.«Творческий телевизионный менеджмент». Internews. М.:1994 Стр.108-110

6.«Телевизионный менеджмент: пособие для продолжающих обучение». Internews. М.:1994 Стр. 3 -12.

7. Шерель А.А. Аудиокультура XX века. История, эстетические закономерности, особенности влияния на аудиторию: Очерки. – М.: Прогресс-традиция, 2004. -576 с., илл. Стр.: 155-175, 284-515.

^

Дополнительная литература.


1.Борецкий Р.А. Телевизионная программа. М.: Комитет по радио и телевидению при

СМ СССР, Редакционно-издательский отдел; МГУ факультет журналистики, кафедра радиовещания и телевидения,1967.

2. Юровский А.Я., Борецкий Р.А. Основы телевизионной журналистики – М.: Изд-во Московского университета, 1966

3. Федотова Л. Социология массовой коммуникации: теория и практика. М.: 1993.

4. Федотова Л. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. М.:1996.

6. Шариков А.В. Ритмы городской телеаудитории России. – М., 1997




Тема 5. Методы программирования.

Занятия 6,7.

Основные термины программирования.

«Рубрика», «цикл». «Серия», «сериал». «Передача», «программа» (в узком смысле). «Рекламный спот», «рекламный сюжет». «Прямой эфир», «программные консервы». «Программная линейка», «канал» (как часть объединенного чем-то вещательного дня). Единицы программного продукта и его «формат». «Межпрограммное пространство» и др.

Понятие верстки. Принципы верстки. Пространственно-временной характер организации вещания. Внутренняя драматургия вещательного дня, недели, месяца… Темпо-ритм программы. Методы дополнения, альтернативы и контрапункта внутри вещательного отрезка времени. Акция канала – действенный метод привлечения внимания аудитории.

Способы размещения контента в структуре вещательного дня: «гамак», «тент», «блок», «лента», «связка», «лед-ин»-подводка». «Безшовная» верстка. Рекламные окна и форматы рекламы. Методы промоушен канала.

Прямое программирование. Контрпрограммирование. Программирование по принципу альтернативы.

Некоторые особенности программирования на сетевых станциях.

Особенности программирования региональных и местных телерадиоканалов.

Некоторые творческие и производственные аспекты программирования.
^

Основная литература.


1. Брауна Дж. и Коула У. «Эффективный менеджмент на радио и телевидении»: В 2-х томах: Т.2. Пер. с англ.- М.: Мир, 2001 Стр. 5-146.

2. Галядкин Н.А. «Телепрограммирование в США: специфика и приемы». Учебное пособие. ИПК Работников телевидения и радио. М.:1997

3. Радиожурналистика: Учебник / Под ред. А.А. Шереля. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000.

4. Телевизионная журналистика: Учебник. 4-е издание. М.: МГУ, Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2002.

5.«Творческий телевизионный менеджмент». Internews. М.:1994 Стр.108-110

6.«Телевизионный менеджмент: пособие для продолжающих обучение». Internews. М.:1994 Стр. 3 -12.

7. Шерель А.А. Аудиокультура XX века. История, эстетические закономерности, особенности влияния на аудиторию: Очерки. – М.: Прогресс-традиция, 2004. -576 с., илл. Стр.: 155-175, 284-515.

^

Дополнительная литература.


1.Борецкий Р.А. Телевизионная программа. М.: Комитет по радио и телевидению при

СМ СССР, Редакционно-издательский отдел; МГУ факультет журналистики, кафедра радиовещания и телевидения,1967.

2. Юровский А.Я., Борецкий Р.А. Основы телевизионной журналистики – М.: Изд-во Московского университета, 1966

3. Федотова Л. Социология массовой коммуникации: теория и практика. М.: 1993.

4. Федотова Л. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. М.:1996.

6. Шариков А.В. Ритмы городской телеаудитории России. – М., 1997


Тема 6. Методы планирования вещания и организация работы программной службы вещательной телерадиоорганизации.

Занятие 8.

Перспективное, текущее и оперативное планирование. Понятие вещания по сезонам.

Планирование по разделам вещания.

Конкретно-социологические исследования – как инструмент формирования и корректирования текущей программной политики канала.

Программная служба телерадиоорганизации - основное звено в осуществлении программных задач канала, обеспечении его политического, социального и коммерческого успеха. Место программной службы в структуре телерадиоорганизации.

Основные задачи, решаемые программной службой:

- обеспечение соответствия программной политики требованиям государственной вещательной лицензии;

  • осуществление перспективного, текущего и оперативного планирования вещания;

  • координация деятельности всех продюсерских групп и иных производящих структур в части производства и выдачи в эфир программного продукта;

  • оперативное управление вещанием;

  • анализ вещательной деятельности канала;

  • с помощью социологических замеров повседневный контроль за качеством вещания и его популярностью;

  • взаимодействие с печатными и другими СМИ в части информирования аудитории о программах канала;

  • обеспечение выполнения обязательств в части размещения в эфире рекламной продукции,

  • архивирование материалов эфира.

Работа программной службы по оформлению канала, продвижению в эфире его бренда, анонсированию текущих программ и перспективных проектов.

Работа подразделения выпуска программ.

^

Основная литература.



1. Радиожурналистика: Учебник / Под ред. А.А. Шереля. – М.: Изд-во Моск.ун-та, 2000.

2. Телевизионная журналистика: Учебник. 4-е издание. М.: МГУ, Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2002.

3. Шерель А.А. Аудиокультура XX века. История, эстетические закономерности, особенности влияния на аудиторию: Очерки. – М.: Прогресс-традиция, 2004. -576 с., илл. Стр.: 155-175, 284-515.


Тема 7. Сопоставление и анализ структуры вещания телевизионных каналов. Практическое формирование вещательной сетки телевизионного или радиоканала.

Занятие 9

Занятие носит практический характер.

В ходе обсуждения в аудитории студенты должны научиться оценивать качество вещания того или иного вещательного канала, определять типологию программного продукта, сопоставлять характер вещания.

Студенты получат задание: на основе опубликованных в печатных СМИ программ передач одного из каналов составить его программную сетку вещания и оценить её особенности и качество. Эта работа подведет итог прослушанному лекционному курсу.

^

Основная литература.


1. Радиожурналистика: Учебник / Под ред. А.А. Шереля. – М.: Изд-во Омск. Ун-та, 2000.

2. Телевизионная журналистика: Учебник. 4-е издание. М.: МГУ, Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2002.

3. Шекель А.А. Аудиокультура XX века. История, эстетические закономерности, особенности влияния на аудиторию: Очерки. – М.: Прогресс-традиция, 2004. -576 с., илл. Стр.: 155-175, 284-515.


Тема 8. Опыт программирования на одном из телевизионных или радиоканалах канале.

Занятие 10, зачетное.

Изучение опыта работы по формированию структуры и сетки вещания одного из телевизионных или радиоканалов при участии руководителя программной службы канала.

Встреча с практиком службы программирования даст возможность студентам закрепить изложенный на предыдущих занятиях материал, глубже понять характер работы этих ответственных подразделений крупнейших вещателей страны.

В ходе занятия студенты смогут ознакомиться с перспективными и текущими планами вещания Компании, получат для самостоятельного анализа структуры вещания канала и их вещательные сетки.

На занятии в форме письменной работы, подготовленной на основе заданий, полученных на предыдущих занятиях, и устного собеседования будет оценена степень освоения студентами изложенного в лекциях учебного курса.



  1. ^ Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Темы письменного зачета по курсу.


Новые телеканалы.

  • Структура вещательного контента телеканала «Домашний». Потенциальная аудитория канала по данным медиаизмерений.

  • Структура вещательного контента телеканала «Звезда». Потенциальная аудитория канала по данным медиаизмерений.


Местное вещание

  • Особенности программной политики одного из телеканалов моего города.

  • Сравнительный анализ концепции вещания двух телеканалов (желательно государственного и коммерческого) моего города.


Тенденции в программной политике телеканалов.

  • СТС – логика программного развития канала последних лет. (На основе опубликованных в печати программ передач и социометрии).

  • НТВ - логика программных изменений в вещании канала последнего времени. (На основе опубликованных в печати программ передач и социометрии).

  • Характер изменений в программной политике телеканала REN-TV. (На основе опубликованных в печати с января по май 2007 года программ передач и социометрии.)

  • Характер изменений в программной политике телеканала ТВЦ. (На основе опубликованных в печати с января по май 2007 года программ передач и социометрии.)

  • ТНТ – характеристика контента и основные принципы программной политики канала.

  • РБК: программная политика, типология контента, востребованность аудитории.


Анализ и сопоставление контента вещательных каналов.

  • Сравнительный анализ структуры вещательного контента выходных дней на Первом телеканале и телеканале «Россия».

  • Сравнительный анализ структуры вещательного контента будних дней на Первом канала и телеканале «Россия».

  • Прайм-тайм будних дней на каналах РЕН-ТВ и НТВ: принципы построения и сравнительный анализ.

  • Сравнительный анализ структуры вещательного контента телеканалов REN-TV и НТВ (На основе опубликованных в печати в январе – мае 2007 год программ передач и социометрии).

  • Сравнительный анализ структуры вещательного контента на Первом канала (ОРТ) и на Первой программе Центрального телевидения (На основе опубликованных в печати в апрель 1986 годе и апреле 2007 года программ передач).

  • Анализ тенденций сезона осень, зима, весна 2006-2007 в формировании кинопоказа на Первом канале телевидения (ОРТ) на основе программных сеток вещания.

  • Анализ тенденций сезона осень, зима, весна 2006-2007 в формировании кинопоказа на телеканале «Россия» на основе программных сеток вещания..

  • Анализ тенденций сезона осень, зима, весна 2006-2007 в формировании информационно-политического вещания на Первом канале телевидения (ОРТ) на основе программных сеток вещания.

  • Анализ тенденций сезона осень, зима, весна 2006-2007 в формировании информационно-политического вещания на телеканале «Россия» на основе программных сеток вещания.


Приемы и методы организации программного контента.

  • Приемы и методы организации программного контента на телеканале НТВ.

  • Приемы и методы организации программного контента на телеканале «Россия».

  • Приемы и методы оформления телеканалов НТВ, ТВЦ. (Сравнительный анализ).

  • Приемы и методы организации рекламного продукта и собственного промоушена канала на СТС.

  • Приемы и методы организации рекламного продукта и собственного промоушена канала наНТВ.

  • Приемы и методы организации рекламного продукта и собственного промоушена на канале «Россия».

  • Приемы и методы организации рекламного продукта и собственного промоушена на Первом канале.


Вещатель и его аудитория.

  • Телеканал СТС и потребности его аудитории. (Анализ сетки вещания за январь - май 2007 года и данных социологических измерений аудитории за тот же период).

  • Телеканал ТНТ и потребности его аудитории. (Анализ сетки вещания за январь - май 2007 года и данных социологических измерений аудитории за тот же период).

  • Телеканал «Культура» и потребности его аудитории. (Анализ сетки вещания за январь - май 2007 года и данных социологических измерений аудитории за тот же период).



Автор программы кандидат

исторических наук, профессор Шевелев Г.А. Подпись _______________