bigpo.ru
добавить свой файл
1


Программа

вступительного испытания по предмету «Обществознание»

Тема 1. ОБЩЕСТВО

Общество как сложная динамическая система. Общество и природа. Законы строения, функционирования и развития общества.

Понятия: «общество», «страна», «народ», «человечество». Этнические общности людей: род, племя, народность, нация. Национальные отношения в истории человечества. Причинные и функциональные связи в обществе.

Основные формы и модели общества. Концепции общественного развития на Западе и в России. Традиционные и современные общества. Современные цивилизации. НТР и ее социальные последствия. Перспективы постиндустриальной цивилизации.

Проблема общественного прогресса и его критериев. Проблема смысла и направленности исторического прогресса. Человечество как социальная общность. Взаимосвязь и целостность современного мира. Противоречия современного общественного развития. Стратегия выживания человечества в условиях обострения глобальных проблем.


Тема 2. ^ КУЛЬТУРА. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная культура. Единство истории, философии и культуры в развитии духовности общества. Философское обоснование «славянофильства» и «западничества» для России. Тенденции духовной жизни современной России. Особенности развития национальных культур в Российской Федерации. Культура и цивилизация. Типы цивилизаций.

Наука как система знаний, специфический вид деятельности и социальный институт. Природа научного познания, его возможности и границы. Роль науки в общественной жизни.

Религия, ее сущность и функции. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Религия и наука, религия и искусство. Религия и нравственные ценности.

Искусство как вид духовного производства. Сущность искусства, функции и формы. Искусство как эстетическая деятельность. Основные направления в искусстве.

Образование в системе духовного производства. Цель и функции образования. Тенденции образования в современной России.

Мировоззренческие основания историко-культурного развития общества. Особенности формирования мировоззрения и его исторические формы.


Тема 3. ^ ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА

Понятие политики, ее место и роль в общественной жизни. Политическая система общества. Государство, его признаки, формы, функции. Политический режим и его типы. Понятие демократии. Демократия и ее альтернативы. Политические права и свободы граждан. Избирательное право и избирательная система Российской Федерации. Политическая жизнь современной России.

Гражданское общество, его основные черты. Правовое государство. Местное самоуправление. Соотношение правового государства и гражданского общества.

Политическая культура. Типы политической культуры. Функции политической культуры. Политическая деятельность и политическая культура. Политическая культура современной России.


Тема 4. ^ СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Социальная структура общества, ее элементы. Понятие социальной сферы, ее место и роль в жизни общества. Социальные отношения и взаимодействия. Социальные изменения. Типы социальных групп. Социальные институты. Роли и статусы людей в системе общественных отношений. Социальная мобильность. Социальные нормы. Элементы социального поведения. Отклоняющееся поведение. Социальный контроль и самоконтроль. Социальные права и свободы граждан. Социальные интересы. Социальная политика. Социальная защита населения. Социальные процессы в современной России.

Семья как социальный институт и малая группа. Тенденции развития семьи в современном обществе. Государственная и общественная поддержка и защита семьи. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус ребенка. Демографические процессы в жизни общества. Особенности населения национальных республик России. Межнациональные отношения.

Социально-исторические общности людей. Классовый и стратификационный подходы к изучению общества и его структуры. Понятие социальной группы и социальной связи. Принципы типологии социальных групп и виды их взаимодействия. Проблема стабильности и нестабильности групп в концепциях Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма и М. Вебера.

Проблема достоверности социального предвидения и его научные критерии. Основные методы прогнозирования и типы социальных прогнозов.


Тема 5. ^ ЧЕЛОВЕК. ИНДИВИД. ЛИЧНОСТЬ

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Бытие человека. Человеческая деятельность, ее многообразие. Предназначение человека. Цель и смысл жизни человека. Взаимоотношение духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке.

Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность». Личность и общество. Личность как субъект и объект общественных отношений. Потребности и интересы, цели и средства человеческой деятельности. Сознательное и бессознательное в поведении людей. Социализация и воспитание личности. Свобода и необходимость. Свобода и ответственность личности.

Рекомендуемая литература:

  1. Каверин Б.И. Обществознание: учеб. пособие для абитуриентов и студентов вузов / Б.И. Каверин, П.И. Чижик. – М., 2007.

  2. Кравченко А.И. Обществознание 11 класс: учебник / А.И. Кравченко, Е.А. Певцова – М., 2009.

  3. Кравченко А.И. Обществознание: учебник. – М., 2009.

  4. Лазебникова А.Ю. ЕГЭ. Обществознание. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие / А.Ю. Лазебникова, М.Ю. Брандт. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.

  5. Обществознание: глобальный мир в ХХI веке: 11 кл. – кн. для учителя / Л.В. Поляков, В.В. Федоров, К.В. Симонов и др. / под ред. Л.В. Полякова. – М., 2007.