bigpo.ru
добавить свой файл
1
Программа «Французский язык» (ступень В)

для среднего школьного возраста (13-14 лет)


Автор: Маслова Е. Г., ассистент


Программа нацелена на комплексную реализацию личностно ориентированного, деятельностного, коммуникативно-когнитивного и социокультурного подходов к обучению французскому языку на среднем этапе. Обучение любому иностранному языку предполагает одновременное и взаимосвязанное коммуникативное и социокультурное развитие, взаимосвязанное обучение языку и культуре, способствует развитию у учащихся способности к реальному аутентичному общению с носителями языка. В программе выделяются три содержательные линии: коммуникативные умения; языковые знания и навыки оперирования ими; социокультурные знания и умения. Основной линией следует считать коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения французским языком на данном этапе обучения.

  1. ^ Цель и задачи курса.


Цель изучения курса:

  • развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной


Задачи курса:

  • дальнейшее коммуникативно-речевое вхождение во франкоязычную среду (в рамках предлагаемой УМК тематики) и социокультурное развитие школьников на основе введения в культуроведение Франции с помощью адекватных учебных материалов;

  • формирование умений для дальнейшего самообразования по предмету (работа с источниками информации, справочной литературой, словарями, аудио- и видеотехникой и т. д.)

  • совершенствование фонетических навыков;

  • формирование умений извлекать информацию из текста даже при наличии в нем незнакомых языковых средств, используя лингвистическую и текстуальную догадку;

  • ознакомление учащихся с различными формами речи, с регистрами французского языка.

  • обогащение страноведческих и лингвострановедческих знаний;


2. Требования к уровню освоения содержания программы

Слушатели после изучения данного курса должны:

иметь представление:

  • о роли владения иностранными языками

в современном мире, об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка

  • о всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру,

  • о сходстве и различии в традициях своей страны и стран изучаемого языка;

  • о государственной символике (флаге и его цветовой символикой, гимном,

  • столице страны/ стран изучаемого языка);

  • о словах французского языка, вошедших во многие языки мира, (в том числе и в русский) и русских словах, вошедших в лексикон французского языка.


Знать:

  • основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);

  • особенности структуры простых и сложных предложений изучаемого иностранного языка; интонацию различных коммуникативных типов предложений; правила сцепления (liaison) и связывания (enchaînement) слов внутри ритмических групп;

  • признаки изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);

  • основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенная оценочная лексика), принятые в стране изучаемого языка;


Уметь

  • начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;

  • расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;

  • рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и стране изучаемого языка;

  • передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;

  • понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ), уметь определить тему текста, главные факты в тексте;

  • читать несложные аутентичные тексты разных жанров с полным и точным пони манием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;




№ п/п

Наименование тем

Всего часов

Лабораторно-практические

Самостоятельная работа

1

О вкусах не спорят.

9

6

3

2

Внешность. Характер.

9

6

3

3

Взаимоотношения в семье, с друзьями

9

6

3

4

Школьная жизнь

9

6

3

5

Путешествия

9

6

3

6

Франция сегодня.

9

6

3

7

Здоровье

9

6

3

8

В мире спорта

9

6

3

9

Окружающая среда

9

6

3

10

Город и деревня

9

6

3

11

Повторение

9

2

1

12

Итоговое тестирование

9

2

1

^ Тематический план «Французский язык» (ступень B)



п/п

Тема занятия

Содержание занятия

Количество часов

Самостоятельная работа

Количество часов

Контроль и оценка

1

О вкусах не спорят.

  1. Досуг молодежи: посещение кружков, спортивных секций, клубов по интересам Досуг и увлечения (спорт, музыка, посещение кино/ театра / парка аттракционов)

  2. Глаголы 1, 2, 3 группы в Présent, Особенности спряжения наиболее распространенных нерегулярных глаголов, неопределенно-личное местоимением on;

  3. Текст на аудирование.

6

  1. Повторение грамматического материала.

  2. Подготовка монологического высказывания на тему досуга и развлечений.

3

Круглый стол на тему «О вкусах не спорят».

2.

Внешность. Характер.

  1. Описание внешности и характера человека. Личный профиль.

  2. Степени сравнения прилагательных и наречий, пассивная форма глагола, все типы вопросительных предложений.

  3. Текст на аудирование.

6

  1. Повторение грамматического материала.

  2. Подготовка монологического высказывания о себе или своем друге

3

Опрос в форме беседы

3

Взаимоотношения в семье, с друзьями

  1. Повседневная жизнь семьи, распределение обязанностей в семье в России и стране / странах изучаемого языка. Межличностные отношения с членами семьи, друзьями, знакомыми.

  2. Повторение спряжения глаголов avoir и être. Passé composé. Местоименные глаголы, опросительное прилагательное quel, вопросительное наречие comment.

  3. Текст на аудирование.

6

  1. Повторение грамматического материала.

  2. Подготовка к дискуссии.




3

Дискуссия на тему «Дружба»;

4

Школьная жизнь

  1. Ознакомление с режимом дня французских школьников; с учебой во французской школе. Проблемы школьников. Изучаемые предметы и отношение к ним. Ознакомление с анкетой, проведенной среди французских школьников

  2. Личные местоимения в функции прямого и косвенного дополнения. Местоимения en, y.

  3. Текст на аудирование

6

  1. Повторение грамматического материала.

  2. Работа с интернет-ресурсами. Поиск информации по заданной теме.

3

Опрос в форме беседы, проверка результатов поиска информации

5

Путешествия

  1. Для чего мы путешествуем. Виды транспорта, преимущества и недостатки. Ознакомительные туристические поездки по своей стране и за рубежом, их планирование и подготовка. Страны и национальность.

  2. Futur Simple. Указательные местоимения. Сложноподчиненные предложений с союзами que, qui, quand, parce que.

  3. Текст на аудирование

6

  1. Повторение грамматического материала.

  2. Составление диалога «В турагентстве»

3

Проведение ролевой игры «В турагентстве»

6

Франция сегодня.

  1. Страна/страны изучаемого языка, их географические и природные особенности, достопримечательности. Работа с картой Франции. Прогулка по Парижу.

  2. Повторение спряжения глагола aller в настоящем времени. Futur immédiat. Глаголы в повелительном наклонении, образующие нерегулярные формы (être, avoir, savoir)

  3. Текст на аудирование.

6

  1. Повторение грамматического материала.

  2. Подготовка презентации на тему: «Париж – центр притяжения».

3

Проверка презентаций, опрос в форме беседы

7

Здоровье

  1. Здоровье и забота о нем, самочувствие, медицинские услуги, проблемы экологии и здоровья. Здоровый образ жизни.

  2. Imparfait. Конструкции с причастиями настоящего и прошедшего времени (participe présent и participe passé)

  3. Текст на аудирование

6

  1. Повторение грамматического материала.

  2. Составление диалога «У врача»

3

Проверка диалогов, круглый стол на тему «Здоровый образ жизни»

8

В мире спорта

  1. Спорт в современном мире. Проблемы любительского и профессионального спорта. Ознакомление со спортивными увлечениями французских сверстников;

  2. Временная форма условного наклонения Conditionnel présent. Ее употребление в независимом предложении для выражения пожелания (Je voudrais vous poser une question) и в сложноподчиненном предложении с обстоятельственным придаточным условия.

  3. Текст на аудирование

6

  1. Повторение грамматического материала.

  2. Составление проекта "Une journée sportive à l’école"

3

Проверка проектов

9

Окружающая среда

  1. Проблемы загрязнения окружающей среды и пути их решений. Обучение учащихся составлению «паспорта» (carte d’identité) Земли. Воспитание гуманного отношения к животным

  2. Повторение видо-временных форм глагола. Прямая и косвенная речь. Вопросительные местоимения.

  3. Текст на аудирование

6

  1. Повторение грамматического материала.

  2. Составление проекта или презентации на тему "Спасем планету"

3

Проверка проектов или презентации

10

Город и деревня

  1. Преимущества и недостатки жизни в городе/деревне. Жилищные и бытовые условия проживания в городской квартире или доме/коттедже в сельской местности

  2. Согласование времен. Указательные и притяжательные местоимения (celui/celle/ceux, le mien/la mienne/les miens/les miennes.

  3. Текст на аудирование

6

  1. Повторение грамматического материала.

  2. Составление монологического высказывания на тему «Жить в деревне. За и против»

3

Дискуссия на тему «Жить в деревне. За и против»

11

Повторение

  1. Систематизация знаний по грамматике.

  2. Обсуждение и повторение лексических тем.

2

Повторение пройденного

материала

1

Контроль знаний по лексике и грамматике

12

Итоговый тест

Написание теста

2

Повторение пройденного

материала

1

Проверка тестов



^ Тема 1 «О вкусах не спорят»


Языковой материал

Работа над лексикой по данной теме. Составление диалогов и проведение дискуссий на тему о досуге молодежи, ее увлечениях и интересах. Инициирование учащихся на высказывание своего личного отношения к полученной информации;

^ Грамматический материал

Систематизация знаний и глаголе. Тренировка в употреблении глаголов s’intéresser, mettre, faire, во фразах.


Тема 2 «Внешность. Характер»


Языковой материал

Обогащение активного словаря. Работа над лексикой по данной теме. Составление диалогов и проведение дискуссий на тему о конфликтных ситуациях в семье, о взаимоотношениях между родителями и детьми, о распределении обязанностей в семье.

^ Грамматический материал

Объяснение правил и выполнение упражнений по темам «Склонение имен прилагательных», «Степени сравнения прилагательных и наречий. Ознакомление учащихся с различными видами вопросов. Обучение учащихся задавать вопросы с инверсией. Совершенствование навыков диалогической речи.


^ Тема 3 «Взаимоотношения в семье, с друзьями»

Языковой материал

Работа над лексикой по данной теме, комментирование, примеры из личной жизни; развитие интегративных коммуникативных умений общаться на французском языке: выражать свое мнение, давать совет, рассказывать о своих проблемах, взаимоотношениях в семье.

^ Грамматический материал

Объяснение правил и выполнение упражнений по теме Passé composé. Активизация в речи учащихся новых ЛЕ


Тема 4 «Школьная жизнь»


Языковой материал

Совершенствование навыков устной и письменной речи: обучение учащихся активно пользоваться личными местоимениями и наречиями en и у. Поиск страноведческой информации из аутентичных источников и в сети Интернет.

^ Грамматический материал

Формирование умений творчески использовать знакомый материал в новых ситуациях (être présent, être absent, personne, connaître, etc.).


Тема 5 «Путешествия»


Языковой материал

Ознакомление с названиями некоторых стран мира и национальностей. Работа над лексикой по данной теме. Обучение составлению диалога на базе аудио-, и печатного материала французских журналов, а также аудио- и видеопрограмм.

^ Грамматический материал Формирование навыков распознавания и понимания структур с Futur simple. Ознакомление учащихся с придаточными предложениями причины. Формирование умения аргументировать свое согласие или свой отказ что-либо сделать с помощью придаточного предложения.


^ Тема 6 «Франция сегодня»

Языковой материал

Работа над лексикой по данной теме. Просмотр видеофильма о стране изучаемого языка. Развитие интереса к предмету с помощью интересной информации о Франции. Работа с ассоциативными связями. Разработка презентаций о достопримечательностях Парижа.

^ Грамматический материал

Формирование навыков распознавания и понимания структур с Futur immédiat. Выполнение упражнений по заданной теме. Повторение повелительного наклонения. Объяснение особенностей образования императива глаголов être, avoir, savoir.


^ Тема 7 «Здоровье»

Языковой материал.

Работа над новой лексикой по данной теме.

Формирование речевой компетенции: проведение диалогов и дискуссий о проблеме здоровья и здорового образа жизни.

^ Грамматический материал

Объяснение употребления Imparfait, выполнение упражнений на

отличие Imparfait от Passé composé, объяснение их смысловое значения. Конструкции с причастиями настоящего и прошедшего времени. Формирование навыков распознавания и понимания причастий (participe présent и participe passé)


^ Тема 8 «В мире спорта»


Языковой материал

развитие интегративных коммуникативных умений общаться на французском языке на тему «Спорт в школе». Составление плана проведения спортивных мероприятий в школе (коллективная речевая деятельность); развитие умения вносить предложение в письменном виде

^ Грамматический материал

Формирование умений и навыков употребления в речи сложноподчиненных предложений (subordonnée relative). Обучение выражать свои желания с помощью conditionnel présent, a также выдвигать условия, при которых может быть выполнено то или иное действие.


^ Тема 9 «Окружающая среда»


Языковой материал

Введение новой лексики по данной теме, развитие языковой догадки; обучение пересказу научно-популярного текста; развитие умения комментировать название текста, формирование и развитие умения делиться своими наблюдениями; развитие умения предлагать товарищам проблему для обсуждения: Обучение оформлению паспорта данных в соответствии с полученной информацией;

^ Грамматический материал Ознакомление учащихся с вопросительными местоимениями, с прямым и косвенным вопросом.

2. Формирование умения передавать, сообщать информацию (style indirecte).


^ Тема 10 «Город и деревня»


Языковой материал

Работа над лексикой по данной теме. Обсуждение преимуществ жизни в деревне и городе. Обучение монологической речи. Организация дискуссии на данную тему с опорой на фотоматериалы и личный опыт.

^ Грамматический материал

Ознакомление учащихся с указательными местоимениями. Повторение и систематизация притяжательных прилагательных.


Тема 11 «Повторение»


Языковой материал

Обсуждение пройденного материала.

^ Грамматический материал

Повторение и систематизация пройденных грамматических тем.


Тема 12 «Итоговый тест»


Проведение итогового теста.


^ Итоговое тестирование

Лексико-грамматический тест

1. Среди данных слов существительным является ...

1) danseuse 2) malheureuse 3) merveilleuse 4) paresseuse

2. Среди данных слов прилагательным является ...

1) patience 2) patient 3) patiemment 4) patienter

3. Слово «ennuyeux» переводится как ...

1) скучный 2) скучная 3) скука

4. Подберите соответствия. Одно выражение в правом столбике лишнее.

1) мне хочется спать a) j’ai raison

2) мне хочется пить b) j’ai sommeil

3) мне хочется есть с) j’ai soif

4) мне холодно d) j’ai faim

e) j’ai froid

5. Какое слово вы употребите на французском рынке, покупая следующие продукты? Подберите соответствия. Одно слово в правом столбике лишнее.

1) des radis a) une barquette

2) des framboises e) une tranche

3) des pommes de terre c) un filet

4) des oignons d) un sac

b) une botte

Прочитайте письмо, заполните пропуски словом, выбрав один из предложенных вариантов ответа.

Chers amis,

J’ai une bien mauvaise 6 ____ à vous annoncer. Michel a fait avant-hier une chute de cheval. Il est mal tombé et s’est 7 ____ une jambe. Heureusement, il était avec deux amis. Ils l’ont conduis à la clinique Pasteur et il a été bien 8 ____. Mais il va devoir rester immobile pendant quinze jours et après il va marcher difficilement 10 _____ deux mois. Mais son moral est bon. Il va profiter de ces deux mois pour préparer son examen. Nous n’allons donc pas pouvoir venir 11 ____ vous le week-end du 15 juin. Nous espérons pouvoir vous voir avant la fin de l’été. Croyez que nous sommes désolés.

Bien amicalement.

Corinne

6

1) annonce 2) nouvelle 3) nouveauté 4) opinion

7

1) brisé 2) rompu 3) abîmé 4) cassé

8

1) lavé 2) caressé 3) soigné 4) nourri

9

1) pendant 2) il y a 3) depuis 4) avant

10

1) chez 2) sans 3) entre 4) pour

11. Выберите ту грамматическую форму, которую вы употребили бы при переводе подчеркнутого глагола во французском предложении.

La semaine prochaine, Fabienne déménagera.

1) переехала 2) переезжает 3) переедет 4) только что переехала

12. «Leur» является местоимением-дополнением в предложении...

1) Tu as écrit à tes amis? — Oui, je leur ai écrit.

2) C’est leur maison.

3) Nicole et Michel sont ici, leur voiture est devant la porte.

4) Les deux frères n’ont pas écrit à leur mère.

13. Выберите ту грамматическую форму, которую вы употребили бы при переводе подчеркнутого глагола в русском предложении. Одна грамматическая форма лишняя.

1) Архитектор скоро представит свой проект.

2) Проект был представлен на прошлой неделе.

3) Проект будет представлен через два дня.

4) Вчера архитектор представил свой проект.

a) sera présenté

b) a présenté

c) présentera

d) présenterait

e) a été présenté

14. Существительным, образующим множественное число иначе, чем другие, является...

1) un cheval 2) un journal 3) un chacal 4) un animal

15. Trouvez la phrase où le verbe est au passé simple.

1) L’agent de police entendit un bruit.

2) Il lit beaucoup.

3) Il écrit souvent à ses parents.

4) Il traduit ce roman.

16. Выберите правильный вариант ответа. Mangez ... croissants!

1) de 2) du 3) les 4) des

17. Tu as écrit à tes parents? - Non, je ne ... ai pas écrit.

1) les 2) lui 3) leur 4) l’

18. Установите соответствия между русскими и французскими эквивалентами. В правом столбике одно предложение лишнее.

1) Никто меня не любит. a) Je n’aime personne.

2) Я не люблю никого. b) Ne le dit à personne.

3) Не говори этого никому. c) Rien ne m’intéresse.

4) Ничто меня не интересует. d) Personne ne m’aime.

e) Je ne m’intéresse à rien.

^ Lisez le texte. Complétez les phrases d’après le sens avec les mots entre parenthèses. Mettez ces mots à la forme qui convient.

Je m’appelle Marie. J’ai treize ans, je suis avant-centre dans mon équipe de handball, j’aime ça. Ce qui (19 — aller) moins bien, c’est l’école.

Le mercredi, je ne suis pas allée à l’entraînement. J’ai gardé ma (20 — petit) sœur, Zoé, qui (21 — avoir) 4 ans.

Après l’entraînement mon équipe est (22 — venir) me voir, on croyait que j’ (23 — être) malade. J’ai expliqué mes (24 — mauvais) notes, la décision de maman de supprimer l’entraînement et les matchs. J’avais les larmes 25 — à) yeux, je pensais que je ne (26 — participer) pas au tournoi de fin d’année. Alors Claire a dit: «Nous avons 15 jours de vacances, je 27 — venir) te faire travailler (27 — le) maths.»

Lisez le texte. Complétez les phrases d’après le sens avec les mots du tableau. Mettez ces mots à la forme qui convient.

^ Attention! Il y a un mot de trop.

Si vous voulez choisir un métier, il 28 _____ y réfléchir sérieusement. Il faut que vous vous adressiez 29 ______ vos professeurs qui pourraient vous donner un conseil pratique et vous orienter dans une 30 _____ voie. Vous savez que vos parents pourrons vous donner des renseignements sur 31 ____ professions. Quant à moi, je veux qu’on m’ 32 ______ le métier de couturier.

de, à, différent, bon, apprendre, falloir


^ Тест на аудирование

Прослушайте интервью и выполните задания 1—5. Определите, какие из приведенных утверждений соответствуют содержанию текста, а какие не соответствуют. Обведите номер выбранного вами варианта ответа. Вы услышите запись дважды с паузой в 10 секунд. После второго прослушивания у вас будет 45 секунд для выполнения заданий.

Задание 1. Madame Bisset est Française.

1) верно 2) неверно

Задание 2. Ses enfants vont à l’école française.

1) верно 2) неверно

Задание 3. Il existe beaucoup de matériels éducatifs en anglais pour des enfants de cet âge.

1) верно 2) неверно

Задание 4. Madame Bisset a eu l’idée de créer une mini-école pour enseigner l’anglais aux jeunes enfants.

1) верно 2) неверно

Задание 5. Cette école a du succès.

1) верно 2) неверно


Методическое обеспечение программы

Рекомендуемая литература

  1. Кулигина А. С. Французский язык. Учебник для V класса школ с углубленным изучением французского языка. (Французский в перспективе )

  2. Селиванова Н. А., Шашурина А. Ю. Французский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. (Синяя птица )

  3. Michele Butzbach , Carmen Martin, Dolores Pastor. Junior Plus (Debutant, Faux Debutant, Pre-intermediaire, Intermediaire. Cle International, 2007.



Интернет-ресурсы


1 http://www.studyfrench.ru/ сайт для всех, кому интересен французский язык

2 http://www.france-ecole.ru французский язык школьникам.

3 http://www.francomania.ru каталог ресурсов интернет

4 www.momes.net сайт международного сообщества молодых франкофонов

5 http://fra.1september.ru газета "La Langue française"

6 www.francophonie.ru клуб франкофонов.