bigpo.ru
добавить свой файл
1






Содержание.


Введение ……………………………………………………….. 2 стр.

  1. Программа «Быть человеком» ………………………… 4 стр.

    1. Вступление……………………………………………. 6 стр.

    2. Основная часть ………………………………………. 6 стр.

      1. Цели и задачи ………………………………….. 7 стр.

      2. Принципы воспитания, планируемые

для реализации программы …………………... 8 стр.

      1. Блоки программы ……………………………... 8 стр.

    1. Ожидаемые результаты …………………………….. 12 стр.

  1. Циклограмма реализации программы …………………... 13 стр.

  2. Показатели результативности

воспитательной системы ………………………………… 24 стр.

Заключение …………………………………………………….. 32 стр.

Список литературы ……………………………………………. 33 стр.


Введение.

Есть мнение… (Собственное видение проблемы)


Ребёнок рождается свободным с определённой закладкой физических и интеллектуальных возможностей, со своим собственным замечательным «я», которое часто называют сущностью человека. Последняя, в свою очередь, обречена на контакт с социумом. И в свою очередь влияние социума на детей и ещё много других составляющих – это система сложная и противоречивая.

В результате контакта с семьёй, школой, друзьями формируется личность. И то, насколько она, эта личность, позволяет проявляться своей сущности, и делает ребёнка таким, какой он есть на самом деле: духовный или меркантильный, совестливый или циничный, умный или примитивный, добрый или злой, искренний или лживый – одним словом, созидатель или разрушитель.

Современные дети особенно нуждаются в поддержке не только дома, но и в школе. Организация решения проблемы педагогической поддержки ребёнка является приоритетной.

Ещё одна из проблем современного времени, по моему мнению, эмоциональная изоляция. Проблема с выражением чувств у детей стоит очень остро. Всё меньше времени дети уделяют полноценному общению, и это объективная реальность. Очень многие ребята часто не знают даже названий чувств, не говоря уже об умении их проявлять.

В решении этих проблем мне очень помогает общение с детскими психологами, изучение литературы по психологии детского и подросткового возраста, проведение диагностики и тренингов. Ведь если мы хотим чему-то научиться в жизни – например, плавать, играть на музыкальном инструменте, говорить на иностранном языке и так далее, - мы обращаемся к специалистам. В своей работе я постоянно обращаюсь за консультационной помощью узких специалистов.


Ведь воспитание и поддержка детей – это сложное и ответственное дело. И в этом деле нужно получать поддержку у специалистов.

Запрет на эмоции, зажатые эмоции, не умение распознать собственные чувства – тяжелое испытание для ребенка, даже если он сам этого не осознает. Как результат – разрушение себя и окружающих, не умение гибко реагировать на внешний мир и вовремя обходить препятствия, двигаясь по пути развития и достижений.

Изобрести какие то технологии, которые помогут в сжатые сроки все измерить, в сфере образования детей не возможно. Я стараюсь сделать то, что мне под силу, и в этом мне помогает «теория малых дел», которая лежит в основе воспитательной программы «Быть человеком».

Реализация данной программы продолжается уже восьмой год.

Предлагаю Вашему вниманию основные положения, циклограмму реализации и показатели результативности воспитательной системы.


^ 1. Программа «Быть Человеком»



    1. Вступление


Изменившееся социально – экономическое положение в стране требует от ребёнка, подростка, юного человека быстрой адаптации к новым условиям жизни. Встаёт проблема: как в условиях жёсткой рыночной конкуренции, смещения ценностей от высоких идеалов к материальным, сохранить нравственные качества подрастающего человека.

Разумеется, школе не изменить социальной ситуации, не смягчить жёсткую среду, в которой совершается сложный процесс формирования личности.

Но цель воспитательной работы состоит в том, чтобы помочь взрослеющему человеку сделать сознательный выбор разумной жизненной позиции, быть субъектом собственной жизни.

Следовательно, пред классным руководителем встаёт ряд задач. Во-первых, создать условия для освоения нравственных ценностей и самоопределения человека, школьника в различных сферах: «здоровье», «общение», «семья», «культура».

Во-вторых, решение задачи - свободного выбора форм, способов самореализации ребёнка на основе воспитания общечеловеческих ценностей. Для этого необходимо способствовать тому, чтобы воспитывающая среда была как можно более разнообразной, вариативной. Реализация программы позволяет ребёнку строить свою жизнь, и после окончания школы.

В ходе работы по предлагаемой программе дети осваивают различные виды деятельности: проблемную, поисково-исследовательскую, творческую, коммуникативную. Используемые формы деятельности обеспечивают реализацию творческих способностей учащихся и предусматривают различные уровни развития способностей в соответствии с возможностями детей.

Классный руководитель в определённом возрастном периоде жизни школьника акцентирует внимание на одном из разделов программы и определяет конкретную доминанту для каждой возрастной группы.

Для реализации программы даётся возможность выбора различных форм работы по всем направлениям:

  • физическая и гигиеническая культура;

  • культура общения ребёнка;

  • культура семейных отношений;

  • культура физического и умственного труда.

Данная программа поможет расширить представления учащихся о своём «я», о возможных перспективах развития личности, способность реализовать свой интеллект, адаптироваться в обществе.

Воспитание подрастающего поколения в духе нравственных общечеловеческих ценностей, на основе прошлого и настоящего страны и родного края способствует формированию личностной позиции детей.

Поэтому важным компонентом воспитания социально активной личности является знакомство с культурными, историческими и современными традициями своей малой родины, семьи, школы.



    1. Основная часть.


^ 1.2.1 Цели и задачи программы.

ЦЕЛЬ: создание условий для формирования духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, умеющей ориентироваться в современных социокультурных условиях.


ЗАДАЧИ:

1-4 классы

* прививать санитарно-гигиенические навыки;

* воспитывать сознательное отношение к укреплению здоровья;

* адаптировать ребёнка к школьной жизни;

* познакомить с социальными нормами поведения;

* воспитывать такие нравственные качества, как доброта, забота, милосердие, уважение;

5-8 классы

* приобщать к общечеловеческому этикету и овладению им;

* создавать психологический климат, способствующий развитию творческих способностей;

* формировать чувство долга перед родными, семьёй, Родиной;

* развивать творческую деятельность;

* воспитывать способность строить свою жизнь в обществе, изменяя свой внутренний мир через приобретение опыта трудовой, художественной, общеобразовательной деятельностей;

* развивать потребности к изучению истории своей Родины, своего народа, города, семьи;

* воспитывать деловитость, предприимчивость, обязательность, чувство честного партнёрства;

* развивать активность во всех сферах жизни.


9-11 классы

* развивать познавательную активность и культуру умственного труда;

* формировать представление о человеке как субъекте жизни;

* воспитывать уважение к людям, достигшим успеха в жизни трудом;

* формировать положительное отношение к учению и понимание роли знаний в жизни;

* расширять представления о социальном устройстве жизни через формирование знаний об образе жизни человека и способах существования человека;

* формировать умение отстаивать свою жизненную позицию;

* приобщать к духовным ценностям своего Отечества.


^ 1.2.2 Принципы воспитания, планируемые для реализации программы:

* ценностно-смысловое равенство ребёнка и взрослого;

  • природосообразность;

  • творческое начало;

  • целостность воспитательно-образовательного процесса;

  • демократизация воспитательной системы.



^ 1.2.3 Блоки программы.

Программа предлагает вести работу по трём блокам, объединённых возрастом, содержание которых усложняется по мере взросления обучающихся.

Это следующие блоки:

«Культура, общение и здоровье» (1-4 классы)

«Культура, труд и семья» (5-8 классы)

«Культура и познание» (9-11 классы)


«Культура, общение и здоровье» (1- 4 классы)

Знания:

- знать о состоянии своего здоровья;

- знать основы экологической культуры;

- знать основы гигиенической культуры;

- знать основы культуры поведения человека;

- знать природу родного края;

и другие.


Умения:

- уметь заботится о своём здоровье;

- уметь охранять природу;

- уметь вести себя в обществе;

- уметь дружить;

- уметь выбирать свой вид деятельности, как способ выражения своего «Я»;

- уметь рассказать о себе, своей семье, друзьях;

и другие.


Навыки:

- беречь свои силы и возможности;

- правильно вести себя на природе;

- заниматься в кружке или секции;

- участвовать в озеленении класса, школы;

- участвовать в соревнованиях;

- оказывать помощь больным, инвалидам, младшим;

- помогать в учёбе одноклассникам;

и другие.


«Культура, труд и семья» (5-8 классы)

Знания:

- знать физическое состояние членов семьи;

- знать биографии своих родителей, предков, родословную;

- знать обычаи и традиции родного края;

- знать историю своей улицы, города, школы;

- знать народный календарь, приметы;

- знать основы экономической культуры;

- знать культуру быта;

- знать виды профессиональной деятельности человека;

и другие.


Умения:

- уметь заботиться о здоровье своих близких, родственников;

- уметь рассказывать о профессиях своих родителях;

- уметь уважать историю Родины, её традиции, нравы и обычаи;

- уметь определять свои профессиональные склонности, интересы; готовиться к выбору профессии;

- уметь реализовывать себя в избранных видах деятельности;

и другие.


Навыки

- сохранять семейные традиции, передать их своим детям;

- оказать помощь родным и близким;

- участвовать в волонтёрском движении;

- ухаживать за животными, цветами;

- заниматься производительным трудом с элементами предпринимательской деятельности;

и другие.


«Культура и познание» (9-11 классы)

Знания:

- знать роль и место человека в жизни;

- знать приёмы самовоспитания;

- знать значение слова «красота»: внешняя и внутренняя;

- знать нормы культурной жизни;

- знать соотношение материального и духовного;

- знать роль прессы, радио и телевидения;

- знать назначение человека в жизни;

и другие.


Умения:

- уметь осмысливать и анализировать происходящие события;

- уметь культурно воспринимать, воспроизводить, передавать информацию;

- уметь выбирать свою позицию по отношению к окружающей деятельности, достойно использовать характеристики человеческой жизни (счастье, совесть, долг, свобода); и другие.


Навыки:

- самостоятельно работать над углублением знаний по интересующим предметам;

- вести беседы, дискуссии о происходящих событиях в стране и за рубежом;

- принимать активное участие в предметных неделях, олимпиадах, конференциях, конкурсах;

- участвовать в самоуправлении школьной и классной жизни;

- осознанно сделать выбор дальнейшего жизненного пути в профессиональной сфере;

и другие.



    1. ^ Ожидаемые результаты.

Программа «Быть Человеком» подчинена гуманным целям восхождения личности человека к духовным ценностям, что способствует во взаимодействии с социумом формированию образованной и самостоятельной личности.

Практическая реализация программы на всех её этапах предполагает как формирование у детей стремления и способности осваивать социокультурные ценности, так и творческого подхода классного руководителя к работе с семьёй и воспитанниками по сплочению детского коллектива.

Данная программа открыта. Это позволяет её дополнять, совершенствовать, тем самым, открывая широкий путь для решения проблемы формирования активной жизненной позиции всех участников воспитательно-образовательного процесса, а также формирования атмосферы доброжелательности и сотрудничества, для дальнейшего исследования в достижении целей воспитания молодого поколения.


^ 2. Циклограмма реализации программы.

Обучение и воспитание… Эти понятия ещё со времён Коменского стоят в одном ряду неразлучной парой: воспитательно-образовательный процесс, их связывают сотни, тысячи, а может быть, и больше зависимостей, причём достаточно сложных и неоднозначных. В процессе реализации программы «Быть человеком» я, как классный руководитель, постоянно придерживаюсь мнения, что в период социально-экономической перестройки общества, когда происходит переоценка системы общественных отношений, когда жестокие войны, межнациональные конфликты, рост преступности и наркомании и многие другие социальные явления поставили под сомнение многие педагогические идеи и принципы, школа вынуждена противопоставлять истинные ценности – ложным, гуманистические идеи – варварским, доброе – жестокому.

Поэтому личность школьника как носителя социально ценностных отношений, как индивидуальность с неповторимым своеобразием черт и качеств, свободно проявляющее своё личностное «я» является не объектом воспитательного процесса, а полноправным его участником.

Ребёнок, рождаясь, становится индивидом, имеющим огромные потенциальные возможности. Как он их реализует, какой личностью станет, зависит от общества и его культуры, системы воспитания и обучения.

Итак, индивидом рождаются, личностью становятся.

Чем же определяется личность?

- что она знает;

- что она ценит;

- что и как она созидает;

- с кем и как она общается;

- каковы её эстетические потребности и как она их удовлетворяет.

Личность ученика можно охарактеризовать пятью основными потенциалами, которые играют основную роль и задают направления процессу воспитания личности:


1 ^ Познавательный потенциал –определяется объёмом и количеством информации, которой владеет ученик. Включает психологические качества, обеспечивающие продуктивность познавательной деятельности ученика;

2 ^ Морально – нравственный потенциал – определяется приобретёнными нравственно-эстетическими нормами, жизненными целями, убеждениями, устремлениями. Реализуются в мировоззрении, мироустремлениях, мироощущении;

3 ^ Творческий потенциал – определяется умениями и навыками, способностью к действию. Реализуется в деятельности и общении;

4 Коммуникативный потенциал – определяется общительностью, характером и прочностью контактов с другими людьми. Выражается в разнообразии социальных ролей, которые играет личность;

5 ^ Эстетический потенциал –определяется содержанием и интенсивностью потребностей в прекрасном. Реализуется в творчестве и в «потреблении» произведений искусств.

В силу своей профессии я занимаюсь воспитанием личности. И придерживаюсь мнения, что воспитание – это вхождение ребёнка в современную ему культуру с помощью педагога, а вернее вместе с педагогом.

Процесс воспитания имеет двусторонний характер: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление воспитательным процессом строится на обратных связях, т.е. на той информации, что поступает от воспитанников.

Для успешности результатов по реализации программы «Быть человеком» я постоянно руководствуюсь общими принципами воспитания:

  1. Формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Выработка жизненной позиции;

  2. Принцип связи с жизнью;

  3. Воспитание в условиях коллектива;

  4. Принцип единства и целостности воспитательного процесса, который включает в себя целостность развития самой личности учащихся;

  5. Принцип активности и самостоятельности учащихся в сочетании с педагогическим руководством;

  6. Принцип уважения личности ребёнка в сочетании с разумной требовательностью;

  7. Принцип индивидуализации воспитания (учёт индивидуальных качеств ребёнка, его сущностных сфер при выборе воспитательных средств, направленных на его развитие);

  8. Принцип соответствия воспитательного процесса возрастным индивидуальным особенностям учащихся.

В своей работе с классным коллективом я использую классические методы воспитания:

  1. убеждение;

  2. поощрение;

  3. упражнение;

  4. наказание;

  5. стимулирование;

  6. организация деятельности;

  7. формирование сознания.

В ходе реализации воспитательной программы «Быть человеком» применяю различные подходы к осуществлению воспитания:

  1. Личностный – принятие личности ребёнка высшей социальной ценностью, принятие его таким, какой он есть, отсутствие попытки переделать его, умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности;

  2. Деятельностный – ребёнок не готовится в школе к будущей жизни – он уже живёт реальной сегодняшней жизнью. И ему нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, трудовая, творческая, досуговая, благотворительная;

  3. Средовый – включение каждого ребёнка в деятельность и проблемы социума, ближайшего окружения;

  4. Комплексный – воспитание и развитие актуальных качеств личности ребёнка параллельно, а не по очереди. Единство воспитания и обучения.

  5. ^ Гуманизация межличностных отношений – уважительное отношение к ребёнку, к его мнению, доброта и понимание.

Разнообразны и формы внеклассных мероприятий:

- устные журналы;

- викторины;

- встречи;

- уроки здоровья и вежливости;

- диспуты;

- тренинги;

- беседы;

- экскурсии;

- вечера отдыха;

- аукционы;

- виртуальные экскурсии;

- общественно значимые акции;

- презентации и др.

Вот некоторые примеры внеклассных мероприятий.

^ 1-4 классы

Направление

Название мероприятия

Примерные сроки

Культура




  • «В мире русской культуры»;

  • Музейные занятия «История Кузнецка»;

  • «Природа и фантазия» (выставка семейных творческих работ);

  • Экскурсии в музеи города;

  • «Моя семья в истории страны»;

  • Акция «Рука помощи другу»;

  • «Осенний хоровод»;

  • «Мудрость народная»;

* Уроки вежливости и др.


Один раз в год

В течение учебного года

3-4 класс, конец учебного года (День семьи)

В течение учебного года

IV четверть 4 класса


Один раз в год I четверть


Осенние каникулы

В течение учебного года

Общение

  • «Моя лесенка успеха»;

  • «Копилка творческих работ»;

  • «Путешествие по океану знаний»;

  • «Будь человеком – человек!»;

  • «Мы дружны, как ноты в песне»;

  • «Мы хозяева в классе теперь!»;

  • «Профессии наших пап»;

  • «Что такое хорошо и что такое плохо!»;

«Клуб внимательных пешеходов в гостях у Пети Светофорчикова» и др.

В конце 4-го класса

В конце 3-го класса

День знаний в начале учебного года


I четверть 3 кл.

IV четверть 3 кл.


День знаний, 1 кл.


III четверть 3 кл.

II четверть 2 кл.


III четверть 1 кл.



Здоровье

  • Уроки здоровья «Витамины на столе», «Сказка о вредных привычках и о том, как победила сила воли»,

«Здоровье- богатство на все времена», «Если хочешь быть здоров» и др.

  • Устный журнал «Вредные привычки», «Пейте чаще добрый сок!» и др.

  • Спортивные праздники «Зоркий глаз, быстрый класс!», «Весёлые старты», «Мама, папа, я – спортивная семья» и др.

  • Эвристические беседы «Будь здоров», «Я сажусь за уроки», «В гостях у Мойдодыра»;

  • «Игры на свежем воздухе»;

  • Клуб «Здоровая семья» и др.




I четверть 3-4 кл.


Весенние каникулы 4 кл.


Февраль 1-4 кл.


1 раз в полугодие 1-4 кл.


Зимние каникулы 1-4 кл.

В течение учебного года




5-8 классы

Культура

  • «У самовара»;

  • «Рождественские встречи»;

  • «Хочу и надо»;

  • «Мир твоих увлечений»;

  • «Фабрика сюрпризов»;

  • Музейные уроки «История Кузнецка»;

  • «Белая ворона»;

  • «И в шутку, и в серьёз»;

  • «Умеете ли вы общаться»;

  • «Снимаю шляпу перед словом «дружба»;

  • «Жизнь нашего школьного городка»;

  • «Осенний бал»;

  • «Почётное звание – Защитник Отечества»;

  • «Парад школьных наук»;

  • «Мы – коллектив»;

  • «Как мы говорим»;

  • «Умейте общаться со всеми всегда»;

  • «Весёлый переполох в стране хорошего тона»;

«Привычка одна – последствий множество» и др.

I четверть 5 кл.

II четверть 5 кл.

I четверть 6 кл.

I четверть 7 кл.

II четверть 6 кл.

В течение учебного года

II четверть 8 кл

Апрель 7 кл.

II четверть 7 кл.

III четверть 7 кл.


IV четверть 5 кл.


I четверть 8 кл

Февраль 5-8 кл.


День знаний 5-8 кл

Октябрь 5 кл

Март 6 кл

Январь 7 кл.


Апрель 6 кл


IV четверть 8 кл.


Труд

  • «Дизайн студия Деда Мороза»;

  • Рейды «Милосердие» и «Забота»;

  • «Мои успехи в учёбе»;

  • Операция «Осенний лист!» и «Осторожно гололёд!»;

«Человек в мире экономических отношений» и др.

Декабрь 5-8 кл.


Октябрь 5-8 кл.


Май 5-8 кл.

I-III четверть 5-8 кл.


Март 8 кл.

Семья

  • «Профессии наших пап»;

  • «Семья талантами богата»;

  • «Разбуди своё сердце»;

  • «Родители и Родина – слова одного корня»;

  • «Памяти предков будем верны»;

  • «Семейные посиделки»;

«Древо жизни или моя Семья» и др.

Май 5 кл.

Май 6 кл.

Ноябрь 6 кл.

Ноябрь 8 кл.


Май 8 кл.


Весенние каникулы

Сентябрь 8 кл.

9-11 классы

Культура

  • «Как использовать свои права»;

  • Участие в работе школьных музеев;

  • «Внутренняя культура – гарант успешности»;

  • «Не позволяй душе лениться»;

  • «Жизнь без вредных привычек»;

  • «Любовная мозаика»;

  • «Армейские забавы»;

  • Беседы - дискуссии Международное законодательство о правах ребёнка «Как использовать свои права»;

  • «Корзина грецких орехов» (викторина о ЗОЖ);

«Россия – Родина моя!» и др.

I четверть 9 кл.


В течение года


I четверть 10 кл.


I четверть 11 кл.

II четверть 9 кл.


Февраль 9-11 кл.

Февраль 9-11 кл.

II четверть 9-11 кл.


III четверть 10 кл.


Сентябрь 9 кл.

Познание

  • «Как изменить самого себя» (психологические тренинги);

  • «Виртуальный портрет современного человека»;

  • «Гражданство и гражданин»;

  • «Правовые основы семейных отношений»;

  • «Правовой практикум «Час суда»;

  • «Настрой свою волну»;

  • «Что ты за птица»;

  • «Как можно изменить себя»;

  • «Жизненный цейтнот»;

  • Защита проектов на заданную проблему;

  • Участие в предметных олимпиадах и научно-практических конференциях;

  • «Многообразный мир профессий»;

  • «Профессиональные династии в нашей семье»;

  • «Свобода совести и убеждений»;

«Государство и экономика» и др.

Раз в полугодие


I четверть 10 кл.


III четверть 9 кл.

IV четверть 10 кл.


Раз в месяц 9 кл.


I четверть 9 кл.

I четверть 10 кл.

I четверть 11 кл.

II четверть 11 кл.

В течение учебного года.

В течение учебного года.


IV четверть 9 кл.


IV четверть 10 кл.


I четверть 9 кл.


III четверть 10 кл.



^ Организационные формы работы с родителями.

Очень важным аспектом своей работы классного руководителя, считаю вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс. Для этого на протяжении восьми лет использую разнообразные формы работы.

Например:

  • Родительский лекторий, «родительские университеты:

-Умеете ли вы любить своего ребёнка?

- Один день из жизни ребёнка.

-Телевизор: помощник или враг?

-Праздник в семье и семейный досуг: умеем ли мы его организовать?

  • Презентация семейного опыта; родительские чтения.

-Семейное счастье- в чём оно?

-Наши семейные традиции.

-Труд в школе и дома.

- Секреты семейного воспитания.

-Вместе весело шагать…

  • Школа для родителей , малые академии родителей( с учётом возраста и интересов родителей).

-«Давайте познакомимся.» (игра знакомств).

-« Мотивационная готовность ребёнка к школе» (советы родителям).

-Поощрение и наказание в семье: польза и вред» (дискуссия).

- «Педагогические рецепты» (размышления родителей о воспитании).

  • Вечера вопросов и ответов.

-Индивидуально-возрастные особенности … возраста.

-Отцы и дети: преодоление «вечного конфликта».

-Наркотики: как от них уберечься.

-Отец и сын не ладят: как помочь?

- Ответственность перед законом: что нужно знать и детям и родителям?

  • Педагогические практикумы, семинары.

-Как помочь ребёнку стать внимательным?

- Как помочь ребёнку в подготовке домашних заданий?

- Конфликт в семье: как его преодолеть?

  • Творческие встречи педагогов и родителей.

-Учитель глазами родителей, родитель глазами учителя.

-Наша школа, какой мы её хотим видеть.

- Вместе дружная семья.

- Друзья мои, прекрасен наш союз!

  • «Круглый стол», педагогический треугольник, родительский ринг.

  • Дискуссионные клубы; собрания-диспуты.

  • Проигрывание педагогических ситуаций.

- Семейные проблемы. Как их решать.

- Пятнадцать лет. Это много или мало?

- Трудный ребёнок. Какой он?

- Почему врут дети?

- Ответственность. Как сформировать её у детей?

- Причины детской и взрослой агрессивности.

  • Педагогические мастерские, мастерские общения.

- Игры общения в семье.

-Как правильно воспитывать?

-Мальчик- не девочка. Девочка- не мальчик.

- Педагогический такт родителей.

- Искусство любить детей.

  • Организационно-деятельностные, деловые и ролевые игры.

- Наша модель выпускника школы.

- В роли сына или дочери.

- Легко ли папе (маме)- учителю?

  • Социально-психологические тренинги.

- Хорошие родители. Кто они?

- Как научить ребёнка любить и быть любимым.

- Роль семьи в предупреждении и профилактике правонарушений и негативных явлений.

- Роль семьи в выборе профессии.

  • Совместные собрания вместе с детьми.

-Способности ребёнка, пути их развития.

- Мы и наши таланты.

- Взгляни на меня другими глазами.

- Вот и стали мы на год взрослее.

-Национальные семейные традиции: вчера, сегодня, завтра.

- Свободное время детей. Как его занять?

- Культура общения в семье и социуме.

  • Тематические и индивидуальные консультации

- Одарённый ребёнок. Как ему помочь?

- Почему ребёнок не учится?

- Единственный ребёнок. Пути преодоления трудности в семье.

- Бабушка испортила мне сына (дочь).

- Тревожность у ребёнка. К чему это может привести?

- Проблемы общения в семье.

- Права и обязанности в семье.

Таким образом, переступив через заформализаванность и консерватизм, уделяя больше внимания воспитанию учеников, ставя в центр своей деятельности личность ребёнка, и выстраивая все свои усилия во имя его развития, то можно добиться хороших результатов.


^ 3.Показатели результативности воспитательной системы.
Данная программа «Быть человеком» реализуется в течение восьми лет (со 2-го по 9-й классы). В процессе работы по программе получило подтверждение моё убеждение, что система «малых дел» по технологии коллективных творческих дел даёт свои положительные результаты, так как у каждого есть возможность реализовать свои лидерские качества.





Если говорить о результатах, то, во-первых, система краеведческой работы, состоящая из музейных уроков (3-5 класс), посещение музеев города и района, представление истории своей семьи, путешествие по родному краю (сплав по реке Мрас-Су, Томскую писаницу). Ребята стали активными участниками работы школьных музеев, выступают на краеведческих секциях научно-практических конференциях школьников. А в марте 2009 года стали призёрами городского конкурса «Мой город – Новокузнецк!», где поразили жюри знаниями истории своего города и патриотическими чувствами к своему району в работе «Мы – кузнечане!» ( или район, в котором я живу).

Во – вторых, после изучения в третьем классе темы «Жанры журналистики» (риторика), ребята предложили выпускать классную газету. Это было осуществлено. На протяжении шести лет (с 3-го по 8-й класс) мы выпускали свою газету «Классные истории». Затем ребята плавно входили в работу редакции школьной газеты «Полтинник». С этого учебного года наш класс полностью занимается выпуском школьной газеты и достойно её представляет на городских и районных конкурсах.

В-третьих, очень важна в системе воспитательной работе степень развития самоуправления, как своеобразного опыта социализации личности. В этом направлении мы тоже двигались от простого к сложному. В начальной школе это были разовые поручения, в среднем звене периодически сменяемые, а в 9-м классе у нас выработалась цельная структура классного коллектива:

«Республика горящих сердец»


Президент – Батуева Евгения


Вице-президент – Ильин Антон


К
Спорт


Бабушкина Анна


Мамитько

Андрей

Связь с обществен-ностью


Кривилёв Александр


Кондратова Надежда

СМИ


Лукманова Юлия


Гончарова Олеся


Легарева Любовь


Иванова Анастасия

Финансы


Акулич Маргарита


Фомина Елена

КТД


Чертенкова Виктория


Осокина Любовь


Кочкина Ольга


Мишукова Наталья


Плотникова Мария
омитеты





Реальное участие в системе классного и школьного самоуправления даёт ребятам возможность те только реализовать свои качества лидера, но и ощутить сопричастность к управлению жизни коллектива школы, что позволяет получить социальный опыт, попробовав себя как в роли руководителя, так и в роли подчинённого. Показательным моментом стало участие класса в конкурсе «100 классных проектов», в котором мы были в полуфинале.

В-четвёртых, разнообразные формы и тематика работы с родителями (собрания, индивидуальные встречи, консультации узких специалистов, концерты-презентации, спортивные соревнования, совместные выезды на природу) позволяют сделать вывод, что родители стали не просто сторонними наблюдателями классной и школьной жизни своего ребёнка, а активными участниками воспитательно-образовательного процесса и помощниками, союзниками классного руководителя.

В-пятых, показательным моментом работы программы является диагностика уровня воспитанности учащихся. Для этого в 4-м, 7-м и 9-м классе было проведено исследование этого показателя. По пятибалльной системе выставлялись баллы самим ребёнком себе, родителем ребёнку и учителем ученику. Критерии были следующие:

  • Отношение к себе ( общественная активность, долг и ответственность, бережливость, дисциплинированность, гражданственность);

  • Отношение к человеку (коллективизм и товарищество, доброта и отзывчивость, честность и справедливость, культура поведения);

  • Отношение к себе (простота и скромность, гордость и самоуважение, целеустремлённость, требовательность к себе);

  • Отношение к труду (ответственное отношение к учёбе, отношение к общеполезному труду);

  • Отношение к прекрасному (чувство прекрасного).


Результаты диагностики представлены в диаграммах.


Отношение к обществу Отношение к человеку




Отношение к себе Отношение к труду




Отношение к прекрасному Среднее по классам





Прокомментировать результаты попросили школьного психолога Кожан Л. Д. Она отметила, что если сравнивать результаты уровня воспитанности в начальной, средней и старшей школе, то можно сделать следующее заключение: у обучающихся среднего звена уровень воспитанности ниже, чем у ребят других классов. Это можно объяснить особенностью и сложностью подросткового периода в жизни человека. Есть даже такое понятие, как кризис 13-ти лет.

Существует две причины для возникновения кризиса в развитии ребёнка:

  1. начинается половое созревание, ребёнок испытывает непривычные ощущения. Происходит интенсивный рост. Интеллектуальное и психическое развитие отстаёт от роста тела.

  2. Появляются элементы абстрактного мышления. В своём развитии мышление занимает более высокий уровень, это приводит к изменению памяти, внимания, воображения. Дети хуже учатся. Родители и учителя отодвигаются на второй план, их место занимают сверстники. Появляется референтная группа – это ребята, с кем подросток проводит свободное время. Их мнение для него очень важно. На поведенческом уровне очень часто проявляется негативизм – отрицание всего, что раньше воспринималось нормально. В этот период очень важно, чтобы его понимали окружающие взрослые.

Таким образом, можно сказать, что программа «Быть человеком» в процессе реализации показала свою эффективность. О чём говорят приведённые выше примеры, а также результаты обследования психолога центра «ДАР» Шевелёвой Е.Ю.:

Справка по результатам обследования

учащихся 9-го «А» класса школы № 50.


Психологическое обследование учащихся 9-х классов проводилось в декабре-январе 2008-2009 года.

Целью обследования явилось выявление структуры профессиональных задатков учащихся 9-х классов МОУ школа № 50.

Основными задачами обследования были:

  • определение общего уровня интеллекта;

  • исследование нейродинамических особенностей подростков (скорость переработки информации и внимательность);

  • изучение сформированности навыка чтения на русском языке;

  • изучение личностных особенностей учащихся, коммуникативных установок, понимания других людей и самооценки;

  • исследование системы трудовых ценностей девятиклассников.


По 9 «А» классу было обследовано 26 человек.

Анализ интеллектуального развития девятиклассников позволяет заключить, что 55% из них могут успешно продолжить обучение в 10-11-х классах и рассчитывать в дальнейшем на поступление в ВУЗы и получение высшего образования.

30% учащихся имеют возможность получения высшего гуманитарного образования или специализации в сфере общественных наук.

Для 15% девятиклассников сфера профессионального выбора расширяется и кроме гуманитарной сферы и сферы общественных наук появляется возможность в освоения естественных наук или изучения иностранных языков (4 уровень развития интеллекта)

У 10% девятиклассников диагностировано наличие полноценного понятийного интеллекта, а значит исключительно широких возможностей в освоении различных видов учебной и профессиональной деятельности (кроме сугубо математической)

(5 уровень развития интеллекта).

Для 45% учащихся 9 «А» класса реально получение общего среднего или специального образования, в соответствии с наличием специальных способностей (2 уровень интеллекта).

Следует отметить, что в структуре понятийного мышления учащихся в большей степени получили развитие интуитивные компоненты (60%), нежели логико-аналитические (10%), что и определяет формирование способностей, скорее для успеха в прикладных сферах профессиональной деятельности, чем в научно-исследовательских. Это же сдерживает и развитие полноценного абстрактного мышления (0%).

Необходимо отметить и недостатки в работе девятиклассников по математике: только у 25% из них сформировались полноценные математические навыки.

Следует обратить внимание на узость культурного кругозора половины учащихся, которые не обладают необходимой для старшеклассника общей осведомленностью о событиях окружающей жизни.

Сформированность навыка чтения является основой для формирования гуманитарных способностей и способностей к обучению. В девятом классе подавляющее большинство (71%) подростков имеют полноценный навык чтения.

Следовательно, у остальных (29%) учащихся навык чтения не сформирован. И это существенно осложняет их обучение в целом (и не только по гуманитарным предметам), так как тормозится развитие самостоятельности мышления, высших компонентов понятийного и абстрактного мышления, сужается сфера интересов, значительно ограничивается общая осведомленность.

Исследование нейродинамических особенностей показало, что большинство обучающихся (54%) в 9 «А» классе вполне могут успевать выполнять все задания в процессе урока при хорошем качестве работы (исследование работоспособности).

Кроме этого исследование выявило слабость нейродинамических процессов (особенностей внимания) у 23% подростков, им рекомендовано пройти обследование у невролога. Этим детям значительно труднее, чем их сверстникам, на протяжении долгого времени концентрировать внимание, так как сказывается ограниченность физиологических ресурсов. Причины такого состояния могут быть связаны с астенизацией, соматической ослабленностью, различными нарушениями работы позвоночника или с некоторыми хроническими заболеваниями.

В процессе диагностики личностных особенностей девятиклассники показали, что обладают исполнительностью (67%), организованностью (29%), самостоятельностью (24%), прагматизмом (57%), дипломатичностью (29%), объективностью в оценке других людей (38%). Ребята эмоциональны (67%), в меру беспечны (72%), нуждаются в общении, в глубоких дружеских отношениях, им необходимо понимание и эмоциональное сопереживание (57%).

Как положительный момент можно отметить эмоциональное благополучие девятиклассников: высокий уровень тревожности не выявлен ни у одного человека.

Половина обследованных учащихся характеризуются доброжелательностью по отношению к окружающим людям, что несомненно оказывает влияние на благоприятную психологическую обстановку в 9 «А» классе, создает условия для успешного обучения и развития подростков.


Заключение.

В заключении хочется отметить, что если мне зададут вопрос «Каким должен быть классный руководитель в современной школе?», то я отвечу просто, может быть банально, это профессионал во многих областях: он и педагог, и психолог, и родитель. Но прежде всего, классный руководитель должен быть человеком, который любит детей.


Список литературы.


  1. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой.- М.: Новая школа, 1998.- 208 с.

  2. Воспитание личности в коллективе / М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.- 160.

  3. Воспитательная система класса: теория и практика. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. М.: ТЦ Сфера, 2005.- 160 с.

  4. Воспитание школьника // Научно-методический журнал. 1998.- 2000.

  5. Здоровье школьника // Методический журнал. 2009.

  6. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуски 1,2 / Под ред. Е.Н. Степанова. М.: ТЦ Сфера, 2001.- 144 с.

  7. Классный руководитель // Научно-методический журнал. 2000-2002.

  8. Конвенция о правах ребёнка / Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.

  9. Начальная школа / Методический журнал. 1999-2001.

  10. Педагогическое, родительское и ученическое самоуправление. В. М. Лизинский / М.: Центр «Педагогический поиск», 2005.- 160 с.

  11. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М.: ТЦ Сфера, 2005.- 160 с.

  12. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие / Под ред. Е.Н. Степанова. М.: ТЦ Сфера, 2005.- 128 с.

  13. Практика административной работы // Научно-методический журнал для директора школы. 2009.

  14. Российская Федерация. Законы /Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации / от 24 июля 1998 г. №124.

  15. Справочник классного руководителя // Методический журнал. 2007-2008.

  16. 25 современных тем родительских собраний в школе. Настольная книга учителя / В. П. Шульгина. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003. – 416 с.