bigpo.ru
добавить свой файл
1

Согласовано

Начальник

Управления общего образования

и социальной поддержки детей

Министерства образования и науки

Челябинской области

___________________ Т.В. Абрамова

Утверждаю

Ректор ГОУ ДПО «Челябинский

институт переподготовки и повышения

квалификации работников образования»

_______________________В.Н. Кеспиков





Руководителям муниципальных органов управления образованием Руководителям муниципальных методических служб Руководителям муниципальных и образовательных учреждений


Об организации учебного процесса

в начальной школе в 2008-2009 учебном году


Образовательная программа начального общего образования в образовательном учреждении должна быть представлена программами по учебным предметам, рекомендованными Министерством образования и науки Российской Федерации и соответствовать государственным требованиям, предъявляемым к содержанию образования:

федеральному компоненту государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 - года № 1089);

программам по учебным предметам, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации.

Обязательным условием является соблюдение преемственности и непрерывности: выбранная учителем образовательная программа по предмету должна реализовываться с 1 по 4 класс.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 05.05.2008г. № 04-387 «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2008-2009 учебный год» учебный план начального общего образования для 1-4 классов составляется на основе Областного базисного учебного плана Челябинской области. Приказ ГУО и Н № 02-678 от 01.06.2004.

При составлении учебного плана образовательному учреждению необходимо учитывать следующее:

1. Обязательными учебными предметами для изучения в начальной школе, обеспечивающими освоение федерального компонента государственного стандарта общего образования являются: «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык», «Математика», «Окружающий мир (человек, природа, общество)», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Труд» (в том числе учебный предмет «Информатика и ИКТ» в качестве учебного модуля), «Физическая культура».

2. Реализацию школьного и индивидуального компонентов образования обеспечивает вариативно-индивидуальная часть областного базисного учебного плана. Их содержание и соотношение между школьным и индивидуальным компонентами определяется образовательным учреждением.

Часы школьного компонента образовательного учреждения могут быть использованы:

введение новых учебных предметов, дополнительных образовательных модулей;

организацию обучения по индивидуальным образовательным программам;

организацию индивидуальных и групповых занятий;

занятия с одаренными и слабоуспевающими учащимися;

самостоятельную работу обучающихся в лабораториях, библиотеках, музеях и т.д.

Для организации индивидуальных и групповых занятий в начальной школе (2-4 кл.) образовательное учреждение имеет право использовать программу индивидуально-групповых занятий «В мире математической мысли» и программу факультативного курса «Олицетворяющая фантазия», включенных в образовательную программу Челябинской области (электронный ресурс).

3. В 3-4 классах при шестидневной учебной неделе 1 ч. школьного компонента рекомендуется использовать для реализации образовательных программ по «Литературному чтению». При пятидневной учебной неделе в рамках образовательных программ «Гармония» и «Школа России» в 3-4 классах урок внеклассного чтения проводится 1 раз в две недели.

4. Учебный предмет «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» изучается в качестве учебного модуля в 3-4 классах за счет часов, отводимых на учебный предмет «Труд» образовательной области «Технология». В этом случае в классном журнале рекомендуется на странице «Труд» фиксировать присутствие учащихся, отметки текущей аттестации и темы предмета «Информатика и ИКТ». На странице «Труд» выставляется общая итоговая отметка.

Возможно, преподавание информатики за счёт часов вариативной части образовательного учреждения в качестве самостоятельного предмета. В этом случае в классном журнале страница «Информатика и ИКТ» заполняется обычным образом.

Основной целью обучения информатике в начальной школе является формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности, с использованием компьютера.

Изучение предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» способствует формированию общеучебных умений и навыков. Таких как: овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки; представление материала в табличном виде; упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию); использование простейших логических выражений типа: «…и/или…», «если…,то…», «не только, но и…»; элементарное обоснование высказанного суждения; выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам.

Предлагаются следующие варианты изучения курса «Информатика и ИКТ» (Таблица 1):

«Информатика и ИКТ» в начальной школе

Таблица 1

Вариант 1 (самостоятельный учебный предмет, 1 час в неделю за счёт часов школьного компонента образовательного учреждения)

Вариант 2 (как модуль учебного предмета «Технология» (14 часов)

Назначение

Развитие мышления (логика, алгоритмы, системы). Освоение таблиц и единых схем как инструментов анализа

Обучение применению информационных технологий. Практическое знакомство с видами и формами представления информации, со способами организации и поиска информации

Соответствие стандарту для начальной школы

Общеучебные умения и навыки (информационный компонент)

Предмет «Технология», раздел «Практика работы на компьютере»

Пропедевтика информатики (на уровне умений)

Формализация и моделирование. Представление информации (схемы, таблицы)

Алгоритмы

Элементы формальной логики

Логически сложные разделы информатики

Информационные технологии

Информация и информационные процессы


Виды информации

Способы организации информации

Поиск информации

Классы

2-4 (3-4)

3-4

Учитель

Учитель начальных классов (для переноса общеучебных умений на базовые дисциплины)

Учитель информатики

Подготовленный учитель технологии

Подготовленный учитель начальных классов

Компьютеры

Применение как ТСО

Компьютерная составляющая урока


Компьютерная составляющая урока

Учебники и пособия

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных)
Министерством образования и науки Российской Федерации
к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2008/09 учебный год

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных)
Министерством образования и науки Российской Федерации
к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2008/09 учебный год

Справочники-практикумы серия «Для школьников»



В результате по окончании начальной школы учащийся, изучавший модуль (либо предмет) «Информатика и ИКТ», должен:

знать/понимать:

основные источники информации;

назначение основных устройств компьютера;

правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером;

уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

решения учебных и практических задач с применением возможностей компьютера;

поиска информации с использованием простейших запросов;

изменения и создания простых информационных объектов на компьютере.

Дидактическое обеспечение модуля «Информатика и ИКТ» определяется федеральным перечнем учебников на 2008-2009 учебный год:


Федеральный перечень учебников, рекомендованных

министерством образования и науки Российской Федерации

к использованию в образовательном процессе

в общеобразовательных учреждениях

на 2008/09 учебный год

Таблица 2

290

Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ

3

Академкнига/ Учебник

291

Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ

4

Академкнига/ Учебник

292

Горячев А.В. Информатика и ИКТ

3

Баласс

293

Горячев А.В. Информатика и ИКТ

4

Баласс

294

Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Информатика и ИКТ

3

БИНОМ

295

Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Информатика и ИКТ

4

БИНОМ

296

Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика

3

Просвещение

297

Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика

3-4

Просвещение

298

Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика

4

Просвещение


5. Удельный вес предмета «Иностранный язык» в учебном плане увеличен за счет обязательного введения изучения иностранного языка в начальной школе. На выполнение федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по иностранным языкам отводится 204 часа при изучении предмета со второго класса. При введении предмета с третьего или четвертого класса необходимо перераспределение имеющегося количества часов (136 или 68 соответственно) на изучение всех дидактических единиц обязательного минимума содержания основных образовательных программ.

Основной целью обучения иностранным языкам является развитие способностей младшего школьника к общению на иностранном языке через формирование у учащихся коммуникативных умений.

Последовательность изучения дидактических тем в рамках учебного года определяется учителем в соответствии с выбранным УМК. В календарно-тематическом планировании должны быть определены порядок и нормативы учебного времени, отводимые на формирование всех видов речевой деятельности, а также языковых знаний и умений, которые входят в обязательный минимум содержания программ (Сборник нормативных документов/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа. 2005).


Образец календарно-тематического и планирования:

Таблица 3

Дата

Тема

Кол-во часов

Номера уроков

Языковые знания и умения

Виды речевой деятельности

Домашнее задание/контроль

Аудирование

Чтение

Говорение

письмо
































6. В образовательной области «Технология» необходимо скорректировать прохождение программного материала по предмету «Труд» из расчета - 1 час в неделю. Возможно преподавание интегрированного учебного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» (2 ч. в неделю), при реализации этого учебного предмета необходима корректировка образовательных программ с учетом требований федерального компонента государственного образовательного стандарта по образовательным областям «Технология» и «Искусство».


На современном этапе в начальной школе в соответствии с решением коллегии Минобразования России от 11.12.96 реализуется три системы: традиционная система, система развивающего обучения Л.В.Занкова и система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. В рамках этих систем разработаны вариативные программы и учебно-методические комплекты (УМК).

С 2008/2009 учебного года на территории Челябинской области реализуются 10 учебно-методических комплектов. Начинается апробация УМК «Перспектива». В ряде УМК по отдельным предметам разработаны вариативные образовательные программы, в этом случае выбор осуществляется с учетом индивидуальных особенностей учащихся, уровнем профессиональной компетентности учителя. Перечень вариативных образовательных программ представлен в таблице 4. Дидактическое и методическое обеспечение образовательной программы начального общего образования определяется федеральным перечнем учебников на 2008-2009 учебный год (Приказ Минобрнауки России от 13.12.2007 № 349).


Перечень вариативных образовательных программ

Таблица 4

Предмет

ОП
^

Дидактическое обеспечение образовательной программы


Обучение грамоте

Русский язык

Литературное

чтение

Математика


Окружающий мир

Традиционная система

«Гармония»

Бетенькова Н.М., Горецкий В.Г., Фонин Д. С.

Азбука

Соловейчик М.С., Кузьменко Н. С., Русский язык

Кубасова О.В., Литературное чтение

Истомина Н.Б. Математика

Поглазова О. Т.

Окружающий. мир

Соловейчик М.С., Бетенькова Н.М. и др. Букварь

«Начальная школа XXI века»

Журова Л. Е. и др. Букварь.

Иванов С. В., и др. Русский язык

Ефросинина Л. А.

Литературное чтение


Рудницкая В.Н. и др. Математика

Виноградова Н.Ф. Окружающий мир

«Школа 2100»

Бунеев Р.Н., Бунеева Е. В., Пронина О.В.

Букварь

Бунеев Р.Н., Бунеева Е. В., Пронина О.В., Русский язык

Бунеев Р.Н., Бунеева Е. В., Литературное чтение

Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Моя математика


Вахрушев А.А. и др. Окружающий мир

Петерсон Л. Г. Математика


«Школа России»

Горецкий В. Г. Русская азбука

Зеленина Л.М.. Хохлова Т.Е. Русский язык

Климанова Л.Ф. и др. Родная речь

Моро М.И. и др. Математика

Плешаков А.А.

Окружающий мир

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык


Вариативные курсы традиционной системы

Горецкий В. Г., Русская азбука

Зеленина Л.М.. Хохлова Т.Е. Русский язык


Климанова Л.Ф. и др. Родная речь

Моро М.И. и др. Математика

Плешаков А.А.

Окружающий мир


Рамзаева Т.Г. Русский язык

Кубасова О.В. Литературное чтение

Гейдман Б.П. и др.

Математика

Виноградова Н.Ф. Окружающий мир

«Планета знаний»

Андрианова Т.М. Букварь

Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык (1 кл.) Желтовская Л.Я. Русский язык (2-4кл.)

Кац Э.Э. Литературное чтение

Башмаков М.И., Нефедова М.Г. Математика

Потапов И.В. и др.

Окружающий мир

«Перспективная начальная школа»

Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А., Азбука

Чуракова Н.А. Русский язык

Чуракова Н.А. Литературное чтение

Чекин А.Л. Математика

Федотова О. Н. и др.

Окружающий мир

«Перспектива»

Климанова Л.Ф., Макеева С.Г.

Азбука

Климанова Л.Ф. и др.

Русский язык

Климанова Л.Ф. и др.

Литературное чтение

Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н.

Математика

Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.

Окружающий мир

Системы развивающего обучения

Система Л.В. Занкова

Нечаева Н.В., Белорусец К.С.

Азбука

Полякова А.В., Русский язык


Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А.

Литературное чтение


Аргинская И. И. и др.

Математика

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.

Мы и окружающий мир

Нечаева Н.В.

Русский язык

Лазарева В. А Литературное чтение






Романовская З.И. Литературное чтение

Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Репкин В.В. и др. Букварь

Репкин В.В. и др. Русский язык

Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литературное чтение

Давыдов В.В. и др.

Математика





Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык

Матвеева Е.И. Литературное чтение


Александрова Э.И. Математика


Если в УМК отсутствует дидактическое обеспечение образовательных областей «Искусство», «Технология». «Физическая культура» и предмета «Иностранный язык», то образовательное учреждение осуществляет выбор программы из перечня изданий рекомендованных и допущенных МО РФ.

Образовательная область «Искусство» (музыка):

  • Усачева В.О. Школяр Л.В. Музыка;

  • Алеев В.В., Кичак Т.Н. Музыка;

  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка;

  • Ригина Г.С. Музыка

Образовательная область «Искусство» (изобразительное искусство):

  • Изобразительное искусство (под ред. Неменского Б.М.);

  • Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство

  • Кузин B.C.. Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство:

Образовательная область «Технология»:

  • Геронимус Т.М. Технология;

  • Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология

Образовательная область «Физическая культура»:

  • Лях В.И. Твой друг - физкультура;

  • Матвеев А.П. Физическая культура

В таблице 5 представлено дидактическое обеспечение вышеназванных образовательных областей в УМК

Таблица 5

Предмет

ОП
^

Дидактическое обеспечение образовательной программы


Иностранный язык

Музыка

ИЗО

Технология


Физическая культура

«Гармония»










Конышева Н.М. Технология




«Начальная школа XXI века»
















«Школа 2100»










Куревина О.А., Лутцева Е.А. Технология




«Школа России»




Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка

Неменский Б.М. и др.

Изобразительное искусство и художественный труд

Шпикалова Т.Я. и др.

Изобразительное искусство и художественный труд

Неменский Б.М. и др.

Изобразительное искусство и художественный труд

Шпикалова Т.Я. и др.

Изобразительное искусство и художественный труд

Лях В.И. Физическая культура

«Планета знаний»

Ларькина С.В., Горячева Н.Ю., Насоновская Е.В. Английский язык

Бакланова Т.И. Музыка










«Перспективная начальная школа»










Проснякова Т.Н., Гринева А.А. и др. Азбука мастерства




«Перспектива»










Роговцева Н.И. и др.

Технология




Система Л.В. Занкова




Ригина Г.С. Музыка




Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология




Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

















При реализации образовательных программ учитель может использовать следующие информационно-коммуникационные средства, рекомендованные образовательной программой Челябинской области (электронный ресурс):

Таблица 6

Учебный предмет

Видеофильмы

Цифровые образовательные ресурсы

Ресурсы Интернета

Русский язык

Из истории русской письменности-(Ф.1, Ф.2)

Электронное учебное издание «Начальная школа, 1-4 кл.»;


Электронное сопровождение УМК по русскому языку для 1-4 классов для образовательной системы «Школа 2100», разработанного под руководством Р.Н. Бунеева;


«Новая начальная школа» 1-4 кл. Русский язык;


Интегрированный УМК нач. шк. 1-4 кл. Кирилл и Мефодий. Русский язык


Электронные библиотеки (www. gnpbu. ru.);


Русская виртуальная библиотека. (www. rvb. ru.);


«Общий текст» (www. text. net. ru.)


Олимпиада для младших школьников: русский язык.

(условия проведения олимпиады, варианты заданий) (http://www.prioritet-school.ru/olimp.html)

Литературное чтение




Электронное учебное издание «Начальная школа, 1-4 кл.»;

«Новая начальная школа» 1-4 кл. Литературное чтение


СD Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия


СD Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия


Сказочный домик: народные сказки.

Электронная коллекция сказок народов мира (http://www.skazkihome.info/)


Русские пословицы: интерактивный тест (тест на знание русских пословиц, задания различного уровня сложности для разных возрастных групп школьников) (http://www.kokch.kts.ru/stars/ind8r.htm)


Электронные библиотеки (www. gnpbu. ru.);


Русская виртуальная библиотека. www. rvb. ru


Kidsbook: электронная библиотека.

(Классификация книг для детей по автору, по жанру, по циклам и сериям. Новинки детской литературы и старые детские книги.) http://kidsbook.narod.ru/


Ханс Кристиан Андерсен: биография и творчество великого сказочника (

Автобиография, фотографии, портреты писателя. Подборка произведений Х.К. Андерсена. Литература об Андерсене) http://www.sky-art.com/andersen/index.htm


Дважды пять: детская библиотека.

(Электронная библиотека для детей: сборник детских сказок, рассказов и стихов.) http://ten2x5.narod.ru/biblio.htm


Русская и зарубежная литература для школы: коллекция
(Коллекция электронных версий литературных произведений, изучаемых в школе. Ссылки на электронные библиотеки.) http://litera.edu.ru


Большая детская библиотека.

(Zip-библиотека детской литературы на сервере Kid.ru.) http://www.kid.ru/index3.php3


Детская литература на Куличках.

(Электронная коллекция детской литературы: стихи, сказки, колыбельные, поговорки, скороговорки.) http://baby.kulichki.net/index_lit.htm


Математика




Электронное учебное издание «Начальная школа, 1-4 кл.»;


Интегрированный УМК нач. шк. 1-4 кл. Кирилл и Мефодий. Математика;


«Новая начальная школа» 1-4 кл. Математика;


Инновационный интегрированный УМК. Начальная школа 1-4 кл.

Математика


Олимпиада для младших школьников: математика.

Условия проведения олимпиады. Варианты заданий. (http://www.prioritet-school.ru/olimp.html)


Российский международный математический конкурс «Кенгуру»

(http://www.kenguru.sp.ru)


Учителю начальных классов: математика.

Материалы по преподаванию математики в начальной школе. (http://annik-bgpu.nm.ru)


Занимательные и методические материалы из книг И.Сухина.

Натуральные, простые, составные, четные, нечетные, круглые числа. Математические игры, фокусы. Задачи из математических тетрадей любознательного гнома Загадалки. Ответы к задачам. (http://suhin.narod.ru/mat2.htm)


Математические головоломки.

Головоломки, сгруппированные по темам. Возможность выбора уровня сложности, логические игры. (http://www.freepuzzles.com)


Веселая арифметика: задачи для младших школьников в стихах.

Задачи на логические способы решения.

(http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200502306)


Дроби: развивающая flash-игра. Игра для начальной школы. (http://www.solnet.ee/games/g1_g61.html)

Окружающий мир

Это все животные.

Это все растения.

Разнообразие животных и растений.

Неживая и живая природа.

Взаимосвязь между ними.

Воздух. Вода.

Какие бывают растения. Какие бывают животные.

Осенью. Зимой. Весной. Летом.

Улица полна неожиданностей.

Вышел из дома – будь внимателен. Учимся переходить улицу. Запомните эти знаки. Пассажиром быть не просто. Опасные шалости.

Электронное учебное пособие для поддержки и сопровождения

обучения в начальной школе: «Природа, человек, общество».


Электронное учебное издание «Начальная школа, 1-4 кл.»;


«Новая начальная школа» 1-4 кл. Окружающий мир. Интегрированный курс. 1 класс;


Интегрированный УМК нач. шк. 1-4 кл. Кирилл и Мефодий. Окружающий мир. 3 класс;


Инновационный интегрированный УМК. Начальная школа 1-4 кл. Окружающий мир 3 класс.

СD Большая электронная детская энциклопедия (Растения и животные)

СD Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия

(Географический атлас.

Энциклопедические статьи. Мультимедиа-панорамы. Фотоальбомы. Видео. Интерактивы.)

СD Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия (Географические карты. Карта звездного неба.

Энциклопедические статьи. Интерактивные карты сражений и исторических открытий.)

^ Окружающий мир: фотоархив Фотоматериалы для использования на уроках по "Окружающему миру" на темы: природа, город, натюрморт. (http://school.edu.ru/doc.asp?ob_no=15135)


Удивительное путешествие по живой земле: детская страничка. Коллекция познавательных материалов для детей по темам: Вселенная, планета Земля, растения и животные (статьи, фотографии живой природы, голоса птиц и пр.)
http://www.deti.religiousbook.org.ua/


Животные севера. Информация о видах животных севера: фильмы, тексты и др. (http://www.sakhaohota.ru/ohotnichii_jivotnye/1page-ohot_zhivot.htm)


^ Фотогалерея: флора и фауна.

Подборки фотографий растений, птиц и животных. (http://max-foto.info/)


Электронные библиотеки (www. gnpbu. Ru)


Детский портал «Солнышко» (http:www.solneet.ee)

Президентская школа (http:www.president-school.ru)

Единая коллекция образовательных ресурсов проектов «ИСО» (http:www.school-collection.edu.ru)


Изобразительное искусство




Электронное учебное издание «Начальная школа, 1-4 кл.»;


Электронное сопровождение УМК к учебникам Куревиной О.А., Лутцевой Е.А. «Прекрасное рядом с тобой» образовательной системы «Школа 2100».


Портрет Санкт-Петербурга: собрание картин.

Изображения XVIII-XX века посвящены трехсотлетию Санкт-Петербурга. (http://www.mobyprint.ru/spb/)


Начальные уроки рисования.

Планы уроков по курсу рисования и компьютерной графики. Обзор различной техники рисования и основных принципов работы с рисунком. Методические рекомендации. (http://syrylynrainbowdragon.tripod.com/home.html)


Компьютерные программы для изучения народного декоративно-прикладного искусства.

Коллекция развивающих компьютерных программ для детей младшего школьного возраста, посвященных прикладному народному творчеству: Гжель, Жостово, Хохлома. Описание программ. Download. (http://www.kuzbass.ru/~vbp53/vb/oglavl.htm)


Информатика




Электронное учебное издание «Начальная школа, 1-4 кл.»;


Информатика 1-4 класс. Изд. Просвещение.


Заметки на полях: опыт преподавания информатики в начальной школе. Цели и задачи курса информатики в начальной школе. Подробный план 11 уроков. (http://www.vvsu.ru/TOK/basic/leszol.htm)


Начальная школа: информатика. Дидактические материалы. Указания по изготовлению и иллюстрации. Задания с указаниями к решению. Кодирование информации, алгоритм "Кони", музыкальные ребусы и другие материалы. (http://scholar.urc.ac.ru/Teachers/methodics/robotlan/)


Учебно-методическое пособие по информатике для начальной школы. Методические материалы (программы, планы уроков, иллюстрации) для организации уроков по информатике в начальной школе. (http://www.altai.fio.ru/projects/group1/potok32/site/index.htm)

Преподавание информатики: материалы фестиваля «Открытый урок». Сборник методических разработок уроков по информатике. (http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?subject=11)


Труд




Электронное учебное издание «Начальная школа, 1-4 кл.»;


Электронное сопровождение УМК к учебникам Куревиной О.А., Лутцевой Е.А. «Прекрасное рядом с тобой» образовательной системы «Школа 2100».


Путь оригами. История и азбука оригами. Базовые формы, с которых начинается большинство фигурок. Фотогалерея. (http://www.origami-do.ru/index.htm)


Умелые ручки: детское творчество. Аппликации, поделки из пластилина, флористика. Методические рекомендации и фото. (http://tatianag2002.narod.ru/art.html)


Волшебный пластилин. Подборка советов по работе с пластилином: методические рекомендации, условия работы, обустройство рабочего места. (http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1087/index.htm)


Мягкая игрушка. Каталоги мягкой игрушки: шитая игрушка, вязаная игрушка, меховая игрушка. Выкройки, методические рекомендации, техника изготовления игрушек. (http://stoys.narod.ru/index.html)




Образовательный план первой ступени общего образования в образовательных учреждениях, участвующих в апробации материалов федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, составляется в соответствии с базисным образовательным планом первой ступени общего образования для образовательных учреждений, утвержденным приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 05.05.2008г. № 04-387 «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2008-2009 учебный год».

Апробация федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения в первых классах Челябинской области будет осуществляться по следующим направлениям:

  • Апробация требований к структуре основных образовательных программ начального образования;

  • Апробация требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования с целью оценки эффективности реализации федерального государственного образовательного стандарта;

  • Апробация системы оценки достижения планируемых результатов, освоения основных образовательных программ начального общего образования по отдельным предметам;

  • Апробация требований к условиям реализации основной образовательной программы начального образования с целью оценки эффективности реализации ФГОС общего образования;


Приложение к письму


^ Оформление письменных работ учащихся начальных классов


  1. Общие положения




  • До 1987 года учителя Российской Федерации руководствовались в практической работе методическим письмом Министерства просвещения РСФСР № 364-М от 01.09.1980г. «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ». Этот документ утратил свою силу в соответствии с приказом Министерства просвещения РСФСР № 224 от 18.12.1987г. «О признании нормативных документов Министерства просвещения РСФСР утратившими силу».




  • В настоящее время положения данного документа регламентируются «Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования» Приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004 г., Методическим письмом МОиПО РФ № 1561/14-15 от 19.11.1998г. «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе», вариативными образовательными программами. В эти документы не включены требования к ведению тетрадей учащихся.




  • Настоящее методическое письмо разработано с целью устранения разночтений в оформлении письменных работ учащихся начальных классов по основным позициям и регулирования системы требований к младшим школьникам, воспитания культуры оформления письменных работ и формирования соответствующих навыков по ведению тетрадей, определяет порядок проверки тетрадей по русскому языку и математике в начальной школе.




  • Данное письмо раскрывает основные требования к оформлению и проверке ученических тетрадей в 1-4 классах и носит рекомендательный характер.




  1. ^ Количество и назначение ученических тетрадей


Для выполнения всех видов обучающих, проверочных и контрольных работ учащимся необходимо иметь следующее количество тетрадей из расчета на каждого учащегося:

Таблица 1

№ п/п

Учебный предмет


Период обучения

Количество тетрадей

Примечание

текущих

контрольных

1

2

3

4

5


6

1.

Русский язык

Период обучения грамоте

Прописи

Нет




1-4

2

1

Если в учебно-методическом комплекте образовательной программы имеются тетради на печатной основе, то для текущих работ достаточно использовать 1 тетрадь.

2.

Литературное чтение

1-4


В соответствии с программными требованиями




3.

Риторика

1-4

В соответствии с программными требованиями




4.

Математика

Период обучения грамоте

Рабочие тетради на печатной основе.

Нет

Помимо рабочих тетрадей допускается наличие 1-2 тетрадей (по усмотрению учителя)

1-4

2

1

Если в учебно-методическом комплекте образовательной программы имеются тетради для контрольных и самостоятельных работ на печатной основе, то нет необходимости дополнительно вводить тетради для контрольных работ.

5.

Окружающий мир


1-4

По усмотрению учителя.

Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК

7.

Иностранный язык

1-4


В соответствии с программными требованиями




8.

ИЗО

1-4

В соответствии с программными требованиями




9.

Труд

1-4




10.

Музыка

1-4




11.

Физическая культура

1-4


Нет

Нет



^

  1. Общие требования к оформлению тетрадей



Тетради учащихся 1-го класса подписывает либо учитель, либо родители. Тетради учеников 2-4-х классов подписываются самими учащимися.

Надписи на обложках необходимо оформлять по единой форме, которая традиционно включает в себя минимальный объем основной информации:

Таблица 2
Тетрадь

для работ

по русскому языку

ученика(цы) 3 класса А

МОУ СОШ № 1

Андреевой Екатерины
Тетрадь

для работ

по математике

ученика(цы) 3 класса А

МОУ СОШ № 1

Андреевой Екатерины


Запись даты выполнения работы по русскому языку и математике ведется по центру рабочей строки. В первом классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем или учащимися в виде числа и начальной буквы названия месяца. В прописях запись даты может отсутствовать.

По окончании периода обучения грамоте и до окончания четвертого класса записывается число и полное название месяца. Например:

15 апреля

В четвертом классе в тетрадях по русскому языку имена числительные могут записываться прописью. Например:

^ Первое декабря

Все классные и домашние работы учащихся проверяются учителем ежедневно.

Проверка тетрадей учителем осуществляется чернилами красного цвета. Одним из психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования является ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности. В целях полноценной реализации данного положения в адаптационный период учитель может использовать для проверки тетрадей чернила зеленого цвета, с помощью которых выделяется то, что учащийся выполнил правильно.

Все работы учащиеся выполняют чернилами синего и фиолетового цвета. Подчеркивание, выделение орфограмм выполняется простым карандашом.

Записи в тетрадях необходимо оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.

При определении каллиграфического письма необходимо строго соблюдать требования и рекомендации нейропсихофизиологов и методистов.

Необходимо отметить, что каллиграфический навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения. Правильно сформированный графический навык позволяет писать буквы четко, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графический навык создает комплекс трудностей: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. Необходимо учитывать, что скорость письма не должна быть навязанной, она должна стать естественным результатом совершенствования движений, и что плавность (связность) также должна возникать как естественный результат формирования навыка. Также не совсем корректно требовать от совершенно разных детей единообразного написания элементов букв, цифр, самих букв, слогов и слов. В связи с этим в начальных классах не рекомендуется проверять скорость письма, а главным требованием, предъявляемым к почерку ребенка, является четкость и разборчивость.

При проверке тетрадей и контрольных работ по русскому языку и математике, ошибки исправляют следующим образом: неверно написанную букву, цифру, математический или пунктуационный знаки зачеркивают косой линией; слово, предложение – тонкой горизонтальной линией; не рекомендуется заключать неверные написания в скобки.



  1. ^ Организация работы над ошибками


Наиболее эффективным будет систематическое выполнение работы над ошибками в рабочих тетрадях.

При организации работы над ошибками можно использовать рекомендации Т.Г. Рамзаевой. Автор говорит о том, что цель исправления ошибки должна меняться от класса к классу и быть взаимосвязанной с уровнем овладения умением. Чем старше ученик, тем больше доля самостоятельности в работе над ошибками.

С целью активизации учебной деятельности учащихся в процессе выполнения работы над ошибками и осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к исправлению ошибок, учителям рекомендуется использовать различные способы исправления ошибок в тетрадях учащихся.

Например, учащиеся могут быть разделены на четыре группы. Для каждой группы может быть предложен свой способ исправления ошибок. На протяжении обучения состав групп должен меняться в зависимости от качественных изменений показателей каждой группы, с целью развития самостоятельности учащихся в процессе работы над ошибками и исключения «привыкания» к однообразному способу исправления ошибки учителем.

Таблица 3

№ группы

Характеристика группы

Способы исправления ошибок

Первая группа

Учащиеся, которые допускают в письменных работах 1-2 ошибки, самостоятельно могут обнаружить и исправить их во время само- и взаимопроверки, не испытывают при этом затруднений в определении характера орфограммы, на которую допущена ошибка, и в выборе соответствующего способа ее исправления.

1. Обозначение на полях условным знаком (/, ) строчки, в которой находится ошибка.

Вторая группа

Учащиеся, которые допускают в письменных работах 1-2 ошибки, частично обнаруживают и исправляют их во время само- и взаимопроверки, не испытывают при этом затруднений в определении характера орфограммы и в выборе способа исправления ошибки.

2. Подчеркивание слова, в котором находится ошибка и обозначение на полях условным знаком (/, ).

3. Подчеркивание ошибки в слове и обозначение на полях условным знаком (/, ).

Третья группа

Включает учащихся, которые допускают 3-5 ошибок в письменных работах, самостоятельно не могут обнаружить и исправить их во время само- и взаимопроверки, затрудняются в определении характера орфограммы и в выборе способа исправления ошибки.

4. Зачеркивание и исправление ошибки.

5. Зачеркивание ошибки, надписывание правильного варианта, указание на полях морфемы, в которой находится ошибка.

Четвертая группа

Для учащихся характерно большое количество ошибок в письменных работах. Учащиеся не могут обнаружить и исправить их, затрудняются в определении характера орфограммы и в выборе способа исправления ошибки.

6. Зачеркивание ошибки, надписывание правильного варианта, указание на полях номера орфограммы (в памятке по работе над ошибками).

7. Зачеркивание ошибки, надписывание правильного варианта, указание на полях способа исправления ошибки.


По усмотрению учителя, с учетом требований образовательной программы, составляется памятка для ученика по работе над ошибками.

В образовательной программе «Гармония» во время работы над ошибками по русскому языку авторы рекомендуют использовать следующую памятку:

Памятка

  1. Найди предполагаемую ошибку.

  2. Определи, в какой части слова допущена ошибка, обозначь ее.

  3. Если ошибка в окончании, выпиши это слово вместе с тем, от которого оно зависит, если в другой части слова, выпиши одно это слово. На месте буквы, которая выбрана неверно, оставь «окошко».

  4. Реши, на какое правило ошибка.

  5. Выполни нужные действия и вставь букву.

  6. Вернись к тексту, где была ошибка и исправь ее.


Необходимо обратить внимание на количество слов, предъявляемых для работы над ошибками, оно должно быть посильным и определяется индивидуально для каждого ученика.

При проверке изложений и сочинений исправляются не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и фактические, логические, речевые и грамматические (подчеркиваются волнистой линией). К фактическим ошибкам (Ф) относятся существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл высказывания; к логическим ошибкам (Л) относятся пропуск необходимых слов, отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте, нарушение последовательности высказывания, нелепые парадоксальные суждения; к речевым ошибкам (Р) – употребление слов в несвойственном ему значении, повторение одних и тех же слов, нарушение лексической сочетаемости слов, употребление слов без учета их эмоционально-экспрессивной окраски, употребление диалектных, просторечных слов, неправильное словоизменение или словообразование, ошибки в построении словосочетаний и предложений.

Работа над ошибками после написания изложений и сочинений обязательна и включает в себя исправление речевых, логических, фактических ошибок. Работа над ошибками может проводиться на следующий день. Более эффективной является работа над ошибками, проводимая не только на следующий день после написания изложений и сочинений, но дополнительно через продолжительный период времени (1-2 недели). Учитель имеет право чередовать эти подходы.

Необходимость выполнения работы над ошибками после контрольной работы, как по русскому языку, так и по математике определяется учителем по итогам поэлементного анализа работ.

^

5. Оформление письменных работ по русскому языку



После каждой классной (домашней) работы следует отступать две строчки (пишем на третьей).

При оформлении красной строки сделать отступ вправо не менее 2 см. Оформление красной строки должно осуществляться с самого начала оформления текстов в первом классе.

В ходе всей работы не пропускаем ни одной строки. Необходимо учитывать, что при оформлении письменных работ по русскому языку следует на новой странице писать с самой верхней строки, дописывая до конца страницы, включая последнюю строку.

Слева при оформлении каждой строки отступаем по единой вертикальной линии от края не более чем на 5 мм. Справа дописываем до конца строки, при этом с 1-го класса учим нормативному переносу слов.

Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска строки) по центру. Например:

^ Классная работа (Домашняя работа)

Вариативность выполнения работы фиксируется на следующей рабочей строке по центру (полная или краткая запись). Например:

^ 1 вариант (1 в.)

Номера всех упражнений, выполняемых в тетрадях, необходимо обязательно указывать. Допускается несколько вариантов записи номера упражнения. Номер упражнения необходимо указывать по центру строки (краткая или полная форма записи), либо на полях (краткая форма записи). Например:

^ Упражнение 14 (Упр. 14)

Следует учитывать, что если заголовок находится на отдельной строке, то правилам пунктуации точка после него не нужна. Постановка точки является недочетом и не влияет на отметку.

Переход к работе в тетради в широкую линейку определяет сам учитель, руководствуясь при этом наличием у каждого учащегося успешно сформированного навыка письма и учитывая особенности образовательной программы. Однако этот переход должен осуществляться не позднее 3 класса.

^

6. Оформление письменных работ по математике



Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (на 5 клетке начинаем писать следующую работу).

Между видами работ следует отступать 2 клетки (на 3 клетке пишем).

Между столбиками выражений, уравнений, равенств и т.п. отступаем 3-4 клетки вправо.

Все номера заданий и задач, которые выполняются в тетрадях, необходимо записывать в тетрадь. Рекомендуется писать номер задания посередине строки либо на полях.

Запись названия работы проводится по центру рабочей строки, через одну клетку от предыдущей записи, т.е. на 2 клетке. Например:

^ Классная работа (Домашняя работа)

В 1-4 классах в тетрадях по математике словосочетание «Контрольная работа» не пишется.

Вариативность выполнения работы фиксируется на следующей рабочей строке по центру (полная и краткая запись) либо на полях (краткая запись). Например:

^ 1 вариант( 1 в.)

В любой работе (классная или домашняя) слева по горизонтали отступаем одну клетку от края.

Необходимо с первого класса оформлять поля с внешней стороны страницы тетради. На поля следует отводить четыре клетки. Поля проводить простым карандашом.

При записи математических выражений все символы (знаки, цифры) фиксируются с учетом правил каллиграфии, т.е. с соблюдением графики и соответствия количества клеток количеству записываемых символов. Особенно соблюдение этого требуется при работе с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение, деление). При этом необходимо учитывать нейропсихофизиологические особенности учащихся.


Исп. Скрипова Н.Е.

83517293217