bigpo.ru
добавить свой файл
  1 2 3 ... 14 15
§ 2. Происхождение права

Право как особая система юридических норм и свя­занных с ними правовых отношений возникает в силу тех же причин и условий, которыми объясняется происхожде­ние государства.

Процесс этот имеет исторические параллели.

Экономическая и социальная.жизнь любого общества нуждается в определенной упорядоченности организации деятельности людей. Такая урегулированность, которая подчиняет всю массу единичных отношений людей обще­му порядку, достигается с помощью правил поведения, или социальных норм.


[Происхождение государства и права: происхождение права.]

Виды социальных норм первобытного общества:

  • обычаи — исторически сложившиеся правила по­ведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку;

  • простейшие нормы морали — правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе пер­вобытных представлений о добре и зле;

  • религиозные нормы — правила поведения, регули­ровавшие отношения между людьми на основе их религи­озных представлений;

  • мифология — совокупность мифов (рассказов, по­вествований о богах, героях, демонах, духах и др.), отра­жавших фантастические представления людей о мире, природе и человеческом бытии;

  • табу — религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т. п., нарушение которого будто бы неминуемо влечет жестокую кару (болезнь, смерть) со стороны фантастических духов и богов.

Все социальные нормы первобытного общества назы­вались мононормами, потому что они совпадали по содер­жанию. Мононормы — единые, нерасчлененные специфи­ческие нормы. Они выражались в обычаях, тесно перепле­тенных с религиозными и нравственными устоями.

Признаки первобытных обычаев:

  • являлись социальными нормами;

  • сложились в результате многократного повторения и вошли в привычку;

  • обеспечивались мерами общественного воздействия;

  • консервативны по своей природе, поскольку закрепляют то, что складывалось в результате длительной общественной практики.

Нравственные и религиозные нормы родового строя не могли сделать условия производства, распределения, обмена товаров обязательными для всех, поскольку уже не существовало единства интересов. Примирить противоположные интересы различных групп населения обычаи на могли. Нужны были обязательные нормы, установленные или санкционированные и охраняемые государством, т. е. аппаратом управления и подчинения. Такие нормы и представляют собой юридическое право. С их помощью различные отношения (производственные, семейные, тру­довые, управленческие и т. д.) приобретают форму право­вых отношений.

Процесс происхождения права, как и государства, за­нимал целые эпохи. Исторически первой формой нарож­дающегося права был правовой обычай, поддерживаемый жречеством и государством. Поэтому первоначально становление нового порядка земледельческих племен проис­ходило под знаменем создания новой религии, объеди­нявшей родовые общины. Такой религией стала религия Солнца. Эта религия известна у всех древнейших народов. Определялся единый для всего на рода порядок, установ­ленный свыше верховным божеством.

Поддержка религией и государством обычаев, сло­жившихся в период становления древних цивилизаций, привела к созданию одного из важнейших источников права древних государств — правового обычая и обычно­го права.

В правовых обычаях сохранялись остатки обычаев родового строя и одновременно закреплялись нормы пат­риархального быта сельской общины (с ее неравенством членов). Закреплялись кастовые привилегии высших со­словий и обязанности низших, нормы купли-продажи земель, имущества, наказания для низших каст и сословий и допускался выкуп или ритуальное действие для высших каст и богатых.

Большую роль в становлении новых правовых норм играли судебные органы, которые защищали, прежде всего, интересы имущих. Они содействовали разрушению устаревших обычаев родового строя, закрепляли в своих решениях те обычаи, которые отвечали новым порядкам.

^ Судебные функции первоначально осуществлялись жрецами либо принадлежали верховному правителю (ца­рю, королю) и назначенным им судебным органам. Все это способствовало созданию правовых норм судами, т. е. возникновению судебного прецедента, под которым понимается превращение решения суда по конкретному делу в общую норму.

Становление государственности требовало все более прочного закрепления правовых норм. С появлением письменности эти нормы получают такое закрепление в первых законах верховной власти царя, короля, князя, народного собрания, сената либо другого коллегиального органа. Это законы царя Хаммурапи, законы Ману, Зако­ны 12 таблиц, законы Солона, а позже варварские правды (Салическая, Русская, Польская).

Нормы юридического, санкционированного государст­вом права были необходимы для установления и поддержа­ния единого для всего населения страны порядка общест­венных отношений, для обеспечения единого рынка, усло­вий владения и распоряжения собственностью, обмена товарами, для сохранения патриархально-семейного быта в сельской общине, а также для обеспечения единой власти в государстве.

К тому же государственное объединение племен спо­собствовало правовой защите их интересов во внешнеполи­тических связях с населением других государств. Издревле вырабатывались способы дипломатических церемониалов, представительства соседних держав, заключения межгосударственных союзов, таможенных правил и сборов и т. д. Чел) шире и стабильнее становились такие связи, тем больше отношения мира вытесняли военные набеги и угрозу завоеваний.

Поэтому с процессами становления государственности и юридического внутригосударственного права возникают пока зачаточные, но постепенно развивающиеся нормы и отношения международного права.

Задание 2.3. Каковы особенности социальных норм дого-Л сударственной организации общества?

Выводы

  1. Проблема возникновения государства и права остается и, видимо, длительное время останется в науке дискуссионной. Не существует универсальной теории происхождения государства и права. Каждая из существующих теорий
    развивает и обосновывает лишь один из аспектов явления.

  2. Формирование государства — длительный процесс, который у различных народов шел разными путями.

  3. Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство.

  1. Возникновение права — закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов.

  2. Право с ранних этапов своего развития наряду с выполнением общесоциальных функций играло важную роль нормативно-классового регулятора. Оно регламенти­ровало общественные отношения в интересах экономиче­ски господствующего класса.


^ Контрольные вопросы и задания

  1. Какие теории происхождения права и государства вы могли бы назвать кроме обозначенных?

  2. Что общего в метафизике Аристотеля, теологиче­ской и историко-материалистической теории происхождения государства и права?

  1. Какой исторический источник иллюстрирует пат­риархальную теорию?

  2. Когда и где возникли первые государства?

  3. Назовите основные закономерности эволюции об­щества и государства.

  4. Какие формы объединения людей вы могли бы на­звать?

  5. В чем проявляется отличие родовой власти от госу­дарственной?

  1. Назовите экономические и социальные причины возникновения государства.

  2. Назовите виды социальных норм древнего общест­ва. Дайте их характеристику.

  1. Назовите и охарактеризуйте первую форму права.

  2. Какие древние источники права вы знаете? Дайте их характеристику.

  3. Содержание и структура общественной власти в первобытно-общинном строе.


Библиографический список

(основной)

  1. Комаров, С. А. Общая теория государства и права: учеб. / С. А.Комаров.— Спб.: Питер, 2004.— 512 с.

  2. Общая теория права: учеб. для юрид. вузов / под ред. А. С. Пиголкина.— М, 1996.— С. 35-54.

  3. Теория государства и права : учеб. для вузов / под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова.— М.: НОРМА-ИНФРА М, 2000.— 616 с.

(дополнительный)

  1. Лазарев, В. В. Общая теория государства и права: учеб. для юрид. вузов / В. В. Лазарев, С. В. Липень.— М : Спарк, 2000.— 511 с.

  2. Лившиц, Р. 3. Теория права / Р. 3. Лившиц.— М.: БЕК, 1994.

3. Марченко, М. Н. Теория государства и права / М. Н. Марченко.— М.: Проспект, 2005.— 640 с.

  1. Спиридонов, Л. Н. Теория государства и права : учеб. / Л. И. Спиридонов.— М.: Проспект, 2000.— 304 с.

  2. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько.— М. : Юристь, 1997.— С. 30-42.

  3. Хропанюк, В. Н. Теория государства и права / В. Н. Хропанюк.—М.: Омега-Л, 2005.— 382 с.


^ ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ГОСУДАРСТВЕ


Подходы к понятию государства. Государство и цивилизация. Развитое и неразвитое государство. Сущность и предназначение государства. Признаки государства: территория, население, публичная власть, налоги, государственный суверенитет, легализованное принуждение, законы. Функции государства: понятие, виды. Внутренние функции государст­ва. Внешние функции государства. Формы осуществления функций. Механизм государства: понятие, признаки. Структура механизма государства. Орган государства: понятие, признаки. Классификация органов государст­ва. Законодательные органы. Исполнительные органы. Судебные органы. Типы государств: формационный подход, цивгтизационный подход.

План

§ 1. Подходы к понятию государства.

§ 2. Сущность и предназначение государства.

§ 3. Признаки государства.

§ 4. Функции государства.

§ 5. Механизм государства.

§ 6. Типы государств.

§ 1. Подходы к понятию государства

Вопросу понятия государства традиционно уделяется большое внимание в учебной и научной литературе. Од­нако ясного понимания термина «государство» до сих пор не выработано.


[Основные понятия о государстве: подходы к поня­тию государства; разнообразие в понимании государство.]

В общественных науках под словом «государство: понимаются различные явления объективного мира:

1. Это страна со своей территорией, народонаселени­ем, общественным строем (географическое понятие).

2. Это аппарат управления, особая организация, сово­купность учреждений внутри общества, состоящая из ор­ганов представительной, исполнительной и судебной вла­сти. В. Н. Хропанюк рассматривает государство как управляющую систему. Здесь государство противостоит народу, гражданскому обществу с его общественными
отношениями, организациями граждан.

3. Это особым образом организованное общество, включающее как народ (союз, объединение людей), так и аппарат управления этим народом.

4. Это особый вид организации власти в обществе.


[Основные понятия о государстве: основные при­знаки государства.]

Предметом изучения теории государства и права в пер­вую очередь является государство в этом, последнем его понимании. Государство как совокупность учреждений (законодательных, исполнительных, судебных) является составной частью государства как организации власти.

Власть — это возможность одних подчинять себе дру­гих, навязывать им свою волю, заставлять их действовать соответствующим образом, повелевать ими. Это инстру­мент, орудие людей, их организаций, с помощью которого они реализуют свои интересы.

Есть понятие власти как особого отношения между людьми.

Мы рассматриваем государство как организацию по­литической власти, существующую в определенной стра­не. Возникновение государства выражает вхождение че­ловеческого общества в цивилизацию. Важнейшая осо­бенность, которая характеризует общество в условиях цивилизации, по мнению С. С. Алексеева, движение к свободе. Под движением к свободе надо понимать посте­пенно утверждающиеся (с перерывами, поворотами назад, зигзагами):

— автономию личности;

  • экономическую свободу, основанную на частной собственности;

  • участие личности в управлении обществом (народовластие в тех или иных формах).

С. С. Алексеев рассматривает государство как развитое или неразвитое политическое образование.

Неразвитое государство он характеризует следующим образом:

  • в нем не развертывается и не получает должного развития весь комплекс институтов государства;

  • государство сводится, в сущности, к политической (государственной) власти, основанной, главным образом на аппарате принуждения;

  • политическая власть, как правило, сосредоточивается в управленческих, исполнительных учреждениях и нередко приобретает силу, превышающую потребности общества; становится самодовлеющим фактором, центром всей политической, а нередко экономической и духовной жизни общества.

^ В развитом государстве:

  • власть обеспечивает организованность в стране на основе экономических и духовных факторов;

  • реализуется народовластие, экономическая свобода, свобода автономии личности;

  • развертывается весь комплекс институтов государственной власти, что устраняет доминирование политической власти и ограничивает проявление ее отрицательных сторон.

Это такие институты как:

  • мандат народа на осуществление власти (прежде всего, путем формирования представительных органов, выполняющих законодательные и контрольные функции);

  • наличие государственной власти в отдельных ках, включая исполнительную власть;

  • наличие самоуправления;

  • подчиненность всех подразделении власти закону;

  • независимое и сильное правосудие;

— утверждение в обществе неотъемлемых, фундамен­тальных прав и свобод человека.


Задание 3.1. Какое толкование имеет понятие «государство»?

§ 2. Сущность и предназначение государства

Раскрыть сущность государства — значит выявить то главное, определяющее, что обусловливает его объектив­ную необходимость в обществе; уяснить, почему общест­во не может существовать и развиваться без государства. Наиболее важной чертой государства является то, что оно всегда выступает как единственная организация политиче­ской власти, управляющая всем обществом. Поэтому сущность государства — обеспечить с помощью аппарата политической власти целостность общества и его функ­ционирование. Некоторые определяют сущность государ­ства краткой формулой — организация политической вла­сти в обществе. Социальное назначение государства выте­кает из его сущности. Платон и Аристотель считали, например, что назначением всякого государства является утверждение нравственности. Позже этот взгляд развил Г. В. Гегель. Однако существуют и другие мнения: для Г. Гроция — это общее благо, Гоббса — общая безопас­ность, Руссо — общая свобода, Лассаля — развитие и реа­лизация свободы человека. По мнению К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, государство служит орудием классового господства и строительства бесклассового об­щества и т. д. Современное цивилизованное (по содержанию) и правовое государство (по форме).

Современное цивилизованное государство рассматривается как средство социального компромисса (по содержанию) и как правовое государство (по форме).

Можно сказать, что высшее общественное предназначение государства:

  • гарантировать на властной основе свободу в обществе;

  • создать твердые и устойчивые условия, при которых целостность общества и его надлежащее функционирование достигается главным образом в силу экономических и духовных факторов.

Задание 3.2. В чем выражается сущность государства?

% 3. Признаки государства

Чтобы определить понятие государства, необходимо выделить его признаки. Наиболее общими признаками! государства являются:

  1. Территория — определенная часть земной поверхности (суши, моря, воздушного пространства), нахо­дящаяся под суверенитетом данного государства. Отде­ляется от территории других государств государственной границей.

  2. Население — характеризует состав и принадлеж­ность людей к данному обществу, гражданство; порядок я формы удостоверения гражданства, его обретения, утраты и т. д. Именно через государство происходит объединение людей в рамках всего общества и они выступают в качест­ве целостного организма.

3. ^ Публичная власть, которая выступает как разно­видность (форма) политической власти и характеризуется:

— наличием у нее особого аппарата, представляюще­го все общество в целом, весь народ;

  • своей «публичной» материальной базой — государственными, казенными имуществами, своими источни­ками доходов, налогами;

  • целью — обеспечить поддержание цивилизованно­го правопорядка, а отсюда нормальной жизнедеятельности людей.

  1. Налоги (дань, сборы) — это взимаемые государст­вом с населения материальные средства, необходимые для содержания государственного аппарата.

  2. ^ Государственный суверенитет — верховенство го­сударственной власти по отношению ко всем иным орга­низациям и лицам в стране (верховенство внутри страны)
    и независимость ее в сфере взаимоотношений данного государства с другими государствами (в международных отношениях).

  3. ^ Легализованное принуждение (насилие) — состо­ит в том, что только государство (его органы) вправе при­менять принуждение ко всем гражданам, иностранцам и лицам без гражданства на территории государства.

  4. Законы — система юридических норм, при помо­щи которых обеспечивается общеобязательность велений государства, его способность делать свои веления обязательными для населения всей страны. Система юридиче­ских норм, с одной стороны, является инструментом госу­дарственной власти, с другой, в результате всеобщности
    законов упорядочивает, ограничивает и связывает дея­тельность ее органов. При такой подчиненности государ­ства праву складывается правовое государство.

^ Таким образом, государство это суверенная, уни­версальная организация политической власти, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения и взимающая налоги, необходимые для осуществления внут­ренних и внешних функций.

§ 4. Функции государства

^ Функции государства это особый механизм госу­дарственного воздействия на общественные отношения ; процессы, охватывающий основные направления деятельности государства по управлению обществом. Они должны быть обусловлены объективными потребностями общества, государства, решать общие дела, содержание которых исторически определено.

Признаки функций:

  • устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни;

  • непосредственная связь между сущностью госу­дарства и его социальным назначением;

  • направленность деятельности государства на вы­полнение крупных конкретных задач и достижение целей, которые встают на каждом историческом этапе развития
    общества;

  • осуществление функций в определенных формах (ча­ще всего правовых) с применением властно-принудительных методов.

Классификацию функций можно осуществлять по различным основаниям.


[Основные понятия о государстве: классификация функций государства.]

По сфере деятельности, как правило, делят на внут­ренние и внешние, но С. С. Алексеев, например, выделяет управленческо - обеспечительную и охранительную1. К внут­ренним функциям относят: политическую, экономическую, социальную, налогообложения и финансового контроля, охрану прав и свобод граждан, всех форм собственности, защиту конституционного строя, правопорядка, экологи­ческую, идеологическую, культурную.

1 Алексеев С. С. Государство и право: Начальный курс.— М.: Юрид. лит.—С. 10-42.

[Основные понятия о государстве: внутренние функ­ции государства.]

Характеристика основных внутренних функций:

  • политическая — направление деятельности госу­дарства в политической сфере, имеющее своей стратеги­ческой направленностью создание жизнеспособного демократического общества и обеспечение народовластия в различных формах;

  • экономическая — направление деятельности госу­дарства в сфере экономики (выработка экономической политики; планирование, управление предприятиями, до­ля государственной собственности которых составляет более 50 %; установление правовых основ рынка и цено­вой политики; пресечение монополизма и недобросовест­ной конкуренции; защита прав потребителей и др.);

  • социальная — состоит в создании условий, обеспе­чивающих достойную жизнь и свободное развитие чело­века посредством гарантирования определенного объема
    благ за счет государства;

  • налогообложения и финансового контроля — со­стоит в формировании и пополнении казны за счет всех видов налогов, а также предусмотренных законом финансовых сборов, пошлин и платежей;

  • экологическая — состоит в обеспечении экологиче­ского благополучия граждан, их экологической безопас­ности;

  • охрана прав и свобод граждан, всех форм собст­венности, защита конституционного строя, правопоряд­ка — состоит в признании, законодательном закреплении и государственной гарантированности данных ценностей.

К внешним функциям относят: поддержание мира, мирового порядка, обеспечение делового партнерства (ин­теграции в мировую экономику), защита государственного суверенитета .(обороны), сотрудничество с другими госу­дарствами в решении глобальных' проблем.

[Основные понятия о государстве: внешние функции государства.]

Характеристика основных внешних функций:

  • функция обороны — состоит в поддержании достаточного уровня обороноспособности страны с целью предупреждения и отражения вооруженной агрессии и организации борьбы против подрывной деятельности иностранных государств;

  • функция поддержания мирового порядка — состоит в сохранении мира, предотвращении войны, разоружении, ликвидации ядерного оружия, а также сотрудничестве с другими государствами в борьбе с организованной преступностью, терроризмом и в регулировании между- народных конфликтов;

  • функция интеграции в мировую экономику — со­стоит в реализации интересов России в области экономи­ки, торговли, бизнеса, научно-технического сотрудничества посредством ее интеграции в мировую экономику;

  • функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем — состоит в поиске и на­хождении взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы народа и человечества в целом и требуют международного реагирования на сбои в демо­графической, сырьевой, космической и иных подобных сферах.

По видам ветвей власти можно выделить законода­тельные, исполнительные, судебные функции.

По времени действия — постоянные и временные, по значению — основные (главные) и неосновные.

В правовой науке выделяют две группы форм осуще­ствления функций государства — правовые и организаци­онные. К правовым относят:

правотворческую — это государственная деятельность, выражающаяся в разработке и принятии юридиче­ских норм;

правоисполнителъную — это государственная деятельность, выражающаяся в принятии мер по исполнению норм права;

правоохранительную — это государственная деятельность, выражающаяся в контроле и надзоре за соблю­дением и исполнением норм, а также в применении при­нудительных мер к их нарушителям.

К организационным относят:

  • организационно-хозяйственную — это оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа по материаль­ному обеспечению выполнения различных государствен­ных функций;

  • организационно-идеологическую — это поведенческая, оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государ­ства.

В современном Российском государстве вырисовыва­ются определенные тенденции развития функций:

  • расширение содержания и круга функций, перерас­тание многими из них внутригосударственной значимости;

  • кардинальное изменение содержания практически всех функций по сравнению с предыдущим (советским) этапом государственности:

— возрастание общесоциальных, общедемократиче­ских, гуманистических начал в функционировании госу­дарства;

  • освоение государством новой для него роли «слуги общества и личности»;

  • взаимосвязанность, скоординированность, единст­во целевой направленности функций государства;

  • целевая направленность функций государства;

  • влияние на деятельность государства внутри стра­ны и на международной арене мировой системы в целом;

— возрастание функциональной роли государства в управлении делами общества.

Задание 3.2. Каково соотношение функций государства и его основных задач? Покажите на примерах эту связь.



<< предыдущая страница   следующая страница >>