bigpo.ru
добавить свой файл
  1 ... 11 12 13 14 15
§ 1. Типология права (классификация)

[Правовые системы мира: структура правовой системы. Основные правовые системы (семьи).]

Типология — теоретическая классификация того или иного явления. Под типологией права понимается класси­фикация права по существенным признакам, основанная на понятии типа как единицы расчленения изучаемой ре­альности. В теории выделяют «исторические типы права». Данная категория выражает в обобщенных характеристи­ках единые черты всех национальных правовых систем, соответствующих исторически определенному экономи­ческому базису общества.

С точки зрения марксизма, каждой классовой общест­венно-экономической формации свойственен свой исто­рический тип права: рабовладельческий, феодальный,

буржуазный, социалистический. В настоящее время на­блюдается отход от данной типологии, и в научной лите­ратуре выдвигают следующие исторические типы права: сословное, буржуазное, социальное. В этой типологии историю права делят на два больших периода — сослов­ное и буржуазное право.

^ Сословное право соответствует азиатскому способу производства, рабовладельческому и феодальному обще­ствам. Оно отражает и закрепляет социальную структуру обществ, состоявших из классов-сословий. Здесь право выступает как право-привилегия, по содержанию разное для разных сословий, а нередко и для социальных групп внутри сословий.

Вторым историческим типом права было формально (абстрактно равное) право буржуазного общества. Это право всеобщего равенства, формальных прав и абстракт­ной свободы, которое качественно отличалось от сослов­ного права.

В качестве третьего исторического типа права в конце XX в. вырисовывается социальное право, которое сохра­няет общечеловеческие ценности равного права, но пре­одолевает формализм буржуазного права при помощи общегосударственной системы гарантий, особенно льгот и правовых преимуществ, для социально обездоленных сло­ев общества.

Кроме исторических типов права применяют типоло­гии, которые группируют правовые системы в укрупненные логические структуры (блоки) по различным критериям, которые позволяют найти нечто общее, специфичное для данного блока. Эти блоки выделяются в правовые семьи, которые объединяют группу правовых систем. Такая ти­пология оправдана, поскольку в пределах одной или раз­ных исторических эпох, как правило, существуют различ­ные правовые системы, которые нередко очень специфич­ны со стороны своего юридического содержания. Это и позволяет рассматривать ту или иную группу (блок) правовых систем в качестве некоторого единства — семьи. При классификации (типологии) правовых систем можно использовать различные факторы: этические, расовые, географические, религиозные, юридическую технику, правовой стиль и др. Известный французский ученый в области сравнительного правоведения Рем Давид класси­фицирует правовые системы, беря за основание идеоло­гию (религия, философия, экономическая, социальная структуры) и юридическую технику1. Он выдвинул идею трихотомии (трех правовых семей) — романо-германской, англосаксонской и социалистической. Наши правоведы к существующей классификации добавляют религиозные и традиционные системы. С. С. Алексеев считает, что на особенности правовых систем влияет не только экономи­ческий базис, но и политический режим (демократический или авторитарный). По его мнению, наиболее важной чер­той, выделяющей группу систем с юридической стороны, является построение трех основных компонентов право­вой системы: права как системы юридических норм, прак­тики, правовой идеологии, обусловленные особенностями способа правообразования, историческими условиями. Основываясь на данных компонентах, он выделяет сле­дующие правовые системы (типы):

  • романо-германская (континентальное право);

  • англосаксонская (общее право);

  • религиозно-общинные (неотдифференцированные) юридические системы ряда стран Азии и Африки;

  • заидеологизированные правовые системы при авторитарных политических режимах (тоталитарные). Они отрицают юридическую значимость прав человека, идею общественного договора и в целом носят публичный характер (хотя нередко сохраняют институты частного права).

^ К. Цвейгерт и Г. Котц в своем труде «Введение в правовое сравнение в частном праве», который вышел в 1971 г., в основу классификации правовых систем берут «правовой стиль». По их мнению, правовой стиль склады­вается из пяти факторов:

  1. происхождение и эволюция правовой системы;

  2. своеобразие юридического мышления;

  3. специфические правовые институты;

  4. природа источников права и способы их толкования;

  5. идеологические факторы.

Исходя из этих факторов, они выделяют следующие «правовые круги»: романский, германский, скандинав­ский, англо-американсий, социалистический, право исла­ма, индусское право.

Однако А. X. Саидов полагает, что только симбиоз марксистской типологии и внутритиповой классификации правовых систем дает возможность составить целостное представление о правовой карте мира. В основу своей клас­сификации он берет группу критериев: историю правовых систем, систему источников права, структуру правовой системы (ведущие институты и отрасли права) и выделяет два типа права — буржуазное и социалистическое1.

К буржуазному праву он относит следующие право­вые семьи: романо-германскую, скандинавскую, латино-американскую, правовую семью общего права, мусульманскую, индусскую, семью обычного права, дальнево­сточную правовую семью.

К социалистическому праву он относит советское пра­во, правовую систему социалистических государств Евро­пы, правовую систему социалистических государств стран Азии, правовую систему Республики Куба.

Сравнительная характеристика правовой карты нашей планеты, анализ особенностей основных правовых семей, существующих в мире, дают базу для установления общих закономерностей и тенденций развития права.

Задание 20.1. Какие факторы учитываются при классификации правовых систем?

§ 2. Система континентального права

Романо-германская правовая семья. К романо-германской семье относятся правовые системы, возник­шие в континентальной Европе на основе древнеримского права, а также канонических и местных правовых обыча­ев. Эти правовые системы как бы продолжают римское право, являются результатом его эволюции и приспособ­ления к новым условиям. Господствующая роль в таких системах принадлежит закону и в первую очередь кодек­су. Первоначально возникнув в странах континентальной Европы, этот тип права затем распространился на всю Латинскую Америку, значительную часть Африки, страны Востока, Японию. Это произошло в результате колониза­торской деятельности многих европейских стран и высо­кого уровня кодификации в этих странах в XIX в. Эту кодификацию можно было использовать как образец для создания собственного права.

История создания и развития континентальной право­вой семьи довольно длительна. Вначале в европейских университетах (итальянских, французских, германских) изучалось римское право. На базе Свода законов Юсти­ниана в XII-XIV вв. была создана общая для многих стран юридическая наука. Главная роль принадлежала Болонскому университету в Италии. Кодификация Юстиниана была изложена доходчиво и просто на латыни — языке, которым пользовались и церковники, и ученые. Этот процесс получил название «рецепция римского права». Сначала он имел чисто доктринальные формы и сугубо научное значение. Римское право непосредственно не применялось, а только изучались его понятийный фонд, структура, внутренняя логика, юридическая техника.

Преподавание римского права в университетах про­шло ряд этапов. Сначала возникла школа глоссаторов, которые стремились установить первоначальный смысл римских законов. Затем в XIV в. римское право было под­вергнуто переработке постглоссаторами. Со временем в университетах возникло стремление выработать принци­пы права, которые отражали бы рациональные начала не прошлой, а настоящей жизни. Постепенно основные нор­мы римского права начинают восприниматься законодате­лем. Это обусловлено зарождением буржуазии, капитали­стических отношений. Возникает школа естественного права, которая побеждает в университетской науке в XVII-XVIII вв. Школа естественного права требовала, чтобы наряду с частным правом (основанном на римском праве), Европа выработала недостающие ей нормы пуб­личного права, выражающие естественные права человека и гарантирующие свободу личности. Подчеркивается важная роль закона, открывается путь кодификации.

Давая общую характеристику континентальному праву, можно выделить следующие специфические его черты:

  1. Во всех странах данной семьи есть писаные конституции, нормы которых имеют высшую юридическую силу.

  2. Наличие судебного контроля за конституционностью обычных законов.

  3. В большинстве стран приняты и действуют кодексы: гражданский (либо гражданский и торговый), гражданско-процессуальный, уголовный, уголовно-процессуальный и др.

  4. Имеется разветвленная система текущих законов, регулирующих важнейшие сферы общественных отношений.

  5. Велика роль подзаконных актов: регламентов, административных циркуляров, декретов министров и других. В них формулируются нормы, принятые во исполнение законов.

  6. Наличие делегированного законодательства. В случае необходимости административные органы осуществляют самостоятельную регламентацию отношений, для чего законодатель представляет им соответствующие полномочия.

  1. Наличие единой иерархической системы источников права.

  2. Определенное (довольно скромное) значение придается судебной практике. Толкование норм судьями рассматривается как вторичные правовые нормы. Любое судебное решение, основанное на аналогии закона или на общих принципах, может восприниматься другими судами после прохождения решения через кассационную инстанцию как фактический прецедент. Например, в публичном праве Франции возможно обращение к общим принципам административного права. Федеральный верховный суд и Федеральный конституционный суд в ФРГ в ряде своих решений объявили, что конституционное право не ограничено текстом Основного закона, а включает «некоторые общие принципы, которые законодатель не конкретизировал в позитивной норме».

  1. Большое значение для систем права отдельных стран приобретает международное право (приоритет норм международного права над национальными). Например, Конституция ФРГ (ст. 25), Конституция Российской Федерации.

  2. Деление права на публичное и частное.

В общем виде к публичному праву относятся отрасли и институты, определяющие статус и порядок деятельно­сти государственных органов и отношения индивида с государством (конституционное, финансовое, уголовное, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, международное публичное право).

К частному праву относятся отрасли и институты, ре­гулирующие индивидов и юридических лиц как равных партнеров (гражданское, семейное, торговое, авторское, международное частное).

Некоторые отрасли доктрина права относит к смешанным, где переплетаются нормы публичного и частного права. В современный период происходит стирание гра­ниц между публичным и частным правом.

Причины стирания границ:

  1. Усиление государственного вмешательства в сферу экономики.

  2. Все большая административно-правовая активность государства в сфере защиты прав трудящихся, социального обеспечения, регулирования цен, здравоохранения и др.

  3. Появление института обязательного договора, заключенного по предписанию государственных органов. Также в ряде случаев могут устанавливаться и предписываться административным актом условия обычного договора (установление цен, квот).

  4. Частное предпринимательство, профессиональная, торговая деятельность подчинены многочисленным административным установлениям, регулирующим торговлю, здравоохранение, социальное обеспечение, государственную безопасность. Таким образом, масштабы «экспансии» публичного права в области частного права достаточно
    велики.

Одновременно наблюдается противоположная тен­денция — применение институтов и средств частного пра­ва для выполнения публично-правовых действий. Это порождено расширением круга государственных обязан­ностей в сфере социальных и коммунальных услуг. В этой сфере действуют разного рода промышленно-торговые образования государственного характера, в частности на­ционализированных предприятий.

Внутри романо-германской правовой семьи выделяют две правовые группы:

  • романскую (Франция, Бельгия, Люксембург, Голландия, Италия, Португалия, Испания);

  • германскую (ФРГ, Австрия, Швейцария и некоторые другие страны.

^ Правовая система Франции. В основе современной системы источников права Франции лежат кодексы напо­леоновской эпохи. В гражданском кодексе практически нет общей части. Имеется лишь краткий «Вводный титул об опубликовании, действии и применении законов вооб­ще». Кодекс состоит из трех книг:

  1. «О лицах» (первая книга включает семейное право).

  2. «Об имуществах и различных видоизменениях собственности».

  3. «О различных способах, которыми приобретается собственность».

Французской модели следуют ГК Бельгии, Люксем­бурга и, с некоторыми исключениями, испанский ГК. Во Франции (как и других романских государствах) принят и действует Торговый кодекс. В юридической доктрине критикуется такая «дуалистическая» система, поскольку торговые отношения (по мнению многих ученых-юристов) — это те же гражданско-правовые отношения.

Развитие трудового законодательства привело к появ­лению в западных странах трудового права как самостоя­тельной отрасли. Ранее эти отношения регулировались гражданским кодексом. Во Франции была попытка свести трудовое законодательство в «Трудовой кодекс», которая удалась лишь частично. То, что сегодня называют трудо­вым кодексом, это компилятивное собрание разнообраз­ных законодательных актов.

Административное право во Франции никогда не бы­ло должным образом кодифицировано. В таких условиях судебные решения играют гораздо более важную роль, чем в области частного права. Судьи вырабатывают общие принципы и нередко создают концепции правовых инсти­тутов.

Несмотря на многочисленные поправки, француз­ские кодексы во многом устарели. В стране действует огромная масса правовых актов, лежащих за пределами традиционной кодификации. Основной формой упорядо­чения массива нормативных актов стала разработка ко­дексов по типу отраслевых сборников. Они включают нормы как законодательных, так и подзаконных актов (кодексы «нового типа»). Начиная с 50-х гг. принято несколько десятков таких кодексов. По своей природе это акты консолидации норм отдельных, узких областей зако­нодательства, например, кодексы кинематографической промышленности, морских портов, сберегательных касс и т. д. Эти кодексы направлены только на логическую перегруппировку уже принятых законодательных актов и не преследуют цели усовершенствовать действующие нормы. Новая кодификационная форма ослабила принцип верховенства законов-кодексов в его традиционном пони­мании. Следующий удар по престижу закона нанесла Конституция 1958 г., которая изменила классическое распределение компетенции между законодательной и исполнительной ветвями власти. Конституция ограничи­ла сферу законодательной деятельности парламента и значительно расширила полномочия правительства. Возросли удельный вес и значение актов правительства в системе источников права. Виды актов исполнитель­ной власти в порядке иерархии их юридической силы: ордонансы, декреты, решения, постановления, циркуля­ры, инструкции, уведомления. Особенно важна роль ордонансов — актов делегированного законодательства. Вначале они рассматривались как исключительная мера, вызванная чрезвычайными обстоятельствами. Затем пре­зидент и правительство стали использовать эту процеду­ру как обычный метод управления страной. Таким обра­зом, прослеживается тенденция размывания различий между законом и актами правительственных органов. По французской доктрине источники права делятся:

  • на первичные (основные) — государственные нормативные акты;

  • вторичные (дополнительные) — судебные решения. Из толкователя законов судебная практика превратилась в источник права. Решения Кассационного суда, Государственного совета, Конституционного совета начинают играть роль, близкую английскому прецеденту.

^ Правовая система ФРГ. Основой действующего права в ФРГ являются кодексы. Германское гражданское уложение принято в 1896 г. Значительная часть изменений в законодательство, по сравнению с довоенным временем, внесена не через кодексы, а с помощью специальных за­конов. В ФРГ наблюдается тенденция к увеличению удельного веса среди источников права подзаконных ак­тов (прежде всего правительственных). Однако Конститу­ция ФРГ не признает за исполнительной властью права на самостоятельное правотворчество и запрещает практику издания декретов-законов. Правительственные и другие подзаконные акты могут быть изданы только в рамках исполнения законов. ФРГ не знает консолидированных кодексов «нового типа», подобных французским.

Судебная практика в ФРГ приобретает характер ис­точника права, когда решение какого-либо вопроса одно­значно зафиксировано при решении ряда аналогичных дел и такое решение подтверждено авторитетом высшей судеб­ной инстанции. Решения Конституционного суда ФРГ — это источник права, который стоит наравне с законом.

Система источников права ФРГ отражает федераль­ный характер устройства страны. Каждая из земель имеет свое законодательство. Однако федеральное законода­тельство имеет приоритет над законами земель.

^ Скандинавское право. Право скандинавских стран близко континентальной модели, хотя специфично, само­бытно, автономно. В северных странах римское право сыграло менее заметную роль. Здесь нет и не было кодек­сов, подобных наполеоновскому или германскому уложе­нию. В каждой из скандинавских стран был издан только один кодекс, который охватывал все право в целом. Они были приняты значительно раньше наполеоновского ко­декса: в Дании — в 1638 г., Норвегии — 1687 г., Швеции и Финляндии — в 1734 г. Скандинавские страны тесно сотрудничают в области законодательства. Этот процесс начался в конце прошлого века, в результате которого возникло значительное число унифицированных актов, действующих во всех скандинавских государствах. В 1880 г. одновременно в трех странах (Швеции, Дании, Норвегии) вступил в силу единый закон об оборотных документах. Унифицировано торговое и морское право. Приняты единые законы: о торговых знаках, торговых реестрах, фирмах, о чеках. В конце века возникли планы унифицировать все частное право, чтобы перейти к еди­ному скандинавскому гражданскому кодексу. Но пред­почтение было отдано унификации отдельных отраслей права собственности и обязательственного права. В ре­зультате возник проект закона о продаже движимого имущества, который вступил в силу в Швеции в 1905 г, Дании — в 1906 г., Норвегии — в 1907 г., Исландии — в 1922 г. Принят закон о договорах и других законных операциях в праве собственности и обязательственном праве, который вступил в силу в Швеции, Дании, Норве­гии с 1925 по 1918 г.; в Финляндии — в 1929 г. По суще­ству, в этих странах сложилось единое договорное право.

^ Латиноамериканское право. В латиноамериканских странах существует сходство природно-географических условий, социально-экономического строя, исторической судьбы, политико-правовых институтов. В своей основе латиноамериканское право — это кодифицированное пра­во. Кодексы построены по европейским образцам. Вос­приятию европейской (французской) модели этими стра­нами способствовало колониальное право, принесенное на континент испанскими и португальскими завоевателями (которое было близко французскому). В настоящее время в латиноамериканских странах помимо старых кодексов действует масса законодательных и подзаконных актов. Особенно значительна роль делегированного законода­тельства. Это связано с президентской формой правления и длительными периодами правления военных, когда нор­мальная законодательная деятельность фактически своди­лась к нулю. Особенности латиноамериканского права в том, что за модель частного права принято право конти­нентальной Европы, а конституционный образ заимство­ван у США (президентская республика и другие консти­туционные институты). Это дает основание говорить о дуализме права, соединения в нем европейской и амери­канской модели. Но судебная практика в большинстве стран Латинской Америки не рассматривается как источ­ник права. Есть и свои особенности. В Мексике, Перу, Гватемале сохраняются остатки общинного земельного владения. Собственник земли в действительности высту­пает в качестве представителя общины, за счет и в интере­сах которой (согласно обычаю) должен использовать зем­лю. На протяжении XX в. Латинская Америка постепенно освобождалась от пассивного подражания зарубежным правовым моделям. Тексты конституций и законов стали конкретно и более гибко учитывать изменяющиеся соци­ально-экономические условия своих стран, отражать спе­цифику их государственно-правового развития.

^ Правовая система Японии. В ней сочетаются и па­раллельно действуют традиционные нормы, сложившиеся в прошлом и рецепированные романо-германские право­вые модели (в конце XIX в.). В Японии очень сильны тра­диции. Японцы отрицательно относятся к праву, которое обычно отождествляют с уголовным. Слово «право» у них ассоциируется с тюрьмой (символом жестокости). Катего­рическое судебное решение всегда вызывало отрицатель­ную реакцию. Согласно традиции, судебному разбира­тельству следует предпочесть примирение. Даже если споры все же рассматриваются судом, они в большинстве завершаются примирением. Кредитор, который требует от должника все, что причитается ему по закону, выглядит в глазах японца бесчеловечным. Уважения заслуживает тот кредитор, который деликатно выясняет положение долж­ника и уважает его. Если нарушен договор, то прежде чем запустить в действие юридический механизм, стороны сначала должны испробовать «дружественные пути». Развитие Японии по капиталистическому пути в XIX в. по­требовало модернизации права, которая осуществлялась за счет рецепции европейских правовых моделей. В 1880 г. были приняты уголовный и уголовно-процессуальный кодексы, напоминавшие французские. В частном праве преобладало германское влияние. Гражданский кодекс вступил в силу в 1898 г., торговый — через год. После Второй мировой войны значительное влияние на японское право оказали американские образцы. Это проявилось в Конституции 1946 г., в реформе уголовно-процессуального права, в сфере экономики. Были приняты закон о компа­ниях, антитрестовское законодательство. Однако в целом в Японии сохранилась прежняя кодификационная система. Основу этой системы составляют шесть существенно из­мененных кодексов, значительный массив законов и иных нормативных актов. Все они образуют систему источников, во многом напоминающую западно-европейскую. Японская юриспруденция не считает прецедент источником права.

^ Социалистическая правовая система. Первоначаль­но создана в России в результате Октябрьской революции 1917 г. После Второй мировой войны ряд государств Вос­точной Европы, Азии, Латинской Америки провозгласили социалистический путь развития. В СССР новое право практически не восприняло юридических принципов и норм бывшей царской России, Временного правительст­ва, западных стран. Другие же государства восприняли ряд положений старого законодательства (в основном кодексы). С определенными модификациями они долгое время являлись действующими источниками права. По внешним признакам социалистическая правовая система имела определенное сходство с романо-германской. Она использовала известную юридическую терминологию, юридические конструкции, правила законодательной техники, деление права на отрасли основывалось на вер­ховенстве закона, кодификации основных сфер правово­го регулирования.

Социалистическая правовая система базировалась на следующих принципах:

  • слом старых правовых институтов (основанных на защите частной собственности);

  • господство социалистической (в первую очередь государственной) собственности; законодательно признавалась руководящая роль коммунистической партии во всех сферах жизни;

— провозглашалось полновластие народа, свобода деятельности общественных организаций (объединений), широкие права и свободы граждан.

Ныне в большинстве стран правовые системы нахо­дятся в стадии коренной реконструкции, которая направ­лена на демократические преобразования политической системы; повышение роли представительных органов, их влияния на жизнь общества; усиление заботы о правах и свободах личности; внедрение новых рыночных отноше­ний; обеспечение и охрану всех форм собственности. Складывается новое законодательство, которое в корне отличается от действовавшего ранее. Процесс этот проте­кает достаточно бурно.

^ Правовая система Китая. Китай — одна из немно­гих стран, не отвергнувших лозунга социалистического выбора. Это накладывает определенный отпечаток на его законодательство.

Традиционная китайская концепция не отвергает пра­ва, но она считает что право необходимо для тех, кто не заботится о морали, для преступников, для иностранцев, которым чужда китайская цивилизация. Сами китайцы спокойно обходятся без права: они не интересуются со­держанием законов, не обращаются в суд, регламентиру­ют свои отношения на основе соглашения и гармонии. По их мнению, законы — не нормальное средство решения конфликтов. Законы лишь предлагают образцы поведения и предостерегают потенциальных нарушителей. В Китае, как и в Японии, считается идеальным, чтобы законы вообще не применялись, а судебные решения — не выноси­лись. Но постепенно идеи о значении закона, кодифика­ции пробивали себе дорогу. После революции 1911 г. бы­ли организованы интенсивные кодификационные работы. Были приняты гражданский кодекс (включал гражданское и торговое право) — 1931 г., гражданский процессуаль­ный кодекс — 1932 г., земельный кодекс — 1930 г. На процесс кодификации оказали значительное влияние ев­ропейские кодексы, что сближает с континентальной пра­вовой семьей.

Современная правовая система КНР развивается в русле общей концепции построения в стране социализма с «китайской спецификой».

^ Этапы развития современной правовой системы Китая:

  • первый этап (1949-1957 гг.) — становление китайского права. Приняты временные конституционные акты, определены правовые основы государства, отсутствует целостная правовая система, низкая правовая культура, засилье военно-командных методов управления;

  • второй этап (1957-1976 гг.) — период «культурной революции». На этом этапе происходит углубление правового нигилизма, игнорирование закона в регулировании жизни общества, отказ от соблюдения законности,
    значительно снизилась роль, а затем и прекратилась деятельность представительных органов, разрушены начавшие складываться правовые основы государства.

третий этап (с конца 70-х гг.) — оживление законодательной деятельности. Принята Конституция в 1982 г., издан избирательный закон, органический закон о судах, законы о совместных предприятиях, об иностранных инвестициях, о браке, уголовный и уголовно-процессуальный кодексы. В период хозяйственной реформы возрождается многоукладная экономика, повышается самостоятельность предприятий, широко привлекается иностранный капитал, что влечет проведение крупной законодательной работы.
Приняты общие положения гражданского права, гражданский процессуальный кодекс, закон о предприятиях, осно­ванных на капитале иностранных фирм, закон о хозяйст­венном договоре, серия актов о совместных предприятиях и т. Д., обновлено уголовное и уголовно-процессуальное законодательство. Современное право КНР — сложное явление, органически включающее систему глубоко уко­ренившихся в сознании народа традиционных представле­ний о должном поведении, а также поддерживаемых си­лой государственного принуждения законодательных и иных обязательных для исполнения нормативно-правовых актов.

Задание 20.2.

1. На чем базируется континентальное право?

2. Какие национальные правовые системы включает конти­нентальное право?




<< предыдущая страница   следующая страница >>