bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 14 15
КУРС ЛЕКЦИЙ


ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА


Предмет теории государства и права. Общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как предмет теории. Структура и функции теории государства и права. Методология государства и права. Общенаучные и частные методы в изучении государства и права. Теория государства и права в системе гуманитарных и отраслевых наук.


План

§ 1. Предмет теории государства и права. § 2. Теория государства и права в системе наук. § 3. Функции теории государства и права. § 4. Методология теории государства и права.

§ 1. Предмет теории государства и права

Предмет науки — это то, что изучает данная наука. Что касается теории государства и права, то здесь предме­том науки являются наиболее общие закономерности воз­никновения, развития и функционирования государства и права.


^ Предмет и методология ТГП: предмет TTIL

Предметом науки теории государства и права слу­жат многостороннее и сложное взаимодействие общества и государства, роль и место государства и права в полити­ческой системе общества. Эта наука изучает не только государственно-правовые явления и процессы, но и представления людей о них. В ее предмет входит обществен­ное, групповое и индивидуальное политическое и право­вое сознание. Любая теория является системой идей, по­нятий, суждений и приобретает статус науки, когда под­нимается до выработки обобщенных и достоверных объективных знаний об определенных процессах и явле­ниях действительности, предлагает систему способов, приемов использования этих знаний в общественной практике. Это характерно и для теории государства и пра­ва. Она является фундаментальной наукой в системе юри­дических наук. Именно она разрабатывает научные кате­гории и понятия, юридические конструкции, которые ис­пользуются затем в отраслевых юридических науках.


^ Предмет и методология ТГП: предмет ТГП.

Элементы предмета теории государства и права:

1. Сущность и социальное назначение политико-правовых явлений.

  1. Закономерности возникновения, развития и функ­ционирования права и государства.

  2. Система категорий и понятий (право, государство, их сущность, функции, формы и т. п.).

  3. Принципы, аксиомы, презумпции, фикции теории государства и права.

  4. Правотворческая, правоприменительная и интер­претационная практика.

  5. Прогнозы и практические рекомендации по совер­шенствованию и развитию права.

Государство и право нерасторжимо связаны друг с другом, поэтому теория государства и права не изолиро­ванные отрасли знания, а единая наука, которая подразде­ляется на две относительно самостоятельные структурные части:

  • теорию государства (государствоведение);

  • теорию права (правоведение).

Итак, предметом теории государства и права вы­ступают такие явления общественной жизни, как государ­ство и право, основные закономерности их возникновения и развития, сущность, назначение и функционирование в обществе, а также особенности политического и правово­го сознания и правового регулирования.

Задание 1.1. Перечислите элементы предмета теории государства и права и дайте их характеристику.

§ 2. Теория государства и права в системе наук

Единство и целостность материального и духовного мира обуславливают единство всех наук, которые пред­ставляют определенную систему. Каждая наука имеет свое место в этой системе. Постараемся определить место теории государства и права в данной системе. Начнем с понятия науки. Наука — это сфера человеческой деятель­ности, включающая выработку и теоретическую система­тизацию объективных знаний о действительности и ее результат — сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира.


Предмет и методология ТГП: ТГП в системе наук.

Науки делятся по характеру знаний:

  • на естественные;

  • общественные (гуманитарные);

  • технические.

А по непосредственному отношению к практике:

  • на фундаментальные;

  • прикладные.

Нас с вами будут интересовать общественные науки, поскольку теория государства и права входит в систему общественных наук. Общественные науки не только тесно связаны между собой, но у них еще может быть общий объект исследования — государство и право. Государство и право является объектом исследования в таких науках, как философия, социология, политология, история и дру­гие. Поэтому для нас представляет интерес деление обще­ственных наук:

  • на юридические;

  • иные.

К иным наукам относятся:

философия — наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Изучает наиболее общие закономерности общественного развития относящиеся к государству и праву;

  • социология — наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процес­сах общественных группах. Изучает социальную основу
    государства, социальную ценность права;

  • политология — наука о политике, ее формах, про­цессах, объединениях, средствах достижения политиче­ской и государственной власти. Политика тесно вплетена в жизнь права и государства и реализация ее осуществля­ется через законодательство;

история — исследует различные типы цивилизаций, этапы развития гражданского общества, смену социально-экономических формаций, изучает конкретные формы и опыт государственной жизни конкретных народов в кон­кретное время, отдельные правовые памятники.

^ Юридические науки — система взглядов об общих и частных понятиях — юридических закономерностях воз­никновения, развития и функционирования государствен­но-правовых явлений. Юридические науки изучают те или иные стороны, элементы и черты государственно-правовой действительности в определенном аспекте и на определенном уровне. Они тоже составляют определен­ную систему.


Предмет и методология ТГП: ТГП в системе наук.

Система юридических наук

Историко-теоретические науки:

  • теория государства и права;

  • история государства и права;

  • история политических и правовых учений.
    Отраслевые науки:

гражданское, трудовое, право социального обеспече­ния, финансовое, коммерческое, конституционное, семей­ное, предпринимательское, земельное, налоговое, уголов­ное, уголовно-исполнительное, административное, муни­ципальное, экологическое, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное, уголовно-процессуальное и т. д.

Межотраслевые науки:

  • криминология;

  • прокурорский надзор;

  • организация правосудия.
    Прикладные юридические науки:
    криминалистика, судебная медицина, юридическая

психология, правовая статистика, судебно-бухгалтерская экспертиза, судебная психиатрия. Международное право:

  • международное публичное право;

  • международное частное право;

  • право международных организаций;

  • дипломатическое и консульское право;

  • право международной безопасности;

  • международное экономическое право;

  • международные права человека;

  • международное воздушное право;

  • международное космическое право;

  • международное право охраны окружающей среды.
    Науки, изучающие зарубежное государство и право:

  • римское право;

  • конституционное право зарубежных стран.

§ 3. Функции теории государства и права

Поскольку теория государства и права является фунда­ментальной наукой, то она развивает юридическую науку.


^ Предмет и методология ТТЛ: функции ТГП.

При этом она выполняет следующие функции:

  • онтологическую (познавательно-констатирующая); онтология — наука о сущем. Состоит в познании сущест­ва и констатации государственно-правовых явлений;

  • интерпретационную (объяснительную) — заклю­чается в объяснении всех элементов предмета теории го­сударства и права;

  • эвристическую (греч. «эуриско» — нахожу); эври­стика — искусство нахождения истин. Состоит в откры­тии новых закономерностей, возникающих в процессе развития предмета политико-правовой науки;

  • методологическую — (греч. «методос» — исследо­вание). Метод — способ исследования правовых и госу­дарственных явлений. Проявляется в разработке коренных
    теоретических положений, которые направляют решение специальных вопросов в отраслевых юридических науках;

  • организационно-управленческую — сводится к раз­работке конкретных средств и методов преобразования правовых и государственных институтов применения
    норм права и укрепления законности, образования и строения органов государства. Некоторые выделяют орга­низаторскую или практически-организаторскую, имея ввиду здесь заинтересованность юриста в осуществлении на практике теоретико-познавательных моделей, в кото­рых он принимал участие;

концептуально-мировоззренческую (некоторые уче­ные-юристы выделяют идеологическую) — состоит в раз­работке обобщенных взглядов на право и государство, на отношение к ним людей, а также в формировании общечеловеческих ценностей в их сознании. Отражает миро­воззренческую сторону;

прогностическую (греч. «прогносис» — предсказа­ние) — сводится к предвидению того, каким качествен­ным или количественным изменениям подвергнутся соот­ветствующие политико-юридические явления.

§ 4. Методология теории государства и права

Термин «метод» введен в научный оборот древними греками. Под ним понимается способ познания, исследо­вания явлений природы и общественной жизни. В самом общем виде — это приемы и способы, с помощью кото­рых изучается предмет любой науки. Теория государства и права — это постоянно развивающаяся, живая наука, находящаяся в непрерывном поиске. Обновляя и развивая свои методы познания, она приближается к осуществле­нию своего основного предназначения — быть научным ориентиром государственно-правовой практике.

Таким образом, метод теории государства и права — это приемы, способы, подходы, которые используются ею для познания своего предмета и получения научных ре­зультатов. Учение о методах научного познания называет­ся методологией.


^ Предмет и методология ТГП: методология ТГП.

Теория государства и права разрабатывает собственные методы исследования государственно-правовых явлений и в то же время активно использует общие методы, выработан­ные общественными и естественными науками. Систему методов познания можно выстроить следующим образом:

всеобщие методы — философские мировоззренче­ские подходы, выражающие наиболее универсальные (общие) основания наук;

  • общенаучные методы — приемы научного позна­ния, применяемые на отдельных ее этапах. Используются во всех науках;

  • специальные методы — используются в несколь­ких науках;

  • частнонаучные методы — используются в кон­кретной науке. Это приемы научного познания, разраба­тываемые отдельными дисциплинами. Составляют кон­кретные научные методы.

Всеобщие методы (философские подходы):

  • диалектика — учение о взаимосвязи и изменчиво­сти мира и познания. Метод познания явлений действи­тельности в их развитии и самодвижении;

  • метафизика — учение о неизменности и разделенности явлений мира и познания; с XVIII в. рассматривает­ся как антидиалектический способ мышления. Термин «метафизика» возник в I в. до н. э. и обозначал часть фи­лософского наследия Аристотеля. Буквально означает «то, что следует после физики». Раздел философского учения Аристотеля, который исследует высшие, недоступные для органов чувств, лишь умозрительно постигаемые и неиз­менные начала всего сущего, обязательные для всех наук;

  • материализм — учение о первичности материи;

идеализм — учение о первичности духа.
Общенаучные методы:

  • анализ — расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы;

  • синтез — соединение элементов в единое целое;

  • индукция — умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (от частного к общему);

  • дедукция — умозаключение от общего к частному (фактам);

  • аналогия — сходство, подобие предметов или от­ношений, а также познание путем их сравнения;

  • абстрагирование — отвлечение от частных при­знаков отдельных предметов и явлений в целях обобщения этих признаков и получения цельного знания о предметах и явлениях;

моделирование — построение и изучение моделей
реально существующих предметов и явлений.

^ Специальные методы:

  • системный — в его основе лежит рассмотрение объектов как систем; он ориентирует исследователя на раскрытие целостности, сведение их в единую теоретиче­
    скую картину;

  • сравнительный метод исследования, позволяю­щий выявлять с помощью сравнения общее и особенное в явлениях, ступени и тенденции их развития;

функциональный метод исследования, позво­ляющий проникнуть в сущность явления посредством изучения его функций;

  • статистический — состоит в получении, обработ­ке, анализе и публикации информации, характеризующей количественные закономерности жизни общества, объекта в выявлении многообразных типов связей в нем;

  • математический — состоит в систематизации и использовании статистических данных для научных и практических выводов;

  • конкретно-социологический — состоит в исследо­вании права и государства на основе фактических данных.
    Включает в себя:

а) опрос — метод сбора первичной информации об объективных и (или) субъективных фактах со слов опра­шиваемого;

б) анкетирование — техническое средство конкретно­го социологического исследования, состоящего в состав­лении, распространении и изучении анкет;

с) интервьюирование — способ проведения социоло­гических опросов как целенаправленной беседы интер­вьюера и опрашиваемого (респондента);

д) наблюдение — целенаправленное (визуальное или иное) восприятие, обусловленное определенными задачами.

^ Частнонаучные методы:

  • сравнительное правоведение — это изучение пра­вовых систем различных государств путем сопоставления одноименных государственных и правовых институтов,
    систем права, их основных принципов и т. д.;

  • правовой эксперимент — это апробация законода­тельных нововведений в ограниченном масштабе с целью определения их эффективности и возможности дальней­шего использования в более широких масштабах.

Этапы организации и проведения правового экспери­мента:

  • проектирование;

  • подготовка;

  • проведение;

  • подведение итогов;

  • формально-юридический метод — метод исследо­вания, при котором право изучается в «чистом» виде, вне связи с другими сферами (экономикой, политикой, госу­дарством и т. д.);

правовое прогнозирование — это изучение кон­кретных перспектив развития государственно-правовых явлений.

Выводы

  1. Право и государство невозможно понять из самих себя. Лишь «на стыке» с предметами других наук обнару­живается истинная сущность, назначение и роль права и
    государства в жизни общества.

  2. Теория государства и права существует и развива­ется как один из важнейших компонентов сложной и це­лостной системы знаний об обществе.

  3. Теория государства и права выясняет объективные законы общественного развития, отраженные в государст­ве и праве, их социально-политические цели, вскрывает весь механизм государственно-правового регулирования общественных отношений и тенденции его развития.

4. Метод теории государства и права сложен по своей структуре. Он представляет собой внутренне организо­ванную систему общефилософских, общенаучных и частнонаучных принципов, приемов, средств познания госу­дарственно-правовой надстройки. Методология теории государства и права постоянно обогащается, так как госу­дарство и право находятся в постоянном развитии.


Контрольные вопросы и задания

  1. Что понимается под предметом науки вообще и под предметом государства и права в частности?

  2. Какие критерии лежат в основе классификации наук?

  3. Дайте краткую характеристику системы общест­венных наук, в том числе юридических.

  4. Какие функции выполняет теория государства и права по отношению к другим юридическим наукам? Дай­те краткую характеристику.

  5. Какое место в системе общественных и юридиче­ских наук занимает теория государства и права?

  6. Что понимается под методологией?

  7. Какие методы познания используются в изучении
    государственно-правовых явлений?


Библиографический список (основной)

  1. Комаров, С. А. Общая теория государства и права: учеб. / С. А. Ко­маров.— Спб. : Питер, 2004.— 512 с.

  2. Общая теория права : учеб. для юрид. вузов / под ред. А. С. Пи-голкина.— М., 1996.—С. 7-34.

  3. Теория государства и права : учеб. для вузов / под ред. В. М. Ко-рельского и В. Д. Перевалова.— М.: НОРМА-ИНФРА М, 2000.— 616 с.



^ ГЛАВА 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА


Первобытное общество. Власть и социальные нормы в перво­бытных обществах. Переход от охоты и собирательства к произво­дящей экономике. Появление собственности, классов, государства. Признаки государства, отличающие его от организации власти в первобытном обществе. Теории происхождения государства: теоло­гическая, патриархальная, договорная, насилия, психологическая, мар­ксистская. «Мононормы» социальные регуляторы первобытного общества. Мифы, обряды, ритуалы и их регулятивная роль. Переход от «мононормы» к праву. Закономерности возникновения права. От­личие права от социальных норм первобытного общества. Основные теории происхождения права. Основные этапы в развитии цивилиза­ции и права.

План

§ 1. Теории возникновения государства. § 2. Происхождение права.

§ 1. Теории возникновения государства

Как утверждает наука, планета Земля образовалась около 4,7 млрд лет назад. Жизнь на земле возникла около 3-3,5 млрд лет назад. Человек (как принято считать) воз­ник около 2 млн лет назад. Человек современного вида (homo sapiens — человек разумный) появился не позднее 40 тыс. лет назад. Право и государство возникло около 5 тыс. лет назад: в Египте — около 5 тыс. лет назад, в Ки­тае — около 3 тыс. лет назад, на территории России — чуть более 1 тыс. лет назад.

Стремление человека к познанию заставляет его зани­маться изысканиями, и этот процесс вечен. Каждая эпоха обогащается новыми знаниями о тех или иных явлениях эволюции человечества. Вопрос происхождения государства и права не является исключением. Существует множество теорий в этой области и некоторые из них мы рассмотрим.


^ Происхождение государства и права: теории про­исхождения государства.

Теологическая теория — одна из первых теорий про­исхождения государства и права, объясняла их возникно­вение божественной волей. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средне­восточной Европы. Наиболее яркий представитель — Фома Аквинский (XIII в.) Сегодня эта теория поддерживается идеологами ислама, современной католической церковью.

Согласно теологической теории творец всего сущего на Земле, в том числе государства, — Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно. Теория отстаивает идеи незыбле­мости, вечности государства, необходимости и всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но, вместе с тем, и зависимости самого государства от божест­венной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации. Придавая государству и государ­ственной власти божественный ореол, она понимала их престиж, сурово осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе определенного порядка.

^ Патриархальная теория тоже возникла в древности. Ее основателем был Аристотель (384-322 гг. до н. э.), ко­торый считал, что государство представляет собой естест­венную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека с себе подобными невозможно. Как существа общественные люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. А увеличение числа этих семей и их объединение приводят к образованию государства. Аристотель утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. По­добные идеи высказывал Р. Фильмер, Н. К. Михайловский, видный историк М. Н. Покровский. Обобщая их взгляды, можно сказать, что смысл этой теории в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства — монархом. Его власть — это продолжение власти отца. Монарх является отцом всех своих подданных. Патриархальную и теологическую теорию объединяет идея подчинения государственной власти.

^ Органическая теория возникла в XIX в. в связи с откры­тиями в естествознании. Однако некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше. Некоторые древнегрече­ские мыслители, в том числе Платон (428-348 гг. до н. э.и сравнивали государство с организмом, а законы государст­ва — с процессами человеческой психики.

Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности на социальные процессы. Представителями этой теории были Блюнчи, Спенсер, Вормс, Прейс и др.

Согласно этой теории само человечество возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора в единый орга­низм — государство. Правительство в государстве выпол­няет функции мозга, управляет всем организмом, исполь­зуя право как передаваемые мозгом импульсы.

Низшие классы реализуют внутренние функции — обеспечивают его жизнедеятельность, а господствующие классы — внешние функции (оборона, нападение).

^ Психологическая теория возникла также в XIX в. Пред­ставители этой теории — Г. Тард, Л. И. Петражицкий и дру­гие — объясняли появление государства и права проявле­нием свойств человеческой психики: потребностью подчи­няться, склонностью к подражанию, осознанием зависимости от элиты первобытного общества1.

1 Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теори­ей нравственности.—СПб., 1909.—Т. 1.—С. 83, 101.

Конечно же, социальные закономерности реализуются через человеческое поведение и деятельность. Поэтому свойства человеческой психики оказывают определенное влияние на реализацию этих закономерностей. Однако нельзя отрицать, что сама человеческая психика формиру­ется под влиянием соответствующих экономических, со­циальных и иных внешних условий.

^ Теория насилия возникла в XIX в. Ее основополож­ники — Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др.

В основу этой теории положены факторы военно-политического характера: завоевание одним племенем или союзом племен другого. Для подавления порабощенного племени и создается государственный аппарат, прини­мающий законы. Возникновение государства рассматри­вается как реализация закономерности подчинения слабо­го сильному.

В своих рассуждениях сторонники этой теории опи­раются на известные исторические факты, когда многие государства появились именно в результате завоевания одним народом другого. Наиболее полно эта теория была разработана профессором Л. Гумпловичем. Он писал, что насилие — родители и повивальная бабка государства.

Однако, чтобы могло возникнуть государство, необ­ходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать государственный аппа­рат. Если этот уровень не достигнут, то завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. Для того чтобы государство появилось в результате завое­вания, к этому времени уже должны созреть внутренние условия, что имело место при возникновении германских или венгерского государств.

Задание 2.1. Опишите, что общего в теории насилия и теории естественного отбора.

^ Теория общественного договора была сформулиро­вана в работах Г. Гроция, Т. Гоббса, Д. Локка, Б. Спи­нозы, Ж-Ж. Руссо, А. Н. Радищева и других в XVII-XVIII вв. Однако зачатки этой теории встречаются у мыс­лителей Древней Греции и Древнего Востока, в частности Индии и Китая. г

По этой теории, до появления государства люди нахо­дились в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному. Это: неограниченная лич­ная свобода; война всех против всех; всеобщее благоден­ствие и др.

В большинство концепций входит идея «естественно­го права», т. е. наличие у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы. Однако в процессе развития человечества права одних людей приходят в противоречие с правами других, нару­шая порядок, возникает насилие. Чтобы обеспечить нор­мальную жизнь, люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав. Эти положения отражены в конституциях ряда западных государств. Так, в Декларации независимости США (1776) говорится: «Мы считаем самоочевидными истины: что все люди созданы равными и наделены Твор­цом определенными, неотъемлемыми правами, к числу которых относятся право на жизнь, на свободу и на стрем­ление к счастью; что для обеспечения этих прав люди соз­дают правительства, справедливая власть которых осно­вывается на согласии управляемых».

В работах многих представителей данной школы обос­новывалось право народа на насильственное, революци­онное изменение строя, который нарушает естественные права. Этой точки зрения придерживался Ж-Ж. Руссо, А. Н. Радищев и др.

^ Учение о государстве Гегеля. Г.В.Гегель (1770— 1831) утверждал, что в основе всех явлений природы и об­щества лежит абсолютное духовное и разумное начало —«абсолютная идея» («мировой разум», «мировой дух»). Г. В. Гегель выводил государство и право из абсолютной идеи, из требований разума. По мысли Г. В. Гегеля, госу­дарство не служит отдельным лицам и не может быть их творением, оно не служит чьим-либо интересам, а являет­ся абсолютной самоцелью. Государство есть высшая фор­ма реализации нравственности. Государство не служит, а господствует, оно не средство, а цель, цель в себе, высшая из всех целей. Государство имеет высшее право в отноше­нии личности, а высшая обязанность личности — быть достойным членом государства.

Г. В. Гегель отвергает народный суверенитет как ос­нование государства и вытекающую из него идею демо­кратии. По мнению Г. В. Гегеля, верховная власть не мо­жет выражать интересы народа, так как народ не только не знает, чего хочет «разумная воля», но не знает даже того, чего он хочет сам. Гегелевская формула: «Все действи­тельное разумно» выражала близость его с теологической теорией. В его учении государство изображается как во­площение высших нравственных ценностей, он создает подлинный культ государства, подчиняя ему человека полностью1.

^ Историко-материалистическая теория. Возникнове­ние этой теории обычно связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса2. Но все же первый, кто выдвинул и обосно­вал эту теорию, был американский ученый Л. Морган, который исследовал и описал жизнь индейцев.

Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного обще­ства, развития, прежде всего, экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникнове­ния государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также являются важными условиями возникновения государства и права.


1 Гегель В. Г. Философия права.— М.-Л., 1934.— С. 54.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Соч.— 2-е изд. Т. 21.— С. 23-178.


Историко-материалистическая концепция включает два подхода. Один из них, господствующий в советской науке, решающую роль отводил возникновению классам, антагонистическим противоречиям между ними, непри­миримости классовой борьбы: государство возникает как) продукт этой непримиримости, как орудие подавления господствующим классом других классов.

Второй подход исходит из того, что в результате эко­номического развития усложняется само общество, его производительная и распределительная сферы. Это требу­ет совершенствования управления, что и приводит к воз­никновению государства.

Ученые считают, что именно эта теория имеет под собой научную основу. Причиной возникновения госу­дарства могут быть как классовые антагонизмы, так и необходимость решения общих дел, совершенствования управления обществом, специализация управления как формы распределения труда. Основываясь на историко-материалистической теории, выделим этапы развития пер­вобытного общества и причины и условия возникновения государства и права.


^ Происхождение государства и права: причины происхождения государства; предпосылки возникно­вения государства.

Первая закономерность, которая выявлена современ­ной наукой, состоит в том, что государство и право не существовали извечно, а появились на определенной сту­пени человеческого развития.

Мы уже отмечали, что согласно тем данным, которые имеет современная наука, первые государственные обра­зования возникли около 5 тыс. лет назад. Совершенно очевидно, что человечество до этого имело иную форму организации. Чтобы сохранить себя как вид, людям необходимо было объединяться — это помогало защищать себя от внешней среды и добывать совместно пищу. Такой формой объединения было первобытное стадо с неупоря­доченными семейно-родовыми связями, что не способст­вовало сохранению и развитию человека как биологиче­ского вида. Нужны были более упорядоченные связи. Кроме того, в процессе эволюции накапливался опреде­ленный опыт, который нужно было передать потомкам. Позднее возникает более устойчивая форма объединения людей — первобытная родовая община. Одной из важ­нейших закономерностей эволюции человечества явилось установление экзогамии (брачных отношений только ме­жду представителями разных родов).

Род (первобытная родовая община) представлял собой первичную ячейку организации первобытно-общинного строя, объединенную кровным родством, совместным коллективным трудом, общей собственностью на продук­ты производства, равенством социального положения, единством интересов и сплоченностью членов рода. , Экономика первобытной общины имела низкий уро­вень. Хозяйство — добывающее, получающее готовый продукт от дикой природы (охота, собирательство плодов, рыбная ловля).

Власть в первобытном обществе характеризовалась следующим:

  • принадлежала всей родовой общине в целом;

  • высшей властью было общее собрание (совет) всех взрослых членов рода;

  • повседневное управление делами родовой общины осуществлял старейшина, избираемый обычно на собра­нии всеми членами рода. При этом в производственной
    деятельности он участвовал наравне с другими;

  • власть во фратрии, племени (более широкие объе­динения, чем родовая община) осуществлялась на тех же принципах, что и в родовой общине.

На поздних стадиях существования родового строя начался процесс его разложения: отпочкование новы) родовых общин от первоначальных, деление крупных родов на мелкие или большие семьи. Связи между ними сохранялись в виде более крупных образований: братство (фратрий) и племен.

Племя, как правило, имело свою территорию, свое имя, язык или диалект однородной основы с языком объединившихся племен, общие для племени религиозные и бытовые обряды.

Следующий эволюционный этап связан с переходом от собирательства к производящей экономике. По данным ар­хеологии и этнографии, этот процесс начался 10-12 тыс. лет назад и продолжался несколько тысячелетий. Он получил название неолитической революции, поскольку произо­шел в эпоху позднего неолита (нового каменного века). С появлением принципиально новых производительных сил были связаны крупные общественные последствия.

Произошло общественное разделение труда:

Именно переход к пахотному земледелию в наиболь­шей мере способствовал быстрому прогрессу хозяйства, росту населения, развитию ремесла, искусства, возникно­вению первых городов, письменности и иных достижений материальной и духовной культуры.

Культура перехода древнейших обществ к цивилиза­ции получила название раннеземледельческой культуры.

Главное последствие неолитической революции — по­явление капитала. В результате роста производительности труда появились излишки, которые накапливались. Поя­вилась возможность привлечения дополнительной рабо­чей силы (военнопленных стали обращать в рабов). Нача­лась имущественная и социальная дифференциация обще­ства. Основой хозяйства было не только рабовладение, но и труд свободных родовых общинников. Благодаря разви­тию торговли и ремесел возникли сословия купцов, ре­месленников, градостроителей.

Раннеземледельческие общества были связаны с воз­никновением городов-государств, где основное земле­дельческое население попадало в зависимость от город­ских центров, в которых сосредоточивались не только ремесло и торговля, но и управленческая, военная и ду­ховная знать.

Другим важным социальным последствием неолити­ческой революции явился переход от родовой общины к отдельным семьям и соседской (крестьянской) общине. Замена матриархата патриархатом была революционным переворотом в родовом строе. Общественная собствен­ность материнского рода переходит постепенно в частную собственность отдельных семей, ставших самостоятель­ными хозяйственными единицами. Имущество и власть наследуются по мужской линии, от отца к сыну по праву первородства. Этим закреплялся переход к частной собст­венности семей, устанавливалось неравенство среди чле­нов патриархальной семьи-общины.

Появление государств у разных народов было вызвано и другими причинами, кроме социальных и экономиче­ских. Этот этап эволюции характеризуется переселением различных народов. В результате на одной территории поселялись разноплеменные группы, взаимные интересы которых не могли регулироваться обычаями родового строя, знавшего только кровно-родственные связи. Новые условия требовали и новой территориальной организации, охватывающей права и обязанности, как коренного насе­ления, так и пришлого.

С этим общетерриториальным интересом связано преобразование прежней родовой общины в соседскую (крестьянскую), которая, как и род, состояла из несколь­ких семей. Но, в отличие от рода, семья являлась собст­венником своего имущества и продукта труда. Сама же соседская община выполняла функции организации общих дел; совместного пользования землей, орошения, вырубки леса и др.

Одним из важнейших общественных условий перехо­да от родового строя с его общественной властью к госу­дарству является возросшее значение войн и военной орга­низации племен. Военная организация племен способство­вала постепенному превращению органов общественной власти племен в органы военной демократии в виде вы­борных военных вождей, дружины, войска. Параллельно происходило усиление власти военных вождей. В их руках постепенно сосредоточивалась власть верховного жреца, верховного судьи.

Военный быт способствовал объединению родствен­ных племен в единый народ и приводил к узурпации вла­сти военного вождя наиболее сильного племени.

Существенное влияние на процесс возникновения го­сударства оказывала религия. Она сыграла большую роль в объединении отдельных племен в единые народы. Рели­гиозные нормы содействовали укреплению власти царей. Эта власть связывалась с передачей ее от богов и закреп­лялась сначала продлением выборного срока, а затем по­жизненно и наследственно. Династии властителей стреми­лись объединить племена общими религиозными канонами.

Задание 2.2. Перечислите следствия неолитической ре­волюции и дайте их характеристику.



следующая страница >>