bigpo.ru
добавить свой файл
1
Система занятий по оригами -
способ интеллектуального и эстетического развития
детей младшего школьного возраста.


I. Пояснительная записка


Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.

Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.

Чувственное восприятие мира захватывает ребёнка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребёнке с рождения. Как помочь ребёнку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? В этом поможет бумагопластика – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Здесь ребёнку даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру. Большая роль овладении бумагопластикой отводится коллективным работам. За короткий промежуток времени на занятии ребёнок может сделать одну или две фигуры, он выразил себя технически, но морально не удовлетворён. Но если ребёнок создаёт коллективно одну большую картину, он получает конечный результат гораздо быстрее и воспринимает готовую работу целостно, как свою собственную. Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. Овладение рядом технологий требует терпения и аккуратности, а поделки тщательности в исполнении, ведь мастерство – это всегда упорный труд и воображение.

Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.

Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.).

Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.

Бумажная пластика выполняется в определённой последовательности: выбор сюжета, составление эскиза, подбор бумаги, изготовление деталей, раскладывание их, наклеивание деталей, оформление.

Программа «Бумажные фантазии» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 4 года – полный курс обучения детей в начальной школе.
Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Практика показала, что оптимальное количество детей в группе должно быть не более 10 - 15 человек.
^

1. Цели и задачи курса


1.1. Цель – создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.

1.2. Задачи курса:

  • формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью объемных форм;

  • совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами при работе с бумагой;

  • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству;

  • формировать творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;

  • развивать мелкую моторику рук.
^

2. Требования к уровню содержания дисциплины


2.1. Формирование представлений:

  • познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;

  • познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования;

  • познакомятся с основными видами работ из бумаги (вырезки, плетения, оригами, аппликация, объемное конструирование);

2.2. Формирование навыков:

  • овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;

  • научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);

  • научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;

  • научатся самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления бумажных (выбор материалов, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль);

  • овладеют основными техническими приемами макетирования;

  • изучат приемы пластической проработки поверхности и ее трансформации в объемные элементы;

  • освоят основные приемы учебно-исследовательской деятельности в рамках разработки творческих проектов.

Учащиеся должны:

2.3. Уметь: работать с бумагой (складывать, наносить разметку и т.п.).

2.4. Обладать базовыми компетенциями:

  • умением использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности:

  • для решения простейших задач;

  • для выполнения различных действий с бумагой.

2.5. Обладать ключевыми компетенциями:

2.5.1. Информационно-технологические:

  • умения (на пропедевтическом уровне)самостоятельно искать, отбирать, анализировать информацию;

  • способности задавать и отвечать на вопросы.

2.5.2. Коммуникативные:

  • умение работать в группе, в парах: слушать других, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать своё, организовывать совместную работу на основе взаимопонимания и уважения;

  • уметь обмениваться информацией по темам курса, фиксировать её в процессе коммуникации.

2.5.3.Учебно-познавательные:

  • умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режима работы;

  • умения и навыки мыслительной деятельности: выделение главного, анализ и синтез, обобщение, построение ответа, формулирование выводов;

  • умения и навыки оценки и осмысливания результатов своих действий.
^

II. Объём и виды учебной нагрузки



п/п


Вид учебной деятельности

^ Количество часов

1–2 кл.

3–4 кл.

1

Комочки из бумаги

2

 

2.

Аппликация

3

 

3

Оригами

8

 

4

Пластичная полоска

3

 

5

Симметричное вырезание

2

 

6

Шахматное плетение

2

1

7

Петли

3

4

8

Работа с модулями

8

21

9

Объёмная аппликация

1

3

10

Конструирование

 

3

 

Итого:

32

32



^

IV. Тематическое планирование


1–2-е классы



Тема занятия

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23-24

25-26

27-28

29-32

“Большой белый комочек” (Изготовление поделок: заяц, снеговик, козлёнок)

“Цветные комочки”. Размещение мелких и крупных комочков по вырезному силуэту (грибок, черепаха)

Контурная мозаика. Кошка из полос.

Вырезание и аппликация из геометрических фигур (квадраты и треугольники).

Вырезание и аппликация из геометрических фигур (круги и части круга)

Оригами. Вводное занятие. Самолётик. Кораблик.

Оригами. Деревья. Лес.

Оригами. Мои друзья. Гномики.

Пластичная полоска. Заяц. Медведь. Лягушка.

Пластичная полоска. Фонарик.

Пластичная полоска. Гирлянда.

Симметричное вырезание. Зимний лес. Ночной лес.

Симметричное вырезание. Рыбки в аквариуме. Кокосовая пальма.

Шахматное плетение. Закладка.

Шахматное плетение. Коврик. Корзина с цветами.

Объёмная аппликация (фонарики). Овощи, фрукты.

Петли. “Ромашка”.

Петли. “Птица”.

Петли. “Лев”.

Оригами. Сова. Знакомство с чертежом.

Оригами. Двигающиеся модели. Собачка.

Оригами. Двухтрубный корабль. Открытка.

Оригами. Цветы. Простые модели.

Оригами. Работа с модулями. Бабочка

Оригами. Работа с модулями. Снежинка.

Оригами. Работа с модулями. Ваза с цветами.

3–4-е классы



Тема занятия

1.

2.

3.

4.

5.

6-7

8-10

11.

12-16

17-22

23-28

29-32

Петли. “Астра”.

Петли. “Астра” – украшение корзины.

Петли. Ветка ели.

Поделки из кулечка. Шишка на ветке.

Художественное конструирование с использованием соединения в цепочку без клея. Гирлянда.

Шары сборные.

Бревенчатый сруб. Объёмная аппликация.

Плетение. (Салфетка, корзиночка, рыбка)

Оригами. Работа с модулями. Заяц.

Оригами. Работа с модулями. Елка

Оригами. Работа с модулями. Фрукты

Оригами. Работа с модулями. Торт.

Оригами. Работа с модулями. Птицы.
^

V. Содержание курса


Тема 1. Комочки из бумаги.
Виды бумаги. Способы обработки бумаги. Способы скрепления бумаги.

Тема 2. Аппликация.
Виды аппликаций. Работа с шаблоном. Работа с геометрическим материалом.

Тема 3. Оригами.
Свойства бумаги. Разметка.

Тема 4. Пластичная полоска.
Свойства бумаги. Сложение из полосок фигур.

Тема 5. Симметричное вырезание.
Симметрия. Прорезная аппликация.

Тема 6. Шахматное плетение.
Разметка. Работа с полосками бумаги. Плетение. Виды плетения.

Тема 7. Петли.
Композиция. Свойства бумаги.

Тема 8. Работа с модулями.
Модульное оригами. Виды модулей. Способы скрепления модулей (с использованием и без использования клея).

Тема 9. Объёмная аппликация.
Объем. Как предать фигуре из бумаги объем. Композиция.

Тема 10. Конструирование.
Композиция. Виды конструирования. Выбор материалов, способов обработки, умения планировать.


^ VI. Формы и методы обучения

В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, праздники, конкурсы и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.)
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
групповой – организация работы в группах.
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
и другие.


VII. Ожидаемые результаты


В результате обучения по данной программе учащиеся:
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– познакомятся с искусством оригами;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.


^ Способы фиксации результатов
• Составление диагностической карты
«Оценка результатов освоения программы».


Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе.
• Участие в ежегодной районной выставке детского прикладного и технического творчества.

^


VIII.Учебно-методический комплекс.



I. Учебные и методические пособия:
• Научная, специальная, методическая литература
(См. список литературы).
^ II. Материалы из опыта работы педагога:
Дидактические материалы:
• Инструкционные карты и схемы базовых форм оригами.
• Инструкционные карты сборки изделий для 1 и 2 года обучения.
• Схемы создания изделий оригами для 2, 3 и 4 годов обучения (размноженные на ксероксе).
• Образцы изделий.
• Альбом лучших работ детей.
• Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний.
Методические разработки:
• Интернет сайт www.origami-school.narod.ru

– Этикет за праздничным столом (для урока «Оригами на праздничном столе»).
– «Цветочные композиции» (по материалам сайта Омского центра оригами).
– «Бумажный сад оригами» (по материалам сайта Московского центра оригами).
– «Путешествие по стране оригами» (по материалам сайта «Travel to Oriland»).


^




IX.Список оборудования и материалов,
необходимых для занятий оригами.





  • Учебные столы и стулья

  • Выставочные стенды

  • Инструкционные карты,
    демонстрирующие
    процесс складывания изделия

  • Схемы складывания изделий

  • Журналы и книги по оригами

  • Альбом для лучших работ

  • Конверты для незаконченных работ

  • Белая бумага

  • Цветная бумага тонкая

  • Цветная бумага плотная

  • Двухсторонняя цветная бумага

  • Цветной картон

  • Коробки для обрезков
    цветного картона

  • Линейки

  • Треугольники

  • Простые карандаши

  • Цветные карандаши

  • Стирательные резинки

  • Фломастеры

  • Трафареты

  • Клеенки

  • Ножницы

  • Клей ПВА

  • Кисточки для клея

  • Бумажные салфетки

  • Коробочки для мусора






^ X. Список литературы.

Гагарин Б.Г.. Конструирование из бумаги. -Ташкент 1988.

Джун Джексон. Поделки из бумаги. – "Росмэн", Москва 1996.

Элен и Питер Макнивен. Куклы.- Полигон С.-Петербург 1998.

Калмыкова Н.В., Максимова И.А. Макетирование из бумаги и картона. "Университет", Москва 2000.

Полунина В.Н. Искусство и дети. – "Просвещение", Москва 1982.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- "Просвещение", Москва 1991.

Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству.- "Искусство в школе", Москва 1995

Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- "Росмэн", Москва 1996.

Минервин Г.Б. О красоте машин и вещей. – "Просвещение" Москва 1975.

Серия книг «Поделки своими руками»

Интернет ресурсы: www.origami-school.narod.ru , материалы сайта Омского центра оригами, Московского центра оригами и «Travel to Oriland».