bigpo.ru
добавить свой файл
1
ИТОГОВЫЕ СВЕДЕНИЯ

О РЕЗУЛЬТАТАХ РАБОТ в 2002 году

ПО ПРОЕКТАМ,

выполненным по программе

Научное, научно-техническое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования”


1.


Подпрограмма: “ Научное и научно-методическое обеспечение функционирования и развития системы образования”

Раздел:1.16. Создание законодательной и нормативной базы, обеспечивающей реформивание, функционирование и развитие системы образования

Подраздел 1.16.3. Создание методическо-информационной системы в сфере образовательного права

Наименование проекта: Электронная версия комплекса сравнительного анализа законодательства “Коллизии и противоречия в образовательном праве”

Код проекта: 1.16.3 (31.5) 82.51/16.14(295)

Руководитель проекта: Нехаев Игорь Николаевич.

Организация-исполнитель: Марийский государственный технический университет

РЕФЕРАТ

Объектом исследования является система нормативно-правовых документов (СНПД) об образовании РФ. Данная система документов рассматривается с точки зрения полноты и непротиворечивости структуры основных понятий, определяемых и используемых в этой системе.

Целью работы является создание программного комплекса для удобного и эффективного автоматизированного анализа системы нормативно-правовых документов об образовании с целью исследования целостности и корректности определения и использования базовых понятий и выявления коллизий и противоречий законодательно-правовой базы системы образования РФ.

На основе нового проекта базы данных построена структурно-лингвистическая модель СНПД “Образование в РФ”. Построена сеть понятий и структура вхождения понятий в документы. Данная модель уникальна и не имеет аналогов в отечественной практике работы с документами.

Разработанный аналитический комплекс программ "СНПД-3" опирается на использование структурно-лингвистической модели системы документов и также не имеет аналогов. Использование данного комплекса позволяет в режиме реального времени получать исчерпывающую информацию о всех важных связях между объектами системы и использовать эти связи для анализа системы.

При создании модели были обработаны 26 документов в качестве начального списка, который может неограничено расширяться, – Конституция, Гражданский кодекс, законы, постановления, приказы, положения, письма, инструктивные письма - и задействованы свыше 600 базовых для рассматриваемой области понятий. Установлено порядка 9000 связей между понятиями и документами. Программный комплекс состоит из 6-ти основных модулей: модуль операций с задачами, модуль по редактированию реестра, модуль по редактированию тезауруса, модуль по построению модели связей между объектами модели, модуль семантического анализа документа и понятия, модуль семантического анализа системы документов и системы понятий.

Применение программного комплекса возможно везде, где требуется оперативная работа с относительно большой по суммарному объему системой нормативно-правовых документов (для принятия юридически - обоснованных решений, при внесении изменений и исправлений в тексты законов, при написании новых нормативно-правовых документов).

Разработанный программный комплекс анализа системы нормативно-правовых документов будет активно использоваться при создании новых автоматизированных информационных аналитических систем, работающих со строгой текстовой структурой.


2.

Подпрограмма “Научное и научно-методическое обеспечение функционирования и развития системы образования

Раздел 1.17. Управление образованием: кадровая политика; лицензирование; аттестация и аккредитация

Подраздел 1.17.5. Создание технологий лицензирования, аттестации и аккредитации нового поколения

Наименование проекта: Разработка методики проведения аттестационно-педагогических измерений в процессе внешней экспертизы учебных заведений среднего и высшего профессионального образования.

Код проекта: 1.17.5 (24.3) 434.008/17.17

Руководитель проекта: Масленников Александр Степанович

Организация-исполнитель: Научно-информационный центр государственной аккредитации

РЕФЕРАТ

Предметом разработки по данному проекту является методика проведения аттестационно-педагогических измерений в процессе внешней экспертизы учреждений высшего и среднего профессионального образования с целью установления соответствия уровня подготовки выпускников требованиям ГОС.

Ключевым элементом методики является использование специальных аттестационных педагогических измерительных материалов (АПИМ) и методики шкалирования результатов измерений.

В период выполнения проекта разработана математическая модель оценки освоения дисциплины на соответствие требованиям ГОС с помощью АПИМ и даны рекомендации по особенностям конструирования АПИМ и разработке заданий .

В результате проведённых исследований разработаны и апробированы макеты АПИМ по философии, истории России, экономике для не гуманитарных профилей подготовки, а также АПИМ по математике для экономических специальностей.

Реализованы новые функции программного модуля обработки результатов в части передачи информации в систему централизованного анализа результатов аттестационно-педагогических измерений и графического отображения результатов измерений по циклам дисциплин.

Проведена коррекция предложенной ранее модели проведения аттестационно-педагогических измерений в части формирования выборки специальностей для контроля и сравнительного анализа результатов педагогических измерений при самообследовании вуза и аттестационной экспертизе.


3.

Подпрограмма “Научное и научно-методическое обеспечение функционирования и развития системы образования

Раздел 1.17. Управление образованием: кадровая политика; лицензирование; аттестация и аккредитация

^ Наименование проекта: Разработка порядка осуществления комплексной оценки (аттестации и государственной аккредитации) учреждений среднего и дополнительного профессионального образования

Код проекта: 1.17. 5 (24.8) 434.006/17.18(331)

Руководитель проекта: Наводнов Владимир Григорьевич

Организация-исполнитель: Научно-информационный центр государственной аккредитации

РЕФЕРАТ

Объектом исследования является технология комплексной оценки (лицензирование, аттестация и государственная аккредитация) учреждений среднего и дополнительного профессионального образования.

Основные цели работы — разработка технологии проведения комплексной оценки деятельности учреждений среднего и дополнительного профессионального образования (содержания, методов получения, систематизации и анализа первичной информации и результатов), разработка методики экспертного оценивания деятельности учреждений среднего и дополнительного профессионального образования и интерпретации его результатов и разработка методов визуализации интегрированной информации о деятельности среднего и дополнительного профессионального образования.

Основной предмет исследования — процедура государственной регламентации деятельности учебных заведений.

В ходе исследования проекта разработано пособие для экспертов, принимающих участие в процедурах комплексной оценки. После апробации и доработки пособие может быть предложено для широкого использования не только в Министерстве образования РФ, но и ряде других ведомств, проводящих процедуры аттестации.

В настоящее время Министерство образования апробирует новую форму оценки деятельности учреждения — комплексную оценку, которая позволяет по срокам и содержанию объединить процедуры повторного лицензирования, аттестации и аккредитации учреждения. Комплексная оценка позволяет сократить документооборот, временные затраты, но главное выровнять сроки лицензии, заключения по аттестации и свидетельства о государственной аккредитации.

Потребность в процедуре комплексной оценки возникла в связи с тем, что учреждение, пройдя полный цикл всех процедур, практически сразу вынуждено начинать все снова, т.к. сроки выданных документов, как правило, не совпадают. Комплексная оценка позволяет учреждению пройти все процедуры один раз в пять лет. Кроме того, лицензирование и аттестация, проведенные в разные сроки, дублируют друг друга по содержанию, а при комплексной оценке этого можно избежать.

Нормативный документ, описывающий порядок комплексной оценки, разработан для учреждений, находящихся в ведении Министерства образования, и негосударственных учреждений, но необходимость в подобном подходе очевидна для всех учреждений среднего профессионального образования.

В результате работы получены следующие научные результаты: разработана технология проведения процедуры комплексного оценивания деятельности учреждений среднего и дополнительного профессионального образования, разработаны макеты информационно-аналитических карт для принятия решения по государственной аккредитации учреждений среднего и дополнительного профессионального.

Все перечисленные результаты являются новыми.

Предполагается дальнейшее использование полученных результатов при работе как Аккредитационной коллегии и Управления лицензирования, аккредитации и аттестации Минобразования России, так и других министерств и ведомств, в ведении которых находятся учреждения среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, с целью повышения эффективности принятия управленческих решений.


4.

Подпрограмма “Научное и научно-методическое обеспечение функционирования и развития системы образования

Раздел: 1.17. Управление образованием: кадровая политика; лицензирование; аттестация и аккредитация

Наименование проекта: Мониторинг системы образования на основе анализа и статистического моделирования Центрального банка данных государственной аккредитации.

Код проекта: 1.17.5. (00.0) 434.012 / 17.21 (334)

Руководитель проекта: Наводнов Владимир Григорьевич.

Организация-исполнитель: Научно-информационный центр государственной аккредитации

РЕФЕРАТ

Предметом исследования является система оценки качества учреждений высшего профессионального образования как условия реализации макроэкономической политики на федеральном уровне. Проектирование информационно-аналитической системы по оценке деятельности вуза для принятия управленческих решений на институциональном, муниципальном, региональном и федеральном уровнях государственными и общественными структурами уровне основано на системе показателей – основных направлений деятельности учреждения. Показатели являются системообразующим элементом мониторинга качества образования: структуры и содержания банка данных по учреждениям высшего профессионального образования, программных средств для сбора информации, отчетов по самообследованию образовательных учреждений и их внешней экспертизе, аналитических исследований состояния и тенденций развития системы образования.

В результате выполнения проекта: разработана информационно-аналитическая система по оценке деятельности вуза для принятия управленческих решений на институционном, муниципальном, региональном и федеральном уровнях; разработана математическая модель оценки динамики деятельности вуза, макет информационно-аналитических материалов, отражающих динамику деятельности вуза, а также соответствующее программное обеспечение.

Результаты исследований в 2002 году использованы при подготовке мониторинговых отчетов по образовательным системам вузов республики Татарстан, Марий Эл, Чувашии, а также при подготовке аналитического отчета для Министерства образования России за 2001 год. Кроме того, подготовлены информационно-аналитические материалы по оценке деятельности более 100 высших учебных заведений.


5.

Подпрограмма “Научное и научно-методическое обеспечение функционирования и развития системы образования

Раздел: 1.17. Управление образованием: кадровая политика; лицензирование; аттестация и аккредитация

Наименование проекта: Разработка математической модели определения вида учреждения среднего профессионального образования при государственной аккредитации.

Код проекта: 1.17.5.(24.9)434.009/17.19(332)

Руководитель проекта: Петропавловский Михаил Вячеславович

Организация-исполнитель: Научно-информационный центр государственной аккредитации

РЕФЕРАТ

Целью проводимых исследований являлась разработка и теоретическое обоснование математических моделей классификации учреждений среднего профессионального образования для использования в процедуре государственной аккредитации, а так же в алгоритмическая и программная реализация разрабатываемых моделей на основе информации Центрального банка данных государственной аккредитации.

В рамках годового этапа работ по проекту получены следующие результаты: разработаны математические модели индекса соответствия статистическим пороговым значениям показателей аккредитации; разработаны интегральные характеристики для оптимизации процесса принятия решения по определению государственного статуса образовательных организаций среднего профессионального образования в ходе процедуры государственной аккредитации в части определения вида; модели классификации реализованы программно в рамках программного комплекса сопровождения процедуры государственной аккредитации учреждений профессионального образования.

Разработанные модели внедрены в практику работы Аккредитационной коллегии Министерства образования России для аналитической поддержки процедуры принятия решения по государственной аккредитации учреждений среднего профессионального образования в части определения вида.


6.

Подпрограмма “Научное и научно-методическое обеспечение функционирования и

развития системы образования

Раздел 1.17. Управление образованием: кадровая политика; лицензирование;

аттестация и аккредитация

^ Наименование проекта: “Анализ государственных образовательных стандартов в части требований к организации образовательного процесса для установления примерных федеральных требований к оснащенности и оборудованию учебных помещений, образовательному цензу педагогических работников и укомплектованности штатов образовательных учреждений среднего профессионального образования”

Код проекта: 1.17.5(24.2)459.020/17.16 (329)

Руководитель проекта: Панов Виктор Васильевич, к.т.н., доцент

Организация-исполнитель: Государственное научное учреждение “Главный государственный экспертный центр оценки образования Министерства образования Российской Федерации” (Главэкспертцентр)

РЕФЕРАТ

Отчет о научно-исследовательской работе содержит: 123 страницы, 5 таблиц, 11 источников, рисунков и приложений нет.

Объект исследования - федеральные государственные требования к лицензионным показателям качества образования в части ресурсного обеспечения образовательного процесса в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

Цель работы - разработка предложений для установления федеральных государственных лицензионных требований к ресурсному обеспечению образовательного процесса в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, разработка технологии автоматизированного контроля лицензионных показателей качества образования, предлагаемых лицензируемыми образовательными учреждениями при введении новых для них образовательных программ.

Предложены новые принципы ресурсного обеспечения образовательного процесса для качественной реализации государственных образовательных стандартов, учитывающие динамику развития образовательных учреждений. Разработан проект нормативного правового акта, устанавливающего примерные федеральные требования к оснащенности образовательного процесса и оборудованию учебных помещений, образовательному цензу и укомплектованности штатов педагогических работников образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Сформулированы методологические принципы получения оценочных значений лицензионных показателей качества образования, предложена технология подготовки и сбора исходной информации, определена технология ведения автоматизированного контроля лицензионных показателей качества образования в части оснащенности образовательного процесса и оборудования учебных помещений, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов при лицензировании образовательных учреждений среднего профессионального образования по новым для них образовательным программам.

Основные технико-эксплуатационные характеристики разработки отвечают требованиям федерального (центрального) государственного органа управления образованием к результатам научно-исследовательской работы, к проектам нормативных правовых актов.

Степень внедрения: предложенные принципы ресурсного обеспечения образовательной деятельности обсуждаются с педагогической общественностью и специалистами органов управления образованием субъектов Российской Федерации, проект нормативного правового акта передан для использования в работе Управления лицензирования, аккредитации и аттестации Министерства образования Российской Федерации.

Значимость работы: результаты позволяют реализовать правовую норму, установленную Правительством Российской Федерации в Положении о Министерстве образования Российской Федерации, в части разработки федеральных требований к ресурсному обеспечению образовательного процесса в образовательных учреждениях различного типа и вида, а также являются методологической основой для практического применения информационных технологий и автоматизированных систем на базе персональных компьютеров, исключающих влияние субъективных факторов при принятии решения о лицензировании образовательных учреждений среднего профессионального образования по новым для них образовательным программам.

Предложенные принципы ресурсного обеспечения образовательного процесса в образовательных учреждениях среднего профессионального образования могут быть использованы при лицензировании высших учебных заведений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, а также распространены на образовательные учреждения высшего профессионального образования.