bigpo.ru
добавить свой файл
1
Аржанова Валентина Ивановна

учитель МОУ «Лицей №43» г. Саранска





Орган равновесия.

Цели урока: Конкретизировать понятие анализатор на примере органа равновесия. Сформировать знание о значении органа равновесия в жизни человека.

На основе знаний физики объяснить состояние тела человека в равновесии.

Тип урока: Интегрированный урок (биология + физика) с элементами исследования.

Оборудование: 1) Схема строения органа равновесия

2) 2 пирамиды (одинаковых)

3) Описание хода проведения лабораторной работы

4)Видеофильм (фрагмент)

- Тренировка космонавтов

- Балет «Фуэте»

^
План - конспект

Сегодня на уроке вам предстоит узнать о строении еще одного анализатора – органа чувств – органа равновесия (учитель обращается к доске с записью темы и плана урока).

- Узнать о его значении, функционировании. Благодаря чему человеческий организм способен сохранить равновесие в пространстве.
^

План урока


  1. Условия равновесия тела.

  2. Строение органа равновесия.

  3. Механизм ощущения положения тела в пространстве.

  4. Лабораторная работа.

  5. Значение органа равновесия.


- Обратимся к некоторым сведениям из физики для того, чтобы понять каким образом тело сохраняет положение равновесия.

Демонстрируется опыт с пирамидами



? Почему 1 – пирамида неустойчива и падает, я 2 находится в состоянии устойчивого равновесия?


- Для того чтобы ответить на этот вопрос необходимо вспомнить
^

Условия равновесия тела


Каждое тело обладает массой и имеет центр тяжести.

Отвесная линия, проходящая через центр тяжести (линия тяжести) в состоянии равновесия падает на опору.

Чем ниже центр тяжести и чем шире опора, тем устойчивее равновесия.


^ Рассмотрим положение тела человека при стоянии.



При стоянии человека центр тяжести помещается примерно на уровне второго крестцового позвонка. Линия тяжести находится между обеими стопами ног внутри площади опоры. Устойчивость тела значительно увеличивается, если расставить ноги, т. к. увеличивается площадь опоры. При сближении ног площадь опоры уменьшается, а следовательно уменьшается и устойчивость.

? Почему трудно стоять на одной ноге?

Уменьшается площадь опоры. При небольшом отклонении от положения равновесия вертикаль, проходящая через центр тяжести, не будет проходить через площадь опоры и человек окажется в неустойчивом положении.

? В каком положении человек устойчивее: когда он сидит или стоит? Почему?

Когда человек сидит, его центр тяжести расположен ниже, чем когда он стоит. Как известно более устойчивое положение в том случае, когда центр тяжести тела занимает более низкое положение. Наше тело обладает большой подвижностью, и центр тяжести постоянно смещается.

Н-р : ^ Пронаблюдаем какое положение занимает тело человека при переносе тяжести в одной руке.

  • Для устойчивости мы наклоняемся в противоположную сторону.

  • Вторую руку вытягиваем почти горизонтально.




В результате этих действий мы смещаем общий центр тяжести в площадь опоры.

Если центр тяжести тела выйдет за пределы площади опоры – произойдет падение тела.

Положение тела в пространстве постоянно контролируется специальным органом равновесия – вестибулярным аппаратом.

Его строение представлено на рисунке.

Он состоит из трех полукружных каналов расположенных в трех взаимно перпендикулярных областях.

? Почему их три, и они так расположены.

Эти плоскости соответствуют трем измерениям пространства.

^ Строение органа равновесия.

Внутри полукружных каналов расположена жидкость и чувствительные волосковые клетки на которых расположены статолиты – камушки образованные кристаллами углекислого кальция.

В восприятии ощущений большую роль играет направление силы тяжести действующие на статолиты.

Сила тяжести – это сила с которой предмет притягивается к Земле.

F=mg , где g – ускорение свободного падения (9,8 м/с*с)

Различного рода деформация возникающая в чувствительных волосках свидетельствуют о различном положении тела в пространстве.




Все представлены виды деформации возникающие в чувствительных волосковых клетках вызывают нервные импульсы которые по вестибулярному нерву поступают в зону коры больших полушарий, а также мозжечок.

Про ведем исследование по выяснению функционального состояния органа равновесия.

Текст, план и ход проведения лабораторной работы представлен в книге.


^

Лабораторная работа


Тема: «Анализ функционального состояния органа равновесия».

Цель работы: определить состояние органа равновесия в эксперименте.

Оборудование: секундомер.

Ход работы.

  1. Проба Ромберга.

  2. Результаты и их обсуждение.

  3. Вывод.

Приложение ( описание проведения пробы Ромберга).

Работа проводится в парах. Один испытуемый выполняет команды, а другой фиксирует время и состояние первого.

Вариант 1. Испытуемый стоит в следующей позе: ноги на одной линии, при этом пятка одной ноги касается носка другой, руки вытянуты вперед, пальцы разведены, глаза закрыты. Исследователь определяет время устойчивости в этой позе до потери равновесия.

Вариант 2. Испытуемый стоит сомкнув ступни ног ( пятки и носки вместе), глаза закрыты, руки вытянуты вперед, пальцы несколько разведены. Исследователь определяет время устойчивости в этой позе до потери равновесия. У здоровых нетренированных людей это время составляет 30-55 секунд.

Известно такое выражение : «Почва уходит из-под ног». Без достаточной тренировки человек часто испытывает неприятные ощущения при полете на самолете, езде в скоростных лифтах, плавание в открытом море. Эти ощущения возникают при повышенной раздражительности органа равновесия: от него поступают сильные сигналы в мозг, что вызывает серьезные расстройства – головокружение, тошноту, рвоту и даже обморок.

Высокая устойчивость анализатора равновесия необходима практически каждому, и его можно тренировать. Хорошие результаты дают гимнастические упражнения на батуте, кататься на каруселях, кружиться в танце.

Некоторые специалисты требуют отличного состояния органа равновесия. Тщательно проверяют и тренируют этот орган при отборе в пилоты-космонавты.

/просмотр видеоотрывка/

«Подготовка космонавтов».

В заключении уч-ся показывается отрывок из балета «Лебединое озеро» как демонстрация людей у которых этот орган блестяще функционирует.

В конце урока уч-ся делается вывод: насколько важно, иметь целостное восприятие знаний н-р таких наук как биологии и физики для объяснения биологических явлений. Это показывает насколько едина и неразрывна природа. И чтобы понять ее должны уметь применять эти знания с позиции различных наук.

^ Резерв времени/ закрепление.

Решить задачи


  • Может ли человек, упершись правой ногой и правым плечом в стену, поднять левую ногу и потерять при этом равновесия.

  • Почему человек, несущий груз на спине, наклоняется вперед.

  • При быстром наклоне и падении вперед раздражение возникает в полукруглом канале расположенном в передне-задней плоскости. Найдите этот канал. Определите значения других полукруглых каналов.

Д/З – задачи, соответствующий параграф учебника, составить терм. словарь к уроку.