bigpo.ru
добавить свой файл
1




Лекция 4

Формирование навыка лексического оформления речи


План


1. Что такое лексический навык

2. Цель, задачи и содержание обучения лексике

3. Методика обучения лексике

а) этапы урока формирования экспрессивного лексического навыка (активный лексический минимум)

б) формирование рецептивного лексического навыка (пассивный лексический минимум) и индивидуальный лексический минимум

в) контроль

Список литературы


1. Картон А. С. Роль догадки в процессе пользования языком и в процессе обучения языку // Методика преподавания ин. языка за рубежом / Сост. Е. В. Синявская, М. М. Васильева. – М., 1976.

2. Гез Н. И., Ляховицкий М. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школен. – М., 1982

3. Николаев Н. В. О необходимости дифференцированного подхода к иноязычному учебному лексическому материалу.

4. Старков А. П. Обучение английскому языку в средней школе. – М., 1078

5. Пассов Е. И., Колова Т. И. Беседы об уроке иностранного языка. – Л., 1975, с. 29-44, 145-147.

6. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. – М., 1961

7. Банкевич Л. В. Тестирование лексики иностранного языка., М., 1981


1. Что такое лексический навык


Под знанием и владением слова традиционно понимается мгновенное его узнавание, т.е. способность вызывать слово из памяти и правильное употребление данной ЛЕ в сочетании с другими словами в ситуации.

^ Лексический навык – есть синтезированное действие по выбору лексической единицы адекватно замыслу и ее правильному сочетанию с другими, совершаемое в навыковых параметрах и обеспечивающее ситуативное использование данной лексической единицы в речи.

Лексический навык включает в себя экспрессивные и рецептивные лексические навыки. Под экспрессивными лексическими навыками понимаются навыки интуитивно правильного словоупотребления и словообразования в устной и письменной речи в соответствии с ситуациями общения и целями коммуникации.

Под рецептивными лексическими навыками подразумеваются навыки узнавания и понимания при восприятии на слух или при чтении лексических явлений (структура слова и его употребление).


^ 2. Цель, задачи и содержание обучения лексике


В отличие от грамматики, которая отражает отношения между классами слов и всегда обобщает, лексика индивидуализирует высказывание, придает ему конкретный смысл. То есть, конкретное слово передает конкретное понятие и мысли в целом.

Что значит овладеть словом? Это значит овладеть его значением, формой (его звуковым и зрительным образом), его способностью вступать в связь с другими словами (семантическую, грамматическую), при этом последняя не всегда мотивированна. Это значит овладеть словообразованием, словоизменением и употреблением слова в речи, т.е. в определенных типах предложений.


значение




слово форма (звуковая, графическая)


употребление (в парадигматическом ряду – словоизменение)

(в синтагматическом ряду – словосочетание)

Целью обучения лексической стороне устной речи является овладение строительным материалом для осуществления устно-речевого общения, т.е. прямыми средствами передачи понятий, мысли в целом.

При обучении ИЯ мы должны осуществить три операции:

1) ввести слова в долговременную память учащихся

2) вызвать их в случае необходимости, актуализировать их

3) побуждать к включению слова в речевую цепь ( в связное высказывание) с учетом его парадигматического и синтагматического аспектов. Таким образом ученик должен :

1) понять и запомнить иноязычное слово, его значение, звуковую и графическую формы;

2) выбрать именно его для решения определенной коммуникативной задачи в конкретной ситуации общения;

3) уметь употребить его в речи в сочетании с другими словами.

При этом существенно ВАЖНО, что при обучении лексической стороне говорения (письма) мы идем от содержания к форме и употреблению; при обучении лексической стороне аудирования и чтения от формы к ее употреблению к значению.

Содержание обучения лексике для ее использования в устной речи составляет указанный объем лексических единиц, соотнесенных с тематикой и подлежащих усвоению, а также действия:

1. по раскрытию значения слова, его семантизации (догадка, словообразовательный компонент, по контексту, поиск слова в словаре и т.д.)

2. по запечатлению формы слова – звуковой и графической (произнесение, написание)

3. по ведению его в долговременную память и обеспечению прочного хранения там (семантическая группировка лексики, словообразовательная группировка)

4. по его быстрому вызову и актуализации (это реакция на внешние вербальные и невербальные стимулы, а также на внутренние стимулы – мысль).

5. по употреблению слова как в парадигматическом плане, так и в синтагматическом (это сочетание с другими словами на уровне словосочетания и целого предложения)

6. по функциональному замещению нужного, но неизвестного слова другим, близким по значению, или описание понятия с помощью перифраза

В связи с развиваемыми видами речевой деятельности ставятся следующие задачи перед овладением лексикой:

^ I. для употребления слов в репродуктивных видах речевой деятельности

1. найти слово в памяти, а следовательно, оно должно быть сначала заложено в память

2. произнести его, что предполагает владение его фонетической формой

3. включить в сочетание на основе смысловой совместимости и в соответствии с грамматической нормой

4. включить сочетание в предложение, текст

II. для рецептивных видов речевой деятельности нужно:

1. ассоциировать графический или соответственно звучащий образ слова с лексическим значением, при этом может помочь анализ слова по составу

2. определить грамматическую форму слова, связи с другими словами, что обусловит проникновение в смысл.

При этом необходимо помнить, что ясная речевая перспектива обусловливает мотивированность и успешность овладения словарем.


^ 3. Методика обучения лексике

а) этапы урока формирования экспрессивного лексического навыка (активный лексический минимум)


Урок формирования ЛН состоит из трех этапов:

1. ввод и семантизация ЛЕ

2. автоматизация ЛЕ

3. дальнейшее совершенствование ЛН.

На первом этапе происходит усвоение значения нового слова. Главная задача этапа семантизации состоит в том, чтобы довести до сознания учеников значение слова или фразеологического сочетания, показать особенности его употребления в речи, т.е. сочетаемости с другими словами, и грамматического оформления.

Активный лексический минимум состоит из слов, которые учащиеся должны активно использовать в процессе говорения и письма.

Семантизация – это система действий, связанная с раскрытием значения слова, т.е. установление взаимосвязи между формой слова и выраженным им понятием, предметом, явлением. Есть переводной и беспереводной способы семантизации.

Основными приемами (способами) семантизации лексики являются опора на предметную наглядность, опора на языковую и речевую наглядность, толкование на родном и иностранном языке.

1) Опора на предметную наглядность – демонстрация действий, картинки (начальный этап)

2) опора на языковую наглядность: контекст, словообразовательный, этимологический анализ лексических единиц, дефиниция, сопоставление (синонимы, антонимы), опора на интернациональные слова.

3) опора на речевую наглядность – раскрытие значения слова в речевой ситуации и контексте

Возможны следующие пути семантизации

1) рассказ с элементами беседы: Составляется небольшой рассказ с выбранными словами (на основе пройденного грамматического материала). Дойдя до фразы с новым словом, замедляется темп речи и выделяется новое слово интонацией. Задаете общий вопрос, чтобы в ответе новое слово прозвучало имитативно.

Затем задается альтернативный вопрос.

Затем специальный вопрос.

После этого чтение рассказа продолжается.

ВАЖНО: после рассказа-беседы записать все новые слова или записывать по ходу чтения

2. просто чтение рассказа (3-4 новых слова)

3. подготовить беседу таким образом, чтобы в ее ходе возникла необходимость в новых словах

4. составить мини-ситуации, если слова трудно связать в единый связный текст

ВАЖНО выбрать правильный путь и способ семантизации. После раскрытия значения слова – запишите его на доску (можно записать слово в словосочетании)

После семантизации и записи новых слов (10+8) наступает этап автоматизации употребления лексики. Автоматизация происходит на основе условно речевых упражнений (УРУ), которые должны быть:

А) ситуативными;

Б) обеспечивать направленность учеников на цель и содержание высказывания, а не на форму;

В) быть организованными по характеру как процесс общения, а по сути обучающими.

Е. И Пассов выделяет 4 вида УРУ:

1. имитативные УРУ (имитация учащимися реплик учителя);

2. подстановочные УРУ (подстановка в модель усваиваемого речевого образца другой единицы);

3. трансформационные УРУ (трансформация воспринятой формы);

4. репродуктивные УРУ (самостоятельное воспроизведение усвоенной формы).

Г. В. Рогова предлагает 2 категории лексических упражнений, направленных на:

I. запоминание слова, его семантики в единстве с произносительной и грамматической формой:

1. назвать изображенные на картинке предметы;

2. выбрать из ряда слов одно, соответствующее данной ситуации (теме);

3. исключить из ряда слов слова, не соответствующие данной ситуации (теме);

4. образовать с выделенным словом другие предложения по образцу;

5. дополнить предложение (заполнить пропуски в предложении) подходящими словами;

6. употребить в данном предложении синонимы к выделенным словам;

7. придать предложению противоположный смысл, употребив вместо выделенного слова антоним;

8. поставить вопрос в высказыванию (предполагается использование нового слова в вопросе или ответе на вопрос).

В дополнение к этим упражнениям можно использовать разнообразные «игры в слова», кроссворды, рифмовки, песни и т.д.

^ II.упражнения на формирование сочетаний слов смыслового характера:

  1. какие глаголы можно употребить с данным словом;

2. соотнесите слова в колонка, чтобы получились правильные сочетания;

3. подберите из разбросанных слов сочетания

4. распространите предложение за счет определений к выделенным словам и т.п. ;

5. постройте сочетания, означающие принадлежность членам вашей семьи, друзьям.

Дальнейшее усвоение значение слова связано с грамматическими упражнениями, соединенными с лексическим началом. Затем следуют упражнения в применении новых ЛЕ и их сочетаний в теме. При этом ученики сами пытаются группировать слова, однако этот процесс нуждается в контроле со стороны учителя. Эта форма работы связана с неподготовленной речью, результатом которой должно служить развитие устной речи.

Возможны и такие упражнения:

  1. вопросно-ответные; 2) продолжить сообщение; 3) высказать мысль и побудить ученика к подобному высказыванию (- She is interested in sport. And what about you? - I’m interested in sport and music.); 4) предложить поинтересоваться чем-нибудь связанным с вашим высказыванием; 5) мини-диалоги: спроси соседа по парте; 6) составить предложение с 2-3 новыми словами; 7) диалоги с новыми словами; 8) отгадай слово.

домашнее задание:

  1. ответить на вопросы по картинкам

  2. составить предложения по аналогии

  3. составление ситуаций

  4. описание иллюстрации с новыми словами

  5. подбор иллюстраций к новым словам

  6. составление рассказа

  7. парафраз знакомого текста с употреблением новых слов

  8. перевод с родного языка

Важно помнить, что при чтении также происходит три этапа работы с лексикой.

  1. Дотекстовый - Выбрать слова из текста и семантизировать

Цель урока – формирование лексических навыков или обогащение речи учащихся новым лексическим материалом

  1. Текстовый - Цель совершенствование лексических навыков . На этом этапе лексика используется в репродуктивном плане

  2. Послетекстовый - Запись слов - ведение словарика с транскрипцией, с картинками, по темам продумать самим


^ 3. Методика обучения лексике

б) формирование рецептивного лексического навыка (пассивный лексический минимум)

и индивидуальный лексический минимум


Пассивный словарь – (рецептивный минимум) состоит из слов, которые учащиеся должны понимать при чтении и слушании и речи. Необходимость в пассивном словаре возникает на старшем этапе, когда предлагаются оригинальные тексты научно-популярного, общественно-политического и художественного стилей. При этом у учащихся должны развиваться рецептивные лексические навыки – опознавать слово по некоторым опорам в его графике и на основе синтаксической формы и синхронно соотносить со значением.

Отталкиваясь от формы слова в тексте, учащийся выделяет его и придает ему словарную форму. Если в слове нет опорных элементов, то ученик отыскивает значение слова в словаре, при этом выбирает одно значение из нескольких, если слово многозначно.

Упражнения на формирование рецептивных лексических навыков:

  1. громкое чтение и последующий перевод слова в различных синтагмах и предложениях.

  2. Заполнение пробелов в тексте при чтении.

  3. Выборка из текста слов и словосочетаний на основе семантической общности.

  4. Заполнить пропуски словами разными по значению, но одинаково читающимися (cereal-serial, will –we’ll,for-four)

^ Потенциальный (индивидуальный) словарь учащихся (ПС) носит индивидуальный характер. Он возникает на основе самостоятельной семантизации неизученной лексики в момент чтения. Его объем зависит от степени овладения учащимся активным и пассивными минимума.

Потенциальный словарь складывается:

- На основе слов, состоящих из знакомых словообразовательных элементов (известный корень и аффикс, сложные слова по составу их компонентов)

-слов, значение которых выводимо по конверсии (water-to water)

-при помощи понимания интернациональной лексики.

Следующие упражнения влияют на формирование потенциального словаря:

1. определить значение производных слов, образованных от известных корней и с помощью известных аффиксов;

2.определить значение интернациональных слов;

3. определить значение незнакомых сложных слов по составу их компонентов;

4. определить значение незнаковых слов, отталкиваясь от известного значения; проверить его по контексту;

5. определить значение незнакомых слов, образованных по конверсии


^ 3. Методика обучения лексике

в) контроль

- письменные «летучки»

- устные переводы

- тесты

- словарная цепочка


Список вопросов.

Теория

  1. В нем состоит основная цель работы над лексическим материалом в средней школе?

  2. Какие компоненты входят в содержание обучения лексической стороне речи?

  3. По каким критериям отбирается лексический минимум?

  4. Какое значение имеет выделение трех видов словаря – репродуктивного. Рецептивного и потенциального – для реализации программных целей?

  5. Зачем учителю нужно знать распределение лексического материала по классам?

  6. Как характеризуются лексические навыки?

  7. Пути, способы и приемы семантизации активной лексики

  8. Комплекс упражнений для формирования экспрессивных лексических навыков

  9. Особенности обучения рецептивным лексическим навыкам

  10. В чем состоит различие в способах и приемах семантизации новой лексике для активного и пассивного усвоения?

  11. В чем проявляется взаимосвязь лексической и грамматической сторон речи в процессе обучения?

  12. Как осуществляется контроль за учебной деятельностью учащихся в процесе формирования лексических навыков?

Практика

  1. составить учебно-речевые ситуации с данными словами для их предъявления и семантизации. Определить приемы контроля понимания учащимися вводимых слов.

  2. Подобрать приемы семантизации новых лексических единиц и составьте комплекс упражнений для организации тренировки учащихся в их употреблении

  3. Подобрать наглядные дидактические средства, необходимые для семантизации лексических единиц на начальном этапе обучения

  4. Составьте контрольные упражнения для заключительного этапа работы