bigpo.ru
добавить свой файл
1
Проект


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

КАБИНЕТА МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ


О республиканской целевой программе «Повышение экологической безопасности в Чувашской Республике на 2010–2015 годы» и о реализации республиканской целевой программы «Повышение экологической безопасности в Чувашской Республике на 2006–2011 годы» в 2006-2009 годах


В целях повышения экологической безопасности, нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды на территории Чувашской Республики Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу «Повышение экологической безопасности в Чувашской Республике на 2010–2015 годы» (далее – Программа).

2. Утвердить Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики государственным заказчиком Программы.

3. Установить, что при разработке проектов законов Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период Программа ежегодно включается в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления в Чувашской Республике и организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности принять участие в финансировании и реализации программных мероприятий.

5. Принять к сведению доклад министра природных ресурсов и экологии Чувашской Республики А.В. Ермолаева о реализации республиканской целевой программы «Повышение экологической безопасности в Чувашской Республике на 2006–2011 годы», утверждённой постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21 июня 2006 г. № 153 (с изменениями, внесёнными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 3 октября 2008 г. № 299), в 2006–2009 годах.

6. Признать утратившими силу и снять с контроля постановления Кабинета Министров Чувашской Республики:

от 21 июня 2006 г. № 153 «О республиканской целевой программе «Повышение экологической безопасности в Чувашской Республике на 2006–2011 годы»;

от 3 октября 2008 г. № 299 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 21 июня 2006 г. № 153».




Председатель Кабинета Министров

Чувашской Республики Н. Суслонова


УТВЕРЖДЕНА

постановлением Кабинета Министров

Чувашской Республики

от


^

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

«Повышение экологической безопасности


в Чувашской Республике на 2010-2015 годы»


Паспорт Программы





Наименование Программы



республиканская целевая программа «Повышение экологической безопасности в Чувашской Республике на 2010–2015 годы»


Основания для принятия решения о разработке Программы


Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р; Федеральный закон «Об охране окружающей среды», Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха»; Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»; Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях»; Закон Чувашской Республики «О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года», Закон Чувашской Республики «Об обеспечении экологической безопасности в Чувашской Республике», Закон Чувашской Республики «О природопользовании в Чувашской Республике», Указ Президента Чувашской Республики от 30 декабря 2009 г. № 100 «О дополнительных мерах по обеспечению экологической безопасности в Чувашской Республике», Послание Президента Чувашской Республики Н.  Фёдорова Государственном совету Чувашской Республики на 2010 год «Чувашия из будущего и для будущего», постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 января 2010 г. № 116 «О Комплексном плане действий органов исполнительной власти Чувашской Республики по реализации Послания Президента Чувашской Республики Н. Федорова Государственному Совету Чувашской Республики 2010 года «Чувашия из будущего и для будущего»





Государственный заказчик Программы



Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики


Основной разработчик Программы



Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики


Цель Программы



повышение экологической безопасности в Чувашской Республике, включающей повышение защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий


Задачи Программы



снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

минимизация экологических рисков, связанных с возможным возникновением чрезвычайных ситуаций при эксплуатации гидротехнических сооружений;

своевременное обеспечение потребностей Чувашской Республики в полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и ее изменениях для предотвращения или уменьшения неблагоприятных последствий таких изменений;

сохранение и восстановление природной среды;

формирование экологической культуры


Целевые индикаторы Программы



демеркуризация ртутьсодержащих отходов не менее 692,5 тонн за весь период реализации;

увеличение селективного сбора твердых бытовых отходов по отношению к 2009 году;

вовлечение отходов в хозяйственный оборот не менее 32,96 тыс. тонн за весь период реализации;

увеличение количества особо охраняемых природных территорий для создания экологического каркаса Чувашской Республики и сохранения биологического разнообразия на 6 единиц по отношению к 2009 году;

обеспечение эффективности деятельности Минприроды Чувашии в сфере государственных закупок


Срок реализации Программы




2010–2015 годы


Объемы и источники финансирования Программы




общий объем финансирования Программы составляет 2851,299 млн. рублей;

из них:

средства федерального бюджета – 665,984 млн. рублей;

средства республиканского бюджета Чувашской Республики –160,063 млн. рублей;

средства местных бюджетов – 623,441 млн. рублей;

средства внебюджетных источников – 1401,811 млн. рублей


Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социальной и бюджетной эффективности




уменьшение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на компоненты природной среды за счет снижения выбросов в атмосферный воздух, очистки поверхностных и хозяйственно-бытовых стоков, переработки, обезвреживания и безопасного размещения отходов;

снижение риска аварий на гидротехнических сооружениях;

получение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, основанной на данных мониторинга окружающей среды, для предотвращения и уменьшения неблагоприятных последствий её изменений;

сохранение биологического разнообразия за счет мероприятий по развитию сети природно-антропогенных объектов;

повышение экологической культуры


Система организации контроля за исполнением Программы



контроль за ходом выполнения Программы осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики.

Исполнители мероприятий Программы ежегодно к
15 февраля до 2016 года представляют информацию о ходе реализации мероприятий Программы в Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики.

Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики ежегодно к 1 марта до 2016 года представляет информацию о ходе реализации мероприятий Программы в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики.

По окончании срока реализации Программы Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики в срок до 1 марта 2016 года после согласования с Министерством экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерством финансов Чувашской Республики представляет в Кабинет Министров Чувашской Республики доклад о реализации республиканской целевой программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации, на основании которого до 1 апреля года, следующего за последним отчетным, на заседании Кабинета Министров Чувашской Республики принимается решение о снятии с контроля данной программы.







Введение





Республиканская целевая программа «Повышение экологической безопасности в Чувашской Республике на 2010–2015 годы» (далее – Программа) разработана в целях реализации Экологической доктрины Российской Федерации; федеральных законов «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха», «Об отходах производства и потребления», «Об особо охраняемых природных территориях»; законов Чувашской Республики «О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года», «Об обеспечении экологической безопасности в Чувашской Республике», «О природопользовании в Чувашской Республике», Указа Президента Чувашской Республики от 30 декабря 2009 г. № 100 «О дополнительных мерах по обеспечению экологической безопасности в Чувашской Республике», Послания Президента Чувашской Республики Н.В. Фёдорова Государственном совету Чувашской Республики на 2010 год «Чувашия из будущего и для будущего», постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 января 2010 г. № 116 «О Комплексном плане действий органов исполнительной власти Чувашской Республики по реализации Послания Президента Чувашской Республики Н. Федорова Государственному Совету Чувашской Республики 2010 года «Чувашия из будущего и для будущего».

Программа содержит характеристику экологических проблем, способствующих возрастанию экологической напряженности, и систему мероприятий по их решению для повышения экологической безопасности в Чувашской Республике.

Программа разработана на долгосрочную перспективу с учетом общих и территориальных, связанных с высокой плотностью населения в Чувашской Республике, особенностей взаимодействия человека и природы.

В основу Программы положены результаты анализа основных направлений антропогенного воздействия на окружающую среду, определение тенденций такого воздействия, выявление приоритетных экологических проблем и проблем безопасности при осуществлении потенциально опасных видов деятельности, а также имеющийся положительный опыт реализации действующей республиканской целевой программы «Повышение экологической безопасности в Чувашской Республике на 2006–2011 годы».


Реализация настоящей Программы будет способствовать снижению негативного воздействия на окружающую среду, улучшению её качественного состояния и созданию предпосылок для реализации права населения на благоприятную окружающую среду и экологически безопасные условия проживания.

^

I. Характеристика проблемы,

на решение которой направлена Программа





Экологическая безопасность – это состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий.

Чувашская Республика плотно населена и высоко урбанизирована, на ее территории находится множество потенциально опасных источников загрязнения окружающей среды. Техногенное загрязнение окружающей среды в республике является результатом значительной антропогенной нагрузки.

Благодаря проводимой экологической политике и осуществлению природоохранных мероприятий экологическая обстановка в Чувашской Республике характеризуется как устойчивая.

Вместе с тем практически для всех регионов России характерны условия выработки ресурсов оборудования производственных объектов, всех видов транспорта, резко возросшей автомобилизации городов, интенсивного использования природных ресурсов, наметившегося роста промышленного производства, увеличения и накопления отходов производства и потребления, которые способствуют возрастанию экологической напряженности.

Анализ состояния окружающей среды на основе данных наблюдений Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды свидетельствует о негативных тенденциях как в изменении показателей ее качества, так и в организации управления в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

В создавшихся условиях в Чувашской Республике была принята и реализуется республиканская целевая программа «Повышение экологической безопасности в Чувашской Республике на 2006–2011 годы», утверждённая, постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21 июня 2006 г. № 153 (с изменениями, внесёнными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 3 октября 2008 г. № 299).

В рамках указанной Программы в 2006–2009 годах осуществлены:

внедрение промышленными организациями новых технологий, техники и оборудования, способствующих уменьшению выбросов в атмосферный воздух, сбросов в водные объекты, образования отходов;

строительство и ремонт биологических очистных сооружений в трех муниципальных образованиях;

лабораторные исследования и аналитический контроль в целях охраны окружающей среды и повышения экологической безопасности;

строительство первой очереди полигона твёрдых бытовых отходов (далее – ТБО) в Моргаушском районе; разработка трёх проектов строительства межмуниципальных объектов размещения ТБО, в том числе для городов Чебоксары, Новочебоксарска и Чебоксарского района, а также работы по выбору земельных участков под строительство таких объектов в трёх муниципальных образованиях;

разработка проекта рекультивации санкционированной свалки города Чебоксары, подлежащей закрытию;

мероприятия по обеспечению экологических и гигиенических требований к содержанию существующих объектов размещения твердых бытовых отходов;

ликвидация в населенных пунктах Чувашской Республики несанкционированных свалок твердых бытовых отходов;

обезвреживание (демеркуризация) ртутьсодержащих отходов первого класса опасности в целях недопущения ртутного загрязнения территории Чувашской Республики;

селективный сбор более 14429 тонн отходов всех видов и открытие тринадцати пунктов приема вторсырья от населения;

вовлечение выделенных после селективного сбора и сортировки более 9,564 тыс. тонн отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья;

мероприятия по сбору, утилизации и уничтожению биологических отходов;

обезвреживание 39,3 тонн отходов пестицидов и агрохимикатов;

капитальный ремонт в полном объёме двенадцати гидротехнических сооружений (далее – ГТС), техническое обследование 74 ГТС для декларирования их безопасности, разработка деклараций безопасности ГТС Вурнарского и Шемуршинского водохранилищ;

работы по развитию и содержанию трех особо охраняемых природных территорий федерального значения и особо охраняемых природных территорий и объектов (далее – ООПТ) Чувашской Республики;

работы по созданию восьми ООПТ республиканского значения общей площадью 7440,52 гектаров;

научно-исследовательские работы для сохранения и изучения биологического разнообразия на 19 существующих и 11 перспективных ООПТ Чувашской Республики;

подготовка оригинал–макета и электронной версии материалов для издания в 2010 году Тома 1 Части 2 Красной книги Чувашской Республики «Животные»;

посадка более 3,543 млн. деревьев и кустарников для развития зеленого фонда городских и сельских поселений Чувашской Республики;

работы и мероприятия в рамках Общероссийских Дней защиты от экологической опасности;

проведение в масштабах республики семинаров, конкурсов, научно-практических конференций, слетов, олимпиад природоохранной тематики;

реабилитация диких животных на базе детского зооуголка «Ковчег»;

изучение состояния экосистем и ландшафтов Чувашской Республики;

подготовка и издание Докладов об охране окружающей среды в 2006, 2007, 2008 годах;

издание Радиационно-гигиенического паспорта территории Чувашской Республики за 2000–2005 годы, одиннадцати выпусков Экологического вестника Чувашской Республики, брошюр, сборников, книг, календарей природоохранной тематики;

создание мультимедийного альбома и раздела фотовыставки природоохранной тематики.

Динамика достигнутых показателей эффективности реализации Программы в 2006–2009 годах приведена в таблице 1.


Таблица 1


^ Динамика достигнутых показателей

эффективности реализации Программы



Наименование

индикаторов

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

Демеркуризация ртутьсодержащих отходов

(рост в процентах к предыдущему году)

8


8,6

10


10,2

12


12


10

10

Селективный сбор ТБО

(рост в процентах к 2005 году)

11

87,7

23

252,9

34

340,1

45

521

Вовлечение отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья (тыс.тонн/год)

-

-

не менее

1,1


2,718

не менее

1,25


2,907

не менее

1,4


5,604

Снижение риска аварий на гидротехнических сооружениях, создающих угрозу экологической безопасности, единиц нарастающим итогом

-

-

4

4

9

9

12

12

Количество созданных ООПТ для формирования экологического каркаса Чувашской Республики и сохранения биологического разнообразия

(в единицах)

3

3

3

3

1

1

1

1


В натуральном выражении показатели индикаторов «Демеркуризация ртутьсодержащих отходов» и «Селективный сбор ТБО» в 2009 году составили соответственно 192,6 тонн и 5306,586 тонн. Фактически достигнутые уровни селективного сбора ТБО и вовлечения отходов в хозяйственный оборот обеспечены за счёт значительно превысивших запланированные вложения средств внебюджетных источников.

Разработка настоящей Программы обусловлена актуальностью вопросов повышения экологической безопасности и улучшения состояния окружающей среды в целях формирования благоприятных условий жизнедеятельности, намеченного Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020.

В Чувашской Республике в 2009 году выбросы вредных веществ стационарными источниками в атмосферный воздух составили 35,637 тыс. тонн, выбросы стоящего на учете автотранспорта – 112,616 тыс. тонн, что превышает выбросы стационарных источников более чем в 3,1 раза. Осуществляя выбросы вредных веществ непосредственно в приземный слой атмосферы, автотранспорт является основным источником ее загрязнения.

Основной вклад в выбросы стационарных источников вносят предприятия транспорта и связи – 65,5 процента, производства и распределения электроэнергии, газа и воды – 11,2 процента, производство прочих неметаллических минеральных продуктов – 3,9 процентов, производство машин и оборудования – 3,9 процентов, химическое производство – 2,2 процента.

Наибольшую антропогенную нагрузку испытывает атмосферный воздух в гг. Чебоксары и Новочебоксарске. В 2009 году уровни загрязнения атмосферного воздуха в этих городах характеризовались как высокие, комплексные показатели его загрязнения (индексы загрязнения атмосферы – ИЗА5), рассчитанные по приоритетным примесям формальдегид, бенз(а)пирен, взвешенные вещества, диоксид азота, оксид углерода, фенол, составили соответственно 9,2 и 12,4.

Значительное негативное воздействие на водные объекты оказывает сброс недостаточно очищенных сточных вод после очистных сооружений. Наиболее распространенными загрязняющими водные объекты веществами являются фенол, фторид-анион, легкоокисляющиеся органические вещества по величине БПК5, соединения меди, марганца, цинка, железа и никеля.

По состоянию на конец 2009 года объем сброса недостаточно очищенных сточных вод составил по Чувашии 89,15 млн.куб. метров. Всего на территории республики насчитывается 216 очистных сооружений, практически все они морально устарели и в значительной мере изношены. Кроме того, многие из них перегружены, что приводит к несоблюдению технологических режимов очистки стоков.

В силу этих причин степень очистки большинства очистных сооружений не удовлетворяет нормативным требованиям, что способствует загрязнению водных объектов и вызывает необходимость проведения реконструкции или капитального ремонта таких очистных сооружений.

Основные мероприятия по восстановлению очистных сооружений реализуются в рамках республиканской целевой программы «Обеспечение населения Чувашской Республики качественной питьевой водой на 2009-2020 годы», принятой Указом Президента Чувашской Республики от 2 декабря 2008 г. № 123.

На территории Чувашской Республики имеется свыше 3,5 тысячи различных гидротехнических (водохозяйственных) сооружений, 1062 из них – капитальной постройки.

Среди ГТС имеются крупные, с объемом чаши пруда свыше 1 млн.куб. метров - 28 штук, от 1 млн.куб. метров до 500 тыс.куб. метров – 69 штук, от 500 до 300 тыс.куб. метров – 99 штук и менее 300 тыс.куб. метров – 866 штук.

В основном ГТС имеют четвертый класс капитальности, то есть срок их службы ограничен 25 годами. Для 80 процентов ГТС этот срок уже истек, а для оставшихся истекает в ближайшие годы. Поэтому выше указанные сооружения являются потенциально опасными и требуют проведения мероприятия по обеспечению их безопасности.

Наиболее острой проблемой, приводящей к ухудшению качества окружающей среды и нарастанию экологической напряженности, является загрязнение отходами производства и потребления на территории Чувашской Республики.

Начиная с 2007 года в целом по республике наблюдается рост накопленных в организациях отходов (1,4 – 3,1 процента). Их количество является значительным. В 2009 году количество таких отходов составило 2037,332 тыс. тонн.

По отношению к 2004 году на 17,3 – 32,3 процента увеличились годные объёмы твердых бытовых отходов, образующихся в жилищно-коммунальном секторе, а также возросли объемы отходов, размещаемых на полигонах и свалках.

Количество использованных и обезвреженных отходов всех классов опасности в 2009 году составило суммарно 7,5 процента от общего количества имеющихся на предприятиях на начало года и образовавшихся за год отходов, что при незначительной составляющей обезвреживания свидетельствует о недостаточном вовлечении их в хозяйственный оборот.

В целях сокращения объемов накопления отходов за счет увеличения их переработки и обезвреживания необходимы создание и внедрение соответствующих экологически безопасных технологий, сортировки и селективного сбора твердых бытовых отходов.

Остаётся неблагоприятной обстановка с объектами размещения отходов. Из существующих на территории Чувашской Республики двадцати двух объектов размещения твердых бытовых отходов только один полигон из четырех и шесть санкционированных свалок соответствуют природоохранным требованиям. Размещение отходов на не обустроенных в соответствии с указанными требованиями объектах размещения отходов, а также на стихийных несанкционированных свалках оказывает отрицательное влияние на окружающую среду и усугубляет экологическую обстановку в республике. Кроме того, вместимость объектов размещения отходов, за исключением полигонов, в основном исчерпана.

В настоящее время в Чувашской Республике имеются разрозненные материалы по инженерной геологии для отдельных хозяйственных объектов. Отсутствие обобщенных сведений в указанной сфере существенно затрудняет охрану и рациональное использование природных ресурсов, отвод земельных участков под объекты размещения отходов, определение расположения объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, а также оперативное реагирование при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в целях повышения экологической безопасности в республике.

В сложившихся условиях требуется создание общей цифровой инженерно-геологической карты Чувашской Республики с учетом геолого-геоморфологического строения, гидрогеологических условий, проявлений активных экзогенных геологических процессов, высокой техногенной нагрузки.

Одним из основных инструментов повышения экологической безопасности в республике является мониторинг окружающей среды, представляющий систему наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.

Наблюдения за загрязнением окружающей среды являются источником исходной информации для расчётов по определению допустимых антропогенных нагрузок на объекты окружающей среды, лежат в основе регулирования антропогенного воздействия на окружающую среду и обеспечения защищённости населения, животного и растительного мира от её загрязнения.

В то же время высокая степень информированности о состоянии загрязнения объектов окружающей среды существенно повышает уровень инвестиционной привлекательности территорий, особенно для инвестиций иностранного капитала.

Серьёзным недостатком действующей в республике системы мониторинга окружающей среды является её низкий технический уровень, неполное пространственное и временное разрешение, что приводит к отсутствию значимой информации. Например, республика не располагает сведениями о фактическом уровне загрязнения атмосферного воздуха и почвы в промышленных городах Алатырь, Канаш, Шумерля, поселке Вурнары, других населенных пунктах.

В городах республики не проводятся наблюдения за загрязнением воздуха в режиме непрерывной регистрации и в режиме реального времени.

Требует внимания и совершенствование технических возможностей системы мониторинга окружающей среды, укрепление и развитие её инфраструктуры.

Таким образом, для обеспечения органов государственной власти и местного самоуправления более полной и достоверной информацией о состоянии окружающей среды в целях эффективного решения проблем повышения экологической безопасности необходимы развитие и совершенствование системы мониторинга окружающей среды, основополагающим фактором которых должно явиться достаточное финансовое обеспечение.

В связи с нарастанием процессов урбанизации все большую актуальность приобретают проблемы развития сети особо охраняемых природных территорий и сохранения биологического разнообразия в целях поддержания экологического баланса, воспроизводства природных ресурсов, сохранения эталонных экосистем и ценного генофонда растений и животных.

В Чувашской Республике организовано около 130 ООПТ на площади 70,40 тыс. гектаров, в том числе ООПТ местного значения на площади 2,31 тыс. гектаров.

К ООПТ республиканского значения относятся 15 государственных природных заказников (1,63 тыс. гектаров), 1 дендрологический парк (238 гектаров), 68 памятников природы (6,71 тыс. гектаров), 1 этноприродный парк (7,01 тыс. гектаров), 4 округа санитарной охраны (4,24 тыс. гектаров), 5 генетических резерватов насаждений дуба и сосны (995 гектаров).

ООПТ по районам республики расположены неравномерно. Наименьшее количество ООПТ создано в Вурнарском и Канашском районах, в Урмарском районе ООПТ не созданы. Экологический каркас республики, куда входят все ООПТ и их охранные зоны, еще полностью не создан. В ряде районов ООПТ либо не определены, либо их количество и площадь ничтожно малы. В целом на ООПТ республики сохраняется только около 60 процентов видов растений и животных, нуждающихся в охране.

В Чувашии отчетливо проявляется негативная тенденция увеличения числа видов растений и животных, которые находятся под угрозой исчезновения. В Красную книгу Чувашской Республики уже включено более 240 видов растений и грибов.

По мере обострения экологических проблем в городских и сельских поселениях, связанных с загрязнением воздуха, почвы и водоемов, возрастанием уровня шума, ухудшением микроклимата и условий проживания населения, возрастает значение зеленых насаждений в нормализации экологической обстановки и создании благоприятной окружающей среды.

Наукой и мировой практикой доказано, что зеленые насаждения в городских и сельских поселениях выполняют важную санитарно-гигиеническую роль, очищают атмосферный воздух от пыли, поглощают вредные газы, тяжелые металлы, оздоровляют воздух за счет выделения фитонцидов, что подавляет развитие болезнетворных микроорганизмов. Зеленые насаждения являются также средствами защиты населения от шума.

Серьезные проблемы в развитии зеленого фонда городских и сельских поселений состоят в том, что работы по озеленению выполняются в недостаточном объеме, без четкой системы, научного и проектного обоснования.

Площади существующих зеленых насаждений общего пользования в городских и сельских поселениях республики ниже установленных нормативов.

Большинство районных центров не имеют проектов озеленения, в них не создана система зеленых насаждений. Удельный вес озелененных территорий в пределах застройки городов должен составлять в соответствии со СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утверждённый постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1978 г. № 78, не менее 40 процентов, а в границах территории жилого района – не менее 25 процентов.

В целях создания благоприятной жизненной среды для населения, обеспечения комплексного социально-экономического развития районов и городов Чувашской Республики, улучшения внешнего облика городских и сельских поселений, их экологического, эстетического и культурного состояния Указом Президента Чувашской Республики от 22 сентября 2004 г. № 107 «О Годе парков и садов» 2005 год объявлен Годом парков и садов, а Указом Президента Чувашской Республики от 28 марта 2005 г. № 30 «О проведении Дня дерева «Посади дерево и сохрани его» учрежден День дерева, который будет проводиться ежегодно.

Важным условием, способствующим повышению экологической безопасности в республике, является повышение экологической культуры населения, образовательного уровня, профессиональных навыков и знаний в области экологии. Низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения страны отнесен Экологической доктриной Российской Федерации к числу основных факторов деградации природной среды Российской Федерации. Эта проблема требует включения в настоящую Программу мероприятий по повышению экологической культуры, экологическому образованию и просвещению.



^

II. Основные цели, задачи и сроки реализации Программы





Основной целью настоящей Программы является повышение экологической безопасности на территории Чувашской Республики, что предполагает повышение защищенности компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий на территории Чувашской Республики.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; минимизация экологических рисков, связанных с возможным возникновением чрезвычайных ситуаций при эксплуатации гидротехнических сооружений; развитие и совершенствование системы мониторинга окружающей среды для своевременного обеспечения потребностей Чувашской Республики в полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и ее изменениях для предотвращения или уменьшения неблагоприятных последствий таких изменений; сохранение и восстановление природной среды; формирование экологической культуры.

Масштабность и ресурсоемкость задач, которые необходимо решить в целях повышения экологической безопасности в Чувашской Республике, обусловлены их комплексностью и взаимоувязанностью. Их решение требует координации действий по реализации разнородных мероприятий организационного, научно-методического, проектного и восстановительно-строительного характера, согласованности по объемам и времени привлечения средств федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики, местных бюджетов и внебюджетных источников и может быть достигнуто только программно-целевым методом.

Программа реализуется в 2010–2015 годах.

Динамика целевых индикаторов и показателей эффективности реализации Программы приведена в таблице 2.


Таблица 2


^ Динамика целевых индикаторов

и показателей эффективности реализации Программы




пп

Наименование

индикаторов

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.




1

2

3

4

5

6

7

8

























1.

Демеркуризация ртутьсодержащих отходов, тонн

не

менее

115,0

не менее

115,1

не менее

115,3

не менее

115,5

не менее

115,7

не менее

115,9

2.

Селективный сбор ТБО, процентов по отношению к предыдущему году


103

103

103

103

103

103

3.

Вовлечение отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, тыс. тонн


не

менее

5,1

не менее

5,25

не менее

5,4

не менее

5,57

не менее

5,74

не менее

5,9

4.

Количество созданных ООПТ для формирования экологического каркаса Чувашской Республики и сохранения биологического разнообразия, единиц


1

1

1

1

1

1

5.

Показатель комплексной оценки эффективности деятельности Минприроды Чувашии в сфере государственных закупок

умеренно эффективный

(2010–2013 гг.)

эффективный

(2014–2015 гг.)


Показатели индикатора «Демеркуризация ртутьсодержащих отходов» запланированы с учётом данных статотчётности в области обращения с отходами за период 2007-2009 годы и ведомственного учёта Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики.

^

III. Перечень программных мероприятий





Мероприятия Программы направлены на достижение намеченной цели и решение поставленных задач.

Мероприятия Программы по основным направлениям предусматривают:

раздел I. Снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду:

перевод котельной на природный газ;

внедрение новых технологий, направленных на снижение негативного воздействия на атмосферный воздух;

реконструкция, замена и ввод оборудования для очистки выбросов в атмосферный воздух;

контроль за состоянием атмосферного воздуха в санитарно-защитных зонах организаций и соблюдением нормативов выбросов;

озеленение санитарно-защитных зон, способствующее улучшению качества атмосферного воздуха;

разработка нормативов допустимого воздействия на окружающую среду;

мероприятия по очистке промышленных стоков;

строительство, модернизация, реконструкция и капитальный ремонт биологических очистных сооружений;

мероприятия по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений;

реализация регионального инвестиционного проекта "Переработка и захоронение твердых бытовых отходов» (для гг. Чебоксары, Новочебоксарска и Чебоксарского района);

строительство межмуниципальных и муниципальных объектов размещения твердых бытовых отходов с участками сортировки и переработки, завершение строительства и реконструкция объектов размещения твёрдых бытовых отходов, строительство мусороперегрузочных станций с участками сортировки и временного накопления вторсырья, намеченных территориально и количественно рабочей группой по реализации Указа Президента Чувашской Республики от 30 декабря 2009 г. № 100 «О дополнительных мерах по обеспечению экологической безопасности в Чувашской Республике»;

рекультивация санкционированной свалки в г. Чебоксары;

сбор, переработка и обезвреживание отходов производства и потребления, в том числе демеркуризация ртутьсодержащих отходов 1 класса опасности;

создание цифровой инженерно-геологической карты Чувашской Республики масштаба 1:200000;

поведение аналитического контроля за соблюдением нормативов допустимого воздействия на окружающую среду;

раздел II. Развитие и совершенствование системы мониторинга окружающей среды:

организация стационарных автоматических постов наблюдения качества атмосферного воздуха;

оснащение оборудованием существующих стационарных постов наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха;

приобретение передвижной экологической лаборатории;

проведение лабораторных исследований атмосферного воздуха;

приобретение и внедрение автоматизированной системы мониторинга водных объектов;

проведение химических исследований поверхностных вод;

создание автоматизированной системы экологического мониторинга;

приобретение и установка радиолокатора в г. Чебоксары;

оснащение территориальной наблюдательной сети автоматической метеорологической станцией и модернизация действующих метеорологических станций;

мониторинг состояния недр.

раздел III. Развитие сети ООПТ и сохранение биологического разнообразия:

организация, развитие и содержание ООПТ;

сохранение биологического разнообразия;

раздел IV. Нормализация экологической обстановки и создание благоприятной окружающей среды в поселениях:

развитие зеленого фонда городских и сельских поселений;

раздел V. Формирование экологической культуры:

работы и мероприятия по формированию экологической культуры;

реализация проектов, программ, акций, мероприятий по охране окружающей среды;

информационное обеспечение, издательско-просветительская деятельность.


Мероприятия по реализации настоящей Программы представлены в приложении № 1 к Программе.
^

IV. Ресурсное обеспечение Программы





Реализация Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики, местных бюджетов и внебюджетных источников (табл. 3).

Программа предусматривает финансирование из федерального бюджета мероприятий по развитию и совершенствованию мониторинга окружающей среды, развитию и содержанию ООПТ федерального значения. Из внебюджетных источников за счет средств организаций будут осуществляться мероприятия по снижению негативного воздействия деятельности этих организаций на окружающую среду; за счет средств организаций жилищно-коммунального комплекса и специализированных организаций – мероприятия в области обращения с отходами производства и потребления, по развитию зеленого фонда городских и сельских поселений.


Таблица 3


^ Объемы и источники финансирования Программы


(млн. рублей)

Источники

финансирования

Объемы финансирования по годам

2010 –2015

2010

2011

2012

2013

2014

2015




Всего

из них:

2851,299

378,367

743,750

973,019

365,648

271,892

118,623

из федерального бюджета


665,984

5,847

3,200

479,180

79,210

74,240

24,280

из республиканского бюджета Чувашской Республики


160,063

41,108

64,006

2,616

4,395

25,940

21,998

из местных бюджетов


623,441

63,731

158,092

188,032

108,667

70,242

34,677

из внебюджетных источников

1401,811

267,654

518,452

303,191

173,376

101,470

37,668


Исходя из возможностей бюджетов всех уровней объемы средств, направляемых на реализацию Программы, могут уточняться.

^

V. Механизм реализации Программы





Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления, осуществляющих меры по выполнению Программы, согласованность действий по ее реализации, целевому и эффективному использованию бюджетных средств, осуществляет взаимодействие с исполнителями Программы, а также общий контроль за реализацией Программы.

Исполнители мероприятий Программы ежегодно к 15 февраля до 2016 года представляют информацию о ходе реализации мероприятий Программы в Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики.

Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики ежегодно к 1 марта до 2016 года представляет в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики отчет о выполнении Программы.

По окончании срока реализации Программы Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики в срок до 1 марта 2016 года после согласования с Министерством экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерством финансов Чувашской Республики представляет в Кабинет Министров Чувашской Республики доклад о реализации республиканской целевой программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации, на основании которого до 1 апреля года, следующего за последним отчетным, на заседании Кабинета Министров Чувашской Республики принимается решение о снятии с контроля данной программы.

^

VI. Оценка социальной и бюджетной эффективности Программы





Оценка эффективности Программы за весь период её реализации проводится с учетом следующих показателей:

демеркуризация (обезвреживание) ртутьсодержащих отходов не менее 692,5 тонн, за счёт чего будет исключено загрязнение территории Чувашской Республики от ртутьсодержащих отходов 1 класса опасности;

увеличение селективного сбора твердых бытовых отходов по отношению к 2009 году на 11,4%, за счет чего размещение отходов на существующих объектах их размещения будет снижено на 32989 тонн;

вовлечение отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья не менее 32,96 тыс. тонн, что будет способствовать рациональному потреблению первичных сырьевых ресурсов;

увеличение количества особо охраняемых природных территорий на 6 единиц по отношению к 2009 году для создания экологического каркаса Чувашской Республики и сохранения биологического разнообразия.

Реализация программных мероприятий в целом позволит:

уменьшить негативное воздействие хозяйственной и иной деятельности на компоненты природной среды за счет снижения выбросов в атмосферный воздух снижено и сбросов сточных вод, переработки, обезвреживания и безопасного размещения отходов;

сохранять биологическое разнообразие за счет развития сети природно-антропогенных объектов;

повысить экологическую культуру;

своевременно получать полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды для предотвращения и уменьшения неблагоприятных последствий ее изменений.

Основываясь на Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. № 440, следует констатировать, что в условиях развития общества, ориентированного на быстрые темпы экономического роста и породившего причинение беспрецедентного вреда окружающей среде, необходимо сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Постепенное восстановление естественных экосистем до уровня, гарантирующего стабильность окружающей среды, предполагает реализацию комплекса затратных мер по устранению последствий нанесенного окружающей среде вреда, а также снижению негативного воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности.

Таким образом, эколого-экономическая эффективность Программы будет состоять в стабилизации экологической ситуации, сохранении природных систем, поддержании целостности и жизнеобеспечивающих функций, которые необходимы как одни из непременных условий функционирования социально-экономической сферы и ее отдельных элементов в Чувашской Республике.

Социальная эффективность Программы будет выражена в сохранении и повышении качества жизни населения, улучшении его здоровья, сохранении трудового потенциала, улучшении демографической ситуации в условиях поддержания благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Оценку эффективности расходования бюджетных средств планируется осуществлять по годам в течение срока реализации Программы.

Методика оценки эффективности реализации Программы изложена в приложении № 2 к Программе.