bigpo.ru
добавить свой файл
1
Е.В. Башлий1

Образовательная программа дополнительного образования детей

«РАЗВИВАЮЩАЯ АСТРОНОМИЯ»

Возраст обучающихся – 6-9 лет

Срок реализации – 2 года

К содержанию

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа относится к естественнонаучной направленности (астрономия как наука) с элементами культурологии (астрономия в культуре).

Истинное место астрономии в человеческой культуре понятно немногим, особенно это проявляется в современной средней школе: либо курс астрономии преподается в выпускных классах в сжатом виде, либо совсем исключается.

Однако специфика астрономии заключается не только в её системности, мировоззренческом значении, но и в реальном повседневном присутствии в человеческой культуре. Исчисление времени, календарные системы, космические ритмы и ритмы биосферы, влияние космических излучений, изменение магнитного поля Земли, влияние на Землю Луны, Солнца и других космических тел – вот не полный перечень того, что так или иначе отражено в культуре. Религиозная обрядность, народные праздники, приметы, фольклор, астрономическая символика в архитектуре, орнаментах, слова с астрономическими корнями – всё это напрямую указывает на реальное значение астрономических знаний, их культурологическое содержание.

Актуальность настоящей программы заключается в том, что она позволяет средствами дополнительного образования частично компенсировать пробелы в изучении астрономии, существующие в школе, одновременно способствуя и общекультурному развитию детей. При этом, будучи ориентирована на детей дошкольного и младшего школьного возраста (6-9 лет), программа позволяет заложить основы астрономических знаний, опираясь на которые дети смогут развить свой дальнейший интерес, обращаясь к другим источникам информации.

^ Новизна программы связана с соединением в её рамках собственно астрономических и культурологических знаний (тема «Астрономия в культуре»). Это

потребовало введения в учебный курс обширного иллюстративного материала, разнообразных игровых методик, тестов для диагностики результатов обучения, различных дидактических материалов, разработанных автором.

^ Цель программы – формирование у ребёнка, на основе изучения астрономии и путём развития элементов диалектического мышления и навыков познавательной деятельности, целостного представления об окружающем мире и истории познания природы человеком.

Задачи:

– получение дополнительных знаний обучающимися по природоведению, основам географии и астрономии, осознание ими взаимосвязи человека с природой;

– ознакомление и обучение детей работе с простыми астрономическими приборами;

– ознакомление с астрономической и космической техникой;

– систематизация и закрепление знаний, полученных детьми до прихода в учебную группу;

– выявление творческих способностей детей, развитие воображения, фантазии, воспитание творческого, продуктивного подхода при получении новых знаний и умений;

– приобретение навыков полноценного общения со сверстниками и взрослыми;

– приобретение навыков самостоятельного планирования своей деятельности (познавательной и общения);

– воспитание гармоничного поведения ребёнка.

Комплексный и индивидуальный подход, лежащий в основании программы, предполагает максимальную реализацию возможностей каждого ребёнка, которые формируются и проявляются в специфических видах деятельности детей.

В программе разрабатываются два аспекта: образовательный и методический. Акцент делается на применение в образовательном процессе развивающих игровых методик и компьютерных технологий (создание банка материалов для компьютерных презентаций), что позволяет оптимизировать обучение и воспитание.

Специфика общения с детьми этого возраста требует особой подачи учебного материала и организации взаимоотношений в коллективе между педагогом, детьми и их родителями. Необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся, изменившийся социальный заказ, увеличение объёма предъявляемой информации и возросшие технические возможности.

Поэтому программа «Развивающая астрономия», хотя и учитывает типовые программы по астрономии для более старших возрастов и развивающие программы из смежных областей дополнительного образования, но преимущественно разработана на основе опыта, накопленного автором с 1993 г. в преподавании данного курса в лаборатории «Тайны Вселенной» отдела астрономии и космонавтики.

Программа рассчитана на создание условий для интеллектуального и духовного развития личности ребёнка, его познавательной активности, формирования у детей начальных знаний и навыков в области астрономии и космонавтики и в других смежных дисциплинах, приобщения обучающихся к общечеловеческим ценностям. В процессе реализации программы учитывается взаимодействие педагога дополнительного образования с семьёй, общение детей в группе, что обеспечивает эмоциональное благополучие ребёнка.

В программе реализуются современные образовательные технологии, которые отражены в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активные методы обучения, походы и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализ результатов деятельности детей); средствах обучения (компьютерные технологии).

Использование современных педагогических технологий с привлечением компьютерных средств, игровых методик позволяют сместить акцент с традиционного преподавания предмета астрономии на всестороннее развитие личности ребёнка, участвующего в образовательном процессе.

Возраст детей, занимающихся по программе, – 6-9 лет.

Основной курс программы рассчитан на 2 года обучения по 2 часа в неделю (за каждый год по 144 часа).

Со второго года ребятам и их родителям предлагается свободный выбор тем с акцентом на самостоятельную работу при подготовке их выступлений на занятиях, массовых мероприятиях, викторинах и олимпиадах для малышей, а также активное участие в создании сборника работ учащихся и их родителей.

^ Основными формами занятий являются:

– беседы, дискуссии;

– экскурсии в музеи и научные учреждения;

– настольные тематические игры, викторины, игры-путешествия в планетарии

МГДД(Ю)Т, коллективные игры;

– изготовление простейших астрономических приборов и пособий;

– астрономические наблюдения в школьные телескопы и в обсерватории;

– использование на занятиях наглядных пособий (видеофильмов, диафильмов, слайдфильмов, плакатов, фотоснимков, карт);

– использование астрономических компьютерных игр.

Кроме того, учитывая возраст детей, обучающихся по программе (дошкольный и младший школьный), используются и такие формы занятий, как:

– подвижные игры;

– работа с детскими конструкторами-играми, лепка из пластилина, рисование;

– проведение конкурсов рисунков;

– проведение театрализованных астрономических праздников.

Режим занятий предусматривает совместные занятия детей 6-8 лет и их родителей или частично самостоятельные для более старших детей. Оптимальный количественный состав группы – 10 чел. Если группа больше, то занятия следует вести по подгруппам.

^ Ожидаемые результаты и способы их проверки

Основным результатом обучения станет формирование у детей полноценного представления о сложности окружающего мира, понимания того, что всем разнообразием знаний о Вселенной и о человеке можно овладеть только при постоянной работе, как с помощью взрослого, так и самостоятельно.

Обучающиеся будут знать:

– основные созвездия и их латинские названия (не менее 15-20);

– названия наиболее ярких звёзд, планет и наиболее крупных спутников планет;

– греческие и латинские имена богов, встречающихся в астрономии;

– основные календарные праздники и их связь с природными циклами;

– чем Земля отличается от других планет солнечной системы, как связана жизнь на Земле с Солнцем, чем объясняется разнообразие ландшафтов Земли.

Дети будут уметь:

– работать с учебными пособиями и простейшими астрономическими инструментами;

– определять стороны света, время;

– находить с помощью учебных компьютерных программ созвездия, наиболее известные небесные объекты, определять условия их видимости в любое время;

– плодотворно сотрудничать в детском коллективе.

Для контроля полученных знаний и умений используется диагностическое тестирование на протяжении всего учебного курса группы в целом и отдельных учащихся, а при необходимости и соответствующая коррекция. Для этого применяются традиционные психологические диагностические и коррекционные методики, адаптированные к данной программе. Ребята также выполняют по ходу учебного года различные проверочные задания по пройденным темам.

Для контроля используются и такие формы, как тематические праздники, викторины, сюжетно-ролевые игры. Наиболее подготовленные учащиеся могут принять участие в астрономической олимпиаде, проводимой во Дворце.

Итоги реализации программы подводятся в форме выставки детских работ.


^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН





Наименование разделов и тем

Количество часов

Первый год обучения

Второй год обучения

Теория

Прак-тика

Всего

Теория

Прак-тика

Всего

1

Вводное занятие

2

-

2

2

-

2

2

Наука о Вселенной. Астрономические приборы и обсерватории

6

2

8

4

4

8

3

Небесная сфера и созвездия. Мифы о звёздном небе. Астрономия в культуре

24

6

30

18

6

24

4

Солнце и Луна. Солнечные и лунные затмения. Фазы Луны. Календарь. Праздники.

16

6

22

12

4

16

5

Солнечная система

28

10

38

20

10

30

5.1.

Обзор Солнечной системы

2

-

2

2

-

2

5.2.

Земля – планета, на которой мы живём

2

2

4

2

2

4

5.3.

Луна – спутник Земли

2

2

4

2

2

4

5.4.

Солнце – ближайшая звезда

3

1

4

3

1

4

5.5.

Планеты земной группы

7

1

8

3

1

4

5.6.

Планеты-гиганты и их спутники

6

2

8

4

2

6

5.7.

Малые тела Солнечной системы

4

2

6

4

2

6

6

Обзор объектов за пределами Солнечной системы: звёздные скопления, туманности, галактики

8

2

10

16

4

20

7

История развития космонавтики: от воздушного шара до орбитальных комплексов. Выдающиеся деятели в области космонавтики

4

2

6

10

2

12

8

Знакомство с компьютером и компьютерными учебными программами

10

18

28

12

20

32




Итого:

98

46

144

94

50

144


Примечание. Учебно-тематический план составлен из такого расчёта, что знакомство обучающихся на протяжении двух лет с основными темами подразумевает повторение и более углублённый подход с опорой на ранее пройденный материал, поэтому темы на первом и втором годах повторяются по названию, но только частично совпадают по содержанию. Часовая разбивка по темам внутри разделов в учебно-тематическом плане (кроме раздела 5) не даётся, так как в рамках этих разделов количество часов на ту или иную тему может быть изменено с учётом особенностей каждой новой группы.


^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Вводное занятие.

Знакомство учащихся с отделом и правилами поведения, знакомство с группой. Заполнение анкет родителями и детьми. Блиц-опрос по теме «Что я знаю об окружающем мире». Викторина «Мир вокруг меня». Загадки и пословицы о природе и небесных явлениях. Стихи и сказки о природе.

Раздел 2. Наука о Вселенной. Астрономические приборы и обсерватории.

Тема 2.1. Природа и Вселенная. Как люди изучают природу. Знакомство с простейшими приборами. Возникновение астрономии как прикладной деятельности в жизни человека. Классификация природных явлений и выделение из них небесных. Уровни знакомства с природой: поверхность Земли, небо – воздушная оболочка, объекты за атмосферой, наблюдаемые невооружённым глазом. Космические объекты. Развитие представлений о Вселенной у разных цивилизаций. Древний мир: Вавилон, Египет, Индия, Китай, Греция, Рим, Америка. Инструменты и обсерватории Древнего мира. Средневековые цивилизации: Ближний Восток, Европа, Америка. Астрономия в эпоху научно-технической революции: от Галилея до Эйнштейна.

Тема 2.2. Развитие астрономии в России с языческих времен до наших дней. Знакомство с биографиями М.В. Ломоносова, К.Э. Циолковского.

Тема 2.3. Космические исследования. Жизнь во Вселенной. Проблемы экологии. Отличие научного и религиозного освоения действительности.

^ Практические работы. Знакомство с книгами по истории астрономии, компьютерной энциклопедией на CD-диске по астрономии. Знакомство с обсерваторией и планетарием, с оптическим конструктором и угломерными приборами. Просмотр учебных видеофильмов по истории астрономии, слайдфильмов: «Зодиак», «Небо в русских сказках», «Небо и религиозные праздники», «Звёздное небо».

Раздел 3. Небесная сфера и созвездия. Мифы о звездном небе. Астрономия в культуре.

Тема 3.1. Небесная сфера, глобусы Земли и звёздного неба. «Сетка координат» на Земле и на небесной сфере. Звёздные карты. Способы наблюдения звёздного неба. Вид звёздного неба в разное время года и в разных точках Земли. Характерные группы звёзд и созвездия. Яркие и слабые звёзды, цвет звёзд. Новые созвездия южного неба в эпоху географических открытий.

^ Тема 3.2. Мифы и легенды о созвездиях разных народов в истории человечества. Отражение представлений людей о Вселенной в их обычаях, культах, обрядах, религиозных праздниках, искусстве, архитектуре, астрономия в сказках, произведениях популярных авторов.

^ Практические работы. Знакомство с книгами по истории астрономии, с земным и звёздным глобусами, с основными линиями на них. Изготовление подвижной карты звёздного неба и работа с ней: по Рею с названиями и без названий, немыми картами. Рисунки созвездий и работа с альбомом-раскраской. Работа с дидактическими пособиями «Занимательная астрономия» и «Развивающая астрономия». Игры: «Мозаика звёздного неба», «Небесная игротека», «Латинские и греческие слова в астрономии», «Небо в картинках», «Звёздные бои». Просмотр учебных видеофильмов по изучаемым темам (например, по греческим мифам: «Подвиги Геракла», «Персей», «Аргонавты» и т.д.). Просмотр слайдфильмов: «Зодиак», «Небо в русских сказках». Заучивание русских и латинских названий созвездий. Заучивание латинских поговорок и крылатых выражений. Знакомство с компьютерной программой «Skyglobe», поиск созвездий и звёзд с помощью этой программы. Работа в планетарии отдела. Вечерние наблюдения звёздного неба, ориентирование по ярким созвездиям, по Полярной звезде. Литературная викторина по астрономии.

Раздел 4. Солнце и Луна. Солнечные и лунные затмения. Фазы Луны. Календарь. Праздники.

Тема 4.1. Суточное вращение Земли. Смена времён года как следствие годового движения Земли. Лунный и солнечный зодиак. Фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Мифы и легенды о Солнце и Луне.

Тема 4.2. Измерение времени, виды часов и календарей у различных цивилизаций. Природные циклы и жизнь человека, отличие скотоводческих и земледельческих календарей. Праздники у различных народов: сходство и различие. Календари на Руси. Старый и Новый стиль.

^ Тема 4.3. Личное время. Дневник ученика. Праздники государственные и семейные.

Практические работы. Наблюдение за суточным и годовым движением Солнца: изменение длительности дня и ночи, полуденной высоты Солнца в течение года. Ведение календаря природы (наблюдение за сезонными изменениями в природе). Ориентирование по Солнцу. Знакомство с компасом и астролябией. Работа с солнечными часами. Знакомство с различными видами часов. Наблюдение фаз Луны. Праздники дней равноденствий и солнцестояний. Подготовка и участие в них. Просмотр слайдфильмов: «Проделки Луны», «Астрономия для детей», «Зодиак», «Созвездия». Просмотр учебных видеофильмов по изучаемым темам, мультфильмов «Снегурочка» и «Двенадцать месяцев». Работа с компьютерными программами «Skyglobe», «Orbits3». Работа с дидактическими пособиями: «Занимательная астрономия», «Латинские и греческие слова в астрономии», «Астрономия в художественных произведениях», «Календарь и даты». Работа в планетарии отдела. Викторина эрудитов, загадки и ребусы.

Раздел 5. Солнечная система.

Тема 5.1. Обзор Солнечной системы. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Что было известно о планетах до и после изобретения телескопа.

Тема 5.2. Земля – планета, на которой мы живем. Земля – космическое тело. Как представляли Землю первобытные люди, в Древнем мире. Что люди узнали о Земле после эпохи великих географических открытий и в XVII-XIX веках. Космические исследования Земли. Строение Земли. Атмосфера Земли и космос. Жизнь на Земле: её разнообразие и эволюция. Земля в сказках, мифах и в фантастических произведениях.

^ Тема 5.3. Луна – спутник Земли. Луна – ближайшее космическое тело. Что было известно о Луне до и после изобретения телескопа. Космические исследования Луны. Луна в сказках, мифах и в фантастических произведениях.

^ Тема 5.4. Солнце – ближайшая звезда. Что было известно о Солнце до и после изобретения телескопа. Космические исследования Солнца. Влияние Солнца на Землю. Солнце в сказках, мифах и в фантастических произведениях.

Тема 5.5. Планеты земной группы. Меркурий – мир, похожий на Луну. Венера – «сестра» Земли. Общие и отличные свойства от Земли. Марс – с «каналами» и после их «исчезновения». Венера и Марс в фантастических произведениях. Космические исследования планет земной группы. Вид Солнца с разных планет. Плутон – планета загадок.

^ Тема 5.6. Планеты-гиганты и их спутники. Юпитер – со времени Галилея и до наших дней. Галилеевские спутники. Сатурн и Юпитер – сходство и отличие. Кольца Сатурна и других планет-гигантов. Титан – планета с атмосферой. Уран и Нептун – сходство и отличие. Их открытие. Космические исследования планет-гигантов.

^ Тема 5.7. Малые тела Солнечной системы. Открытие малых тел Солнечной системы. Астероиды и кометы – их природа и особенности наблюдений. Метеоры и метеориты. Метеоры и метеориты в истории земли. Как наблюдать метеоры. Исследования малых тел Солнечной системы.

^ Практические работы. Знакомство с Землёй: картами разных времен, глобусом, фотографиями из космоса. Наблюдение Луны в бинокль и телескоп в разных фазах. Знакомство с картой Луны. Работа с немой картой Луны. Знакомство с фотографиями Солнца. Наблюдение солнечных пятен на экране. Знакомство с фотографиями планет, их спутников, обсуждение их сходства и различия. Знакомство с фотографиями комет и метеоритов, экскурсия по музею планетария отдела. Просмотр слайдфильмов: «Астрономия для детей», «Атмосфера Земли», «Литосфера Земли», «Гидросфера Земли», «Проделки Луны», «Биография Солнца», «Солнце и жизнь на Земле», «Планеты земной группы», «Планеты-гиганты», «Малые тела солнечной системы». Просмотр учебных видеофильмов по изучаемым темам. Работа с компьютерными программами «Orbits3», «Redshift-3». Работа с мультимедийными энциклопедиями. Поиск и наблюдение планет невооружённым глазом и в обсерватории Дворца. Занятия в планетарии отдела. Настольная игра «Полёт во Вселенной». Игры «Боги и планеты», «Римские и греческие названия планет». Викторина «Узнай объект».

^ Раздел 6. Обзор объектов за пределами Солнечной системы: звёзды, звёздные скопления, туманности, галактики.

Световой год. Расстояния до самых ярких звёзд. Сравнение звёзд по размерам и температуре относительно Солнца. Карлики и гиганты. Жизнь звёзд. Рассеянные звёздные скопления на примере Плеяд и Гиад. Взрывающиеся звёзды на примере Крабовидной туманности. Туманности: Рыбачья сеть, Ориона и Лагуна. Галактики на примере Магеллановых облаков и Туманности Андромеды.

^ Практические работы. Знакомство с фотографиями и слайдами объектов вне Солнечной системы. Просмотр учебных видеофильмов по изучаемым темам. Знакомство с компьютерными энциклопедиями на CD-дисках по астрономии. Знакомство с объектами каталога Мессье. Викторина «Узнай объект»

Раздел 7. История развития космонавтики: от воздушного шара до орбитальных комплексов. Выдающиеся деятели в области космонавтики.

Тема 7.1. История развития воздухоплавательных аппаратов. Воздушные шары, первые самолёты. К.Э. Циолковский – основоположник отечественной космонавтики. Первые спутники. Животные в космосе. Ю.А. Гагарин – первый космонавт Земли, гражданин нашей страны. Основные достижения отечественной и зарубежной космонавтики. Первые люди в открытом космосе, на Луне, орбитальные комплексы.

^ Тема 7.2. Легенды и литературные произведения (сказки и фантастика). Дедал и Икар, летающие колесницы и корабли. Ж. Верн, Э. Распе, Г. Уэллс, Д. Свифт, Н. Носов, К. Булычев, С. Лем, А. Толстой, их произведения.

^ Практические работы. Знакомство со слайдами и фотографиями основоположников космонавтики, космонавтов, космических аппаратов. Просмотр слайдфильмов: «Зоопарк на орбите», «Музей космонавтики», «30 лет космической эры». Просмотр учебных видеофильмов по изучаемым темам. Знакомство с компьютерными энциклопедиями на CD-дисках по космонавтике. Викторина «Узнай космонавта», «Узнай космический корабль». Экскурсия в отдел космонавтики Политехнического музея.

^ Раздел 8. Знакомство с компьютером и компьютерными учебными программами.

Устройство компьютера. Знакомство с работой компьютера и прикладными компьютерными программами «Skyglobe», «Orbits3» и др. Мультимедийные диски. Знакомство с компьютерными энциклопедиями на CD-дисках по астрономии и космонавтике. Интернет. Знакомство с астрономическими сайтами.

^ Практические работы. Знакомство с устройством компьютера и его работой. Работа с компьютерными программами «Skyglobe», «Orbits3», «Redshift-3» и т.д. Работа в текстовом редакторе Microsof Word. Набор простейших текстов по астрономии. Знакомство с мультимедиа. Мультимедиа диски. Работа с компьютерными энциклопедиями на CD-дисках по астрономии и космонавтике. Знакомство с Интернетом. Работа с астрономическими сайтами. Викторина «Узнай-укажи объект» с использованием компьютерных программам «Skyglobe», «Redshift-3».

^ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Предмет астрономии для детей дошкольного и младшего школьного возраста является новой областью знаний и может быть использован для формирования целостной картины мира и места человека в ней.

Именно в 6-7 лет дети выходят за пределы семейного круга, устанавливая отношения с миром взрослых, происходит смена ведущей деятельности от сюжетно-ролевой игры к учебной деятельности; меняется мотивация; благодаря тому, что дошкольник осознаёт ограниченность своего места в обществе взрослых к нему приходит понимание того, что нужно много учиться.

В младшем школьном возрасте на первый план выступает овладение новыми способами действия, развитие познавательных потребностей. Сверстник приобретает индивидуальность в глазах ребёнка, т.е. появляется предпосылка к совместной деятельности не только с взрослыми, но и в коллективе детей.

Эти возрастные особенности требуют соответствующего методического обеспечения программы.

Для этого используются:

– развивающие психолого-педагогические методики П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова;

– методы профессиональной и народной педагогики, в том числе празднично-игровой культуры;

– развивающие игровые методики и компьютерные технологии.

Их использование позволяет создать в процессе обучения условия:

– для развития познавательной мотивации детей;

– для развития интеллектуальных способностей, логического мышления, внимания и памяти при совместной деятельности всех участников группы;

– для развития творческих способностей детей в различных играх;

– для создания развивающей среды;

– для формирования у ребёнка навыков работы с «взрослыми» инструментами (телескопом, биноклем, картой звёздного неба и т.д.).

Главным принципом методики реализации программы является создание для детей такой развивающей среды, в которой взаимосвязь двух видов деятельности – игровой и учебной – оказывается органичной и плодотворной.

Определённое участие в образовательном процессе взрослых (родители детей) позволяет расширить диапазон воспитательных средств. Организация тематических праздников, подготовка учащимися домашних заданий, оснащение самих занятий обогащается за счёт взаимодействия с родителями, их активной помощи.

В первый год занятий присутствие взрослых обязательно, так как даётся новый для ребёнка материал, который необходимо закрепить при обсуждении пройденного занятия и самостоятельной подготовке к следующему уроку или к празднику. К тому же не все дети 6 лет способны сами адекватно записывать нужный им материал, особенно терминологический.

С первого года занятий начинается активное освоение детьми областей культуры, связанных с астрономией: заучивание стихов о природе и различных явлениях, пересказ сказок и мифов, запоминание некоторых латинских слов и выражений, поиск в книгах с помощью родителей загадок и рассказов о природе, о Вселенной, обмен видеофильмами и мультфильмами по тематике, поиск и запоминание созвездий на картах, обсуждение прочитанного или увиденного. Приветствуется самостоятельное сочинение стихов, рассказов, создание поделок и рисунков по изучаемой теме, как самими детьми, так и совместно с родителями.

Благотворное воздействие на 6-леток оказывает их соединение на занятиях с 7-8-летними ребятами. Малыши стараются подражать старшим, в то время как последние, в процессе совместного решения задач, что-то объясняя и проговаривая для младших, лучше начинают понимать новый предмет.

На занятиях наиболее приемлемыми оказываются игровые методы, которые используются как при знакомстве с учебным материалом, при его закреплении, так и в качестве формы отдыха (подвижные, ролевые игры). Зрелищная и увлекательная форма освоения предмета позволяет поддерживать познавательную мотивацию детей в течение длительного времени.

В первый год обучения больше внимания и времени приходится уделять неподготовленным детям, а для того, чтобы не пострадал весь педагогический процесс, выбирается такая форма передачи знаний, когда будут удовлетворены интересы обеих групп детей, но при этом каждый ребёнок приобретет необходимые ему навыки.

Наиболее эффективным в таком случае также оказывается применение игровых методов. Сложные темы и отдельные понятия, а также связи между ними, успешно усваиваются во время различных игр с опорой на образный ряд, представленный многочисленными дидактическими пособиями и видеоматериалами (см.: Список дидактических материалов).

Использование максимально богатого визуального ряда является важнейшим элементом методического обеспечения данной программы. Многочисленные настольные игры по астрономии и мифологии, подвижная и другие карты звёздного неба (немая, с рисунками по Рею), альбомы-раскраски, проведение викторин, решение занимательных задач и кроссвордов, самостоятельные выступления, сюжетно-ролевые игры позволяют детям полноценно осваивать материал.

Учёт психологических особенностей возраста детей производится и при разработке режима занятий, основанного на смене различных видов деятельности.

Так, типичное занятие имеет следующую структуру:

– в начале занятия группа вспоминает, что проходили на предыдущем занятии (особенно важно для тех, кто его пропустил), – около 5 мин;

– затем обсуждается план текущего занятия – около 5 мин;

– 20-30 мин занимает знакомство с новым материалом;

– перерыв 5-10 мин с подвижными играми по пройденной теме;

– посещение планетария или знакомство с новостями с астрономических сайтов – 15-20 мин;

– 15-20 мин – знакомство с новым материалом;

– 5-10 мин – на закрепление нового материала;

– обсуждение задания на дом, в первую очередь, что можно увидеть на небе в течение недели, – около 5 мин.

Занятия проводятся в лаборатории «Тайны Вселенной», в планетарии, в обсерватории Дворца, в компьютерном классе.

Для реализации данной программы в лаборатории имеются:

1) диапроектор, слайдфильмы и диафильмы;

2) видеомагнитофон, мультфильмы и видеофильмы;

3) компьютер, компьютерные программы, энциклопедии на CD, изображения в цифровом формате;

4) астрономические пособия, глобусы планет и звёздные, модель солнечной системы;

5) тематическая библиотека, дидактические разработки и раздаточный материал педагогов лаборатории и отдела;

6) также используются: планетарий, компьютерный класс, обсерватория.

На ряде занятиях предполагается работа с компьютерными программами «Orbits3», «Skyglobe» и др.

^ Формы подведения итогов освоения программы

По многим темам разработаны занимательные тестовые задания, которые позволяют контролировать успешность усвоения знаний и навыков у ребят.

Блиц-опросы и викторины также поощряют активность ребят, позволяют им самим и педагогу оценить степень подготовленности по пройденной теме, а командные игры-соревнования развивают общительность и умение отстаивать свою позицию.

Занятия в планетарии Дворца позволяют проверить умение каждого обучающегося найти знакомое созвездие, указав его контуры с помощью лазерной указки. Занятия на улице (вечерние наблюдения) помогают закрепить практические навыки ориентирования на звёздном небе.

Прекрасным итогом совместной подготовки детей и родителей к занятиям и праздникам является подборка литературных произведений писателей и поэтов, а также самодеятельное творчество самих детей и родителей: их рисунков, стихов и рассказов, эскизов костюмов и т.д. Возможно их оформление в виде небольшого сборника (в компьютерном варианте). Сборник и выставки работ – это обратная связь для педагога, ребят и их родителей, наглядно демонстрирующая этапы развития учащихся, наконец, приятная память о занятиях.

По итогам года дети получают свидетельство о прохождении учебного цикла.

Итогом реализации данной программы в методическом плане можно считать разработку типовой методики развивающего обучения по астрономии для старшего дошкольного и младшего школьного возраста как результата обобщения ранее созданных программ по данному направлению.

Список дидактических материалов

1. Астрономическая игра «Полёт во Вселенной». Игровая образовательная система. АО Научно-производственная фирма «ИГРОКОСМ».

2. Кащенко В.Ю. Альбом для раскрашивания по астрономии. – М.: Малыш, 1978.

3. Козлова Н.В. Звёздное небо. – М.: МГДД(Ю)Т, 2003.

4. Козлова Н.В., Кочерян А.А. 100 вопросов по астрономии для младшего и среднего школьного возраста. Сборник. – М.: МГДД(Ю)Т, 2001, 2003.

5. Кочерян А.А. Звёздные дороги. Раздаточный дидактический материал. – М.: МГДД(Ю)Т, 1998.

6. Кочерян А.А. Найди астрономическую ошибку (для учащихся младшего и среднего школьного возраста, занимающихся в астрономических коллективах). Викторина. – М.: МГДД(Ю)Т, 2003, 2004.

7. Кочерян А.А. Найди созвездие. Викторина. – М.: МГДД(Ю)Т, 2002.

8. Кочерян А.А. Планеты и их спутники. (9 кроссвордов с комментариями). Дидактический материал. – М.: МГДД(Ю)Т, 1999.

9. Ориентирование на местности по Солнцу, звёздам и Луне. Методические рекомендации для работы в пионерском лагере, в походе, на астрономической площадке. – М.: МГДПиШ, 1976, 1984.

10. Песков Н.А. Имена звёзд, что они обозначают. – М.: МГДД(Ю)Т, 1996.

11. Ромейко В.А. Тунгусский сборник. – М.: МГДД(Ю)Т, 1999.

12. Пшеничнер Б.Г. Космология Древней Эллады. – М.: МГДД(Ю)Т, 1999.

13. Пшеничнер Б.Г. ОРБИТС (ORBITS) (Тексты, инструкции и комментарии к компьютерной обучающей программе). – М.: МГДД(Ю)Т, 1999.

14. Пшеничнер Б.Г. Самодельные астрономические инструменты. – М.: МГДД(Ю)Т, 2003.

15. Пшеничнер Б.Г. Урок Гагарина: Методические рекомендации (педагогу, руководителю образовательного учреждения) / Ред. С.П. Яценко. – М.: МГДД(Ю)Т, 2004.

16. Пшеничнер Б.Г., Башлий Е.В., Козлова Н.В. Информационные материалы. (В помощь педагогу, руководителю образовательного учреждения). – М.: МГДД(Ю)Т, 2004.

17. Пшеничнер Б.Г. Башлий Е.В. Яценко С.П. Урок Гагарина: Приложения (педагогу, руководителю образовательного учреждения). – М.: МГДД(Ю)Т, 2004.

18. Энциклопедия космоса. Викторина. – М.: Астрель.

Дидактические материалы, разработанные автором программы

Викторина «Мир вокруг меня». 1995.

Викторина «Узнай космонавта, космический корабль». 1996.

Викторина «Узнай объект» (набор изображений астрономических объектов или их описаний, по которым нужно определить, что это за объект). 1996.

Викторина «Узнай объект каталога Мессье» (набор изображений астрономических объектов или их описаний, по которым нужно определить, что это за объект). 1996.

Дидактическое пособие «Занимательная астрономия». Ч. 1. 1995.

Дидактическая разработка «Астрономия в художественных произведениях». 1999.

Дидактическая разработка «Загадки и пословицы о природе и небесных явлениях» (подборка из различных источников). 1995-2003.

Дидактическая разработка «Календарь, даты и праздники». 1999.

Дидактическая разработка «Славянские боги, праздники. Астрономия на Руси» (компьютерные картинки).

Дидактическая разработка «Стихи и сказки о природе» (подборка из различных источников). 1996.

Игры «Боги, звёзды и планеты», «Римские и греческие названия планет» (знакомство с происхождением богов и их именами). 1996.

Игры «Мозаика звёздного неба», «Небесная игротека», «Небо в картинках», «Звёздные бои». 1995.

Компьютерные презентации по отдельным темам: «Астрономия в культуре», «Откуда Новый год?», «Спутники планет солнечной системы», «Мифы и сказки на небе».

Пособие для младшего школьного возраста по курсу «Развивающая астрономия». Ч. 2. 1996.

Пособия «Латинские и греческие слова в астрономии», «Латинские поговорки и крылатые слова». 1996.

Сценарии календарно-тематических праздников (Дней равноденствий, солнцестояния и др.). 1994-2005.

Статьи автора программы

Астрономия в культуре // Дополнительное образование. – 2004. – № 3. – С. 5-9.

Игровая методика как одна из форм активных методов обучения // Дополнительное образование. – 2004. – № 4. – С. 31-34.

«Космические путешествия». Развивающие игры по астрономии и космонавтике. Концепция уголка развивающих игр по астрономии и космонавтике // Дополнительное образование. – 2004. – № 5. – С. 42-47.


^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для педагога

1. Алексеева Л.М. Полярные сияния в мифологии славян. Тема змеи и змееборца. – М., 2001.

2. Белопольская Н.Л. Времена года. Методическое пособие по обучению детей ориентировке в календарном времени. – М., 1998.

3. Белякова Г.С. Славянская мифология. – М., 1995.

4. Владимирский Б.М., Кисловский Л.Д. Археоастрономия и история культуры. – М., 1989.

5. Воронцов-Вельяминов Б.А. Очерки о Вселенной. – М., 1980.

6. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка. – М., 1985.

7. Григорьев В.М. Народная педагогика игры. Вопросы методологии и теории. Вып. I-II. – М., 1996.

8. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996.

9. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. – Томск, 1995.

10. Давыдов В.В. и др. Программа развивающего обучения. Математика. 1-6 классы. – М., 1997.

11. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995.

12. Завельский Ф.С. Время и его измерение. – М., 1987.

13. Иванов Н.Н. 300 вопросов и ответов о мифологии. – Ярославль, 1997.

14. Игра и праздник: современные проблемы / Под ред. С.В. Григорьева, А.С. Фролова. – М., 2003.

15. Игры и праздники Московии / Под ред. Е.В. Борисова, С.В. Григорьева. – М., 1998.

16. Истоки: Базисная программа развития ребёнка-дошкольника. (Концепция). – М., 1995.

17. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. – М., 1998.

18. Канишаускас С.З., Спераускене Д.С. Небо и религиозные праздники: Сопроводительный текст к диапозитивам. – М., 1987.

19. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб., 1998.

20. Концепция и программа образовательной деятельности отдела астрономии и космонавтики МГДТДиЮ. – М., 1999.

21. Корабельников В.А. Краски природы. – М., 1989.

22. Куликов С.С. Календарная шпаргалка. – М., 1996.

23. Куликовский П.Г. Справочник любителя астрономии /Под. ред. В.Г. Сурдина. 5-е изд. – М., 2002.

24. Мамуна Н.В. Зодиак богов. – М., 2000.

25. Панина Л.А. Небо в русских сказках. Сопроводительный текст к диапозитивам. – М., 1991.

26. Петухов Ю.Д. История русов. 40-5 тыс. до н.э. Подлинная история. Т. 1. – М., 2000.

27. Празднично-игровая культура современного мира детства / Под ред. С.В. Григорьева, А.С. Фролова. – М., 2004.

28. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Астрономия и космонавтика. – М., 1984.

29. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. – М., 2000.

30. Пшеничнер Б.Г., Войнов С.С. Внеурочная работа по астрономии. – М., 1989.

31. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. – М., 1991.

32. Тулаев П.В. Венеты: предки славян. – М., 2000.

33. Фролов М.И. Windows 95 для детей и их родителей. Учебное пособие. – М., 1998.

34. Чудакова Н.В. Праздники для взрослых и детей. – М., 1997.

35. Чудинова Е.В., Букварева Е.Н. Программа развивающего обучения (система Эльконина-Давыдова). Естествознание. 1-3 классы. – М., 1997.

36. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1999.

Литература для детей и родителей

1. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Сказочная хрестоматия Про небо и землю. – М., 1999.

2. Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Энциклопедия славянской мифологии. – М., 1996.

3. Дагаев М.М. Книга для чтения по астрономии. – М., 1980.

4. Дубкова С.И. Прогулки по небу: легенды и мифы о созвездиях. Детская энциклопедия. – М., 2001.

5. Ефремов Ю.Н. В глубины Вселенной. – М., 1977.

6. Зигель Ф.Ю. Астрономическая мозаика. – М., 1987.

7. Зигель Ф.Ю. Сокровища звёздного неба. – М., 1980.

8. Зигуненко С. Робинзоны во Вселенной. – М., 1995.

9. Космос в картинках. – М., 1994.

10. Крапп Э.К. Легенды и предания о Солнце, Луне, звёздах и планетах. – М., 2000.

11. Левитан Е.П. Малышам о звёздах и планетах. – М., 1993.

12. Левитан Е.П. Твоя Вселенная. – М., 1995.

13. Мамуна Н.В. Зодиак богов. – М., 2000.

14. Мизун Ю.Г., Мизун Ю.В. Разумная жизнь во Вселенной. – М., 2000.

15. Миттон С., Миттон Ж. Астрономия. – М., 1995.

16. Мифологический словарь. – Смоленск, 2000.

17. Нейхард А. А. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. – М., 1987.

18. Новиков Н.Ф. На космических орбитах. – М., 1977.

19. От космических кораблей – к орбитальным станциям. – М., 1971.

20. Семенова Л.В. От Озириса до Деда Мороза. – М., 2000.

21. Смирнов С. Г. Задачник по истории древнего мира для средней школы. – М., 1979.

22. Смирнов С. Г. Задачник по истории России для средней школы. – М., 1995.

23. Томилин А.Н. Мифы и легенды звёздного неба. – СПб.-М., 2000.

24. Томилин А.Н. Царица неба. – М., 1998.

25. Цесевич В.П. Что и как наблюдать на небе. – М., 1979.

26. Школьный астрономический календарь. – Выходит ежегодно.

27. Щеглов П.В. Отражённые в небе мифы Земли. – М., 1986.

28. Энциклопедия для детей. Т. 8. Астрономия. – М., 1997.

Дополнительная литература

1. Душечкина Е.В. Русская ёлка: История, мифология, литература. – СПб., 2002.

2. Наговицын А.Е. Тайны славянской мифологии. – М., 2003.

3. Немировский А.И. Мифы Древней Эллады. – М., 1992.

4. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М., 2001.

5. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М., 2002.

6. Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Космонавтика. – М., 2004.

К содержанию


1 © Башлий Е.В., 2007.