bigpo.ru
добавить свой файл
1


Муниципальное учреждение «Отдел образования» администрации ГО «Город Волжск»

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Волжский детский экологический центр”


Согласовано

Зав ГМК МУОО

Администрации МУО

«Город Волжск»

Чезганова Н.М.

«___» _____________ 200__ год




Образовательная программа дополнительного образования детей

«Основы экологии. Лихеноиндикация»


Автор - составитель:

Юзаева Галина Фаритовна,

учитель биологии МОУ СОШ №12


^ Направленность образовательной программы:

естественно – научная.

Возраст обучающихся: средний и старший школьный.

Срок реализации: 3 года.


Волжск

2007

Содержание программы


Пояснительная записка……………………………………………………………………………….3

Цели и задачи программы……………………………………………………………………………4

Организация образовательного процесса…………………………………………………………...4

Результаты образовательного процесса, способы их отслеживания и фиксации ……………….5

Содержание деятельности и способы его реализации……………………………………………..6

Метод особенности реализации программы………………………………………………………..6

Учебно – тематический план занятий по программе «Основы экологии. Лихеноиндикация» (I год обучения)……………………………………………………………………………………….…7

Содержание программы «Основы экологии. Лихеноиндикация» (I год обучения)…………….11

Учебно – тематический план занятий по программе «Основы экологии. Лихеноиндикация» (II год обучения)………………………………………………………………………………………..14

Содержание программы «Основы экологии. Лихеноиндикация» (II год обучения)…………...17

Учебно – тематический план занятий по программе «Основы экологии. Лихеноиндикация» (III год обучения)…………………………………………………………………………………….….18

Содержание программы «Основы экологии. Лихеноиндикация» (III год обучения)………………..…………………………………………………………………………...21

Список использованных источников при работе над программой………………………………23

Список использованных источников для подготовки к занятиям…………………….…………23


^ Пояснительная записка

Экология - фундаментальная научная дисциплина, идеи которой имеют очень важное значение. И если мы признаем важность этой науки, нам надо научиться правильно пользоваться ее законами, понятиями, терминами. Ведь они помогают людям определять свое место в окружающей их среде, правильно и рационально использовать природные богатства. Из-за экологической безграмотности или в погоне за сиюминутной выгодой многие не хотят задумываться о будущем. Уже сейчас в некоторых районах нашей страны жители обеспокоены даже не столько охраной природы, сколько восстановлением нормальных условий жизни. Но, чтобы восстановить природную среду, необходимо знать законы, по которым она живет и развивается. У природы нет границ. Поэтому основы экологии как науки о нашем общем доме - Земле - должен знать каждый человек. Знания основ экологии помогут разумно строить свою жизнь и обществу и отдельному человеку.

К концу второго тысячелетия человечество вступило в мир сложнейших взаимозависимостей и глобальных экологических проблем, которые по масштабам и степени опасности не имеют себе аналогов в истории. Во всем мире растет понимание того, что, разрушая природные системы Земли, человечество уничтожает свое будущее. Ведь планета Земля – наш большой дом, дом всего человечества. Формированию нового, планетарного мышления, чувства причастности и ответственности за судьбу планеты способствует глобальная экологи. Она тесно связана с другими разделами экологии, которые составляют систему современных экологических знаний. Вопросы экологии, состояния окружающей природной среды постоянно волнуют современного человека. И основания для этого есть и будут. Вызывает тревогу загрязнение воздуха целым набором токсичных, аллергенных, канцерогенных, дурнопахнущих, раздражающих и других, не добавляющих здоровья неприятных веществ. Антропогенное загрязнение окружающей среды многообразно и многопланово. Наиболее высоко оно в местах компактного проживания людей: в городах и других населенных пунктах. Источники загрязнения – промышленность и автотранспорт, который особенно в последние годы начал «наступление», становясь основным источником загрязнения атмосферного воздуха.

Актуальность изучения данного курса заключается в том, что деятельность промышленных предприятий на территории городов приводят к увеличению аэропромвыбросов, содержащих токсичные вещества, создающие опасность загрязнения атмосферы. Лихенофлора позволяет обследовать загрязненность воздушной среды, а также рассмотреть влияние целого ряда загрязняющих веществ на тест-объекты.

Разработанная программа осуществляет соединение образовательного процесса (теоретически-практические основы) с научно-исследовательской работой учащихся, способствует повышению их самообразования, самооценки и профессиональной ориентации. Новизна данной программы заключается в том, что исследования, проводимые учащимися, посвящены одной конкретной проблеме, которую они исследуют в течении трех лет и по окончанию данного курса получают знания о причастности человечества к изменению окружающей среды.

Данный курс рассчитан на три года обучения.

Цель курса – получение воспитанниками знаний по экологии; развитие экологического мышления учащихся, экологической культуры, формирование ответственного отношения к окружающей среде в процессе выполнения исследовательской работы по оценке качества атмосферного воздуха.

Задачи:

  1. Приобрести теоретические знания в области экологии;

  2. освоение методики исследования качества атмосферного воздуха методом лихеноиндикации;

  3. формирование основ исследовательской деятельности

  4. развитие экологического мышления в процессе выполнения исследовательской работы

  5. воспитание ответственного отношения к окружающей среде.

^ Организация образовательного процесса

Занятия кружка I года обучения могут осуществляться в течение одного года (5 часов в неделю, всего 180 часов). В основу программы входят практические и теоретические занятия. Занятия по данной программе предполагают выполнение большого количества практических работ. Учащиеся знакомятся с основными терминами, концепциями, правилами и законами, обогащают знания о жизни отдельных организмов и среде их обитания, о составе и свойствах отдельных популяций, о разнообразии взаимоотношений между популяциями, о функционировании экологических систем, а так же знакомятся с различными методами оценки качества атмосферного воздуха. Данный курс включает в себя содержание следующих блоков: "Введение", "Организмы и среда их обитания", "Экологические взаимоотношения организмов", "Организация и экология сообществ", "Концепция биосферы", "Биолого - экологические свойства лишайников", "Практическое применение методов лихеноиндикации".

Программа I года обучения рассчитана на учащихся 7-9 классов, группой из 5 человек. Для лучшего усвоения материала используются наглядные пособия, игры и викторины.

На II году обучения учащиеся знакомятся с основными терминами глобальной экологии, глобальными экологическими проблемами и способами их решения.

Занятия кружка осуществляются в течение одного года (5 часов в неделю, всего 180 часов). Данный курс включает в себя содержание следующих блоков: "Введение", "Глобальные экологические проблемы", "Биолого-экологические свойства лишайников", "Практическое применение методов лихеноиндикации".

III год обучения подразумевает подробное знакомство учащихся с атмосферным загрязнением и борьбой с ним, с источниками загрязнения, с основными задачами государственных органов в области охраны атмосферного воздуха. Воспитанники изучают влияние загрязняющих веществ на атмосферу, применяя методику лихеноиндикации. На последнем году занятий по данной программе воспитанники знакомятся с методами решением экологическими проблемами на городском, региональном и государственном уровнях. Данный курс включает в себя содержание следующих блоков: «Атмосфера», «Атмосферное загрязнение и борьба с ним», «Основные задачи государственных органов в области охраны атмосферного воздуха», «Биолого – экологические свойства лишайников», «Практическое применение методов лихеноиндикации».

Основой программы II и III года обучения является исследовательский раздел (отводится большая часть учебного времени) в ходе которого выполняется самостоятельная исследовательская работа учащимися. Уровень научно-исследовательских работ должен расти по мере обучения учащихся. Так же возрастает степень участия учащихся в различных конкурсах и конференциях, поэтому в программе предусмотрен раздел “Участие в массовых мероприятиях”, в котором увеличивается учебное время год от года.

Занятия кружка осуществляются в течение одного года (5 часов в неделю, всего 170 часов). Занятия по данной программе проводятся в группах из 5 человек учащихся 9-11 классов.

Выступление перед широкой аудиторией способствует развитию ораторского искусства учеников, значительно расширит их кругозор, круг общения.

Результаты образовательного процесса, способы их отслеживания и фиксации:

В ходе обучения учащихся ожидается получить:

^ I год – усвоение учащимися основных понятий и терминологии, законов по экологии, знакомство с биологическими особенностями лишайников.

II год – усвоение более глубоких теоретических знаний по экологии, знакомство с глобальными экологическими проблемами, выполнение работы по экологическому анализу оценки качества атмосферного воздуха.

III год – усвоение основ экологического состояния окружающей среды (атмосферного воздуха), совершенствование навыков работы по биологическому методу оценки качества воздуха.

Таким образом, знания и умения, приобретенные в ходе изучения программы “Основы экологии. Лихеноиндикация.” развивают навыки формулировать проблему и намечать пути ее решения на основе практической деятельности.

^ Формы контроля и оценки деятельности воспитанников:

Итогом обучения является: I год – оформление доклада для выступления на итоговой конференции воспитанников ВДЭЦ с обзором изученного и сделанного; II и III год – защита научно-исследовательской работы на городском, Республиканском и Региональном уровнях.


Содержание деятельности и способы его реализации:

Тематический план I года обучения разделен на 2 раздела: теоретический и практический, где учащимися приобретаются новые знания, умения и навыки при выполнении большого количества практических работ, на закрепление материала, часто непосредственно на объектах исследований.

Тематический план II и III года обучения разделен на 3 раздела: теоретический и практический и исследовательский, в ходе которого выполняется научно-исследовательская работа. Исследовательский раздел занимает большую часть учебного времени, т.к. главным видом деятельности учащихся является самостоятельная исследовательская работа.

^ Методические особенности реализации программы.

Выбор форм и методов образовательного процесса определяется темой и степенью сложности изучаемого материала, уровнем подготовки учащихся и д.р.

^ Методы обучения: словесные, наглядные, практические, поисковые, анализ, обобщение, работа под руководством педагога, самостоятельная работа, познавательные игры, дискуссии, творческие задания, поощрения.

^ Формы организации деятельности детей в образовательном процессе:

Лекция - устное изложение темы, развивает творческое мышление учащихся.

Семинар - обсуждение подготовленных выступлений и докладов, формирует аналитическое мышление и навыки выступлений.

Дискуссия - всестороннее обсуждение проблемы, расширяет знания путём обмена информации, развивает навыки суждения и отстаивания своей точки зрения.

Конференция - совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения вопросов, прививает навыки открытого обсуждения результатов своей деятельности.

Экскурсии - коллективный поход для знакомства с объектом изучения, обогащает чувственное восприятие и наглядные представления.

^ Учебная игра - служит для познания нового в виде игры, развивает интерес к предмету.

Защита проекта - предложение новых идей для решения экологических проблем.

Такая форма организации деятельности способствует развитию познавательных интересов воспитанников, учит их самостоятельно мыслить, продвигаясь по этапам исследований, анализировать полученную информацию и результаты, формирует критическое мышление и развивает потребность к самообразованию.


^ Учебно-тематический план занятий по программе

"Основы экологии. Лихеноиндикация."

( I год обучения)

(180 часов)





п/п

Название темы

Количество часов

Теорет.

Практ.

Проект

Защита

Всего

1

Введение

Что изучает экология. Основные объекты экологического изучения. История развития экологии как науки.


2










2

2

^ Организмы и среда их обитания

24

12







36

2.1

Условия и ресурсы среды. Классификация экологических факторов.

2










2

2.2

Влияние абиотических факторов на живые организмы.

2

4







6

2.3

Световой режим. Экологические адаптации растений и животных к световому режиму наземной среды.

2










2

2.4

Влажность. Адаптации организмов к водному балансу наземно-воздушной среды.

2










2

2.5

Температурный режим. Температурные адаптации растений и животных.

2










2

2.6

Основные среды жизни:

-водная среда,

-наземно-воздушная среда,

-почва как среда жизни,

-живые организмы как среда жизни.

8

8







16

2.7

Адаптивные биологические ритмы организмов.

2










2

2.8

Жизненные формы организмов:

-жизненные формы растений,

-жизненные формы животных.

4










4

3

Экология популяций

8

12







20

3.1

Популяция и ее основные характеристики. Свойства популяционной группы.

2

2







4

3.2

Пространственное распределение особей: случайное, равномерное и групповое.

2

4







6

3.3

Половая структура популяций. Возрастная структура популяций.

2

6







8

3.4

Динамика популяций. Типы роста популяции. Колебания численности популяций.

2










2

4

Экологические взаимоотношения организмов

8










8

4.1

Типы экологических взаимодействий

2










2

4.2

Конкурентные взаимодействия

2










2

4.3

Хищничество.

2










2

4.4

Паразитизм и болезни.

2










2

5

Организация и экология сообществ

20

8







28

5.1

Сообщество, экосистема, биоценоз, биосфера.

2










2

5.2

Видовая структура сообщества

2

4







6

5.3

Морфологическая структура сообщества

2










2

5.4

Трофическая структура сообщества

4

2







6

5.5

Продуктивность сообщества

2










2

5.6

Потоки энергии и вещества в сообществе. Пастбищные и детритные цепи.

2










2

5.7

Живые организмы и круговорот веществ в экосистеме.

2










2

5.8

Динамика экосистем.

2

2







4

5.9

Естественные и искусственные экосистемы.

2










2

6

Концепция биосферы

8










8

6.1

Биосфера как глобальная экосистема. Биосфера и ее границы

2










2

6.2

Основные свойства и функции живого вещества. Энергетика биосферы.

2










2

6.3

Биосфера и ноосфера

2










2

6.4

Круговорот и биогеохимические циклы

2










2

7

Биолого – экологические свойства лишайников

8

8







16

7.1

Характеристика объекта исследования

8










8

7.2

Сбор и гербаризация лишайников




4







4

7.3

Определение лишайников по справочнику




4







4

8

Практическое применение методов лихеноиндикации

2

18

23

19

62

8.1

Выбор темы научно – исследовательской работы

2










2

8.2

Сбор экспериментального материала. Выбор пробных площадей и модельных деревьев. Заложение учетных площадок




10







10

8.3

Статистическая обработка данных




8







8

8.4

Самостоятельная научная работа учащихся. Оформление НИР:

- введение

- обзор литературы

- методика проведения исследования

- результаты исследования

- выводы и практические рекомендации









5

6

4


4

4






5

6

4


4

4

8.5

Участие воспитанников в олимпиадах, конкурсах, конференциях.










19

19




Всего













180



Содержание программы

«Основы экологии. Лихенииндикация.»

I год обучения


Введение (2ч.)

Что изучает экология. Основные объекты экологического изучения. История развития экологии как науки.

^ 1. Организмы и среда их обитания (36 ч.)

Условия и ресурсы среды. Классификация экологических факторов. Влияние абиотических факторов на живые организмы. Экологический закон оптимума. Закон минимума Ю. Либиха. Закон толерантности Шелфорда. Важнейшие абиотические факторы и адаптация к ним живых организмов: свет, температура, влажность. Классификация экологических классов растений по отношению к свету. Пойкилотермные и гомойотермные организмы. Правило Бергмана и правило Аллена. Экологические группы растений и животных по отношению к воде. Основные среды жизни. Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда жизни. Живые организмы как среда обитания. Биологические ритмы. Фотопериодизм. Экологическая ниша. Жизненные формы организмов. Жизненные формы растений. Жизненные формы животных.

^ Практическая работа. Зависимость активности нападения кровососущих насекомых от климатических факторов. Выявление экологических оптимумов по показателям жизненного состояния. Оценка экологического состояния водных объектов. Оценка экологического состояния воздушной среды. Оценка экологического состояния почвы.


^ 2. Экология популяций (20ч.)

Популяция и ее основные характеристики. Свойства популяционной группы. Плотность популяции, индексы относительного обилия. Рождаемость и смертность. Пространственное распределение особей: случайное, равномерное и групповое. Возрастная структура популяций. Динамика популяций. Типы роста популяции. Колебания численности популяций.

^ Практическая работа. Методы оценки размеров популяций. Возрастная половая структура популяций рыб, дифференциация особей в популяции по морфометрическим показателям. Возрастная структура популяций растений: основные периоды жизни сосудистых растений, динамика популяций растений рекреационных лесов. Пространственная структура популяций: типы распределения организмов в пространстве, оценка соответствия закону распределения Пуассона.


^ 3. Экологические взаимоотношения организмов (8 ч.)

Типы экологических взаимодействий. Нейтрализм. Аменсализм. Комменсализм, варианты комменсализма: "нахлебничество", "квартиранство", "сотрапезничество". Симбиотические связи: протокооперация, мутуализм, собственно симбиоз. Хищничество. Паразитизм и болезни. Экологические категории паразитов. Конкурентные взаимодействия. Внутривидовая и межвидовая конкуренция. Опыты Г.Ф. Гаузе. Принцип конкурентного исключения Г.Ф. Гаузе.

Практическая работа. Оценка взаимоотношения между видами методом расчета коэффициента сопряженности.


^ 4. Организация и экология сообществ (28ч.)

Сообщество, экосистема, биогеоценоз, биосфера. Структура сообщества. Видовая структура. Морфологическая структура. Трофическая структура: пищевые цепи, пищевые сети и трофические уровни. Классификация живых организмов по способу питания и механизму превращения энергии. Автотрофы и гетеротрофы. Продуктивность сообщества. Потоки энергии и вещества в сообществах. Пирамиды численности и биомассы. Пастбищные и детритные цепи. Динамика экосистем. Экологические сукцессии. Пограничный (краевой) эффект. Естественные и искусственные экосистемы. Проблема стабильности экосистем. Живые организмы и круговорот веществ в экосистеме.

^ Практическая работа. Видовое разнообразие: показатели видового разнообразия сообщества, оценка изменения видового состава. Трофическая структура сообщества: пищевые цепи и сети. Динамика экосистем. Рекреационная дигрессия на примере сосняков зеленомошных.


^ 5. Концепция биосферы (8ч.)

Биосфера как глобальная экосистема. Биосфера и ее границы. Основные свойства и функции живого вещества. Энергетика биосферы. Биосфера и ноосфера. Гипотеза Геи. Круговорот и биогеохимические циклы веществ.


^ 6. Биолого-экологические свойства лишайников (16ч.)

Характеристика объекта исследования: строение лишайника, внешнее строение таллома, анатомическое строение таллома, экологические группы лишайников, размножение лишайников, органы спороношения лишайникового гриба. Как гриб и водоросль находят друг лруга. Использование лишайников человеком. Сбор и гербаризация лишайников. Определение лишайников по справочнику.


  1. ^ Практическое применение методов лихеноиндикации (62 ч.)

Методы лихеноиндикационых исследований. Основные правила организации лихеноиндикационных исследований. Выбор пробных площадей и модельных деревьев. Техника заложения пробных площадей и учетных площадок. Методики измерения относительной численности лишайников. Методики измерения проективного покрытия. Статистическая обработка данных. Отбор образцов лишайников на пробных площадях с последующим определением их в камеральных условиях. Основные требования к описанию эпифитной лихенофлоры.

Оформление научно - исследовательской работы: введение, обзор литературы, материал и методы исследований, результаты и их обсуждение, выводы, список литературы. Составление доклада, тезисов по работе.

^ Учебно-тематический план занятий по программе

"Основы экологии. Лихеноиндикация."

( II год обучения)

(180 часов)


п/п

Название темы

Теорет.

Практ.

Проект

Защита

Всего




Введение. Правила ТБ

2










2




Повторение пройденного материала.

3










3

1.

Глобальные экологические проблемы













52

1.1.

Экология. Этапы развития

3










3

1.2

Глобальная экология

4










4

1.3

Экологические проблемы на ранних этапах развития цивилизации.

3










3

1.4

Глобальное загрязнение окружающей среды

4










4

1.5

Человечество и атмосфера.

2










2

1.6

Глобальные экологические проблемы: Глобальное потепление.

2










2

1.7

Атмосферный озон

3










3

1.8

Кислотные дожди.

3










3

1.9

Основные загрязнения города:

3










3

1.10

Шумовое загрязнение

3










3

1.11

Пылевое загрязнение

3










3

1.12

Проблема отходов

3










3

1.13

Экология РМЭ и г. Волжска

3










3

1.14

Международное сотрулничество в деле охраны окружающей среды

3










3

1.15

ООПТ Респ. Марий – Эл

4










4

1.16

Мировая сеть охраняемых природных территорий

3










3

1.17

Роль ООПТ в сохранении и восстановлении биологического разнообразия.

3










3

2.

Биолого-экологические свойства лишайников













20

2.1

Характеристика объекта исследования

6










6

2.2

Сбор и гербаризация лишайников

3










3

2.3

Лишайники как индикаторы окружающей среды

3










3

2.4

Определение лишайников по справочнику




8







8

3.

Практическое применение методов лихеноиндикации













103

3.1

Выбор темы научно-исследовательской работы

2










2

3.2

Заложение учетных площадок







6




6

3.3

Сбор экспериментального материала







15




15

3.4

Статистическая обработка данных







18




18

3.5

Работа с литературой

12










12

3.6

Оформление научно-исследовательской работы:

-введение

-обзор литературы

-методика проведения исследования

-результаты исследования

-выводы






3

6

6


6

3







24

3.7

Составление доклада по данной научно-исследовательской работы




3







3

3.8

Подготовка научно-исследовательской работы к защите (графичекое оформление)







8




8

3.9

Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях










15

15

3.10

Практические природоохранныемероприятия.










10

10




Всего:













180


Содержание программы

«Основы экологии. Лихеноиндикация.

II год обучения


Введение (5 ч.)

Основные объекты экологического изучения. Повторение пройденного материала. Правила ТБ при проведении полевых работ.

^ 1. Глобальные экологические проблемы (52 ч.)

Этапы развития экологии как науки. Глобальная экология. Глобальное загрязнение окружающей среды. Экологические проблемы на ранних этапах развития цивилизации. Человечество и атмосфера (функции атмосферы в сохранении жизни на Земле). Глобальные экологические проблемы: глобальное потепление (причины, особенности современного проявления и последствия), атмосферный озон, кислотные дожди. Экологические проблемы Республики Марий Эл и г. Волжска и пути их решения. Основные загрязнения города: шумовое загрязнения, шумовое загрязнение, проблема отходов. Международное сотрудничество в деле охраны окружающей среды. Роль особо охраняемых природных территорий в деле сохранения и восстановления биологического разнообразия. Мировая сеть охраняемых природных территорий. Особо охраняемые природные территории Республики Марий Эл.


^ 2. Биолого - экологические свойства лишайников (20 ч.)

Характеристика объекта исследования: строение лишайника, внешнее строение таллома, анатомическое строение таллома, экологические группы лишайников, размножение лишайников, органы спороношения лишайникового гриба. Как гриб и водоросль находят друг друга. Лишайники как индикаторы окружающей среды. Использование лишайников человеком. Сбор и гербаризация лишайников. Определение лишайников по справочнику.


^ 3. Практическое применение методов лихеноиндикации (103 ч.)

Сбор экспериментального материала. Выбор пробных площадей и модельных деревьев. Заложение учетных площадок. Отбор образцов лишайников на пробных площадях с последующим определением в камеральных условиях и созданием коллекции. Статистическая обработка данных.

Самостоятельная научная работа учащихся. Оформление научно - исследовательской работы: введение, обзор литературы, материал и методы исследований, результаты и их обсуждение, выводы, список литературы. Составление доклада, тезисов по работе. Защита научно-исследовательской работы воспитанников на олимпиадах, конкурсах, конференций и т.д. Обсуждение результатов исследований.

^ Учебно-тематический план занятий по программе

"Основы экологии. Лихеноиндикация."

( III год обучения)

(180 часа)


п/п

Название темы

Теорет

Практ.

Проект

Защита

Всего




Введение. Правила ТБ

2










2




Повторение пройденного материала

3










3

1.

Атмосфера

15










15

1.1

Общая характеристика атмосферы

5










5

1.2

Атмосфера и климат

3










3

1.3

Стратосферный озон

2










2

1.4

Кислотные осадки

5










5

2

Атмосферное загрязнение и борьба с ним

26










26

2.1

История проблемы загрязнения воздуха

5










5

2.2

Загрязнение атмосферного воздуха в городах

2










2

2.3

Основные загрязнители воздуха и их воздействие:

- природные источники

- антропогенные источники

- автомобильный транспорт

- промышленность



3


3


3


3












3


3


3


3

2.3

Источники загрязнения и борьба с ним

5










5

2.4

Влияние загрязнения воздуха на деревья

2










2

3

Основные задачи государственных органов в области охраны атмосферного воздуха

28










28

3.1

Экологическая экспертиза

3










3

3.2

Поверка воздухоохранной деятельности предприятий

5










5

3.3

Фоновая концентрация загрязняющих веществ в атмосферном воздухе

3










3

3.4

Оценка воздействия на окружающую среду

5










5

3.5

Регулирование выбросов вредных веществ при неблагоприятных метеорологических условиях

3










3

3.6

Чрезвычайные экологические ситуации по состоянию атмосферного воздуха

5










5

3.7

Международное сотрудничество в области охраны атмосферного воздуха

4










4

4.

Биолого-экологические свойства лишайников

21

7







28

4.1

Характеристика объекта исследования

4










4

4.2

Сбор и гербаризация лишайников. Определение лишайников по справочнику

7

4







11

4.3

Лишайники как индикаторы окружающей среды.

5










5

4.4

Реакция лишайников на изменение состава атмосферного воздуха.

5

3







8

5.

Практическое применение методов лихеноиндикации

10

17

34




61

5.1

Выбор темы научно-исследовательской работы

2










2

5.2

Заложение учетных площадок и выбор модельных деревьев







6




6

5.3

Сбор экспериментального материала







8




8

5.4

Статистическая обработка данных







12




12

5.5

Работа с литературой по данной проблеме

8










8

5.6

Оформление научно-исследовательской работы:

-введение

-обзор литературы

-методика проведения исследования

-результаты исследования

-выводы






3

6


4


2

2







17

5.7

Составление доклада по данной научно-исследовательской работе




2







2

5.8

Подготовка научно-исследовательской работы к защите (графическое оформление)







8




8

6

Практические природоохранные мероприятия










17

17



^ Участие воспитанников в олимпиадах, конкурсах, конференциях.










17

17




Всего













180



Содержание программы

«Основы экологии. Лихеноиндикация.»

(III год обучения)


Введение (25ч.)

Основные объекты экологического изучения. Повторение пройденного материала. Правила ТБ при работе в полевых условиях.

^ 1. Атмосфера (15 ч.)

Общая характеристика атмосферы. Атмосфера и климат. Стратосферный озон. Кислотные осадки.


2. Атмосферное загрязнение и борьба с ним. (26 ч.)

История проблемы загрязнение воздуха. Загрязнение атмосферного воздуха в городах. основные загрязнители атмосферного воздуха и их воздействие – природные источники, антропогенные источники, автомобильный транспорт, промышленность. Источники загрязнение и борьба с ним. Влияние загрязнения воздуха на деревья.


^ 3. Основные задачи государственных органов в области охраны атмосферного воздуха (28 ч.)

Экологическая экспертиза. Проверка воздухоохранной деятельности предприятий. Фоновая концентрация загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. Оценка воздействия на окружающую среду. Регулирование выбросов вредных веществ при неблагоприятных метеорологических условиях. Чрезвычайные экологический ситуации по состоянию атмосферного воздуха.


^ 4. Биолого – экологические свойства лишайников (28 ч.)

Организация подсистемы мониторинга атмосферного воздуха. Лишайники как индикаторы состояния окружающей среды. Особенности анатомического строения лишайников. Реакция лишайников на изменение состава атмосферного воздуха.


^ 5. Практическое применение методов лихеноиндикации (61 ч.)

Сбор экспериментального материала. Выбор пробных площадей и модельных деревьев. Заложение учетных площадок. Отбор образцов лишайников на пробных площадях с последующим определением в камеральных условиях и созданием коллекции. Статистическая обработка данных.

Самостоятельная научная работа учащихся. Оформление научно - исследовательской работы: введение, обзор литературы, материал и методы исследований, результаты и их обсуждение, выводы, список литературы. Составление доклада, тезисов по работе.

^ 6. Практические природоохранные мероприятия. (17 ч.)


Список использованных источников при работе над программой


  1. Андреев В.И. Педагогика творческого развития – Казань: Изд-во Казанского университета, 1996 г.-552 с.

  2. Алексеев С.В. Экология: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений разных видов. СПб: СМИО Пресс, 2000.

  3. Буйлова Л.Н. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей: Учеб – метод. Пособие – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2001 – 160с

  4. Гимадеев М.М., А.И. Щеповских Современные проблемы охраны атмосферного воздуха. Казань, Изд-во «Тибигать», 1995 г.

  5. Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города: 9-11 кл.: Школьный практикум. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001

  6. Рожков М.И., Байбородов Л.В. «Организация воспитательного процесса в школе», -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000 – 256 с.

  7. Чернова Н.М., Былова А.М. Экология: Учебное пособие для студентов биол. спец. педагогических институтов.- 2-е изд., переработанное. - М.: Просвещение, 1988.

Список источников для подготовке к занятиям

  1. Алексеев С.В. Экология: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений разных видов. СПб: СМИО Пресс, 2000.

  2. Великанов Л.Л., Сидорова И.И., Успенская Г.Д. «Полевая практика по экологии грибов и лишайников», Изд-во МГУ, 1980 г.

  3. Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города: 9-11 кл.: Школьный практикум. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

  4. Небел Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир: В 2-х т. Т. 1. Пер. с англ. - М.: Мир, 1993.

  5. Общая экология: Методические указания к практическим занятиям /Т.В. Рогова, В.А. Белоногов, Э.И. Байбаков. - Казань, 2000.

  6. Общая экология: Приложения к методическим указаниям /Т.В. Рогова, В.А. Белоногов, Э.И. Байбаков. - Казань, 2000.

  7. Экология родного края / под ред. Т.Я. Ашихминой. – Киров: Вятка, 1996.

  8. Чернова Н.М., Былова А.М. Экология: Учебное пособие для студентов биол. спец. педагогических институтов.- 2-е изд., переработанное. - М.: Просвещение, 1988.

  9. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии 10(11) класс – учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Дрофа, 2004. – 304 с.