bigpo.ru
добавить свой файл
1







Сборник творческих работ

победителей областного конкурса

читательских пристрастий библиотекарей


Челябинск, 2008

ББК 83.3 (2Рос=Рус)6

К 53


«Книга – это маленькая жизнь…»: сборник творческих работ победителей областного конкурса читательских пристрастий библиотекарей: путеводитель / сост. Т.Р. Елисеева. – Челябинск: ГУК ЧОЮБ, 2008. – 38 с.


Рекомендовано к печати редакционно-издательским советом ГУК ЧОЮБ


©ГУК «Челябинская областная юношеская библиотека»


Областной конкурс читательских пристрастий библиотекарей «Книга – это маленькая жизнь»


В рамках Года чтения, объявленного в Челябинской области в 2007 году, прошло немало интересных творческих конкурсов, посвященных продвижению книги и чтения.

Конкурс «Книга – это маленькая жизнь» - особенный. Это конкурс читательских пристрастий библиотекарей области – лидеров и навигаторов чтения.

Конкурс не только выявил литературные предпочтения участниц конкурса, но и раскрыл их духовный мир – эмоциональный, глубокий, неординарный.

Круг чтения библиотекарей широк и разнообразен: классика и современная художественная литература, поэзия, исторические и философские книги, стихи местных поэтов.

Среди любимых авторов и произведений – Александра Бруштейн «Дорога уходит в даль» и Дина Рубина «На солнечной стороне улицы», Константин Паустовский «Мещерская сторона» и Анатолий Ким «Арина», а также П. Коэльо, Л. Улицкая, Ф. Бегбедер, А. Дементьев и другие.

Условия конкурса не ограничивали творчество библиотекарей, поэтому их работы были интересны по содержанию и разнообразны по способу подачи материала.

Содержательна и объемна работа «История Отечества на страницах художественной литературы» И.Г. Федуловой из Златоуста.

Работа ее коллеги Т.Н. Рогожниковой «Великие превращения» отличается оригинальным выбором темы и посвящена творческому тандему великих писателей и не менее великих иллюстраторов их произведений (Сервантес и Г. Доре, А. Пушкин и В. Васнецов и др.).

«Мой 20 век» - серия очерков о любимых писателях и книгах О.В. Ерлыгиной из Снежинска

В сборник включены «Письма другу-библиотекарю о моих читательских пристрастиях» Е.А. Темниковой из Златоуста, занявшей первое место. В своей работе она не только делится чувствами и мыслями о прочитанном, но и рассказывает о том впечатлении, которое предложенные ею книги произвели на читателей.

Лиричный рассказ о любимых книгах Т.А. Климовой из г. Аша и великолепно написанная работа И.В. Сметаниной «Книга – это маленькая жизнь» из Златоуста принесли участницам второе место в конкурсе.

Читательские предпочтения О.Н. Евсеенковой из с. Бреды, занявшей третье место в конкурсе, - знаковые произведения русской литературы, опубликованные в «Роман-газете».


^ Е
Областной конкурс читательских пристрастий библиотекарей «Книга – это маленькая жизнь»

.А. Темникова



Письма другу – библиотекарю о моих

читательских пристрастиях


Письмо первое


Здравствуйте, дорогой мой друг библиотекарь!


Вы просите рассказать о моих читательских пристрастиях? Как я рада, что Вам это интересно. Но в то же время Вы поставили меня в тупик. Как же выбрать из всего прочитанного не более десяти произведений?

Как могу я не сказать о полюбившихся в детстве сказках А.С. Пушкина? Ведь я мечтала быть такой же красивой и загадочной как царевна из «Сказки о царевне и семи богатырях». А как забыть волшебное очарование крестьянскими детьми из рассказов Л. Толстого? Какими родными казались они мне - в то время деревенской девчонке!

Потом были «Четвертая высота», «Кортик», «Бронзовая птица», «Дорога уходит в даль»… Как дороги они мне и по сей день, книги моего детства! Сегодня я читаю их перед сном своему подросшему сыну.

Многие книги, прочитанные в юности, так и остались любимыми на всю жизнь. До сих пор отношусь пристрастно к романам Достоевского, Хемингуэя, Роллана… И в этом я не оригинальна.

Может быть, Вам будет интересно узнать, каким произведениям современных авторов я отдаю предпочтение? Скажу больше – я слежу за современным литературным процессом. Когда-то, несколько лет назад, прочла статью в газете о книжном рынке Москвы, о самых читаемых авторах. И ужаснулась. Потому что многих фамилий я даже не слышала. И это профессионал-библиотекарь? Я задала себе вопрос: что же я могу посоветовать современному читателю, если в моем профессиональном багаже только «школьный стандартный набор»? Второе мое открытие было не менее ужасающим. Оказалось, что я ограничена в информации и в качественном книжном рынке.





Моя любимая библиотека не имеет доступа в Интернет, не хватает средств на подписку «толстых» журналов.

Я разработала первоначальный план действий:

  • Изучить доступный опыт других библиотек в продвижении современной литературы;

  • Отслеживать все телепрограммы канала «Культура», в которых речь идет о книге и чтении;

  • Купить, наконец-то, домашний компьютер, освоить его и получить доступ в Интернет.

Должна сказать, что план сработал. Сначала я просто искала новые имена, потом увлеклась самим литературным процессом.

Большое спасибо своему коллективу за то, что поддержали мои начинания. Мы проводили анкетирования, опросы, выявляя, таким образом, потребности и уровень информированности наших читателей. Понемногу стали закупать книги. Подружились с книготорговой организацией г. Челябинска «Белая лампа». Большой популярностью сегодня пользуются наши лекции и беседы о современной литературе у старшеклассников и студентов ЗФ ЮУрГУ. Оживились традиционные Недели новой книги. Был разработан проект по продвижению лучшей художественной литературы «Читающая молодежь – интеллектуальный ресурс города», который был оценен по достоинству на муниципальном уровне. Сегодня я с гордостью могу сказать, что наша библиотека является лидером по продвижению лучшей современной литературы.

Тема современной литературы не проста по той причине, что сама литература не всегда соответствует высокому художественному уровню. Трудно порой выбрать достойных авторов. Другой аспект – отторжение взрослыми читателями новых направлений и экспериментов в литературе (например, постмодернистов). Но меня это не пугает. Раньше я, приверженец классики и реализма в литературе, даже предположить не могла, что когда-нибудь с упоением буду читать Пелевина и Королева.

Постепенно открывались имена, складывалось свое мнение.

Часто разговор о современных авторах превращался в дискуссию даже среди коллег-библиотекарей.

Тем интереснее, ведь в споре рождается истина.


Я выбрала для Вас несколько произведений, прочитанных в этом году и «зацепивших» моё сердце. Но об этом в следующем письме.


^ Письмо второе


Здравствуйте, дорогой мой друг библиотекарь!


Пишу Вам, потому что именно с Вами хочу поделиться своей радостью. Кто как не Вы оцените по достоинству мой восторг. Сегодня прочла книгу Даниэля Пеннака «Как роман». Об этом авторе я уже знала. Впервые увидела его два года назад в программе Николая Александрова по каналу «Культура». Помню, как поразил он меня рассуждениями о животных, как интересно рассказывал о психологии подростка. Потом мы приобрели для библиотеки его серию романов о господине Малоссене. В Интернете я узнала, что Даниэль Пеннак по образованию педагог и долгое время работал в школе для проблемных детей, детей с задержкой развития. Вот оно откуда это потрясающее знание детской психологии.

Большое спасибо, мсьё Пеннак, за Вашу книгу «Как роман»! Мы все говорим, что молодежь мало читает или не читает вовсе. Придумываем разные формы привлечения к книге и чтению, проводим исследования, пишем проекты… И пока, на мой взгляд, не добились нужного успеха.

Вспомните, с каким упоением ждет маленький ребенок вечерней сказки мамы или папы! «Вот так лежишь, и не можешь уснуть, и думаешь, вспоминаешь – ведь этот вечерний ритуал чтения… был сродни молитве… Да, вечернее чтение выполняло самое прекрасное, чисто человеческое: оно освобождало от обид. Мы не каялись в грехах, не пытались обеспечить себе толику вечности, мы вместе причащались словом, получали отпущение и возвращались в единственный рай, который чего-то стоит. Все это давалось даром… Подарок. Минута вне всех минут. Вопреки всему. В той стране все было даром».

Когда же настает тот момент, когда чтение превращается в обязанность, пропадает радость от возможности читать? Однако, если она потеряна, то не так уж далеко. Нужно только не ждать, чтобы прошли годы.


Читать.

Вслух.

Даром.

Читать вслух, даром, я буду 1 сентября в День знаний. Обязательно расскажу детям о замечательном французском писателе Даниэле Пеннаке. Расскажу о человеке, который не обвиняет их в том, что они мало читают, который не запрещает смотреть телевизор и играть в компьютер. Он даже дает им право не читать вовсе и право молчать о прочитанном. Он просто рассказывает им свои любимые книги. «Рассказать роман – так несложно. Трех слов иногда достаточно» (Даниэль Пеннак). Мы тоже попробуем рассказывать друг другу книжные истории. Как думаете, нам удастся восстановить потерянную близость?


^ Письмо третье


Здравствуйте, дорогой мой друг библиотекарь!


В прошлом письме я писала Вам о книге Даниэля Пеннака «Как роман». На страницах этой книги я встречала много фамилий писателей, в том числе и упоминание о Патрике Зюскинде: «Ваши страницы источают аромат, который щекочет ноздри и нервы».

Надо признаться, я неоднозначно отношусь к роману «Парфюмер». Впервые прочла его много лет назад, когда он был опубликован в «Иностранке». И возникло отчуждение. Захотелось смыть с себя этот всепроникающий запах романа. Я осознанно не захотела размышлять о достоинствах и идее этого произведения.

И вот стали издаваться книги, на экраны вышел фильм с экранизацией романа. Я решила его перечитать и сравнить свое ощущение тогда еще молодой девушки и сегодняшней женщины бальзаковского возраста. Читала вдумчиво. Не могу сказать, что что-либо кардинально изменилось. Но чем-то зацепил меня Патрик Зюскинд! Ведь перечитываю! Думаю! Не могу остаться беспристрастной! В конце-то концов, надо же разобраться в себе и своих пристрастиях!

Вы спросите меня, какие вопросы я себе задавала? В чем были сомнения? Я думала, можно ли в наше, и так жестокое, время делать маньяка героем книги? Не спровоцирует ли это неокрепшую душу того же подростка? Сможет ли он разобраться и вынести из такого нервного накала ароматов главную идею?




Сегодня я уверена, что это мощный роман ХХ века. Более того, составляя буклет для юношества «Твоя золотая библиотека» я включила «Парфюмера» в число самых достойных книг. Вот какие слова я там написала: «Книга не для эмоционально-развлекательного чтения. Текст является Предупреждением Сильным людям о том, что развитие и реализация таланта ради таланта бессмысленно. Несчастье и разочарование – самые мягкие слова, которые описывают ощущения в конце такого пути. Драматическая концовка произведения, связанная с самоубийством Парфюмера, является лишь красивым подтверждающим завершением».

Во время Недели новой книги, где я уже не первый год общаюсь с читателями, рассказывая и представляя новые книги, я почувствовала, что те, кто читал «Парфюмера», напуганы и одновременно заворожены этим романом. Какое достоинство!

Нужно прийти в себя после чтения такой литературы. Нужно обязательно прочесть что-либо светлое.


^ Письмо четвертое


Здравствуйте, дорогой мой друг библиотекарь!


Как Вы помните, мы хотели поговорить о светлом. Почитайте роман Дины Рубиной «На солнечной стороне улицы». Я очень люблю «женскую прозу», хотя не люблю это определение. Читая книги, написанные женщиной, всегда представляю разговор с подругой. И испытываю восторг, если есть интеллект, новизна, мудрость. Открытие Дины Рубиной пришло немного с опозданием. Сначала я открывала для себя Петрушевскую, Толстую, Улицкую, Полянскую…

Книга «На солнечной стороне улицы» была первой книгой Дины Рубиной, прочитанной мной. В романе две героини. Одна – сама автор, Дина Рубина. Другая героиня, Вера, родилась в тени.

Ее мама - озлобленная женщина, которой было не до родной дочери. Переплелись судьбы людей, переплелись любовь и ненависть, талант и страсть. Помните, о чем мы рассуждали в прошлом письме? Талант способен не только возвысить, но и уничтожить. Так и мать Веры – Катерина - была от природы талантливой актрисой. Но это не спасло ее как личность. Вмешались страсть, нажива, искушение… «Избави нас от искушения…». Но Бог коснулся и маленькой девочки, наградил ее




талантом рисовать и дал возможность встретиться с добрыми и талантливыми людьми. Она, как и сама Дина Рубина, родилась на солнечной стороне улицы. И дело не только в том, что это солнечный Ташкент, шумный, красивый, многонациональный. Кажется, что от страниц веет то вечерней прохладой, то запахами раскаленных улиц. Так образно и любовно можно написать только про город своего детства – самый лучший на свете.

Как созвучно оказалось все прочитанное моему сердцу и сознанию! В жизни много света, много солнца. Просто его нужно видеть: в природе, в любимом городе, в книгах, в картинах, в людях. Как молитву я повторяю слова из книги: «Из дому надо выходить с запасом тепла…, - мне до сих пор тепло, благодарение Создателю. Солнечное свечение дня… Солнечная, безлюдная сторона улицы… Мне до сих пор тепло».

Надеюсь, дорогой мой библиотекарь, что и в Вашей жизни есть солнечная сторона. Может быть, это любовь?


^ Письмо пятое


Здравствуйте, дорогой мой библиотекарь!


Давайте поговорим о любви. Вы не против? И позовем в собеседницы Марину Вишневецкую. Вы не читали ее «А.К.С. (опыт любви)»? Тогда я просто Вам почитаю.

Повесть – история любви, опыт отношений героини А.К.С. Она больна раком. Но самые тупиковые из жизненных ситуаций Вишневецкая разрешает в просветление, которое оказывается возможным и для мучительно умирающей женщины, потому что сам человек - это свет.

Из опыта любви А.К.С.:

«Склонные к сладострастию часто бывают сострадательны и милостивы, скоры на слезы и ласковы; но пекущиеся о чистоте не бывают таковы». Это – слова Иоанна Лествичника. И я хочу сказать, что эти слова меня оглушили как громом, понимаете… Это же я – сострадательная и милостивая, скорая на слезы и ласковая. Я, которая эти свойства в себе давно знаю… и именно по этим свойствам делаю вывод: значит, я хороший, сострадательный человек.


И вот из шестого века мне раздается голос аввы Иоанна: не поэтому! а потому что! Потому что ты – женщина в самом элементарном, вульгарном смысле этого слова».

«… в зеркале видеть себя, такую новую, в коротком атласном халатике – в тот период у меня появились совершенно другие жесты, движения, … я больше уже не была угловатой, как принцесса Диана. И я тогда только поняла, что принц Чарльз, который ей всегда изменял с этой пресловутой Камиллой Паркер-Боулз, с лошадиным лицом да еще к тому же старше него, о чем леди Диана знала с самого первого года супружества, - это он ее сделал пожизненно зажатым подростком. А весь мир смел находить в этом прелесть.

Вот что такое счастливая женщина – которая может пожалеть даже принцессу!».

Слова апостола Павла: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сострадает истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится».

И вот я, глупая, в своей жизни без Бога все еще как будто ищу ну хоть тень того, что не исчезнет, не прекратится вовеки.

Желаю Вам любви, которая не исчезнет и не прекратится.


^ Письмо шестое


Здравствуйте, дорогой мой библиотекарь!


Любите ли Вы собак? Удивлены?

«Люди заводят собак из самых разных побуждений, причем не всегда из добрых», - так начинается повесть ^ Анатолия Королева «Собака философа». Она тоже о любви.

Вы знаете, я рассказывала об этой повести старшеклассникам. Во время встречи использовала технологию «броуновское движение», когда хаотично передается любой предмет (у кого в руках он оказывается, тот и говорит). Почему я об этом вспомнила?


Чтобы сказать Вам, что наше будущее в хороших руках. Не было ни одного школьника, который бы оказался на стороне философа. И не понадобился никакой предмет, чтобы дети говорили.

О чем эта повесть? После смерти профессора философии остается его собака, сеттер Атма. Жена профессора отдает собаку приятелю мужа. Недели через полторы герой обнаруживает в кармане пальто конверт, который дала ему жена профессора. Внутри - листы, исписанные красивым каллиграфическим подчерком со странным названием «Атма – тоже не человек». В этих записках покойный профессор писал о Шопенгауэре и его собаке. Как известно, Шопенгауэр очень любил собак. И когда бранил пса, обращался к нему со словами: «Эй ты, человек!». Мысль нашего философа-доцента сводилась к опровержению идей Шопенгауэра о собачьей душе и преданности. Записки заканчивались такими словами: «Если соблюсти чистоту эксперимента, мы увидим, что в трудную минуту твой Атма яростно кусает даже руку хозяина…». Оказывается, философ держал собаку не от любви к животным, а ради эксперимента.

Герой повести Мельников пытается вернуть собаку любовью и заботой. Мучительный и медленный процесс. Все можно искалечить, если не любить: и собаку, и человеческую душу. Есть надежда, что любовь и терпение могут многое изменить в этом мире, что проснется в нас то, что так долго спало: любить как высшее предназначение.

«Словно чья-то незримая рука остановила его бегство. Пса колотила нервная дрожь, он чувствовал, что с ним происходит необычайное – в нем просыпается голос великого инстинкта: любить человека, и он настойчиво и властно тормозил его постыдный бег. Этот безмолвный голос наполнял его сердце болью за человека, и пес становился тем, чем был назван – Атмой – частью необъятного живого. Ведь он – Атма – существо, любящее беззаветно!».

Во время встречи со старшеклассниками возник такой вопрос: «Не оскорбляет ли Вас очеловечивание животного, это же не сказка?».

Любите ли Вы читать постмодернистские тексты? Поговорим об этом в следующем письме.


^ Письмо седьмое


Здравствуйте, дорогой мой библиотекарь!


Итак, о постмодернистах. Не сразу я приняла подобную литературу. Шаг за шагом я постигала науку читать такие книги: читать между строк, порой перескакивая из одной эпохи в другую, а иногда проживать во всех эпохах одновременно; читать, не требуя четкого финала; читать, низвергая бывшие идеалы… Т. Толстая «Кысь», А. Королев «Голова Гоголя», В. Пелевин «Чапаев и Пустота»…

^ Виктор Пелевин, пожалуй, является визитной карточкой российских постмодернистов. Из всего его творчества мне ближе малая проза. Последняя прочитанная книга «Relics». Это сборник рассказов.

Самый любимый - «Жизнь и приключения сарая № XII». Рассказ о жизни сарая номер ХII на задворках пятиэтажки, возле огородов и помойки. Внутри него хранились новенькие велосипеды, на них сквозь щель падал луч света, и звонки на их рулях блестели загадочней звезд. Сверху висел пластмассовый обруч. Гараж жил своей жизнью, гордился перед соседними гаражами, в которых хранилась кислая капуста, свекла, морковка. Номер ХII мечтал о свободе, о ветре, когда он на велосипеде покатится по просторам… Соседний гараж ответил на его мечту, что высшее счастье в единении с архетипом гаража.

«-Что, и я тоже должен стараться почувствовать себя гаражом?

-Другого пути нет.

-А что, если мне хочется чувствовать себя велосипедом?»

Так и жил он в своих мечтах, любуясь велосипедами, пока летним днем его не продали другому хозяину. Велосипеды продали, а в сарай вкатили бочку с солеными огурцами.

«Страдание увечит. Теперь он был другим, и все в нем было по-другому. В самом центре его души, там, где когда-то покоились омытые ветром рамы велосипедов, теперь пульсировала живая смерть, сгущавшаяся в бочку… Он ощущал брожение гнилого рассола, и это в нем понимались пузыри, чтобы лопнуть на поверхности…Все это было им».





Как Вы думаете, должен кто-либо мириться с обстоятельствами, если есть мечта?

Оставляю Вас наедине с этими мыслями.


^ Письмо восьмое


Здравствуйте, дорогой мой друг библиотекарь!


Мечты, надежды. Что мы думаем о своей жизни в начале пути, сбываются ли наши надежды потом?

«И идут дни за днями, сменяется день ночью, ночь днем – и не оставляет тайная боль неуклонной потери их – неуклонной и бесплодной, ибо идут в бездействии, все только в ожидании действия и – чего-то еще… И идут дни и ночи, и эта боль, и все неопределенные чувства и мысли, и неопределенное сознание себя и всего окружающего и есть моя жизнь, не понимаемая мной», - с этих слов Ивана Бунина начинается роман Александра Кабакова «Все поправимо». Когда я прочла эти строки, вдруг подумалось, что кто-то за мной подсмотрел. Ведь я изо всех сил пытаюсь доказать самой себе, в первую очередь, что все знаю о своей жизни и в душе моей гармония. И вдруг…хватило несколько слов, чтобы взбудоражить мое сознание. Браво, Иван Бунин! Браво, Александр Кабаков!

На душе не стало легче, когда я закончила читать роман «Все поправимо». Почему же я советую Вам его почитать? Владимов, Аксенов, Ефимов, Кабаков… Этот список можно продолжить. Писатели не моего поколения, а поколения моих родителей. Писатели поколения Распутина, Астафьева, Белова. Этих авторов я сразу понимала и принимала. Но Кабаков, Аксенов – это другое ощущение, другое восприятие жизни, любви, другой аромат. Не могу сказать, что лучше, просто другой. Герой романа – зрелый человек, заново переживающий свою жизнь. Все так неоднозначно: я то любила главного героя, то ненавидела, то уважала, то презирала. Вот уж действительно – сладость свободы тесно переплелась с разочарованием, ложью, порушенной дружбой и горечью измен…

Кабаков меня «зацепил» и следующими были 12 фантастических – социально-психологических, бытовых, исторических, мистических, сатирических, лирических – рассказов про Москву и ее обитателей в книге «Московские сказки».




Автор выступает в роли сказочника: «В некоторой префектуре…». Есть здесь Лиса и Журавль, Яга и Змей. Прочтите современную мифологию про старый ржавый автомобиль, который внезапно появляется на московских ночных дорогах и из окон которого скалятся длинными кривыми зубами бурые черепа мертвых бандитов, встреча с этим «летучим голландцем» всегда означает беду… Страшно? Москва как источник дьяволизации России. Герои прибывают из провинции в Москву, чтобы встретить свою «сказочную судьбу». Мрачноватые, порой смешные и ироничные, сказочки.

Очень «мужской» писатель – Александр Кабаков (если так можно сказать). Как будто сходила на свидание с очень умным, по-мужски жестким, но интеллигентным человеком.


^ Письмо девятое


Здравствуйте, дорогой мой библиотекарь!


Извините, мой дорогой друг, я вынуждена на время прервать нашу переписку. Благодарю Вас за уважение к моим письмам. Хочется верить, что они были Вам интересны. Я старалась выразить в них свое личное отношение к прочитанным книгам. Вы просите поделиться идеями в работе с книгой?

Если уж говорить о лучшей современной литературе, так в первую очередь необходимо, чтобы подобная литература в библиотеке была! Во-вторых, нужно предоставить библиотекарю доступ к информации о литературном процессе, чтобы он эту информацию переработал, систематизировал и донёс до читателя. В работе с пользователями библиотеки, с теми, кто уже читает, достаточно трех составляющих: качественные фонды, информация и библиотекарь-профессионал. Сложнее привлечь к чтению тех, кто не посещает библиотеку и не любит читать. В этом направлении нужно работать, в первую очередь, с молодежью. Здесь нужно искать, пробовать, не бояться работать за пределами библиотеки. Интересным мне кажется участие библиотекаря даже не обязательно в библиотечных акциях. Я, например, однажды была членом жюри кулинарного конкурса в профессиональном лицее № 40.


Мы давно дружим с этим лицеем и были приглашены на их праздник.

Но на праздник я пришла с книгами.

Мое твердое убеждение состоит в том, что для продвижения лучшей художественной литературы должна быть разработана система:

  • Моделирование книжного фонда лучшей художественной литературой;

  • Внедрение в работу библиотеки новых компьютерных технологий, в т.ч. и в продвижении чтения;

  • Библиографическое и информационное обеспечение (разными формами и методами);

  • Рекламные, в т.ч. традиционные выставочные формы работы;

  • Массовая работа, на мой взгляд, должна вестись в двух направлениях: в стенах библиотеки и за ее пределами;

  • Индивидуальная работа.

Более того, скажу Вам, что я разработала проект по продвижению чтения среди молодежи, где постаралась такую систему создать. Но это тема отдельного разговора.


С уважением и пожеланием успеха Е.А. Темникова

^ Т.А. Климова

Книга – вся моя жизнь


Сказать, что я люблю читать книги, - это ничего не сказать, я не представляю жизни без книги и для меня книга – не маленькая жизнь, а вся жизнь!

Всегда читала: маленькая, не зная букв, но зато зная, что в ней (книге) написано, водила пальцем и читала; научилась читать… читаю и, наверное, буду читать, пока буду видеть перед собой книги.

Латиноамериканский писатель Борхес на вопрос: «Ваше представление о рае?» ответил емко: «Это – библиотека».

Я с ним согласна. В 1968 году, напротив моего дома открылась библиотека, я даже видела, как подъехала машина и стали разгружать книги.

Конечно же, я сразу записалась в нее, даже помню первую прочитанную книгу – это «Разноцветная тюбетейка», я ее прочитала, не заходя в дом, на скамейке, и тут же пошла за новой книгой.

Когда уже сама работала в этой же родной и любимой для меня библиотеке, я эту книгу нашла в детском фонде и, наверное, не один десяток ребятишек-читателей прочитали ее.

Что-то я увлеклась воспоминаниями о себе. Хочется написать о книгах - любви моей жизни.

Люблю число «7», не потому, что есть «7 чудес света», а просто люблю и все, и буду писать о 7 книгах, хотя за каждой из этих 7, может еще стоять три семерки (777) книг, которые можно считать интересными и любимыми.

Александра Бруштейн. «Дорога уходит в даль».

Эту книгу я прочитала, когда училась в школе. Затем, уже взрослой девушкой, еще раз перечитала и нашла в ней еще что-то для себя новое. Опять же вернулась к ней, когда пришла на работу в центральную районную библиотеку, будучи уже мамой троих взрослых детей, и когда мне было уже за сорок. И, как в детстве, прочитала ее с удовольствием.


В какой бы библиотеке не работала, эта книга становилась любимой для многих моих читателей. В первом номере журнала «У книжной полки» за 2007 год прочитала: «…долгожданное возвращение полюбившейся читателям книги» - это, конечно же, моя любимая… А. Бруштейн «Дорога уходит в даль»…

Не буду рассказывать её содержание, но уверена, что главная героиня - Саша Яновская - еще прошагает столетие со своими горестями и радостями; и многие читатели будут вместе с ней печалиться и радоваться, любить людей, помогать страждущим, любить, беречь и помнить родителей, учителей, всех, с кем героиня росла, взрослела и шла по дороге, «которая уходит в даль…».

Как верно отмечено в журнале, «Дорога уходит в даль» - идеальная книга для семейного чтения. Она написана ярко, увлекательно, с юмором, и доставит удовольствие и детям, и их родителям». Подписываюсь под этими словами: прочтите книгу, и она станет вашей любовью на долгие годы.

Любовь, бывает, приходит «неузнанной». Прочитала книгу без обложки, чуть ли не с половины, такая была драная-передраная. Так понравилась, что захотелось прочитать всю - «от корки до корки». Искала ее очень долго (в нашем городе две библиотеки, обслуживающие взрослое население, и три профсоюзные, по числу заводов) и поиски были вознаграждены - в одной из профсоюзных библиотек ее нашла, прочитала, и любовь моя к этой книге передалась многим читателям.

Кто бы ни прочитал ее, все находят интересной. Это книга польского писателя Игоря Неверли «Лесное море» (настоящая фамилия автора - Абрамов, его отец был русский офицер).

Прочитала… и узнала столько всего, чего не знала, не предполагала и допустить не могла, что такое возможно! В свое время вызвал восхищение факт следования жен декабристов за своими мужьями в Сибирь: из столицы, комфорта, уюта, вынужденные оставить детей, – в глушь, глубь государства Российского.

В романе же И. Неверли «Лесное море» - драматическая и полная лишений страница польской истории: жизнь ссыльных поляков в России (в Сибири и на Дальнем Востоке).


Польских «сибиряков» было много: повстанцы 1830-1831 гг., организаторы и участники демонстраций, митингов, направленных против царского самодержавия, боровшихся за польскую независимость.

Они прибывали и партиями, и поодиночке, их рассылали по губерниям, уездным и заштатным городам, по удаленным от больших дорог и рек, затерянным в таежной глуши селам и деревням, жили и умирали – сибирская и дальневосточная земля усеяна польскими могилами. Судьбы их были разнообразны, как и причины, по которым они оказывались здесь, за тысячи верст от милой родины, что сияла им в их воспоминаниях яркой недоступной звездой.

В романе «Лесное море» напряженный сюжет: идут люди по тропе, но они не знают, что по этой же тропе ходит и тигр…; и страх, и ужас от того, что они неизбежно встретятся… Что ждет их в этой неприветливой, недоступной тайге, как они устроят свой быт, уживутся друг с другом, найдут общий язык… Прочтите роман и, наверняка, вам захочется познакомиться с творчеством этого неординарного писателя. Я прочитала «Под фригийской звездой» и «Сопка голубого сна», но все же неизгладимое впечатление оставил роман «Лесное море».

Если до отпуска еще далеко и не успокаивают левитановские пейзажи, возьмите томик Константина Паустовского, и вы уже в лесу, на реке и все дышит свежестью.

Ведь недаром в одной из его книг вынесены эпиграфом слова Б. Пастернака «… приедается все, лишь тебе не дано примелькаться…». Правильно замечено, что из наших писателей, может быть, только М. Пришвину и И. Соколову-Микитову удалось передать очарование природы России с такой силой высокой поэзии, с какой это сделал К. Паустовский в своей знаменитой «Мещерской стороне», недаром его называли «профессором русского стиха».

Как будто бы ничего нет необычного в его повествованиях, природа кажется совершенно простой, неброской, даже будничной, нет занимательного сюжета, но каждая повесть, каждый рассказ читается с неослабевающим интересом, и что удивительно, интерес не ослабевает, а всё возрастает, и уже хочется побывать там, где луга, озера, болота, покрытые ольхой и осиной, цветы и травы, дожди и радуги, и разнообразие красок… русского ненастья.


Сейчас много говорят о патриотическом воспитании, о любви к родине. Прочтите Паустовского – ваша душа и сердце откликнется на его прозу: легкую, музыкальную, которая несет в себе запас знаний о мире, о природе, и вы поймете, что надо беречь и любить эту прекрасную, милую и такую легко ранимую землю.

«Российская газета» в рубрике «Культура» от 25 мая 2007 года напечатала статью «Телеграмма для Марлен», где рассказывается удивительная история приезда Марлен Дитрих в Россию. После ее феерического выступления в Доме кино актрису спросили, что бы она еще хотела увидеть: может быть, Кремль, Большой театр, Мавзолей, но она тихо сказала, что хотела бы увидеть советского писателя К. Паустовского. Это ее мечта уже много лет.

Сказать, что все присутствующие были в шоке, - это ничего не сказать. Мировая звезда – и вдруг – Паустовский.

Нашли писателя. Он был тяжело болен, находился в больнице.

Но встреча всё же состоялась.

При громадном скоплении народу на сцену вышел, чуть пошатываясь, худой старик, а легендарная звезда, подруга Ремарка и Хемингуэя, не сказав ни единого слова, встала перед писателем на колени, поцеловала руку и прижала ее к своему лицу, залитому абсолютно не киношными слезами.

Марлен Дитрих объяснила, что когда-то давно она прочитала рассказ К. Паустовского «Телеграмма» в переводе на немецкий в каком-то сборнике, рекомендованном немецкому юношеству, и дала слово, что, если она когда-нибудь побывает в России, то встретится с писателем и поцелует ему руку.

«Я счастлива, что успела это сделать, спасибо вам всем – и спасибо России».

Публикация в «Российской газете» вызвала желание еще раз перечитать и насладиться словом К. Паустовского, а, возможно, написанное мною подвигнет ещё кого-то на чтение и не только К.Паустовского, но и многих других авторов, которые ещё не прочитаны.

Книга – это путеводная звезда в пути. Когда-то Ю. Левитанский написал:


«Всего и надо, что вчитаться, боже мой,

Всего и дела, что помедлить над строкою –

Не пролистнуть нетерпеливою рукою, -

А задержаться, пролистать и перечесть…».


Испанский поэт Мигель Эрнандес говорил «… поэзия – это не поиски созвучий, а голос сердца». Мне ближе слова М. Светлова: «Поэзия моя держава, я вечный подданный ее».

Очень люблю поэзию: и классическую, и современную.

На районном Дне специалиста учителей-географов, предваряя обзор художественно-публицистической литературы, привела строки ашинского поэта Ю. Симонова «… провинциальный мир! Неспешное теченье/ реки и жизни. Все так дорого душе!/ Ищи, творец, и пей святое вдохновенье/ В уральской звонкой сказке, в родной тебе Аше!..».

^ С ним согласен другой наш поэт - Ю. Исаев: «… Рай земной – любимая Аша -/ дар для вдохновения поэтов».

Недаром столько издано сборников, авторами которых являются местные поэты. Их книги неизменно пользуются спросом, а поэты всегда желанные гости и в школах, и в домах культуры, и в библиотеках.

Одно из заседаний клуба «Собеседник», который действует при центральной районной библиотеке, было посвящено ашинским поэтам, которых уже нет с нами, но стихи их продолжают волновать жителей нашего прекрасного города.

Можно бесконечно говорить о поэзии и поэтах, но я назову только три книги, которые в данный момент лежат на моем столе.

Одна из них – сборник стихов А. Дементьева. Мне кажется, он может ответить на все вопросы и поддержать вас в трудную минуту.

Не можете в споре прийти к пониманию? Снять напряжение, возможно, помогут строки: «Я с женщинами спорить не могу./ Не потому, что все переиначат./ А потому, что лошадь на скаку не надо останавливать…/ Пусть скачет!». Это тоже Дементьев.

Сборник «Солнечный дождь» ашинских авторов прольется на вас настоящим солнечным дождем светлых, ясных, радужных стихов: «… Аша – мой медовый малиновый край / И звон голубых родников / Аша – соловьиный сиреневый май / И нежная в сердце любовь…» - это слова Н. Магера. Всего лишь маленькая часть признания в любви родному любимому городу.





Несколько слов о книге стихов Увельского литературного объединения «Я сердце свое не могу успокоить…».

В обращении сказано: «…пусть эта книга стихов наших земляков приумножит любовь к родному краю…». Искренность, теплота, желание через поэтическую строку поделиться своими переживаниями, взглядом на жизнь, любовью к родному краю, своим землякам – все это отличает творчество увельских поэтов: «…летят мгновенья радостно и страстно / И их возврата ты не жди напрасно! / Но хочется порой сказать мне властно:/ Остановись мгновенье! Ты прекрасно!». Подарите себе радость общения со стихами – и вы будете вознаграждены. Весь негатив превратится в позитив, я вам гарантирую это!

В ряду моих «читательских пристрастий» - книга Ф. Тетерникова «Грани жизни». Когда её читаешь, подтверждаются слова, сказанные М. Твеном: «Нет ничего интереснее, чем самому увидеть место, описанное в книге». Её автор в предисловии написал: «… эту книгу с интересом прочтут и мои земляки в г. Аше Челябинской области…».

Знаю, что ее читают многие, и не только земляки, и читают с удовольствием. Название этой книги – «Грани жизни» - точно отражает ее содержание. Перед нами проходит вся жизнь одного человека, его отношения с родными, друзьями, товарищами, знакомыми. Здесь нет ничего выдуманного, здесь все – правда, а это интереснее надуманных сюжетов иных художественных произведений.

Каждая страница будит воспоминания, потому как все это тебе знакомо: название деревни, реки, горы в окрестностях Аши, известные тебе фамилии людей, которых ты тоже знал, фотографии смотришь - узнаешь отца, одноклассника. Читаешь книгу и не можешь от нее оторваться, потому что каждая страница несет в себе встречу либо со знакомыми людьми, либо с уголком любимого тобой города.

Книга представляет собой определенную историческую и краеведческую ценность, она прослеживает жизнь людей на протяжении 70 лет прошлого столетия.

И. Гончаров верно заметил, что многие замечательные книги, если не найдут живых проповедников своих, остаются навсегда мертвы. В этом смысле роль библиотекаря становится очень важной.

^ И.В. Сметанина

Книга – это маленькая жизнь


Маленькая жизнь… Как красиво и точно обозначил поэт-бард Олег Митяев особо памятный островок событий в бурном потоке большой жизни – лето!

Однако это определение – маленькая жизнь – можно отнести к любым другим явлениям, событиям, увлечениям в человеческой судьбе, то есть ко всем тем особым, самым-самым моментам в жизни, которые людская память выделяет, вычленяет из всего водоворота жизненных перипетий как самые светлые. Как если бы мы двигались в робком напряжении по длинному полутемному коридору, а на стенах этого коридора вдруг начинали вспыхивать, загораться причудливые милые светильники и озаряли бы весь наш путь.

Наверное, то же происходит и тогда, когда мы углубляемся в чтение самой любимой книги, ставшей в нашей судьбе маленькой жизнью не только потому, что мы вместе с героями живем, дышим, совершаем самые невероятные поступки, но еще и потому, что эта книга сопровождает нас всю жизнь и нам всегда хочется вернуться к ней, заново погрузиться в чтение, чтобы она снова стала тем оазисом, островком для отдыха души, который укрывает нас от жизненных забот и волнений.

Для меня такой книгой всегда был и остается роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». И, наверное, самым удивительным моментом для меня является то, что на каждом этапе, на каждом новом отрезке моей жизни, когда меняются вкусы и пристрастия, происходит переоценка ценностей, когда житейский опыт мудростью ложится мне на плечи, многие истины и гениальные мысли этой книги открываются для меня по-новому.

Впервые я прочитала «Мастера и Маргариту», когда была еще девятнадцатилетней студенткой, и долго находилась под впечатлением от описания того сильного и всепоглощающего чувства любви между Мастером и Маргаритой.




Но вот от романтической жажды влюбленности, свойственной юности, произошел переход к внутренней успокоенности и стабильности, возникающих в душе из-за ежедневной размеренности жизни, и я особенно часто стала перечитывать сцену, когда Маргарита в ответ на предложение Воланда попросить о чем угодно, и ее желание он исполнит, вдруг попросила не за себя и не за Мастера, а за Фриду, мучившуюся от каждодневного кошмара страшного напоминания об ее преступлении. И это стало для меня своеобразным открытием истины, которая, казалось бы, стара, как мир: «Не верь, не бойся, не проси». Судьба сама подаст тебе за деяния, и помощи себе самому жди только от себя самого. И только сильное страстное желание обрести то, чего тебе хочется больше всего на свете, может привести к тому, что чудо все-таки произойдет.

А в те мгновения моей жизни, когда мне бывает особенно трудно или горько из-за каких-либо тяжелых событий, происходящих в моей жизни, невольно, откуда-то из глубин подсознания, всплывают слова, сказанные Воландом Левию Матвею: «Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?».

И, действительно, как бы мы узнали, что такое добро, если бы не было зла? И как бы мы узнали, что такое свет, если бы не было тени? И если Господь посылает нам испытания, то мы в эти минуты особенно сильно начинаем ценить то доброе и светлое, что есть у нас в жизни. Иначе душа наша постоянно находилась бы в состоянии праздности и лени, иначе мы не смогли бы оценить, что для нас является истинным, а что ложным.

Но особенно мощной и действительно гениальной в силу своей удивительной мудрости для меня является истина, которая красной строкой проходит не только по всей книге «Мастер и Маргарита», но и по всей моей жизни: «Все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это!». За одни только эти слова можно навсегда отдать предпочтение этой книге перед многими другими. И самое потрясающее, что Булгаков вкладывает их в уста Сатане, служителю зла! И я, человек искренне верующий в Бога, вдруг с удивлением начинаю осознавать, что симпатизирую Воланду, что вижу в нем реально положительного героя.





И вот тогда мне приходится объяснять аудитории старшеклассников, которые приходят в нашу библиотеку на слайд-видеобеседу о творчестве Булгакова, что время, в которое создавалась эта книга, сам писатель считал сатанинским. И потому именно Воланд-сатана мог бороться со злом, творимым вокруг, что только он мог победить его. И я зачитываю юношам и девушкам эти слова Воланда и говорю им о том, что только человек, искренне и сильно любящий людей и добро, мог написать такое. И пусть каждому из нас будет дано по его вере, как дано это было Михаилу Афанасьевичу Булгакову, верившему в силу света и добра.

Та же вера в то, что «силу подлости и злобы одолеет дух добра» звучала в стихах Бориса Леонидовича Пастернака. И эти строки из стихотворения Пастернака я тоже часто цитирую в тех случаях, когда вижу перед собой несправедливость.

Я очень люблю поэзию и при этом отдаю предпочтение той поэзии, которая сопровождает меня в разные периоды моей жизни. И в определенные моменты моей жизни я ловлю себя на том, что цитирую строки из стихов Бориса Пастернака, потому что именно они соответствуют моему настроению или сути происходящего.

Так, например, в феврале, когда особенно свирепствуют ветра и вьюги этого последнего месяца зимы в наших, таких специфических, погодных уральских условиях, я всегда припоминаю строку из стихотворения: «Февраль… Достать чернил и плакать. Писать о феврале навзрыд». И дело в данном случае не в том, что поэт столь необычно и верно, короткими, рублеными фразами смог передать мое собственное отношение к этой извечно неуютной февральской погоде.

Суть ответа на вопрос, почему именно тот, а не другой поэт и его творчество, являются особенно любимыми для каждого отдельного читателя, заключается, наверное, в том, что самый любимый поэт из всего обилия слов и фраз умудрился найти наиболее точные, максимально соответствующие настроению и чувствам, которые переживает на данный момент истинный ценитель таланта своего поэта.

Как часто мне приходится цитировать, например, такие слова Пастернака: «Предвестьем льгот приходит гений и гнетом мстит за свой уход».




Как сильно, мощно сказано! Меня саму поражает то, что я цитирую эти слова не только по случаю каких-то глобальных политических перемен в мире или в стране, но даже в житейских, достаточно мелких, ситуациях, связанных, например, с переездом соседей из дома или сменой воспитателей в группе детского сада, который посещает моя дочь.

И самое потрясающее, что я стала ловить себя на мысли о том, что мне приходится припоминать эту цитату слишком часто в последнее время и что филигранный подбор слов этой фразы, потрясающая точность ее попадания в ситуацию каждый раз остаются неизменными.

И эта удивительная выверенность каждого слова в стихах Пастернака происходит от того, что слог поэта – это слог того старого русского интеллигента, о котором раньше говорили «из бывших» и который был воспитан на классическом русском языке, без примесей и этих ужасных современных неологизмов, опошляющих и загрязняющих величайший язык мира.

Когда в моей жизни наступил-таки период, который я всегда хотела отдалить от себя и о наступлении которого всегда отказывалась думать: период прощания с моими друзьями и близкими, с людьми, которых я знала и любила, ко мне опять совершенно невольно, без всяких усилий со стороны моей памяти, пришла строка из Пастернака: «Это краткий переход в неизвестность от забот».

И почему-то эта строка чуть-чуть успокоила меня в моих печальных мыслях: что ж, хотя бы заботы земные больше не тронут и не станут волновать ушедших. Поэт и здесь нашел утешительное для меня слово…

В этом и заключается сила творчества великих мастеров: собственные чувства и мысли они доносят до читателей таким образом, что они становятся чувствами и мыслями всех, кто прикасается к их поэзии. Книга стихов Бориса Пастернака для меня – эта та книга, которую я могу открыть на любой странице и читать, не отрываясь. И при этом стихи Пастернака нужны мне именно в те моменты, когда необходимо отключиться от всего и в то же время «подзарядить» себя сильной творческой энергией вдохновения.


Когда я провожу для старшеклассников литературно-музыкальную композицию о жизни и творчестве Бориса Пастернака, я подключаю к ходу повествования все имеющиеся в библиотеке технические средства: видео, диапроектор, магнитофон, даже старенький проигрыватель.

В ходе этой композиции демонстрируются слайды, отрывки из документального фильма о поэте, из фильма «Ирония судьбы», где звучит песня на стихи Пастернака; наш, видавший виды, доперестроечный проигрыватель, безотказно воспроизводит пластинку, на которой Сергей Никитин исполняет песни «Снег идет» и «Синий цвет». Но в конце всей композиции я всегда включаю магнитофон для того, чтобы подростки могли прослушать песню на стихи Пастернака из его романа «Доктор Живаго» в исполнении Аллы Пугачевой: «Свеча горела».

И всегда отмечаю, что большинство подростков удивляются тому, что эта песня, которую они принимали за очередной хит сезона, на самом деле стихотворение Пастернака.

И вот тогда я говорю старшеклассникам, что сила поэзии Бориса Пастернака в ее неувядаемости, образы и темы его лирики всегда современны. И как же уважал великий поэт своих читателей, что не позволил себе сказать за них все, что у них на душе, что он оставил им право додумать, дорисовать в их сознании собственные образы, примерить свои стихи к самым разным ситуациям в их жизни! И при этом я сама поражаюсь тому, что стихотворение, которое я традиционно ассоциировала только с романом «Доктор Живаго», вдруг зазвучало обособленно от романа, навеяло мне какое-то новое, иное настроение и стало своеобразным эпиграфом к особым событиям в моей жизни. Что ж, нет предела совершенству, как нет предела открытиям.

И таким открытием для меня стало творчество златоустовской поэтессы, барда Натальи Анатольевны Галавтиной.

Женщина-поэтесса – явление всегда уникальное в литературе, потому что простую формулу любви, выраженную в словах: «Я люблю тебя», она умудряется доказать самым изящным, а порой и непредсказуемым образом.


Конечно, в поэзии для меня всегда существовали два громких и прекрасных имени – Анна Ахматова и Марина Цветаева. И говорить о них, признаваться в любви их поэзии можно бесконечно. Однако, услышав однажды песню «Подари мне костер…» в исполнении самой Натальи Галавтиной, я была очарована и стихами, и обаянием поэтессы, и тем, как мило и нежно она поет о любви.

Мне нравится в творчестве Галавтиной то, что, начав писать стихи в те годы, которые теперь называют «застойными», когда особо почиталась та поэзия, что призывала «за родину, за партию», и, продолжая писать в настоящее время, когда общество стало признавать совершенно новые идеалы, Галавтина не изменила ни себе, ни основной теме своего творчества.

А тема эта определена самой поэтессой в словах: «Просто надо любить… Не любить – невозможно!». И не раз повторяла поэтесса о том, что в своей поэзии она никогда не оставляла, не изменяла своей основной теме:


Собой остаться среди нравов варварских.

Встречать рассвет, любить детей, цветы…

Или:

Я ж – constanta по природе,

Вот такие мои гены…


Мотивы любви, нежности, трепетного и бережного отношения к любимым людям, к миру звучат в стихах Натальи Галавтиной, опубликованных в поэтических сборниках «Музыка для двоих», «Фантазия в стиле северной готики», «Поселись, где поют».

Вчитываясь в строки стихов, вдруг начинаешь понимать реально, что любить – это действительно просто. Любить Его, единственного; любить близких, подаривших тебе чудо жизни; любить свой город, застывший от удивления перед красотой и величием таганайских вершин; любить стихи, которые льются сами при виде красоты мира; любить музыку – свою великую союзницу; любить романтику дальних странствий. И такая простая и вместе с тем великая любовь не может не отозваться в сердце другого человека эхом, не может не найти отклика в душе всех, кто прикасается к поэзии автора:





И сердце верностью своей

Вдруг все равно к нему пробьется,

И ты услышишь, как в ответ

Его, как эхо, отзовется.


Для меня самой открытие замечательной поэтессы – Натальи Галавтиной – стало очень важным моментом. Даже принципиально важным.

Ведь когда я провожу литературно-музыкальные композиции для молодежной аудитории по творчеству Натальи Галавтиной, я имею возможность не только еще раз восхититься ее поэзией, но и показать подросткам, что истинный талант не имеет границ ни пространственных, ни возрастных.

Ведь беседы и литературно-музыкальные композиции о других прославленных поэтах и писателях я провожу с использованием видеоматериалов, аудиозаписей, и подростки смотрят на лица давно ушедших от нас или живущих далеко от нашего города людей, слушают их произведения в исполнении профессиональных певцов или актеров.

А Наталья Галавтина – вот она рядом, «живая и настоящая на ласковой земле», как писала Марина Цветаева. Она часто с удовольствием приходит к нам на литературные вечера, на литературно-музыкальные композиции; вместе с ней ее ученики из театра самодеятельной песни «Гринландия», создателем которого стала сама Галавтина.

Она поет и читает свои стихи аудитории вживую, под собственный аккомпанемент, отвечает на вопросы аудитории… Каждое стихотворение Натальи Галавтиной, каждая ее песня – это маленькая жизнь, которая во всей совокупности ее творчества вливается в одну большую, и эта жизнь становится примером того, как можно сделать ее яркой, интересной, полной творческих исканий и находок. И зрители, а ведь это совсем молодые люди, стоящие на перепутье жизненных дорог могут реально увидеть человека, нашедшего свою нишу в жизни, сумевшего в серых буднях найти радужные краски и поделиться своей радостью со своими читателями, поведать им о своем умении любить и зажечь светом своего сердца сердца других.




Зато зажгу свечу другим,

Хоть самому темно.

От света сердцу горячо

Пусть будет твоему!

А я всего лишь светлячок –

Для света и живу…


Впрочем, не только для подростков мы проводим встречи с Натальей Галавтиной и студийцами из театра «Гринландия», на такие мероприятия приходят и люди старшего поколения.

Более того, творчество Натальи Галавтиной включает в себя широкий спектр самых различных мероприятий для разновозрастной аудитории: читательские конференции, диспуты, библиографические обзоры. И как отрадно сознавать, что рядом с нами живут такие удивительные люди, творческие, добрые, щедрые в своих чувствах; как приятно делать эти открытия – открытия прекрасной поэзии, истинных талантов! И открытия эти приходят только к тем, кто по-настоящему любит книгу, чтение, культуру своей страны.

«Над вымыслом слезами обольюсь», - писал Александр Сергеевич Пушкин. И, наверное, невозможно лучше определить, что мы чувствуем, когда читаем любимые книги.

Мы плачем и смеемся вместе с любимыми героями, сопереживаем им, совершаем вместе с ними те или иные поступки, попадаем в самые разные ситуации и на какое-то короткое время становимся иными, примеряем на себя облик героев книг.

Точно также на короткое время художественный вымысел книг становится некой виртуальной реальностью в нашем сознании, маленькой жизнью, которую мы проживаем с удовольствием – интересно и красиво. И удивительное разнообразие встреч с любимыми авторами и их книгами делает нашу собственную жизнь действительно прекрасной.


^ О.Н. Евсеенкова


Мои читательские предпочтения


Библиотечные предпочтения…

Какие книги возникают при этих словах в нашем сознании? Судьбы каких поэтов и писателей, их героев нам особенно дороги?

Нелегко ответить на эти вопросы библиотекарю. Слишком большое количество разнообразной литературы окружает его. Здесь и классика, и модный детектив, и сентиментальный роман.

Да и читательские вкусы библиотекарей разные: книга, ставшая для одного событием, другого оставляет вполне равнодушным.

Хочу поделиться собственными размышлениями на заданную тему.

В буднях повседневных забот, в учащенном ритме поселка, в суете нашей жизни мы скользим мимо прекрасного. Но именно библиотекарь, живущий за сотни километров от больших городов, должен открывать новое, неизведанное читателям, как открывает путешественник неизвестные земли.

Как узнать библиотекарю о лучшем в современной литературе, если нет в поселке книжного магазина, да и Интернетом не всегда воспользуешься?

На помощь приходит надежный давний друг - журнал «Роман-газета». Как же приятно получать очередной красивый номер, пахнущий типографской краской. И как бережно перелистываем страницы зачитанного до дыр, не подлежащего ремонту издания.

В чем загадка магической силы «Роман-газеты»? На мой взгляд, тайна кроется не столько в доступности и «долгожительстве» (в 2007 г. журналу исполнилось 80 лет), сколько в удивительной искренности и простоте изложения.

Красота «чудесных мгновений», жизнь и смерть, добро и зло, вечность и время, любовь и ненависть - эти вечные темы обретают в номерах «Роман-газеты» особое звучание.

У этого журнала одна установка - на общечеловеческие ценности. Его произведения против пошлости, цинизма, растления человеческой души.





Это особенно важно именно сейчас, когда в мире становится все меньше совести, добра, милосердия, когда идет раздел общества на избранных и отверженных.

«Роман-газета» позволяет не затеряться среди «бульварного чтива» и предлагает высокохудожественные произведения для души.

«Человечность всегда была одним из важнейших явлений литературы - большой и малой», - писал Д.С.Лихачев. Мне кажется, это свойственно «Роман-газете». Не случайно творчество многих авторов, печатавшихся здесь, навсегда вошло в золотой фонд русской литературы: В. Белов, В. Распутин, В. Астафьев и многие другие.

Хочу представить произведения, сошедшие со страниц моего любимого народного издания.


«В сострадании есть сознание

своего единства с другими людьми,

с нацией, с народом, страной».

Д.С. Лихачев


Один из немногих писателей 90-х годов XX века, о котором говорили, что он поднял уровень русской словесности, и в творчестве которого звучали важные общечеловеческие темы и проблемы, был Виктор Астафьев.

Журнал «Роман-газета» не раз публиковал произведения этого писателя-фронтовика: повести «Веселый солдат», «Людочка», роман «Прокляты и убиты».

В 2005 году вышел номер журнала последних рассказов писателя под названием «Пролетный гусь», летучее перышко которого становится путеводителем в мире скорби, страданий и нечаянных радостей.

В рассказе «Пролетный гусь» В. Астафьев показывает реальное послевоенное время, судьбу одной русской семьи - фронтовиков Солодовниковых.

Необычайно и интересно начинается повествование: «Свело Марину и Данилу в долгом послевоенном пути прямо на железной дороге». Он солдат, возвращающийся из Пруссии, она - медсестра. «За время пути, они вызнали друг о друге. Да и вызнавать особо нечего было — биографии они не накопили, война - какая это биография?».





Судьба приводит их в уральский городок с красивым и веселым названием Чуфырино, на квартиру с хорошей хозяйкой, где они жили ладно и складно, несмотря на трудности, болезнь сынишки. Они, как на войне, стойко и терпеливо преодолевали все невзгоды.

Описанием их семейной жизни В. Астафьев обнажает в человеке самое главное. Мужчина - солдат, труженик, добытчик. Женщина - жена, мать, хозяйка. Вот основа человеческого бытия. Данил и Марина чутки, добры к соседям, ко всем окружающим, всегда готовы к состраданию.

Приезд семьи Мукомоловых (партийных чиновников) ломает всю жизнь в этом доме. «Приехали с кучей добра, румяные, пригожие, на дворян похожие и с дворянскими, пусть пока еще и коряво выглядевшими, привычками и манерами».

Читатель понимает, что жизнь Солодовниковых, да и многих других жителей городка, будет теперь зависеть от них.

Как и многие произведения В. Астафьева, этот рассказ о страдании и смерти. Умирают солдаты-победители Солодовниковы и их сын.


«Ценностями являются не только памятники, но и добрые обычаи, представления о добром и красивом, традиции гостеприимства, приветливости, умение ощутить в другом свое, доброе».

Д.С. Лихачев


«Семья» - книга, с которой начинается трилогия, написанная русской писательницей, жившей за рубежом, Ниной Федоровой (А.Ф. Рязановской). Впервые трилогия издана в Нью-Йорке в 1940 году. В нашей стране она вышла в «Роман-газете» в 1992 году.

О чем произведение? Если в двух словах: это драматическая история семьи русских эмигрантов, оказавшейся в 30-е годы на территории британской концессии в китайском городе Тяньцзине.

«Семья эта была русская, когда-то, в прошлом, большая, богатая, знатная. Пройдя через войну и революцию, перенеся преследования, нищету, болезни и голод, пережив пожар, испытав потоп и землетрясение, семья потеряла одних своих членов, породила новых. Смертность все же оказалась проворней рождаемости - и теперь семья состояла из пяти человек, итог длительного процесса





роста генеалогического дерева. Это были бабушка, мать, дочь и два племянника-сироты...».

Что здесь движет сюжетом? Какая, собственно говоря, мысль заключена в книге, и почему ею зачитываются сотни людей?

Читатель попадает в теплый, порядочный, охваченный заботой, мир. Как магнит притягивает к этой Семье (именно так, с заглавной буквы, в книге) всех: соседей, друзей, соотечественников и просто чужих. Кто приходит с радостью, кто с горем. Почему? В мире, где царит хаос и неразбериха, только в этой Семье сохраняются уют и порядок, семейная дружба: «Как и в каждой хорошей русской семье, ее члены были нежно привязаны друг к другу, всегда готовы пожертвовать собой ради общих интересов. Другой национальной чертой была в них особая полнота духовной жизни, трепетный интерес к людям и к миру, в котором они жили. Их интересовали все общечеловеческие проблемы, а также поэзия, музыка, вопросы духовной жизни. Русский ум отказывается посвятить себя всецело только личным интересам или вопросам одной текущей жизни».

Эпиграфом к книге вынесены слова Ф. Тютчева: «...Есть и нетленная краса». Так в чем же краса?

Мы видим бедность квартиры, слышим скрип скрепленных стульев, служивших вместо кровати, печалят тревоги Матери, болезнь Бабушки. Но за всем этим - любовь, доброта, вера. «Самый большой дар — это преданность и нежность. Только они и соединяют людей в «Семью» - заключает Мать.

Одна из драматичных глав книги, когда нищенское материальное положение Семьи вынуждает ее отдать на воспитание миссис Парриш самого младшего члена - Диму, к девяти годам своей жизни уже потерявшего и мать, и отца, и бабушку.

«Слезы катились ручьем. Он упирался, чтоб не идти. Он ухватился ручонками за перила мостовой и, упершись ножками, конвульсивно натужился. Он сжимал ручки сильней и сильней, весь посинев от напряжения. Они толпились около, толкались, уговаривали, плакали, но он продолжал страшно кричать. Только Мать оттолкнула всех, обняла его нежно-нежно. Она имела силу, улыбаясь, сказать полушутливо и полустрогого: «Ай да Дима! Вот уж не ожидала я этого! Разве ты не мужчина?


Дима, что ж ты, будто девочка! Разве больше нет у нас мужчин в Семье?».

В книге дорого каждое слово, каждая фраза, появляется гордость за тех, кто не терял свое достоинство в далеких краях, в трудных условиях, но являлся примером и для других был душевной опорой.

Нам, живущим в XXI веке, так, порой, не хватает своей точки опоры, близости и любви родных. Поэтому книгу необходимо прочесть всем семьям, старшему и молодому поколению.


«Счастья достигает тот, кто

стремится сделать счастливыми

других и способен хоть на время

забыть о своих интересах, о себе».

Д.С. Лихачев


Книга В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» - на женскую тему. Мы помним его Настену из «Живи и помни», старух из «Прощания с Матерой», бабушку Наталью из рассказа «Женский разговор».

Сюжет повести прост, взят из реальной жизни. Выросшая в сибирской деревне, Тамара Ивановна не пасует перед жизнью, «продвигаясь вперед неторопливыми и выверенными шагами, выстраивая свою судьбу, как крепость, без единого серьезного ушиба». На ней держится вся большая семья - муж, двое сыновей, дочь Светлана.

Читателю героиня мила и близка. Самые задушевные слова обращены к этому образу. Чувствуется писательская гордость и восхищение материнством: «В детях, может, и есть половина отца, да только малая она, эта половина, без вынашивания и без того вечного, неизвестного присутствия в своем чреве, которое чувствует мать. И, рожая дите свое, превращающееся затем во взрослого человека, не все она в родах и корчах выносит наружу: впитавшиеся в стенки то же самое дитя остается в ней навсегда...».

Как меняется жизнь в стране, так меняется и жизнь семьи Воротниковых. Случилась беда - над 16-летней Светланой надругался «торговец» с рынка. И как настоящая мать, Тамара Ивановна не может смириться с унижением своей дочери.

Никто, ни прокурор, ни следователь не хотят понять горе матери. Не найдя справедливости, правды героиня делает решительный поступок - вытачивает обрез из старого ружья и стреляет в насильника.


Этот выстрел - наказание за зло. Женщина–мать восстала против общественного зла.

Читая повесть, с горечью осознаешь реальность нашей жизни. Но гениальность В. Распутина состоит в том, что он последними строками оставляет надежду на благополучие семьи Воротниковых, на лучшее изменения всей жизни. Хочется верить и нам.


«Надо быть одинаково

честным как в большом,

так и в малом».

Д.С. Лихачев


Когда читаешь книгу В. Распутина, вспоминаешь другой известный всем роман и кинофильм с похожим сюжетом.

Это «Ворошиловский стрелок» Виктора Пронина. Здесь тоже глубокий психологизм, прекрасное знание жизни и свое представление о справедливости.

Человек не имеет права замыкаться в себе, жить лишь для себя, проходить мимо несчастья, царившего в мире. Но что делать, когда это несчастье врывается в твой дом, в твою семью?

Пенсионер Иван Федорович Афонин, руководствуясь собственной совестью, нашел способ - взялся за оружие. «Старик явственно ощущал бодрящий холодок опасности, который дул ему в лицо, остужал лоб и заставлял дышать полной грудью. Да, этим ветерком легко дышалось, он наполнял тело молодостью, готовностью поступать неожиданно и рисково».

Мог ли смириться герой В. Пронина со злом, причиненным его внучке? Нет, не мог. Это было бы страшное предательство Кати, своей веры и смысла жизни. Вот из таких индивидуальных вер, чистоты совести складывается общая вера, идеал общества.


«...главная жизненная задача

должна диктоваться добротой к

людям, любовью к семье, к своему

городу, к своему народу, стране, ко

всей вселенной».

Д.С. Лихачев


У маленького ребенка уже есть свой характер, своя индивидуальность, но в нем нет еще ни зла, ни ненависти, ни зависти. Поэтому и говорил Христос: «Будьте, как дети», - призывая к добру, открытости, бескорыстию.

Эту заповедь я вспомнила после прочтения очередного журнала «Роман-газета» с прекрасно оформленной обложкой. На нас из морозно-заснеженного окна смотрит и улыбается маленькая девочка. От ее счастливой улыбки, радостного взгляда, детского тепла растопилось мерзлое окно, и белый ангел устремился вверх. Читаем название - Анатолий Ким «Арина».

Это роман-сказка для чтения вслух маленьким детям. Так необычно назвал автор свое произведение. И сразу становится ясно, что роман рассчитан на семейное чтение.

Он о судьбе четырехлетней девочки, которую бросили родители на попечение бабушки. Арина познает большой мир, мир взрослых. Ее окружает и захватывает размеренная жизнь маленькой Деревни. Каждый, кто появляется в их доме, оставляет след в душе ребенка. Вокруг нее добрые, трудолюбивые взрослые – бабушка, ее соседи, знакомые, а также ее друзья - собака Полкан, кот Васька, теленок Мак.

Как и в любой сказке, здесь есть чудесный и прекрасный мир. Это потрясающе величавый город Пена, придуманной самой Ариной из Облаков на небе. В этом городе маленькая девочка сталкивается с хорошим и плохим, как может, «разрешает» свои проблемы, а главное, встречается с мамой.

«Папа и мама и я пусть всегда будут вместе» - единственное желание Арины. Арина - это девочка-ангел, наделенная разумом, познает, что такое одиночество, болезнь, смерть. Но главное, она открывает для себя и для нас любовь ко всему на земле. Она пришла в этот мир для того, чтобы любить, и для того, чтобы и ее любили. «О, сколько любви на этой земле! Куда же все это может деться?».

Размышления, переживания маленькой девочки, нас, взрослых, заставляют задуматься - что значит Любовь и Мир на земле?


«Отношения природы и человека –

это отношения двух культур, каждая

из которых по-своему «социальна»,

общежительна, обладает своими

«правилами поведения». Их встреча

строится на своеобразных

нравственных основаниях».

Д.С.Лихачев


Человек и Природа. Сегодня эта проблема - одна из важнейших. Вот как она раскрыта в повести А. Дмитриева «Под Опалой, на Большой», тоже опубликованной в «Роман-газете».

«Утренняя сентябрьская тундра - это надо видеть! Желто-зелено-красно-белое бескрайнее море в застывших волнах кочкарника. Красные слезы брусники среди белых кудрей ягельника, черные капли крупной шикши - словно черный жемчуг, рассыпанный чьей-то гигантской щедрой рукой. И все это блестит, сверкает, переливается в свете первых лучей восходящего солнца».

Так автор повести «Под Опалой, на Большой» А. Дмитриев передает свою любовь к природе Камчатки. Край - удивительный уголок природы, которая не только уникальна по своему богатству и разнообразию, но и очень ранима, требует охраны и заботы. Здесь живут охотники, рыболовы, хозяева собственной земли, беря и используя дары природы для своих целей, для своей пользы. «Губится природа, но набиваются кошельки».

Главный герой повести Сергей тоже решил поживиться - убить медведя, за мясо и шкуру которого можно много получить. И начинается настоящая охота, с выслеживанием, ожиданием, погоней. С убийством медвежонка началась гибель самого Сергея: медведица начинает охоту на человека.

Медведица в повести, как у В. Астафьева «царь-рыба», - олицетворение живой природы. А природа не прощает ошибок, несправедливость, ненависть, исходящие от человека.


Сведения об авторах:


^ ТЕМНИКОВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА – библиотекарь читального зала библиотеки-филиала № 5 «Исток», г. Златоуст Челябинской области; образование высшее специальное (окончила Челябинский государственный институт культуры); библиотечный стаж – 21 год.


^ КЛИМОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА - заведующая отделом маркетинга МУК «ЦБС» Ашинского муниципального района; образование - среднее специальное (Уфимский библиотечный техникум); библиотечный стаж – 24 года.


^ СМЕТАНИНА ИРИНА ВИКТОРОВНА - библиотекарь библиотеки-филиала № 21 ЦБС г. Златоуста; образование – высшее; библиотечный стаж – 19 лет.


ЕВСЕЕНКОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА - заведующая отделом обслуживания Брединской ЦРБ; образование – высшее; библиотечный стаж – 25 лет.


Содержание:



ТЕМНИКОВА Е. А. Письма другу – библиотекарю о моих читательских пристрастиях…………………………………



4

КЛИМОВА Т. А. Книга – вся моя жизнь……………………


16

СМЕТАНИНА И. В. Книга – это маленькая жизнь………


22

^ ЕВСЕЕНКОВА О. Н. Мои читательские предпочтения…


30

Сведения об авторах……………………………………………


38



Отзывы и предложения можно отправлять по адресу:

Web-сайт в Интернет: www.unbi.uu.ru

E-mail: onbt.@unbi.uu.ru




___________________________________

Ответственный за выпуск: З.П.Сергеева

Составитель: Т.Р. Елисеева

Редактор: И.В. Архипова

Дизайн: Н.П. Мащиц

Подписано в печать 2008


Тираж 70 экз.