bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 3
В Приморском крае и Кемеровской области могут быть созданы федеральные университеты

О ВОЗМОЖНОСТИ СОЗДАНИЯ ЕЩЕ ДВУХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПНПО СООБЩИЛ ПЕТР АНИСИМОВ.

На пресс-конференции, посвященной открытию Всероссийского форума "Образовательная среда - 2007", на вопросы журналистов о перспективах развития эксперимента по созданию национальных (федеральных) университетов ответил начальник Управления учреждений образования и реализации ПНПО Рособразования Петр Федорович Анисимов, который сообщил, что в целом работа по созданию вузов нового поколения к которым и относятся федеральные университеты, оценивается успешно.

В настоящее время открыто уже два федеральных университета: Южный федеральный университет в Ростове-на-Дону и Сибирский Федеральный университет в Красноярске. Сейчас рассматривается вопрос о создании подобных университетов в других федеральных округах: по словам г-на Анисимова с предложением о создании аналогичных ВУЗов в Федеральное агентство по образованию уже обратились Приморский край и Кемеровская область. Возможно рассмотрение предложений и от других регионов.

Относительно структуры федеральных университетов, П.Анисимов отметил, что на настоящий момент единой схемы их создания не разработано, т.к. действующие университеты создавались как объединение нескольких уже существующих вузов, но возможно наделение статусом федерального университета и одного крупного вуза, научно-техническая, производственная и кадровая база которого соответствует уровню национального университета.

Справка: Национальные университеты создаются как интегрированные комплексы образования, науки и бизнеса в рамках реализации Приоритетного национального проекта "Образование" и ориентированы, в первую очередь, на подготовку кадров для крупных инновационных проектов, подготовку ученых, способных развивать современные технологии.

^ Большая перемена

05.10.2007


Глава Рособразования: "Качественное образование должно быть доступно для ребенка из любой семьи"

"Я как учитель привык делать то, что положено в конкретный день. Тогда дети хорошо напишут контрольные, сдадут экзамены", - заявил председатель комитета Государственной думы РФ Николай Булаев 5 октября, комментируя корреспонденту ИА REGNUM свое назначение на должность руководителя Федерального агентства по образованию (Рособразование).

"Контролировать, придумывать размышлять. Агентство обладает огромным интеллектуальным ресурсом, ведущие вузы, учреждения среднего образования страны готовят будущие кадры для развития экономики. Необходимо, чтобы кадры отвечали потребностям современной экономики", - заявил Булаев. Особое внимание глава Рособразования планирует уделять доступности качественного образования. "Качественное образование должно быть доступно для ребенка из любой семьи. Ребенок независимо от интеллектуальных способностей должен быть востребован обществом", - сказал Булаев.

Председатель правительства РФ Виктор Зубков распоряжением назначил руководителем Федерального агентства по образованию Николая Булаева. Премьер-министр освободил Григория Балыхина от должности руководителя Федерального агентства по образованию в связи с переходом на другую работу. Соответствующие распоряжения Зубков подписал вчера,4 октября.

Regnum

05.10.2007


Как учитель учителю

Руководителем Рособразования назначен профессор Николай Булаев Распоряжением от 4 октября 2007 г. N 1346-р премьер-министр Виктор Зубков назначил Николая Булаева руководителем Федерального агентства по образованию.

На место Григория Балыхина, который руководил этим ведомством с 13 марта 2004 года, пришел теперь уже бывший глава Комитета Госдумы по образованию и науке, доктор педагогических наук профессор Николай Булаев. Николай Иванович - заслуженный учитель РФ, свою педагогическую деятельность начал в 1978 г. в сельской школе, а потом и в Спасском педагогическом училище в Рязанской области, где до 1990 года был директором В связи с новым назначением Николаю Булаеву, скорее всего, придется проститься с работой в парламенте, так как, по его словам, депутатская деятельность и работа в федеральном ведомстве - вещи несовместимые. Кстати, именно при Булаеве -руководителе Комитета Госдумы по образованию и науке, были приняты не просто важные, а принципиальные для российского образования законы: о Едином государственном экзамене, об обязательном общем среднем образовании, об институте президентства в вузах, о двухуровневой системе высшего образования. Теперь же ему придется заниматься их реализацией на деле.

Напомним, что в обязанностях Рособразования - организация деятельности образовательных учреждений общего, профессионального и дополнительного образования, управление госимуществом, определение квот и контрольных цифр приема на обучение за счет средств бюджета, распределение квот на стипендии, утверждение кандидатур руководителей образовательных учреждений. Также в ведении агентства - контроль за поставками учебного оборудования в российские школы в рамках Федеральных целевых программ и нацпроекта "Образование".

прямая речь Из выступлений Николая Булаева О президентах вузов - Ректоры понимают, что в сегодняшней ситуации необходимо сохранить жизненный и профессиональный опыт старших коллег - тех, кто по закону, определяющему возрастные ограничения для руководителя вуза, уже не может занимать это место.

Об уровнях высшего образования - В процессе работы с представителями общественности, научно-образовательного сообщества мы пришли к выводу, что слово "двухуровневый" не очень точно отражает интересы российской системы образования, нужно говорить о нескольких уровнях. В законопроекте будет прописан как отдельный уровень, специалист, с возможностью непрерывного цикла обучения. Потеря этого уровня подготовки для абсолютного большинства представителей вузов является неприемлемой.

Об обязательном общем среднем образовании - Наибольшее опасение вызывает вероятность того, что в одном классе будут обучаться взрослые неуспевающие второгодники и дети, а учителя будут стараться дотянуть каждого ученика до выпускного класса. Но принятый закон с учетом внесенных поправок и изменений исключает давление на учителя и оставление неуспевающих учащихся на второй год в 10-м и 11-м классах Если ученик не успевает, его исключают из школы, и он получает полное среднее образование в иных формах: экстернат, вечерняя школа, в системе начального и среднего профессионального образования О ЕГЭ - Суть закона о ЕГЭ в том, что он совмещает систему аттестации школьника и систему вступительных экзаменов в вузе. Таким образом, исключается коррупция на вступительных экзаменах в высшие учебные заведения. Кроме того, по всей России применяются единые контрольно-измерительные материалы, и ученик не сталкивается с незнакомыми вопросами, которые он по каким-либо причинам не изучал в школе.

А в это время

Минобрнауки России примет участие в оценке итогов экспертизы учебных заведений на пожарную безопасность. По словам главы министерства Андрея Фурсенко, целесообразно совместно с МЧС выработать механизм, при котором об итогах проверки Государственная пожарная служба одновременно с руководством образовательного учреждения информировала бы и министерство. На создание безопасных условий для организации учебного процесса в школах и вузах будет выделено в 2007-2010 годах 2,3 миллиона рублей. А в 2008-2010 годах дополнительно планируется выделить из федерального бюджета 8,2 миллиарда рублей. Помимо средств, выделенных Рособразованием на обеспечение пожарной безопасности, учебными заведениями привлечен значительный объем внебюджетных средств.

^ Российская газета

09.10.2007

Мария Агранович


Конкурс

Фонд развития социальной инициативы продолжает принимать заявки на конкурс проектов среди общественных организаций "Открытая школа", направленных на поддержку и развитие системы образования.

Учредители конкурса - ^ Министерство образования и науки Российской Федерации и Федеральное агентство по образованию.

Цель конкурса - стимулирование и поддержка общественной инициативы, направленной на совершенствование общественного характера управления школой, организацию независимой оценки деятельности образовательного учреждения, привлечение родителей, выпускников школ, представителей бизнеса и других гражданских институтов к развитию системы образования.

По результатам работы Экспертного совета будут определены победители, которые получат денежные средства на реализацию проекта в размере до 50 000 рублей. Средства будут переданы на расчетный счет общественного объединения либо образовательного учреждения - партнера по конкурсу.

Заявки принимаются до 20 октября 2007 года

^ Учительская газета

02.10.2007


Международный обмен

200 лет - это срок  В минувший четверг в американском посольстве в Москве состоялся прием по случаю отъезда российских учителей в Соединенные Штаты. Не всех и не насовсем, а лишь шестнадцати и всего-навсего на месяц.

Учителя из восьми регионов России: Татарстана, Башкортостана, Самарской, Волгоградской, Саратовской, Нижегородской, Ростовской и Ульяновской областей посетят университет штата Монтана в городе Мизула и познакомятся с опытом американских коллег. В итоге месячной поездки будет проведен семинар. Российские педагоги подготовят 8 мастер-классов, которые и привезут на Родину, дабы показать их своим коллегам.

Но все это перспективы. А пока заместитель руководителя дипломатической миссии Даниэл Рассел, заместитель начальника Управления международного образования и сотрудничества Рособразования Алексей Талонов и региональный директор Американских советов по международному образованию Джоэл Эликсон поприветствовали российских учителей в стенах посольства и пожелали им плодотворной работы за океаном, упомянув при этом, что 2007 год особенный: как-никак 200 лет дипломатических отношений между Россией и США.

В заключение добавлю, что программа профессионального обмена "Учителя учителям" проводится Американскими советами по международному образованию при поддержке Рособразования и "Учительской газеты". Желающим принять участие в программе будет небезынтересно заглянуть на сайт www.americancouncils.spb.ru

^ Учительская газета

02.10.2007

Дмитрий ЕГОРОВ


Мининформсвязи оценивает госрасходы на установку отечественного ПО в школах в 720 млн рублей

Министерство информационных технологий и связи РФ оценивает в 720 млн рублей объем средств, необходимых для выделения из госбюджета на финансирование проекта по переводу школ на отечественное программное обеспечение, свидетельствуют материалы министерства.

На разработку и тестирование российской операционной системы с открытым кодом и пакета ПО планируется выделить из бюджета 70 млн рублей. Тестирование будет проведено до конца 2008 года в трех пилотных регионах - Томской области, Пермском крае и Татарстане. Еще 650 млн рублей планируется выделить на установку пакета отечественного ПО на всех школьных компьютерах в РФ, и адаптацию его с уже используемым обеспечением.

Разработчики отечественного ПО будут выбираться на конкурсной основе. Мининформсвязи ожидает, что уже в этом году российские разработчики представят пакет свободного программного обеспечения, аналогичный по функциям наиболее распространенному в настоящее время ПО Microsoft.

В случае успешного внедрения ПО в школах, этот проект планируется распространить и на другие бюджетные учреждения, а также органы госвласти.

Отечественное ПО планируется установить в школах до конца 2009 года, а затем еще в течение года государство намерено обеспечивать лицензионную поддержку стандартного базового пакета лицензионного ПО, который будет установлен в школах в текущем году.

На приобретение лицензионного ПО выделено из федерального бюджета 2 млрд рублей, еще 600 млн рублей потребуется для обеспечения функционирования программ и приобретение обновлений. В стандартный пакет лицензионного ПО вошли операционная система Windows, пакет Office, антивирусная программа "Касперского", бухгалтерские программы 1С, архиваторы и ряд других приложений. Единым держателем лицензии станет госзаказчик - Федеральное агентство по образованию.

Как отметил и.о. министра информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман на встрече с представителями отечественных компаний - разработчиков свободного ПО, государство считает нецелесообразным приобретать лицензии на бессрочное использование лицензионных продуктов в школах. "В этом случае необходимо будет выделить значительные средства, которые в основном уйдут иностранным компаниям. И ежегодно выделять дополнительное финансирование на приобретение их обновлений. К тому же не использовать возможности российских разработчиков ПО в этом проекте просто недопустимо", - подчеркнул Л.Рейман.

После того, как будет разработано отечественное ПО с открытым кодом, у школ будет возможность либо установить его, либо продолжить платить за лицензионные программы из собственных средств.

Как отметил Л.Рейман, "большой плюс" ПО с открытым кодом состоит в том, что любое приложение, созданное на его основе, можно будет бесплатно использовать на любом количестве компьютеров в школах.

Как сообщил ранее в пятницу и.о. первого вице-премьера РФ Дмитрий Медведев, в настоящее время в более чем в 70% российских школ используется пиратское ПО. "Уверен, что и в органах власти зачастую стоят компьютеры без лицензионного обеспечения", - заметил Д.Медведев. При этом, по его словам, " школы оказались крайними в этой ситуации", поскольку у них не было денег, чтобы покупать базовый лицензионный "софт", а также не было возможности использовать программы с открытым кодом.

Интерфакс

21.09.2007


^ В России будут разработаны 33 новых стандарта обучения для учреждений начального и среднего профессионального образования

В России будут разработаны 33 новых образовательных стандарта для учреждений начального и среднего профессионального образования (НПО и СПО). Об этом стало известно в ходе видеоконференции «Начальное и среднее профессиональное образование: кадры нарасхват», в которой приняли участие представители федеральных министерств и ведомств, администраций Московской, Свердловской, Новосибирской областей и Республики Татарстан, региональных учреждений НПО и СПО, заинтересованных работодателей.

Как сообщила руководитель отдела проектов в сфере начального и среднего профессионального образования Национального фонда подготовки кадров Татьяна Трофимова, при Российском союзе промышленников и предпринимателей в 2007 году был создан центр, возглавляющий разработку профессиональных стандартов, в который входят представители как работодателей, так и системы образования.

По словам Татьяны Трофимовой, новые образовательные стандарты будут ориентированы в первую очередь на требования современной экономики и рынка труда, на пожелания работодателей. «Путем комбинации различных дисциплин, методических приемов и технологий необходимо сформировать те квалификации, которые нужны работодателю», – отметила Татьяна Трофимова.

Эти меры в числе прочих федеральных мероприятий призваны помочь системе учреждений НПО и СПО сориентироваться в современном мире, стать более привлекательными для молодежи, обеспечить российское производство квалифицированными рабочими, дефицит которых ощущается уже сейчас и становится все более острым.

Как рассказал начальник управления учреждений Федерального агентства по образованию (Рособразование) Петр Анисимов, пока количество учащихся в учреждениях НПО и СПО продолжает сокращаться. Так, в этом учебном году количество учащихся в российских техникумах и училищах уменьшилось на 7%. И по отдельным направлениям, например по специальностям сельскохозяйственной отрасли, недобор особенно высок. Согласно прогнозам специалистов, в 2010–2011 годах дефицит абитуриентов в техникумах и училищах составит около 35%.

Чтобы исправить данную ситуацию, в 2007 году направление по государственной поддержке учреждений НПО и СПО было включено в приоритетный национальный проект «Образование». На поддержку самых инициативных учреждений, имеющих внятную инновационную программу развития, из федерального бюджета было выделено 1,8 млрд руб.

На конкурс поступило 266 заявок от образовательных учреждений из разных уголков России. По результатам конкурсного отбора право на государственную поддержку получили 76 победителей из 40 субъектов РФ.

Следует отметить, что одним из обязательных условий конкурса являлось то, что образовательное учреждение должно было изыскать средства софинансирования своей программы за счет региона или заинтересованных работодателей, объем которых должен быть не менее суммы выделяемых ему федеральных средств. Таким образом, участие в конкурсе приняли те учебные заведения, выпускники которых действительно востребованы экономикой региона и которые в состоянии наладить эффективное сотрудничество с компаниями-работодателями. В настоящее время все учебные заведения – победители конкурса уже приступили к реализации своих инновационных программ.

По мнению начальника управления учреждений образования и реализации приоритетного национального проекта «Образование» Рособразования Петра Анисимова, взаимовыгодное сотрудничество сферы образования, власти и бизнеса на примере этих учебных заведений, а также приведение образовательных стандартов в соответствие с запросами времени может изменить ситуацию в системе НПО и СПО к лучшему, что в конечном счете позитивно отразится и на экономике страны в целом.

rost.ru

24.09.2007


Рособразование направило в техникумы и вузы письмо с требованием усилить меры пожарной безопасности

^ Федеральное агентство по образованию и науке (Рособразование) направило во все техникумы и вузы письмо с требованием усилить меры пожарной безопасности, сообщил РИА Новости начальник управления учреждений образования ведомства Петр Анисимов.

"Мы подготовили письмо во все учебные заведения, подведомственные Рособразованию, в связи с произошедшей трагедией, и еще раз нацелили всех руководителей на реализацию тех комплексных планов по обеспечению безопасности, которые существуют в каждом техникуме, училище, вузе", - сказал Анисимов.

По его словам, руководителям учебных заведений даны четкие указания обратить особое внимание на свободный доступ к пожарным выходам, на средства пожаротушения.

"Мы сегодня добиваемся, чтобы в каждом учебном учреждении, особенно в крупных, были проректора по безопасности", - сообщил чиновник.

"Моментально, неукоснительно администрация учебных заведений должна реагировать на предписания государственной противопожарной службы", - сказал он.

По словам Анисимова, за последние годы проведена планомерная работа по обеспечению пожарной безопасности в учебных заведениях: увеличены объемы бюджетного финансирования, закуплены средства пожаротушения, практически все учреждения имеют систему автоматической пожарной сигнализации.

Начальник управления Рособразования напомнил, что Московский институт корпоративного и государственного управления (МИКИГУ), где во вторник в результате пожара погибли девять человек, относится к числу негосударственных вузов. В системе же Рособразования действуют 346 вузов, более 800 техникумов и колледжей, а также около 250 училищ.

^ РИА "Новости"

05.10.2007


"Наши" в кабинете министров

Молодежной политике нашли куратора

Государственный комитет по делам молодежи возглавит Василий Якеменко О том, что новую правительственную структуру возглавит лидер прокремлевского молодежного движения "Наши" Василий Якеменко, "Ведомостям" рассказали три источника -в администрации президента, Госдуме и одном из молодежных движений. С самим Якеменко связаться не удалось.

По словам последнего источника, окончательное решение принято в воскресенье. Рассматривалось несколько кандидатов, в том числе курирующий молодежную политику в кремлевской администрации Никита Иванов и координатор "Молодой гвардии "Единой России" (МГЕР) Андрей Турчак, ставший в июне сенатором от Псковской области. Но они не горели желанием занять должность с неопределенными полномочиями и штатом, рассказывает собеседник "Ведомостей" , тогда как коллеги Якеменко лоббировали его назначение.

Якеменко не раз говорил, что намерен отдать лидерство в движении, а летом на встрече провластных молодежных движений с Владимиром Путиным предложил создать госкорпорацию по делам молодежи. Президент назвал идею преждевременной и сравнил ее с комсомолом, но на прошлой неделе подписал указ, учреждающий ведомство.

Структура и функции комитета неизвестны. Соответствующее положение только разрабатывается, сообщил директор департамента массовых коммуникаций правительства Денис Молчанов. В указе президента говорится, что комитет будет определять молодежную политику, создавать условия для обеспечения здорового образа жизни, нравственного и патриотического воспитания, реализации профессиональных возможностей молодежи. Это не агентство, не служба, а структура с широкими функциями, вырабатывающая политику и контролирующая регионы, говорит руководитель федерального агентства по образованию Григорий Балыхин. По его словам, сейчас эти функции разбросаны по ведомствам.

Вопросы молодежной политики курировало Минобрнауки, а по части патриотического воспитания - Минобороны. Существующий в министерстве департамент занимался и молодежной политикой, и социальной защитой детей и эти два направления еще до решения президента собирались разделить, отмечает Балыхин. Непосредственно молодежной политикой Минобрнауки не занималось, не согласен зампредседателя думского комитета по образованию Иван Мельников. Он приветствует создание госкомитета, но опасается, что тот может стать "оболочкой" для финансирования и пиара молодежных организаций власти.

По мнению лидера молодежного "Яблока" Ильи Яшина, появление госкомитета - игра одной из групп влияния, направленная против Якеменко, чтобы убрать его из большой политики, но тот мобилизовал все ресурсы, чтобы победить. Создание структуры бесполезно для молодежи, потому что комитет займется распределением портфелей и освоением бюджетных средств. Яшин приводит в пример столичный комитет по делам семьи и молодежи, который профинансировал рекламу МГЕР из средств на молодежный парламентаризм.

*** Идущий к власти Василий Якеменко в 2000 г. создал движение "Идущие вместе". Его активисты прославились травлей писателей Владимира Сорокина и Баяна Ширянова и многотысячными маршами в поддержку президента. В 2005 г. Якеменко организовал движение "Наши". Оно борется с врагами внутренними - оппозицией - и внешними - Прибалтикой и Великобританией.

Ведомости

02.10.2007

Кира Латухина, Елена Руднева, Анна Николаева


^ НЕ ИСПРАВИТЬ, А НАПРАВИТЬ

Представители вузов Сибирского федерального округа собирались на минувшей неделе в Томском политехническом университете, чтобы обсудить проблемы воспитательной работы. В совещании приняли участие ректоры, проректоры, начальники соответствующих отделов 88 вузов. Всего - более 250 человек. ТПУ неспроста выбрали местом проведения форума - старейший технический вуз Сибири дважды становился лауреатом Всероссийских конкурсов по организации воспитательной работы.

"Университет не в состоянии исправить ошибки в воспитании, которые были допущены семьей и школой, но именно в вузе формируются социальные ориентиры личности. Следовательно, вуз призван стать главным звеном в процессе воспитания молодого человека", - заявил, приветствуя гостей, губернатор Томской области В.Кресс.

Участникам было что обсудить, ведь подобные встречи не организовывались довольно давно. Одним из первых был озвучен главный для любого вуза вопрос: будет ли финансироваться воспитательная работа из госбюджета? Заместитель председателя Совета Федерации РФ С.Орлова признала, что это имеет существенное значение, тем более - в преддверии Года семьи, намеченного на 2008 год. По ее словам, сейчас вопрос поставлен на обсуждение и будет рассматриваться через призму соответствующих уровней бюджетов: федерального, регионального, муниципального. Хотя быстро добиться результата будет непросто (нужно искать источники финансирования и вносить поправки в закон о федеральном бюджете), парламентарии постараются найти решение.

Значительную часть вопросов наряду с С.Орловой комментировали заместитель министра образования и науки РФ Ю.Сентюрин и председатель Комитета по образованию и науке Госдумы РФ Н.Булаев. Зал спрашивал их о стипендии, налогах на землю, имуществе вузов и научных учреждений, Федеральном законе N122.Отвечая на вопрос о размере стипендии, Н.Булаев перевел разговор на тему предоставления образовательного кредита тем студентам, "которые в нем действительно нуждаются". Он сообщил, что совсем недавно эта форма потребительского кредитования начала применяться.

После совещания его участники перенимали опыт воспитательной работы у коллег из вузов Томска, посетили социально значимые объекты ТПУ: санаторий-профилакторий, спорткомплекс "Политехник", общежития. На круглом столе, подготовленном управлением социальной и воспитательной работы ТПУ, специалисты вуза открыли им все свои педагогические ноу-хау.

Вскоре в ТПУ пройдет еще одна, но уже более масштабная встреча: на 12-14 декабря намечена Всероссийская научно-практическая конференция "Инновационный подход в теории и практике воспитательной работы в вузе".

Поиск

28.09.2007

Олег ПЛОТНИКОВ


Структура и объемы подготовки кадров в России по-прежнему деформированы

Структура и объемы подготовки кадров в России по-прежнему деформированы и не соответствуют реальным потребностям российской экономики. Такое мнение высказал начальник управления учреждений образования Федерального агентства по образованию Петр Анисимов 28 сентября в ходе онлайн-конференции «Новые пути подготовки квалифицированных рабочих. Создание отраслевых ресурсных центров начального и среднего профобразования», прошедшей на сайте газеты «Известия».

По данным Петра Анисимова, в производственной сфере продолжает обостряться дефицит высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. При этом, по прогнозам аналитиков, к 2010 году вузы России поставят на рынок труда избыточное количество специалистов с высшим образованием. Каждый второй из них окажется лишним.

Петр Анисимов напомнил, что для решения этой проблемы в рамках приоритетного национального проекта «Образование» начиная с 2007 года осуществляется поддержка на конкурсной основе учреждений начального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы. Федеральным агентством по образованию (Рособразование) было принято 266 заявок на участие в конкурсе. Решением конкурсной комиссии определен перечень из 76 учреждений-победителей, в который вошли 45 учреждений среднего профессионального образования и 31 учреждение начального профессионального образования.

На базе этих инновационных образовательных учреждений будут создаваться ресурсные центры, которые аккумулируют в себе не только новые походы к обучению (инновационные программы, реализуемые в тесной связке с предприятиями региона), но и современное учебно-производственное оборудование. Они должны стать базами качественной подготовки специалистов, востребованных экономикой страны.

Петр Анисимов сообщил, что в течение достаточно длительного периода государственная власть и бизнес пытались найти точки соприкосновения своих планов и интересов в области дальнейшего развития и совершенствования образовательной отрасли. «С точки зрения и государства, и деловых кругов в последние десять лет система образования развивалась неадекватно потребностям экономики страны по структуре и качеству подготавливаемых специалистов, а профессиональная подготовка во многих вузах была неэффективной», – подчеркнул он.

Петр Анисимов отметил, что представители бизнес-сообщества выразили желание активно участвовать в реализации нацпроекта «Образование» в деле создания системы частных профессиональных училищ для отечественной промышленности. Их главная особенность заключается в том, что в этих учреждениях по ускоренной программе будут готовить специалистов для конкретной отрасли экономики, испытывающей острую потребность в кадрах.

Кроме того, по словам Петра Анисимова, ряд крупных корпораций сейчас даже ставит вопрос о возврате к советской системе, когда профессиональные училища и техникумы находились на балансе предприятий. И такие проекты в России уже реализуются: образовательные учреждения готовят высококвалифицированные рабочие кадры для обслуживания предприятий нефтегазового комплекса, атомных электростанций и других высокотехнологичных отраслей промышленности. В этих училищах обучающимся платят повышенную стипендию, для них созданы улучшенные условия обучения и проживания, что, соответственно, обеспечивает высокий конкурс при поступлении.

rost.ru

02.10.2007


Прокатили с реформой

Школьников из саратовских деревень вопреки нацпроекту возят в школу на телегах

В Саратовской области оказался под угрозой срыва образовательный нацпроект по поставке автобусов для сельских школ. Прокуратура признала технику опасной для здоровья детей и приостановила ее эксплуатацию в пятнадцати районах. Выяснилось, что почти треть "президентских подарков" не соответствует ГОСТу.

Как показала проверка, "КАВЗы" не оборудованы световыми сигналами, при помощи которых дети могли бы предупредить водителя о необходимости остановки, ступеньки здесь выше на 20 сантиметров, травмоопасны подлокотники сидений. Еще сложнее с "Газелями". У них не предусмотрены установка блокиратора, который не позволяет начать движение при открытых дверях, и устройства ограничения скорости. Больше всего претензий к "уазикам" , присланным в рамках федеральных поставок. Федеральное агентство по образованию рассматривает вопрос о дальнейшей эксплуатации этой модели.

Как поясняют в саратовском ^ Министерстве образования, проблемы с качеством школьного транспорта появились во всех регионах. Федеральный конкурс на поставку автобусов сорвался, так как отечественные компании не смогли представить достаточно безопасную продукцию.

Прокуратура требует привлечь к дисциплинарной ответственности гаишников, незаконно поставивших транспорт на учет, и сотрудников Минобраза, "допустивших формализм в работе". Районы должны на свои деньги "привести машины в соответствие".

Как поясняют в министерстве, из-за отсутствия автобусов может сорваться организация базовых школ - ученики из маленьких сел, где сократили старшие классы, просто не смогут добраться до райцентра. Пока школьников возят по старинке - на тракторах и телегах.

Саратовская область

^ Новая газета

04.10.2007

Надежда АНДРЕЕВА


Закрыть 3 тысячи вузов и школ!

Вчера на пепелище Московского института государственного и корпоративного управления продолжали работать спасатели и следователи прокуратуры. В завалах сгоревшего здания искали тела погибших и выясняли причины трагедии. Напомним, пожар в здании института произошел во вторник, 2 октября, и продолжался более 4 часов. В огне погибло шестеро, а в ночь со вторника на среду от ожогов и сильнейших ушибов при падении из окон в московских больницах скончались еще трое. Почти все - студенты. До сих пор в столичных клиниках находится 51 пострадавший. Еще трое учащихся пропали без вести. Основная версия следствия - неосторожное обращение с огнем. Дело, выходит, почти обычное. По этой же причине происходит большая часть пожаров в образовательных учреждениях. А их, увы, случается немало. В одном только первом полугодии 2007-го - 133 пожара. Следователи проверяют и другое предположение - умышленный поджог. Одним из первых на эту тему высказался начальник управления госпожарнадзора МЧС Юрий Ненашев. По его мнению, очаг возгорания находился в комнате, которой никто не пользовался, а во время распространения огня пути эвакуации оказались очень быстро заблокированы. К тому же, по данным следствия, в адрес руководства института не раз поступали угрозы. Есть и третья трактовка событий, которую также не исключают столичные оперативники. Возможно, в здании (к слову, построенном еще в 1939 году) была неисправна электропроводка. От судьбы, как говорится, не уйдешь. Однако именно этой трагедии были все шансы избежать. Надо было лишь не игнорировать предупреждения специалистов. В пресс-службе МЧС сообщили, что при плановой проверке в августе этого года в здании этого вуза было выявлено 14 нарушений. Вообще отсутствовала противопожарная сигнализация и система дымоудаления, коридоры вуза отделаны легковоспламеняющимися материалами, а запасной выход тогда оказался просто заблокированным. К началу учебного года эти нарушения так и не были устранены, руководству института даже пришлось заплатить штраф. И тем не менее 1 сентября здесь начались занятия. Нет сомнения, что следствие выявит виновных в этой вопиющей халатности. Развалины разберут или отремонтируют, погибших похоронят. Но что гарантирует нас от повторения чего-то подобного в других местах? Увы, ничего. Вчера спохватилось Федеральное агентство по образованию. Оказывается, руководство негосударственных вузов уделяет недостаточно внимания вопросам противопожарной безопасности. На оснащение вузов средствами пожаротушения из федерального бюджета выделено 8,5 миллиарда рублей. Однако даже этих денег не хватает, чтобы навести порядок. Поэтому учебным заведениям предписывается тратить на "благое дело" около 40 процентов от заработанных денег. Ну и как? Выполняется предписание? Ведь понятно, что расставаться с такими суммами руководителям учебных заведений нелегко. Особенно вузам негосударственным. Выясняется, что ответа даже в том же Рособразовании не знают. Там, по собственному признанию представителя этого ведомства, и по сей день нет полной статистики материально-технической и учебной базы. В каких условиях учатся студенты, мало кого волнует. А значит, подобные трагедии могут повториться. "Дети умирали, и на это всем было плевать!" - Где-то полпервого в компьютерном классе на четвертом этаже раздался взрыв, после чего сразу начался пожар, - говорит Светлана, арендовавшая помещение для своей фирмы на втором этаже здания. - Я выбежала на улицу, вижу: дети высовываются из окон, стоят на подоконниках, висят на водопроводной трубе. И кричат: А потом они начали прыгать вниз, на асфальт, на арматуру. Все, кто только был на улице, бросились им на помощь: приносили попить, давали свои мобильники позвонить родным, пытались как-то облегчить боль: а они умирали прямо на асфальте, под окнами своего института, обоженные, переломанные: они умирали в течение часа, прежде чем появились первые машины "Скорой помощи", хотя 13-ая городская больница отсюда в двух шагах. На умирающих студентов было всем наплевать, - после этих слов с молодой девушкой начинается истерика, и ее тоже увозят в больницу. Здание института старое, с высокими потолками, и от окон четвертого этажа, с которого прыгали студенты, до земли примерно метров пятнадцать. Многим спас жизнь небольшой козырек над дверью, но мало кто из студентов знал, что эта заваренная намертво дверь и была запасным выходом, который мог бы спасти их всех: - Мы увидели дым, который шел из окон института, - рассказывает рабочий (напротив института находится стройка) Игорь Хабаров. - Смотрим, ребята спускаются из окон кто как может - кто по водопроводной трубе, кто по проводам сбитого кондиционера, кто по рекламной растяжке: Падают, разбиваются: Схватили с мужиками брезент, бросились на помощь. Они на наш брезент прыгали. Человек двадцать мы, слава Богу, спасли. Помощь пострадавшим врачи оказывали прямо на тротуаре - кололи обезболивающие кричащим от жутких мучений 18-летним девчонкам и мальчишкам: Ольгу спас неродившийся ребенок Мы нашли еще одну очевидицу трагедии - Ольгу Захарову. Беременная женщина работала в том здании на втором этаже. Почувствовала запах дыма раньше всех и решила не рисковать ребенком, вышла на улицу. Это ее и спасло: - Мы с коллегой Мариной только что вернулись из столовой в свой офис. Почти тут же запахло дымом. Сначала решили, что горит большой контейнер с мусором под окном. Я решила выйти на улицу, потому что запах горелого вреден будущему ребенку. Открыв дверь на лестницу, увидела много людей, бегущих вниз, работницы столовой сидели тут же с очумевшими глазами. Кто-то крикнул охраннику нашего этажа: "У вас есть огнетушитель?" Охранник ответил, что есть. И тогда этот человек крикнул: "Дайте нам, горит четвертый этаж!" В это время прозвучал характерный хлопок, похожий на взрыв баллона с газом. В окно мы увидели, как что-то упало. Я схватила вещи и побежала по лестнице. В это время женщина из офиса напротив выбежала с криком: - Охранник, вызовите "Скорую", девочка из окна выпрыгнула и разбилась! Выбежала на улицу. Из окон четвертого этажа высовывались люди. На крыше было еще человек пять. В это время приехали две пожарные машины. Из одной достали лестницу и стали спасать двух девушек, которые молили о помощи из окна, к которому подбиралось пламя. Только через 20 минут приехала машина с большой лестницей. Оказавшиеся рядом коллеги возбужденно обсуждали, как они только что помогали брезентом ловить выпрыгивавших из окон людей. Растянули это полотнище, но оно оказалось рваным. Поэтому пытавшиеся спастись все же ударились о землю. Вокруг ходили еще несколько человек с обгоревшими лицами, руками и ногами: :Так выглядит картина происшедшего в глазах очевидцев. А вот официальная версия от нее сильно отличается. Следствие уже заявило в прессе, что никакого взрыва в компьютерном классе не было (нам про него говорили как минимум пятеро свидетелей). А врачи и пожарные опоздали только потому, что им поздно сообщили о пожаре, хотя, как говорят свидетели, очень многие сразу же звонили по номерам 03 и 01 с мобильных телефонов, и их звонки принимали: Пожалуй, с каждым днем таких "нестыковок" будет все больше. Где еще может полыхнуть? Накануне нынешнего учебного года МЧС провело масштабную проверку российских учебных заведений. Недостатки в противопожарном состоянии были выявлены более чем в 46 тысячах объектов образования. Оформлено 77 тысяч предписаний на устранение этих нарушений. 39 тысяч должностных лиц привлечены к административной ответственности. В суды направлено почти 3 тысячи материалов для принятия решений о приостановке деятельности образовательных учреждений. Был составлен "черный список" тех из них, где вероятность возникновения пожаров наибольшая (полный список этих учреждений "Труд" публикует на сайте www. trud.ru).

Труд

04.10.2007

Светлана ТУЧКОВА, Максим КУЗНЕЦОВ, Дмитрий ЛЕСКОВ, Вячеслав МАРКОВ



следующая страница >>