bigpo.ru
добавить свой файл
1


Главное управление культуры и искусства

Челябинской области

Государственное учреждение культуры

«Челябинская областная юношеская библиотека»


ДОМ,

ГДЕ МЫ ЖИВЕМ


Методические материалы к Неделе

молодежной книги по экологии


Челябинск

2004


Неделя молодежной книги по экологии дает возможность в игровой форме познакомить читателей юношеского возраста с основными экологическими терминами и понятиями, с экологической символикой, с разнообразным миром цветов и комнатных растений.

Мир растений – это, прежде всего, мир прекрасных форм и запахов, обилия теплых красок, это мир верных докторов, врачующих нас ежедневно и ежечасно одним своим присутствием.

Программу Недели молодежной книги «Дом, где мы живем» составили:

1. Экологическая азбука: игра.

2. Беседа по книжной выставке «Домашняя оранжерея».

3. Конкурс «Где-то живет мой цветок…»


Предлагаемые конкурсы – не просто развлекательные игры, но и возможность пополнить знания читателей о проблемах и законах живой природы, познакомить их с литературой по этой теме, занимательной и познавательной.


©ГУК «Челябинская областная юношеская библиотека»




^ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА


Игра


Если взглянуть на Землю издалека, то она покажется очень маленькой. Все космонавты в один голос говорят о главном своем впечатлении: «Земля маленькая!». Полеты в космос показали, что переселяться с Земли человечеству некуда, надо дорожить тем, что имеем – нашим «шаром», на котором есть, возможно, уникальное для Вселенной чудо с названием жизнь.

Журналист Василий Песков нашел яркое сравнение, сказав, что жизнь на Земле подобна тонкой кожуре на большом яблоке. Все живое – деревья, травы, лишайники, грибы, звери, птицы, лягушки, рыбы и люди образуют «кожуру» жизни на горячем изнутри «яблоке». Все проявления жизни на земле представляют собой пестрый ковер из тесно переплетенных нитей.

Равновесие – один из основных законов природы. Есть множество примеров того, как элементарная экологическая неграмотность человека приводила к печальным результатам.

Например, в начале нашего века в Канаде уничтожили всех хищных зверей в районе, где паслись олени карибу. И оленей стало больше. Потом их стало очень много. А затем численность оленей начала резко снижаться. И если бы люди вовремя не спохватились, карибу исчезли бы совсем.

А вот другой пример. Не так давно жители некоторых районов Западной Германии стали страдать от появившихся в большом количестве ос. Осы жалили людей, проникая в дома. Не сразу удалось понять, что случилось. Оказалось, что виноваты люди, истребившие лис. Лисы разрушали гнезда ос, находящиеся на земле. Когда лисы исчезли, то осы размножились настолько, что стали досаждать людям.

Эти простые примеры говорят о том, что люди, не зная жизни природы, не должны «поправлять» ее по своему разумению. Ведь в животном мире равновесие в огромной степени поддерживают хищники, уничтожая больных и слабых зверей.

За миллионы лет, в течение которых развивалась жизнь на нашей планете, все виды растений, животных, микроорганизмов, удивительно приспособились друг к другу, да так, что без преувеличения можно сказать: каждый живет за счет или с помощью другого и связан с окружающей средой сложной системой взаимоотношений. Исчезнут два-три вида животных или растений – и невозможно предсказать, какие за этим последуют нарушения.

Могущество человека, увы, может оказаться для него роковым. Он разрушает мир природы, частью которого является сам. Беднеют земные недра, истощаются почвы, загрязняется вода, меньше становится лесов, и все меньше остается на Земле места животным. Что вы предпочитаете: жаркое из опоссума, отбивную из кенгуру, котлеты из крокодила? Эти экзотические блюда сегодня все чаще встречаются в меню австралийских ресторанов.

Ученые чисто теоретически смоделировали виды растений и животных, которые имели бы в условиях загрязнения и разрушения среды обитания максимальные шансы на выживание. Из растений – это чертополох и одуванчик, из животных – крыса, из птиц – ворона, из насекомых – таракан. Страшно подумать, сколь беден, скучен и однообразен будет окружающий человека мир, если это произойдет!

К сожалению, человек способен истощить, затоптать, превратить в пустыню все, что его поит, кормит и радует.

Джеральд Даррелл – известный зоолог и писатель убеждал нас: рай существует здесь, на Земле, но люди его потеряют, если не оставят места для жизни животных, растений, для всего, что делает Землю «прекрасным кораблем для прекрасного плавания».

Переселиться человеку некуда. Выход один: надо беречь, что имеем, – тонкую, хрупкую, уязвимую «корочку» жизни на нашем земном шаре. Об этом пишут в своих книгах Василий Песков («Лесные глаза», «Отечество»), Николай Верзилин («По следам Робинзона: о тайнах лесных растений», «Лес и жизнь», «Путешествие с домашними растениями»), Юрий Дмитриев («Календарь зеленых чисел», «Соседи по планете», «Человек и животные», «Книга природы»), француз Жак Кусто («Сюрпризы моря, «Могучий властелин морей»), немец Бернгард Гржимек («Для диких животных места нет», «Серенгети не должен умереть»), англичанин Джеральд Даррелл («Путь кенгуренка», «Зоопарк в моем багаже») и многие другие.


Цель предлагаемой игры – познакомить читателей юношеского возраста с основными экологическими терминами и понятиями, с именами крупнейших ученых в области экологии. Принцип игры прост – нужно выбрать правильный ответ из предложенных вариантов.

В.: Экология - греческое слово («эко» - жилище, местопребывание, «логос» - наука). Это наука, изучающая связи живых организмов со средой обитания. Скажите, кем из ученых впервые был предложен термин экология?

1. Э.Геккелем.

2. Н.Вавиловым.

3. В.Вернадским.

О.: Немецким ученым Э. Геккелем в 1866г.


В.: Вам уже знаком термин «биосфера»? Это область распространения всего живого на планете, это та среда, в которой мы живем: мир животных и мир растений, гладь озер и ширь полей, лесной воздух и аромат цветов. Кто разработал учение о биосфере, впервые показав, что ее возникновение - результат сложного процесса эволюции всей планеты, что человек должен очень осторожно вторгаться в жизнь биосферы, не нарушая течение процессов биологического круговорота?

1. Н.А.Тимирязев.

2. Н.Вавилов.

3. В.Вернадский.

О.: Учение Владимира Ивановича Вернадского.


В.: В последние годы жизни этот ученый пришел к выдающемуся философскому открытию - идее перехода биосферы в ноосферу - сферу разума. Чье учение о ноосфере в наше время стало основой экологической стратегии, от которой зависит наше будущее?

1. К.А.Тимирязева.

2. Н.Вавилова.

3. В. Вернадского.

О.: Учение В.Вернадского.


В.: Защитить, сохранить биосферу - одна из главных задач нашего века. Группой энтузиастов, обеспокоенных растущим загрязнением окружающей среды, была создана организация «Гринпис», что в переводе значит «Зеленый мир».

Уже длительное время «Гринпис» ведет кампанию за освобождение морей от ядерного оружия, за сохранение флоры и фауны планеты, за сокращение китобойного промысла. В какой стране была создана эта организация?

1. США.

2. Канада.

3. Россия.

О.: В Канаде. В наши дни «Гринпис» - это мощная международная экологическая организация, действующая на разных континентах.


В.: В Древнем Риме весеннее оживление природа связывали с приходом на землю богини цветов и юности. В ее честь устраивались специальные праздники, во время которых римляне украшали себя и животных цветами. Прошли века, эти праздники уже давно не отмечаются, но весь окружающий нас растительный мир мы называем именем древней богини цветов и юности. Как же ее звали?

1. Фауна.

2. Флора.

3. Флористика.

О.: Флора.


В.: Много внимания уделял озеленению Петр I. Из Германии и Голландии он ежегодно завозил в Россию большое количество деревьев, кустарников и цветов. При нем были основаны первые, земледельческие участки, на которых вначале выращивали только лекарственные растения, они назывались:

1. Парками.

2. Ботаническими садами.

3. Аптекарскими огородами.

О.: Аптекарскими огородами. Первый такой «огород» в 1706 г. разместился в Москве, где он находится и до сих пор как Ботанический сад МГУ, второй, «огород» в 1713 г. был основан в Петербурге. Так аптекарские огороды в России стали предшественниками ботанических садов.


В.: С каким фруктом у французов ассоциируется слово оранжерея?

1. мандарин.

2. апельсин.

3. грейпфрут.

О.: С апельсином. Оранжерея (застекленное помещение для выращивания растений) - слово французское, происходит от сокращенного «оранж» - что значит апельсин.


В.: Самое распространенное дерево в нашей стране:

1. береза.

2. сосна.

3. лиственница.

О.: Лиственница занимает половину площади лесов нашей страны. Пять таких стран, как Франция, могут свободно разместиться на территории занятой лиственницей. Столь обширных лесов не образует никакая другая древесная порода в мире.


В.: Национальный парк - это аналог заповедника с одной принципиальной разницей: здесь разрешен вход туристам, посетителям для прогулок и отдыха. В какой стране был создан первый Национальный парк?

1. Канада.

2. США.

З. Россия.

О.: Первый Национальный парк - Йеллоустонский, был создан в 1872 г. в США.


В.: Как магнитом притягивает к себе знатоков заповедный край на Южном Урале, отличающийся удивительным разнообразием горных пород и минералов, обычно разбросанных далеко друг от друга на земном шаре. Необыкновенным оказывается и расположение этих минералов: они выходят на поверхность земли, их можно увидеть под корнями деревьев, они лежат в лесу глыбами, жилами, кусками горных пород. О каком «минералогическом рае» идет речь?

1. Геологический музей в г. Челябинске.

2. Ильменский государственный минералогический заповедник.

О.: Ильменский государственный минералогический заповедник.


В.: «Шаровидной молнией» в шутку прозвали друзья известного минеролога и геохимика, одного из первых организаторов Ильменского заповедника, проработавшего в Ильменах 30 лет. Он писал: «Хотя я видел много месторождений цветных камней - и на солнечном юге острова Эльба, и в горах угрюмой Швеции, и на Алтае, в Забайкалье, Монголии, Саянах, но нигде меня не охватывало такое чувство восхищения перед богатством и красотою природы, как на каменоломнях в Ильменских горах». Какому академику, непревзойденному знатоку самоцветов, принадлежат эти слова?

1. В. Докучаев.

2. А. Ферсман.

3. В. Обручев.

О.: Александру Евгеньевичу Ферсману.


В.: У какого писателя можно найти эти строки: «Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету»?

1. Сент-Экзюпери.

2. Р. Роллан.

3. Л. Толстой.

О.: У Антуана де Сент-Экзюпери в повести-сказке «Маленький Принц».


Литература:


Ильменский заповедник. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1991. – 160 с.

Книга природы /Авторы Ю.Дмитриев, Н. Пожарицкая и др. - М.: Дет. лит., 1990. – 400 с., ил.

Песков В. Живем на шаре... //Комс. правда. – 1995. – 24 февр. - С. 15.

Советский энциклопедический словарь. – М.: Сов. энциклопедия, 1982. – 160 с.

Энциклопедический словарь юного биолога. – М.: Педагогика, 1986. – 352 с., ил.

Энциклопедический словарь юного натуралиста. – М.: Педагогика, 1981. – 406 с., ил.


^ ДОМАШНЯЯ ОРАНЖЕРЕЯ

Книжная выставка о комнатных растениях


I раздел: Путешествие с домашними растениями


Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями. - Л.: Детгиз, 1958. – 342 с.

Залетаева И.А. Книга о кактусах. - М.: Колос, 1974. - 192с., ил.

Клевенская Т.М. Цветы в интерьере. - М.: Агропромиздат, 1989. – 62 с.

Никонов Н.Г. Созвездие кактусов: Записки любителя.-2-е изд. - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1982. - 256с., ил.

Серягин А.А. Редкие комнатные растения. - М.: Росагропромиздат, 1990. - 206с., ил.

Энциклопедия комнатного цветоводства. - М.: Колос, 1993. – 338 с., ил.


II раздел: Сад - на подоконнике


Гусев A.M. Комнатное овощеводство. - М.: Росагропроимздат, 1989. – 190 с., ил.

Дадыкин В.В. Цитрусовый сад в комнате. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Агропромиздат, 1987. – 141 с., ил.

Пененжек С. Лимоны на окне. - М.: Колос, 1979. – 55 с., ил.

Попов Е.Б. Сад и огород в доме. - Л.: Дет. лит., 1987. – 110 с., ил. - (Знай и умей).

Смирнов Н.А. Домашний огород. - М.: Россельхозиздат, 1987. – 220 с.ил.


III раздел: Деревья для Дюймовочки


Белоусова Т.П. Карликовые деревья // Цветоводство. - 1989. - №4,5.

Бонсай - это искусство // Трезвость и культура. - 1991. - №3. - С. 29-32.

Дханда Л. Культура бонсаи: Выращивание карликовых деревьев. - М.: Лесн. промышленность, 1990. – 127 с., ил.

Кукольные деревца // Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями. - Л.: Детгиз, 1958. - С. 232-235.

Эрголл Ф. Выращивание карликовых деревьев по японскому способу: Пер. с англ. - М.: Лесн. промышленность, 1978.


^ ДОМАШНЯЯ ОРАНЖЕРЕЯ

Примерный текст беседы у выставки


Почти в каждом доме есть комнатные растения. А знаете ли вы, что на наших окнах живут «путешественники», прибывшие из пустынь и тропических лесов разных стран и континентов:

алое, герань, памела - из Африки,

фикус, лимон, бегония - из Азии,

кактусы, традесканция - из Америки,

«виноград»-циссус - из Австралии.

Пусть эти растения значительно меньше, чем у себя на родине, но в течение всей зимы они стоят зеленые, цветут, украшая наши комнаты, когда за окном снег и холод.

Как часто вы разговариваете со своими растениями, говорите ли им, что любите их и бережете?

Серия опытов показала, что растение связано с хозяином, умеет настраиваться на определенное лицо, и отличает его среди тысяч людей.

Если у вас вдруг возникло желание оторвать веточку или сорвать лист у чужого растения, то остановите себя. Растения боятся тех, кто подходит к ним с недобрыми намерениями, и реагируют на этого человека.

Любопытные факты приводят авторы А. Томкинс и К. Бэрд в своей книге «Тайная жизнь растений». В 1966 г. Кли Бакстер, обучаясь работе с детектором лжи, подключил его к драконову дереву и обнаружил, что при одной мысли - поджечь лист, к которому был прикреплен гальванометр, растение дало долгий скачок самописца вверх.

Перед угрозой опасности или серьезного повреждения, растение «теряет сознание», почти как человек. Например, в присутствии одной женщины-физиолога все растения в лаборатории вдруг «отключились». На вопрос Бакстера, не связана ли ее работа с причинением вреда растениям, она ответила, что ей приходится сжигать растения в электропечи, а затем анализировать пепел. Растения стали давать нормальную реакцию только через 45 минут после ухода дамы.

Проверяя, есть ли y растений память, Бакстер поставил эксперимент. Шесть добровольцев вытаскивали из шляпы кусочки бумаги, на одном из которых была инструкция вырвать с корнем и растоптать одно из двух растений в пустой комнате. Свидетелем преступления было только второе растение. Ни Бакстер, ни его студенты не знали преступника. После этого все студенты прошли перед растением по очереди. Когда проходил виновник, детектор словно взбесился – значит, растение узнало того, кто причинил вред его собрату.

Когда на одной фабрике была убита девушка, Бакстер предложил заменить допрос большого количества людей тем, что подключил детектор к двум комнатным растениям, стоявшим в офисе, где было найдено тело. Ни одно растение не указало убийцу. Позже оказалось, что его и не было среди присутствующих.

Консультант японской полиции Хен Хашимо подсоединил один из своих кактусов к полиграфическому самописцу при помощи игл для акупунктуры, преобразуя при помощи электронных устройств модуляции голоса человека, Хашимо получил надежный график эмоций. Затем он решил путем обратного процесса дать голос растениям, но сам успеха не добился. А его жена сразу получила сенсационные результаты. В ответ на ее уверения в любви кактус отвечал звуком, похожим на тоненькое жужжание линии высоковольтных передач, но этот звук был почти как песня, изменяясь в тоне и ритме, иногда почти ласковый и веселый. И эти токи любви были тончайшим видом питания, от которого все росло и процветало.

Растения откликаются на ласку и заботу, они могут даже выполнять просьбы хозяина.

Одна женщина рассказала в журнале о том, что ее дочь, переезжая в другой город, решила взять с собой отростки комнатных растений. Но у любимой ею лианы за несколько лет не образовалось ни одного отросточка. Тогда дочь при каждом поливе стала говорить лиане: «Подари мне отросточек, чтобы его можно было взять с собой!». Вскоре такой отросток появился и хорошо прижился на новом месте. И таких примеров можно привести много.

«Героями» разговора могут стать экзотические и обычные «жители» наших подоконников:

- самое выносливое и неприхотливое растение (кактус),

- растение, обладающее целебными свойствами (алоэ),

- комнатный каучуконос (фикус),

- растение, шагающее по стене (плющ),

- цветок, очищающий и освежающий комнатный воздух (герань).

С помощью книги Н. Верзилина «Путешествие с домашними растениями», представленной в I разделе книжной выставки, можно отправиться на «родину» наших комнатных питомцев, увидеть их там в натуральную величину. Автор книги делится секретом получения фотографий на листьях герани, расскажет, как получить апельсиновое масло и лимонные духи, каучук - из комнатного фикуса, поможет превратить традесканцию в подводное растение аквариумов, подскажет, как ухаживать за черенком кофейного дерева и как из финика вырастить пальму.

Любознательный читатель найдет в других книгах первого раздела выставки приемы управления ростом комнатных растений, практические советы по их прививке. Авторы книг откроют чудесный мир растений, нашедших себе вторую родину под крышами наших домов, подскажут, какого «зеленого» доктора выбрать для своего подоконника.

Французский писатель А. Додэ в книге «Тартарен из Тараскона» так описывает сад из комнатных растений: «О, сад Тартарена - подобного ему не было во всей Европе. Ни одного местного дерева, ни одного французского цветка, - одни только экзотические растения: кубышечные тыквы, хлопчатник, дерево манго, бананы, кокосовые пальмы, баобаб, кактусы, фиговые деревья. Можно было подумать, что находишься в Центральной Африке, за 10 тысяч лье от Тараскона. Все это, разумеется, не достигало натуральной величины; так, кокосовые пальмы были не больше свеклы, а баобаб (гигантское дерево) с успехом помещался в горшке из-под резеды».

И на наших окнах, последовав примеру Тартарена, можно развести плодовый сад из комнатных яблонь, груш, винограда, лимонов и апельсинов, мандаринов, карликовых вишен, слив, абрикосов, персиков, граната. На окнах комнаты, на балконе успешно можно выращивать землянику и клубнику определенных сортов, ягоды смородины и крыжовника, комнатные помидоры.

Разведение плодового сада на окнах квартиры требует вдумчивого ухода. Но потраченные усилия вознаграждаются: ведь так заманчиво иметь на своем окне небольшие плодоносящие деревца!

Например, в комнатных условиях в год с одного лимонного деревца получают до 20 лимонов. При хорошем же уходе лимонное деревцо дает до 50 и даже до ста плодов в год! Добиться таких высоких результатов в комнатном садоводстве поможет знакомство с книгами из второго раздела книжной выставки.

Уже ни у кого не возникает вопроса, что такое икебана. Всем известно, что это искусство цветочной оранжировки в Японии. Постепенно в наш быт входит еще одно японское слово - бонсай, которое символизирует искусство выращивания миниатюрных деревьев в небольших горшках и на подносах. Бонсай - это крохотная копия живой природы.

Искусство бонсай имеет многовековую историю, уходящую своими корнями в культуру древнего Китая и Индии.

С незапамятных времен японцы выращивают карликовые деревца.

Черенок, срезанный со старого цветущего дерева, высаживают в тесный фарфоровый горшок с плохой почвой, смешанной со щебнем. Растение редко поливают, изгибают волнообразно стебель и ветви, обрезают некоторые корни. Вырастают изумительно маленькие деревца, такие лилипуты бывают сплошь покрыты цветами. Деревцам высотою в полметра может быть 50, 100 и даже 300 лет! Старейшим экземплярам, многие из которых являются собственностью японского императорского дома, сейчас около 500-700 лет.

Медленно растущих карликов выращивает не одно поколение садоводов, передающих своих питомцев сыновьям, внукам и правнукам.

Японские садовники выращивают деревья-карлики для комнат и для своих миниатюрных садов. Растения-лилипуты многим нравятся своей необычностью, оригинальностью и удивительным сходством с настоящими, большими, старыми деревьями, растущими в природных условиях.

Известный русский ботаник и путешественник - Андрей Николаевич Краснов, объехавший весь мир, еще в начале XX века писал: «На голой поверхности пемзы японцы умудряются выращивать миниатюрные сосны, кустики азалий, родендронов…, превращая такой кусок в остров, покрытый лесом и увитый столь же миниатюрными ползучими растениями, и травами; они ставят это обиталище лилипутов в чашу или блюдо с водой, в которой отражаются ветви посаженных на скале растений... Эти растения сохраняются десятки лет на таких игрушечных островах».

История бонсаи в нашей стране, по сравнению с тысячелетней историей ее в Китае и затем в Японии, невелика - немногим более 20 лет.

В 1976 г. по инициативе супруги посла Японии Главный ботанический сад АН СССР получил в дар коллекцию бонсаи из 44 экземпляров. Однако они не остались музейными экспонатами. Появились свои традиции и культура выращивания растений, причем не только экзотических японских, но и наших березок и сосенок. Коллекция в настоящее время насчитывает более 100 экземпляров.

В Ялте больших успехов в этой области достиг ландшафтный архитектор А.А. Аненков. В Сочи заведующим дендропарком санатория «Белые ночи» Ю. Карпуном была заложена основа коллекции бонсаи. В Москве создан «Бонсаи-клуб» при Главном ботаническом саде Академии Наук, который возглавила научный сотрудник Т.П. Белоусова. Все больше любителей комнатного цветоводства увлекается этим интересным занятием.

Знакомство с литературой заключительного раздела книжной выставки позволит разбить свой миниатюрный парк прямо на столе.

Потребность создать зимний сад или зеленый уголок у себя дома или на работе свойственна сегодня людям разных профессий и возрастов. Книги, представленные на выставке, помогут в этом. А преданные и бессловесные вечнозеленые комнатные растения отплатят своеобразной взаимностью за внимательное и доброе отношение к ним.


^ «ГДЕ-ТО ТАМ ЖИВЁТ МОЙ ЦВЕТОК…»


Изобретательная природа создала 300 тысяч видов цветковых растений и придала им различную окраску, наделила ароматом и причудливыми формами.

Много мифов, легенд, сказок, песен сложено о цветах. Цветы вдохновляли художников, поэтов, архитекторов.

Приоткрыть читателям удивительно богатый и прекрасный мир цветов поможет конкурс «Где-то там живет мой цветок...». Его предлагается провести в форме соревнования двух команд. Конкурс включает несколько туров:

1 тур - Цветы в литературе

П тур - Цветочные оранжировки

Ш тур - Угадай мелодию о цветах.

Оформление зала, где будет проходить конкурс, книжная выставка, призы победителям, музыкальное сопровождение должны способствовать созданию атмосферы праздника.


^ «ГДЕ-ТО ТАМ ЖИВЕТ МОЙ ЦВЕТОК...»

Конкурс


Цветы сопровождают нас всю жизнь, без них не обходится ни одно торжество, но и в честь самих цветов устраиваются праздники.

Ярко отмечается праздник роз в Болгарии, незабудок и анютиных глазок - в Англии, фиалок - в Германии, ландышей - во Франции. Эффектное зрелище представляет собой праздник цветов в Венеции, когда украшенные цветочными гирляндами и разноцветными фонарями гондолы скользят по глади каналов.

В Голландии весной из тюльпанов, нарциссов и гиацинтов сооружают «башни», «замки», «фонтаны», «кареты», которые движутся по улицам, а на цветочном троне восседает самая красивая девушка - королева цветов.

Великолепные осенние хризантемы выставляют на платформы железнодорожных станций, чтобы их видело как можно больше людей в Японии.

Цветы помогают человеку: врачуют, предсказывают погоду, уточняют время...

Известный шведский ботаник Карл Линней (ХVIII в.) долго удивлял знакомых тем, что не глядя на часы, всегда, называл точное время. Разгадка фокуса в том, что под окном у Карла Линнея «росли» цветочные часы! Циферблат часов был разбит на ряд секторов, в каждом из которых высаживался строго определенный вид растений, подобранный по времени своего раскрытия. В течение солнечного дня ботанические часы шли безошибочно: каждый час раскрывало цветки какое-нибудь одно растение, за ним другое, и так до наступления сумерек.

Известно еще одно свойство цветов: их включают в меню. На свете много народов-цветоедов! Эскимосы Гренландии едят все цветы, которые вылезают из-под снега во время короткого лета, в Японии больше всего любят салат из фиалок. Любимое лакомство в Индии - компот из цветов банана. Китайцы, потребляющие все, что растет, но равнодушные к молоку, варят в нем лилии, круто их посолив и поперчив. И в Китае, и в Японии готовят вкусные пирожные из хризантем, в Болгарии и Армении делают варенье из лепестков розы.

Но все-таки главное в цветах - их удивительная красота, которая радует и поднимает настроение. Цветы помогают выразить свои чувства и отношение к человеку. «У меня на окне всегда цветы…» - писал Прасковье Александровне Осиповой в Тригорское Александр Сергеевич Пушкин. Он подарил ей стихотворение «Цветы последние...».

^ Цветы последние милей

Роскошных первенцев полей.

Они унылые мечтанья

Живее пробуждают в нас.

Так иногда разлуки час

Живее сладкого свиданья.

А разве может не волновать история любви Владимира Маяковского к русской парижанке Татьяне Яковлевой? Поэт уехал из Парижа, ушел к жизни, а на квартиру Татьяны Яковлевой еще долго каждое воскресенье приходили заказанные им цветы. Цветы и стихи:

^ Мы посылаем эти розы Вам,

Чтоб жизнь казалась в свете розовом.

Увянут розы... А затем мы

К стопам повергнем хризантемы.

Маркиз М.

Нет на Земле языка сокровеннее, чем язык цветов. Язык цветов возник в средневековье на Востоке. Он был принят для общения влюбленных и выручал, когда нельзя было встретиться наедине и поговорить. Букет, который девушка обвязывала нитью своих волос, звал возлюбленного на смелый поступок - похитить ее. Если средневековый рыцарь просил руки своей возлюбленной, он посылал ей розы вместе с миртами - символ супружества. Маргаритки, посланные в ответ, означали согласие, а венок из них говорил об отсрочке брака, желании обдумать предложение. Интересно, что в средние века символом любви и преклонения считалась не роза, а гвоздика. В Испании этот цветок вплоть до начала XX в. помогал молчаливому диалогу влюбленных.

В 1830 г. в России вышла уникальная книга русского поэта Д.П. Ознобишина, современника Пушкина и Лермонтова, «Селам или Язык цветов».

Поэт перевернул горы книг и летописей, чтобы составить словарь цветочных символов.1

Астра - умеешь ли ты любить постоянно?

Василек - будь прост, как я.

Герань - мне надо тайком поговорить с тобой.

Гиацинт - назначал свидание, намекая числом бутонов на день встречи.

Гвоздика полевая - ты прекрасна, не много тебе равных.

Гвоздика белая - доверие.

Гвоздика красная - горячие чувства.

Календула (ноготки) - поцелуй меня, девица.

Картофеля цветок - ты затмеваешь всех!

Колокольчик - числом бутонов указывал час свидания.

Ландыш - долго и тайно любил тебя (отказ от букета ландышей отказ от дружбы).

Мак - ты наводишь сон.

Маргаритка - я желаю тебе самого лучшего.

Незабудка - помни меня.

Пион - как ты недогадлив!

Ветка розы - означала «да», а лист розы – «нет».

Желтая роза - сомневалась в искренности любви.

Черемуха - как ты меня обрадовал!

Шиповник - можно ли тебе верить?

Язык цветов в наши дни почти забыт, мода на него прошла, но цветочная символика живет во многих странах до сих пор. В каждой стране есть среди цветов свои любимцы, которые даже вошли в гербы своих стран.

В гербе Франции изображены лилии (три скрещенные лилии олицетворяют сострадание, правосудие и милосердие), Японии - хризантема с 16-ю лепестками.


^ I тур. ЦВЕТЫ В ЛИТЕРАТУРЕ


Давным-давно, еще при царе Горохе, родился в бедной семье мальчик. Назвали его Заморышем, потому что был он слабым. Вырос он и прославился тем, что лечил людей целебными напитками. Из ревности злая ворожея Абракадабра, пригласив к себе в гости лекаря, поднесла ему кубок с отравленным вином. Когда почувствовал Заморыш, что умирает, позвал людей и завещал им закопать после смерти ноготок с левой руки под окном бабки Абракадабры. Люди выполнили его просьбу. И вырос на том месте золотистый цветок, который лечит от многих болезней, и за это люди всегда помнят доброго Заморыша.

Сказка-сказкой, но слава о целебном цветке-ноготке действительно по всему миру идет. Календула или ноготок - этот цветок всем известен.

На земле тысячи цветов - и у каждого свое назначение, свой характер, своя история, своя сказка...


^ Вопросы 1 команде:


В.: За луковицу этого цветка в Голландии в 17 в. можно было купить карету, лошадей и даже целый дом! Назовите роман А. Дюма, в заглавии которого есть этот цветок.

О.: Роман «Черный тюльпан».


В.: Кто из героев Н.В. Гоголя любил «срывать цветы удовольствия».

О.: Хлестаков. «... ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия». (Гоголь Н.В. «Ревизор»).


В.: Вспомните мифы Древней Греции. Могучий Геракл победил жестокого льва. «Я создам цветок», - сказала Флора, - который будет напоминать людям разорванную пасть немейского льва». Какой же цветок, по древнему поверью, славит первый из 12 подвигов Геракла?

О.: Львиный зев.


В.: По преданию, каждый шаг этого писателя был отмечен фиалками. Он не выходил из дому, не насыпав в карман сюртука семян фиалок. Шел и высеивал их на дорожках. В окрестностях Веймара, где он жил, дорожки фиалок превратились в сплошные цветочные ковры. Немецкие садовники вывели несколько новых сортов фиалки, назвав их именами персонажей произведений писателя: черный сорт получил имя «Доктор Фауст», ярко-красный – «Мефистофель», нежно-голубой - Маргарита. Как же звали большого любителя фиалок?

О.: И. Гёте.


В.: Этот цветок съедобен: из его молодых листьев готовят вкусные салаты во Франции, Австрии, Германии, Голландии, Японии, Индии. А из поджаренных и перемолотых корневищ делают вкусный напиток, напоминающий кофе. У американского писателя Рея Брэдбери есть фантастическая повесть «Вино из...». Назовите цветок и повесть Рея Брэдбери.

О.: Одуванчик, повесть «Вино из одуванчиков». Такое вино - реальный и традиционный напиток жителей Британских островов.


^ Вопросы II команде:


В.: «Растение, а боится сквозняков... очень странно, - подумал Маленький принц. Какой трудный характер у этого цветка». Герой какого произведения и о каком цветке размышлял вслух?

О.: О розе размышлял Маленький Принц из повести-сказки С.-Экзюпери.


В.: В сказке С. Маршака «12 месяцев» злая мачеха послала падчерицу в самый разгар лютых январских морозов в дремучий лес за весенними цветами. Девочка случайно встретила у лесного костра братьев-месяцев, среди которых был и добрый молодец Май. Он и одарил сиротку своим любимым цветком. Каким?

О.: Ландышем.


В.: Иван Сергеевич Тургенев написал в альбоме Полины Виардо, какой цветок ему больше всего нравится. Скажите - какой, если известно, что по легенде так звали красивого юношу, который никого не любил, кроме себя и постоянно любовался собой?

О.: Нарцисс.


В.: «Как рассказать, что это за цветы? В общем, они похожи на маленькие звезды, закутанные по горло в белый мех, чтобы не замерзнуть от прикосновения льдов». Лучше К. Паустовского об этих цветах не скажешь. Льды их постоянные соседи. Что это за цветы?

О.: Эдельвейсы.


В.: Герой знаменитого романа М. Булгакова Мастер так описывает свою первую встречу с Маргаритой: «Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве». Какие цветы были в руках у Маргариты?

О.: Мимоза.


Конкурс «Цветы в литературе» завершается поэтической страничкой. Участникам команд предлагаются отрывки из произведений А. Фета, И. Бунина, С. Есенина, задача игроков назвать автора. 2


^ Задание I команде:


Полно спать: тебе две розы

Я принес с рассветом дня.

Сквозь серебряные слезы

Ярче нега их огня.


Вешних дней минутны грозы,

Воздух чист, свежей листы…

И роняют тихо слезы

Ароматные цветы.

(А.Фет)

Лилии

Темной ночью белых лилий

Сон неясный тих.

Ветерок ночной прохладой

Обвевает их.


Ночь их чашечки закрыла,

Ночь хранит цветы

В одеянии невинной

Чистой красоты.


Но таинственно впивая

Холодок ночной,

К солнцу тянутся, к востоку

Лилии с тоской.


Ждут, чтоб солнце блеском алым

И теплом своим

Нежно белые бокалы

Растворило им.


И напрасно ночь лелеет

Каждый лепесток -

Грезит девушка о милом,

Солнца ждет цветок!

И. Бунин


Задание II команде:


Георгины

^ Вчера - уж солнце рдело низко –

Средь георгин я шел твоих,

И как живая одалиска

Стояла каждая из них.

Как много пылких или томных,

С наклоном бархатных ресниц,

Веселых, грустных и нескромных

Отвсюду улыбалось лиц!


Казалось, нет конца их грезам

На мягком лоне тишины, -

А нынче утренним морозом

Они стоят опалены.


Но прежним тайным обаяньем

От них повеяло опять,

И над безмолвным увяданьем

Мне как-то совестно роптать.

(А.Фет)


«Отчего луна так светит грустно?» -

^ У цветов спросил я в тихой чаще,

И цветы сказали: «Ты почувствуй

По печали розы шелестящей».


Лепестками роза расплескалась,

Лепестками тайно мне сказала;

«Шаганэ твоя с другим ласкалась,

Шаганэ другого целовала».

(С.Есенин)


^ II тур: ЦВЕТОЧНЫЕ ОРАНЖИРОВКИ


Приятно получать в подарок цветы. Искусство составления и подношения букетов имеет свою историю.

Букеты цветов впервые появились в ХVIII в. во Франции. Слово «букет» - французского происхождения, в буквальном переводе означает «красиво собранная группа цветов».

В каждой стране свои цветочные традиции.

Так, букет из незабудок или анютиных глазок считается в Англии свадебным букетом. А вот в Египте жениху и невесте преподносят целую корзину цветов.

Любопытно, что в Японии даже самый роскошный букет, безупречно составленный по нашим, европейским меркам, восхищение - увы - не вызовет! Там существует свое искусство цветочной оранжировки - икебана, возникшее много веков назад, и каждая девушка, собираясь замуж, должна овладеть этим искусством.

Участникам игры предлагается составить букеты из цветов.3 Конкурс «Цветочные оранжировки» может быть дополнен, или, в случае необходимости, заменен конкурсом «Искусство подношения букета». Ведущий адресует командам вопросы об умении дарить цветы.


^ Вопросы участникам I команды:


В.: Сколько цветов должно быть в подарочном букете? Можно ли подарить один цветок?

О.: В подарочном букете должно быть нечетное число цветов, можно дарить и один цветок.


В.: Удобно ли преподнести на торжественном приеме полевые, лесные и луговые цветы?

О.: Полевые, лесные, луговые цветы хороши в букете, но неуместны на торжественном приеме. В этом случае нужны гвоздики, розы, орхидеи, гладиолусы.


В.: Можно ли дарить цветы в бумаге, целлофане?

О.: Бумагу, в которую был завернут букет, снимают перед его вручением, можно оставить лишь целлофан.


В.: Допустим, молодой человек при визите в дом родителей девушки, за которой ухаживает, приносит цветы ей и ее матери. По правилам этикета букеты должны быть разными или одинаковыми, кому первой вручаются цветы?

О.: Букеты должны быть разными, сначала цветы вручаются матери, затем - девушке.


^ Вопросы участникам II команды:


В.: Вы подошли подарить букет, в какой руке он должен быть, правой или левой?

О.: В левой, чтобы букет не мешал поздороваться.


В.: Можно ли подарить цветок в горшке?

О.: Да, но только очень близкому другу и преподнести его должен обязательно мужчина.


В.: Если цветы приносит приглашенная пара, то кто должен вручить их и кому из хозяев?

О.: Если цветы приносит приглашенная пара, то мужчина вручает их хозяйке дома. Это делается даже в том случае, если пара приглашена на день рождения хозяина дома. Ему преподносится только подарок.


В.: Принимая в подарок цветы, можно ли осведомиться об их цене?

О.: Нет, это считается бестактным.


^ Ш тур: УГАДАЙ МЕЛОДИЮ О ЦВЕТАХ


Существует множество песен, романсов, вальсов о цветах. Известно, что сирень вдохновила Чайковского на создание редкого по красоте балета-сказки «Спящая красавица». Стали популярными прекрасный «Вальс цветов» из балета Чайковского «Щелкунчик» и вальс «Орхидея» В. Андреева. К цветам в своем творчестве обращаются и многие современные композиторы.

Заключительный музыкальный конкурс предлагается провести в двух частях, используя принцип телеигры «Угадай мелодию».

В первой части игроки, выбирая категорию, по музыкальному фрагменту должны назвать песню и исполнителя. Каждая команда может сделать две попытки.

Категории:

Розы гр. «Фристайл» - «Желтые розы»

Т. Маркова «Полыхали розы»

Валерия «Цветы»

гр. «Ласковый май» «Белые розы»


^ Сирень М. Муромов «Ирэн»

гр. «Фристайл» «Сирень»

Т. Маркова «Сирень, дурман, цветы»


Акация гр. «Фристайл» «Белая акация»


Ландыши М. Кристалинская «Ландыши»

Во второй части конкурса команды по аннотации и музыкальному отрывку должны угадать песню о цветах.


^ Задание I команде:


1. Песня о неутомимом велосипедисте, мчащемся к любимой девушке с цветами (А. Барыкин «Букет»).

2. Песня о торговом работнике, которому грозят большие неприятности из-за транжирства цветочной продукции (В. Леонтьев «Продавец цветов»).


Задание II команде:


1. Песня о разочаровании девушки, получившей в подарок строгие цветы (Н. Королева «Желтые тюльпаны»).

2. Песня о тяжелой судьбе цветов, растущих на асфальте (М. Боярский «Городские цветы»).

Жюри подводит итоги конкурса, который можно завершить словами Маленького Принца из повести-сказки С. Экзюпери: «Если любишь цветок - единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, этого довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым. И говоришь себе: «Где-то там живет мой цветок...».

В заключение праздника звучит песня в исполнении А. Пугачевой «Миллион Роз».


Литература:


Красиков С.П. Легенды о цветах. - М.: Мол. гвардия, 1990. – 303 с., ил.

Кудрявец Д.Б., Петренко Н.А. Как вырастить цветы: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1993. – 176 с., ил.

Моложавенко B.C. Тайна красоты: Книга о цветах. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 384с., ил.

Пронников В. Икебана. - М.: Наука, 1985. – 176 с.

Умение дарить цветы // Богатырева Н.И. Цветы вокруг нас. - Ижевск, 1994. - С. 171-176.

Цветы в букетах и композициях. Новогодние композиции // Кудрявец Д.Б., Петренко Н.А. Как вырастить цветы. - М., 1993. - С. 137-153.

Чекалова Л.Г. Цветы запоздалые: Уроки флористики // Мир женщины. - 1994. - №1. - С. 16.

Экарева Ю. Запахи в нашей жизни // Аргументы и факты. – 1995 - №26. - С. 13.

ПРИЛОЖЕНИЕ


^ «БОТАНИЧЕСКИЕ ЖМУРКИ»


Почти каждый цветок имеет свой неповторимый аромат. Известно, что запахи влияют на наше здоровье, настроение, отношение к людям.

Надо успокоиться - понюхайте ромашку или герань, повысилось давление - ваниль, мелисса, валериана будут способствовать его понижению.

Нужно упражнять свое обоняние в определении различных запахов.

Как только вы начинаете фиксировать свое внимание на запахах, у вас начинает развиваться соответствующая зона мозга.

Знаете ли вы, что ароматы жасмина, розы и гвоздики возбуждают клетки мозга мощнее, чем чашка крепкого кофе, а студенты лучше справляются с тестами на внимание, если аудитория наполнена ароматами мяты или ландыша? Эти же запахи помогают и тем, кто много работает на компьютере.

А какое обоняние у вас? Сможете ли вы отличить запах одного цветка от другого?

Ведущий завязывает нескольким зрителям глаза и дает возможность испытать себя.


Дом, где мы живем: Методические материалы к Неделе

молодежной книги по экологии /Сост. С.В. Мальгинова, ГУК ЧОЮБ. – Челябинск, 2004. – 26 с.


^

Отзывы и предложения можно отправлять по адресу:

Web-сайт в Интернет: www.unbi.uu.ru

E-mail: onbt@unbi.uu.ru




_________________________________________________________________

Ответственный за выпуск: З.П. Сергеева

Редактор: И.В. Архипова

Компьютерный набор:


Подписано в печать 2004 г.

Тираж 70 экз.





1 Ведущий берет имеющиеся в его распоряжении цветы и расшифровывает цветочные послания, используя материал книги Д.П. Ознобишина.

2 В конкурсе могут быть использованы и другие стихи: Бунин И. «Астры», «Розы», «Ландыш», Пастернак Б. «Ландыши», Толстой А. «Колокольчики мои…», Фет А. «Первый ландыш», «Колокольчик», Цветаева М. «Август - астры».

3 В паузе игра со зрителями «Ботанические жмурки» (см. Приложение»)