bigpo.ru
добавить свой файл
1


«Среди нехоженых путей, один путь мой.

Среди невзятых рубежей, один – за мной!» В. Высоцкий



«Счастье не в том, чтобы делать что хочешь,

а чтобы всегда хотеть того, что делаешь».

А. Н. Толстой


Методические материалы для проведения

Урока занятости с учащимися общеобразовательных школ и учащимися учреждений начального профессионального образования


Сегодня быстро развивающейся экономике требуются высококвалифицированные и качественно подготовленные специалисты. На многих предприятиях не хватает рабочих рук. А молодые люди, по-прежнему, выбирают профессию по случайному принципу. Как выбрать будущую профессию правильно? Как совместить понятия хочу-могу-надо? Что такое рынок труда, и как он действует? В чем разница между спросом и модой на профессию? Как правильно действовать в ситуации поиска работы? На эти и другие вопросы будут даны ответы на Уроке занятости для учащихся общеобразовательных школ, учреждений начального профессионального образования и незанятых подростков.


Методические материалы разработаны с целью оказания помощи педагогам, профконсультантам центров занятости в проведении Урока занятости с учащимися школ, учреждений начального профессионального образования и незанятыми подростками.

Методические материалы содержат информацию по выбору профессии, актуальной ситуации на рынке труда, варианты групповых дискуссий и профориентационных игр. В проведении Урока могут быть использованы и другие методы профориентационной работы (профриентационные игры, экспресс-опросы, просмотр видеопрофессиограмм и т.д.). Для участия в Уроке занятости можно пригласить представителей предприятий и учебных заведений.

Учащихся учреждений начального профессионального образования необходимо познакомить с принципами функционирования рынка труда, с основными способами поиска работы и трудоустройства.

Основным результатом данного Урока должен стать, прежде всего, просветительский эффект. Чтобы учащиеся получили объективную информацию о реальной ситуации на рынке труда своего региона, начали осознавать существование не только модных, престижных, массовых профессий, но и профессий, востребованных на местном рынке труда. Познакомились с множеством «невидимых» им путей развития профессиональной карьеры, начали оценивать себя субъектами будущей профессиональной деятельности.

^ Урок занятости с учащимися

общеобразовательных школ







Цель: привлечение внимания к проблеме осознанного выбора профессии с учетом потребностей, возможностей и социально-экономической ситуации на рынке труда

Задачи:

1. Знакомство учащихся с технологией выбора профессии.

2. Формирование у подростков реальных представлений  о состоянии и перспективах рынка труда.

3. Информирование подростков о востребованных на региональном рынке труда профессиях, об учебных заведениях области.

План урока:

1. Хочу. Могу. Надо. Что важнее в выборе профессии?

2. Рынок труда и его особенности.

3. Спрос и мода на профессии.

4. «Где учат профессии?»

(Приложение №1).


Урок занятости с учащимися учреждений начального профессионального образования





Цель: подготовка к выходу на рынок труда


Задачи: обучение навыкам эффективного поведения на рынке труда



План урока:

  1. Рынок труда и его законы. Актуальная ситуация на рынке труда города (района).

  2. Где и как искать информацию о вакансиях.

  3. Что значит быть активным на рынке труда.

  4. Искусство самопрезентации. Как правильно подготовить профессиональное резюме.

  5. Встреча с работодателем (рассказ о предприятии). Какие работники нужны современному работодателю.



Методические материалы для проведения Урока занятости


Приложение №1


1. Хочу. Могу. Надо. Что важнее в выборе профессии?

В мире есть очень мало вещей, которые мы не можем выбирать. К ним относятся наше собственное тело, наши родители, наша страна и историческая эпоха. Все остальное в жизни в той или иной мере зависит от нашего выбора. И одним из наиболее ответственных, определяющих нашу судьбу выборов является выбор профессии. Особенно сложно сделать этот выбор в молодом возрасте, когда нет еще за плечами богатого жизненного опыта, когда недостаточно информации для принятия этого жизненно важного решения.

В мире насчитывается более 40 тысяч профессий. Как найти ту единственную, свою, чтобы ей служить и приносить пользу людям, обществу.

Успешные профессионалы, т.е. люди, довольные своей профессией и зарабатывающие много денег, сформулировали три главных требования, которым должна удовлетворять профессия, чтобы потом не разочароваться в ней:

- профессия должна быть интересной,

- профессия должна пользоваться спросом на рынке труда,

- профессия должна соответствовать собственным возможностям.

Один из наиболее существенных внутренних импульсов, по которым люди выбирают себе профессию, это интерес к ее содержанию. Это первое требование к профессии. Если человеку нравится содержание труда, то он будет охотно работать, повышать свою квалификацию, завоевывать авторитет у окружающих и, в конечном счете, больше зарабатывать. Он будет крепче держаться за свое рабочее место, да и у работодателя будет гораздо меньше поводов для его увольнения.

Другим крайне важным требованием к профессии при ее выборе является возможность трудоустройства; наличие рабочих мест по выбранной профессии. Когда человек выбирает первый раз, он, к сожалению, не всегда задумывается над тем, пользуется ли эта профессия спросом у работодателей, легко ли будет найти работу по этой специальности. А потом оказывается, что, окончив учебное заведение и получив диплом, человек остается без работы, так ни дня и не поработав по специальности.

И, наконец, последнее, но не менее веское требование к выбираемой профессии, это ее соответствие вашим профессиональным возможностям. Обычно это требования к состоянию здоровья, профессиональной квалификации и профессиональным способностям.

Таким образом, при выборе профессии необходимо учитывать эти важные факторы, а если этого не сделать, то ваш выбор окажется случайным, необоснованным и, вероятно, ошибочным. Следовательно, профессию нужно выбирать тщательно и разумно.

Давайте порассуждаем о том, как нужно выбирать профессию, что важно учитывать при этом.


^ Формула выбора профессии


«ХОЧУ»

«МОГУ»

«НАДО»

Интерес– побуждение познавательного характера

Склонности - это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает.

Способности - это такие индивидуальные качества человека, от которых зависит успешное осуществление деятельности

Состояние здоровья

Личные качества

Потребности рынка труда – наличие рабочих мест по избранной специальности


Действительно ли важны в выборе профессии все эти составляющие? На каждой мы остановимся поподробнее.

Итак, - «Хочу», что это значит?

Как вы думаете, чем руководствуется человек, когда хочет выбрать профессию?

Когда человек хочет выбрать профессию, он в первую очередь учитывает свои интересы, склонности, желания, мечты. И первой составляющей формулы выбора профессии являются интересы и склонности.

Что же такое интерес?

Интерес проявляется в положительной эмоциональной реакции и интеллектуальной познавательной активности.

А что такое склонности?

Это стремление заниматься определенной деятельностью. Следует отметить, что между интересами и склонностями много общего, но есть и различие. Вот, например, многие смотрят с удовольствием футбол, не пропускают ни одну спортивную передачу, но не делают сами даже утренней гимнастики. Это тот случай, когда интерес есть, а склонность отсутствует. Интересы можно выразить формулой «хочу знать», а склонность – «хочу сделать».

От склонностей зависит привлекательность различных профессий, интерес к ним. Если вам нравятся животные, растения, то вам будет нравиться в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если вы любите технику, то интерес к ней будет вас поддерживать, например, в деятельности слесаря или инженера. Свои склонности вы можете проявлять и развивать в интересном деле, а затем, получив еще и специальное образование, стать профессионалом.

Но одной этой составляющей недостаточно. Давайте обратимся к следующей составляющей - «Могу». Данная составляющая неразрывно связана с нашими способностями.

Что такое способности?

Мы говорим, что кто-то из нас обладает хорошими математическими способностями, если он при прочих равных условиях быстрее, чем другие одноклассники, усваивает доказательства теорем. Способности – это возможность достижения высокого уровня мастерства в том или ином деле. Различают общие и специальные способности. Общие способности необходимы для широкого круга занятий. Это трудолюбие, внимательность, сообразительность, целеустремленность. Специальные способности – это качества, которые обеспечивают успех в узком круге видов деятельности. Можно отметить, что к ним относятся зрительная память, понимание людей, хорошо развитая чувствительность рук. А какой специальной способностью должен обладать: музыкант, водитель, продавец.

В чем проявляются способности?

Конечно, проявляются только в деятельности. Деятельность не может успешно осуществляться без наличия способностей. Так, нельзя, например, говорить, что у человека нет музыкальных способностей, если он никогда не пробовал играть ни на одном музыкальном инструменте или петь.

Значит, чтобы выявить свои способности, надо действовать.


Итак, выбирая профессию, обязательно нужно учитывать свои способности, интересы и склонности. Хорошо, если наше хочу и могу взаимосвязаны, совпадают, тогда кажется, что выбор сделан правильно.

Но давайте обратимся еще к одной составляющей формулы – «Надо» - это потребности рынка труда. Давайте попробуем ответить на вопросы: «Что такое рынок труда? Какие профессии нужны нашему городу, району?».

Рынок труда во многом похож на обычный вещевой или продовольственный рынок. На нем существуют покупатели – руководители или хозяева предприятий, фирм, которые нуждаются в труде работников. На этом рынке существуют и продавцы – ими могут быть любые люди, ищущие работу: выпускники, студенты, любой человек, желающий сменить место работы, т.е. это могут быть люди как имеющие, так и не имеющие работу. Все они предлагают на рынке свои услуги в надежде получить место работы, где за использование этих услуг им будут платить. Но успешность продаж у всех различна: кто-то находит место без проблем, а другой месяцами не имеет работы, кто-то за свой труд получает доходы, позволяющие жить в роскоши, а другому едва хватает заработков, чтобы прокормить семью.

В чем же специфика и сложность рынка труда, его отличие от вещевого рынка? Прежде всего, в самом товаре. Товар, который предлагает продавец-работник, нельзя пощупать руками или увидеть глазами. Покупателю необходим не сам работник, и даже не его труд, а результаты его труда. Но ведь до того момента, когда результат труда будет получен, работника нужно принять на работу, возможно, заплатить ему какие-то деньги, т.е. фактически купить товар, которого еще нет. С другой стороны, и продавец-работник оказывается в сложной ситуации. Хорошо, если можно показать работодателю какие-то конкретные результаты своего труда и этим убедить его купить ваш труд. А если это невозможно? И даже если работник полностью уверен, что его товар хорош и нужен покупателю, убедить в этом работодателя непросто.

Другой особенностью рынка труда является его действительная сложность. Мир профессий огромен, на спрос и предложение на этом рынке влияет множество факторов, которые очень трудно учесть. Кроме того, чрезвычайно велика изменчивость рынка, трудно точно сказать, сколько и каких специалистов потребуется через пять-семь лет.

Составляя формулу выбора профессии нельзя отрицать, что все три составляющие одинаково важны. Каждый человек твердо должен знать, что он хочет, проанализировать свои возможности, состояние здоровья, убедиться, что данная профессия будет востребована в том районе или городе, где он будет жить. Важно заранее сделать выбор и готовиться: много работать над собой, развивать свои умения и способности.


^ ХОЧУ

(желание)
МОГУ
НАДО




Я

Здоровье, Знания,

Личные качества Умения,

Интересы,

Склонности,

Способности

ПРОФЕССИЯ

Предмет труда, Пути получения,

Цель труда, Медицинские

Условия труда противопоказания







^ 2. Рынок труда и его особенности

Давайте рассмотрим, что представляет собой рынок труда Вологодской области. (Примечание для ведущего: можно предоставить учащимся информацию о рынке труда в вашем городе, районе).

Ситуация на рынке труда Вологодской области на протяжении последних лет складывается положительно. Успешно развиваются машиностроительная отрасль, химическая промышленность, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная металлургическое производство. Черная металлургия составляет основу экономики Вологодской области.

На рынке труда прослеживается тенденция снижения уровня безработицы. Несмотря на тенденцию улучшения ситуации в целом, остаются проблемы. Одна из них - несбалансированность спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. При избытке рабочей силы многие предприятия области испытывают острую потребность в квалифицированных кадрах, а претендентов на эти рабочие места практически нет. Наибольшую потребность в кадрах испытывают предприятия промышленности, строительные организации, организации торговли и общественного питания, здравоохранения, социального обеспечения, образования.

Работодатели предъявляют все более высокие требования к квалификации, опыту работы, совмещению профессий, что часто отсутствует у безработных.

Проблемой является несоответствие спроса и предложения по половому и возрастному признаку. В целом в области большинство вакансий являются мужскими, в то время как более половины ищущих работу составляют женщины в основном старше 45 лет.

Сельская безработица также является проблемой. Низкая заработная плата, тяжелые условия труда, отсутствие или незначительное количество вакансий в сельских районах, низкий образовательный уровень соискателей – все это способствует росту безработицы в сельской местности.

Требует решения проблема присутствия на рынке труда значительного контингента незанятой молодежи, в том числе выпускников учебных заведений, не имеющих опыта работы. Причины молодежной безработицы разные и в их числе:

- отсутствие у молодых специалистов достаточного практического опыта работы по специальности (и связанная с эти их низкая конкурентоспособность на рынке труда);

- многие выпускники не владеют навыками грамотного поиска работы, ведения переговоров с работодателями, не всегда активны при решении вопросов своего трудоустройства;

- уровень заработной платы, предлагаемый работодателями, не устраивает молодых людей, ищущих работу;

- слабая мотивация молодежи на трудовую деятельность;

- отсутствие профессионального образования является препятствием в трудоустройстве.

( «А какие у молодежи преимущества на рынке труда?»)

Сейчас велик спрос на рабочие профессии. В сфере строительства в частности нужны люди, которые не только могут составить красивый проект, а умеют качественно работать с современными строительными и декоративно-отделочными материалами. Самыми востребованными на данный момент являются технические специальности, а особенно – отдельные узкие направления. Вызвано это, с одной стороны, ростом компаний, работающих в технической сфере, а с другой стороны – тем, что выпускники технических вузов в последние годы не всегда работали по специальности и часто не имеют серьезного профессионального опыта. Это же способствует удорожанию действительно опытных специалистов в данной сфере. Старые сотрудники уходят, а замены им нет. Молодые специалисты предпочитали работать в бизнесе: быть инженером долгое время казалось немодным. Практически во всех регионах на рынке труда сложилась ситуация, когда наиболее востребованными стали рабочие профессии, спрос на такие специальности, как слесарь, токарь, сварщик, строитель, явно превышает предложение. Доля вакансий для рабочих профессий составляет 70-80%!

^ Наиболее востребованы на рынке труда Вологодской области:

 рабочие строительных специальностей,

 квалифицированные станочники, токари, шлифовщики, фрезеровщики;

 инженеры-строители;

 электромонтеры;

 сварщики, электрогазосварщики;

 слесари, столяры, плотники;

 водители, трактористы,

 каменщики, кровельщики

 крановщики

 газорезчики

На протяжении долгих лет наиболее популярными для молодежи остаются следующие профессии: юрист, бухгалтер, экономист, менеджер (об этом свидетельствуют конкурсы на эти специальности в учебные заведения). Конечно, высококвалифицированные специалисты смогут найти работу, а вот молодым, не имеющим опыта и навыков, придется сложно. Слишком много сегодня на рынке труда юристов и экономистов.

Сегодня появилось множество новых специальностей, которые только начинают завоевывать места на экономическом рынке. Многие из них уже пользуются популярностью и вызывают интерес молодого поколения (логистик, супервайзер, маркетолог и т.д.) C годами меняется лишь престижность той или иной профессии, а требования к специалисту остаются прежними.

Сложно сказать, что будет через 5-10 лет, ситуация напрямую будет зависеть от общеэкономического благосостояния страны, и области в частности, но по мнению специалистов, анализирующих развитие экономики, бум спроса придется на тех же рабочих – универсалов (владеющих несколькими рабочими специальностями), которые особенно будут востребованы в промышленности, транспорте, строительстве, коммунальном хозяйстве. Для развития торговли наступают золотые времена, отсюда рост спроса на менеджеров по продажам, торговых представителей, специалистов по маркетингу, рекламе. Волна всеобщей компьютеризации продолжает набирать обороты, можно предположить, что программисты, системные администраторы, дизайнеры Web-страниц тоже найдут место под солнцем. Новые методы лечения, формы диагностики, фармацевтическая отрасль влекут за собой развитие медицинских услуг. Прошло время, когда инженеры получали копейки, и вынуждены были искать себе новое применение, по оценкам экспертов, на инженеров ожидается в будущем большой спрос, а также спрос на строителей, механиков, химиков, технологов.


Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу?»

Ведущим дискуссии является «мэр города», в качестве которого обычно выступает преподаватель. Участникам предлагается следующая ситуация: «Представьте себе, что все мы жители оного города. Кем бы вы хотели стать в нашем городе, какую профессию вы бы выбрали»» Затем каждый учащийся («житель города») мысленно выбирает себе профессию. После этого выбранные варианты оглашаются и фиксируются. Результатом этого зачастую оказывается, например, такая ситуация, когда в «городе» будет 5 артистов театра и кино, 4 юриста, 8 экономистов и менеджеров, 4 врача, 4 программиста, 9 водителей. Дискуссия под руководством «мэра» показывает, что с таким набором профессий город просто не сможет жить. Чтобы он существовал как сообщество людей, объединенными общими интересами, целями и потребностями, необходимо наличие многих профессий, в том числе и непопулярных, но нужных обществу.


^ 3. Спрос и мода на профессии

Хотелось бы уделить внимание рассмотрению таких понятий как «спрос» и «мода» на профессии. Как вы считаете, в чем разница между спросом и популярностью, модой на профессию? Эта разница заключается в том, что спрос на профессию – это потребность работодателей в большом количестве соответствующих специалистов, в то время как популярность профессии – это стремление большого количества людей ее приобрести. Наиболее популярные профессии далеко не всегда пользуются такой же популярностью на рынке труда.

Реальная ценность профессии часто не соответствует рассуждениям по поводу ее престижности. Какие профессии наиболее престижны у современной молодежи? Об этом можно судить по конкурсу абитуриентов в учебные заведения. Выпускники школ хотят быть юристами, экономистами, менеджерами. На одно место в университетах на вышеперечисленные специальности претендуют по несколько человек. В системе среднего профессионального образования очень много выпускников подают документы на специальности бухгалтера, юриста, менеджера, экономиста. И таких желающих ежегодно гораздо больше, чем требуется.

Престижные на сегодняшний день специальности остаются таковыми уже в течение нескольких лет. Причем всеобщий интерес к популярным специальностям вызвал значительный приток абитуриентов. Но эта волна подхватила и тех молодых людей, которые не имеют к этим профессиям ни призвания, ни способностей.

Получить престижную профессию, еще не означает получить уважение и признание. Только сам человек и только его достижения в выбранной профессии делают его уважаемым и привлекательным в глазах окружающих. Во все времена люди признавали, что престижным может стать практически любое занятие – все зависит от того, как человек будет работать. Михаил Захарович Третьяков, отец знаменитого Третьякова – основателя Московской картинной галереи так сформулировал эту мысль: «Каждая профессия должна давать средства к жизни». Каждая профессия почетна, если ведется честно: честный сапожник, трудолюбивый и искусный в своем деле, лучше нечестного или же неталантливого ученого».

Заметим, что понятие престижности, как явление моды, приходит и уходит. Оглядка на такого рода профессии, пожалуй, не самый верный принцип выбора, поскольку престижность явление очень непостоянное.

Стихия спроса на те или иные «модные» сегодня профессии приводит к тому, что почти треть выпускников не работают по специальности.


Самое главное при выборе профессии – определить, какие из качественных сторон профессии для Вас более желанны, важны. Главное – выбрать профессию, которая будет соответствовать вашим интересам и склонностям, личностным особенностям, способностям.


^ Дополнительный материал.

Конечно, хочется, чтобы профессия, которую вы выбираете, была престижной, чтобы, став ее представителем, вы могли бы автоматически попасть в разряд уважаемых людей. Но общественное признание профессий со временем меняется. Совсем недавно престижными считались профессии, связанные с бизнесом, финансами, управлением, к примеру, бухгалтер и экономист. Но будут ли они пользоваться спросом через 5-10 лет?

Вы готовы приобрести любую профессию, лишь бы она хорошо оплачивалась? Не забывайте, что оплачивается не сама профессия, а должность, которую вы будете занимать. Если вы равнодушны к профессии, вам будет слишком трудно заставить себя много работать и повышать свой профессиональный уровень. Поэтому должности и заработки достанутся другим.

Можно выбрать профессию, которую легче приобрести – поступить в то учебное заведение, которое ближе к дому, или туда, где конкурс поменьше, или где работает знакомый, который может помочь. Но, ориентируясь на доступность обучения, вы сильно ограничиваете возможности профессионального выбора.

Вероятно, ваши родители хотели бы видеть вас представителями определенной профессии. Но вряд ли они представляют себе мир профессий лучше, чем вы, да и в твоих профессиональных возможностях они ориентируются очень слабо. А, поскольку, рынок труда меняется очень быстро, то устаревшие представления родителей о профессиях оказываются нисколько не лучше, чем ограниченное, но современное ваше представление. Поэтому на рынке труда вы можете выступать на равных с родителями – успех здесь не зависит от возраста.

Ваши друзья могут сыграть с вами злую шутку, если вы вдруг решите выбрать профессию за компанию с кем-то. В этом случае вы выбираете профессию в соответствии с интересами и способностями друзей. А дальше…

Какую работу вы выбрали бы, если бы вам представилась возможность такого выбора? «Работа вашей мечты», работа, которую вы хотите получить в идеале, может так и остаться вашей мечтой, если вы не найдете в себе сил что-либо менять в своей жизни. Сделать свою жизнь лучше может каждый, если, во-первых, он хочет этого, во-вторых, если он готов к этому. Кроме того, он должен сделать что-нибудь для этого.

Цели, которые вы ставите перед собой в жизни, должны быть сбалансированы между идеалом и реальностью. Подумайте – хотите ли вы просто работать, или это будет только первым шагом в задуманной карьере? Не стоит полагать, что, если сегодня вы не можете позволить себе работу, интересующую вас, то не сможете этого никогда. Напротив, проанализировав возможные варианты работ, реши, какая из них приведет к цели. Может быть, этот временный вариант даст шанс заработать на жизнь, и, в то же время, позволит учиться и получить диплом, необходимый как первая ступень задуманной карьеры.

Можно ли предсказать, кто из людей «обречен» на успех? Или успех равно доступен любому? Сегодня психологи все больше склоняются к мнению, что Фортуна не так уж слепа и дарить свои милости предпочитает тем, кто обладает определенным набором черт характера, и, прежде всего, способностью приспосабливаться к различным ситуациям. Пожалуй, основная характеристика преуспевающих людей – их умение оказываться в нужном месте в нужный момент. И это попадание в ногу с судьбой вовсе не случайность, а проявление их личных качеств. Можно даже попытаться сформулировать, что именно в характере человека помогает ему добиться успеха. Это, прежде всего: упорное утверждение своей личности. Эта психологическая особенность обычно проявляется очень рано, но совсем не обязательно в высоких оценках за учебу. Скорее она выражается в стремлении не подлаживаться под окружающих и идти к собственной цели, не пасуя перед преградами.

^ Способность контактировать с окружающими. Основа этой способности – умение понять психологические особенности окружающих и соперников и правильно использовать эти знания в большой игре жизни.

^ Физическая выносливость. Психическая гармония обеспечивает завидное здоровье, которое тоже является важным элементом успеха.

Особая «гибкость». Человек, рожденный для удачи, всегда точно понимает, когда надо признать свое поражение или пойти на разумный компромисс. Он умеет при необходимости быть и очень упорным, но не делает личной трагедии и из отступления, поскольку уверен в своем конечном успехе.


Как можно подробнее познакомиться с разными профессиями?

Прежде, чем выбрать себе профессию, полезно побольше узнать про нее. Каким образом это можно сделать? Существует несколько путей поиска и сбора информации о профессиях.

Во-первых, можно попросить рассказать об интересующих вас профессиях знающих людей.

Во-вторых, можно прочитать о разных профессиях в литературе или узнать о некоторых из них в фильмах.

В-третьих, в некоторых случаях можно понаблюдать за трудовой деятельностью специалистов на их рабочем месте.

В-четвертых, иногда есть возможность попробовать работать самому.

Итак, с кем можно поговорить о профессиях? Нужно сказать, что опрос людей, осведомленных в области тех или иных профессий, представляет собой наиболее простой, привычный и быстрый способ познакомиться с профессиональной деятельностью. Однако не все люди одинаково хорошо владеют профессиональной информацией. Это следует учитывать. Одним из лучших способов познакомиться с профессией является возможность получить собственное впечатление о некоторых профессиях. Побывать на рабочем месте специалиста хотя бы в течение нескольких часов – значит не только понять, но и наглядно представить себе, что он делает, с помощью чего, в каких условиях, в каком состоянии он может находиться. Можно подумать о следующем.

- Что я буду видеть, слышать, чувствовать, находясь на этой работе?

- О чем я буду думать?

- От чего в этой работе я смогу получить удовлетворение?

- Что мне будет мешать работать?

Лучше всего посмотреть за профессиональной деятельностью не одного, а нескольких представителей одной профессии на разных рабочих местах, в разное время, в разных ситуациях.


^ 4. «Где учат профессии?»

Каждая профессия требует определенных способностей и личностных качеств, которые необходимы или весьма желательны для успешной деятельности. При этом даже абсолютно полное совпадение имеющихся у вас качеств с желательными для данной профессии еще не делает вас готовым специалистом, так как практически каждая специальность требует определенного уровня знаний и умений, то есть профессиональной квалификации.


Профессиональное образование является необходимым условием для квалифицированной работы. При этом не следует забывать, что в современном мире профессиональные знания и умения устаревают крайне быстро. Без повышения профессиональной квалификации невозможно не только продвинуться, но иногда и просто удержаться на своем месте. Например, мастер по ремонту холодильников или телевизоров не сомневается, что по его специальности всегда найдется работа. Но если он не будет осваивать новые модели и передовую технологию, то есть повышать свою квалификацию, то и в таком надежном деле можно оказаться за бортом.

При приобретении среднего специального образования у человека открываются большие перспективы в осуществлении успешной профессиональной карьеры, возможности пользоваться современными достижениями научно-технического прогресса. Приобретая высшее образование, человек имеет намного больше возможностей добиться общественного признания, усовершенствовать свои способности, приобщиться к культуре.


Принимать решение о выборе учебного заведения следует ответственно, учитывая свои способности и материальные возможности. Опыт показывает, что качество образования не всегда зависит от того, является ли учебное заведение государственным или негосударственное. Эффективность обучения определяется скорее квалификацией преподавателей, конкретным содержанием учебных программ и их материальной базой.


^ УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Законом об образовании устанавливаются следующие уровни образования:


 основное общее образование;

 среднее (полное) общее образование;

 начальное профессиональное образование;

 среднее профессиональное образование;

 высшее профессиональное образование;

 послевузовское профессиональное образование.

Высшее профессиональное образование



Профессиональное

Среднее профессиональное образование






Начальное профессиональное образование


Среднее (полное) общее (11-12 классов)



Общее

Основное общее образование (9 классов)






Начальное общее образование (4 класса)

Формы получения профессионального образования различны. Это может быть обучение в образовательном учреждении с отрывом от производства (основная форма образования на так называемом дневном отделении) или без отрыва от производства (вечерняя или заочная форма образования).

Конечно, дневная форма обучения предоставляет больше возможностей и условий для получения качественного образования. Но при любой форме образования для того, чтобы обучение было эффективным, требуется активность самого учащегося, которая не исчерпывается только посещением занятий. Значительное место при любой форме образования отводится самостоятельной подготовке. Самообразование является необходимым условием любого обучения.

(Примечание для ведущего: более подробную информацию об учебных заведениях смотреть в Справочнике для поступающих в учебные заведения Вологодской области в 2008 году).


^ Итоги урока.

Перед вами открываются большие дороги. Дороги, которые вы выбираете, поведут вас по жизненному пути. Выбирай любую, но не забывай, что от тебя зависит, будет твой труд увлекательным или скучным, радостным или прозаичным.

Когда человек любит то дело, которым занимается, он может черпать в нем радость, удовлетворение, проявлять богатую инициативу, повышать без утомления напряженность труда.


^ Если хочешь строить мост,

Наблюдать движенье звезд,

Управлять машиной в поле,

Иль вести машину ввысь –

Хорошо работай в школе,

Добросовестно учись!


Приложение №2

Для чего нужно работать?


Рассматриваемые вопросы:

 Зачем люди стремятся работать?

 Что дает трудовая деятельность кроме денег?

 Что для меня (вопрос ученика к самому себе) самое важное в будущей

работе?

1). Один из первых предполагаемых ответов: чтобы были деньги. Остановившись на нем, ведущий обращается к группе с вопросом-«вызовом»: а если бы деньги появлялись сами? Если бы продукты, джинсы, мобильные телефоны росли на деревьях? Что бы делали люди? Представьте себе рай, где у людей есть все. Чем бы они занимались — отдыхом и развлечениями? Всю жизнь напролет? И им не было бы скучно?.. Во многих западных странах безработные получают пособия и другую социальную помощь, которой вполне хватает на жизнь. И все же большинство людей стремится работать. Почему?

Окончательная формулировка вопроса: что можно получить от работы

кроме денег?

Если подростки затрудняются с ответом, можно использовать следующие подсказки.

2). Иногда мы получаем от работы удовольствие. Причем удовольствие бывает как от самого процесса (приятно строить дом, ухаживать за животными и т.п.), так и от результата.

3). Представьте себе, что все вокруг работают, а вы абсолютно ничего не делаете. Весело это? День-два — да, а потом становится ужасно скучно. Иногда бездельников так и наказывают: запрещают им работать. Дело в том, что человек — социальное существо. Мы знаем, что социальный — значит общественный. Так что же означает «человек — социальное существо»? (Возможно, подростки частично смогут ответить на этот вопрос.) Ведущий добавляет или объясняет сам: человеку важно вести себя так же, как и другие члены общества, или как принято в обществе. Если все работают, а я нет, мне становится скучно, неприятно, неуютно. А в обществе принято работать. Правда, может быть, когда наступит полное изобилие, люди придумают какие-то другие интересные занятия. (Если есть время, можно пофантазировать на эту тему.)

Сегодняшний мир устроен так, что можно какое-то время обходиться и без работы. В самом деле, у вас ведь могут быть самые разные источники дохода: зарплата родителей, счет в банке, фиксированный доход предприятия, перевод от родственников из-за границы и так далее. Наконец, можно и вовсе жить в какой-нибудь общине за городом, питаться овсяной кашей и горя не знать. Значит ли это, что вам вообще можно больше не работать?

Итак, может быть, вам и не нужно искать работу? Для того чтобы ответить на этот вопрос, целесообразно осмыслить причины, которые побуждают людей трудиться. Вы наверняка найдете среди них ту, что близка и вам.

Далее можно организовать групповую дискуссию на тему «Для чего нужно работать?».

Утверждения по теме заранее готовятся и записываются каждое на отдельной карточке.

 Участники дискуссии изучают эти высказывания и выбирают то, которое кажется им самым верным.

 Единомышленники собираются в группы.

 Каждая группа старается отстоять справедливость своего варианта.

 Необходимо разделить понятие работы как физического процесса — и

работы как средства воплощения своей цели.


^ Итак, люди работают потому, что:

 хотят разбогатеть;

 им необходимо содержать семью, не погрязнуть в нищете и не умереть

с голоду;

 хотят применить свои способности для общей пользы;

 им приятно отдохнуть и повеселиться после работы;

 им нравится работать;

 видят в этом смысл жизни;

 должны чувствовать свое отличие от животных;

 работа удовлетворяет потребность в саморазвитии;

 их с детства учили, что для того, чтобы хорошо жить, надо много и усердно работать

Итак, у каждого человека – свои резоны, аргументы для поиска работы. И ничего в этом плохого нет. Нельзя всех людей стричь под одну гребенку. Не надо беспокоиться, что у вас другие мотивы, нежели у вашего приятеля или приятельницы. Есть, например, люди, которые ходят на работу только для того, чтобы не оставаться дома. По большому счету, работодателю вообще может быть все равно, зачем вы ходите на работу: ему важно, чтобы ваша деятельность приносила желаемый результат. Поэтому понимать свою мотивацию больше всего нужно вам. Тогда будет ясно, например, почему на некоторых собеседованиях многие люди чувствуют себя явно не в своей тарелке: да просто они почувствовали, что здесь вас не будут ценить, любить, уважать, не дадут возможности карьерного роста, не позволят творить. Пусть это послужит вам уроком: и в будущем вы будете искать что-то более конкретное, сможете определиться с целью, которую ставите перед собой.


Как относятся к работе люди, которые чего-то добились в жизни, которые зарабатывают много и могут, если захотят, зарабатывать еще больше?

Итак, чем же отличаются такие успешные люди?

Прежде всего, им нравится их работа. Не деньги, которые они зарабатывают, а само содержание их труда. Успешный продавец любит продавать, автомеханику интересно возиться с автомобилями, фермеру любопытно какой урожай у него вырастет. И так в любой профессии. Вот пример специально для молодежи. Вспомните два предмета в школе. Один вам нравится, а другой нет. По какому предмету вы учитесь лучше? Конечно, по тому, который нравится. Так же и с работой.

Во вторых, успешные люди считают свою работу важнейшей частью своей жизни. Для многих жизнь и есть работа. Иному человеку не всегда легко это понять, но это так. Ведь на работе можно встретиться с интересными людьми, которых иначе ты бы никогда не узнал. На работе всегда можно узнать что-то новое, любопытное. На работе можно даже отдыхать в кругу приятных тебе людей (многие фирмы теперь организуют различные праздники, выезды на природу, спортивные соревнования, экскурсии).

В третьих, для успешных людей работа это источник самоуважения. Именно на работе, в кругу людей занимающихся тем же трудом можно показать какой ты успешный, знающий, умелый. Согласитесь, сварщику трудно доказать что он самый лучший профессионал, если он находится среди педагогов. Его оценят по достоинству только в его профессиональном кругу. А разве можно чувствовать себя хорошо, если не испытывать уважение к себе?

И только на четвертое место успешные люди ставят добывание средств к существованию, т.е. деньги. Конечно, деньги важны, и работать бесплатно глупо. Но не менее глупо рассчитывать, что тебе будут платить деньги за то, что ты просто приходишь на работу, а все твои мысли находятся где-то в клубе или дискотеке.

Таким образом, те, кто успешны и хорошо зарабатывают, считают свою работу не досадной необходимостью, а важнейшим источником удовольствия, интереса и удовлетворения, т.е. важнейшей частью своей жизни.


Для чего нужно учиться?


Рассматриваемые вопросы:

 Как я отношусь к учебе?

 Что такое обязательное образование?

 Какими путями можно получить полное среднее образование?

 Какие бывают уровни образования?

 Что главное в правах учащихся?


Оборудование: карточки с утверждениями для индивидуальной работы, таблица уровней образования для игры — «Профессии», справочник по учебным заведениям г. Вологды и Вологодской области.

1) подросткам можно раздать карточки с утверждениями и предложить отметить галочками те, с которыми они согласны:

учиться слишком трудно;

• учиться интересно;

• на уроках можно узнать много нового и полезного;

педагоги — скучные, строгие люди;

на уроке мне всегда хочется спать;

• интересных уроков больше, чем скучных;

скучных уроков больше, чем интересных;

учиться трудно, но без этого нельзя;

учиться надо, потому что заставляют;

учиться надо, чтобы получить специальность;

• учиться надо, чтобы поступить в вуз;

• я бы хотел учиться всю жизнь;

я бы согласился учиться всю жизнь, если бы мне за это платили деньги;

я бы хотел перестать учиться уже сейчас;

в жизни есть более интересные вещи, чем учеба.

Теперь каждый может оценить свое отношение к учебе. Если преобладают подчеркнутые ответы, значит, человек не любит учиться. Если их мало — он ориентирован на получение знаний. Тот, кто выбрал все три выделенных ответа, ориентирован на практический результат образования. (Но в карточках для подростков подчеркиваний и выделений быть не должно.)

Согласны ли подростки с тем выводом, который сделан из их ответов?

2) Далее можно предложить подросткам организовать дискуссию на тему «Нужно ли учиться?».

3) Образование и профессия.

Нужно объяснить подросткам, что им следует запомнить и понять названия разных видов образования (начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование). Отдельно остановитесь на таких понятиях, как «вступительные испытания», «конкурс».

После этого можно поиграть в игру «Профессии» (как в «Города»). Каждый по очереди называет известную ему профессию, а ведущий вписывает ее на доске в таблицу, в соответствующую колонку необходимого образования. Тот подросток, который не может назвать очередную профессию, выбывает из игры.

4) Когда игра закончена, можно попробовать — там, где это возможно, —

выстроить звенья образовательной цепочки. Например, названа профессия «инженер», которая вписана в колонку «Высшее образование». Возможно, инженер сразу окончил институт. А может, он был сначала техником (среднее профессиональное образование), а до этого — слесарем на заводе (начальное профессиональное образование), а еще раньше — просто грузчиком (специальное образование не нужно).

И наоборот: можно посмотреть, какие перспективы для образовательного роста есть у тех, кто занимает левые колонки. См. таблицу

(выделены те профессии, которые названы учениками).


Специальное образование не нужно

Начальное профессиональное образование

Среднее профессиональное образование

Высшее профессиональное образование

грузчик

слесарь

техник

инженер




водитель










воспитатель детского сада




учитель







бухгалтер

банкир

курьер




менеджер

директор фирмы


5) Полезно показать подросткам Справочник для поступающих в учебные заведения Вологодской области.




Приложение 3

^

ПЕРЕЧЕНЬ ПРЕИМУЩЕСТВ, СВЯЗАННЫХ С НАЧАЛОМ РАБОТЫ





  • Финансовая независимость.

  • Возможность встретить новых друзей, познакомиться с представителями противоположного пола.

  • Возможность освоить новые специальности.

  • Расширение круга новых знакомых в профессиональной сфере.

  • Удовлетворение от работы.

  • Возможность использования материальной, технической, информационной базы организации (компьютер, выход в Интернет, различная оргтехника, профессиональная литература).

  • Появление реального и документального оформления опыта (запись в трудовой книжке).

  • Появление профессиональных перспектив.

  • Приобретение опыта работы в команде.


^ ЧТО ЦЕНЯТ РУКОВОДИТЕЛИ В ЧЕЛОВЕКЕ КАК РАБОТНИКЕ?


  • Высокая квалификация и профессионализм;

  • Умение самостоятельно принимать решения, аргументированно их отстаивать, умение постоять за себя;

  • Инициативность, активность, энергичность;

  • Напористость;

  • Умение четко выполнять инструкции, исполнительность;

  • Творчество, гибкость мышления, умение находить нестандартные решения;

  • Умение общаться, производить благоприятное впечатление, умение работать в команде



^
ПРЕИМУЩЕСТВА МОЛОДОГО ВОЗРАСТА

(ПО МНЕНИЮ РАБОТОДАТЕЛЕЙ)


þ Высокая обучаемость;

þ Гибкость в принятии решений, мобильность, способность легко осваивать новые технологии и технические процессы;

þ Современные знания (в том числе компьютера, новых технологий, техники);

þ Интерес к новому;

þ Здоровье, много сил, энергии;

þ Возможность работать ненормированно;

þ Можно меньше платить;

þ Нет профессиональных шаблонов;

þ Желание реализовать себя, сделать карьеру;

þ Готовность много работать;

þ Большинство не связаны семьей, детьми;

þ Творческий подход к делу.


Собеседование
^

Д
Вы должны быть уверены, что действительно хотите начать работу.

о собеседования

Проверьте время, дату и путь.


  • Отрепетируйте вопросы и ответы .

  • Подумайте, что Вы оденете, и как будете выглядеть.

  • Обдумайте вопрос о заработной плате (установите для себя тот минимум, на который Вы можете согласиться).

  • Позаботьтесь о том, чтобы располагать достаточным временем для собеседования;
^

Перед собеседованием


  • П
    Идите навстречу работе с радостью, а не со страхом.
    риходите на собеседование самостоятельно без друзей и членов семьи.

  • Приезжайте минут за 10—15.

  • Выясните и запомните, как кого зовут, и кто какую должность занимает.

  • Отнеситесь к секретарю или администратору с уважением.

В
Ваши цели с работодателем близки: Вы хотите найти работу, а он работника


о время собеседования





  • Крепко и уверенно пожмите руку, установите контакт взглядом.

  • Подождите, пока Вам предложат сесть.

  • Примите спокойную, но не развязную позу.

  • Отвечайте на вопросы уверенно и четко – по существу.

  • Попросите объяснить, если Вы не поняли вопроса.

  • Проявите энтузиазм насчет работы и компании.

  • Поддерживайте с собеседником контакт глаз.

  • Говорите правду и преувеличивайте только в том случае, если можете доказать свои утверждения.

  • Оставьте вопросы зарплаты, отпусков, доходов до того времени, как Вам предложили работу.

  • Б
    Не надо

    • Извиняться за свой возраст, здоровье, недостаток опыта и т.д.

    • Перебивать собеседника.

    • Критиковать последнего работодателя.

    • Быть слишком фамильярным или самоуверенным.
    удьте готовы к тому, что оплата обсуждаемой должности может варьироваться лишь незначительно.

После собеседования

  • Поблагодарите работодателя за собеседование с Вами.

  • Если от работодателя не будет вестей, то позвоните и спросите, каков результат собеседования.

  • Подведите итоги собеседования.

Как отвечать на вопросы работодателя


Ниже представлен список вопросов, которые наиболее часто встречаются на собеседовании, и которые Вам стоит использовать при подготовке.


Вопрос

Рекомендация по ответу

Почему Вы обратились о приеме на работу именно по этой профессии?

Возможные ответы сводятся к тому, что Вы обладаете необходимой подготовкой, опытом, желанием, знаниями, интересом и склонностями, способностями к этой профессии.

Что Вы знаете о нашей работе или о нашей организации (фирме)?


Постарайтесь привести особенности организации, которые выгодно отличают ее от других, но постарайтесь обойтись общими словами. Если Вы знаете слишком много, это может вызвать подозрения.

Получали ли Вы другие предложения работы?

Если получали скажите об этом прямо, но добавьте что та работа которой Вы добиваетесь сейчас интересует вас больше.

Проходили ли Вы собеседование в других местах?

Конечно, да, но не уточняйте где именно и каковы результаты. Уклонитесь от конкретных разъяснений.

Как Вы могли бы описать самого себя?


Здесь лучше рассказать о личных качествах, которые могут заинтересовать: энтузиазм, энергичность, усидчивость, коммуникабельность, неконфликтность и т. д.

Что Вы хотите рассказать мне о себе?

Подчеркивайте те Ваши сильные качества, которые нужны и полезны для данной работы.

Каковы Ваши главные сильные стороны?

То же что и в предыдущем пункте

Каковы Ваши основные слабости?

Здесь честность неуместна - уходите от ответа

Какого типа работу Вы больше всего любите делать?

Работодатель ждет, что Вы больше всего любите делать ту работу, на которую нанимаетесь

Каковы Ваши интересы вне работы?


Ваши интересы должны добавлять вам солидности – коллекционирование, рыбалка, домашние животные, театр, книги и проч.

Какого типа работу Вы не любите делать больше всего?

Пусть это будет в основном то, чем Вам не придется заниматься на данном рабочем месте

Каково состояние Вашего здоровья?

Не время говорить о болезнях.

На какие изменения в Вашей профессиональной карьере и жизни вообще вы рассчитываете?

Говорите о каких-то позитивных изменениях, развитии, получении опыта, знаний.

На какую зарплату Вы рассчитываете?:

Здесь лучше не давать прямого ответа. Это Вы сможете обсудить позже. Заявите что это важный, но не самый главный вопрос. Если настаивают, то старайтесь выяснить сколько Вам собираются предложить.