bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 3
ГОУ ВПО «Ставропольская государственная

медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и

социальному развитию»


Н.В. Зарытовская, Ю.А. Филимонов,

В.С. Аганесов


МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО

ФАКУЛЬТЕТА


Учебно-методическое пособие для руководителей производственной практики академических и академически-производственных комплексов


Ставрополь

2008


УДК 616.31.004.14(07.07)

ББК 51.1(2)я73

М54


Составители: декан производственной практики, к.м.н. Н.В. Зарытовская, проректор по учебной работе, доц. Ю.А. Филимонов, заведующий практикой В.С. Аганесов


Рецензент: декан стоматологического факультета, доц. Н.Н. Ивенский


Рекомендовано центральным координационным методическим советом ГОУ ВПО Ставропольской государственной медицинской академии Федерального агентства по здравоохранению и Социальному развитию


Методика проведения производственной практики студентов стоматологического факультета. Учебно-методическое пособие/сост. Н.В. Зарытовская, Ю.А. Филимонов, В.С. Аганесов.- Ставрополь, 2008 - 55 с.


Методические рекомендации составлены в соответствии с программой производственной практики для студентов стоматологического факультета медицинских высших учебных заведений. Рекомендации включают в себя содержание работы, рабочую программу, обязанности студентов при прохождении производственной практики, перечень практических навыков.

Издание предназначено для руководителей производственной практики на академических и академически-производственных комплексах.


УДК 616.31.004.14(07.07)

ББК 51.1(2)я73

М54

© Н.В. Зарытовская, Ю.А. Филимонов,

В.С. Аганесов, 2008

© ГОУ ВПО "Ставропольская государственная

медицинская академия", 2008

Содержание


№ п/п




стр.




Содержание

3




Введение

4

1

Порядок прохождения производственной практики

5

2

Производственная практика студентов 2 курса

9




Производственная практика студентов 3 курса

17

3

Производственная практика студентов 4 курса







ортопедическая стоматология

29




хирургическая стоматология

38

4

Производственная практика студентов 5 курса







детская стоматология

45



ВВЕДЕНИЕ


Важнейшей совместной задачей ВУЗов и органов здравоохранения является практическая подготовка врача, поэтому именно производственная практика студентов – важнейшее неразрывное звено учебного процесса.

Задачами производственной практики являются совершенствование полученных в процессе обучения в ВУЗе теоретических знаний, приобретение практических навыков по уходу за больными, диагностике, лечению и оказанию неотложной медицинской помощи, ознакомление с организацией, условиями работы врача лечебно-профилактических учреждений, проведение санитарно-просветительной работы.

Методическое пособие составлено на основе Закона «Об образовании» от 10.07.92 г. № 3266-1, Федерального закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 № 125-ФЗ, государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 040400 «Стоматология», утвержденного Министерством Образования Российской Федерации 10 марта 2000 г. (№ госрегистрации 133 МЕД/СП), материалов к итоговой государственной аттестации выпускников медицинских и фармацевтических вузов по специальности 040400 «Стоматология», утвержденных МЗ РФ (2000 г.), приказа МО РФ «Об утверждении положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования» от 25.03.2003 г. № 1154.

В пособии использованы практические навыки и требования, адаптированные на профильных кафедрах (пропедевтики стоматологических заболеваний – проф., д.м.н. Н.Н. Гаража, к.м.н. П.В. Лагодин, П.А. Савельев, ортопедической стоматологии - - проф., д.м.н. Е.А. Брагин, проф. д.м.н. С.Н. Гаража, челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии – проф., д.м.н. Осипян Э.М., к.м.н. К.С. Гандылян, челюстно-лицевой хирургии и стоматологии детского возраста – проф., д.м.н. М.П. Водолацкий, доц. В.В. Хуснутдинов).


^ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ

СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА


ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ


Производственная практика студентов стоматологического факультета проводится в качестве помощника медицинской сестры стоматологической поликлиники (2 курс); в качестве помощника врача стоматолога терапевта (3 курс); помощника врача стоматолога хирурга и врача стоматолога ортопеда (4 курс); помощника врача стоматолога детского возраста (5 курс) в академических и академически-производственных комплексах районных, городских, краевых и других лечебно-профилактических учреждениях.

На всех курсах общая продолжительность практики составляет 72 часа. Студенты 2, 3, 4 курсов работают летом в дневное время по графику работы врача стоматолога по 6 часов ежедневно. На 4 и 5 курсах проводится зимняя производственная практика в качестве помощника врача стоматолога хирурга и врача стоматолога детского возраста.

Студенты проходят производственную практику строго согласно списку распределения учебных групп по базам ЛПУ. Производственная практика в лечебно-профилактических учреждениях, не являющихся академическими или академически-производственными базами производственной практики, разрешается деканатом производственной практики только при предоставлении ходатайства, оформленного не позднее, чем за 2 месяца до начала практики. Студенты, не предоставившие ходатайство, проходят производственную практику на общих основаниях по месту распределения своей учебной группы.

Студенты, имеющие договор на целевую подготовку, проходят производственную практику в лечебно-профилактических учреждениях региона, направившего студента на учебу в СтГМА или на академически-производственных базах академии.

Студенты, имеющие среднее медицинское образование, освобождаются от прохождения производственной практики в качестве помощника медицинской сестры (2 курс). От сдачи экзамена по производственной практики не освобождаются.

Производственная практика начинается с вводной лекции, посвященной организации и особенностям данного курса практики, требованиям, предъявляемым к студентам. Каждый студент получает формализованный дневник производственной практики с перечнем необходимых для усвоения практических навыков.

Руководство практикой осуществляют кафедры пропедевтики стоматологических заболеваний, ортопедической стоматологии, челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии, челюстно-лицевой хирургии и стоматологии детского возраста.

Непосредственными руководителями практики являются старшие медицинские сестры отделений, заведующие отделениями, к которым прикреплены студенты. Непосредственный руководитель практики ЛПУ проводит инструктаж по технике безопасности, распределяет студентов на рабочие места, составляет график работы студента, ведет учет работы и оценивает её.

Ассистент СтГМА, курирующий практику студентов, составляет согласованное с руководством ЛПУ расписание работы студентов, осуществляет методическое руководство практикой, проведение инструктажа и контроль за её прохождением в соответствии с утвержденной программой.

Ежедневно студентами ведутся дневники учета выполненной работы, в котором регистрируется весь объем проделанной за день работы. Обязательно отмечается дата и время работы. Дневниковые записи в конце рабочей смены должны заверяться подписью непосредственного руководителя. Добросовестность и правильность ведения дневника систематически контролируется руководителем по производственной практике от медицинской академии с внесением в дневник соответствующей записи, содержащей замечания, предложения и рекомендации.

В последний день практики непосредственный руководитель пишет в дневник студентов характеристику. В характеристике должны быть отражены а) уровень теоретической подготовки; б) овладение практическими навыками; в) выполнение основ деонтологии, ставится итоговая оценка по пятибалльной системе. Дневник заверяется печатью лечебного учреждения.

Руководители практики от СтГМА, курирующие качество прохождения практики в соответствующем ЛПУ, в последние дни практики, проверяют дневники, проводят предварительное собеседование и определяют степень готовности каждого студента к сдаче экзамена. Учитывается характеристика непосредственных руководителей практики.

Оценка практики проводится комиссионно во время экзамена с учетом характеристик непосредственных руководителей баз практики, качества оформления дневника и демонстрации освоенного навыка на тренажере. Оценка вносится в зачетную книжку студента.

  • Если студент получил отрицательную оценку на экзамене или не сдал его до начала нового учебного года, деканаты стоматологического факультета и производственной практики принимают решение о возможности повторной сдачи экзамена. Экзамен по производственной практике может сдаваться не более трех раз.

  • Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику вторично в свободное от учебы время.

  • Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины, считаются неуспевающими.

  • Студенты, получившие неудовлетворительную оценку (после предоставленных трех попыток) представляются к отчислению как имеющие академическую задолженность.


^ ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТА ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ

1. Знать права и обязанности медицинского персонала, требования к внешнему виду и одежде;

2. Проявлять самостоятельность и инициативу, овладевать знаниями, умениями и практическими навыками, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренные программой практики;

3. Соблюдать правила внутреннего распорядка, правила охраны труда, техники безопасности в местах прохождения практики;

4. Нести ответственность за выполняемую работу и её результаты наравне со штатными сотрудниками;

5. Ознакомиться с организацией работы медицинского персонала работе в поликлинике.

6. Приобрести практические навыки работы медицинской сестры стоматологического кабинета, навыки лечения стоматологических заболеваний, протезирования, хирургические навыки и особенности лечения детских стоматологических заболеваний.

7. Усвоить основы и соблюдать медицинскую этику и деонтологию: чутко и внимательно относиться к больному, сохранять врачебную тайну, строго выполнять принципы профессиональной этики, правильно строя свои взаимоотношения с персоналом медицинского учреждения;

8. Во время прохождения практики иметь при себе студенческий билет учебного заведения и бейдж клиники, ЛПУ;

9. Пройти практику и прибыть на аттестационную комиссию (экзамен по производственной практике) в установленные сроки.

Студент обязан вести дневник практики и ежедневно заверять его по месту практики. Дневник практики, заверенный администрацией ЛПУ по месту прохождения практики, является допуском к сдаче экзамена.

10. Студент обязан пройти ежегодный профилактический медицинский осмотр.


^ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА

СТУДЕНТОВ II КУРСА


КАФЕДРА ПРОПЕДЕВТИКИ

СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ


Цель практики - приобретение практических навыков работы медицинской сестры стоматологической поликлиники и помощника врача-стоматолога на клиническом приеме.


^ Задачи практики:

  1. Ознакомиться со структурой терапевтического, хирургического и ортопедического отделений стоматологической поликлиники.

  2. Ознакомиться с обязанностями медицинской сестры стоматологической поликлиники.

  3. Освоить правила ведения основной медицинской документации.

  4. Овладеть методами стерилизации и дезинфекции в стоматологическом кабинете.

  5. Научиться технике оказания первой помощи при неотложных состояниях у пациента.

  6. Овладеть приемами ассистента врача-стоматолога и ознакомиться с техникой работы в «четыре руки».

  7. Закрепить основы медицинской этики и деонтологии.



^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ


Организация поликлинической стоматологической

помощи населению

Основные задачи и направления деятельности стоматологической поликлиники. Режим работы поликлиники. Организация работы основных отделений стоматологической поликлиники (терапевтического, хирургического и ортопедического). Планирование отделений: количество помещений, нормы площади, требование к внутренней отделке помещений, оснащение и оборудование кабинетов. Перечень инструментария, используемого на стоматологическом приеме.

Штатные нормативы бюджетных медицинских организаций. Организация труда и лечебной работы в основных отделениях стоматологической поликлиники (объем и специфика помощи терапевтическим, хирургическим и ортопедическим больным).

Работа медицинской сестры стоматологической

поликлиники

Должностные обязанности медицинской сестры, требования к организации ее рабочего места. Перечень документации медицинской сестры и правила ее ведения. Подготовка рабочего места врача-стоматолога. Инфекционный контроль. Принципы асептики и антисептики в стоматологическом кабинете.

Дезинфекция

Понятия дезинфекции в стоматологии. Методы дезинфекции. Растворы антисептиков, используемых для химической дезинфекции, их концентрации, время экспозиции и область применения.

Уборка стоматологического кабинета, виды уборок, их кратность. Используемые дезинфектанты. Особенности и этапы проведения генеральной уборки. Правила использования, обработки и хранения ветоши для генеральной уборки. Кварцевание кабинета, контроль работы бактерицидной лампы.

Форма одежды медицинской сестры и врача-стоматолога, ее назначение и способы обработки (спецодежда, щитки, очки, перчатки, фартуки и пр.)

Обработка рук врача-стоматолога на хирургическом приеме. Используемые растворы антисептиков. Методика применения раствора «С-4» («первомур») и «гибитана» (спиртовой раствор хлоргексидина биглюконата). Применение современных кожных антисептиков.

Способы обработки операционного поля (кожа и слизистая оболочка полости рта), используемые антисептики, их концентрации.

Обработка стоматологического оборудования: (стоматологическая установка, прикресельный столик, отсасывающие системы, эвакуаторы, плевательницы, стол для стерильного инструментария и др.). Растворы, концентрации, кратность обработки.

Дезинфекция наконечников, световодов фотополимеризаторов, держателей для аппликаторов, протезов и оттисков, стаканов, карпульных инъекторов, резиновых колб.

Обработка стоматологического инструментария одноразового использования. Отходы класса «А» и класса «Б». Правила утилизации.

Этапы обработки стоматологического инструментария: дезинфекция, предстерилизационная очистка, стерилизация. Растворы, используемые для дезинфекции лотков с инструментами.

Предстерилизационная очистка, ее назначение. Моющий раствор, состав, температура и время экспозиции инструментария. Критерии годности моющего раствора, кратность смены. Современные антисептики, используемые для дезинфекции и предстерилизационной очистки инструментов в один этап, их концентрации и время выдержки.

Контроль качества проведения предстерилизационной обработки инструментов. Постановка проб: азопирамовой – на наличие остатков крови и фенолфталеиновой – на наличие остатка щелочных компонентов моющего средства с занесением результатов в «Журнал учета качества предстерилизационной обработки».

Стерилизация

Понятие стерилизации, ее методы. Инструменты и материалы, подвергающиеся стерилизации. Режим работы ЦСО.

Стерилизация горячим воздухом: инструментарий, подвергающийся данному виду стерилизации. Режимы работы сухожарового шкафа. Требования к загрузке стерилизатора, контроль проведенной стерилизации (химические тесты). Назначение и особенности эксплуатации гласперленового стерилизатора.

Стерилизация паром под давлением. Режимы стерилизации стоматологического инструментария, перевязочного, шовного и прочего материала в автоклаве. Виды упаковочного материала, особенности загрузки биксов. Химические тесты.

Химический метод стерилизации. Инструмент, подвергающийся холодной стерилизации. Средства, используемые для холодной стерилизации, их концентрации и время экспозиции. Газовый метод. Документация медсестры для регистрации проведенной стерилизации.

Особенности стерилизации боров, эндодонтических инструментов, зеркал и другого инструмента для терапевтического приема. Стерилизация хирургического инструментария: щипцов, элеваторов, долот, кюретажных ложек, шпателей, распаторов и др. Стерилизация на ортопедическом приеме (боры, фрезы, коронкосбиватели, оттискные ложки и пр.).

Хранение стерильного инструмента и материала. Правила накрытия столов для стерильного инструмента, сроки хранения. Использование бактерицидных камер («Ультралайт», «Ультравиол»), учет работы камеры. Сроки хранения стерильного материала в биксах, бязевой упаковке, крепированной бумаге.

Меры защиты персонала

Специальная одежда персонала стоматологического кабинета. Правила работы с сильнодействующими веществами. «Журнал учета микротравм». Основы техники безопасности при работе с электрооборудованием (стоматологическая установка, бактерицидная лампа, ультразвуковая установка).

Правила безопасности для защиты кожи и слизистых оболочек при контакте с кровью или жидкими выделениями организма пациента. Понятие «биологическая авария». Ведение журнала учета «биологических аварий». Состав аптечки и последовательность действий при возникновении «биологической аварии».

Меры предосторожности при работе с пациентами, инфицированными ВИЧ и вирусными гепатитами В и С. Особенности обработки рук после приема инфицированного пациента. Повышение требований к режимам дезинфекции и стерилизации инструментария. Диспансеризация персонала.

Неотложная помощь

Перечень медикаментов, входящих в аптечку для оказания неотложной помощи.

Обморок, виды обморока. Клиническая картина. Действия, предпринимаемые для выведения пациента из обморочного состояния. Профилактика обморока.

Анафилактический шок. Клинические проявления. Алгоритм мероприятий по оказанию неотложной помощи. Используемые препараты. Тактика по отношению к больным с отягощенным аллергологическим анамнезом.

Коллапс, инфаркт миокарда, гипертонический криз. Клиническая картина, экстренные мероприятия, препараты для оказания помощи.

Клиническая смерть. Признаки клинической смерти. Принципы сердечно-легочной реанимации. Искусственная вентиляция легких и наружный массаж сердца: правила проведения одним и двумя врачами. Продолжительность реанимационных мероприятий.

Работа ассистента врача-стоматолога

Общие понятия технологии приема пациента «в 4 руки». Новые подходы к эргономике. Прием пациента: действия ассистента, действия врача, положение врача и пациента, повышение эффективности работы врача. Манипуляции «в 4 руки»: обеспечение обзора операционного поля, подача инструментов и наконечника для бормашины, подготовка к анестезии, изоляция операционного поля. Типичные ошибки в положении врача и пациента.

Этика и деонтология в стоматологии

Медицинская этика и деонтология. Применение требований врачебной деонтологии в практике врача-стоматолога и ее реализация в условиях поликлиники. Этико-деонтологические аспекты в отношениях между врачами в коллективе, врачами и пациентами, врачами и средним медицинским персоналом. Психологический комфорт в коллективе.

Понятие «врачебная тайна». Информированное согласие пациента на проведение различных терапевтических манипуляций. Ответственность за профессиональные правонарушения.

В результате проведенных теоретических и практических занятий студент должен знать:

- этико-деонтологические принципы работы и нормы поведения медицинского персонала;

- обязанности медицинской сестры стоматологической поликлиники;

- требования к организации рабочего места медицинской сестры;

- принципы асептики и антисептики в стоматологическом кабинете;

- виды и методы дезинфекции и стерилизации;

- особенности обработки различного стоматологического инструментария, шовного и перевязочного материалов;

- последовательность и этапы обработки лотков со стоматологическим инструментом;

- способы контроля качества предстерилизационной обработки и стерилизации инструментария;

- основные антисептические средства, их концентрации и способы применения для дезинфекции, холодной стерилизации инструментария и обеззараживания поверхностей стоматологического кабинета;

- правила и сроки хранения стерильного инструмента;

меры профилактики при работе с пациентами, инфицированными ВИЧ и гепатитом В;

- перечень и правила ведения медицинской документации по дезинфекции и стерилизации;

- порядок хранения и учета лекарств;

- способы и последовательность применения лекарственных средств для оказания неотложной помощи;

- основные приемы работы ассистента врача-стоматолога

В результате проведенных занятий во время семестра студент должен уметь:

  1. Обрабатывать одноразовые инструменты.

  2. Обрабатывать эндодонтический инструментарий.

  3. Готовить растворы для проведения дезинфекции.

  4. Провести генеральную уборку операционной хирургического кабинета.

  5. Обрабатывать руки в перчатках после приема пациента, инфицированного ВИЧ и гепатитом В.

  6. Провести качественные пробы на наличие скрытой крови и моющих средств.

  7. Обрабатывать медицинские перчатки.

  8. Стерилизовать шовный и перевязочный материал.

  9. Обрабатывать плевательницы.

  10. Обрабатывать боры.

  11. Накрыть стерильный стол.

  12. Обрабатывать наконечники.

  13. Обрабатывать хирургические щипцы и элеваторы.

  14. Провести предстерилизационную обработку инструментов.

  15. Правильно загрузить стерилизатор.

  16. Обрабатывать режущий инструментарий.

  17. Приготовить моющий раствор.

  18. Обрабатывать и хранить стоматологические зеркала.

  19. Обрабатывать стоматологические столики и установки.

  20. Правильно разместить химические тесты в стерилизаторе.

  1. Обрабатывать щетки для мытья рук и инструментов.

  2. Обрабатывать ложки для снятия слепков.

  3. Обрабатывать резиновые колбы для замешивания оттискных масс.

  4. Составить перечень медикаментов, необходимых для оказания помощи при обмороке и анафилактическом шоке.

  5. Оказать помощь врачу при выведении пациента из состояния коллапса.

  6. Проводить мероприятия при обморочном состоянии пациента.

  7. Заполнять журналы стерилизации и кварцевания.

  8. Вести документацию врача - стоматолога.

  9. Правильно оформить направления на дополнительные методы диагностики и лечения.

  10. Подготовить рабочее место врача - стоматолога.

  11. Замешивать стоматологические пломбировочные материалы: цементы, амальгамы, химические композиты, материалы для пломбирования корневых каналов, для наложения лечебных прокладок и временных пломб.

  12. Ассистировать врачу на клиническом приеме.

  13. Работать с полимеризационной лампой.

  14. Оформить историю болезни, журнал повторных назначений и ежедневного приема пациентов и др. стоматологическую документацию.

^ Образец заполнения дневника

Дата

Содержание выполненной работы за каждый день

1.07.

Ознакомился (ась) со структурой терапевтического отделения стоматологической поликлиники. Ознакомился (ась) с обязанностями медицинской сестры. Ознакомился (ась) с ведением основной медицинской документацией (тетрадь учета холодной стерилизации, учета постановки проб, журнал контроля сухожаровой стерилизации).

Подпись непосредственного руководителя

^ Отчет по проделанной работе



Вид работы

Кол-во

1

Участие в генеральной уборке стоматологического кабинета




2

Кварцевание кабинета




3

Приготовление растворов дезинфектантов




4

Обработка и утилизация одноразового инструментария




5

Дезинфекция инструментария в растворах антисептиков




6

Дезинфекция физическими методами




7

Предстерилизационная очистка инструмента в моющем растворе




8

Предстерилизационная обработка, совмещенная с дезинфекцией в один этап




9

Постановка качественных проб на скрытую кровь




10

Постановка пробы на наличие остатков моющего средства




11

Стерилизация суховоздушным методом (загрузка сухожарового стерилизатора с химическими тестами)




12

Стерилизация паром под давлением (укладка материала в биксах и загрузка автоклава с химическими тестами)




13

Холодная стерилизация инструмента




14

Накрытие стерильного стола (загрузка бактерицидной камеры)




15

Приготовление ватных валиков (марлевых турунд)




16

Заполнение документации медицинской сестры




17

Участие в заполнении врачебной документации




18

Направление пациентов на дополнительные методы обследования




19

Направление больных к смежным специалистам




20

Подготовка рабочего места врача-стоматолога




21

Ассистирование врачу на клиническом приеме больных




22

Замешивание пломбировочных материалов (оттискных масс)




23

Работа с фотополимеризатором




24

Помощь в проведении неотложных мероприятий




^ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА

СТУДЕНТОВ III КУРСА


КАФЕДРА ПРОПЕДЕВТИКИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ


Цель практики – закрепление материала, пройденного на протяжении обучения, на втором, третьем курсе, организацией работы стоматологической поликлиники врача-терапевта; овладение приемами диагностики, дифференциальной диагностики и лечения кариозных и не кариозных поражений твёрдых тканей зубов, а так же заболеваний осложненного кариеса.


^ Задачи практики:

  1. Ознакомиться с организацией стоматологического кабинета, врачебной медицинской документацией.

  2. Освоить методы обследования стоматологического больного.

  3. Освоить методы личной и профессиональной гигиене полости рта, ознакомиться с методикой применения красителей для выявления зубных отложений, определять гигиеническое состояние полости рта при помощи гигиенических индексов, распознавание отложений на зубах, причины образования, методики удаления.

  4. Освоить методы обезболивания, показаниями и противопоказаниями при препарировании твердых тканей зуба.

  5. Изучить классификацию, клинику, диагностику, дифференциальную диагностику и лечение кариеса, ошибки и осложнения при лечении, реабилитация, общая и местная профилактика кариеса.

  6. Изучить, этиологию, клинику, диагностику, лечение и профилактику некариозные поражения твёрдых тканей зубов, возникающие до и после прорезывания.

  7. Изучить классификацию, этиологию, патогенез, клинику, диагностику, дифференциальную диагностику и лечение осложнённого кариеса (пульпита, периодонтита).



^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ


Организация стоматологического кабинета и рабочего места врача

Документация врача-стоматолога терапевтического отделения стоматологической поликлиники

Оснащение стоматологического кабинета стоматологическая установка: кресло пациента, пульт врача, пульт ассистента, педаль управления для врача, плевательница, светильник, блок подключения. Стул врача и ассистента. Расположение установки в кабинете врача. Мебельный комплект: мойка для рук, стол для хранения материалов, мобильный столик. Различные виды наконечников, автономные наконечники и приборы для выполнения различных операций: турбинные наконечники, микромоторные (щеточный электрический, бесщеточный электрический (безколлекторный), воздушный). Наконечники для снятия зубных отложений: воздушный скалер, пьезоэлектрический скалер, наконечник для «отбеливания» содой под давлением. Диагностическое оборудование: интраоральные видеокамеры. Системы радиовизиографии: прицельный радиовизиографы, панорамные радиовизиографы. Приборы для ультразвуковой очистки мелкого инструментария. Приборы для стерилизации: паровые стерилизаторы, стерилизаторы сухим воздухом, гласперленовые стерилизаторы. Документация терапевтического отделения.

Методы обследования стоматологического больного

Расспрос. Объективное обследование. Осмотр: внешний осмотр, осмотр полости рта, осмотр собственно полости рта, осмотр зубов. Перкуссия. Пальпация. Температурная диагностика. Электроодонто-диагностика. Рентгенологическое исследование. Трансиллюминационный метод. Люминесцентная диагностика. Волдырная проба. Гистаминовая проба. Проба Шиллера-Писарева. Аллергологические методы исследования. Функциональные методы исследования. Лабораторные методы исследования.


Гигиена полости рта. Гигиенические индексы. Зубные отложения. Методы удаления. Предупреждение зубных

отложений

Средства индивидуальной гигиены полости рта. Зубные щетки. Электрические зубные щетки. Зубные нити (флоссы). Зубные порошки. Зубные пасты. Гигиенические пасты. Лечебно-профилактические зубные пасты. Гели. Зубные элексиры. Основные правила чистки зубов. Профессиональная гигиена полости рта. Гигиенические индексы. Неминерализованные зубные отложения. Минерализованные зубные отложения. Методы удаления зубных отложений. Механический метод. Химический метод. Физический метод.

Методы обезболивания при препарировании твёрдых тканей зубов

Потенцированное обезболивание. Местное обезболивание. Неинъекционная местная анестезия (химический, физический, физико-химический); инъекционные методы (инфильтрационная, проводниковая). Инфильтрационная анестезия: внутрисвязочная (интралигаментарная), внутриперегородочная (интерсептальная). Субпериостальная (поднадкостничная). Проводниковое обезболивание: туберальная анестезия, инфраорбитальная, анестезия в области большого небного отверстия. Обезболивание в области резцового отверстия. Обезболивание нижнего альвеолярного нерва в области отверстия нижней челюсти. Обезболивание в области нижнечелюстного валика по Вайсбрему (торусальная анестезия). Обезболивание по Гоу-Гейтсу. Обезболивание нижнего альвеолярного нерва по Егорову. Мандибулярная анестезия. Обезболивание в области щечного, язычного, подбородочного нерва. Блокада двигательных волокон нижнечелюстного нерва по Берше. Обезболивание верхнечелюстного и нижнечелюстного нервов (стволовая анестезия). Обезболивание верхнечелюстного нерва по Вайсблату. Обезболивание нижнечелюстного нерва у овального отверстия по Вайсблату. Общее обезболивание: ингаляционный наркоз, неингаляционный наркоз, электронаркоз. Обезболивание иглоукалаванием. Аудиоанестезия и наркоз. Центральная аналгезия. Нейролептаналгезия. Атаралгезия.


Кариес зубов

Общие сведения. Классификация кариеса зубов. Клиническая картина кариеса зубов. Диагностика. Дифференциальная диагностика кариеса. Лечение кариеса зубов. Принципы и техника препарирования твёрдых тканей зуба при кариесе. Пломбировочные материалы. Временные пломбы. Прокладки. Материалы для постоянных пломб. Этапы реставрации (пломбирования) зубов композитными материалами. Особенности пломбирования в зависимости от локализации и вида поражения. Ошибки и осложнения при лечении кариеса зубов. Реабилитация при кариесе. Общая профилактика кариеса. Местная профилактика кариеса. Санация полости рта.

Некариозные поражения твёрдых тканей зубов

Поражение зубов, возникающие в период фолликулярного развития их тканей; гипоплазия, системная гипоплазия, местная гипоплазия. Гиперплазия. Эндемический флюороз зубов. Аномалии развития, прорезывания зубов, изменения их цвета. Наследственные нарушения развития зубов; формирование неполноценной эмали, наследственные нарушения, затрагивающие дентин. Поражения зубов, возникающие после их прорезывания; пигментация зубов и налёты, стирание твёрдых тканей зубов, клиновидный дефект (истирание), эрозия зубов, некроз твёрдых тканей зубов, травматические повреждения зубов, гиперестезия зубов. Клиническая картина. Диагностика. Лечение. Профилактика.

Пульпит

Этиология пульпита. Классификация пульпита. Патогенез, морфогенез и микроциркуляторные изменения. Диагностика. Клиническая картина и дифференциальный диагноз. Методы лечения пульпита; биологический метод (лечение воспалённой пульпы с ее сохранением), витальная ампутация пульпы, хирургические методы, витальная экстерпация пульпы, девитальная экстерпация пульпы, девитальная ампутация пульпы. Механизм действия мышьяковистой пасты. Смешанный метод лечения пульпита. Применение корневых пломб на основе биокерамики. Лечение пульпита в одно посещение с применением диатермокоагуляции. Методика диатермокоагуляции. Ошибки и осложнения при лечении пульпита, меры их предупреждения.


Периодонтит

Анотомо-физиологические особенности периодонта. Этиология периодонтита. Патогенез периодонтита. Классификация периодонтита. Клиническая характеристика периодонтита. Патологическая анатомия. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Острый верхушечный периодонтит. Хронический верхушечный периодонтит. Хронический фиброзный периодонтит. Хронический гранулирующий периодонтит. Хронический гранулематозный периодонтит. Хронический периодонтит в стадии обострения. Оказание неотложной помощи. Лечение периодонтита. Применение иммобилизованных препаратов и паст на основе гидроксиапатита при лечении хронического воспаления периодонта. Лечение острого верхушечного периодонтита. Лечение хронического верхушечного периодонтита. Консервативные (терапевтические) методы. Консервативно-хирургические методы. Хирургические методы. Осложнения при лечении периодонтита, их устранение и профилактика.

^ В результате проведенных теоретических и практических занятий во время учебного года при выходе студента на производственную практику студент должен знать:

- этико-деонтологические принципы работы и нормы поведения медицинского персонала, юридическую ответственность медицинского персонала;

- устройство, оборудование стоматологической поликлиники терапевтического кабинета;

- функциональные обязанности врача – стоматолога, медицинской сестры и санитарки;

- перечень и ведение медицинской документации на терапевтическом приёме в стоматологической поликлинике;

- методы обследования стоматологического больного;

- средства индивидуальной гигиены полости рта;

- методы обезболивания при препарировании твёрдых тканей зубов;

- классификацию кариеса зубов, клиническую картину кариеса зубов, диагностику, дифференциальную диагностику кариеса;

- некариозные поражения твёрдых тканей зубов;

- этиологию, классификацию пульпита, диагностику, клиническую картину и дифференциальный диагноз;

-анотомо-физиологические особенности, этиологию, патогенез, классификацию, клиническую характеристику, диагностику, дифференциальная диагностику периодонтита.

^ Студент должен уметь:

- установить психологический и речевой контакт с пациентом;

- собрать анамнез болезни и жизни, в том числе провести осмотр: внешний осмотр, осмотр полости рта, осмотр зубов; перкуссию, пальпацию, температурную диагностику, электроодонто-диагностику, оценить данные рентгенологического исследования;

- определять гигиенические индексы, удалять зубные отложения по механическому, химическому, физическому методам;

- проводить местное обезболивание, используя методы неинъекционной местной анестезии (химический, физический, физико-химический); инъекционной (инфильтрационная, проводниковая); инфильтрационной: внутрисвязочная (интралигаментарная), внутриперегородочная (интерсептальная); субпериостальной (поднадкостничная); проводникового обезболивания: туберальная анестезия, инфраорбитальная, анестезия в области большого небного отверстия; обезболивание в области резцового отверстия, обезболивание нижнего альвеолярного нерва в области отверстия нижней челюсти;

- проводить лечение кариеса зубов. Уметь препарировать твёрдые ткани зуба при кариесе. Уметь поставить временные пломбы, лечебные, изоляционные прокладки, постоянные пломбы. Провести реставрацию (пломбирование) зубов композитными материалами в зависимости от локализации и вида поражения;

- проводить лечение и профилактику некариозных поражений твёрдых тканей зубов;

- проводить лечение пульпита различными методами: биологическим - лечение воспалённой пульпы с ее сохранением, витальная ампутация пульпы, хирургические методы, витальная экстирпация пульпы, девитальная экстирпация пульпы, девитальная ампутация пульпы. Уметь работать с мышьяковистой пастой. Использовать в лечении смешанный метод. Проводить пломбирование корневых каналов различными методами. Проводить лечение пульпита в одно посещение с применением диатермокоагуляции;

- проводить лечение периодонтита, применяя иммобилизованные препараты и пасты на основе гидроксиапатита при лечении хронического воспаления периодонта. Проводить лечение острого верхушечного периодонтита, хронического верхушечного периодонтита, применяя консервативные (терапевтические), консервативно-хирургические, хирургические методы.

- оказывать неотложную помощь.

По окончании практики студент должен представить курсовую работу «Медицинская карта стоматологического больного ф. № 043/у». Схема истории прилагается.

^ ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ

стоматологического больного

I. Паспортная часть

  1. Фамилия, имя, отчество больного

  2. Пол.

  3. Возраст, год рождения.

  4. Место работы.

  5. Занимаемая должность.

  6. Домашний адрес.

  7. Дата обращения в клинику терапевтической стоматологии, кем направлен и с каким диагнозом.

II. Жалобы больного

  1. Локализация боли;

  2. Боль самопроизвольная или причинная;

  3. Причина появление либо усиление боли;

  4. Интенсивность и характер боли (ноющая, рвущая, пульсирующая);

  5. Длительность боли (периодическая, приступообразная, постоянная);

  6. Наличие либо отсутствие ночной боли;

  7. Наличие либо отсутствие иррадиации боли, зона иррадиации;

  8. Длительность болевых приступов и светлых промежутков;

  9. Факторы, облегчающие боль;

  10. Наличие либо отсутствие боли при накусывании на зуб (если болей нет, то указать, что больной зуб обнаружен во время осмотра).

III. Анамнез настоящего заболевания

  1. Когда, где и при каких обстоятельствах возникло заболевание.

  2. С чем связывает больной своё заболевание.

  3. Начало заболевания – острое или постепенное.

  4. Первые симптомы.

  5. Мероприятия диагностического и лечебного характера по данным истории болезни (старые рентгенограммы, записи в амбулаторной карте и т.д.).

  6. Находился ли на диспансерном учете, получал ли профилактическое лечение (какое и когда).

IV. Анамнез жизни больного

  1. Место рождения.

  2. Материально-бытовые условия в детстве (где, как и в каких условиях рос и развивался, характер вскармливания и т.д).

  3. Трудовой анамнез: когда начал работать, характер и условия работы, профессиональные вредности в прошлом и настоящем.

  4. Бытовые условия в настоящий момент.

  5. Характер питания.

  6. Привычнее интоксикации: курение, употребление спиртных напитков, другие вредные привычки.

  7. Перенесенные ранее заболевания.

  8. Болезни ближайших родственников.

  9. Переносимость лекарственных веществ. Аллергические реакции.

V. Предварительный диагноз

VI.Дополнительные методы исследования

При кариесе и его осложнениях: ЭОД, рентгенография.

При болезнях пародонта: ортопантомография либо панорамная рентгенография, клинический анализ крови, определения сахара в крови, консультация врачей смежных специальностей (эндокринолога, гематолога и т.д.).

^ VII. Дифференциальный диагноз

VIII. Клинический диагноз

IX. План лечения и его обоснование

X. Дневник

В нём отражается динамика течения болезни. При каждом посещении в краткой форме.

^ XI. Прогноз (ближайший, отдаленный) для органа и организма в целом

• Благоприятный;

• Сомнительный;

• Неблагоприятный.

XII. Эпикриз

В эпикризе необходимо указать следующее;

• Ф.,И.,О. больного и сроки его пребывания на лечении у врача – стоматолога – терапевта;

• развёрнутый клинический диагноз;

• изложить проведенное лечение с момента обращения пациента, указать какие лекарственные препараты были особенно эффективны.

• необходимость дальнейшего лечения.

• рекомендации врачу (при смене места жительства пациентом).

• рекомендации больному.


^ ОТЧЕТ ЦИФРОВОЙ

Виды работы

Кол-во

^ I.Количество рабочих дней

Всего принято больных

II. Лечение кариеса

1. Поверхностного и среднего

2. Глубокого

3. Пломбирование полостей

а) цементом

б) композитом

в) др. пломбирующими материалами

4. Лечение повышенной чувствительности твердых тканей зуба

III. Лечение некариозных поражений (гипоплазия эмали, флюороз, клиновидные дефекты и т.д.)

IV. Лечение пульпита:

начато

закончено

1. Биологический метод

2. Метод витальной ампутации

3. Односеансный метод с применением диатермокоагуляции

4. Метод некротизации пульпы мышьяковистой пастой:

а) экстирпационный

б) смешанный (ампутационно-экстирпационный)

5. Пломбирование каналов:

а) пастами

б) цементами

в) штифтами

V. Лечение переодонтита:

начато

закончено

1. Односеансный метод

2. Инструментальная обработка каналов

3. Медикаментозная обработка каналов:

а) резорцин-формалиновый метод

б) антисептиками

в) ферментами

4. Физиотерапевтические методы лечения:

а) электрофорез корневых каналов

б) УВЧ-терапия

в) флюктуризация

5. Пломбирование корневых каналов:

а) пастами

б) штифтами

6. Постоянные пломбы при лечении пульпита и периеодонита:

а) цементные

б) композиты

в) другие

7. Снятие зубных отложений

I. ^ Лекции или беседы по санитарно-просветительской работе (указать тему)

II. Участие в научно-практической конференции

III. Участие в УИРСе (реферат по одонтологии)

IV. Зачётные истории болезни

V. Дневник ежедневного учёта




печать Подпись студента

лечебного Подпись врача-руководителя практики

учреждения Подпись главврача (базовой поликлиники)


^ РАСЧЕТ ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЫ ПО ТРУДОВЫМ ЕДИНИЦАМ

Название манипуляции

Время

Трудо-

вые

еди-

ницы

Выполнено

^ I. Наложение пломб при поверхностном и среднем кариесе

II.Наложение пломб при глубоком кариесе

III. Лечение пульпита, частичное удаление пульпы:

а) наложение мышьяковистой пасты

б) удаление пульпы частичное

в) наложение пломбы

^ IV. Лечение пульпита методом полного удаления пульпы:

а) удаление пульпы частичное

б) наложение мышьяковистой пасты

в) полное удаление пульпы

г) пломбирование каналов и полости зуба

^ V. Лечение периодонтитного зуба:

а) обработка полости зуба

б) первичная обработка каналов

в) повторная обработка каналов

г) пломбирование каналов и полости зуба

д) удаление пломбы, если зуб осложнён периодонтитом

20 мин

30 мин


20 мин

20 мин


20 мин

20 мин

20 мин


30 мин

15 мин

20 мин

15 мин

30 мин


30 мин

1 ед.


1,5 ед.


3 ед.


4,5 ед.

4 ед.





следующая страница >>