bigpo.ru
добавить свой файл
1


На правах рукописи


ПЕТЧЕНКО МАКСИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ


МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОФФШОРНЫХ ФИНАНСОВЫХ ЦЕНТРОВ.


Специальность 12.00.10 - Международное право. Европейское право.


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук


Москва - 2008


Диссертация выполнена на кафедре международного права Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России.


Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор

Вылегжанин Александр Николаевич


Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор

Шумилов Владимир Михайлович

доктор юридических наук

Иванов Эдуард Александрович


Ведущая организация: Дипломатическая академия МИД России


Защита состоится __ июня 2008г. в __ часов на заседании диссертационного совета Д.209.002.05 по юридическим наукам в Московском государственном институте международных отношений (Университете) МИД России (119454, Москва, проспект Вернадского, д. 76), ауд. _____.


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Московского государственного института международных отношений (Университете) МИД России.


Автореферат разослан «__» ______ 2008г.


Ученый секретарь

Диссертационного совета,

доктор юридических наук, профессор Павлов Е. Я.

^ Общая характеристика исследования


Актуальность темы исследования. В настоящее время востребовано исследование деятельности государств и международных организаций, направленной на регулирование отношений, связанных с функционированием оффшорных финансовых центров, в части соответствия международным стандартам в области банковской, страховой деятельности, трастов, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, обмена информацией. И если зарубежными юристами-международниками данная проблематика затрагивалась в той или иной степени в ряде монографий и статей1, то в российской науке международного права существует определенный пробел в этой области. Существуют работы, в которых рассматриваются экономические аспекты деятельности оффшорных финансовых центров, однако фундаментальных международно-правовых исследований этой проблемы пока не существует. Этот научный пробел обусловливает неоднозначное отношение государств к самой реальности существования оффшорных финансовых центров. Кроме тех из них, которые представляют одно из звеньев в трансграничной преступной деятельности, существует и достаточно большое число оффшорных финансовых центров, которые придерживаются высоких стандартов при осуществлении своей деятельности, дорожат своей репутацией, и, соответственно, представляют интерес для законопослушных представителей бизнеса. Есть работы, посвященные оффшорному законодательству тех или иных государств, в которых рассматриваются, в основном, особенности регистрации оффшорных компаний-нерезидентов; система льготного налогообложения таких компаний и физических лиц, которые пользуются преимуществами оффшорных финансовых центров; льготная процедура предоставления финансовой отчетности; правила повышенной конфиденциальности; советы при выборе той или иной оффшорной юрисдикции; специализация оффшорных финансовых центров на определенных видах деятельности (банковская, страховая, инвестиционная, трастовая, деятельность по предоставлению «удобного флага» для регистрации морских и воздушных судов) и т.д2. В ряде работ затрагивается вопрос о деятельности международных организаций, однако, как правило, это ограничивается лишь упоминанием о так называемых «черных списках», составленных Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Форумом финансовой стабильности (ФФС) и Специальной финансовой комиссией по проблемам отмывания денег (ФАТФ). С общих позиций науки международного права данная проблема, разрастающаяся по мере усиления глобальной экономической конкуренции государств, представляется недостаточно изученной и разработанной. Отчасти это можно объяснить тем, что лишь в последние годы международное сообщество оценивает масштаб проблем, которые могут порождать оффшорные финансовые центры, предпринимает новые скоординированные шаги, направленные на регулирование деятельности таких центров. Соответственно, Российской Федерации предстоит сформулировать свою правовую позицию в этом вопросе.

Актуальность исследования современных проблем международно-правового регулирования деятельности оффшорных финансовых центров обусловлена и другими факторами. По разным подсчетам через такие финансовые центры проходит до 30 % всех мировых финансовых потоков. Причем специфика оффшорного бизнеса и присущая ему конфиденциальность позволяют предполагать, что реальный объем финансовых средств, находящихся на счетах в оффшорных банках или проходящих через оффшорные финансовые центры, значительно выше. Преимуществами, предоставляемыми оффшорными финансовыми центрами, нередко пользуется и незаконопослушная часть мирового бизнеса, в том числе те, которые аккумулируют финансовые средства на анонимных счетах или на счетах притворных собственников компаний.

Достаточно широкое распространение получила практика предоставления оффшорными финансовыми центрами «удобного флага» при регистрации морских (и воздушных) судов. При этом зачастую нет реальной связи между государством флага – оффшорным финансовым центром и плавающими под его флагом морскими судами. Кроме того, под такими «удобными флагами» плавает значительное количество морских торговых судов, в том числе и тех, которые сменили российскую регистрацию на оффшорную. Это обстоятельство затрагивает экономические интересы Российской Федерации, которая в последние годы осуществила определенные шаги к изменению сложившейся ситуации, с целью вернуть под флаг России ушедшие под регистрацию в оффшорных финансовых центрах морские суда, а также не допустить в будущем расширения подобной практики.

Степень научной разработанности проблемы. Вопросы международного экономического права, включая его финансовые аспекты, в частности, рассматривали в своих работах такие российские правоведы, как А.Б. Альтшуллер, В.В. Вахания, Г.М. Вельяминов, Л.И. Волова, Л.Н. Галенская, Я.А. Гейвандов, Н.Ю. Ерпылева, Э.А. Иванов, В.И. Лисовский, А.А. Моисеев, Т.Н. Нешатаева, Г.В. Петрова, Е.А. Ровинский и другие.

В работе над диссертацией учтены также монографии и публикации таких зарубежных специалистов по международному экономическому праву, как Т. Дойл, П. Жюйар, Б. Загарис, А. Зиглер, А. Зороме, Д. Кавальер, Д. Карро, А. Куреши, Г. Моррис, П. Нобель, М. Орлов, Б. Хартман, А. Хишикава, Р. Хэй и других.

Цели и задачи исследования. Цель настоящего исследования состоит в выявлении международно-правовых проблем функционирования оффшорных финансовых центров и их научной характеристики.

Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:

- анализ оффшорных финансовых центров как нового объекта развивающегося международного экономического права;

- выявление различных определений термина «оффшорный финансовый центр», выработка определения, в максимальной мере отражающего характерные признаки оффшорного финансового центра;

- выявление роли международных организаций в формировании международно-правовых основ деятельности оффшорных финансовых центров, а также в процессе мониторинга изменений в национальном законодательстве государств, являющихся оффшорными финансовыми центрами, в части соблюдения международных стандартов;

- исследование международно-правовых вопросов использования оффшорных финансовых центров в морской деятельности, в частности, исследование проблемы «удобного флага» и принципа «реальной связи» между государством флага и морскими судами, плавающими под их флагом, а также анализ правовых мер, принятых Российской Федерацией в последнее время и направленных на возврат под флаг России морских судов, ушедших под регистрацию в оффшорных финансовых центрах.

Предмет исследования. Предметом настоящего диссертационного исследования является международно-правовое регулирование деятельности оффшорных финансовых центров, а также меры, принимаемые государствами и международными организациями, направленные на соблюдение оффшорными финансовыми центрами установленных международных стандартов.

Методы диссертационного исследования. При написании настоящей работы применялись формально-логический, диалектический, исторический, сравнительно-правовой методы исследования.

Международно-правовую базу исследования составляют, прежде всего, такие международные документы, как Венская конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988г.; Конвенция ООН о борьбе с финансированием терроризма 1999г.; Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000г.; Конвенция Совета Европы №141 «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» 1990г.; Конвенция ООН об условиях регистрации судов 1986г.; Резолюции Совета Безопасности ООН: 1373 (2001) «О борьбе с международным терроризмом», 1368 (2001) «В связи с террористическими актами в США»; Сорок рекомендаций ФАТФ, Девять специальных рекомендаций по борьбе с финансированием терроризма; материалы и документы таких международных организаций, как Международный валютный фонд, Организация экономического сотрудничества и развития, Форум финансовой стабильности и др.

Теоретическую основу исследования, помимо упомянутых работ по международному экономическому праву, составили труды отечественных юристов-международников, прежде всего Ф.И. Кожевникова, И.И. Лукашука, Г.И. Тункина, Г.М. Вельяминова, А.Н. Вылегжанина, Г.В. Игнатенко, А.Я. Капустина, А.А. Ковалева, А.Л. Колодкина, Ю.М. Колосова, Ю.Н. Малеева, Л.Н. Шестакова, В.М. Шумилова, С.В. Черниченко.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в отечественной науке международного права в рамках диссертационного исследования проводится комплексный правовой анализ деятельности оффшорных финансовых центров, а также инициатив различных международных организаций, направленных на изменение национального законодательства государств, являющихся оффшорными финансовыми центрами, в сторону соответствия международным стандартам. В частности, впервые в отечественной науке международного права подробному рассмотрению была подвергнута деятельность Международного валютного фонда, Организации экономического сотрудничества и развития, ФАТФ, Форума финансовой стабильности и других организаций, имеющая целью приведение в соответствие национального законодательства государств и территорий, являющихся оффшорными финансовыми центрами, международным стандартам в области банковской деятельности, оборота ценных бумаг, борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

В диссертации разработаны и выносятся на защиту следующие основные положения:

1. В контексте усложнения и диверсификации глобальной экономической конкуренции между государствами, в том числе конкуренции между налоговыми системами государств, роста объема использования мировым бизнесом оффшорных финансовых центров, усиливается международно-правовое регулирование оффшорной деятельности. Оно становится все более предметным, нацеленным, в том числе, на обеспечение большей прозрачности оффшорных финансовых центров, то есть их открытости для контролирующих государственных органов на основе международно-правовых договоренностей, в том числе достигнутых в рамках международных организаций.

2. Особенностью международно-правового регулирования деятельности оффшорных финансовых центров является то, что при отсутствии в настоящий момент многосторонних международных договоров, имеющих предметом регулирования отношения, складывающиеся при функционировании оффшорных финансовых центров, такое регулирование осуществляется в соответствии с международно-правовыми документами, не имеющими уровня универсального международного договора, принятыми различными международными организациями, в том числе в области международной банковской деятельности, страхования, оборота ценных бумаг, регистрации морских и воздушных судов, а также в рамках правового противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

3. Интересам Российской Федерации соответствует уточнение и совершенствование международно-правового регулирования оффшорной деятельности, а также интенсификация международных усилий по приведению национального законодательства стран, являющихся оффшорными финансовыми центрами, в соответствие с международными стандартами. Приоритетными направлениями являются предупреждение использования оффшорных финансовых центров для легализации доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма; улучшение международной и национальной системы контроля за трансграничным потоком денежных средств и ценных бумаг, расширение международного сотрудничества в этой области. В деятельности Росфинмониторинга следует учитывать работу Международного валютного фонда по оценке регулирования деятельности оффшорных финансовых центров и оказанию технической помощи оффшорным финансовым центрам в рамках программы этого специализированного учреждения ООН.

4. В сфере морской деятельности современная практика использования преимуществ оффшорных финансовых центров при регистрации морских судов под «удобными флагами» затрагивает международно-правовую проблему принципа реальной связи (genuine link) между государством и судном, имеющем регистрацию в таком государстве и право плавать под его флагом. Вступление в силу Конвенции ООН об условиях регистрации судов, принятой в 1986 г., ратификация ее государствами, являющимися оффшорными финансовыми центрами могли бы существенным образом укрепить международно-правовой принцип реальной связи между судном и государством его флага, наполнить этот принцип конкретным содержанием, и тем самым способствовать положительным изменениям в нынешней неоднозначной практике использования судовладельческими компаниями оффшорных финансовых центров.

5. На современном этапе происходит формирование комплекса международно-правовых норм, регулирующих деятельность оффшорных финансовых центров, и этот комплекс норм следует квалифицировать как новый формирующийся институт международного финансового права, являющегося, в свою очередь, подотраслью международного права в рамках такой его отрасли как международное экономическое право.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Содержащиеся в настоящем диссертационном исследовании выводы, положения и практические рекомендации могут быть использованы в теоретической и практической деятельности специалистами в области международного права. Результаты научного анализа проблематики, затронутой в настоящей работе, могут быть использованы, в том числе при работе над созданием и развитием на территории Российской Федерации особых экономических зон, зон с льготным налогообложением, оффшорных финансовых центров, а также в работе по гармонизации деятельности Росфинмониторинга с регламентирующей деятельностью МВФ в рассматриваемой области. Материалы настоящего диссертационного исследования могут быть также использованы в ходе учебного процесса в высших учебных заведениях, в частности, при подготовке спецкурса по международному экономическому праву.

Апробация результатов диссертационного исследования. Положения, содержащиеся в диссертационном исследовании, их обоснованность и научная применимость подтверждаются апробацией в рамках научно-исследовательской работы по теме «Правовые оценки последствий для морской деятельности России ее присоединения к Соглашению о ВТО и рекомендации по заблаговременной адаптации экономического блока морского законодательства России»3 (п. 1.2.2. «Валютные, оффшорные, льготно-налоговые компоненты в российской внешнеэкономической правовой базе и морская деятельность»).

Материалы диссертационного исследования использованы при подготовке программы спецкурса «Международное экономическое право», а также при чтении лекций и проведении семинарских занятий на международно-правовом факультете МГИМО (У) МИД России.

Структура диссертации соответствует целям и задачам исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих десять параграфов, заключения, библиографии.


^ Краткое содержание исследования


Во введении обосновывается актуальность темы исследования, дается характеристика ее научной разработанности, определяются цель, задачи, предмет, методологическая основа исследования, показана научная новизна диссертационного исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту, указывается теоретическая и практическая значимость, а также приведены сведения об апробации результатов исследования.

^ В Главе 1 – «Оффшорные финансовые центры - новый объект международного права» рассматриваются следующие вопросы:

- определение международного финансового права, в рамках которого складывается механизм международно-правового регулирования деятельности оффшорных финансовых центров, а также место международного финансового права в системе права;

- каким образом международно-правовое регулирование, развиваясь, вторгается в область отношений, регулируемых национальным правом, гармонизируется с национально-законодательным регулированием, и вследствие этого предметом международного права становятся отношения, складывающиеся в ходе деятельности оффшорных финансовых центров.

В рамках вышеуказанных вопросов представлены и рассматриваются различные научные мнения специалистов в области международного права по поводу места международного финансового права в системе права. Можно говорить о том, что в науке международного права сложилось понимание международного финансового права как одной из подотраслей международного экономического права. Такую точку зрения разделяют такие отечественные ученые, как Г.В. Игнатенко, Э.А. Иванов, И.И. Лукашук, В.М. Шумилов4.

Показано, что в международной финансовой системе имеет место «тенденция взаимопроникновения международного права и внутригосударственного права, конвергенция финансовых систем, унификация национальных законодательств»5. Оффшорные финансовые центры создаются и их деятельность регулируется, как правило, на основании национального законодательства государств. Однако в последнее время, многие аспекты оффшорной деятельности становятся предметом международно-правового регулирования, что происходит в русле отмеченной тенденции взаимопроникновения международного права и права внутригосударственного.

В этом контексте, исследование оффшорных финансовых центров является одним из аспектов новой международной финансовой архитектуры наряду с повышением информационной открытости и прозрачности; укреплением финансовых систем путем усиления контроля над ними; смещением акцентов деятельности МВФ в сторону предотвращения финансовых кризисов; обеспечением большей вовлеченности частного сектора; упорядоченной либерализацией капитала; разработкой международных стандартов6. В свою очередь международная финансовая архитектура это «правила, руководящие принципы и прочие договоренности, регулирующие международные финансовые отношения, а также разнообразные учреждения, образования и органы, посредством которых подобные правила, принципы и прочие договоренности разрабатываются, контролируются и исполняются»7.

В диссертации рассматривается вопрос о правовом определении термина «оффшорный финансовый центр», «оффшорная зона», «оффшор», представлены различные мнения юристов-международников на данную проблему. Данный вопрос является дискуссионным, поскольку не существует общепризнанного единого, тем более, юридически закрепленного, определения, которое отражало бы в полней мере все определяющие признаки оффшорного финансового центра. Отсутствие единого международно-правового определения термина «оффшорный финансовый центр» не вносит ясности и создает определенные трудности, как теоретического, так и практического характера.

По мнению проф. Г.М. Вельяминова «оффшором считаются государства или территории, предоставляющие сверхльготный налоговый режим (до 3-5 % налога на прибыль) и не предусматривающие раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций»8. Проф. В.М Шумилов пишет, «что сам по себе термин «оффшорная зона» принадлежит, скорее, к предпринимательскому сленгу (англо-саксонского происхождения), чем к правовой терминологии»9.

Организация экономического сотрудничества и развития использовала первоначально термин пагубная налоговая конкуренция (вредная налоговая конкуренция10), пагубные налоговые практики. Впоследствии на основании таких критериев как отсутствие прозрачности (транспорентности) и отсутствие эффективного обмена информацией ОЭСР в своей работе стала использовать термин налоговое убежище (или налоговый оазис, налоговый рай (tax haven11).

Международный валютный фонд, Совет Безопасности ООН, Форум финансовой стабильности используют в своей работе и официальных документах термин оффшорный финансовый центр.

Рабочая группа, созданная Форумом финансовой стабильности, в своем Докладе пришла к выводу, что любая юрисдикция может считаться «оффшором» в той степени, в которой она отличается от иных юрисдикций - экономически более благоприятным режимом, например, низкими ставками корпоративного налога, либеральным регулированием, особыми благоприятными условиями регистрации компаний; нормами о повышенной конфиденциальности12. Правовое определение термина оффшорный финансовый центр не было выработано либо предложено, но были сформулированы основные признаки, им присущие, среди которых: низкие налоги либо отсутствие таковых; отсутствие подоходного налога; легкий и гибкий режим регистрации компаний и получения лицензий; легкий и гибкий режим регулирования деятельности; отсутствие необходимости в физическом присутствии финансовых учреждений или корпоративных структур; законы, устанавливающие чрезвычайно высокий уровень конфиденциальности для клиентов; недоступность таких льгот для резидентов.

На основе определений, критериев, позиций, выявленных различными международными организациями, можно вывести следующее определение оффшорного финансового центра.

^ Оффшорный финансовый центр – это часть территории государств (или даже вся территория государства), в пределах которой, в соответствии с применимым национальным правом, регистрируются компании иностранных резидентов, таким компаниям предоставляется право ведения на льготных (налоговых, административных, валютных и иных) условиях торговых, финансовых и иных коммерческих операций; а также льготными налоговыми преимуществами, которой пользуются физические лица в целях снижения налогового бремени либо для защиты собственности от претензий третьих лиц. Компания, зарегистрированная в оффшорном финансовом центре, зачастую платит только регистрационные сборы либо существенно более низкие налоги, по сравнению с налогами вне оффшорного финансового центра.

Хотя на международно-правовом уровне не закреплено пока понятие оффшорный финансовый центр, использование этого термина в официальных документах ООН, МВФ, ФФС, ФАТФ и других организаций, позволяет сделать вывод о том, что этот термин уже имеет характер устоявшегося и широко признанного многими государствами, а также среди различных международных организаций, как универсальных, так и региональных.


^ Глава 2 - «Роль международных организаций в формировании международно-правовых основ деятельности оффшорных финансовых центров» посвящена исследованию двух основных проблем:

- во-первых, выявлению роли международных организаций в регулирования деятельности оффшорных финансовых центров;

- во-вторых, рассмотрению основных международно-правовых документов, регулирующих деятельность оффшорных финансовых центров, и международных стандартов, на предмет соответствия которым, такие международные организации как, например, Международный валютный фонд, осуществляют процесс оценки деятельности оффшорных финансовых центров.

В диссертации выявлено, что международно-правовые проблемы, которые возникают при функционировании оффшорных финансовых центров, обратили на себя внимание международных организаций, которые в рамках своей компетенции и полномочий в той или иной степени оказывают регулирующее воздействие на оффшорные финансовые центры с целью повышения прозрачности оффшорного бизнеса; расширения международного сотрудничества и обмена информацией; борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма; регистрацией морских судов под «удобными флагами» и т.д. Среди таких организаций следует в первую очередь отметить Международный валютный фонд, Организацию экономического развития и сотрудничества, Специальную финансовую комиссию по проблемам отмывания денег – ФАТФ и Форум финансовой стабильности.

Отмечено, что Международный валютный фонд присоединился к мероприятиям, направленным на оценку соответствия национального законодательства государств, являющихся оффшорными финансовыми центрами, международным стандартам. В 2000г. Международным валютным фондом была разработана программа усиления контроля над финансовым регулированием в оффшорных финансовых центрах, направленная на борьбу с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (Offshore Financial Center Program – далее Программа).

Диссертантом установлено, что под международными стандартами в рамках Программы понимаются, в частности: в области регулирования банковской деятельности это «Основные принципы эффективного банковского надзора» (Core Principles for Effective Banking Supervision), разработанные Базельским комитетом по банковскому надзору в сентябре 1997г.; в сфере регулирования страховой деятельности это «Основные принципы страхования» (Insurance Core Principles), созданные Международной ассоциацией органов страхового надзора (ИАИС) в 2003г.; в области регулирования ценных бумаг таковыми признаны «Цели и принципы регулирования ценных бумаг» (Objectives and Principles of Securities Regulation), которые разработаны Международной организацией комиссий по ценным бумагам (ИОСКО) в феврале 2002г.; в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма основными международными стандартами являются Сорок рекомендаций ФАТФ, а также Девять специальных рекомендаций ФАТФ по борьбе с финансированием терроризма.

Диссертантом отмечено, что вышеуказанные международные документы носят, в основном, рекомендательный характер и не обладают обязательной юридической силой, однако оказывают большое влияние на национальное законодательство государств.

На примере такого государства, как Острова Кука, показано какие меры правового характера МВФ может рекомендовать в рамках Программы государствам, являющимся оффшорными финансовыми центрами, для изменения национального законодательства. Некоторые государства, являющиеся оффшорными финансовыми центрами, уже предприняли реальные шаги, направленные на создание национальной правовой базы в области борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма в соответствии с рекомендациями Международного валютного фонда. Большинство оффшорных финансовых центров приняли новое законодательство, направленное на борьбу с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Тем, не менее, около 30% оффшорных финансовых центров, подвергшихся оценке МВФ, не имеют законодательного определения терроризма как тяжкого преступления либо в этих государствах существуют определенные трудности в возможности экстрадиции за совершение такого преступления как финансирование терроризма и ряд других правовых пробелов, требующих скорейшего устранения.

Диссертантом рассмотрены меры правового характера, которые, кроме того, были осуществлены такими организациями, как Организация экономического сотрудничества и развития, ФАТФ, Форум финансовой стабильности, Группа органов банковского надзора по оффшорам. Отмечена роль Форума ООН по оффшорным финансовым центрам, состоявшегося на Каймановых островах в марте 2000г. в рамках Глобальной программы ООН по борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем.

Были подвержены международно-правовому анализу меры, осуществленные Организацией экономического сотрудничества и развития, направленные на борьбу с «пагубной налоговой конкуренцией», а также выявлены критерии, которые такую конкуренцию составляют. Рассмотрены такие термины как: «налоговые убежища» и «преференциальные налоговые режимы», которые вместе составляют «пагубные налоговые практики».

Диссертантом представлены различные мнения юристов-международников относительно соответствия действий ОЭСР международному праву, в частности: Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН №2131 от 1965г., которая ограничивает вмешательство во внутренние дела других государств; обязательствам, связанным с членством в ВТО13. Помимо этого высказываются точки зрения, в соответствии с которыми меры, предлагаемые ОЭСР, затрагивают противоречивый вопрос об их «соответствии принципам недискриминации и цели создания рынка Европейского Союза без налоговых барьеров»14. По мнению диссертанта, обмен информацией и большая прозрачность в деятельности оффшорных финансовых центров, безусловно, являются одним из главных достижений деятельности ОЭСР, направленной на борьбу с пагубными налоговыми практиками, которая, тем не менее, получила неоднозначные оценки многих юристов-международников.

Как продолжение осуществляемых международными организациями мероприятий, направленных на соответствие деятельности оффшорных финансовых центров международным стандартам, была рассмотрена деятельности Специальной финансовой комиссии по проблемам отмывания денег – ФАТФ. Показано значение применительно к регулированию деятельности оффшорных финансовых центров Сорока рекомендаций ФАТФ, направленных на борьбу с отмыванием доходов, полученных преступным путем, а также Девяти специальных рекомендаций ФАТФ по борьбе с финансированием терроризма. Показана эволюция так называемых «черных списков» государств и территорий, которые не сотрудничают в деле борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (Non-cooperative Countries and Territories List); а также рассмотрены правовые критерии, на основании которых ФАТФ включала то или иное государство или территорию в этот список, и какие это имело правовые последствия для последних. Диссертантом рассмотрен вопрос о юридической природе действий ФАТФ и представлены различные мнения специалистов в области международного права по этому вопросу. В ходе проведенного анализа установлено, какие действия правового характера должны осуществить «не сотрудничающие государства и территории» чтобы быть исключенными из списка ФАТФ.

Было исследовано значение Форума финансовой стабильности в оценке практики использования оффшорных финансовых центров и возможной роли, которую они играют в создании угроз для стабильности глобальной финансовой системы; в оценке соответствия оффшорных финансовых центров международно-принятым стандартам; а также в разработке рекомендаций, направленных на соблюдение оффшорными финансовыми центрами международных стандартов.

Диссертантом изучена работа Группы органов банковского надзора по оффшорам, которая является одним из важных механизмов складывающегося международно-правового регулирования деятельности оффшорных финансовых центров, в частности, благодаря своей специализации в регулировании банковской деятельности, которая занимает одну из главных составляющих в оффшорной деятельности многих государств.

^ В Главе 3 - «Международно-правовые вопросы использования оффшорных финансовых центров в морской деятельности» научному анализу подвергаются:

- практика использования оффшорных финансовых центров для регистрации морских судов под «удобными флагами» и содержание принципа реальной связи между государством флага – оффшорным финансовым центром и плавающими под его флагом морскими судами;

- изменения в российском законодательстве, направленные на прекращение ухода морских судов для регистрации под «удобными флагами» в оффшорных финансовых центрах.

В диссертации показана связь оффшорных финансовых центров с юридическим вопросом о практике использования «удобного флага» т.е. о случаях регистрации морского судна под флагом одного государства в то время, когда в действительности судном владеет лицо (гражданин или компания) другого государства. Такие государства как, Панама, Либерия, Гондурас, Сомали, Коста-Рика, Гонконг, Каймановы острова, Кипр и др. предоставляют свою национальность судам и регистрируют их на своей территории, предоставляя право таким иностранным судам плавать под флагом государства регистрации. Однако эти государства, вопреки нормам Конвенции ООН о морском праве 1982г., не осуществляют реальную связь (genuine link) с таким судном, зарегистрированным под их флагом.

Диссертантом приводится консультативное заключение Международного Суда ООН «О составе Комитета по безопасности на море», вынесенное в 1960г., в котором главный судебный орган Объединенных Наций признал право государств не признавать автоматически, как не соответствующим реальным, фактическим обстоятельствам, «удобный флаг», под которым плавает морское судно. По мнению диссертанта, государства, являющиеся оффшорными финансовыми центрами, как и любые другие государства, обязаны при предоставлении своего флага морским судам придерживаться принципа реальной связи между государством и судном, плавающим под флагом предоставившего его государства. Отмечено, что, несмотря на то, что международное право признает обязательным условием наличие реальной связи между судном и государством, под флагом которого оно плавает, нет единого мнения по поводу того, что входит в понятие такой связи.

Принятая в 1986 году, но не вступившая в силу ^ Конвенция ООН об условиях регистрации судов рассматривается как важный международно-правовой источник, раскрывающий принцип реальной связи между морским судном и государством, под флагом которого плавает такое судно. На основании проведенного анализа, диссертантом высказано мнение о том, что вступление в силу Конвенции ООН об условиях регистрации судов, может существенным образом укрепить международно-правовой принцип реальной связи между судном и государством его флага. Исследована практика зарубежных государств, которые решали проблему ухода морских судов для регистрации под «удобными флагами» путем создания «второго» (параллельного) морского реестра, условия регистрации в котором максимально приближаются к условиям регистрации под «удобными флагами».

Учитывая, что факты массового увода морских торговых судов от отечественной регистрации не могут не беспокоить, в том числе и Российскую Федерацию, чей рыболовный флот во времена СССР занимал первое место по количеству судов, а торговый флот шестое место по тоннажу, рассматриваются изменения в российском законодательстве, в частности, Федеральный закон № 168-ФЗ от 20 декабря 2005г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием Российского международного реестра судов». Этим федеральным законом были внесены изменения в Кодекс торгового мореплавания РФ, Налоговый Кодекс РФ и Закон РФ «О таможенном тарифе». Таким образом, путем внесения изменений в действующее российское законодательство, Российская Федерация сделала первый шаг, направленный на возврат под российский флаг торговых судов, плавающих, в основном, под «удобными флагами», а также определенные стимулы, которые, возможно, сыграют позитивную роль при регистрации строящихся в России морских судов.

В заключении диссертации приведены основные выводы, сформулированные по результатам проведенного исследования.


^ Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях соискателя:


1. Петченко М.А. «Международно-правовое регулирование деятельности оффшорных финансовых центров»: статья // Юрист-международник. – 2006. - №2. – 0,7 п.л.;

2. Петченко М.А. «Оффшорные финансовые центры и морская деятельность»: статья в соавторстве // Право и политика. - 2006. - №11. - 0,6 п.л. / 0,3 п.л.;

3. Петченко М.А. «ОЭСР и оффшорные финансовые центры»: статья в соавторстве // Московский журнал международного права. – 2007. №2. – 0,8 п.л. / 0,7 п.л.

1 См. например: Klaus-Walter Riechel. Financial Sector Regulation and Supervision: The Case of Small Pacific Island Countries / Riechel Klaus-Walter. - IMF Policy Discussion Paper. - PDP01/06. - November 2001.; Ester C. Suss. Caribbean Offshore Financial Centers: Past, Present, and Possibilities for the Future / Ester C. Suss, Oral H. Williams and Chandima Mendis. // IMF Working Paper. – May 2002.; Benjamin R. Hartman. Coercing Cooperation from Offshore Financial Centers: Identity and Coincidence of International Obligations Against Money Laundering and Harmful Tax Competition / Hartman Benjamin R. // Boston College website [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bc.edu.; Offshore Financial Centers. The Role of the IMF / Prepared by the Monetary and Exchange Affairs Department. - June 23, 2000. International Monetary Fund website [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.imf.org.; Georges A. Cavalier. Tax Havens and Public International Law: The case of the Netherlands Antilles / Cavalier Georges A. // University of Geneva. – Bepress Legal series, 2005.



2 См. например: Оффшорные и неоффшорные юрисдикции Европы, Америки, Азии, Африки и Океании. Практическое руководство по учреждению и налогообложению иностранных предприятий. – М.: НПК Веста, 2007.; Ушаков Д. Л. Оффшорные зоны в практике российских налогоплательщиков.. – М.: Юрист, 2002.; Халдин М. А. Россия в оффшорном бизнесе. М.: Международные отношения, 2005.; Матусевич А. П. Оффшоры развивающихся стран. М.: Спутник. 2004. и др.

3 Государственный контракт №18/04-17-07/8927-ВС/Д17 от 20.06.07г. Министерства экономического развития и торговли.

4 Игнатенко Г. В., Тиунов О. И. Международное право: Учебник для вузов. – 3-е изд. – М.: Норма, 2005. стр. 586; Иванов Э. А. Система международно-правовых норм в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем. // Государство и право. 2005. №2, стр. 48; Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. Издание 2-е. - М., 2001. стр. 193; Шумилов В. М. Международное финансовое право. – М., 2005г., стр. 48.

5 Шумилов В. М. Международное экономическое право в эпоху глобализации. - М., 2003г. стр. 152.

6 Нобель Питер. Швейцарское финансовое право и международные стандарты. – М.: Волтерс Клувер, 2007, стр. 82.

7 Crockett A. Lessons from the Asian Crisis, in: JR Bisignano, Hunter W.C./Kaufmann G.G. (ed), Global Financial Crises: Lessons from Recent Events (Norwell MA: 2000). P.7.

8 Вельяминов Г.М. «Международное экономическое право и процесс». М.; 2004 г. стр. 393-394.

9 Шумилов В.М. Международное экономическое право. Изд.3-е, переработ. и доп. - Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс». 2003. стр. 125.

10 Нобель Питер. Указ. сочинение, стр.389.

11 Там же, стр. 389.

12 Report of the Working Group on Offshore Centers / Financial Stability Forum. – April 5, 2000. – 71 p. // The Financial Stability Forum website [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fsforum.org.


13 Смотри, например: WTO Compatibility of the OECD “Defensive Measures” Against “Harmful Tax Competition”. Roman Grynberg and Bridget Chilala. // The Journal of World Investment, September 2001. // International Trade and Investment Organization website [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.itio.org.

14 Maria Flavia Ambrosanio. The Response of Tax Havens to Initiatives Against Harmful Tax Competition: Formal Statements and Concrete Policies / Ambrosanio Maria Flavia, Maria Serena Caroppo. // Universita’ Cattolica Del Sacro Cuore. Milan. N. 57. Ottobre 2004.