bigpo.ru
добавить свой файл
1
Эластичность спроса по доходу


Доход потребителя оказывает влияние на спрос на товар. Зависимость между доходом потребителя I и величиной спроса на товар Q=f(I) называется кривой Энгеля. В данном случае роль функции выполняет величина спроса, а роль аргумента - доход потребителя.

Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится объем спроса при увеличении дохода потребителя на один процент.

. (1)

Между доходом потребителя и объемом спроса может существовать как прямая, так и обратная зависимость, так как с ростом доходов потребители имеют возможность приобретать ранее недоступные им блага и отказываться от низкокачественных заменителей. Поэтому с увеличением доходов спрос на одни товары растет, а на другие- сокращается, следовательно, эластичность спроса по доходу может принимать любые значения: .

  • Если с ростом дохода объем спроса на товар снижается, то .Такой товар относится к инфериорным, некачественным, благам низшего порядка. Для таких товаров доход и спрос изменяются в разных направлениях, так как с ростом доходов потребитель начинает покупать продукцию лучшего качества, отказываясь от низших благ. К низшим благам относятся отнюдь и не только низкокачественные товары, но и товары хорошего качества, для которых существуют лучшие заменители. Примером таких товаров может служить дешевая одежда, низкокачественная обувь и.т.д.).

  • Если =0, то это означает, что объем потребления не зависит от дохода потребителя. Довольно гипотетическая ситуация, но если товар очень необходим, то на некотором интервале значений дохода возможная.

  • Если , то товар относится к нормальным (качественным). Этот интервал в свою очередь подразделяется на три части:

  • Если , то к товару первой необходимости (потребление блага растет медленнее роста дохода). Товары первой необходимости имеют низкую эластичность по доходу. С ростом дохода спрос на них постепенно замедляется и имеет предел насыщения. Это, как правило, товары повседневного спроса ( продукты питания) и жизненно необходимые товары (лекарственные препараты).

  • Если =1, то это товар с единичной эластичностью по доходу.

  • Если товар роскоши (потребление блага растет быстрее дохода). Спрос на товары роскоши не имеет предела насыщения. Это предметы роскоши и товары длительного пользования. Необходимо отметить, что по мере того, как изменяются доходы потребителей один и тот же товар может оказаться в разных группах.




^ Рис. 1

Классификация товаров в зависимости от значения коэффициента эластичности спроса по доходу


Методы расчета


Если функция спроса по доходу известна, то (2)


Пример 1.

Пусть функция спроса потребителя имеет вид: Qd=130+3I. Определить коэффициент эластичности спроса по доходу и тип товара, при доходе 10 ден. ед.

Решение:



Данный товар относится к качественным товарам, так как коэффициент эластичности больше нуля, и к товарам первой необходимости, так как .

Если функция спроса неизвестна, а известны только объемы спроса при соответствующих доходах Q1 при I1 и Q2 при I2, то коэффициент эластичности спроса по доходу рассчитывается по средней точке (дуговая эластичность).

. (3)

Пример 2.

Определите, о какой категории товара идет речь, если известно, что при среднем доходе покупателя 2300 р. в месяц объем индивидуального спроса на данный товар составляет 5 л, а при доходе 2500 р. – 6 л.

Решение: В данном случае имеет место дуговая эластичность, которую можно найти по следующей формуле: . Получаем, что . Поскольку коэффициент эластичности больше единицы, товар нормальный и является предметом роскоши.

Ответ: товар нормальный.


Пример 3.

Увеличение дохода мистера Z с 500 до 600 долл. в месяц привело к изменению его месячного спроса на:

  • товар А с 10 до 13 единиц,

  • товар Б с 50 до 53 единиц,

  • товар В с 200 до 180 единиц.

Вычислите коэффициенты эластичности спроса по доходу для этих товаров. К каким группам благ они относятся?

Решение: В данном случае имеет место дуговая эластичность, которую можно найти, по формуле: . Получаем, что для товара А: , для товара Б: и для товара В: . Получаем, что товар А является товаром роскоши, товар Б – первой необходимости и товар В – низшим.

Ответ: 33/23, 33/103 и –11/19.


Эластичность спроса по цене другого товара (перекрестная эластичность)


Перекрестная эластичность- это реакция спроса на один товар при изменении цены другого товара. При этом рассчитываются коэффициенты перекрестной эластичности спроса по цене, которые являются мерой сопоставимости.


^ Коэффициент перекрестной эластичности показывает, на сколько процентов изменится объем спроса одного товара при увеличении цены другого товара на один процент.

(4)

Относительно спроса товары могут находиться в одном из следующих отношений:

  • ^ Взаимодополняемые товары или услуги (комплименты)- товары, потребление одного из них требует одновременного использования другого.

Предположим, что на рынке автомобилей (Рис.1) произошел рост цены. Это вызовет сокращение объема спроса и обусловит движение вдоль кривой спроса из точки А в точку В.

На рынке дополняющего товара, к которому относится рынок бензина цены остались прежними (РБ=соnst), но снизилась готовность покупать бензин при каждой возможной цене (P1,P2 и других), что снизило в целом спрос на бензин и вызвало смещение исходной кривой спроса D1 влево на ∆Q в положение D2.

Т
PA↑→QБ↓→

аким образом, между ценой другого товара и объемом спроса на данный дополняющий товар существует обратная зависимость.





Рис.1


  • ^ Взаимозаменяемые товары или услуги (субституты) – товары, которые служат одновременным целям, и различие между ними для данного потребителя в данной ситуации не имеет существенного значения. Поэтому один товар может быть заменен другим в потреблении.

Рассмотрим два рынка взаимозаменяемых транспортных услуг: метро и маршрутного такси. Предположим, что проезд на метро подорожал, а цены на маршрутные такси остались без изменения. В этом случае количество поездок на метро снизится и повысится спрос на проезд маршрутным такси при любой возможной цене. Повышение спроса приведет к сдвигу вправо всей кривой спроса на услуги такси из D1 в D2 (Рис.2) Таким образом, между ценой другого заменяющего товара и объемом спроса на данный товар существует прямая зависимость


PМ↑→QТ↑→






Рис.2

Мы убедились, что между ценой другого товара и объемом спроса на данный товар может существовать как прямая, так и обратная зависимость. Следовательно, коэффициент перекрестной эластичности спроса может принимать любые значения: .


Методы расчета


  1. По определению коэффициента эластичности:



Пример 1.

Перекрестная эластичность спроса товара Х по цене товара У равна (-2). Если цена товара У вырастет на 2%, то как изменится величина спроса на товар Х?

Решение: Из определения перекрестной эластичности следует, что . Таким образом, при увеличении цены товара У на 2% величина спроса на товар Х уменьшится на 2∙2 = 4%.

Ответ: уменьшится на 4%.


  1. Если функция спроса на товар Х по цене товара Y известна, то применяется формула (5) , где Q- объем спроса на товар Х, а PY – цена товара Y. (5)

Пример 2.

Допустим, функция спроса на товар Х представлена в виде . Определить коэффициент эластичности спроса по цене при PX=10, РY=4. К какой группе товаров относятся товары X и Y?


Решение:

=. Так как коэффициент перекрестной эластичности спроса положительный, то это товары- субституты.

Ответ: 0,6. Товары субституты.


3. Если известны только объемы спроса на товар Х при соответствующих ценах на товар Y, т.е. Q при P1Y и Q2X при P2Y, то коэффициент перекрестной эластичности спроса рассчитывается по дуговой эластичности (6).

. (6)

Пример 3.

Определить коэффициент перекрестной эластичности спроса на товар X по цене товара Y, если известно, что при цене товара Y, равной 40 ден. ед., объем спроса на товар X составляет 200 шт., а при цене товара Y, равной 70 ден. ед. - объем спроса на товар X составляет 140 шт. К какой группе товаров относится данный товар?

Решение:

В данном случае имеет место дуговая эластичность, которую можно найти, по следующей формуле: . .

Так как коэффициент перекрестной эластичности имеет отрицательное значение, товары X и Y являются комплиментами (дополняющими товарами).

Ответ: – 11/17.