bigpo.ru
добавить свой файл
1


Проект


Концепция реабилитации инвалидов в Свердловской области на период 2011-2015 годов.


  1. Актуальность проблемы.


Актуальность проблемы реабилитации инвалидов связана с наличием значительного количества лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности. В Свердловской области по состоянию на 01.01.2011 г. проживает 344581 инвалид, что составляет 7,9 процентов от общей численности населения области. 32 процента от общего числа инвалидов составляют инвалиды в трудоспособном возрасте. Численность детей-инвалидов в возрасте до 18 лет – 17340 человек.

Ежегодно освидетельствуются около 110 000 человек, в том числе впервые – порядка 27 000 человек.

Доля инвалидов в трудоспособном возрасте составляет 42,4 процента от общей численности граждан, впервые признанных инвалидами.

Доля инвалидов 1 группы составляет 16,6 процентов, инвалидов II группы – 48,7 процентов, инвалидов III группы – 29,8 процента.

Из общей численности инвалидов 20% трудоустроены, 20% имеют 3 степень ограничения трудовой деятельности. Теоретически нуждаются в трудоустройстве и предоставлении услуг по профессиональной реабилитации около 66900 инвалидов.

В 2009 году показатель полной реабилитации инвалидов старше 18 лет составил 5,45 процентов, частичной реабилитации – 15,7 процентов. Показатель полной реабилитации детей – инвалидов – 7,1 процента.


  1. ^ Сущность, понятие инвалидности, основные виды реабилитации инвалидов.


Согласно Конвенции ООН о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г. и подписанной Российской Федерацией 24 сентября 2008 г., (далее – Конвенция) к инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

Концепция инвалидности, основанная на учете факторов окружающей среды:

  • Инвалидность   +   барьеры   =   ограничения жизнедеятельности

  • Инвалидность   +   компенсация   =   равные  возможности

 

Концепция инвалидности, учитывающая связь между нарушениями структур и функций организма человека и окружающей его средой, смещает акцент от адаптации инвалида к «нормам» общественной жизни на изменение самого социума. Таким образом, основным направлением социальной защиты и реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности становится не выявление и коррекция дефектов и отклонений, а разработка механизмов компенсации и устранение барьеров в окружающей среде, а также максимальный учет потребностей инвалидов в принятии всех решений в жизни общества.

Реабилитация инвалидов является важным элементом системы обеспечения инвалидам условий для преодоления ограничений жизнедеятельности, направленным на создание им равных возможностей для участия в жизни общества.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации":

Реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

В реабилитационном процессе принимают участие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации.

Конвенция устанавливает международные обязательства государств-участников в области реабилитации инвалидов, предусматривающие осуществление мер по предоставлению инвалидам возможностей для достижения и сохранения максимальной независимости, реализации физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и полного включения и вовлечения во все аспекты жизни общества, - путем организации, укрепления и расширения комплексных реабилитационных услуг и программ.

В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2008 г. № 1198-ПП «Об утверждении Положения о взаимодействии и координации деятельности органов управления, учреждений и организаций в сфере реабилитации инвалидов в Свердловской области" основные направления реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, включают в себя:

  • создание доступной среды жизнедеятельности для инвалидов - необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;

  • медицинскую реабилитацию (восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивная хирургия);

  • профессиональную реабилитацию (профессиональная ориентация, профессиональное обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственная адаптация);

  • социальную реабилитацию (социально-средовая, социально-психологическая, социально-педагогическая, социокультурная реабилитация, социально-бытовая адаптация, реабилитация средствами физической культуры и спорта);

  • психолого-педагогическую реабилитацию (дошкольное воспитание и обучение, общее образование, психолого-педагогическая коррекционная работа);

  • обеспечение техническими средствами реабилитации, протезно-ортопедическими изделиями, услугами по реабилитации, санаторно-курортным лечением.


Настоящая концепция определяет цели, задачи, основные направления развития системы реабилитации инвалидов в Свердловской области.


^ 3. Основные цели совершенствования системы реабилитации инвалидов


Основными целями совершенствования системы реабилитации инвалидов являются:

создание окружающей среды, доступной для инвалидов;

обеспечение инвалидам свободного доступа к информационным системам;

обеспечение доступности транспортной инфраструктуры;

обеспечение инвалидам равного доступа к услугам в сфере здравоохранения;

обеспечение эффективности профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и трудовой занятости инвалидов;

обеспечение доступности предоставления социально-реабилитационных услуг;

обеспечение инвалидам равного доступа к образованию;

обеспечение участия инвалидов и их общественных объединений на равной основе в политической и общественной жизни гражданского общества, разработке государственной политики в сфере поддержки инвалидов;

обеспечение участия инвалидов в культурной жизни, отдыхе, досуге, спорте, туризме;

создание условий для реализации физических, психических, социальных и профессиональных возможностей инвалидов.


^ 4. Современное состояние и основные проблемы в сфере реабилитации инвалидов в Свердловской области.


4.1. Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов.

Обеспечение физической и информационной доступности для инвалидов является одним из принципиальных положений российского законодательства о социальной защите инвалидов, а также Конвенции ООН о правах инвалидов.

Федеральным законом № 181-ФЗ от 24.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской федерации» закреплены общие положения об обязанностях предприятий и организаций всех форм собственности и органов власти всех уровней обеспечивать беспрепятственный доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, а также создавать условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (ст. 15). Законодательно закреплены и нормы об ответственности за уклонение от исполнение требований о создании условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной, инженерной инфраструктур (ст. 16 ФЗ № 181-ФЗ, нормы КоАП).

Вместе с тем нет разработанных технологических норм, заданий и схем, с помощью которых на должном уровне можно реализовать требования законодательства.

На территории Свердловской области принят ряд нормативных актов, регулирующих вопросы создания доступной среды для инвалидов:

1. Постановление Правительства Свердловской области от 15.09.2008г. № 981-ПП "О формировании доступной для инвалидов среды жизнедеятельности в Свердловской области".

2. Постановление Правительства Свердловской области от 19.01.2009г. № 11-ПП "Об утверждении перечня должностных лиц органов социальной защиты Свердловской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.41- 5.43, 9.13, 9.14, 11.24, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

3. Распоряжение Правительства Свердловской области от 24.09.2010 г. № 1317-РП «Об организации работы по реализации нормативных требований в части обеспечения доступности инвалидов к объектам социальной инфраструктуры».

4. Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 г. № 1469-ПП утверждена областная целевая программа «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области» на 2011-2015 годы.

При главах муниципальных образований Свердловской области (60 МО) созданы координационные советы по делам инвалидов, на которых рассматриваются проблемы инвалидов, в том числе и по созданию доступной среды во всех жизненных сферах. В муниципальных образованиях разрабатываются планы мероприятий по созданию доступности объектов социальной, инженерной, транспортной, информационной инфраструктуры.

Сегодня каждый объект капитального строительства и реконструкции социальной инфраструктуры проходит экспертизу Управления государственной экспертизы Свердловской области с учетом требований СНиП 35-101-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». При выдаче технических условий на размещение новых объектов предъявляются требования к приведению элементов улично-дорожной сети в состояние, пригодное для передвижения маломобильных групп населения.

Наиболее сложные проблемы возникают в отношении объектов социальной инфраструктуры, введенных в строй до введения строительных нормативов и правил с учетом требований доступности. Затраты на многие из таких объектов превышают их остаточную стоимость.

На территориях муниципальных образований систематически ведется работа по осмотру объектов социальной инфраструктуры на предмет их оснащения элементами доступности для инвалидов и маломобильных групп населения.

По состоянию на 01.10.2010 г. в муниципальных образованиях Свердловской области из 30 231 объектов социальной инфраструктуры (без учета жилого фонда) не оборудовано элементами доступности 15 468 зданий и сооружений, что составляет 51 % от общего числа объектов социальной инфраструктуры.

Анализ обследования показал, что наибольшее число объектов, не оборудованных элементами доступности для инвалидов, имеют место в сфере образования (77%), культуры (75%), спорта (60%), объекты административного назначения (66%).

В 2010 году специалистами территориальных отраслевых исполнительных органов государственной власти Свердловской области – управлений социальной защиты населения осмотрено 2469 объектов социальной инфраструктуры, составлено 73 протокола об административных правонарушениях, на 512 объектах исполнены требования законодательства в досудебном порядке.

Довольно серьезной является проблема доступности транспортной инфраструктуры. Требуются новые подходы, новые технологии в решении данной проблемы.

В настоящее время на территории Свердловской области существующей схемой движения междугородных и пригородных автобусных маршрутов предусмотрена стыковка конечных остановочных пунктов с внутригородскими маршрутами, включающими остановки возле лечебных учреждений.

В соответствии с «Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года» доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки маломобильных граждан, с учетом социальных стандартов должна составлять: в 2010 году – 8%, в 2015 году -
25 %, в 2020 году – 55 %, в 2030 году – 90 %, - от общего числа единиц транспорта.

На территории Свердловской области из 53 единиц общественного пассажирского транспорта, приобретенного в 2010 году, оборудовано для перевозки инвалидов – 10 единиц, что составляет 19% от общего количества закупленных транспортных средств.

Существует и проблема доступности инвалидов к информации в городском транспорте. Часть транспорта оборудована "бегущей строкой", которая сегодня используется преимущественно в рекламных целях. Данное оборудование целесообразно использовать также и для информирования слабослышащих граждан об остановках транспорта.

Вместе с тем имеются примеры успешного применения на практике возможностей и ресурсов организаций для создания условий, при которых инвалиды могут использовать объект социальной инфраструктуры наряду с основной массой населения.

На структурном подразделении Свердловской региональной дирекции железнодорожных вокзалов – вокзале Екатеринбурга - разработана технологическая схема обеспечения потребностей инвалидов, которая определяет взаимодействие работников и должностных лиц вокзала Екатеринбурга, региональных общественных объединений инвалидов и самих инвалидов в области создания условий доступности, и направлена на наиболее полное удовлетворение потребностей пассажиров с ограничением способности к самостоятельному передвижению в получении услуг по перемещению на вокзале, приобретению проездных документов, организации досуга и отдыха, посадки инвалидов в поезда и высадки из поездов.

Однако, основные нормативные документы, регламентирующие правила перевозок пассажиров железнодорожным транспортом, не закрепляют необходимые мероприятия, которые позволят обеспечить доступность для инвалидов.

4.2. Система медицинской реабилитации инвалидов.

Медицинская реабилитация инвалидов в Свердловской области проводится во всех муниципальных учреждениях здравоохранения Свердловской области в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Свердловской области.

Кроме того, в Свердловской области функционируют 4 государственные учреждения здравоохранения, осуществляющие мероприятия по восстановительной медицине и реабилитации жителей Свердловской области, включая инвалидов.

Восстановительное лечение проводится в соответствии с федеральными стандартами оказания медицинской помощи.

Дети-инвалиды получают реабилитационные мероприятия в учреждениях здравоохранения по месту жительства, областных больницах восстановительного лечения, а также в федеральных детских санаториях, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, по профилю заболевания.

4.3. Система профессиональной реабилитации инвалидов.

Ежегодно в государственные учреждения занятости населения Свердловской области в целях поиска работы обращаются 10 - 12 тысяч инвалидов. Из них 69% относится к группе «немотивированных на трудоустройство», 2% «активных», имеющих высокую мотивацию к трудоустройству, и 29% «пассивных», не ориентированных на активный поиск работы. Таким образом, численность мотивированных на трудоустройство инвалидов составляют 31% или 3720 человек. Уровень трудоустройства инвалидов последние 2 года составляет 23-24%.

Федеральное законодательство относит инвалидов к субъектам, испытывающим трудности в поиске работы, которым предоставляются дополнительные гарантии занятости (ст. 5, 13 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

Эффективность осуществления профессиональной реабилитации инвалидов во многом зависит от наличия системы создания и сохранения совокупности рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

На открытом рынке труда Свердловской области занятости инвалидов содействует квотирование их трудоустройства, в том числе создание для инвалидов специальных рабочих мест в организациях. В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 31.03.2005 г. № 246-ПП «Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области» всем организациям численностью более 100 человек установлена квота для приёма на работу инвалидов в размере 3% от среднесписочной численности сотрудников.

По состоянию на 01.10.2010 г. квота для приема на работу инвалидов установлена 1507 организациям и составляет 20063 инвалида. В счет установленной квоты в организациях области работает 12689 инвалидов. Невыполнение квоты для приема на работу инвалидов организациями области составляет 7374 мест или 36,8% от установленной квоты. В счет установленных квот центрами занятости трудоустроено 698 инвалидов. До 65% инвалидов трудоустраиваются на вакансии подсобных рабочих, уборщиков служебных и производственных помещений, дворников и т.д. Именно эта работа рекомендуется специалистами бюро медико-социальной экспертизы в индивидуальных программах реабилитации инвалидов из-за отсутствия или утраты у инвалидов профессий и профессиональных навыков.

На практике инвалиды не могут конкурировать со здоровыми работниками по стоимости производимой продукции и услуг, а декларируемые в законодательстве преимущества при размещении заказов организациям инвалидов в отношении предлагаемой цены контракта не гарантируют его заключения. Также законодательство Российской Федерации не предусматривает льгот для предприятий, применяющих труд инвалидов.

Кроме того, создание рабочего места для инвалида требует от работодателя не только дополнительных финансовых затрат, но и разрешения ряда организационных проблем:

- приобретаемое оборудование должно соответствовать требованиям СанПиН, определяющим условия труда инвалидов;

- предоставление дополнительных прав, определенных трудовым законодательством (дополнительный отпуск, режим труда и пр.), может привести к нарушению общего технологического цикла либо определяет необходимость введения дополнительных штатных единиц для обеспечения взаимозаменяемости;

- профессиональная квалификация инвалидов, как правило, не совпадает с направлением деятельности предприятия.

Рекомендации в индивидуальных программах реабилитации инвалидов по возможной профессиональной деятельности часто носят неконкретный характер, и не только не способствуют, но зачастую препятствуют их последующему трудоустройству и не позволяют профконсультантам центров занятости соотносить их возможности с «миром профессий». Бюро медико-социальной экспертизы определяют лишь теоретическую возможность трудовой деятельности, никак не связанную с реальной возможностью трудоустройства. Практика реализации индивидуальной программы реабилитации инвалидов также несовершенна в связи с отсутствием их прямой связи с возможностями потенциального и реального их трудоустройства. Включение профессионального обучения в индивидуальные программы реабилитации инвалидов в целях их социально – трудовой интеграции (или реинтеграции) остается слабым звеном в практике этой работы.

Кроме того, образовательный уровень безработных инвалидов ниже среднего образовательного уровня безработных граждан, не имеющих инвалидности. Среди инвалидов, состоящих на учёте в качестве безработных граждан, только 8% имеют высшее профессиональное образование, 18% - среднее профессиональное и 30% - начальное профессиональное образование.

Предоставление доступных образовательных услуг по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных учреждениях имеет существенные резервы. Они связаны с развитием комплекса условий как непосредственно в учебных заведениях (специальные блоки, адаптированные учебные программы, малокомплектные группы и нормативы их финансирования), так и за их пределами: дистанционное обучение, оснащенные оборудованием индивидуальные учебные места на дому, консультативная поддержка. В целом не сформирована практика ежегодного формирования и размещения регионального образовательного заказа на профессиональное образование и обучение инвалидов всех возрастов, в том числе обучению новым профессиям в связи с наступившей инвалидностью. Это значительно ограничивает возможности инвалидов в освоении профессий и присвоения им квалификаций, как следствие, существенно сужается сфера для трудоустройства таких граждан.

Профессиональная адаптация инвалидов в организациях всех форм собственности с использованием специально организованных стажировок для завершивших освоение профессиональных образовательных программ носит единичный характер и не является широко организованной практикой. В особенности в этом нуждаются выпускники из специально скомплектованных учебных групп и/или специализированных профессиональных образовательных учреждений.

Получение инвалидами профессионального образования теряет смысл, если последующее трудоустройство инвалиду не гарантировано. Кроме того, обеспечить качество профессиональной реабилитации инвалидов невозможно без создания и широкого внедрения системы их профессиональной ориентации.

Однако, профессиональная ориентация, психологическая поддержка и консультирование инвалидов в государственных учреждениях занятости населения на территории Свердловской области не имеет четкой направленности на рассматриваемую категорию граждан, имеющих ограничения для профессиональной деятельности. Одна из причин такого состояния – отсутствие системы персонифицированного учета инвалидов, обладающих трудовым потенциалом.

4.4. Система социальной реабилитации инвалидов.

Мероприятия социальной реабилитации инвалидов реализуются в учреждениях социального обслуживания населения Свердловской области, учреждениях культуры Свердловской области, учреждениях физической культуры и спорта Свердловской области.

В системе социального обслуживания населения 158 учреждений, в том числе:

  • 33 стационарных учреждения социального обслуживания;

  • 57 учреждений нестационарного социального обслуживания семьи и детей;

  • 68 учреждений нестационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

45 учреждений социального обслуживания семьи и детей организуют реабилитационную работу с детьми-инвалидами, в том числе: 6 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями, 21 центр социальной помощи семье и детям и 15 социально-реабилитационных центов для несовершеннолетних. В 22 учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов имеются социально-реабилитационные отделения, в которых инвалиды Свердловской области старше 18 лет имеют возможность получить комплексные социально-реабилитационные услуги.

Учреждения социального обслуживания, организующие реабилитационную работу с инвалидами и детьми-инвалидами, расположены во всех 6 управленческих округах Свердловской области.

Социальные и реабилитационные услуги предоставляются в соответствии с уставами учреждений и действующими Национальными стандартами. Процесс социальной реабилитации инвалидов в учреждениях социального обслуживания населения предполагает определение ограничений жизнедеятельности; индивидуальное планирование реабилитационных мероприятий; оценку эффективности предоставляемых мероприятий; индивидуальные рекомендации по дальнейшей социальной реабилитации клиента.

При проведении социальной реабилитации не в полной мере реализованы принципы преемственности и непрерывности реабилитационных мероприятий, в том числе при переходе детей-инвалидов, достигших 18 лет, из системы учреждений социального обслуживания семьи и детей в систему учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Комплексная социальная реабилитация в учреждениях социального обслуживания населения включает социально-педагогическую, социально-психологическую, социокультурную, физическую реабилитацию, социально-бытовую адаптацию. Реабилитационные мероприятия проводятся как с инвалидами, так и с членами их семей.

В рамках совершенствования применяемых технологий социального обслуживания населения, в том числе инвалидов, в деятельность учреждений социального обслуживания населения внедрены следующие инновации:

-социальные пункты проката технических средств реабилитации,

-сеть социальных поликлиник на базе учреждений социального обслуживания семьи и детей,

-социальное такси,

-участковая социальная служба,

-бригадный метод социального обслуживания.

В деятельность учреждений социального обслуживания населения внедряется сотрудничество с общественными организациями инвалидов в форме реализации совместных социальных проектов по реабилитации инвалидов и детей-инвалидов.

С целью внедрения единых унифицированных подходов к технологиям, условиям предоставления, объемам, качеству и доступности предоставления реабилитационных услуг государственным бюджетным учреждением Свердловской области «Областной центр реабилитации инвалидов» разрабатываются методические пособия по внедрению единых методологических подходов к организации деятельности по социальной реабилитации инвалидов, проводятся обучающие семинары, мастер-классы для специалистов учреждений социального обслуживания населения, в том числе с привлечением преподавателей, студентов, аспирантов социальных ВУЗов.

В учреждениях социального обслуживания семьи и детей постепенно формируется новая модель оказания помощи и поддержки детей и подростков с ограниченными возможностями, признающая родителей в качестве равноправных партнеров в реализации коррекционно-развивающих программ.

С целью успешной реализации государственной семейной политики, создания единого реабилитационного пространства, развития передовых технологий, систематизации инновационной и проектной деятельности проводится системная работа по созданию территориальных комплексов, организующих процесс реабилитации семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.

На сегодняшний день в Свердловской области имеются положительные результаты этой работы:

- разработаны и широко используются комплексы современных методик и эффективных технологий работы с детьми-инвалидами и членами их семей, обеспечивающие программно-методическое сопровождение процесса комплексной реабилитации;

- практически в каждом реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями реализуется проект «раннее вмешательство», благодаря которому ежегодно увеличивается количество реабилитируемых детей раннего возраста от 0 до 3 лет;

- реализуются программы направленные на профилактику детской инвалидности в период неонатального развития плода;

- осуществляется подготовка детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья к сознательному выбору будущей профессии;

- проводится обучение родителей реабилитационным технологиям для выполнения рекомендаций специалистов в домашних условиях;

- налажено межведомственное взаимодействие в вопросах, связанных с выполнением комплексного плана Свердловской области по развитию гибких форм занятости, в том числе надомной занятости, лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами, а также организации обучения этих лиц методам реабилитации.

С целью создания условий для реализации творческого и спортивного потенциала инвалидов Министерством социальной защиты населения Свердловской области ежегодно проводятся областные фестивали, конкурсы, соревнования, выставки.

В целях создания условия для развития способностей инвалидов и детей-инвалидов, использования их творческих, спортивных, художественных, духовных и интеллектуальных потенциалов развивается совместная деятельность учреждений социального обслуживания населения с учреждениями культуры, спорта.

Стратегия деятельности Министерства культуры и туризма и учреждений культуры Свердловской области по социокультурной реабилитации инвалидов реализуется с использованием следующих форм и методов работы:

  • организация и проведение фестивалей, конкурсов, выставок творчества инвалидов, привлечение людей с ограниченными возможностями здоровья к участию в областных творческих мероприятиях;

  • выявление и поддержка талантливых авторов и исполнителей среди инвалидов; популяризация творчества людей с ограниченными возможностями; подготовка и издание авторских произведений инвалидов, оказание помощи в записи и выпуске дисков, отражающих творческую деятельность инвалидов;

  • развитие в культурно - досуговых учреждениях Свердловской области кружково - клубной деятельности с участием инвалидов;

  • проведение учреждениями культуры благотворительных мероприятий для инвалидов;

  • оказание методической и практической помощи культурно-досуговым учреждениям Свердловской области, общественным организациям и другим структурам, работающим с инвалидами - издание методических материалов по вопросам социально-культурной адаптации людей с ограниченными возможностями, проведение семинаров для специалистов культурно-досуговой сферы по организации работы с инвалидами.

С 2001 года реализуется областной социально-культурный проект «Равные возможности», основная цель которого - реабилитация людей с ограниченными возможностями в процессе творческой деятельности, формирование толерантного отношения здоровых людей к инвалидам.

В тоже время, в культурно-досуговых учреждениях Свердловской области практически отсутствуют специалисты, владеющие знаниями по основам реабилитации инвалидов и ее социокультурной составляющей. Вопросы осуществления социокультурной реабилитации инвалидов (детей-инвалидов) не предусмотрены утвержденными квалификационными характеристиками.

Необходимо развивать и систему реабилитации инвалидов методами адаптивной физической культуры и спорта. По данным на 01.01.2010 г. на территории Свердловской области регулярно физической культурой и спортом занимается 8403 человека с ограниченными физическими возможностями (2,5 % от общей численности инвалидов). В системе учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности занимается 599 человек, что составляет менее 5 % от общего числа детей и подростков с ограниченными физическими способностями в Свердловской области. Количество спортсменов-инвалидов до 18 лет, регулярно занимающихся спортом в учреждениях физической культуры и спорта Свердловской области – 370 человек, старше 18 лет – 1015 человек.

Основными центрами развития детского и юношеского паралимпийского спорта в области являются крупные муниципальные образования – Екатеринбург и Нижний Тагил. Еще в 10 муниципальных образованиях ведется либо индивидуальная работа со спортсменами-инвалидами, либо занятия в общих группах. Всего с детьми с ограниченными физическими возможностями ведут работу 19 образовательных учреждения дополнительного образования детей. В 7 муниципальных образованиях Свердловской области запланировано дополнительное открытие специализированных групп по лыжным гонкам, биатлону и горнолыжному спорту.

На территории Свердловской области расположено 8225 объектов спортивной инфраструктуры, из них оборудованы специальными средствами для доступности инвалидов - 26.

Отсутствуют федеральные стандарты в сфере физической культуры и спорта, имеется недостаточная оснащенность материально-спортивной базы спортивных школ в части дооборудования и переоборудования специальными средствами, обеспечивающими доступность занятий физической культурой и спортом маломобильных групп инвалидов, а также наличия специального спортивного инвентаря и оборудования.

4.5. Психолого-педагогическая реабилитация детей-инвалидов.

В Свердловской области функционирует 61 государственное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе: специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения для детей с нарушениями слуха (глухих и слабослышащих), зрения (слепых и слабовидящих), с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, для детей с задержкой психического развития и для умственно отсталых детей. Таким образом, сеть специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений в основном позволяет детям-инвалидам получить образование в соответствии с особенностями психофизического развития и индивидуальными возможностями здоровья.

Организовано образование детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах системы социальной защиты населения.

Организовано обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в 2 санаторных школах-интернатах и в 4 государственных образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (по программам для глухих детей, слепых и слабовидящих, для детей с тяжелыми нарушениями речи, для умственно отсталых детей).

Общее количество мест в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях, ППМС-центрах, оздоровительных учреждениях санаторного типа в соответствии с лицензионными нормами – 11 463. Однако имеется потребность в местах для детей с тяжелыми нарушениями речи.

В общеобразовательных школах и школах-интернатах Свердловской области численность детей-инвалидов составляет 1,13% от общего количества обучающихся. Количество специальных (коррекционных) классов в общеобразовательных учреждениях и количество обучающихся в них ежегодно уменьшается в связи с отсутствием условий в каждой конкретной школе и введением новой системы оплаты труда.

Для обеспечения специальных условий для организации образования детей-инвалидов и оказания им психолого-педагогической и медико-социальной помощи в муниципальных образования созданы:

  • муниципальные психолого-медико-педагогические комиссии (имеются в 17 муниципальных образованиях);

  • специальные (коррекционные) классы в общеобразовательных учреждениях (имеются в 46 муниципальных образованиях);

  • логопедические пункты и кабинеты (имеются в 59 муниципальных образованиях);

  • психологические службы (имеются в 5 муниципальных образованиях).

В ряде территорий актуальной проблемой остается недоступность для детей особых категорий специальных образовательных услуг, несвоевременность оказания качественной психолого-медико-педагогической помощи детям-инвалидам.

В Свердловской области функционируют 5 государственных образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, – ППМС-центров. Исходя из общей численности детей, в Свердловской области должно быть 157 ППМС-центров. Данные образовательные учреждения являются неотъемлемой частью системы образования, адаптивной к особенностям и возможностям детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» прием детей в специальные (коррекционные) образовательные учреждения осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии. В настоящее время в Свердловской области организована деятельность 15 областных психолого-медико-педагогических комиссий (центральной и территориальных) и 17 муниципальных психолого-медико-педагогических комиссий. Согласно действующим нормативным документам для организации качественного системного сопровождения детей-инвалидов в Свердловской области должно быть не менее 78 психолого-медико-педагогических комиссий.

С целью расширения доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов, в рамках программы реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 2009-2012 годы, в Свердловской области проводятся мероприятия по организации образования детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий.

В соответствии с нормативными документами федерального уровня условия для дистанционного образования должны быть созданы только для детей-инвалидов, обучающихся на дому по программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. В Свердловской области с 1 декабря 2010 года начался образовательный процесс для 56 детей-инвалидов, в феврале и осенью 2011 года к ним присоединятся ещё по 200 детей. Правительством Российской Федерации не определены перспективы его развития после 2012 года.

4.6. Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, протезно-ортопедическими изделиями, услугами по реабилитации, санаторно-курортным лечением.

Обеспечение инвалидов Свердловской области техническими средствами реабилитации, протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, путевками на санаторно-курортное лечение осуществляется Свердловским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.

     Инвалиды обеспечиваются техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, разрабатываемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, в рамках Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005г. № 2347-р и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008г. № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных), протезно-ортопедическими изделиями».

     Согласно п.7 «Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» за инвалидом сохраняется право самостоятельно приобрести рекомендованные индивидуальной программой реабилитации средства реабилитации с последующей выплатой компенсации в размере фактически понесенных расходов. Компенсация выплачивается в объеме понесенных расходов.

        С 1 октября 2008 года согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21.08.2008г. № 438н «Об утверждении порядка осуществления и форм заключения медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий» исполнительным органом Фонда социального страхования Российской Федерации осуществляется медико-техническая экспертиза по установлению необходимости ремонта или досрочной замены технических средств реабилитации.

Путевки на санаторно-курортное лечение инвалидам и детям-инвалидам предоставляются на основании справки для получения путевки в рамках средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели Свердловскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации.


^ 5. Основные задачи и направления совершенствования системы реабилитации инвалидов в Свердловской области.


5.1. В сфере создания доступной среды жизнедеятельности для инвалидов.

- оборудование и приспособление зданий социальной инфраструктуры и их помещений (входных групп, лестниц, пандусных съездов, путей движения внутри зданий, зон оказания услуг, санитарно-гигиенических помещений), а также пространства вне зданий для доступа и использования инвалидами;

- создание доступной для инвалидов окружающей среды благодаря применению принципов универсального дизайна;

- использование вспомогательного оборудования и технологических решений для улучшения доступности застроенной окружающей среды;

- создание автоматизированной системы мониторинга и контроля за соблюдением норм обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры;

- устранение архитектурно-строительных и технических барьеров в жилой инфраструктуре;

- реконструкция и переоборудование транспортной инфраструктуры с учетом доступности для инвалидов;

- адаптация сферы транспортных услуг к физическим возможностям инвалидов;

- обеспечение специальными транспортными средствами учреждений, осуществляющих реабилитацию инвалидов;

- использование компьютерных технологий для обеспечения информационной доступности для инвалидов в учреждениях социальной сферы;

- информирование общественности о правах и потребностях инвалидов;

- предоставление государственных услуг в электронном виде.

5.2. В сфере медицинской реабилитации инвалидов.

- обеспечение инвалидам возможности для доступа в лечебно-профилактические и санаторно-курортные учреждения, пребывания и перемещения в них;

- повышение информированности населения по вопросам медицинской реабилитации;

- содействие реализации рекомендаций по медицинской реабилитации в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов на этапах амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи;

- реализация замкнутого цикла: поликлиника-стационар-реабилитация-поликлиника;

- обеспечение гарантированного предоставления инвалидам бесплатной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, в рамках программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в соответствии с действующим законодательством;

- обеспечение инвалидов и детей-инвалидов лекарственными средствами в соответствии с действующим законодательством;

- обеспечение введения современных реабилитационных технологий в практику учреждений здравоохранения;

- развитие системы мероприятий по профилактике инвалидности у детей;

- постоянное повышение уровня квалификации специалистов в области медицинской реабилитации.

5.3. В сфере профессиональной реабилитации инвалидов.

- обеспечение равного доступа инвалидов к государственным услугам в области содействия трудоустройству;

- взаимосвязь профессионального образования и обучения с перспективами трудовой занятости инвалидов;

- межведомственный подход к использованию ресурсов для трудоустройства инвалидов, мониторинга трудовой занятости инвалидов;

- поиск новых (инновационных) возможностей обеспечения трудовой занятости инвалидов с учетом спроса и предложений рабочей силы на региональном рынке труда;

- анализ сегментов рынка на предмет оценки рентабельности предприятий, использующих труд инвалидов, в той или иной отрасли, проведение социологических исследований трудовой мобильности населения Свердловской области;

- поддержка самозанятости инвалидов, в том числе через вовлечение их в мероприятия по развитию малого предпринимательства;

- проведение конкурсных отборов инновационных проектов организаций, создающих рабочие места для трудоустройства инвалидов;

- анализ потребностей инвалидов в профессиональном образовании и обучении с целью формирования и размещения образовательного заказа для учреждений профессионального образования всех типов и видов;

- разработка законодательных инициатив и комплекса нормативно-правовых актов для обеспечения прав инвалидов на труд;

- разработка профессиографического справочника для инвалидов по специальностям и типовым рабочим местам.

5.4. В сфере социальной реабилитации инвалидов.

- эффективная координация работы социальных служб с другими ведомствами и структурами, осуществляющими мероприятия в сфере реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, а также их семей;

- информационная и организационная доступность социальных служб, в том числе через использование новых информационных технологий;

- переход от «заявительного» характера предоставления социальных и реабилитационных услуг к «выявительному»;

- обеспечение доступности среды жизнедеятельности для инвалидов в учреждениях социального обслуживания населения;

- увеличение количества учреждений социального обслуживания населения, в которых созданы условия для организации обучения инвалидов самостоятельности (обучение навыкам персонального ухода, технике и методическим приемам самообслуживания, обучение пользования техническими средствами реабилитации, передвижению, организации быта, которых нуждается инвалид для самостоятельного проживания);

- внедрение принципа преемственности и непрерывности реабилитационных мероприятий;

- совершенствование системы комплексной социальной реабилитации с учетом возможностей и внедрения инновационных технологий;

- развитие общественно-государственного партнерства в реализации реабилитационных мероприятий;

- обеспечение инвалидам информационного и физического доступа к культуре, спорту, туризму и досугу с использованием вспомогательных средств и оборудования;

- создание условий для реализации творческого потенциала инвалидов;

- создание специализированных спортивных залов для занятия людей с ограниченными физическими возможностями или частичное переоборудование существующих сооружений и обеспечение их специальным спортивным инвентарем;

- организация систематической многоэтапной спортивной и физкультурной подготовки детей-инвалидов;

- проведение областных зимних и летних спортивных игр среди инвалидов;

- подготовка, повышение квалификации и переподготовка кадров с целью совершенствования реабилитационной работы с инвалидами и детьми-инвалидами в системе социальной защиты населения;

- подготовка, повышение квалификации и переподготовка специалистов для физкультурно-реабилитационной и спортивной работы с инвалидами;

- подготовка, повышение квалификации и переподготовка специалистов, работающих в сфере социокультурной реабилитации инвалидов.

5.5. В сфере психолого-педагогической реабилитации инвалидов.

- оптимизация сети образовательных учреждений за счет изменения соотношения видов реализуемых в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях образовательных программ;

- создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности в учреждениях общего и профессионального образования;

- обеспечение развития сети ППМС-центров с целью защиты прав детей-инвалидов на получение образования в соответствии с особенностями их психофизического развития и индивидуальными возможностями, на получение систематической комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

- осуществление мероприятий по расширению числа территориальных (муниципальных) психолого-медико-педагогических комиссий для обеспечения территориальной доступности оказания диагностической и консультативной помощи нуждающимся в ней детям-инвалидам, их родителям (законным представителям);

- обеспечение раннего психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка-инвалида;

- организация рационального обучения и реабилитационной помощи детям-инвалидам и инвалидам в системе общего и профессионального образования;

- разработка областного проекта по дистанционному обучению детей-инвалидов дошкольного возраста, а также обучающихся в образовательных учреждениях (в том числе профессионального образования);

- создание в Свердловской области образовательного учреждения дополнительного образования в области адаптивной физической культуры.

^ 5.6. В сфере обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, протезно-ортопедическими изделиями, услугами по реабилитации, санаторно-курортным лечением.

- обеспечение инвалидов и детей-инвалидов техническими средствами реабилитации, протезно-ортопедическими изделиями, необходимыми для компенсации физического или физиологического дефекта, в соответствии с действующим законодательством;

- обеспечение санаторно-курортного лечения инвалидов и детей-инвалидов.


^ 6. Механизмы реализации и контроль выполнения Концепции.


6.1. Механизмы реализации Концепции:

- разработка и принятие областных целевых программ, областных законодательных и нормативных правовых актов, необходимых для решения указанных задач;

- эффективная реализация утвержденных областных целевых программ:

  • «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области» на 2011-2015 годы;

  • «Развитие образования в Свердловской области» на 2011-2015 годы;

  • «Развитие культуры в Свердловской области» на 2011 - 2015 годы;

  • Формирование туристско-рекреационной зоны «Духовный центр Урала» на 2011 - 2015 годы;

  • «Развитие физической культуры и спорта в Свердловской области» на 2011-2015 годы;

- методическое сопровождение инновационных технологий социальной реабилитации;

- проведение автоматизированного мониторинга доступности объектов социальной инфраструктуры;

- проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий для инвалидов;

- проведение организационно-методических мероприятий для специалистов, работающих в сфере реабилитации инвалидов;

- разработка и реализация совместно с общественными организациями инвалидов социальных проектов в сфере реабилитации инвалидов.

6.2. Общий контроль за реализацией Концепции осуществляет Совет при Губернаторе Свердловской области по делам инвалидов.


ПЛАН

действий по реализации основных задач и направлений совершенствования системы реабилитации инвалидов в Свердловской области на 2011-2015 годы





п/п

Задачи и направления совершенствования реабилитации инвалидов

Наименование мероприятия

Срок выполнения

Ответственные

исполнители

Результат реализации мероприятия





































































































































































Контактное лицо: Новосёлова Ирина Владимировна,

Эл. почта: novoselova@gov66.ru