bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 5 6

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОГО НОВОГО УНИВЕРСИТЕТА
НА 2005-2010 ГОДЫ

Содержание

  • введение

  • предпосылки для разработки стратегии развития университета

  • цели и задачи развития университета по основным направлениям деятельности

  • приоритетные комплексные аспекты деятельности университета

Введение


Концепция развития Российского нового университета (Рос НОУ) на период 2005-2010 г.г. (далее Концепция) – основополагающий документ, определяющий стратегию развития вуза по переходу на качественно новый этап, к университету инновационного типа, максимально соответствующего его названию «новый». Концепция предусматривает развитие и совершенствование приоритетных направлений в образовательной, научной, административно-хозяйственной, финансово-экономической и управленческой деятельности, в решении проблемных ситуаций, реализации инноваций по отдельным видам деятельности вуза.

Концепция утверждена Ученым Советом университета «___» ______________2005 г.

Концепция разработана на основе следующих документов об образовании:

  • О высшем и послевузовском профессиональном образовании. Федеральный закон от 22.08.96 г. № 125-ФЗ

  • Об образовании. Федеральный закон от 13.01. 1996 г. № 12-ФЗ

  • Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации. Постановление правительства Российской Федерации от 5.04.2001 г. № 264.

  • Национальная доктрина образования Российской Федерации

  • Программа Правительства Российской Федерации на 2000-2010 годы. Раздел 1.1. Реформирование образования.

  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г.№1756-р

  • Наука и технологии в России (прогноз до 2010 года)

  • Программа модернизации дополнительного профессионального образования Российской Федерации;

  • Стратегия для России: Образование. (Центр стратегических разработок Германа Грефа. Стратегия до 2010 года).

  • Болонская декларация (Хартия Европейских университетов). Болонья. Италия. 18июня 1999 г.

Концепция базируется на традициях пятнадцатилетней истории развития Российского нового университета, на опыте подготовки специалистов экономического, юридического, естественнонаучного, социально-культурного, лингвистического и психолого-педагогического профилей, на лучших достижениях отечественных и зарубежных вузов, современных представлениях об университете как единой ценностно-ориентированной системе, на результатах выполнения предыдущей концепции развития Рос НОУ.

В результате выполнения предыдущей программы развития Российского нового университета были решены следующие задачи:

  • Формирование и становление вуза, как классического университета.

  • Развитие образования по направлениям, уровням и формам, обеспечивающее подготовку специалистов, способных эффективно выполнять профессиональные задачи и способствовать становлению негосударственной системы образования в России.

  • Переход на образовательные стандарты второго поколения.

  • Формирование единого научно-учебного комплекса Российского нового университета.

  • Развитие обширной сети региональных подразделений университета (филиалов и представительств).

  • Создание системы дистанционного обучения.

  • Расширение рамок сотрудничества с ведущими образовательными, научными центрами и организациями, как в России так и за рубежом.

Создание концепции развития Российского нового университета на 2005-2010 годы базируется также на системном анализе внешних и внутренних факторов развития университета, оказывающих определяющее влияние на выбор его стратегии в новых экономических условиях.


^

Предпосылки для разработки стратегии развития университета


В национальной доктрине образования в Российской Федерации отмечается, что образование определяет положение государства в современном мире и человека в обществе. Вследствие чего национальная доктрина образования призвана способствовать укреплению в общественном сознании представления об образовании и науке как определяющих факторах развития современного российского общества. Востребованность наших выпускников будет определяться их соответствием современным возросшим требованиям общества.

Любой вуз, в том числе и РосНОУ, в своем развитии несвободен от внешних факторов:

а) «поставщиков», к которым, прежде всего, следует отнести интеллектуальные ресурсы - выпускников школ (абитуриенты), а так же выпускников вуза (аспиранты, докторанты, второе высшее образование, переподготовка и т.д.);

б) «потребителей», под которыми понимается уровень и характер востребованности выпускников производственными, научными, образовательными и другими организациями и учреждениями;

в) «конкурентов» - фактор, обусловленный уровнем и характером образовательной среды региона.

Каждый из перечисленных факторов максимально нужно учесть в деятельности университета и найти наиболее эффективные и оптимальные пути решения возникающих в процессе развития вуза порой очень сложных проблем.

Так, при внимательном рассмотрении позиции «а», очевидно, что в ближайшие годы на высшую школу обрушатся неуклонно надвигающиеся демографические проблемы. Однако на расширяющуюся с каждым годом «демографическую дыру» можно взглянуть и с иных позиций: проигрывая в количестве можно и нужно выигрывать в качестве, поскольку уровень качества определяет цену услуги, в то же время само качество определяется уровнем вложенных технологий. Следовательно, объективно уменьшающееся количество студентов позволит повернуть высвобождающиеся вузовские резервы на разработку и внедрение новых образовательных технологий, открытие новых современных и более востребованных специальностей, что в свою очередь сделает университет более привлекательным и более конкурентоспособным.

Позиция «б» так же на первый взгляд не внушает оптимизма. На фоне общего спада производства в России только отдельные области могут похвастать, тоже лишь отдельными, интенсивно развивающимися отраслями промышленности и науки. Именно они-то и являются законодателями моды на высококвалифицированных специалистов. На складывающемся рынке труда востребованными окажутся «лучшие из лучших», что стимулирует создание системы элитного образования. Растущие информационные потоки и высокотехнологичные производства требуют не исполнителей узкой специализации, а специалистов с базовым уровнем образованности, способным быстро переключиться с одного вида деятельности на другой, с обширными коммуникативными умениями и навыками. Отсюда университету необходимо подумать о создании системы элитной подготовки, которую следует сконцентрировать на специальностях, более всего востребованных сегодня. Это заставит вуз существенно усилить роль фундаментальной подготовки с одновременным обеспечением овладения студентами информационными технологиями.

За последнее время заметно усилилась конкуренция со стороны как государственных, так и негосударственных вузов, борьба за студента заметно обострилась. Однако наличие реальной конкуренции со стороны других вузов следует рассматривать скорее как стимул в развитии университета, поскольку конкуренция в сфере образования – это фактор совершенствования его качества. На вузы- конкуренты нужно взглянуть с точки зрения прежде всего взаимовыгодного партнерства. Ибо каждый из вузов обладает специфическими конкурентными преимуществами, что при доброй воле и согласовании программ может стать основой для обучения студентов в нескольких вузах (специализация старшекурсников, обмен учебными практиками, выполнение совместных научных проектов и т.д.). Качественный рост уровня подготовки студентов может быть осуществлен через создание в университете соответствующих лабораторий, совместных с другими вузами кафедр и др. Кроме того, существенным конкурентным преимуществом для вуза будет являться открытие новых специальностей, востребованных, в первую очередь регионом.

Выиграть на конкурентном поле можно только благодаря глубокому маркетинговому анализу и скоординированным действиям руководства и коллектива вуза.

Точно также конкурентным преимуществом могут стать хорошо отлаженные взаимоотношения с «контактными аудиториями». Взаимопонимание с общественными организациями, например, с недавно созданной Ассоциацией выпускников РосНОУ, существенное расширение и углубление международных связей – реальный источник дополнительных средств, которые поддержат затратный механизм изменения образовательных технологий и дадут дополнительные средства на развитие вуза в целом.

На фоне нарастающих демографических проблем необходимо коренное изменение стратегии и тактики международных контактов. Заполнить «демографическую дыру» способна только массированная образовательная экспансия на страны Юго-Восточной Азии. В свою очередь успех этой экспансии также будет определяться уровнем образовательных технологий, которые сможет предложить вуз новому рынку. В этой связи, несомненно, важную роль играет отлаженность механизма экспорта/импорта образовательных услуг. Имидж российского образования в мире пока еще остается достаточно высоким, этим надо воспользоваться и активнее привлекать студентов из-за рубежа, предложив им качественный уровень образования, должный уровень комфортности бытовых условий, вспомогательного сервиса и безопасности.

Самым сложным вопросом на пути развития вуза является отвечающий высоким современным требованиям уровень образовательных технологий. Абсолютно ясно, что успешность их создания и реализации даже при самом грамотном подходе, впрямую зависит от внутренних условий самого вуза. Речь идет прежде всего о характере и стиле руководства, уровне развития информационной среды, уже традиционно сложившемся уровне технологий обучения и возможностей технической поддержки этих технологий, готовности и способности коллектива к восприятию инновационных технологий обучения.

Но во множестве элементов, определяющих внутреннюю среду вуза, главным является человеческий фактор. Прежде всего, это профессионализм профессорско-преподавательского состава.

Рассмотренные факторы, оказывающие существенное влияние на всю систему высшего образования, позволяют сформулировать основные концептуальные положения развития университета:

  • повышение качества всей деятельности вуза и перевод университета на траекторию устойчивого динамичного развития в условиях рыночной экономики, реализация предпосылок для создания университета инновационного типа, университета, главную продукцию которого – его выпускников, будет отличать высокая востребованность и конкурентоспособность на современном рынке труда;

  • развитие и углубление фундаментальных и прикладных научных исследований, инновационной деятельности;

  • обеспечение комплексной подготовки специалистов, научных исследований, образовательных и дополнительных услуг, соответствующих мировым стандартам;

  • создание в университете культурно-образовательной среды международного уровня;

  • разработка и внедрение инновационных технологий в науке, управлении и учебном процессе;

  • укрепление в сознании студентов, преподавателей и сотрудников наряду с приоритетом академических ценностей в воспитании гармоничной и высоконравственной личности, стремления к воплощению в жизнь предпринимательских идей;

  • создание прочных и продуктивных связей с передовыми производственными организациями, ведущими академическими и образовательными учреждениями и центрами;

  • формирование в университете духа лидерства и корпоративной культуры, умения жить и побеждать в конкурентной среде.

  • создание благоприятной внутриуниверситетской среды, стимулирующей культ знаний, свободное выражение мыслей, идей, творческих способностей, открывающей нашим выпускникам путь к успеху.

Высказанные концептуальные положения отражены в Миссии университета и позволяют сформулировать основные цели и задачи развития университета по каждому из направлений его деятельности.




следующая страница >>