bigpo.ru
добавить свой файл
1
Содержание


Речевая карта на ребенка дошкольного возраста с заиканием..……………….2


Конспект фронтального логопедического занятия при заикании на этапе ограничения речи (в режиме молчания)...……………………………………….5


Конспект фронтального логопедического занятия по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников (методика В.И.Селиверстова)………………………………………………………………...8


Памятка для детей для профилактики нарушений голоса..…………………..15


Литература……………………………………………………………………….17





Речевая карта на ребенка дошкольного возраста с заиканием


Фамилия, имя ребенка Бочаров Николай, 6 лет 2 мес.

Дата рождения 4 февраля 2004г.
^

Домашний адрес


№ д/с _________________ г. ______________.

Жалобы родителей нарастающие запинки в речи, спотыкания

Сведения о родителях отец: Бочаров Алексей Петрович, 44 года,

образование высшее, экономист.

мать: Филиппова Алина Ивановна, 31 год,

образование среднее специальное, бухгалтер.

Общий анамнез:

1. От какой беременности ребенок от первой беременности

2. Характер беременности беременность без патологии

3. Как протекали роды роды в срок, со стимуляцией

4. Вес и рост ребенка при рождении 2 кг 800 г

5. Вскармливание искусственное

6. Раннее психомоторное развитие:

а. когда стал сидеть 7 мес.

б. когда стал ходить 1 год

в. когда появились зубы 6 мес.

г. болезни до года аденовирусная инфекция, простуды

д. болезни после года эпидемический паротит, грипп

е. поведение до года беспокойный, плохой сон

^ Речевой анамнез:

а. гуление 12 недель

б. лепет 20 недель

в. первые слова 1 год

г. первая фраза 2 года

д. с какого возраста нарушение речи в возрасте 3х лет

е. речевая среда N

ж. занимался ли с логопедом +

з. течение заикания с момента возникновения рецидивирующее

^ Обследование речи:

  1. особенности личности ребенка беспокоен, возбудим, обидчив, плаксив, раздражителен

  2. устойчивость внимания, сосредоточенность, память внимание неустойчиво, память хорошая, долго не может сосредоточиться

  3. дисциплина дома и в детском саду дома дисциплина не соблюдается, ребенок является кумиром семьи, в детском саду часто отказывается подчиняться

  4. речевая активность высокая речевая активность, легко вступает в беседу

  5. состояние общей моторики наблюдается моторная неловкость

  6. строение и подвижность речевого аппарата прикус N, объем движений органов артикуляции ограничен, переключаемость с одного уклада на другой затруднена, тонус мышц языка, губ, щек повышен. Затруднен ………… языка, тремор кончика языка, переходящий в гиперкинез. Гиперметрия, гипертрофия языка, отечность. Звукопроизношение в норме.

  7. темп речи ускоренный

  8. в каких видах речи выражено заикание:

а. сопряженная речь ………….

б. отраженная речь с легким заиканием

в. шепотная речь ……………………………

г. чтение ……………………………

д. пересказ заикание в умеренной степени

е. стихотворная речь …………………………………

ж. ритмизированная речь без заикания

з. пение без заикания

9. дыхание вне фонации и речи; при фонации и речи верхнеключичный тип дыхания, дыхание прерывистое при фонации, речевой выдох разорванный

^ 10. локализация и тип судорог судороги тоно-клонического типа с преобладанием тонических.

а. судороги дыхательного аппарата возникают ……………………………

б. голосового аппарата смыкательный гортанный спазм, вокальные судороги

в. артикуляторные судороги языка, губ губная, судорога Фрешельса, судорога кончика, спинки, корня языка, подъязычная судорога, судорога мягкого неба, смыкательная: губная. …………………………………….

^ 11. трудные звуки, слоги согласные звуки [ г,] [ т] [ д ] [ п ] [ к] и их мягкие варианты, слоги с данными звуками, а также в сочетаниях [ тр ], [ др ] и т.д.

12. сопутствующие движения синкинезии рук, головы в процессе речи

13. наличие эмболофразий ну, вот, это, еще

14. речевые антиципации ……………………………..

15. состояние голоса …………………………………..

заключение: логоневроз, ………………………………

(F – ...5)


Конспект фронтального логопедического занятия при заикании на этапе ограничения речи (в режиме молчания)

^ Цели и задачи занятия: вызывать релаксацию мышечного аппарата верхних конечностей по контрасту с напряжением, развитие общей моторики, развитие мелкой моторики рук, развитие речевого дыхания, воспитание внимания, выдержки, умения работать в коллективе, тренировка быстрого включения в деятельность.

Оборудование: наборы разноцветных палочек, сухие осенние листья, картинки с изображением геометрических фигур, фишки, кубики.

  1. Оргмомент

Логопед: «Здравствуйте, ребята. Тихо-тихо садятся сначала девочки, затем еще тише - мальчики».

  1. Коррекция нарушения моторики средствами релаксации

логопед: «мы с вами хотим быть сильными, храбрыми и отважными. Для этого нам надо потренироваться.

1. упражнение «Кошка»

логопед: «…………………………………………………………………….).

2. Упражнение «Силачи»

логопед (с показом): взяли тяжелую гирю правой рукой, поднимаем вверх, подняли, подержали, бросили (дети с напряжением поднимают медленно правую руку вверх, затем расслабленно бросают ее вдоль туловища, то же с левой рукой). Мы поднимаем тяжелую штангу двумя руками. Нагнулись штангу взяли, поднимаем, поднимаем, вверх потянулись руками, держим штангу, бросили. (дети расслабленно бросают руки вдоль туловища). Мы сильные (дети с напряжением сгибают руки в локтях и прижимают сжатые кулачки к груди). Мы слабые. (руки расслабленно падают вниз. Повторяют 3-4 раза).

Логопед: Мы отдыхаем после зарядки. Сядьте на стульчики удобно. Руки лежат на коленках. Глазки закройте, отдохните… (послушайте какая музыка звучит, сначала тихо, затем усиливается и звучит 2 - 3 минуты). Хорошо отдохнули. А теперь глазки открыли. Глазки на меня.

3. Группировка геометрических фигур с учетом формы

……………………………………………………………………………….
^

4. Развитие речевого дыхания, удлинение выдоха


Логопед: «Сейчас у нас осень. Листья опадают с деревьев, на них дует ветер и они разлетаются. Посмотрите (показ). А теперь вы будете ветерками. Подул ветерок и листья колышутся. Вдыхаем носом, выдыхаем ртом».

^ 5. Развитие мелкой моторики рук

Выкладывание из палочек двух цветов предмета по образцу. Дается задание «сложи узор». За правильное и точное выполнение задание дети награждаются фишками.

^ 6. Логоритмика. Развитие общей моторики

………………………………………………………………………………..

Наши, наши ножки

Шагали по дорожке.

Наши, наши ножки

Бежали по дорожке.

Скакали через кочки,

Скакали через кочки.

Прибежали на лужок

Потеряли сапожок.

Потеряли, потеряли,

Потеряли сапожок.


На первые 2 строчки – делают четкие шаги по кругу на каждое слово.

На вторые 2 строчки – бег на мысочках, но не быстро.

На третьи 2 строчки – прыжки на месте.

На последние 3 строчки – стоя на месте, повернувшись в круг поочередно ставят на пятку правую и левую ноги.

На последнюю строчку – руки на пояс, топают на месте.

Повтор движений еще раз в другую сторону.


^ 7. Дидактическая игра «Кто больше соберет?»

На ковре рассыпаны кубики небольшого размера. По свистку дети по парам начинают собирать кубики и складывать в корзинки. При этом разрешается брать в руки только по одному предмету. По свистку дети заканчивают собирать. Подсчитыватся число кубиков. За успешное выполнение задания выдается фишка.

^ 8. Подведение итогов занятия

Подсчитывает набранные за занятие фишки каждого ребенка. Логопед на доске в большой таблице отмечает звездочками успехи каждого ребенка, озвучивая их достижения. «Молодцы, ребята. Сегодня вы потрудились хорошо, работали активно».

^ Конспект фронтального логопедического занятия по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников (методика В.И.Селиверстова)


Цели: совершенствовать навык плавной, интонированной речи без заикания, учить детей выделять морфему НИЦА из слов, учить детей осуществлять синтез (склеивание) морфем ………………………………………………. формировать навык практического применения слов сложной слоговой структуры, Развивать тактильное восприятие, слуховую память, регулирующую функцию речи.

^ Лексический материал:

Хлеб – хлебница,

Сахар – сахарница,

Суп – супница,

Сухарь – сухарница,

Конфета – конфетница,

Селедка – селедочница.

^ Слова, сложные по семантике:

Объяснение семантики слов через создание проблемной ситуации.

Молочница,

Грибница,

Масленица,

Капустница,

Лимонница.

^ Слова сложной слоговой структуры:

Конфетница, селедочница.


Ход занятия:


  1. Организационный момент

Логопед: Сегодня мы начнем наше занятие необычно, сегодня мы будем строиться в круг

Дети вместе с логопедом встают в круг.

  1. Развитие диафрагмального дыхания и снятие мышечного напряжения

    1. Восстановление дыхания

  1. Логопед: «Дышим животами».

Методические рекомендации: вдох глубокий носом, выдох ртом (дыхание контролируется руками, расположенными на животе, спина прямая).

Логопед: ……………………………………………………………………..

  1. Упражнение «Воздушный шар».

Методические рекомендации: а) …………………………..; б) задержать дыхание; в) выдох ртом, звук Ф.

Логопед: «Вдох – надуваем воздушный шар, выдох – лопнул воздушный шар, воздух из него выходит – Ф – Ф – Ф».


    1. ^ Снятие мышечного напряжения:

Логопед:

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать,

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать!

Есть у нас игра такая – очень легкая, простая:

Замедляется движение, исчезает напряжение

И становится понятно: расслабление приятно!

Рекомендации детям: правая нога вперед, руки поднять вверх, пальцы растопырить в напряжении.

Логопед: «Представим себя оленями»

Действия сопровождаются стихотворением «Мы – олени»:

Рвется ветер нам навстречу,

Он сбивает нас с пути,

Не дает никак пройти.

Ветер стих, расправил плечи.

И становится понятно:

Расслабление приятно!

    1. Формула правильной речи:

Логопед: ……………………………………………………………………….

  1. Сообщение темы занятия (введение в тему).

  1. Развитие тактильного восприятия. Игра «Волшебный мешочек».

Логопед: «Нам по почте прислали посылку, а в ней волшебный мешочек. Давайте определим на ощупь, что лежит в мешочке. Но есть одно условие: не подглядывать!

………………………………………………………………………………..

Логопед: Сергей, как ты догадался, что это сахар. Даша, как ты догадалась, что это хлеб и т.д.?

При затруднениях в определении продуктов, логопед предлагает ребенку определить, какой предмет на ощупь.

Мягкий, пористый – хлеб,

Жесткий, твердый, сухой – сухарь,

Шероховатый, твердый – сахар.

После того, как все продукты окажутся на столе, логопед спрашивает: «Что объединяет все эти предметы?»

Дети: «Это продукты питания»

  1. ^ Формирование операции вычленения суффикса НИЦА в словах.

Логопед: «Для каждого продукта есть своя посуда.

Где хранится хлеб? (в хлебнице)

Где хранится сахар? (в сахарнице)

Где хранятся конфеты? (в конфетнице)

Где хранятся сухари? (в сухарнице)

На столе появляются хлебница, сахарница, конфетница, сухарница.


Логопед: Положите каждый продукт в соответствующую посуду.

Дети раскладывают продукты.

Логопед: Куда ты положил хлеб? Как называется посуда для хлеба и т.п.

Какая посуда осталась пустой? (селедочница)


Логопед накрывает поднос с посудой тканью.

Логопед: ……………………………………………………………………..

Логопед показывает детям символ частицы НИЦА (треугольник)

  1. ^ Обучение синтезу морфем – образованию имен существительных с помощью частицы НИЦА

Работа у доски. Дети за партами.


  1. Логопед выставляет на доске в линейный ряд картинки:

Сухарь, салат, хлеб, сахар, суп.

Логопед: «Назовите слова-картинки».

Задание: ………………………………………………………………………

Сахар, салат, хлеб, суп.

Суп, салат, сахар, хлеб, сухарь.

Дети выходят (по желанию), изменяют линейный ряд картинок в соответствии с инструкцией логопеда.

2.Логопед приглашает двух детей к доске (Олю и Антона)

Логопед: Поучимся придумывать слова из этих картинок и символа частицы НИЦА

Оле одевали на голову ободок с картинкой СУП, Антону – ободок с треугольником.

Логопед: «Будьте внимательны. Чтобы получилось новое слово, продукт и частица должны соединиться и слитно произноситься. Было слово СУП, добавим частицу НИЦА, получилось новое слово СУПНИЦА. Ира, что обозначает это слово? (посуда для супа)

……………………………………………………………………

Аналогичная работа проводится с другими картинками, в этой работе были задействованы все дети по очереди.

  1. ^ Динамическая пауза

  1. Упражнения на снятие мышечного напряжения.

А) Бревнышки – веревочки

Логопед: Поднять руки в стороны, слегка наклонившись вперед. Напрячь мышцы рук, сжав пальцы в кулаки, как «бревнышки». Уронить расслабленные руки. Обратить внимание, как они пассивно покачиваются сами по себе, словно «веревочки».

Б) Сосулька

Из положения сидя на корточках медленно подниматься вверх, представив, что …………………………………………………………………

После команды логопеда: «солнышко пригрело, и сосулька начала таять», дети медленно опускают руки, расслабляя все тело, опускаются и ложатся, полностью расслабившись. «Сосулька растаяла и превратилась в лужу».

  1. ^ Закрепление модели словообразования существительных с частицей НИЦА

  1. Создание проблемной ситуации.

Логопед раскладывает на ковре картинки:

Лимон, хлеб, конфеты, гриб, сахар, сухарь, суп, селедка, салат, молоко, капуста.

Логопед: ……………………………………………………………

Каждый ребенок объясняет, почему он выбрал именно эту картинку.

Объяснение значения слов, образованных по аналогии от названия продукта:

-лимонница;

- капустница;

- грибница;

- молочница.

Логопед: «Давайте подумаем, что обозначают эти слова»

  1. Игра с мячом

Дети вместе с логопедом выходят на поляну (ковер) и встают в полукруг.

Логопед: «Я буду бросать каждому мяч и называть продукт, а вы должны кинуть мне его обратно и назвать посуду для этого продукта»

  1. ^ Практическое применение навыка словообразования

Логопед приглашает детей подойти к столу, на котором продукты были разложены в соответствующую посуду в начале занятия.

Заранее была создана путаница (продукты были неправильно разложены в посуду)

Логопед: …………………………………………………..

Дети по очереди выполняют задание.


  1. ^ Итог занятия

Логопед: «Кто из вас вспомнит, что нового мы узнали на сегодняшнем занятии? Какая маленькая частица помогала придумывать новые слова?

Дети вспоминают этапы занятия.

Логопед: «Молодцы, ребята!»


^ Памятка для детей для профилактики нарушений голоса

В самом начале лечения ребенку следует в доступной для него форме рассказать о механизмах образования голоса и об основных его нарушениях. Имея представления об основах возникновения голоса и его нарушениях, ребенок легче понимает сущность коррекционных мероприятий. Объяснение дается с использованием наглядного материала (рисунков), причину нарушений объясняют, не вдаваясь в детали. Очень важно выяснить, как ребенок относится к собственному голосу, как воспринимают его голос окружающие. …………………………………….. Также даются «Правила для предупреждения перенапряжения голоса», где представлена информация о формах перенапряжения, которых нужно избегать [1].

^ Правила поддержания хорошего голоса

  1. Расстояние между собеседниками не должно быть большим.

  2. Располагайся в центре комнаты, тогда тебя все хорошо услышат и тебе не придется напрягать голос. Говори только тогда, когда остальные молчат.

  3. Говори легко, плавно и без усилий. При разговоре голову держи прямо, мышцы лица, шеи и плеч во время разговора должны быть расслаблены.

  4. ……………………………………………………………

  5. ………………………………………………………………..


Предупреждение перенапряжения голоса

  1. Избегай крика, визга, громких радостных возгласов, очень громкого смеха. Вместо этого прибегай к жестикуляции.

  2. ………………………………………………………...

  3. Не говори на вдохе, не говори шепотом, не создавай своим голосом неестественных шумов.

  4. ………………………………………………

  5. ………………………………………………………………………………

  6. ……………………………………………………………………