bigpo.ru
добавить свой файл
1
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ

«ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ


ЛЕКЦИЯ 1

  1. Предмет

  2. Основные определения

  3. Типы коммуникации

  4. Язык и ментальность.

  5. Языковая личность

  6. МКК как особый тип коммуникации (коммуникативные неудачи)



ВВЕДЕНИЕ


Данная дисциплина является относительно новой, а сам предмет МКК, как научной дисциплины, еще недостаточно полно определен.Однако, тезис о том, что неотъемлемой составляющей коммуникативной компетенции в родном и иностранном языках является КУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ, не нуждается в доказательстве.

Знание только вербального кода (языка) и правил его использования недостаточно для успешного общения с носителями других языков: необходимо владеть внекодовыми, фоновыми знаниями, элементами невербального культурного кода. Именно такие знания помогут избежать при общении и при переводе коммуникативных неудач.

Чем из чужой культуры нужно овладеть в первую очередь?

Как именно влияют особенности культуры на язык и его использование?

Как язык отражает и задает параметры культуры?

Каковы типичные межкультурные неудачи и как их избежать?

Каковы наиболее опасные участки при межкультурных контактах?

Проблемы выходят далеко за пределы собственно лингвистики, и в настоящее время исследования в области МКК являются междисциплинарными, на стыке нескольких научных дисциплин: психологии, теории коммуникации, культурологи, этнографии, социологии, когитологии, семиотики и др.

К настоящему времени в нашей стране сложилось несколько подходов к трактовке феномена МКК. Большой опыт был накоплен при преподавании русского языка иностранцам, что осуществлялось в рамках лингвокультурологии (работы Костомарова, Верещагина, Бурвиковой, Прохорова и др.). Психолингвистический подход просматривается в работах Белянина, Гудкова, Красных, Сорокина,Седова..

Особенности МКК через призму преподавания иностранного языка русским проанализированы в работах С.Г.Тер-Минасовой («Язык и межкультурная коммуникация, М., ), И.И.Халеевой , Стернина, др.исследователей из Воронежского университета и т.д. Данный курс лекция является авторским и представляет собой попытку интегрировать имеющиеся подходы и наработки, использовав собственные примеры из практики преподавания английского языка в русской аудитории и опыт общения с иностранцами. Кроме общетеоретическим проблем, в нашем курсе мы обратим внимание на две чрезвычайно актуальные темы: образование и еда.


^ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ


МКК – общение языковых личностей, принадлежащих к различным лингвокультурным сообществам. В качестве межкультурных трактуются все отношения, участники которых, используя собственный языковой код, обычаи, традиции и установки, одновременно пытаются учитывать и иной языковой код, иные традиции, иные правила общения. Необходимо рассмотреть несколько основных терминов.

ЯЗЫК. Существует несколько определений. Глобально, языком может быть любая знаковая система (язык музыки, архитектуры, цифр и т.д.). Язык вообще, единый человеческий язык, и наконец – язык, как «реально существующая знаковая система, используемая в некотором социуме в некоторое время и в некотором пространстве» (Кибрик).


КУЛЬТУРА. По данным некоторых исследователей, количество определений данного термина измеряется четырехзначными числами.

Один их подходов к определению культуры – перечисление составляющих ее компонентов (знания. Верования. Искусство, нравственность, обычаи, законы и т.д.)

Ю.Лотман, Э.Бенвенист и др. считают, что главное в определении культуры – ее оппозиция природе – то, что непосредственно создано человекам, то что человеческое сознание вырабатывает, в силу присущей ему разумности, из данного ему природой материала. То есть культура – определенная форма общественного бытия людей, форма присвоения личностью коллективного опыта ( ЧЕРЕЗ ЧТО ?)

В культуре можно выделить национальное и универсальное, то есть, существуют общечеловеческие черты культуры, но сама культура выступает в конкретных этнических формах. В реальной жизни мы имеем дело с русской культурой, китайской, французской и др.национальными культурами как отличными др. от друга.

Основными чертами культуры являются:

а) системность

б) кумулятивность (Ю.Лотман: культура есть память)

в) знаковый характер (символична)

г) коммуникативна


ЯЗЫК и КУЛЬТУРА тесно взаимосвязаны, что было убедительно обосновано со времен В.фон Гумбольда. Язык не может существовать вне культуры, как и культура без языка. Он может быть продуктом культуры, частью культуры, условием культуры. Whitehead:«Человеческая цивилизация есть продукт языка, а язык есть продукт развивающейся цивилизации».


КОММУНИКАЦИЯ. В разных лингвистических парадигмах к коммуникации подходят как к динамическому феномену, находящемуся в постоянной эволюции, предопределяющемуся творческой активностью говорящего, но в структуралистском подходе коммуникация, пользование языком рассматривается как использование заранее заданных моделей и структур. Конструкций из фиксированных единиц. (ср.детский конструктор «Lego).

Элементы речевой коммуникации:

Контекст

Сообщение

Адресант ____________________________________________ Адресат

Контакт

Код


НО только в искусственных системах статичная информация (количество битов), остается неизменной на выходе. При реальном языком общении языковых личностей происходит процесс взаимодействия и взаимокорректировки коммуникантов.

Можно выделить несколько видов коммуникации:

  • Ритуальная (сравните формулы приветствия, прощания и др.клише в русском и в английском языках)

  • Монологическая (нет пересечения коммуникативных пространств говорящих, каждый лишь заявляет о своей позиции, не воздействуя на сознание собеседника; классический пример- спор А.Базарова и П.Кирсанова)

  • Диалогическая (идет взаимодействие, «подстройка» под собеседника, проверка понимания и т.д.)


Очень важно: чтобы взаимодействие осуществлялось, необходимо пересечение индивидуальных когнитивных пространств общающихся; и чем больше зона такого пересечения, тем успешнее будут коммуникация.


Cognitio (L) - процесс получения знаний, познания.

Когнитивный – связанный с познанием, с мышлением; познавательный


Естественно познания разных членов общества различны, но индивидуальные когнитивные пространства никогда не могут полностью отличаться, всегда есть общие «зоны». У говорящего и слушающего тоже должна быть зона пересечения пространств. Чем же это обеспечивается ? Например, принадлежностью к одному обществу, одной культуре, общей истории, общей системе образования и т.д. (приведите свои примеры).

Lady Godiva, Peeping Tom, Peter Pan, Magna Carta; brevity is the soul of wit, it smells to heaven; the green-eyed monster, the seamy side, a foregone conclusion, a dish fit for the gods, the dogs of the war, my salad days.

В курсе введения в языкознание мы говорили о связи сознания и языковой картины мира. Напомню, что гипотеза лингвистической относительности, в ее радикальном виде, была сформулирована Сепиром –Уорфом. Доказано, что этнические сознания серьезно отличаются друг от друга, но эти различия могут детерминироваться не языком, а социокультурными условиями. Это проявляется и в практике преподавания иностранного языка в различной аудитории. В американской аудитории хорошо принимаются игровые упражнения, соревновательные задания, но хуже – дриллз, у японцев – все наоборот, , а у русских ? Дети, родившиеся в Израиле в семьях из Западной Европы и Америки, Восточной Европы и в кибуцах, и все считающие родным языков иврит, обнаруживаю различия в когнитивном стиле, что требует различной стратегии обучения. Английская речь школьников –афроамериканцев отличается способом нарративности. Так, белые дети строят рассказ о проведенном выходном как последовательное описание событий, линейно расположенных во времени, или строят его по степени значимости событий; структура рассказа на ту же тему негритянских детей напоминает круги, расходящиеся по воде от брошенного камня, нередко «перескакивание» с одного предмета речи на другой по ассоциации.

Современное мультинациональное мировое сообщество дает много интересных примеров. Например. греки, родившиеся в США и не владеющие греческим языком, считающие родным английский, сохраняют свою национальную культуру и живут по ее нормам. (Вспомните, также роман или фильм «Крестный отец»).

В последнее время появились исследования, которые доказывают. Что языковые категории влияют на восприятие пространства, времени, себя и других людей.


ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ – это такой уровень сознания, на котором образы, представления, мыслительные структуры обретают языковое оформление.

Говоря о русском, английском, немецком, французском и т.д. языковом сознании, мы неизбежно должны рассматривать определенную общность языковых личностей, сознание каждой из которой обладает собственным, индивидуальным бытием.

Существует лингвокультурное сообщество (ЛКС), которое объединяет индивидов с общей культурой и общим языком. Л.Толстой писал, что «язык является основным, ярчайшим и устойчивым показателем этноса».

Языковое сознание, как коллективное сознание определенного лингвокультурного сообщества, очевидно и доступно наблюдению , когда опосредуется конкретной языковой личностью (в ее речевой деятельности).

Термин «языковая личность», введенный Ю.Н.Карауловым в 80-е годы, в настоящее время широко применяется в отечественной лингвистике. ЯЛ рассматривается как «многослойный и многокомпонентный набор языковых способностей, умений, готовностей к осуществлению речевых поступков разной степени сложности, поступков которые, классифицируются, с одной стороны, по видам речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо), а с другой – по уровням языка…» (Караулов). Им же была предложена структура языковой личности из трех уровней:

  1. вербально-семантического (нормативное владение естественным языком)

  2. когнитивного (систематизированная «картина мира», отражающая систему ценностей, идей, концептов, представлений)

  3. прагматического (цели, мотивы, интересы, установки).


«Человек говорящий» ( по В.Красных)


Языковая личность коммуникативная личность речевая личность

( реализует себя в коммуникации, (конкретный участник процесса) (в речевом акте)

выбирает стратегию и тактику

общения, репертуар средств –

вербальных и невербальных)


^ ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ !!!

(парадигмы ассоциаций, образов, фразеологических единиц, текстов, хранимых памятью и т.д.)


МКК как особый тип коммуникации


Мы рассматривали ММК как общение языковых личностей, принадлежащих различным лингвокультурным сообществам. Подчеркнем. Еще раз, что общение является не только вербальным, но и невербальным. Специфика МКК наиболее явно проявляется при анализе отрицательного материала , то есть коммуникативных неудач, которые не только мешают общению, но и провоцируют межкультурные конфликты.

Причины коммуникативных неудач могут быть различны и обусловлены не только незнанием кода (языка), но и отсутствием «внекодовых» знаний.

Подумайте, почему иностранцам непонятны такие высказывания:

^ Усы у Руцкого уже есть, не хватает только трубки

Чайки стонут перед бурей

Много Шумейко из ничего

Там продолжают брать борзыми щенками.

Приведите свои примеры из современных газет и журналов.


Типология коммуникативных неудач может быть различной. Так, можно их классифицировать по признаку «кто виноват» - автор или адресат, сбой в монокультурной коммуникации или в межкультурной и т.д.

С лингвистической т.з. можно выделить три причины коммуникативных неудач (КН);

1) порождаемые устройством языка (недостаточное владение системой лексики, грамматики, фонетики иностр.языка)

2) порождаемые индивидуальными различиями говорящих (принадлежат к разным культурам, языков.сообществам)

3) порождаемые прагматическими факторами (незнанием правил коммуникации в различным ситуациях общения, т.н.дискурсивные неудачи). Это недопустимо , например, в деловом общении. Почему ?

Причем, вербальные неудачи трудно отделить от невербальных. Представьте, что вы в Англии и хотите подозвать к себе кошку.

Рассмотрим некоторые примеры.

  • Незнание инофоном слова или фразеологизма, жеста: let bygones be bygones, a short shrit, a white elephant, закинуть удочку, отбить мяч (Путин), ………(ваши примеры)

  • Неправильное восприятие жеста и приписывание знаковой функции незнаковым единицам другой культуры (бейсболки на головах американских студентов, ноги на столе, «американская улыбка»)


«Внешняя интерференция» - перенос знака и значения своей лингвокультурной системы в другую культуру, в которой они или вообще отсутствуют, или связаны с другими значениями.


«Внутренняя интерференция», когда инофон пытается оперировать знаками др.языка (ЛКС), но пользуется ими неадекватно. Например, сленг, имеющий ограниченное употребление, распространяется на все коммуникативные ситуации. Например, общение студентов-иностранцев со сверстниками и преподавателями. Вспомните, как представлены русские в американской экранизации нашей классики.


Языковые ошибки инофона:

А)фонетические и фонологические (угол-уголь, тарелька –фасол, hut –heart, ship – sheep), интонационные

Б) орфографические (например, в русской рекламе на английском, в китайских инструкциях на русском)

В) лексические ( home –building, cushion –pillow, контр-(бас, марка, адмирал) и англ.эквиваленты, старый-старший, little-small, different –various, journey, travel, tour, trip)

Г) грамматические (Past Simple - Present Perfect, анг. Предлоги (in a tree, in the street, at school, etc), русские .глаголы соверш. и несовершенного вида)

Д) lискурсивные ошибки. Вызванные не незнанием языка, а его системы, неверным использованием языковых средств в конкретных ситуациях, нарушением культурных норм и ценностей.

  • Этикетные ошибки (незнание правил речевого этикета, неверное обращение к лицам с титулами, званиями, в офиц. и неофиц.обстановке). (Ср. кавказский этикет, китайский и т.д.)

  • Стереотипные ошибки, вызванные невладением социокультурными стереотипами (подумайте, как садятся в такси русские и американцы,

  • Невладение ментальными стереотипами (ср. в русском и в англ.языках), различия в употреблении зооморфных характеристик человека.Так, у японцев свинья ассоциируется с нечистоплотностью, а не с полнотой; , барсук – с хитростью и корыстью, щенок для испанца – злобный и раздражительный человек , кот для англичан – свободолюбивое животное и т.д. А у русских ?



  • Приведите свои примеры.



К этой же группе ошибок можно отнести этнические стереотипы- этнонимы, активно использующиеся для характеристики личности в одной культуре, и имеющие др. значение, или совсем отсутствующие в другой. Как носители русского языкового сознания, напишите, что мы пониманием в следующих случаях:


Чукча –

Поляк –

Сделать что-то по-татарски-

Горячие финские парни –

Кавказский темперамент-


  • «Энциклопедические» ошибки», невладение фоновыми знаниями, которые известны практически всем носителям другой культуры ( King Arthur, Beowulf, Chauser,

  • the Canterbury Tales, Левша, Алеша Попович, Ярославна, Братец Иванушка и т.д.).


Следовательно, во избежание коммуникативных неудач, для успешного овладения чужим языком и культурой необходима аккультурация –«усвоение человеком, выросшим в одной национальной культуре, существенных фактов, норм и ценностей другой культуры» (Верещагин, Костомаров). А при сохранении национально-культурной идентичности – уважения к другим культурам, толерантности.