bigpo.ru
добавить свой файл
1


УДК 001(091)+37(09):94 «1920/1970»(574) на правах рукописи


НОГАЕВА ЗАУРЕ КАТТЕБАЕВНА


Иcторическое образование и наука в Казахстане

(1920-1970 г.г.)


07.00.02 – Отечественная история (История Республики Казахстан)


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук


Республика Казахстан

Алматы, 2010

Работа выполнена на кафедре Отечественной истории исторического факультета Казахского национального педагогического университета им. Абая


Научный руководитель: к.и.н., профессор Т.А.Найзагарин


Официальные оппоненты: доктор исторических наук,

профессор Алтаев А.Ш.


кандидат исторических наук,

доцент Туменова С.М.


Ведущая организация: Университет «Кайнар»


Защита состоится « 31 » марта 2010 г. в 16 - 00 на заседании Диссертационного совета Д 14.15.09 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук по специальности 07.00.02 – Отечественная история (История Республики Казахстан) при Казахском национальном педагогическом университете им.Абая по адресу: 050010 г. Алматы, ул.Жамбыла, 25, конференц. Зал

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Казахского национального педагогического университета им.Абая по адресу: 050010 г. Алматы, пр.Достык,13


Автореферат разослан « 2 »марта 2010 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор исторических наук, профессор М.К. Тулекова


Введение


Общая характеристика работы Диссертационная работа посвящена изучению системы исторического образования и науки в рамках той общественно-политической обстановки, которая существовала в Казахстане в 20-70-е гг. ХХ в. и на основе той совокупности теоретических концепций и методологических подходов, которые имели место в указанный период.

^ Актуальность темы исследования. Историческая наука и образование всегда играли важную роль в жизни общества. Особо их значимость возрастает в переломные моменты исторического развития. В условиях демократизации казахстанского общества, когда народы Казахстана осознают себя субъектами исторического процесса, интерес к иcторическому образованию и науке ним неизмеримо возрастает. В «Концепции становления исторического сознания в Республике Казахстан», утвержденной 5 июля 1995 г. Национальным Советом по государственной политике при Президенте РК, высоко оценивалась роль истории как одного «из главных факторов формирования общенационального единства и становления государственной идентичности Республики Казахстан, укрепления ее суверенитета, воспитания личности, гражданственности и патриотизма».

В связи с этим, изучение процесса создания и развития того образовательного и научного потенциала исторической науки, который сложился исследуемый период и на который опирается современное казахстанское обществоведение, имеет большое научное и практическое значение.

Актуальность исследования обусловлена многими факторами, но наиболее значимыми из них, являются следующие:

Во-первых, оно открывает целый ряд инновационных возможностей для эвристического восприятия проблемы и введения в научный оборот новых фактов и данных, характеризующих становление и развитие вузовского исторического образования и науки.

Во-вторых, прагматический аспект актуальности темы заключается в том, что концептуальное переосмысление исторической науки, освободившейся от идеологических догм и стереотипов советской эпохи, а также реформирование системы образования в соответствии с мировыми стандартами, невозможно без учета ретроспективного анализа как позитивного, так и негативного опыта развития иcторического образования и науки в Казахстане исследуемый период

В-третьих, познавательные основы темы связаны с описанием характерных для советской исторической школы приемов использования учеными источников, форм и методов познания. Выявление условий научной деятельности и научных выводов, позволяет, на наш взгляд, объективней подойти к оценке вклада ученых - историков и педагогов в формирование исторического знания и сознания в прошлом, а также к поиску новых подходов в развитии высшего исторического образования и науки в современном Казахстане в развитие образования и науки Казахстана.

^ Степень изученности проблемы. Мы полагаем, что тема нашей диссертации весома и сложна. Сложность заключается в том, что проблема носит двойственный характер: с одной стороны исследуются вопросы подготовки кадров историков, а с другой - развитие исторической науки. Эти вопросы хотя и взаимосвязаны, но обладают определенной научно-предметной самостоятельностью. Поэтому приводимый историографический обзор имеет два направления: историко-педагогическое и историко-научное.

Для цельного понимания того, какие принципы лежали в основе организации советской науки важно изучение с методологической и практической стороны работ советских науковедов: Г.М.Доброва, В.И.Дружинникова, В.М.Одина, В.М.Старостина, Е.А.Беляева [1].

В исследовании данной проблемы проблемы преуспели и казахстанские ученые. Наглядным свидетельством этому могут служить многочисленные исследования обществоведов республики по вопросам культуры, науки и образования. Среди работ казахстанских ученых науковедческой направленности следует отметить труды У.Ж. Алиева, З.А. Мукашева, Ю.А. Брязгалова, Е.Е. Буровой, А.Н. Нысанбаева, А.Г. Косиченко, Р.К. Кадыржанова и других авторов [2].

Значительно внимание обществоведами Казахстана уделено раскрытию понятия культурная революция, и ее роли в создании стройной системы образования и науки. Труды Н.Д. Джандильдина, С.Б. Баишева, Х.И. Бисенова, Р.Б.Сулейменова, А.И. Канапина, ХХ. Хабиева вошли в сокровищницу казахстанской культурологии [3].

В значительно большей мере с темой самой диссертации соотносятся труды, посвященные вопросам высшего образования, подготовки кадров, в том числе и историков, развития системы научных центров и их деятельности. В этом плане казахстанскую историографию можно разделить по различным уровням и направлениям. Вопросы формирования интеллигенции в Казахстане и ее подготовки в высших учебных заведениях рассматриваются в работах Г.Береза, Ш.Ю. Тастанова, Ж. Карагусова, А.Г. Калманова, И.Б. Мадина, Ж. Амантаева, М.Ж. Аргынбаева, К.Ж., Жаманбаева, В.П. Соскина, Х.М. Абжанова, Т.К. Катаева, К.Д. Жуламанова и других [4].

Интересные сведения по теме диссертации содержатся в изданиях посвященных истории отдельных высших учебных заведений Казахстана, особенно тех, где существовали исторические факультеты и кафедры, осуществлявшие подготовку исторических педагогических и научных кадров и проводивших значительную научно-исследовательскую работу.

С этой точки зрение особое внимание привлекает история первых ВУЗов республики – Казахского педагогического института, ныне Казахского национального педагогического университета им. Абая и КазГУ –Казахского национального университета им. аль-Фараби. Эти работы выходили в основном к юбилейным датам Октябрьской революции, либо датам основания самих ВУЗов.

Довольно разнообразна историография развития науки в ее структурно-организационных формах и научно-исследовательских подходах, как на общесоюзном, так и республиканском уровнях. Причем здесь можно уже говорить о развитии именно исторической науки, а не науки вообще.

В своих организационных основах, заложенных в 1920-1930-е гг. советская историческая наука, сохранялась до исчезновения СССР, но только после разоблачения культа личности Сталина оживилась научно-теоретическая мысль. В 60-80-е гг. ХХ в. произошел настоящий всплеск теоретического осмысления истории социальных процессов. В ряде коллективных монографий и сборников статей освещались основополагающие философско-теоретические и методологически-инструментальные вопросы истории.

Историография развития исторической науки в Казахстане Советского периода по основным своим направлениям и показателям аналогична общесоюзной. Среди общих работ по истории науки в Казахстане следует указать на сборники: «Наука в Казахстане за сорок лет советской власти», «Октябрь и наука Казахстана», «Наука Советского Казахстана 1920-1960 гг.», «Наука Советского Казахстана в 1920-1980 гг.», «Академия наук Казахской ССР» (хроника событий), «Научные учреждения Академии наук республики Казахстан», ряд работ А.К.Бисенбаева, Г.К.Кенжебаева [5] и юбилейный доклад Президента НАН РК М. Журинова, посвященный 60 –летию Национальной Академии наук Республики Казахстан [6].

Особенностью организационного развития собственно исторической науки в Казахстане на структурном уровне явилось то, что первыми стали возникать историко-партийные учреждения, так называемые Истпарты. Именно этому направлению посвящены монографии и докторская диссертация И.М.Козыбаева, а так же вышедший к 50-летию Института истории партии при ЦК Компартии Казахстана, очерк о становлении и развитии историко-партийной науки, написанный коллективом авторов [7] .

Развитие академической исторической науки представлено в историографии рядом работ, по вопросам становления и совершенствования структуры и направлениям деятельности Института истории и этнологии им.Ч.Ч. Валиханова. В основном это доклады к юбилейным датам и отчеты его директоров, заведующих отделами и ведущих научных сотрудников публиковавшиеся затем в «Известиях» и «Вестниких» АН КазССР, а также в других журналах и непериодических изданиях. Наиболее крупным капитальным трудом по истории академической исторической науки, является подготовленный коллективом ученых Института истории и этнологии НАН Республики Казахстан сборник очерков: - «Қазақстанның тарих ғылымы» под редакцией академика К.Н.Нурпеисова. В широком ретроспективном плане в этой работе подробно рассказывается о создании и деятельности Института, об основных направлениях его научных исследований за 60-лет его существования как в в целом, так и по отдельным направлениям исторических знаний – социально-демографическим, антропологическим, археологическим, этнологическим, государственно-национального строительства, развития различных отраслей народного хозяйства и культуры. Историографическая ценность этого труда заключается в том, что в нем даны биограммы и краткие характеристики научных интересов и вклада в историческую науку всех научных сотрудников, когда-либо трудившихся в стенах этого учреждения.

Историография вопроса будет не полной если не упомянуть о том, что отдельные составляющие исторической науки имеют свою историографию – это археология и этнология, историческая демография, историко-культурологические проблемы. Развитие исторической мысли в Казахстане с общей историографической оценкой вклада казахстанских ученых в историческую науку освещается в трудах Г.Ф. Дахшлейгера, Д.И. Дулатовой, П.Г. Галузо и З.А. Алдамжарова [8]. Особняком стоит в этой череде трудов замечательных казахстанских ученых-историографов двухтомное издание работ академика М.К. Козыбаева. Размышляя, автор, как бы подводит итоги развития советской исторической науки и научной мысли в Казахстане в ХХв. и пытается дать ответы на концептуальные проблемы отечественной истории, встающие перед историками независимого Казахстана. Он, особо отмечает, что трактовать историографию советского периода необходимо объективно.

Казахстанские историографы не обошли своим вниманием такие составляющие системы исторических знаний, как анализ источниковой базы – архивов и их возможностей в приращивании исторических знаний; библиотек, т.е. опубликованных сведений исторического характера, хранящихся в их фондах, периодической печати: журналов и газет, свидетелей своего времени,становящихся историческими источниками; музеев с их артефактами исторического бытия и мемуарной литературы.

В целом историографический обзор свидетельствует, что казахстанскими учеными проведена огромная работа по освещению основных проблем развития высшего образования и науки в Казахстане, создан мощный арсенал фактографических данных, историографы республики проанализировали и обобщили значительную часть того, что было сделано историками по разработке основных проблем прошлого Казахстана. Вклад наших предшественников – ученых и педагогов научно-исследовательских институтов и кафедр университетов в 20-70-е гг. ХХв. непереоценим.

Объектом настоящего диссертационного исследования выступает феномен формирования и развития в Казахстане исторического образования и науки, которые развивалось в рамках общественно-политической реальности советской системы.

Предметом исследования являются историческое образование и наука в Казахстане во всем многообразии существовавшего в 20-70-е годы ХХ в. всего научно-образовательного комплекса страны.

^ Цель и задачи исследования. Главной целью диссертации является комплексное и объективное, на конкретной историко-фактической основе, исследование проблем формирования и развитие исторического образования и науки в Казахстане в сложнай и противоречивый исторический период.Исходя из основной цели, были поставлены следующие задачи:

– достаточно подробно и поэтапно исследовать вопрос создания исторических факультетов и кафедр исторической направленности в ВУЗах Казахстана;

– обрисовать ситуацию укрепления материально-технической обеспеченности исторических факультетов и кафедр;

– расскрыть основные направления и методы, способствовавшие повышению уровня подготовки учителей историков, динамику изменения их численности и состава;

– дать общую картину организации научно-исследовательской деятельности и расширения организационной инфраструктуры исторической науки;

– выявить общее и особенное в подготовке и аттестации научно-исторических кадров через аспирантуру, докторантуру, институт соискательства и систему ВАКа;

– очертить важнейшие и наиболее актуальные направления в научно-исследовательской работе того времени с возможной характеристикой вклада в этот процесс наиболее выдающихся ученых-историков

^ Источниковая база диссертации представлена различными типами материалов в зависимости от их происхождения, нахождения и вида.

К первой группе источников относятся: историографическое наследие ученых историков, юристов, философов и экономистов, всех участников создания и развития системы высшего, в том числе исторического образования, организаторов исторической науки, разработчиков основных теоретико-методологических концепций и фактографических трудов.

Вторую группу источников составляют опубликованные документальные материалы директивного характера государственных и партийных органов, позволяющие проследить процесс развития высшего образования и науки в соответствии с законодательными основами создания и деятельности ВУЗов и НИИ. Среди наиболее емких изданий такого характера можно назвать - «Развитие высшего образования и науки в СССР (1917-1977 гг.)», «Народное образование в СССР» и «КПСС и Советское правительство о Казахстане», а также «Основы законодательства СССР и союзных республик о народном образовании». Непосредственно в Казахстане также постоянно издавались документальные сборники и статистические данные, где присутствуют сведения о развитии культуры, науки и высшего образования в республике.

Третью группу опубликованных источников составляют периодическая печать, библиографические указатели, серийные тематические издания и материалы конференций, где регулярно поднимались вопросы развития и совершенствования изучения и распространения исторических знаний, деятельности ВУЗов и НИИ, отдельных ученых и их творческого наследия.

К непериодическим изданиям информативного характера, которые были использованы при подготовке диссертации можно отнести библиографичесие указатели по истории Казахстана и Компартии республики, указатели докторских и кандидатских диссертаций по различным вопросам казахстанской истории, летописи книг и статей, издававшихся книжными палатами СССР и Каз ССР.

К четвертой группе относятся неопубликованные источники, вводимые в научный оборот в диссертации. Они представлены, прежде всего, архивными документами и материалами, прежде всего Архива Президента Республики Казахстан (далее АП РК), являющегося сосредоточением политических документов, политической истории. Здесь хранятся решения и постановления партийных органов – Казкрайкома ВКП(б)- ф.141 и Центрального Комитета Компартии Казахстана – ф. 708. Охватывая весь исследуемый период, они дают возможность проследить механизм принятия политических решений в области высшего образования и науки, воздействия политических догматов на общественные науки, в целом, и историю, в частности.

Значительный интерес представляют фонды партийных комитетов и организаций ведущих ВУЗов Казахстана и специализированных НИИ. Фонды низовых звеньев партийных структур привлекательны для исследования прежде всего с точки зрения того, как реализовывались политические и идеологические установки КПСС непосредственно на местах, какие задачи ставились перед кафедрами, факультетами и институтами в области изучения истории; одновременно материалы этих фондов позволяют проследить за ходом реализации научных планов, потому что в ту пору было принято отчитываться о научной работе на партсобраниях, а не только на ученых советах.

Центральный государственный архив Республики Казахстан (далее ЦГА РК) сосредоточил в своих хранилищах огромное количество фактического материала по истории Казахстана, в том числе и по предмету нашего исследования - созданию и развертыванию высшего образования в республике. В фонде 81- СНК КАССР-КазССР находятся важные сведения об открытии первых ВУЗов, где формировались исторические факультеты и кафедры – КазПИ им.Абая, КазГУ им. С.М.Кирова, института иностранных языков и ЖенПИ, областных педагогических институтов, укреплении их ресурсной базы, строительства учебных корпусов и общежитий, заботе о взращивании кадров педагогов, в том числе подготовке профессиональных учителей истории и научных работников. Фонды Казнаркомпроса (1692) и Министерства высшего и среднего специального образования (1982), как бы изнутри, позволяют отследить организаторскую деятельность этих ведомств в области высшего образования. Они содержат богатый фактический материал о работе отдельных университетов и пединститутов в виде годовых и пятилетних отчетов ВУЗов об образовательно-педагогической и научно-исследовательской работе.

Вся научная деятельность отраслевых НИИ и особо интересующего нас Института истории, археологии и этнографии им.Ч.Ч.Валиханова отражена в материалах Центрального архива НАН РК

^ В теоретико-методологическом плане диссертация опирается на научные принципы: историзма, т.е. поэтапного и созвучного своему времени развития сюжетной линии повествования; объективности, предусматривающей непредвзятое и всестороннее изучение вопроса; гражданственности - значимости исследуемой проблемам для общества; толерантности - уважительного отношения к творчеству казахстанских ученых-историков, педагогов и организаторов исторического образования той поры. В исследовании проблемы использованы общенаучные законы диалектики и логики, типологических подходов в анализе и синтезе с применением методов - системности и функционального структурирования; методик критического, всестороннего анализа источников и документов, приемов - хронологии, статистики, сапоставления и т.д

^ Хронологические рамки диссертационного исследования охватывают 20-70-е гг. ХХв. Выбор хронологического периода объясняется тем, что в это время окончательно сформировались все образовательные и научные ветви советской исторической науки. Именно на эти годы приходятся значимые достижения казахстанской советской историографии; полностью сложилась вся инфраструктура исторического научно-образовательного комплекса.

^ Научная новизна Работа представляет собой первое комплексное исследование становления и развития иcторического образование и наука в Казахстане в 1920-1970 – е годы. Конкретно новизна исследования заключается в следующем:

Прослежен процесс подготовки кадров историков в системе высшего образования Казахстана, формирования структурных звеньев высшего исторического образования – кафедр и факультетов в институтах и университетах, их научно-организационной и исследовательской деятельности.

В работе впервые дан комплексный анализ развития исторического образования и науки в Казахстане в их взаимосвязи и последовательности формирования научных кадров, а также новых направлений исторических исследований по тематике, периодам, регионам в совокупности с субисторическими дисциплинами – этнографией, археологией, источниковедением, историографией.

Новизна исследования заключается также в осмыслении истории исторической науки и образования как единого научно-образовательного комплекса в свете политики государства в этой области и определенных социально-экономических факторов.

^ Научная и практическая значимость исследования заключается в том, что материалы диссертации могут служить в качестве отправного момента в дальнейшей более широкой по периоду и углубленной по предмету разработке данной проблемы. Кроме того, они могут предсталять интерес для практического использования работниками и специалистами в сфере образования и науки.

^ Положения выносимые на защиту. С учетом не достаточной научной разработанности проблемы на защиту выносятся следующие положения:

1. Советская система подготовки кадров профессиональных историков -педагогов и научных работников представляла собой единый научно-образовательный комплекс.

2. Историческое образование и наука являлись важной составной частью внутренней политики государства, которым уделялось особое внимание двоякого смысла - поддержки и ускоренного развития с одной стороны, а с другой – крайней степени идеологизаци и политизации.

3. В 20-70-е гг. ХХ в. Казахстане была создана мощная ресурсная база исторического образования: сеть исторических факультетов и кафедр в ВУЗах, с соответстсвующим своему времени материально-техническим обеспечением, система подготовки, переподготовки и повышения квалификации историков- педагогов.

4. В 20-е годы развернулась, а 70 –е годы ХХв. завершилась работа по формированию основных звеньев исторической научно-иследовательской академической науки, осуществлялись специализированные исследования в антропологии, этнографии, археологии, общей и политической истории; готовились и выходили в свет комплексные научные труды по различным периодам и направлениям истории Казахстана.

5. В исследуемый период историческая наука и образование получили превосходное научно-исследовательское обеспечение ввиде разветвленной сети архивов и библиотек, музеев и охраняемых государством исторических памятников, научно-координационных центров.

6. К середине ХХв. в Казахстане имелась хорошо отложенная система подготовки и аттестации научных кадров, в университетах и НИИ были созданы отделы аспирантуры и докторантуры. Действовали специализированные научные советы по защите кандидатских и докторских диссертаций, были разработаны единые правила и положения о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий..

7. Конец исследуемого периода, т.е. 70-е гг. ХХ в., стал венцом расцвета советской казахстанской исторической науки, хотя и имелись теоретико-методологические огрехи, но можно защищать положение о том, что в эти годы выросла замечательная плеяда казахстанских ученых историков и педагогов.

^ Апробация основных положений работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования нашли свое отражение в 8 публикациях, в том числе в 4-х статьях в журналах, рекомендованных по историческим наукам ККСОН МОН РК и 4-х сообщениях на научно-практических конференциях.

^ Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из определений, списка обозначений и сокращений, введения, двух разделов, семи подразделов, заключения, списка использованных источников и приложений.


^ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


Во введении диссертационного исследования отражены актуальность, научная новизна темы, обозначены объект и предмет, цель и задачи исследования, степень изученности проблемы, проанализирована источниковая база, определена теоретико-методологическая основа диссертации и обозначены основные положения, выносимые на защиту.

В первом разделе – «Становление вузовской системы подготовки историков-педагогов и совершенствование научно-педагогической деятельности» рассматриваются основные этапы формирования этой системы в рамках единого образовательно-научного комплекса. В разделе анализируются не только динамика роста и успехов в становлении исторического образования в Казахстане, но и проблемы и нерешенные вопросы.

В первом подразделе – «Формирование первых казахстанских вузов, исторических факультетов и кафедр в 20-40-е годы» дается анализ создания первых вузов – Казахского педагогического института и Казахского государственного университета, которые заложили основы становления и развития исторического образования. Указывается на то, что в 20-40-е годы весьма серьезное внимание уделялось подготовке педагогических кадров. С середины 30-х гг. учительские институты были созданы в Алма-Ате, Уральске, Актюбинске, Караганде, Кзыл-Орде, Петропавловске, Семипалатинске, Чимкенте. В КазГУ был открыт историко-экономический факультет. Интересна динамика подготовки учителей-историков. Так в Кзыл-Ординском институте в 1937г. училось 76 студентов - историков, в 1938г.-74, в 1939г. – 80, в 1940г.- 82 человека. Значительно возростал удельный вес казахов-студентов по республике. К концу 30-х годов удельный вес казахов в учебных заведениях достиг 50%, а казашек – 20-25 %. В 1937\38 уч. году в вузах республики училось 557 казахов, в том числе 34 казашки.

К началу Великой Отечественной войны в Казахстане уже функционировало 20 высших учебных заведениях. В годы войны был создан уникальный вуз-Казахский женский педагогический институт и казахское женское педагогическое училище, где действовали факультеты подготовки учителей истории. Уже в первом наборе в институт было подано 300 заявлений на 90 мест. Приняли 97 человек, из них на исторический факультет -34 девушки [9].

Большую методическую помощь преподавателям вузов Казахстана оказывали профессорско-преподавательские кадры, эвакуированых в республику 20 крупных вузов страны.

Во втором подразделе – «Развитие вузовской системы и исторических факультетов в 50-70-е годы» показана дальнейшая картина изменений в вузовской системе и историческом образовании. Сразу же после окончания войны в октябре 1947г. Советское правительство и ЦКВКП(б) приняли постановления «О мерах дальнейшего развития высшего и среднего образования в Казахской ССР». Республике выделялись дополнительные средства на строительство учебных заведений, укрепление их учебно-материальной базы.

В последующие годы пятой и шестой пятилеток, 1951-1959гг., сеть вузов продолжалось расширяться. Было открыто 8 новых высших учебных заведений, которые, как правило, открывались в областных центрах. Обращает на себя внимание, что только в 1951г. вузы Казахстана подготовили 148 педагогов-историков.

Улучшалось методическая работа на обществоведческих кафедрах. Согласно приказу в Министерстве высшего и среднего школьного образования КазССР, была создана секция общественных наук в составе 17 человек под председательством доктора исторических наук, профессора А.Б.Турсунбаева [10].

Наряду с созданием в Казахстане новых учебных заведений, дальнейшее развитие получили вузы, сформированные в довоенный период. Особое внимание уделялось ведущему вузу республики Казахскому государственному университету. В 1948 г. историческое отделение было преобразовано в факультет с кафедрами: истории СССР и всеобщей истории. С 1955 г. факультет стал осуществлять учебный процесс согласно утвержденного Минвузом СССР нового учебного плана по специальности «История» для государственных университетов, который предусматривал подготовку историков широкого профиля. C 1950 по 1959 гг. истфак КазГУ выпустил 635 специалистов [11]. О том, что исторический факультет действительно стал, готовить специалистов широкого профиля говорят следующие данные. Из числа выше указанных 635 выпускников 320 преподавали в школах, 90 выпускников работали в высших учебных заведениях и научных учреждениях и около 40 в партийно-советских органах республики [12].

В конце 50-х годов Министерство высшего и специального образования республики принимает решение организовать в 1958/59 учебном году на историческом факультете самостоятельную кафедру истории Казахстана. Для этого в ее штат переводились 8 преподавателей с кафедры истории СССР [13]. Кроме того, на факультете были созданы два отделения – русское и казахское.

На основании постановления Минвуза республики от 10 декабря 1960 г. при кафедре истории Казахстана стал функционировать кабинет по истории Казахской ССР. Как отмечалось в постановлении министерства, кабинет был создан в целях «сосредоточения редчайших изданий, рукописей, фотокопий документов и материалов, археологических находок по истории Казахской ССР, а также для ведения научно-консультационной работы для аспирантов, научных работников и учителей республики, преподающих историю Казахстана».

Крупные позитивные изменения проходили в старейшем вузе республики Казахском педагогическом институте им. Абая. В 1928 г в КазПИ насчитывалось только 9 преподавателей. Через 50 лет численность профессорско-преподавательского состава института превысила отметку 420 человек - из них более 30 докторов наук, профессоров, 225 кандидатов наук, доцентов. За 50 лет своего существования институт дал путевку в жизнь
свыше 31,5 тыс. учителей-педагогов. Среди них был и академик АН Казахской ССР А. Н. Нусупбеков, руководивший Институтом истории, археологии и этнографии АН КазССР. Одним из крупнейших подразделений института являлся исторический факультет.

В 60-е-70-е гг. происходило дальнейшее укрепление вузов республики. Были упразднены учительские институты. Они были преобразованы или объединены с пединститутами. Создавались новые вузы. Исходя из указаний центральных органов ЦК КП Казахстана и Совмин КССР 17 октября 1961 г. приняли постановление «О мерах по обеспечению общеобразовательных школ Республики учительскими кадрами», где ставилась задача «обеспечить укрепление материальной базы педагогических институтов с учетом увеличения контингентов студентов этих учебных заведений» [14].

В 70-е гг. ХХв. в Казахстане функционировало уже свыше 50 вузов – два университета (КазГУ и КарГУ) и свыше двадцати пединститутов, в большинстве из которых работали самостоятельно или объединенные исторические факультеты. Все вузы имели обществоведческие кафедры.

^ В третьем подразделе – «Повышение уровня научно-исследовательской работы кафедр в подготовке педагогов историков», анализируются пути совершенствования преподавания исторических дисциплин.

Важное значение в дальнейшем совершенствовании преподавания истории имело республиканское совещание преподавателей общественных наук вузов республики, проведенное в 1956г. На этом кворуме историков высших учебных заведений был отмечен положительный опыт Казахского государственного университета, Казахского педагогического института и ряда других вузов в руководстве деятельностью исторических кафедр общественных наук.

Важную роль в реализации задач совершенствования подготовки будущих историков сыграло положение Минвуза СССР от 30 октября 1959 г. о создании в вузах учебных кабинетов общественных наук. На основании этого положения Комитет высшего и среднего образования Казахской ССР издал приказ (ноябрь 1959 г.), где большое значение имело привлечение студентов историков к научно-исследовательской работе кафедр. В начале 60-х годов Министерством высшего и среднего специального образования Казахской ССР был разработан перспективный план развития научных исследований в подведомственных ему вузах на 1962-1980 [15].

Помимо плановой, если можно так выразиться научной подготовки, будущие учителя-педагоги привлекались непосредственно к исследовательской деятельности через систему студенческих научных обществ (НСО). С начала 50-х годов стали проводиться городские, а затем и республиканские конкурсы студенческих работ. В 1967 г. состоялся 1-й Всесоюзный конкурс студенческих работ по проблемам общественных наук и молодежного движения. В нем приняли участие 2500 казахстанцев. С каждым последующим конкурсом росло число студентов вузов республики, принимавших в них участие.

Сам характер профессии историка предполагает формирование у будущих преподавателей-учителей качеств воспитателя, организатора массово-политической работы. Эта задача решалась организацией общественно-политической практики (ОПП), как одно из направлений подготовки специалистов, как неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса ОПП стала складываться в конце 60-х и начала 70-х годов.

Во втором разделе - «Организация историко-исследовательской деятельности и подготовки научных кадров историков» изучаются вопросы формирования инфраструктуры исторической науки по периодам и основным дисциплинарным направлениям, а также создания научно-кадрового потенциала страны.

В первом подразделе – «Становление и развитие научно-исследовательских центров в области исторических наук», характеризуется структура исторической науки в ее организационных основах. Общая история - отечественная и зарубежная, исследовалась в специальных НИИ в составе АН СССР. В Казахстане был только один исследовательский институт по отечественной истории – это Институт истории, археологии и этнографии АН КазССР. В КазГУ и некоторых педвузах на исторических факультетах преподавание истории велось различными кафедрами – истории Казахстана, истории СССР, зарубежной истории по регионам и периодам. Существовала также, так называемая, историко-партийная наука, которую сегодня можно было бы назвать политической историей или исторической политологией, а тогда она преподносилась под флагом Истории КПСС. Изучением процессов в этой области исторических знаний занимался Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС и сеть его филиалов при ЦК Компартий союзных республик – Институтов истории партии. Такова была общая схема советской исторической науки, которая воспроизводилась и в Советском Казахстане. В силу особой роли и места истории КПСС в образце советского обществоведения, ее институционализация началась раньше других отраслей общественных наук.

Первые шаги историко-партийной науки в Казахстане относится к 20-м г. ХХ в. В 1922 г. было создано бюро Истпарта при Киробкоме РКП(б). В 1931г. наряду с Истпартом был учрежден Казахстанский институт марксизма-ленинизма. В 1933г. произошло его разделение на учебное заведение – КИМЛ, будущее начало Алматинской высшей партийной школы, и КНИИМЛ, объединенный с Истпартом – это будущий Институт истории партии при ЦК Компартии Казахстана.

КНИИМЛ (Институт истории партии) вел исследовательскую работу в области изучения истории революционного движения в Казахстане, становления местных парторганизаций и партийного строительства (с 1969г.), и также переводом партийных документов и трудов лидеров коммунистического движения К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина и последующих руководителей партии и Советского государства. Наряду с переводческой деятельностью в Институте истории партии активно развивалась научно-творческая, исследовательская работа. Это напрямую было связано с тем, что на протяжении всей истории Института его возглавляли, творческие одаренные люди, замечательные ученые исследователи: П.С.Мамыкин, С.Сейфуллин, А.Д.Уразбаева, С.М.Мендешев, А.Т.Джангильдин, И.М.Курамысов, А.Л.Лекеров, М.Б.Ахинжанов, Н.Г.Тимофеев, С.Б.Баишев, Н.Д.Джандильдин, Т.Ж.Жангельдин, С.Б.Бейсембаев, А.Р.Ахметов, Б.А.Тулепбаев. Под их руководством и рука об руку трудились известные в Казахстане историки – И.С.Горохводатский, П.М.Пахмурный, Ш.Я. Шафиро, Т.П.Губа, Х.Г. Айдарова, М.К. Козыбаев, З.А.Голикова, П.И. Тибекин, С.Б. Кульбаев, А.Г. Сармурзин, Ч.Г. Мусин, Д.А. Искакова, В.К. Григорьев, Г.Я. Козлов, Х.М. Маданов, М.Г. Кенжебаев. В 70-е годы они способствовали становлению многочисленной плеяды молодых ученых историков той поры – В.П.Осипова, Т.Х. Тлеуова, В.И.Коваля, М.Ж.Абдирова, В.И. Коршунова, Н.Р. Джагфарова, Т.О. Омарбекова, Л.Ю. Зайниевой, М.К. Койгельдиева, Е.М. Грибановой, Н.С. Фурсина, А.Д. Букешева и многих других. Творческий коллектив института отличала высокая работоспособность, профессиональная подготовка, владение различными формами и видами научно-исследовательской и научно-публикаторской деятельности.

Зарождение академической науки в Казахстане относится к началу 30-х годов ХХ века. В 1932 году была создана Казахстанская база АН СССР. В ее составе в 1933 году образован КазНИИ национальной культуры, занимавшейся изучением истории, археологии, литературы и языка, народного эпоса, изобразительного и музыкально-хореографического искусства. На основе историко-археологической секции этого института в 1936 году образуется исторический сектор. 6 декабря 1944 г. Совет Министров СССР, а затем штатная комиссия при СМ Каз ССР приняли решение о целесообразности создания самостоятельного Института истории и археологии. 14 августа 1945 года под председательством академика К.И. Сатпаева состоялось заседание президиума Казахского филиала АН CCCР на котором было принято постановление о создании Института истории, археологии и этнографии. Его становление происходило в 40-е -50-е годы ХХ века. За это время его состав увеличился в несколько раз, более емкой и сложной стала организационная структура. Если на момент создания в Институте было всего пять научных сотрудников, то в 1946 году уже 37 человек, а в конце 50-х годов в нем трудились 75 научных и научно-технических работников. Совершенствовалась и усложнялась структура Института: из трех секторов к 50-м годам было создано 7 отделов по истории, археологии и этнографии, что позволило расширить научный поиск и фронт публикаторской деятельности. В области общих вопросов истории внимание ученых было сосредоточено на этногенезе казахского народа, его дореволюционной и послереволюционной истории, проблемах присоединения Казахстана к России, национально-освободительного движения в крае, истории общественной мысли. Весомый вклад в разработку этих проблем внесли историки Н.Г. Апполова, Е.Б. Бекмаханов, Г.Е. Елеуов, С.Н. Покровский, Б.С. Сулейменов, В.Ф. Шахматов, С.В. Юшков и другие исследователи.

В разработку древней и средневековой истории Казахстана активно включались и археологи республики. В эти годы в отделе археологии начали свою работу А.Х.Маргулан, Алпысбаев, Е.И.Агеев, К.А. Акишев, А.М. Оразбаев, М.К. Кадырбаев. В Казахстане работали Центрально-Казахстанская, Южно-Казахстанская, Восточно-Казахстанская и Западно-Казахстанская археологические экспедиции, которыми соответственно руководили – А.Х. Маргулан, А.Н. Бернштам, Е.И. Агеева, С.С. Черников.

Благодоря их усилиям были открыты многие памятники сармато-сакской культуры, выявлены древние и средневековые поселения и городища, могильники и памятники архитектуры. В целом эти археологические открытия позволили более четко и ясно представить себе процесс перехода древних насельников Казахстана от земледелия к скотоводству, зарождению и развитию номадической цевилизации с одновременным существованием синкретизации городской и кочевой культур.

Конец 40-х - начало 50-х годов ХХ века ознаменовались так же оживлением этнографических исследований. В этот период актиено занимались научными исследованиями этнографы-профессионалы Н. Сабитов, И.В. Захарова, Г. Валиханов, Р.Д. Ходжаева к ним присоединились более молодые – Х.Аргынбаев, Е. Масанов, М. Муканов, О. Исмагулов. Основной темой разработки этнографов стало изучение культуры и быта казахов.

Научная целеустремленность сотрудников Института истории, археологии и этнографии АН Каз ССР позволяла постоянно наращивать темпы исследовательской работы и выпускать все большее число работ. Если за 1950-1953 годы научная продукция Института составили 140 печатных листов, то за 1956-1961 годы уже 1064 печатных листа. Сюда вошли десятки и сотни статей, монографий, документальных сборников.

Институт истории, археологии и этнологии им. Ч.Ч.Валиханова АН Каз ССР продолжал успешно развиваться и в 60-е 70-е годы ХХ века. Росли его кадры, множились исследования, совершенствовалась структура Института, обогащалась тематика исследований и глубина их проработки. В середине 60-х годов в Институте работали 78 человек, в том числе 55 научных работников, из них 5 докторов наук, 33 кандидата и 11 научно-технических работников. К концу изучаемого периода, Институт состоял из 10 отделов: Отдела археологии, в который входили археологический музеи и проблемная лаборатория археологических технологий, а также отдел этнографии; древней и средневековой истории Казахстана; истории досоветского Казахстана; истории Великой Октябрьской социалистической революции и социалистического строительства; истории Великой Отечественной войны; истории коммунистического строительства; истории культуры Советского Казахстана; историографии Казахстана и востоковедения. В институт входила, помимо названных отделов, комиссия по истории науки и техники Президиума АН Каз ССР.

В Институте истории, археологии и этнографии им. Ч.Ч. Валиханова АН КазССР сложился высокопрофессиональный коллектив ученых историков. Все самые выдающиеся имена исследователей отечественной истории мы встретим среди сотрудников Института. Свыше четверти века в 50-е – 70-е годы Институт возглавляли его директор Акай Нусупбекович Нусупбеков и заместитель директора по науке Григорий Федорович Дахшлейгер. Именно им принадлежит заслуга дружной и сплоченной работы всего коллектива. В полную творческую силу трудились Г.А. Абишев, В.Я. Басин, Н.Е. Едыгенов, К.А. Акишев, П.С. Белан, М.К. Кадырбаев, Т. Б. Балакаев, такие корифеи исторической науки как К.Н. Нурпеисов, М.Х.Асылбеков, О. Исмагулов, Р.Б. Сулейменов, К.М. Байпаков, Б.И. Кумеков, К.А. Пищулина, подрастала смена молодых ученых, вышедших на пик своего творчества уже в 80-90-е годы – М.Х. Абусеитова, И.В. Ерофеева, А.Ш. Кадырбаев, М.К.Койгелдие К.С. Алдажуманов, Ж.Б. Абылхожин, Е. Валиханов и другие.

В конце 70-х годов по инициативе Р.Б. Сулейменова в отделе феодализма в Казахстане, в котором тогда успешно трудились Б.Е. Кумеков, К.А. Пищулина, Ю.А. Зуев, А.Ш. Кадырбаев, В.К.Шуховцев, вначале был сформирован сектор, а затем и отдел востоковедения в составе М.Х. Абусеитовой, К.Ш. Хафизовой, Г.Т.Бейсембаева, Ж. Жапбасбаевой и других. Усилия этих ученых были вначале сосредоточенына на выявлении,переводе новых или малоизвестных источников на арабском, китайском, персидском и тюркских языках, и на их основе затем решались проблемы древней и средневековой истории.

Во второй половине 70-х гг. ХХ в. все творческие силы Института истории, археологии и этнографии АН КазССР были направлены на подготовку пятитомной «Истории Казахской ССР с древнейших времен до наших дней». К этому фундаментальному труду были привлечены и ученые из Института истории партии при ЦК Компартии Казахстана, кафедр истории вузов республики и видные обществоведы из других общественно-гуманитарных структур академической и вузовской систем, т.е. фактически этот труд стал коллективным произведением лучших сил ученых обществоведов Казахстана той поры.

В состав редколлегии пятитомника вошли С.Б. Бейсембаев, С.Б.Баишев, Г.Ф.Дахшлейгер (зам главного редактора), С.Н.Кенесбаев, А.Х.Маргулан, Г.М. Мусрепов, А.Н. Нусупбеков (главный редактор), С.Н.Покровский, Б.С. Сулейменов, Б.А. Тулепбаев. Каждый том имел также свою редколлегию и свой авторский коллектив.

Всего за четыре года, с 1977 по 1980 год, были изданы все тома этого фундаментального труда. В целом пятитомное издание «Истории Казахской ССР с древнейших времен до наших дней» является выдающемся вкладом казахстанских ученых в развитие исторической науки в нашей стране. Недаром его результаты были высоко оценены. Наиболее активные редакторы и авторы - А.Н. Нусупбеков, К.А. Акишев, Б.Н. Абишева, Г.Ф.Дахшлейгер А.Х. Маргулан, К.Н. Нурпеисов в 1982 году были удостоены Государственной премии Казахской ССР.

Во втором подразделе – «Вклад в историческую науку культурно-просветительных учреждений Казахстана», проанализированы вопросы детальности архивов, музеев, а также библиотек.

К середине 30-х годов ХХ века архивная сеть Казахстана носила централизованный и всеобъемлющий характер. Были созданы не только центральные, но и местные архивы, проведена проверка и систематизация архивов наркоматов, других центральных учреждений, предприятий индустрии и сельского хозяйства. В 1938 году ЦАУ и его местные органы были переданы из ведения Верховного Совета КазССР в подчинение НКВД республики. Их возвращение в лоно гражданско-правового поля произошло только в 1960-1963гг., когда они были переданы из органов МВД КазССР в ведение Советских органов в центре и на местах и было образовано Главное архивное управление при Совете Министров КазССР.

В 70-е годы ХХ века государственные архивы Казахстана хранили свыше 4 млн. дел, охватывающих историю Казахстана за два с половиной века. В этих архивах было сосредоточено также хранение других документальных источников – свыше 150 тысяч киножурналов, документальных фильмов, фотографий, звукозаписей, чертежей и графических материалов. Наряду с государственными архивными фондами в Казахстане действовало 11 тысяч ведомственных архивов, имевших в своем расположении свыше 3 млн. единиц хранения.

Наряду с общей историей Казахстана, создавалась документальная база и по его политической истории, т.е. историко-партийной науке. К 70-м годам ХХ в. историко-партийная архивистика республики представляла из себя следующую картину: в партийном архиве Института истории партии при ЦК Компартии Казахстана хранилось около 700 тыс. дел, рассредоточеных по полутора сотням фондов, в 19 партархивах областных комитетов партии имелось свыше 400 тыс. единиц хранения.

Таким образом, архивы Казахстана в 30-е -70-е годы ХХ века стали мощной источниковой базой исторической науки и благодаря неустанному труду своих сотрудников превратились в центры публикаций архивной документалистики по различным периодам, направлениям и проблемам Отечественной истории.

Важной составляющей частью общей документалистики, наряду с архивами являются музеи, в которых сосредоточено огромное количество артефактов, зачастую уникального характера. Музеи в исторической науке выполняют троякую функцию: Во-первых они собирают и хранят вещественные свидетельства истории, т.е. служат накоплению исторических фактов и приращиванию исторического знания; во-вторых, организуя хронологические и тематические экспозиции и выставки, способствуют пропаганде исторических знаний, формированию исторического сознания на наглядных примерах исторического бытия; в-третьих, сотрудники музеев участвуют в исследовательской работе, как непосредственно в музеях, так и в коллективных трудах совместно с учеными НИИ и кафедр по публикации различных трудов и их иллюстрации.В целом, в исследуемый период в музееведении Казахстана произошел настоящий бум. Динамику увеличения числа музеев могут дать следующие цифры: в 1927г.- 6 музеев, в 1937– 19, 1939 – 25, в 1970 – 29, с 1980 – по настоящее время действуют 154 музея.

Непереоценимыми письменными историческими источниками обладают библиотеки Казахстана. Сеть библиотек в Казахстане начала формироваться еще в конце Х1Хв., но наибольший размах создание библиотек получило в период культурной революции 20-30-ые годы ХХ в., а в середине прошлого века население КазССР как и других республик Союза было признано самым читающим в мире. В целом можно констатировать, что в исследуемый период в Казахстане был создан мощный фундамент документально-источниковой базы исторической науки, сложилась разветвленная инфраструктура учреждений и организаций собиравших, хранивших и воспроизводивших источники по истории Казахстана и отчасти по отдельным направлениям всеобщей истории и субисторическим дисциплинам.

В третьем подразделе – «Система подготовки и аттестации научно-педагогических кадров высшей квалификации» отмечается, что существование исторической науки невозможно без наличия квалифицированно подготовленного корпуса ученых-историков профессионалов как в НИИ, так и на кафедрах истории в вузах. Аспирантура и докторантура, начали создоваться с 1925 года [16], открываясь при университетах и научно-исследовательских институтах по соответствующим отраслям знаний и специальностям. Обучение было очным или заочным.

Общее руководство подготовкой и аттестацией научно-педагогических кадров осуществлялось через специальный орган – Высшую аттестационную комиссию (ВАК) при Совете Министров СССР. Именно она принимала окончательное решение о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий – кандидатов наук и доцентов, докторов наук и профессоров.

В Казахстане эта система начала активно развиваться начиная с 30-40-х годов. Первая аспирантура в республике была создана в 1932 году в Казахском педагогическом институте. В 1938 году была открыта аспирантура по обществоведческим отраслям знаний в КазГУ им. С.М.Кирова, а также в Уральском и Семипалатинском пединститутах.

С 1941 по 1945гг. по казахстанской исторической проблематике было защищено 7 докторских и 14 кандидатских диссертации. В последующем эти темпы нарастали. С 1946 по 1950г. было защищено уже 78 диссертаций.

Аспирантура по истории партии была создана в 1950г. в Казахском филиале ИМЭЛ. Всего за исследуемый период по нашим подсчетам было защищено 1262 кандидатских и докторских диссертаций, из них 821 диссертаций по общей истории Казахстана и 441 по политической истории – истории партийных организаций республики, среди них было 129 докторских диссертаций по гражданской истории и 29 по истории партии. Из 821 диссертации по истории Казахстана, 667 работ или 81,2%, были посвящены дореволюционной истории. Что касается проблематики изучаемых вопросов, то 374 диссертаций раскрывали общие вопросы социальных, экономических, государственно-политических и культурологических проблем от древности по новейшее время включительно; 148 исследований связано с археологическими изысканиями; 79 работ касались антропологии и этнографии (этнологии); 61 диссертация была посвящена историографии и источниковедению.

Определенный интерес может представлять анализ национального состава ученых-историков с учетом многонационального состава населения республики. Удельный вес казахов в общей численности населения республики составлял в конце 1950-х годов 32% Из 667 диссертаций по дореволюционному Казахстану 221 принадлежали ученым - казахам или 33,1 %. Более высокий показатель был по истории партии, где из 455 диссертаций 241 были защищены казахами, причем среди 29 докторов наук 19 являлись представителями казахской интеллигенции, что давало соответственно 59,2 и 65,5 %, свидетельствующих о том, что национальная научная элита в области истории находилась на передовых рубежах научного фронта.

В четвертом подразделе – «Актуализация направлений и разширение проблематики историко-исследовательской работы» рассматриваются вопросы становления научно-теоретической исторической мысли в Казахстане, постепенного превращения истории в многоотраслевую науку с выделением направлений в областях историографии, археологии, этнографии, антропологии, политической истории, исторических субдисциплин – истории государства и права, экономики, социологии и культорологии.

На первоначальном этапе отечественной историографии был обобщающий подход к истории тюркских народов вообще и казахского народа в частности. Это работы М.Тынышпаева, А.П.Чулошникова, С.Асфендиярова. Но уже с 30-х годов появляются специализированные труды А.Х.Маргулана по этнографии и археологии. Особенно быстро набирала темпы развития археология. Увлечение казахстанскими древностями в 30-40-е гг. приняло массовый характер. К 50-м гг. археологическими экспедициями были охвачены все регионы Казахстана. Мировой сенсацией стали раскопки Иссыкского кургана. Монография К.А.Акишева о «Золотом человеке» в свое время стала археологическим бестселлером. В целом развитие археологической науки в Казахстане в 30-70е гг. ХХв. значительно расширило горизонты изучения казахстанской истории отодвинув ее далеко вглубь веков и тысячилетий.

Cледующим важным направлением, в развитии исторической науки, является антропология. Как субисторическая дисциплина антропология сложна для изучения. Ученый занимающийся антропологией должен быть и биологом, и историком, поэтому казахстанских кадров, занимающихся этой наукой немного. В Казахстане самым выдающимся ученым в области антропологии является О.И.Исмагулов. Его научная биография начавшаяся в 60-г.ХХв. продолжается и поныне.

Другим направлением в развитии исторической науки в Казахстане стала этнография с выходом от описательного характера характера культуры и быта народа на теоретический уровень культурологического и этнологитического плана. В 1934г. В Казахстане был образован Казахстанский НИИ национальной культуры. Особенно активно этнография в республике стала развиваться начиная с 40-х годов ХХ в. В 50-е 70-е годы ХХ века в Казахстане выросла и заявила о своих научных достижениях плеяда замечательных этнографов – это Э.А.Масанов, М.С.Муканов, Н.С. Сабитов, А.М. Жиренчин, С.Е. Толыбеков, Х. Аргынбаев, М.А.Зуев, В.В. Востров, Х.А. Кауанова, Ш. Тохтабаева и другие. Ими были собраны и описаны многие этнографические нюансы из истории кочевого быта казахов, их обычаи, родо-племенной состав жузов, народное ремесленное производство и многие другие этнографические древности казахского народа.

Наряду с археологией, антропологией и этнологией казахстанские ученые постоянно расширяли поле исследований и углубляли проблематику изысканий в области общих проблем истории социально-экономического и общественно-политического, культурного развития казахского народа, государственных форм устройства, общественных движений, национально-освободительной и революционной борьбы и др. При изучении истории Казахстана применялись в основном методы хронологического и проблемно-тематического характера, т.е. история делилась на древнюю, средневековую, новую и новейшую, а внутри этих емких этапов рассматривались соответствующие времени вопросы проблемно-тематического характера.

В 50-70-е годы в казахстанской исторической науке утверждается и растет востоковедческое направление. Вначале это были работы о сопредельных народах и диаспорах восточных народов, живших на территории Казахстана, а затем изучение проблем востоковедения коснулось и этносов, как сегодня принято говорить, дальнего зарубежья. Ученые разрабатывали и освещали историю соседних уйгур, каракалпаков, дунган, корейцев, киргизов. Это нашло отражение в трудах У.Х.Шалекенова, И.Юсупова, Ким Син Хва [17]. Создание Института уйгуроведения, а затем и востоковедения получило дальнейшее развитие уже в современных условиях Казахстана.

В конце изучаемого периода значительно оживилась научная работа на кафедрах всеобщей истории, появились оригинальные работы по истории стран Европы и Америки, о чем свидетельствовали труды Я.Д. Серовайского, К.С. Шестова, а позже работы Ж.У. Ибрашева и Б.Б. Ирмуханова и других исследователей [18].

Появились новые направления и в Отечественной истории – это историческая демография и историческое краеведение. В направлении историчекой демографии в 60-70-е гг. успешно трудились Н.С.Бекмаханова, Ф.Н.Базанова, Н.В.Алексеенко [19]. Историческая демография, как специфическая отрасль знаний, получила особенно широкое распространение в годы независимости Республики Казахстан.

Следующим инновационным направлением, характерным для 50-70-х годов ХХв., стало краеведение – изучение истории отдельных городов, областей (регионов) и наиболее крупных предприятий. В конце 70-х годов сложилась целая группа историков, изучавших историю городов. Среди них активно этой работой занимались сотрудники Института истории АН КаЗ ССР Ж.К.Касымбаев, А.С.Елагин, Э.И.Герасимова. С их участием и под их редакцией вышли из печати книги об истории Уральска, Петропавловска и Семипалатинска.

Перечисленными выше направлениями и проблемами исторических исследований дело конечно не ограничивалось, диапозон интересов ученых, широта охвата решаемых вопросов в хронологическом и структурно-функциональном плане раскрытия отдельных сторон жизни казахстанского общества от глубокой древности до современности были гораздо емкими и насыщенными. Материалы второго раздела диссертации свидетельствуют, что в 20-70-е годы ХХв. в Казахстане постепенно сложилась мощная структура организационных начал исторической науки. Сформировались свои научные школы и направления исторических исследований. Была создана и успешно функционировала сеть подготовки и аттестации научно-педагогических кадров высшей квалификации. Постоянно расширялся научный поиск.


Заключение


В диссертации на основе системного подхода удалось, на наш взгляд, сформировать представление о предмете изучения как едином научно-образовательном комплексе в области исторических наук, сложившемся в 20-70-е годы ХХ века.

Структурный и функциональный анализ образовательной и научной составляющих этого комплекса показывают, что формирование исторического знания и сознания неразрывно связаны друг с другом, т.е. без широкой сети подготовки историков в вузах и послевузовской аттестации, невозможно развитие полноценной исторической науки.

Исследование накопленного опыта подтверждают тот факт, что государство призвано и обязано оказывать широчайшую материально-техническую поддержку науке особенно ее гуманитарно-обществоведческим отраслям знаний, которые не имеют прямого выхода на производство материальных благ и развитие технического прогресса, но они выполняют великую гуманистическую миссию – формирует мировозренческие принципы человека, создают в обществе определенный настрой, способствуют выроботке новых ментальных качеств общественной психологии.

Несмотря на нарастание идеологического давления на науку, нельзя согласиться с утверждениями некоторых деятелей современности, что истории Казахстана уделялось мало внимания. Напротив именно в эти годы резко возросло количество и качество археологических исследований древнейшей истории Казахстна, возникло новое наравление – этническая антропология казахов, проводились этнографические исследования культурологического плана, уточнялась политическая история казахских ханств, социальная и родо-племенная стратификация казахского общества, особенности экономического развития дореволюционного Казахстана.

Анализ данных по подготовке кадров историков высшей квалификации через систему аспирантской и докторантской подготовки и защиты диссертаций в специализированных советах свидетельствует, что древняя и средневековая история Казахстана не были забыты, как и подготовка национальных кадров ученых. Вместе с тем из материалов диссертации видно, что в 30-70-е годы резко возросло количество диссертаций по истории КПСС и эти диссертации по своей тематике и проблематике зачастую носили поверхностный коньюнктурный характер.

В целом материалы диссертации свидетельствуют, что несмотря на идеологические нонсенсы и политическое давление, поле исторических исследований в Казахстане неуклонно расширялось и углублялось хронологически и проблемно-тематически, что видно на примере жизни и научной деятельности выдающихся ученых историков Казахстана, чьи имена названы на страницах диссертации и которыми гордится историческая наука Казахстана.

Историческая наука современного Казахстана стоит на могучих плечах своих предшественников и наша задача на будущее правильно осмыслить и воспользоваться накопленным опытом.

^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1 Добров Г.М. Наука о науке: введение в общее науковедение. – Киев: Выс.школа, 1970. – С. 369; Дружинников В.И. Проблемы организации науки – М: Наука, 1978.- С. 384; Одрин В.М. Организационные структуры научных учреждений. - Киев.: Высшая школа,1978.-С.269; Старостин Б.А. Параметры развития науки – М.: Наука, 1980. – С. 361; Беляев Е.А. КПСС и организация научной деятельности - М.: Политиздат,1968. – С. 316

2 Алиев У.Ж. Общая дисциплинарная теория науки. - Алматы, Ғылым,1996.—С. 136; Брязгалов Ю.А., Мукашев З.А. Философия и наука. Вопросы методологии; - Актобе: Полиграф, 2005.- С. 226; Бурова Е.Е., Карабаева А.Г., Кириллова Г.Р. Введение в философию и методологию науки.-Алматы, изд. АО РК.,1999. – С. 264; Нысанбаев А.Н.,Косиченко А.Г.,Кадыржанов Р.К.и др. Методы научного познания - Алматы: Ғылым,1996. – С. 140

3 Джандильдин Н.Д. Расцвет культуры и науки в Советском Казахстане - А-А.: Казахстан, 1956.- С. 272; Баишев С. Победа социализма в Казахстане (Очерки по теории и истории вопроса). - А-А.: Казахстан,1961. - С.379; Хабиев Х. Культурное строительство в Казахстане в 1926-1932гг. - Алма-Ата, 1957 - С. 217; Сулейменов Р.Б. Культурное строительство в Казахстанев годы второй и третьей пятилеток (1933-1940гг.) - А-А.: Наука, 1962.- С.366; Бисенов Х. Культурное сторительство в Казахстане - А-А.: Наука, 1964. - С. 275; Канапина А.К. Расцвет культуры казахского народа - А-А.: Ғылым. 1977. – С. 314;

4 Береза Г. Проблема кадров в Казахстане.- А-А.: Партиздат, 1931. – С. 86. Тастанов Ш.Ю. Формирование казахской советской интеллигенции 1917-1937 гг. А-А.: Госиздат. 1952. – С. 127; Тастанов Ш.Ю. Казахская советская интеллигенция (проблемы становления и развития). - А-А.: Ғылым. 1982.- C. 289; Колманова А.Г. Высшая педагогическая образование в Казахстане (1925-1957гг.).-М.: Высшая школа. 1958. С. 285; Мадин И.П. Развитие высшего заочного педагогического образования в Казахской ССР и педагогическая подготовка учителей - М.: Высшая школа. 1958.- С. 156; Амантаев Ж. Развитие высшего образованияи науки в Казахстане. – А-А.: Наука. 1957. – С. 217; Аргынбаев М.Ж. Вечерняя и заочная учеба в вузах (опыт, поиск, проблемы). – А-А.: Минобр.КазССР. 1976.- С. 169; Жаманбаев К.Ж. Высшая школа Казахстана. - А-А.: Ғылым. 1972.- С. 205; Жуламанов К.Д. Совершенствование высшего образования в Казахстане. - А-А.: Наука. 1976. – С. 216; Он же. Высшая школа республик Средней Азии и Казахстана. - А-А.: Наука. 1981. – С. 317; Соскин В.П. Система образования в условиях развитого социализма: философско-социологический аспект. – А-А.: Наука. 1985. – С. 189; Абжанов Х.М., Катаев Т.К. Высшая школа Советского Казахстана. – А-А.: Наука, 1986. – С. 385

5 Бисенбаев А.К. Деятельность научных учреждений и высших учебных заведений Казахстана в годы Великой Отечественной войны. Автореф.канд.дис. А-А.: 1984. Кенжебаев Г.К. Наука Казахстана: история, опыт, проблемы (1971-1990). Автореф.канд.дис. - А-А.: 1992.

6 Журинов М. Фундаментальность и прогресс (Национальной академии Республики Казахстан -60лет) // Казахстанская правда. – Алматы: 2006. 13 октября.

7 Козыбаев И.М. Историческая наука Казахстана (40-80-е годы ХХ века). А-А.: Наука. 1992. – С. 152; Козыбаев И.М. Организация и развитие исторической науки в Казахстане (1917-1990гг.): Автореф.докт.дис. Новосибирск. 1992.

8 Дахшлейгер Г.Ф. историография Советского Казахстана. Очерк А-А.: Наука.1969.- С. 147; Галузо П.Г. Очерк советской историографии аграрных отношений в Казахстанев период капитализма - А-А.: Наука.1971.- С.138; Алдамжаров З.А. Победа Великой Октябрьской социалистической революции в Казахстане (Историография проблемы). – Алма-Ата: 1983.- С. 125; Дулатова Д.И. Историография дореволюционного Казахстана (1861-1917гг.). – А-А: Наука,1984. – С. 278

9 ЦГА РК, ф. 1692, д. 835, оп.1, л. 12.

10 ЦГА РК, ф.1982, д. 369, оп.1, л.52.

11 ЦГА РК, ф. 1352, д1000, оп. 2, л.10.

12 ЦГА РК, ф. 1352, д1000, оп. 2, л.10.

13 ЦГА РК, ф. 1352, д.875, оп.2, лл. 89-91.

14 ЦГА РК, ф.1982, д. 116, оп.1, л.150.

15 ЦГА РК, ф.1982, д. 82,оп. 1, л. 128-130.

16 Высшая школа. Сб.основных постановлений, приказов и инструкций. –М.: Высшая школа, ч.1,1965. – С.123-125

17 Шалекенов У.Х. К вопросу о взаимоотношениях казахских племен с оседлым и полукочевым населением Хорезма в ХУШ-Х1Хвв. М.: Наука, 1964. – С. 90; Он же. Казахи низовья Амударьи: к истории взаимоотношений народов Каракалпакии в ХУШ –ХХвв. – Ташкент. Фан, 1966. – С. 336; Юсупов И.И. Дунгане в период Октября. –Фрунзе. Киргизстан, 1958. – С. 57; Ким Сын Хва Очерки по истории советских корейцев. - А-А.: Наука, 1965. – С 251

18 Серовайский Я.Д. Изменение аграрного строя на территории Бургундии в Vв. – В кн.: Средние века. - М.: 1959. вып ХV. - С.3-30; Шустов К.С. Жемчужина Антил и Янки (Куба и империализм США) в 1899-1952гг. - А-А.: Казахстан, 1967. – С. 355

19 Алексеенко Н.В. Население дореволюционного Казахстана (численность, размещение, состав (1870-1914гг.). – А-А.: Наука, 1981. – С. 112; Базанова Ф.Н. Формирование и развитие структуры населения Казахской ССР (национальный аспект): - А-А.: Казахстан, 1987. – С. 156


^ СПИСОК ОПУБЛИКОВАННЫХ РАБОТ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ


1 Роль исторических факультетов Вузов в подготовке кадров историков и развития исторической науки в Казахстане в 1940-1960-е годы. //Казахская цивилизация 2007. № 2. - С.121

2 Ретроспективный взгляд на основные этапы становления и развития исторической науки в Казахстане // Казахстан Спектр. 2007. №3. -С.85-91.

3 Развитие и совершенствование системы подготовки учителей-историков 40-50-е гг. ХХв. // Вестник Университета «Кайнар» 2006. №2. - С.27

4 Развитие исторических факультетов и укрепление их кадрового потенциала в 1945-1970гг. // Вестник КазНПУ им.Абая 2009. №3(22). – С. 63

5 Кадровые проблемы в развитии исторической науки в Казахстане. //Материалы международной научно-практической конференции «Региональная история в контексте мирового исторического процесса» Касымбаевские чтения – 14-16 декабря 2006. - Семей . – С.155

6 «Становление и развитие института истории, археологии и этнографии 1940-1970гг.». // «Отан тарихының келелі мәселелері» атты республикалық ғылыми-теориялық конференцияның материалдар жинағы. Атырау, 2008. – б. 145

7 Подготовка научных и научно-педагогических кадров в Казахстане 1945-1975гг. // КазНПУ им.Абая научно-теоретическая конференция 2009ж. –С.45

8 Подготовка кадров историков высшей квалификации. //Материалы международной научно-практической конференции «Касымбаевские чтения». -Алматы, 2005. –С. 250


^ НОҒАЕВА ЗӘУРЕ КӘТТЕБАЙҚЫЗЫ


1920-1970 жж. Қазақстандағы тарихи білім және ғылым


07.00.02 – Отан тарихы (Қазақстан Республикасының тарихы)

мамандығы бойынша тарих ғылымдарының кандидаты ғылыми

дәрежесін алу үшін дайындалған диссертацияның


^ ТҮЙІНІ


Жұмыстың зерттеу нысаны ХХ ғасырдың 20-70 жж. Қазақстандағы тарихи білім мен ғылымның қалыптасуы мен даму тарихын зерттеу.

Зерттеудің мақсаты нақты-фактілі негізге сүйене 1920-1970 жж. Қазақстанда қалыптасқан тарихи білім мен ғылымның дамуындағы негізгі нәтижелерді кешенді түрде қарастыру болып табылады. Ол үшін мынадай міндеттерді ашуға тырысамыз:

- біріншіден, еліміздегі жоғарғы оқу орындарында тарих факультеттері мен кафедраларын құру барысын баяндау;

- екіншіден, осы оқу үрдісінің кеңеюі мен материалдық-техникалық жағынан қамтамасыз етілуін көрсету;

- үшіншіден, тарихшы мұғалімдерді даярлаудың әдістері мен негізгі бағыттарын ашу;

- төртіншіден, тарих ғылымында ғылыми-зерттеу инфроқұрылымының құрылуы мен ұйымдастыру барысын көрсету;

- бесіншіден, Қазақстанда тарихшы ғалым мамандарды даярлаудың жалпы және жеке ерекшелігін айқындау;

- алтыншыдан, тарихшылардың ғылыми-зерттеу жұмыстарының маңызы және нақты бағыттарын көрсету болып табылады.

^ Диссертацияның теориялы-методикалық негізгі бағыттарына осы замандағы дәстүрлі принциптері тарихилық, жан-жақтылық, шынайылық, логикалық жалпы ғылыми заңдылық, жүйелілік, тарихи салыстырмалық және т.б. әдістер қолданылды.

^ Зерттеу жұмысының нәтижелері жоғары оқу орындарының тарих факультеттерінің оқу үрдісінде, сондай-ақ тарих ғылымына қатысты жазылатын еңбектер мен оқу құралдарын жазуға негіз бола алады.

^ Жұмыстың хронологиялық шеңбері ХХ ғасырдың 20-70-жылдары болып табылады. Өйткені, бұл аралықта барлық тарихи білім мен тарих ғылымы саласы қалыптасты. Осы жылдарда кеңестік тарихнама жетістіктерге жетіп, тарихи білім мен ғылым жаңа ғылыми зерттеулермен толықты.

^ Диссертациялық жұмыстың жаңалығы. Жұмыста алғаш рет кешенді түрде Қазақстанның жоғары оқу орындарында тарих факультеттері мен кафедраларының құрылу және тарихшы мамандарды даярлау барысы, олардың ғылыми-ұйымдастырушылық, зерттеушілік қызметтері айқындалған. Қазақстанның тарихи білімі мен ғылымының дамуы мен олардың өзара байланысы, сондай-ақ этнография, археология, деректану, тарихнама салаларының ғылыми бағыттары негізделіне зерттелген. Тарихи білім мен ғылымның дамуына ғылыми интеллиегцияның қосқан үлесі нақыланған.

Қорғауға ұсынылатын қағидалар:

  • Кеңестік жүйедегі тарихшы-педагог мамандар мен ғылыми қызметкерлерді даярлау біртұстас ғылыми-ағарту кешені түрінде жүргізілді;

  • Тарихи білім мен ғылым мемлекет саясатының мәдени саласының бір бөлігі болып, тарих саласында екі түрлі: біріншіден, оған қолдау көрсету және жеделдете дамыту, екіншіден, идеологияландыру мен саясаттандыру бағытын ұстанды;

  • ХХ ғ. 20-70 жж. Қазақстанда тарихи білімнің күшті ресурстық базасы: тарихшы-педагогтарды даярлаған, олардың біліктілігін көтерген ЖОО-да тарих факультеттері мен кафедралары құрылды;

  • ХХ ғ. 20-жылдары ғылым академиясының ғылыми-зерттеу бөлімі құрылып, 70-жылдары толықтай қалыптасып, антропология, этнография, археология, жалпы және саяси тарих салалары бойынша кешенді ғылыми зерттеулер жүргізілді;

  • Зерттеліп отырған жылдар аралығында тарихшы-педагог ғалымдардың мектептері қалыптасып, жаңа ғылыми нәтижелерге қол жеткізілді.

Диссертация кіріспеден, екі тараудан, қорытындыдан және пайдаланылған әдебиетттер тізімінен тұрады.


Nogayeva Zaure Kattebayevna


Historical education and science in 1920-1970 years in Kazakhstan.


The dissertation on competition degree of the candidate in historical sciences by speciality 07.00.02. – History of Homeland (History of the Republic of Kazakhstan)


Summary


The object of research of given dissertation work is the process of formation of historical knowledge as an independent and sustainable subject of society, significantly cultural occurrence in the form of integral scientific-educational complex in Kazakhstan.

The purposes of dissertation work are: firstly, to introduce the establishment of historical faculties and chairs in the universities of country; secondly, to show how material-technical base of educational process have been extended and strengthened; thirdly, to discover the main directions and methods of preparations of teachers on history; fourthly, to give common picture of the establishment and organization of scientific research infrastructure of historical science; fifthly, to discover common and distinct feature in the preparation of scientific historical staff in Kazakhstan; sixthly, to note the most import and actual direction in the scientific research work of historians of that period.

Theoretical-methodological base of the dissertation are scientific principles of history, objectiveness, citizenship and tolerance to the art of Kazakhstani scientists on history. In the analysis, common scientific laws of dialects and logic, methods of systematic and functional structuring, methods of critical understanding of sources, chronological, statistical and correlations methods are used.

The main characteristics of dissertation are the actuality of chosen topic, substantiation and originality of received results, justification of conclusion and recommendation.

The degree of material introduction of dissertation in the teaching of history and further development of problem significantly should be taken into account with integration of text of dissertation into the study courses and scientific-research works on history of Kazakhstan.

Area of application of given dissertation work are historical science and study process in the historical faculties.

Importance of dissertation work and prognosis recommendation is the follows: given scientific direction is quite perspective in the term of private approach to the common problem of development of historical science in Kazakhstan.

It is noted that matters of philosophy of history, thematically base of historical science, application of newer methods “contemporary innovation approaches” are weak in Kazakhstan. It is necessary to pay attention to the common national history as it is accepted in other independent countries. It is needed the state support, financing and organizational-technical development of historical science.

Dissertation consist of introduction, two chapters and seven paragraphs, conclusion and list of used literature.