bigpo.ru
добавить свой файл
1
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА

(Слайд 1)

В последние годы общее недоразвитие речи составляет основное речевое нарушение у детей в логопедических группах МОУ прогимназия «Центр детства». Отмечается увеличение числа детей с данным нарушением и, соответственно, возникает необходимость поиска наибо-лее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей.

(Слайд 2)

Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции.

Применение информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в работе учителя-логопеда всегда сопряжено с решением узкоспециализированных педагогических задач, в рамках которых компьютерные средства коррекционного обучения весьма эффективны.

Поэтому важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие учителя-логопеда и родителей. Целью работы с родителями в логопедической группе является достижение тесного взаимодействия, партнерских отношений дошкольного учреждения с родителями в вопросах гармоничного развития ребенка с осуществлением квалифицированной коррекции нарушений речи.

(Слайд 3)

Современным и наиболее эффективным взаимодействием является использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе с родителями. Компьютер позволяет:

  • расширить осведомленность родителей в вопросах воспитания и обучения детей с недоразвитием речи;

  • реализовать коррекционные задачи, активизируя работу с родителями;

  • применить индивидуальный подход к ребенку;

  • сформировать в определенной степени сотрудничество между ребенком, учителем-логопедом и родителями;

  • повысить компетентность родителей в коррекционно-воспитательной работе, что является необходимым условием успешного воздействия на ребенка, имеющего общее недоразвитие речи.

На практике приходится сталкиваться с различными по социальному статусу и требованиям семьями. Применение ИКТ в работе с родителями помогает найти контакт практически со всеми. Для одних необходимо полное разъяснение, участие и подбадривание. Для других - твердость, умение настоять на определенных требованиях, невыполнение которых затруднит или отдалит достижение желаемых результатов.

С помощью ИКТ родителям разъясняются сущность логопедического заключения и основные направления работы с ребенком по заключению медико-педагогической комиссии и результатам обследования речи ребёнка.

(Слайд 4)

Как известно, вся работа по формированию речевой деятельности условно может быть разделена на этапы:

• развитие мотивационной основы речевой деятельности и формирование имитативных способностей;

• расширение словарного запаса и совершенствование грамматического строя речи;

• развитие диалогической и монологической форм речи.

Информационно-коммуникационные технологии помогают на каждом из этих этапов одновременно решить целый ряд коррекционных целей и задач. Одна или несколько из этих целей и задач выдвигаются в качестве ведущих, первостепенных.

(Слайд 5)

Основные задачи:

1. Формирование навыка понимания речи.

2. Уточнение значений слов, имеющихся у детей в активном запасе, знакомство с но-выми словами, овладение способами употребления новой лексики.

3. Уточнение значений имеющихся в речи детей грамматических форм, овладение новыми грамматическими формами и конструкциями, исследование их в самостоятельной речи.

4. Формирование навыка связной диалогической и монологической речи.

5. Формирование и развитие навыков речемыслительной деятельности (речевого анализа, синтеза, речевых обобщений).

6. Формирование и совершенствование звуковой стороны речи.

Сроки же преодоления речевых недостатков зависят: от степени сложности дефекта; от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; от регулярности проведения занятий; от участия родителей в коррекционном процессе.

Каждый из родителей понимает о необходимости систематической, длительной работы с ребенком. Следовательно, сотрудничество логопеда с родителями включает в себя разнообразные формы: проводятся консультации, беседы, открытые занятия и праздники, тематические встречи в родительском клубе, круглые столы, презентации, наглядная информация в родительских уголках, выпуск газеты и др.

Безусловно, участие ИКТ во всех этих разнообразных формах работы логопеда с родителями активизирует и улучшает коррекционный процесс в целом, позволяет воспринимать информацию на качественно новом уровне.

Это могут быть различные статьи-консультации, советы, рекомендации родителям, размещенные на сайте учреждения, разработка домашних заданий и др. Здесь можно с целью профилактики речевых нарушений размещать материал для родителей детей младшего возраста, которые только начинают говорить. А для родителей логопедических групп можно активно использовать ИКТ при подготовке презентаций для родительских собраний с фото- и видео-материалами.

Для более подробного изучения взаимодействия с родителями логопедических групп предлагаю рассмотреть следующие таблицы.

(Слайд 6)


Таблица 1.

^ СИСТЕМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУППАХ МОУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ


Индивидуальные формы работы

(материал для родителей на дискете)

^ Групповые формы работы


Компьютерные презентации:

  • Картотека презентаций по всем лексико-грамматическим темам

  • Артикуляционная гимнастика

«Сказка о веселом язычке».

  • Самомассаж, игры на развитие общей, мелкой моторики рук.

  • Дыхательная гимнастика «Послушный ветерок».

  • Игры по автоматизации различных звуков «Звуковой домик».




На сайте МОУ «Центр детства»:

  • Информационные ежемесячные статьи «Логопед советует».

  • Фоторепортаж из группы «День за днем», «Наши успехи».

  • Создание электронной библиотеки для родителей «Книжная полка», где предлагаются 2 раздела: художественная детская литература и коррекционно-развивающая.

В проведении мероприятий МОУ:

  • Просмотр на родительских собраниях презентаций индивидуальных и подгрупповых открытых занятий.

  • Презентации во время Дня открытых дверей.


Для формирования мотивации к речевой деятельности является эффективным использование метода наглядного моделирования. Применение пространственных моделей (схем) в обучении детей старшего дошкольного возраста служит связующим звеном между образным и логическим мышлением, учит ребенка анализировать отображенную в модели действительность, выделять в ней главное и второстепенное, рассуждать, делать выводы.

Поэтому в презентациях, предложенных родителям по подготовке к обучению грамоте и формированию лексико-грамматических категорий, используются модели звукового и слогового состава слова, словесного состава предложения. Подобные схемы и модели помогают приучить детей к наблюдениям за языком, повышают интерес к звуковой стороне речи, слову, его смысловому значению, что создает предпосылки для формирования фонематического восприятия.

Модели артикуляции отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука и соответствуют его характеристике, т.е. исполняют роль зрительных опор, что, безусловно, способствует активному развитию у детей собственных произносительных навыков, развивает внимание, память. При помощи пособия «Сказка о веселом язычке» (подвижные игрушки и компьютерная презентация) закрепляется правильное выполнение артикуляционных упражнений. Создаваемые компьютерные презентации «Человечки-звуки», «Веселый поезд» успешно помогают детям с недоразвитием речи усвоить, осмыслить такие понятия, как «звук», «слово», «слог», часть и целое, способствуют формированию первоначального навыка овладения чтением.

Таблица 2.

^ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ В ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ФОРМАХ

РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ


Направления

коррекционной работы

учителя-логопеда

Индивидуальные формы работы с родителями с использованием ИКТ

(презентации на дискетах)

Развитие связной речи


– составление рассказа-описания с опорой на картинки-символы

– пересказ текста с опорой на серию сюжетных картинок

– презентации рассказов с продолжением

Подготовка

к обучению грамоте

– формирование навыков фонематического анализа

(«Человечки-звуки», «Веселый поезд»)

Работа над звукопроизношением

– артикуляционная гимнастика,

(компьютерные презентации «В городе Красивой Речи», «Автоматизация звуков»)

Формирование лексико-грамматических категорий

– словообразование, словоизменение;

– на материале презентаций «Где спит мышка?», «Транспорт», «Согласование числительных с существительными»

Формирование зрительно-пространственных отношений

– презентация «Где спит мышка?»

– игры со счетными палочками

Коррекционно-оздоровительное направление

– самомассаж

– игры на развитие общей, мелкой моторики рук

– дыхательная гимнастика

Нельзя не отметить о необходимости обучения родителей грамотно использовать компьютер, с соблюдением гигиенических норм для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов, своеобразной «Памятки для родителей»:

– использование новых моделей компьютера;

– работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);

– до начала занятия и после проводить гимнастику для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.

Применение ИКТ в коррекционной работе позволяет сделать следующие выводы:

– компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи;

– использование ИКТ в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности;

– способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений);

–повышает компетентность родителей в коррекционно-воспитательной работе, что является необходимым условием успешного воздействия на ребенка, имеющего общее недоразвитие речи.

Список литературы

1. Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ. Логопед в детском саду – Л., 2006. – № 6 (13).

2. Федорович Л.А. Информационные технологии в учебном процессе подготовки будущих логопедов. Логопед в детском саду – Л., 2005. – № 5-6 (8-9).