bigpo.ru
добавить свой файл
1
ИНТЕРНЕТ-ЭКЗАМЕН В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Д.Е. Коромбалёв

Е.А. Юрчинская

Смоленский государственный университет

spgu@yandex.ru


В современных условиях все большую роль в образовании играет объективный контроль и качество освоения получаемых студентами знаний, и качества самого преподавания изучаемого материала. Для решения ряда педагогических проблем, возникающих при традиционных формах проверки знаний, а также для технологизации этого процесса был разработан и проводится в настоящий момент Федеральный экзамен в сфере профессионального образования (ФЭПО). Организатором и создателем проекта является Национальное аккредитационное агентство в сфере образования (Росаккредагентство). Цель проекта: оценка соответствия содержания и уровня подготовки студентов требованиям государственного стандарта. Эта оценка необходима для оказания помощи вузам при проведении ими процедуры самообследования, для создания систем управления качеством подготовки специалистов на основе независимой внешней экспертизы, для формирования единых требований к определению качества подготовки специалистов. Содержанием эксперимента являются тесты по дисциплинам трех циклов различных образовательных программ: гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ГСЭ), математических и естественнонаучных дисциплин (ЕН), общепрофессиональных дисциплин (ОПД).

Экзамен проводится на основе полного доверия вузу в организации тестирования и конфиденциальности его результатов. ФЭПО проводится в форме компьютерного тестирования студентов. В тестировании могут принять участие студенты, закончившие (или заканчивающие) изучение дисциплины в полном объеме. Интернет-экзамен позволяет: 1) объективно оценить степень соответствия содержания и уровня подготовки студентов требованиям государственных образовательных стандартов; 2) сравнить результаты освоения стандарта студентами данного вуза с результатами других вузов; 3) использовать результаты экзамена для самообследования при комплексной оценке вуза. Результаты ФЭПО оформляются в виде информационно-аналитической карты, содержащей материалы, предназначенные для принятия решений в системе внутривузовского управления качеством подготовки.

Впервые экзамен ФЭПО прошел в мае 2005 года. По данным организаторов участвовало 58 вузов из 31 региона Российской Федерации. Интернет-экзамен проводился по 405 образовательным программам. Было получено 15774 результата тестирования. Для сравнения в 2009 году участие приняли уже 1299 вузов и 557 ссузов и вузов, реализующих программы СПО, из 82 регионов РФ. А также вузы и филиалы вузов из Кыргызской Республики, Республики Беларусь, Украины, Республики Казахстан, Приднестровской Молдавской Республики. Экзамен проводился по 14068 образовательным программам. Было получено 1394534 результатов тестирования. С конца 2006 года участником данного Интернет-экзамена стал и Смоленский государственный университет (СмолГУ) в рамках подготовки к очередной государственной аккредитации и аттестации ВУЗа.

В 2009-2010 учебном году СмолГУ опять стал участником данного эксперимента, который в университете организует отдел обеспечения качества образования, техническое сопровождение осуществляет Интернет-центр физико-математического факультета, кафедра информатики и электрорадиотехники и кафедра информатики. На текущий момент в зимнюю сессию 2009-2010 учебного года в тестировании участвует почти 1000 студентов различных факультетов, задействовано 10 компьютерных лабораторий. Тестирование проходит по следующим дисциплинам: философия, психология, отечественная история, педагогика, экология, физика, концепции современного естествознания и проводится в день сдачи экзамена для соответствующей группы студентов. Полученные результаты предоставляются преподавателю-экзаменатору уже буквально к началу экзамена и рекомендуются к учету при выставлении оценки соответствующему студенту. Таким образом, Интернет-экзамен интегрирован в процесс итоговой аттестации отдельного студента и всей группы. Результатом Интернет-экзамена является решение Росаккредагентства об освоении студентом или студентами данной дисциплины. Дисциплина считается освоенной студентами этой специальности, если 50% студентов освоили все дидактические единицы (разделы дисциплины). В летнюю сессию 2010 года количество студентов-участников и дисциплин увеличится.

Для того чтобы стать участником данного эксперимента, ВУЗу необходимо зарегистрироваться на сайте организаторов www.fepo.ru, заключить договор и оплатить участие в тестировании. ВУЗ получает уникальный логин и пароль для входа в закрытый раздел сайта, в котором можно выбирать дисциплины, по которым будет осуществляться тестирование, время проведения тестирования, количество студентов-участников и.т.д. Также в закрытом разделе сайта можно просмотреть информацию об уже проведенных сеансах тестирования и о полученных по ним результатах. Само тестирование может проводиться в режиме online или offline. Непосредственно перед началом студенту предоставляется уникальный логин и пароль для доступа к тесту. Фамилия и имя студента заносятся в ведомость вместе с логином, которые потом однозначно идентифицируют его. Сочетание логина и пароля также автоматически задает дисциплину, по которой проводится тестирование. Для работы в режиме online необходимо наличие локальной сети с доступом к интернет в тех классах, в которых проводится экзамен. В случае отсутствия возможности проведения тестирования online возможно провести его без подключения к интернету. Достаточно скачать с сайта файл с материалами для проведения экзамена в режиме offline, сгенерировать соответствующий тестовый программный модуль и скопировать его на компьютеры, где предполагается проводить тестирование. После его проведения с компьютеров собираются файлы, содержащие результаты экзамена, упаковываются с помощью специальной программы и отправляются на сайт организаторов путем загрузки в закрытый раздел для обработки. Итоговые результаты становятся доступны, как правило, не более чем через 5 минут после загрузки файла и постановки его в очередь на обработку. Отчет содержит подробную информацию: время, затраченное на тест студентом, количество правильных и неправильных ответов, количество усвоенных дидактических единиц (ДЕ) каждым студентом и количество студентов, освоивших все ДЕ дисциплины. По окончании ВУЗом всего тестирования на его адрес высылается еще более подробный итоговый отчет (информационно-аналитическая карта).

Кроме того, любой студент и преподаватель могут свободно получить доступ к репетиционному экзамену ФЭПО. Сделать это можно либо пройдя тест по интересующей дисциплине непосредственно online на сайте, либо скачав соответствующий программный модуль с базой данных тестовых заданий на компьютер. В репетиционном режиме никакой статистики не предоставляется и его можно расценивать скорее как подготовительный, позволяющий оценить характер и сложность вопросов.

В процессе личного участия в проведении экзамена ФЭПО в СмолГУ организаторы и преподаватели вуза имели возможность убедиться в широких перспективах подобных систем, так как неоспоримы следующие преимущества:

  • непредвзятость и объективность в оценке знаний студентов;

  • значительное увеличение объема проверяемого материала, по сравнению с обычным экзаменом, в ходе которого зачастую проверяется только два теоретических вопроса и решается 2-3 практические задачи;

  • большая выборка вопросов и заданий позволяет объективнее судить о степени усвоения материала;

  • отчетность, предоставляемая такой системой, позволяет судить о качестве знаний в рамках всей группы/курса, дает возможность понять, какие темы усваиваются студентами лучше/хуже и в последующем при изложении материала акцентироваться на наиболее трудных для студентов моментах.

Дальнейшее совершенствование проведения Интернет-экзамена должно идти по пути ликвидации излишней закрытости и отсутствия обратной связи со студентом, так как многие из них жалуются на то, что невозможно посмотреть уже после тестирования свои вопросы и ответы, узнать, где ошибся, в то время как на обычном экзамене преподаватель всегда имеет возможность указать студенту на ошибки. Таким образом, на текущий момент оптимальным выглядит именно сочетание обычного экзамена с интернет-экзаменом в роли вспомогательного средства, расширяющего возможности контроля и предоставляющего дополнительную информацию о качестве обучения как со стороны обучаемого, так и со стороны преподавателя.


Литература

1. Наводнов В. Г., Масленников А. С. Интернет-экзамен в сфере профессионального образования // Высшее образование в России. Научно-педагогический журнал МОН РФ. – 2006. – N4. – c.15-19

2. Наводнов В. Г., Масленников А. С., Шарафутдинова Л. Н. Тестирование в сфере профессионального образования с использованием сети интернет // Развитие тестовых технологий в России. Тезисы докладов IX Всероссийской научно-методической конференции. – М.:ФГУ «Федеральный центр тестирования», 2007.