bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 3 4

Единый государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ


Вариант № 1

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по обществознанию даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 44 задания.

Часть 1 включает 30 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даётся 4 ответа, только один из которых правильный.

Часть 2 состоит из 6 заданий с кратким ответом. Ответы к этим заданиям вы должны сформулировать самостоятельно.

Часть 3 включает 8 заданий с развёрнутым свободным ответом. Эти задания требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование, высказать и аргументировать собственное мнение). Последнее задание работы – задание по выбору. Выполняя его, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания даётся от одного до четырех баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1 - А30) поставьте знак «X» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

  1. Одной из подсистем общества как целого является

    1. биосфера

    2. духовная культура

    3. природа

    4. трудовой коллектив

  2. Традиционное общество, в отличие от индустриального

    1. имеет классовую стратификацию

    2. является открытым

    3. базируется на религиозном мировоззрении

    4. поддерживает науку как социальный институт

  3. Общественный прогресс выражается в

    1. поступательном развитии общества

    2. связях общества и природы

    3. устойчивости форм общественной жизни

    4. системном устройстве общества

  4. Массовая культура, в отличие от народной

    1. воспринимается узким кругом ценителей

    2. возникла только с переходом к индустриальному обществу

    3. не взаимодействует с элитарной культурой

    4. базируется на национальных традициях

  5. Верны ли следующие суждения об образовательной системе в нашем обществе?

А.Все дополнительные образовательные услуги являются бесплатными, Б.Дошкольное образование является ступенью общего образования.

    1. верно только А

    2. верно только Б

    3. верны оба суждения

    4. оба суждения неверны

  1. Особенностью научного познания является

    1. опора на здравый смысл

    2. использование наблюдений

    3. констатация событий

    4. стремление к объективности

  2. И человек, и животные обладают

    1. социальными потребностями

    2. поведенческой активностью

    3. стремлением к саморазвитию

    4. сознательным отношением к действительности

  3. Усвоение индивидом образцов поведения, психологических механизмов, норм и ценностей, необходимых для успешного существования в данном обществе, называется

    1. самореализацией

    2. способностью

    3. самопознанием

    4. социализацией

  4. Ученик работает в библиотеке со специальной литературой, подби­рая материал для реферата по обществознанию. Субъектом данной дея­тельности является

    1. ученик

    2. библиотека

    3. отобранная литература

    4. тема реферата

  5. Верны ли следующие суждения об особенностях отдельных видов познания?

А. Выводы, сделанные на основе повседневного опыта, бывают недостаточно доказательными.

Б. Научное познание предполагает проверку и перепроверку истинности по­лучаемых выводов.

    1. верно только А

    2. верно только Б

    3. верны оба суждения

    4. оба суждения неверны

  1. Одной из функций государства в рыночной экономике является

    1. распределение производственных ресурсов

    2. повышение производительности труда

    3. регулирование ценообразования

    4. справедливое перераспределение доходов

  2. Рыночная экономика предполагает участие потребителей в

    1. установлении рыночной цены товаров

    2. распределении производственных ресурсов

    3. выборе методов кредитования предприятий

    4. определении налоговых льгот

  3. С ростом объемов потребления населением товаров и услуг растет(ут)

    1. размер подоходного налога

    2. объемы производства

    3. мобильность трудовых ресурсов

    4. дефицит государственного бюджета

  4. Выделение денежных средств из государственного бюджета на поддержку фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу характеризует экономическую деятельность госу­дарства в сфере

    1. обмена

    2. потребления

    3. распределения

    4. производства

  5. Верны ли следующие суждения о собственности?

А. В процессе приватизации государственная собственность переходит в частную собственность.

Б. Акционерное общество является формой коллективной частной собст­венности.

    1. верно только А

    2. верно только Б

    3. верны оба суждения

    4. оба суждения неверны

  1. Рабочие промышленных предприятий в экономически развитых странах

    1. составляют большую часть трудоспособного населения

    2. относятся к группе «белых воротничков»

    3. относятся к маргинальной части общества

    4. как социальная группа численно уменьшаются

  2. Выражением социальной стратификации является

    1. многоукладность экономики

    2. разнообразие культурных традиций

    3. сословное деление общества

    4. идейный плюрализм

  3. Плюралистическими в этническом отношении

    1. стали только современные государства

    2. были общества в разные исторические эпохи

    3. были только государства древности

    4. являются только унитарные государства

  4. По данным социологических опросов, в средний возраст начала тру­довой деятельности составлял в европейских странах в конце XIX века 11 лет, а в середине прошлого - 25 лет. Причина существенного изменения воз­раста вступления человека в трудовую жизнь связана, в первую очередь, с

    1. возникшим в XX веке кризисом семьи и семейных ценностей

    2. замедлением темпов общественного развития

    3. удлинением сроков обучения и профессиональной подготовки

    4. ростом иждивенческих настроений в молодежной среде

  5. Верны ли следующие суждения о тенденциях развития социальной

сферы?

А. Для постиндустриального общества характерен рост среднего класса.

Б. Социальная дифференциация общества при переходе от командной эко­номики к рыночной уменьшается.

    1. верно только А

    2. верно только Б

    3. верны оба суждения

    4. оба суждения неверны

  1. Одной из функций демократической политической власти является

    1. подавление сопротивления недовольной части населения страны

    2. удержание власти в руках одной политической силы

    3. обеспечение влияния правящей элиты на все сферы общественной жизни

    4. поиск механизмов, позволяющих обеспечить социальную стабиль­ность

  2. В авторитарном государстве политическая идеология разрабатывается

    1. политическим лидером государства

    2. народными массами

    3. лидерами политических партий

    4. парламентом

  3. Отличительным признаком правового государства является при­знание

    1. естественных прав человека в качестве основной ценности

    2. принципа равенства граждан в доходах

    3. парламента как института законодательной власти

    4. выборов как основного механизма осуществления демократии

  4. В государстве Н. народ активно ходит на выборы. Политическая власть широко использует принуждение, многие средства массовой инфор­мации финансируются из государственного бюджета, большими полномо­чиями наделена армия, граждане должны поддерживать государственную идеологию, утверждаемую правящей партией. Какой тип политического ре­жима существует в этом государстве?

    1. демократический

    2. анархистский

    3. авторитарный

    4. националистический

  5. Верны ли следующие суждения о выборах?

А. Точная и четкая процедура проведения выборов - решающее условие развития демократии.

Б. При выборах по мажоритарной избирательной системе существует тес­ная связь между избирателями и депутатами.

    1. верно только А

    2. верно только Б

    3. верны оба суждения

    4. оба суждения неверны

  1. Понятие «аренда» является одним из основных понятий

    1. семейного права

    2. гражданского права

    3. обязательственного права

    4. трудового права

  2. Органом, разрешающим имущественные споры между предпри­ятиями, учреждениями, организациями и защищающим их нарушенные права, является

    1. Верховный Суд РФ

    2. нотариат

    3. мировой суд

    4. арбитраж

  3. Федеральный закон об автономной области может быть принят по представлению

    1. Президента РФ

    2. органов местного самоуправления

    3. Правительства РФ

    4. законодательных и исполнительных органов автономной области

  4. Граждане иностранного государства выполняли строительные ра­боты на даче предпринимателя, Участковый инспектор, проверив их доку­менты, обнаружил, что у них отсутствуют документы, позволяющие им

сбывать на территории РФ. К какому виду административной ответст­венности будут привлечены граждане иностранного государства?

    1. штрафу

    2. конфискации орудий труда

    3. выдворению за пределы РФ

    4. дисквалификации

  1. Верны ли следующие суждения о трудовом праве?

А. В трудовом праве нет равенства сторон.

Б. В социальном государстве нормы трудового права защищают права ра­ботников

    1. верно только А

    2. верно только Б

    3. верны оба суждения

    4. оба суждения неверны

Часть 2

При выполнении заданий этой части запишите ваши ответы сначала в выделенные для них места в тексте (прочерк или таблицу), а затем в бланк ответов № 1 рядом с номером задания (В1 – В6), начиная с первой клеточки. Ответ необходимо давать в виде слова, последовательности букв или цифр без пробелов и знаков препинания. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными образцами.

  1. Запишите слово, пропущенное в схеме.



Ответ: _______________________

  1. Ниже приведен ряд характеристик. Все они, за исключением одной, относятся к понятию «правовая норма». Найдите и укажите характеристи­ку, «выпадающую» из этого ряда и относящуюся к другому понятию.

Установлена государством, имеет письменную форму, совокупность представлений о добре, содержит нормативно-правовые акты, общеобяза­тельна, охраняется и защищается государством, регулятор общественных отношений.

Ответ:_______________________

  1. Установите соответствие между главными социальными института­ми и сферами жизни общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ^ ГЛАВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

      1. государство

      2. религия

      3. образование

      4. производство

      5. семья

    ^ СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

    А) экономика

    Б) политика

    В) духовная культура

    Г) социальные отношения

  2. Найдите в приведенном списке особенности, отличающие научное познание от других видов познания человеком мира. Обведите цифры, под которыми эти особенности указаны.

    1. теоретическое обобщение фактов

    2. констатация протекания отдельных событий

    3. образность и оригинальность отражения объективной реальности

    4. стремление к достоверному, истинному знанию

    5. познание мира в форме ощущений, восприятий и представлений

    6. изучение процессов и явлений со стороны закономерностей и причин

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ: ______________________________________________

  1. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) По различным оценкам, в 2002-2003 гг. Россия поставила на мировой рынок 16-17 млн. т зерна. (2) Страна вошла в десятку мировых экспортеров пшеницы и пятерку экспортеров ячменя. (3) Этот успех имеет уверенную тенденцию к сохранению. (4) Экономисты связывают дальнейшее развитие аграрного сектора с приходом туда крупного капитала и созданием агро­фирм. (5) Если такое положение сохранится, то можно предположить, что сельское хозяйство страны станет наконец эффективной сферой хозяйст­венной деятельности.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4

5
















  1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Семья - это основанная на ______ (1) и/или кровном родстве малая ______ (2), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными _________ (3) по отношению друг к другу. Также семьей называется социальный ________ (4), т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни лю­дей, т.е. сексуальные отношения, деторождение и первичная ______ (5) детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинско­го обслуживания, особенно по отношению к ______ (6) и лицам пожилого возраста».

Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пробел.

А) дети

Б) брак

В) социализация

Г) коллектив

Д) обязанности

Е) институт

Ж) отношения

3) группа

И) любовь

К) уважение

Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, обозначающую в списке выбранное вами слово.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк от­ветов.

1

2

3

4

5

6



















^ Не забудьте перенести все ответы в бланк регистрации и ответов №1.

Часть 3

Для ответов на задания этой части (С1 – С8) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала код задания (С1 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте разборчиво.


Прочитайте текст и выполните задания С1—С4.

Что порождает неравенство в благосостоянии

Проблема неравенства благосостояния - одна из древнейших, как и порождаемое этой проблемой социальное напряжение, а проще говоря, вра­ждебное отношение бедных к богатым... Поэтому экономическая наука; давно и постоянно занимается изучением неравенства и его негативных последствий, а также разработкой мер по их ослаблению. У этой проблемы есть две грани: 1) неравенство доходов; 2) неравенство богатства. Как мы уже знаем, люди получают доходы в результате предоставления находя­щихся в их собственности факторов производства (своего труда, капитала, земли) в пользование фирмам для производства нужных людям благ либо вкладывают эти ресурсы в создание собственных фирм. В таком механиз­ме формирования доходов изначально заложена возможность их неравен­ства... Причины этого: 1) разная ценность принадлежащих людям факто­ров производства (капитал в форме компьютера, в принципе, способен принести больший доход, чем капитал в форме лопаты); 2) разная успеш­ность использования факторов производства (работник в фирме, произво­дящей дефицитный товар, может иметь более высокий заработок, чем его коллега той же квалификации, работающий в фирме, товары которой продаются с трудом); 3) разный объем принадлежащих людям факторов про­изводства (владелец двух нефтяных скважин получает при прочих равных условиях больший доход, чем владелец одной скважины).

Используя свои доходы, люди могут тратить их часть на приобретение до­полнительного объема факторов производства. Например, семья может положить часть своих заработков в банк, чтобы получать доход не только в форме заработной платы, но и в форме процента. Так формируется богатство семьи, т.е. та собственность, которой владеют ее члены (за вычетом долгов, которые сделала семья, чтобы приобрести эту собственность)...

Богатство семьи - собственность семьи, свободная от долгов. Свое богатство семья может завещать, т.е. с помощью завещания подарить своим детям. А это значит, что различия в богатстве могут нарастать от поколе­ния к поколению, создавая все более прочные основы для различия в до­ходах, приносимых богатством и трудовой деятельностью...

Неравенство доходов и богатств может достигать огромных масштабов и создавать угрозу для политической и экономической стабильности в стране. Поэтому практически все развитые страны мира постоянно осуществляют меры по сокращению такого неравенства.

^ И. В. Липсиц

  1. Сформулируйте две проблемы, которые рассматривает автор.

  2. Автор называет два источника получения доходов семьи от имеющихся в собственности факторов производства: заработная плата и банковский процент. Используя обществоведческие знания, назовите два других способа.

  3. В документе приведены и проиллюстрированы примерами три причины неравенства доходов. Опираясь на текст и жизненный опыт, приведите три собственных примера, характеризующих каждую причину.

  4. Автор подчеркивает необходимость государственных мер по сокращению неравенства доходов и богатств. Используя знания обществоведческого курса, назовите три подобных меры, используемые государством.




  1. Назовите три имущественных права супругов.

  2. С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимовлияние народной, массовой и элитарной культуры.

  3. Умение эффективно действовать в нестандартной ситуации, находить оптимальное решение задачи не заложено у человека, как у животного, генетической программе, в инстинктах, а обретается в онтогенезе, в про­цессе деятельности. Назовите любые два вида деятельности, которые спо­собствуют развитию этого умения. Поясните, как им пользоваться в нестан­дартных ситуациях.

  4. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.


C8.1

Философия

«Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого» (Сенека).

C8.2

Социальная психология

«Люди существуют друг для друга» (Марк Аврелий).

C8.3

Экономика

«В коем царстве люди богаты, то и царство то богато, а в коем будут убоги, то и царству тому не можно слыть богатому» (И.Т. Посошков).

C8.4

Социология

«Отсутствие чувства национального достоинства так же отвратительно, как и другая крайность – национализм» (И.Н. Шевелев).

C8.5

Политология

«Принцип демократии разлагается не только тогда, когда утрачивается дух равенства, но также и тогда, когда дух равенства доводится до крайности и каждый хочет быть равным тем, кого он избрал в свои правители» (Ш.-Л. Монтескье).

C8.6

Правоведение

«Что есть право и в чем состоит правонарушение, это должен определить закон»

(Латинское юридическое изречение).





следующая страница >>