bigpo.ru
добавить свой файл
1
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ
УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ

(на примере машиностроительного комплекса Тюменской области).


НЕВМЕРЖИЦКАЯ ЯРОСЛАВНА ВАСИЛЬЕВНА


Аспирант кафедры Экономической теории

Тюменского государственного нефтегазового университета (nevmer80@mail.ru)


Механизм управления человеческими ресурсами в общем виде представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов управления, исполь­зуемых принципов, методов и функций управления на различных этапах и уровнях управления.

Объектом управления являются человеческие ресурсы машиностроительной отрасли. В качестве субъектов управления выступают как собственники человеческих ресурсов (предприятия и их объединения), так и государственные органы, на которые возложены принятие законов в области социально-трудовых отношений в стране, контроль за их исполнением, выработка и реализация политики и рекомендаций, охватывающих вопросы оплаты и мотивации труда, регулирования занятости и миграции населения, трудового законодательства, уровня жизни и условий труда, организации труда и конфликтных ситуаций и т.д.

Иерархия уровней субъектов управления человеческими ресурсами машиностроительного комплекса Тюменской области представлена в Табл. 1.


^ Таблица 1

Иерархия уровней управления человеческими ресурсами


машиностроительного комплекса Тюменской области


№ п/п

Уровень управления

Основные общеотраслевые структуры

Основные отраслевые структуры

1

Федеральный

Правительство РФ

Министерство здравоохранения и социального развития РФ, в т.ч. Федеральная служба по труду и занятости

Министерство промышленности РФ

Союз машиностроителей РФ

2

Региональный

Правительство Тюменской области

Департамент труда и заработной платы

Тюменский областной совет профессиональных союзов

Союз работодателей Тюменской области

Департамент инвестиционной политики и поддержки предпринимательства

Ассоциация машиностроителей Тюменской области

3

Местного самоуправления

Государственные органы местного самоуправления (муниципальные, районные администрации)

Комиссии по социальной политике при городских и районных думах

Городские и районные центры занятости

Предприятия машиностроительной отрасли



Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод о достаточно развитой структуре управления человеческими ресурсами машиностроительного комплекса, включающего не только соответствующие государственные органы и сами предприятия отрасли, а также общественные некоммерческие организации работодателей
и профсоюзы различных уровней управлений.

В условиях рыночной экономики государственное регулирование социально-трудовых отношений носит ограниченный характер, основная часть отношений в области трудовой деятельности складывается между собственниками трудовых ресурсов и их пользователями (менеджмент организаций).

Несмотря на это, важнейшую роль в регулировании социально-трудовых отношений занимает политика государства в данной сфере. Соответственно, необходимо оценить эффективность применения тех или иных государственных инструментов управления в одной из важнейших областей управления национальной экономикой, особенно в условиях кризиса и посткризисный период.

Основными государственными инструментами, регулирующими отношения в области управления человеческими ресурсами, являются нормативные акты (законы, указы, постановления), в рамках которых действуют субъекты социально-трудовых отношений. Основные программные документы, регулирующие использование и развитие человеческих ресурсов машиностроительной отрасли Тюменского региона, представлены на рис.1.



Общеотраслевые документы

Машиностроительная отрасль

Рис. 1 Программные документы, регулирующие использование и развитие человеческих ресурсов машиностроительной отрасли Тюменского региона


Из рис. 1 видно, что как на федеральном, так и на региональном уровне присутствуют концептуальные документы, определяющие планы развития и использования человеческих ресурсов РФ и Тюменской области, в частности, после 2010 г, как общеотраслевого, так и отраслевого характера. Концепция действий Правительства РФ на рынке труда и Программа Правительства Тюменской области по содействию занятости и снижению напряженности на рынке труда охватывают не только кризисный период, но и затрагивают такие существенные проблемы как рациональное использование и развитие человеческого потенциала в посткризисной экономике. Следовательно, имеется необходимость в дальнейшем лишь корректировки документов, определяющих социально-экономическую политику государства в данной области в соответствии с развитием экономики на период до 2012 года.

Основная Программа Тюменской области по содействию занятости населения и снижению напряженности на рынке труда в 2010 году разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 № 1011 «О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» и утверждена Распоряжением Правительства Тюменской области № 1802-рп от 14.12.2010 года.

Данная Программа является продолжением мер, начатых в 2009 году и связанных с тем, что в 2010 году на рынок труда Тюменской области будут продолжать оказывать влияние факторы, обусловленные последствиями мирового экономического кризиса. Например таких как процесс высвобождения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата, а также неполная занятость работников (простои, введение режима неполного рабочего времени, предоставление отпусков без сохранение заработной платы по инициативе работодателей и т.п.).

Программа предусматривает комплекс дополнительных мероприятий по опережающему профессиональному обучению работников, находящихся под риском увольнения, организации временной занятости, содействию занятости инвалидов, развитию различных форм самозанятости.

Механизм реализации данного направления: возмещение расходов на опережающее профессиональное обучение работников в форме субсидии, предоставляемой в рамках статьи 78 Бюджетного кодекса РФ. Работодателю в форме субсидии возмещаются затраты на оказание работникам, находящимся под риском увольнения, материальной поддержки в период прохождения опережающего профессионального обучения, рассчитанные исходя из минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента и начислений на фонд оплаты труда. Затраты на оплату образовательных услуг по опережающему профессиональному обучению работников, находящихся под риском увольнения, возмещаются образовательным учреждениям непосредственно центром занятости населения.

Кроме данной основной программы правительство Тюменской области планирует продолжить и другие направления оздоровления ситуации в сфере управления человеческими ресурсами в 2010 году, как то:

- государственные задания на оказание образовательных услуг, по обучению и переобучению исходя из анализа результатов мониторинга рынка труда;

- организация обучения и переобучения высвобожденных граждан, признанных безработными, граждан, находящихся под риском увольнения, по профессиям, востребованным на рынке труда, в том числе по заявкам и за счет средств работодателей;

- расширение практики заключения трехсторонних договоров с работодателями на обучение безработных граждан под конкретные рабочие места;

- формирование электронного банка данных выпускников учреждений профессионального образования 2010 года;

- организация курсовой подготовки (переподготовки) в образовательных учреждениях по направлениям, ориентированным на занятость в сфере предпринимательской деятельности и самозанятость;

- корректировка объема и структуры приема обучающихся в учреждения профессионального образования Тюменской области исходя из анализа результатов мониторинга рынка труда для предотвращения подготовки специалистов, не востребованных на рынке труда

Но несмотря на интенсивные меры государственного регулирования, резкое падение объемов реализации заставляет предприятия проводить дальнейшее сокращение издержек производства, и одним из основных направлений оптимизации является снижение затрат, связанных с персоналом предприятия. С этой целью многие тюменские машиностроители перешли с начала 2009 года на четырехдневный график работы, сократили расходы на социальное обеспечение, увеличили число внеплановых отпусков по инициативе предприятия, а также перевели многих сотрудников на режим неполного рабочего дня, соответственно сокращая расходы на оплату труда и социальные нужды. Эти факты находят подтверждение в статистической информации (рис. 2, рис. 3)




* - отсутствуют данные за 2004-2008 гг по подотрасли - производство транспортных средств и оборудования


Рис.2 Численность работников предприятий машиностроения Тюменского региона, которым были предоставлены отпуска по инициативе администрации за 2004-2009 гг. [1],[2]


Исходя из графика видно, что численность работников списочного состава, которым были предоставлены отпуска по инициативе администрации, увеличилась в течение 2008 года более чем в 7 раз (до 886 человек в целом по отрасли, в сравнении с 126 человеками в 2007 г) Хотя до этого, имелась устойчивая тенденция к снижению данного показателя на предприятиях машиностроения в течении трех предшествующих лет. (Рис. 2). В 2009 году данный показатель снизился до 694 человек.




Рис. 3 Информация о неполной занятости работников машиностроительной

отрасли юга Тюменской области за 2004-2009 гг. [1],[2]

Также за последний отчетный год наблюдается значительный рост неполной занятости сотрудников в 4,4 раза по всем основным машиностроительным подотраслям, который исходя из рис.3 составил 2090 человек в 2008 году, 4264 человека в 2009 году. (по сравнению - 475 человек в 2007 г).

Вынужденные меры, которые предпринимают предприятия для выживания, привели к значительному оттоку специалистов из отрасли, так данные рис. 4., свидетельствуют, что года, численность работников уволившихся с предприятия превысило численность принятых.



Рис. 4 Динамика численности уволенных и принятых работников машиностроительной отрасли юга Тюменской области за 2004-2009 гг. [1],[2]


Согласно рис. 4, после 2007 года интенсивность оборота рабочей силы снижается, причем явно наблюдается отток человеческих ресурсов из машиностроительной отрасли Тюменского региона. За 2008г. отрицательное сальдо составило порядка 900 человек (численность выбывших сотрудников 6 тыс. человек, принятых 5,1 тыс. человек) В сравнении в 2007 году численность выбывших составила 5,9 тыс. человек, а привлеченных 7,3 тыс. человек. В 2009 году ситуация не стабилизировалась - “минус“ 1,22 тыс. человек (3,68 тыс. человек выбыло, 2,65 тыс. прибыло).

Таблица 2

Просроченная задолженность по заработной плате

на начало года за 2006-2010 гг. [1],[2]


Виды экономической деятельности

2006 г

2007 г

2008,2009 гг

2010 г

млн. руб.

в % к итогу

млн. руб.

в % к итогу

млн. руб.

в % к итогу

млн. руб.

в % к итогу

Обрабатывающие производства, в т.ч.

5,4

100

1,3

100

0

0

1,9

100

производство машин и оборудования

2,7

49

0

0

0

0

1

49

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

2,2

40

0

0

0

0

0,5

27



Следует отметить также рост просроченнаой задолженности по заработной плате на начало 2010 года +1,5 млн. рублей (см. Табл. 2), хотя данная статья полностью отсутствовала по отрасли машиностроение с начала 2007 года.

Таким образом, несмотря на меры государственного регулирования, позволяющие сдерживать массовые увольнения, данные рис. 2 и 3 и таблицы 2 не свидетельствуют о снижении неэффективного использования трудовых ресурсов. Отсутствие масштабных сокращений в целом по отрасли, по мнению многих экспертов, свидетельствует об отложенной необходимости снижения численности работников, в силу боязни предприятий потерять заказы и поддержку со стороны администрации области.

Основной мерой государственного регулирования, позволяющей в определенной мере сдерживать рост увольнений на предприятиях машиностроения, является, поддержка самих предприятий, то есть формирование спроса на продукцию данного сектора промышленности.

Среди направлений государственной политики в данной области в 2010 году можно выделить два основных:

  1. Сохранение предоставления субсидий на возмещение из областного бюджета 8% стоимости заказанного и оплаченного оборудования, произведенного на предприятиях, расположенных в Тюменской области на условиях, действовавших в 2009 году

  2. Взаимодействие с ведущими нефтяными и газовыми компаниями на предмет увеличения ими объемов закупки продукции, производимой предприятиями, расположенными в Тюменской области

Данные меры нельзя признать исчерпывающими, так как кризисное положение отрасли обусловлено рядом системных общеотраслевых проблем, которые требуют интенсивных действий, как со стороны машиностроителей, так и соответствующей государственной политики. В частности реструктуризация машиностроительной отрасли, обостряется следующими факторами: общим мировым кризисом в экономике, технико-технологической отсталостью производственной базы, отсутствием комплексного характера в процессе ее обновления, недостаточной инновационной активностью организаций, низким качеством отдельных видов машиностроительной продукции, неустойчивым финансово-экономическим состоянием машиностроительных предприятий, а также недостатком квалифицированного персонала (менеджеров, инженеров, представителей рабочих специальностей), отвечающего требованиям отрасли.

Следовательно, приоритеты государственной политики в сфере управления человеческими ресурсами промышленных предприятий должны быть смещены на федеральном и региональном уровнях со сдерживающих мер, направленных сугубо на оптимизацию рынка труда, на конкретные направления, повышающие эффективность деятельности отрасли в целом.


Источники:


  1. Промышленное производство в Тюменской области (2004-2008): Стат. сб./Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области-Т.,2009.-362с.

  2. Социально-экономическое положение Тюменской области в январе 2010 года: Стат. доклад/ Территориальный орган Федеральной служюы государственной статистики по Тюменской области.- Т., 2010.-374с.